Эмоциональная включенность. Вовлеченность - эмоциональная и рациональная составляющие. Основная потребность в партнерских отношениях

Способствует формированию наших желаний, достижении целей и получения удовлетворения от них. К сожалению, она же может сильно искажать наше восприятие реальности, сбивая нас с нашего собственного пути и водя по кругу. Одна из причин – это вовлеченность в самые разные предметы, явления, обстоятельства и в людей.

Как к жвачке

Эмоциональная вовлеченность означает, что мы не остаемся равнодушными, а, правильнее сказать, настолько вовлеченными в различные ситуации, что это вызывает удивление. Ведь, на первый взгляд они не представляются настолько значимыми для нас.

Можно сказать, что мы движемся в потоке жизни и постоянно сталкиваемся с ситуациями, в которых залипаем. Можно даже сказать, к которым прилипаем, как к жвачке. Очевидно, что каждая такая ситуация может вызвать целый каскад переживаний. Сильные переживания не слишком хороши, поскольку мы в них теряем контроль и совершаем действия, оправдать которые самим себе бывает не просто. Более того, сильные переживания неизменно накладывают влияние на всю нашу жизнь, и это не то, что нам нужно на самом деле.

С детства и естественно

Все начинается, конечно, с детства. Ребенку нужная эмоциональная привязанность к родителям и, если они по отношению к нему холодны, то вряд ли ребенок вырастет психологически здоровым.

То есть, сама по себе эмоциональная привязка естественна и необходима во многих случаях, особенно по отношению к родным и близким.

Это, кстати, очень хорошо понимают PR-специалисты, использующие соответствующие образы в рекламе. Например, образы детей, любящих супругов, стариков-родителей.

Работодатели, распевая утренние гимны, пытаются создать из коллектива семью и получить глубокие эмоциональные привязки к работе.

В целом, во всем этом нет ничего ужасного. Неприятности начинаются, когда мы вовлекаемся слишком сильно. Например, в офисе приятно ощущать чувство локтя и готовность коллег оказать помощь, но, скажем, жертвовать своим будущим ради преданности своему делу, пожалуй не стоит. Но бывает.

В кинотеатрах люди плачут, смеются, сжимают кулаки за главного героя. Это все эмоциональное вовлечение. Кто-то из них после сеанса встретит своего злодея и попробует его одолеть. И, возможно пострадает.

Чем плохо эмоциональное вовлечение?

Излишняя эмоциональная вовлеченность говорит о том, что наша личность слишком подвержена внешнему воздействию. Наши эмоции легко перекрывают голос разума и мы, словно голодная собачонка идет за ситуацией. Еще эмоциональная вовлеченность, как правило, говорит о слабости критического мышления и способности самостоятельно принимать решения.

Что-то вы делает правильно

realworkhard / Pixabay

Вовлеченность говорит о том, что что-то вы делаете правильно с точки зрения своих ценностей, это реакция именно на них. Ценности – это то, что вы считаете верным и образующим вашу систему координат. Но, их важная характеристика – это осознанность. Неосознанная ценность – это не ценность, а установка, привитая в детстве. Все они должны быть пересмотрены, когда вы вступаете во взрослый мир. Установки – это мир наших родителей. Может быть они подойдут и нам, а, может быть и не подойдут вовсе.

Как снизить свою эмоциональную вовлеченность

Если мы во что-то эмоционально вовлекаемся, значит это для нас важно. Мы всегда в состоянии увидеть повышение своего эмоционального фона в ответ на какие-то внешние стимулы. Поэтому просто посмотрите, в какой именно ситуации это происходит. И, конечно, задайте себе вопрос, почему именно меня это так волнует?

Понять

Таким образом, чтобы снизить эмоциональную вовлеченность, ее сначала надо идентифицировать и спросить себя, что происходит.

Зачем мне это?

Скажите себе, что вы самостоятельная взрослая личность, которая не поддается первому же порыву, и не срывается, как осенний лист на ветру, при первом же эмоциональном позыве. Останавливайте себя и мысленно отгораживайтесь от ситуации. Ваша самооценка вполне позволяет это сделать. Обращайтесь в этот момент к себе «Что со мной сейчас происходит?», «Что я прямо сейчас делаю?», «Что я прямо сейчас буду делать?», «Зачем мне это?».

«Уменьшайте» ситуацию

Постарайтесь «уменьшить» ситуации, в которых вы «залипаете». Все меняется, проблемы закончатся, все пройдет как всегда. Поэтому, не надо придавать всему слишком большое значение.

Придавайте значение себе

Придавайте большее значение себе. – Ни один человек в мире не может быть выше вас, поскольку вы значимый человек и можете выбирать, как реагировать. А, если кто-то эмоционально просит помощи, это означает, что это ему что-то нужно от вас, и это его проблема. А вот вы готовы сделать чужую проблему своей?

Вы – на первом месте


Эмоциональная вовлеченность мешает людям логически и трезво подходить к оценке ситуаций. Мы оцениваем обстановку не только из конкретных текущих фактов, но и на основе нашего предыдущего опыта взаимодействия с этими действующими факторами (другие люди и явления). Наше отношения к конкретным действиям конкретных людей пристрастно, особенно в плане объяснения мотивов (он это сделал на зло мне или пытается мне навредить). Ситуации причем самые разнообразные могут быть, и деловые, и межличностные. В клинических случаях “дождь идет на зло мне”.

Абстрагироваться от эмоций и начать оперировать только фактами очень сложно (да еще в условиях недостатка фактов), поэтому осознано или неосознанно люди обращаются за помощью к другим людям, для оценки конкретной ситуации. Именно потому, что наш (чаще всего хороший знакомый) консультант не имеет эмоциональной вовлеченности в конкретную ситуацию в конкретной среде, а значит может трезво толковать и объяснять происходящее. В 90 процентах случаев советы нашего знакомого это “не накручивай себя, успокойся”, причем в равной степень относится и к женщинам, и к мужчинам. Разве что базовый уровень эмоциональной вовлеченности женщины на порядок выше, им чаще такие консультации нужны бывают и тут кроется главная проблема, что через несколько консультаций консультант сам становится эмоционально вовлеченным и начинает советы давать, как “нам с той сукой разобраться, что гадит тебе” – налицо положительная обратная связь, накрученная подругами и родственницами женщина совершает совершенно безумные и нелогичные поступки, о которых мужчины еще долго рассказывают в ужасе (чаще, увы, в контексте почему мы расстались).

Мужчины, как я уже писал выше, тоже подвержены эмоциональной вовлеченности, хотя стараются трактовать любые вещи напрямую. Типа, в метро на ногу наступили это просто нечаянно, черный кот перешел через дорогу – это просто кот перешел через дорогу, ночью приснилась сосиска – это просто сосиска, и тд. То есть факты мужчинами трактуются в буквальном их смысле и не додумываются никогда. Если девушка на улице улыбнулась, это значит что она срочно хочет заняться с вами сексом, а если не улыбнулась, то хочет, чтобы вы с ней занялись сексом, но стесняется об этом сказать. Как видите, мужская логика безупречна, если в нее не вносят помехи женщины

Интересный факт, большая часть успешных бизнесменов или просто руководителей высокого ранга это как раз малоэмоциональные люди (в рабочей обстановке) – включая женщин. То есть посмотрите на ту же Меркель или Маргарет Тэтчер, или Кондолизу Райс и Хиллари Клинтон – даже улыбки абсолютно искусственные, за которыми твердая воля и логика. И сравните с нашими женщинами политиками, так вот наши женщины в полном смысле этого слова – эмоциональные, живые и непредсказуемые (красивей на порядок и это даже не обсуждается, посмотрите депутаток Госдумы – был бы Сноуденом сбежал бы в Россию из АНБ после первой же трансляции пленарного заседания). Для успеха дела я бы пригласил на их место Меркель с Райс, если удастся их захантить (последняя не у дел, кстати, такие кадры пропадают).

Ну так о чем это я? Да в принципе просто хотел свою очередную шовинистическую мысль изложить, что меньшая базовая эмоциональная вовлеченность мужчин позволяет им гораздо более трезво оценивать ситуацию и принимать решения, . Есть только один минус, что эта мужская мегалогика не включает в себя понимание женщин (ибо совершенно неколинеарные логики у них), поэтому приходится изучать женскую и пытаться ее обобщить. Увы, женщины для мужчин один из самых сильных эмоциональных факторов (и срочно запретить женские слезы, как оружие массового поражения) и это мешает мужчинам находить разумные подходы к обобщению этой самой женской логики.

И тут я понял, мужчинам нужен свой независимый и не поддающийся эмоциональному вовлечению женщинами консультант, и это не другие мужчины (тем более женщины). Тарапапам! Лучший выбор в данном случае это кот. Да, гениально же? Каждый мужчина обязан завести себе кота, чтобы консультироваться с ним по вопросам общения с женщинами. Ты, значит, у кота своего спрашиваешь – как ты думаешь, что она имела ввиду под…а он в ответ смотрит на тебя лениво одним глазом и снова дремать…а ты ему – да, ты совершенно прав, не стоит забивать себе голову, пойду лучше куплю себе новый вертолет на радиоуправлении стреляющий водой.

PS Сдаю котов-консультантов в аренду, оплата почасовая, питание за ваш счет. Ни в коем случае не давать гладить их женщине, как бы она не просила и не уговаривала котика к себе на коленки дать, пока она сама не станет мурлыкающей и послушной вам кошкой.

PSS Просьба женщин скрытого смысла и намеков в данном посте не искать, просто хотелось отвлечься.

Вовлеченность персонала

Ведущие компании определённо знают, где находится источник повышения производительности. Это люди, вовлеченные в работу, мотивированные, имеющие ресурсы для её выполнения и достойно оплачиваемые. Вовлечённость каждого отдельного сотрудника в работу, признание вклада каждого сотрудника, признание за каждым сотрудником права иметь свой голос и свою роль в достижении успеха компании - вот источник истинной производительности. Тот источник, который позволяет повысить её не постепенно, а в разы.

Вовлечённость - это эмоциональное и интеллектуальное состояние, которое мотивирует сотрудников выполнять их работу как можно лучше.

Исследования показывают, что вовлечённость имеет сильную корреляцию с результатами бизнеса (0,7-0,8): совокупный доход акционеров , производительность , текучесть кадров и удовлетворенность потребителей .

Удовлетворённость, лояльность, вовлечённость…

Можно выделить несколько уровней определяющих отношение сотрудников к компании.

Удовлетворённость подразумевает, что человека в целом устраивает компания , в которой он работает. Он доволен определёнными составляющими, например зарплатой , условиями труда, возможностями обучения и будет продолжать здесь работать, но не прикладывая особых усилий.

Лояльность значит, что сотруднику нравится компания , и он готов трудиться здесь ещё долгое время, оставаясь преданным работником, но по-прежнему не прилагая лишних усилий.

Вовлечённость же считается наивысшим уровнем, когда человек радеет за свою компанию , выкладывается и старается работать как можно лучше. Это можно сравнить с предпринимательской моделью, когда сотрудник воспринимает бизнес компании как свой, и считает своим долгом внести свой вклад в его процветание. Таким образом, вовлечённость можно определить как состояние эмоциональной и интеллектуальной приверженности компании, которая побуждает сотрудника выполнять его работу как можно лучше.

Исследования вовлечённости

Существует несколько моделей вовлеченности. Одной из самых первых (ещё в 1994 году) модель вовлеченности стала разрабатывать и применять международная консалтинговая компания Hewitt Associates. Её примеру последовали и другие консалтинговые компании.

Основные международные провайдеры исследования вовлеченности: Hewitt Associates (в России), Gallup , Towers Watson .

Рейтинги на основе исследований вовлечённости

Замеры вовлеченности, проводимые по одной и той же методологии в разных компаниях, позволяют сравнивать компании между собой с высокой степенью объективности. Многие консалтинговые компании, измеряющие вовлечённость, создают рейтинги лучших работодателей. Наиболее уважаемыми международными рейтингами являются составляемые Aon Hewitt Best Employers Study (проводится и в России) и Great Workplace Award от Gallup.

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вовлеченность персонала" в других словарях:

    1. Теория мотивации по А. Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потребности… … Википедия

    - (англ. empowerment, capacity building) результат мер, направленных на получение таких знаний и навыков у отдельных граждан, социальных групп, организаций, предприятий и органов власти, которые позволят войти им в глобальное Общество… … Википедия

    Мелкий бизнес - (Small bisness) Понятие малого бизнеса, история развития и особенности малого бизнеса Информация о понятии малого бизнеса, история развития и особенности малого бизнеса Содержание Содержание Малый бизнес в Ограничение по статусу Ограничение по… … Энциклопедия инвестора

    Покупатель - (Purchaser) Определение покупателя, права покупателя, покупательские критерии Инфоормация об определении покупателя, права покупателя, покупательские критерии Содержание Содержание Определение Таинственный покупатель Цели и задачи исследования… … Энциклопедия инвестора

    Потребитель - (Сustomer) Содержание Содержание Определение История развития института защиты прав в Источники правового регулирования в Российской Федерации Основные права приобретателя Процессуальные особенности защиты прав потребителей Споры, связанные с ФЗ… … Энциклопедия инвестора

    Средний бизнес - (Medium business) Определение среднего бизнеса, нюансы среднего бизнеса Информация об определении среднего бизнеса, нюансы среднего бизнеса Содержание Содержание О “Что делать” и “с чего начать” вот в чем вопрос! О пользе… … Энциклопедия инвестора

    Необходимо проверить качество перевода и привести статью в соответствие со стилистическими правилами Википедии. Вы можете помочь … Википедия

    Экономика страны - (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора

    1) пик, Памир, Таджикистан. Открыт в 1932 1933 гг. сотрудниками Таджикско Памирской экспедиции Академии наук СССР и назван пиком Молотова, по фамилии сов. деятеля В. М. Молотова (1890 1986). В 1957г. переименован в пик России. 2) Российская… … Географическая энциклопедия

    Россия Российская Федерация РФ самая большая по площади страна мира (17075,4 тыс. км2), демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Первые упоминания об этой стране датируются примерно 10 в., в древнерусских … Географическая энциклопедия

Книги

  • Windows IT Pro/RE№03/2015 , Открытые системы. Windows IT Pro/RE– профессиональное издание на русском языке, целиком и полностью посвященное вопросам работы с продуктами семейства Windows и технологиям компании Microsoft. Журнал…

Чувствительность к воздействиям взрослого отражает желание и готовность ребенка воспринять его воздействия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных действиях ребенка на обращения взрослого (берет предложенный предмет, принимает помощь, пытается подражать или подражает действиям взрослого, реагирует на похвалу и порицание), а также в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями взрослого.

Эмоциональная вовлеченность ребенка в общение отражает степень его интереса к взаимодействию со взрослым, удовольствия от общения, желания его продлить. Этот параметр проявляется в эмоциональной окраске коммуникативных актов ребенка, количестве отвлечений от общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмоциональная вовлеченность в общение

Чувствительность к воздействиям взрослого отражает желание и готовность ребенка воспринять его воздействия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных действиях ребенка на обращения взрослого (берет предложенный предмет, принимает помощь, пытается подражать или подражает действиям взрослого, реагирует на похвалу и порицание), а также в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями взрослого.

Эмоциональная вовлеченность ребенка в общение отражает степень его интереса к взаимодействию со взрослым, удовольствия от общения, желания его продлить. Этот параметр проявляется в эмоциональной окраске коммуникативных актов ребенка, количестве отвлечений от общения.

Предпочитаемая форма общения отражает, во-первых, уровень развития коммуникативной потребности, во-вторых, степень ее напряженности и удовлетворенности, в-третьих, характер предыдущего коммуникативного опыта. Младенец, у которого сформирована, но недостаточно удовлетворяется потребность во внимании и доброжелательности взрослого, преимущественно стремится к ситуативно-личностному общению так же, как и ребенок, у которого еще не сформирована потребность в сотрудничестве со взрослым. Младенец, у которого потребность во внимании и доброжелательности сформирована и удовлетворяется достаточно, который начал приобретать опыт сотрудничества со взрослым, обычно стремится к ситуативно-деловому общению. Ребенок, имеющий недостаточный опыт общения и слабовыраженную коммуникативную потребность, чаще предпочитает одиночную деятельность с предметами. Ребенок, имеющий богатый опыт ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения, легко соглашается на любую форму общения, обычно инициирует ситуативно-деловое общение, с удовольствием играет самостоятельно.

Таким образом, диагностические ситуации должны предусматривать возможность выбора ребенком вида деятельности и общения со взрослым, проявления инициативности в общении, чувствительности к разнообразным коммуникативным воздействиям взрослого и отношения к ним, продемонстрировать владение средствам1. Комплексное наблюдение за детьми в естественных условиях осуществлялось по схеме, предложенной Ю.А. Афонькиной и Г.А. Урунтаевой в пособии для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада "Практикум по детской психологии". Схема и таблицы результатов наблюдения нами были соблюдены.

Цель наблюдения: Определение и изучение навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах

Проведение исследования. За детьми наблюдают в естественных условиях. Данные фиксируются в протоколах по выделеннымпараметрам. При наблюдении нами определены следующие критерии уровней развития межличностного общения детей:

1.Высокий уровень - ребенок проявляет внимание к сверстнику, обращается по имени, использует доброжелательный тон; по собственной инициативе (без напоминания взрослых) приветствует, благодарит сверстника и прощается с ним; в конфликтных ситуациях не оскорбляет собеседника (пытается разрешить конфликт сам или обращается за помощью взрослого); ребенок умеет договариваться, прислушивается к мнению других детей; понимает эмоциональное состояние собеседника и учитывает его.

2.Средний уровень - ребенок не всегда проявляет внимание к сверстникам, не всегда обращается по имени, редко замечает настроение другого ребёнка, не всегда здоровается и прощается, недостаточно употребляет вежливые слова; преобладают ровные взаимоотношения; ребенок не всегда прислушивается к мнению других детей, не всегда готов идти на компромиссы и договариваться с другими детьми; понимает эмоциональное состояние собеседника, но редко его учитывает.

3.Низкий уровень - ребенок очень редко обращается по имени, не считается с мнением других детей; при общении со сверстниками преобладает открыто негативное, избирательное взаимоотношение; ребенок не умеет договариваться, не прислушивается к мнению детей; не понимает эмоциональное состояние собеседника; ребенок не владеет речевыми оборотами, не умеет отвечать на вопросы и задавать их, не умеет слушать собеседника, своевременно вступать в диалог и завершать разговор

2. Методика "Угадай эмоцию"

Цель методики: изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке (Урунтаева Г.А.). Нами были изготовлены 6 картинок с изображением детей, у которых ярко выражено эмоциональное состояние: удивление, радость, гнев, страх, грусть, безразличие; а так же 5 сюжетных картинок с изображением положительных и отрицательных поступков детей.

Проведение исследования. Исследование проводилось в две серии. В первой ребенку последовательно показывали картинки с изображением детей, спрашивали: "Кто изображен на картинке? Какое состояние испытывает человек на этой картинке? Когда человек обычно испытывает такое состояние? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом? Опиши картинку".

Во второй серии ребенку последовательно показывали сюжетные картинки и задавали вопросы: "Что делают дети? Как они это делают? (дружно, ссорятся…) Как ты догадался? Кому из них хорошо? Кому плохо? Как ты догадался?"

Понимание детьми эмоционального состояния собеседника оценивается по следующим критериям: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.

Высокий уровень: ребенок справился с заданием: безошибочно называет все эмоции, изображенные на картинках и правильно характеризует состояние человека, испытывающего указанную эмоцию; ребенок легко понимает настроение людей, дифференцирует их поступки, оценивает действия.

Средний уровень: ребенок справился не со всеми заданиями: не всегда правильно называет эмоции, изображенные на картинках и характеризует состояние человека, испытывающего указанную эмоцию; ребенок не совсем понимает настроение людей, дифференцирует и оценивает их поступки не всегда правильно.

Низкий уровень: ребенок не справился с заданием: в большинстве случаев неправильно называет эмоцию, изображенную на картинке и не может охарактеризовать состояние человека, испытывающего указанную эмоцию; ребенок не понимает настроение людей, не правильно дифференцирует и оценивает их поступки и действия.

3. Социометрический анализ

Цель социометрического анализа: Определение и выявление взаимных избирательных отношений детей; определение статусного положения каждого ребёнка в группе, определение уровня благополучия взаимоотношений в группе.

В социометрическом анализе мы использовали следующие методики:

1. "Два домика",

2. "Капитан корабля",

3. "Метод вербальных выборов"

Эти методики нами были взяты из книги Б.С. Волкова и Н.В. Волковой "Методы исследований в психологии" и пособия ГА. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной "Практикум по детской психологии". Все предложенные в этих пособиях схемы, таблицы результатов, иллюстрации нами были соблюдены.

Подготовка исследования. Подготовить лист бумаги с изображением двух домиков (один из них красивый, красного цвета, а другой - невзрачный, черного цвета) для методики № 1 и изображение корабля или игрушечный кораблик для методики № 2 (см. приложение).

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с каждым ребёнком в груп

4. Включённое наблюдение в ходе проблемных ситуаций

За основу нами была взята схема из пособия Г.А. Урунтаеной и Ю.А. Афонькииой "Практикум по детской психологии". Предложенная схема нами была соблюдена.

Цель включённого наблюдения: Изучение характера эмоциональных проявлений детей во время решения социальных проблем

Подготовка исследовании. Приготовить конструктор, бумажные куклы, конверты с деталями кукольной одежды, мозаику.

Проведение исследования. Методика проведения игровая. Игры: "Одень куклу", "Мозаика", "Строитель". Подробное описание игр содержится в приложении.

Обработка данных. Во всех приведенных выше проблемных ситуациях важно отмечать следующие показатели поведения детей, которые оцениваются по соответствующим шкалам:

I. Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника. Интерес к сверстнику, обостренная чувствительность к тому, что он делает, может свидетельствовать о внутренней причастности к нему. Безразличие и равнодушие, напротив, говорят о том, что сверстник является для ребёнка внешним, отдаленным от него существом.

0 - полное отсутствие интереса к действиям свсрстника (не обращает внимания, смотрит по сторонам, занимается своими делами, заговаривает с экспериментатором);

1- беглые заинтересованные влгдяды в сторону сверстника;

2 - периодическое пристальное наблюдение за действиями сверсгника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника;

3 - пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника.

II. Характер участия в действиях сверстника, т.е. окраска эмоциональной вовлеченности в действия сверстника: положительная (одобрение и поддержка), отрицательная (насмешки, ругань) или демонстративная (сравнение с собой)

0 - нет оценок

1 - негативные оценки (ругает, насмехается)

2 - демонстративные оценки (сравнивает с собой, говорит о себе)

3 - позитивные оценки (одобряет, дает советы, подсказывает, помогает)

III. Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, которые ярко проявляются в эмоциональной реакции ребенка на успех и неудачу другого, порицание и похвалу взрослыми действий сверстника.

0 - индифферентная - заключается в безразличии как к положительным, так и к отрицательным оценкам партнера, что отражает общую индифферентную позицию по отношению к партнеру и его действиям.

1 - неадекватная реакция - безусловная поддержка порицания взрослого и протест в ответ на его поощрение.

2 - частично адекватная реакция - согласие как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого. По-видимому, этот вариант реакции отражает скорее отношение ребенка к взрослому и его авторитету и попытку объективной оценки результата действий партнера.

3 - адекватная реакция - радостное принятие положительной оценки и несогласие с отрицательной оценкой. Здесь ребенок как бы стремится защитить сверстника от несправедливой критики и подчеркнуть его достоинства. Этот вариант реакции отражает способность к сопереживанию и состраданию.

IV. Характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать "в пользу другого" или "в свою пользу". Если ребенок совершает альтруистический поступок легко, естественно, без малейших колебаний, можно говорить о том, что такие действия отражают внутриличностный слой отношений; колебания, паузы, оттягивание времени могут свидетельствовать о моральном самопринуждении и подчиненности альтруистических действий другим мотивам.

0- отказ - ребёнок не поддается ни на какие уговоры и не уступает партнёру своих деталей. За этим отказом, по-видимому, стоит эгоистическая направленность ребёнка, его концентрация на себе и на успешном выполнении порученного задания;

1- провокационная помощь -- наблюдается в тех случаях, когда дети неохотно, под давлением сверстника уступают свои детали. При этом они дают партнёру один элемент мозаики, явно ожидая благодарности и подчёркивая свою помощь, заведомо понимая, что одного элемента недостаточно, и провоцируя тем самым следующую просьбу сверстника;

2- прагматическая помощь - в этом случае дети не отказываются помочь сверстнику, но только после того, как выполнят задание сами. Такое поведение имеет явную прагматическую ориентацию: поскольку ситуация содержит соревновательный момент, они стремятся прежде всего выиграть это соревнование и лишь при условии собственной победы помочь сверстнику;

3- безусловная помощь - не предполагает никаких требований и условий: ребёнок предоставляет другому возможность пользоваться всеми своими элементами. В некоторых случаях это происходит по просьбе сверстника, в некоторых - по собственной инициативе ребёнка. Здесь другой ребёнок выступает не столько как соперник и конкурент, сколько как партнёр.

5. Методика "Изучение коммуникативных навыков" Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной

Предварительно психологи готовят силуэтные картинки изображения рукавичек и два набора по шесть цветных карандашей. Исследование проводится в две серии. В первой серии - двум детям предложили по одному изображению рукавички и попросили их украсить, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Психолог объяснил, что сначала дети должны договориться, какой узор рисовать, а только затем приступать к работе. Дошкольникам выдали по одинаковому набору карандашей. Вторая серия проводится аналогично первой, но детям предлагается один набор карандашей, и оговаривается, что карандашами надо делиться.

При анализе проведения методики учитываются следующие параметры:

1.Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают. Какие средства используют: уговаривают, убеждают. Заставляют и т.д.

2.Как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют.

3.Как относятся к результату деятельности, своему и партнера.

4.Осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чём это выражается.

5.Умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй серии).

Уровень развития речевых навыков общения детей давался с учетом критериев оценки: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: Ребенок активен в общении, умеет слушать, понимает речь; строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с другими детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета. Сила звучания голоса соответствует норме, речь плавная, непрерывная, употребление ненужных слов отсутствует. Зрительный контакт с собеседником присутствует, постоянно расслабленная, удобная поза при общении, используются непринужденные, адекватные беседе жесты; выражение лица говорит о заинтересованности общением.

Средний уровень: Ребенок умеет слушать и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других. Сила звучания голоса не всегда соответствует норме, речь плавная, непрерывная, частое употребление ненужных слов, расслабленная, удобная поза при общении, используются непринужденные, адекватные беседе жесты; жесты слишком часто сменяют друг друга, иногда затрудняя общение

Низкий уровень: Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета не умеет последовательно излагать мысли, точно передавать их содержание. Слишком громкий или тихий голос, речь прерывистая, частое использование ненужных слов. Зрительный контакт с собеседником отсутствует; во время общения поза напряженная, неудобная; полноеотсутствие движений руками и головой; отсутствие каких либо изменений в выражении лица во время разговора

6. Методика "Выявление уровня развития диалогического общения детей: Беседа по предложенной ситуации" (по Е.И.Радиной)

Методика позволяет изучить особенности диалогического общения в специально организованных разговорах с детьми.

С этой целью устанавливается контакт и доверительные отношения с детьми. Беседа проводится с каждым ребенком индивидуально и дословно фиксируется. Темы для общения подбираются в соответствии с возрастом и интересами детей: о друзьях, семье, самом ребенке, предметах и игрушках, явлениях природы, книгах, интересных играх, занятиях и других видах деятельности). Общение направлено на выявление у детей следующих коммуникативных навыков: умение вступать в разговор, поддерживать его, самим задавать вопросы, использовать формы речевого этикета, завершать разговор.

Показатели развития диалогического общения:

1. Доброжелательный тон общения - Недоброжелательный тон общения

2. Спокойный тон общения - Крикливый тон общения

3. Внимательны к речи собеседника - Невнимательны к речи собеседника

4. Не перебивают собеседника - Перебивают собеседника

5. Используют речевой этикет - Не используют речевой этикет

Уровень развития диалогических навыков общения детей давался с учетом критериев оценки: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: Для ребенка характерны полные ответы, свидетельствующие о желании вступить в общение, самому задавать вопросы, использовать в разговоре формулы речевого этикета, доброжелательный, спокойной тон в общении, внимание к речи собеседника

Средний уровень: для ребенка характерны неполные ответы детей, свидетельствующие о желании вступить в общение, самим задавать вопросы, использовать в разговоре формулы речевого этикета, не всегда доброжелательный тон общения, часто не внимателен к речи собеседника

Низкий уровень: для ребенка характерны односложные ответы, свидетельствующие о нежелании или неумении строить полные речевые конструкции, задавать вопросы, использовать в речи формулы речевого этикета; недоброжелательный, крикливый тон общения, ребенок невнимателен к речи собеседника.

2.2 Характеристика программы развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством игры (формирующий эксперимент)

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил разработать программу развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством игры.

Целью развивающей программы является развитие общения старших дошкольников со сверстниками посредством игры.

Цель программы позволила сформулировать ее основные задачи:

1.Развить диалогическое общение и коммуникативные умения детей: владение речевыми оборотами для установления контакта, легкость контактирования, умение отвечать на вопросы, умение задавать вопросы в ходе диалога, умение слушать собеседника, умение своевременно вступить в диалог, умение завершать разговор.

2.Развить речевые навыки детей: обогащение лексики, ее разнообразия; развернутость высказываний; использование форм речевого этикета; культура поведения во время речевого общения.

3. Развить эмпатийные формы общения и эмоциональное отношение к сверстнику; обучение умению внешне выражать свои эмоциональные проявления и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

4.Создать положительный микроклимат в группе, повысить сплоченность в группе, формировать чувство принадлежности к группе, выработка доброжелательного отношения друг к другу.

На основании поставленной цели и выделенных нами задач, была определена структура программы развития общения старших дошкольников со сверстниками посредством игры. Данная программа состоит из трёх блоков, направленных на:

1. Повышение сплоченности в группе, создание положительного микроклимата в группе. Данный блок включает в себя 10 игр, целевой направленностью которых является: сближение детей друг с другом; создание положительного микроклимата в группе; повышение сплоченности в группе; формирование чувства принадлежности к группе; выработка доброжелательного отношения друг к другу.

2. Развитие эмпатийных форм общения и эмоционального отношения к людям. Данный блок состоит из 17 игр, направленных на: побуждение детей к сочувствию и сопереживанию близким людям, друзьям, сверстникам; умение понимать эмоциональные состояния людей и учитывать их; обучение умению внешне выражать свои эмоциональные проявления; расширение и углубление представлений детей о доброжелательном отношении к другим людям; развитие эмоционального отношения к сверстнику; формирование ценностных отношений к окружающим людям; побуждение детей к проявлению внимания и заботы к сверстникам; обучение умению замечать переживания и ожидания сверстников и близких людей.

3. Развитие диалогического общения и коммуникативных умений. Данный блок состоит из 28 игр, целевой направленностью которых является: обучение детей владению речевыми оборотами для установления контакта, легкости контактирования; умению отвечать на вопросы, задавать вопросы в ходе диалога, слушать и понимать собеседника; обучение умению своевременно вступать в диалог и завершать разговор; развитие культуры общения: умение вежливо общаться со сверстником, проявление внимания к сверстнику, обращение по имени, использование доброжелательного тона и форм речевого этикета в обращении к сверстнику, умение договариваться друг с другом; обогащение лексики, ее разнообразия.

В разработанной и реализованной нами программе развития общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте посредством игры главным и основным направлением является развитие диалогического общения и коммуникативных умений (3 блок). Остальные два блока - развитие эмпатийных форм общения и эмоционального отношения к людям, и повышение сплоченности в группе, создание положительного микроклимата в группе - являются пропедевтическими, т.е. дополнительными к основному блоку.

В каждом блоке содержится определенное количество игр и игровых упражнений, объединенных общей целевой направленностью внутри блока. Всего программа содержит 55 игр. Игровой материал реализовывался комплексно, с ведущим значением третьего блока. Обязательным условием являлось проведение игры из основного блока и добавлением к ней игр из первого или второго блоков пропедевтических, или проведение игр из всех трех блоков. Развивающая программа включает в себя комплекс игр, которые проводились в МОУГ № 4 г.Тулы на курсах подготовки детей к школе 2 раза в неделю на протяжении 5 месяцев. Игры включались в занятия по развитию речи, чтению, эйдетике, частично проводились между занятиями и во время прогулок. Для более эффективного развития общения у старших дошкольников со сверстниками посредством игры, были созданы следующие психолого-педагогические условия:

Создание положительного эмоционального фона в группе в ходе занятия;

Поддержка интереса детей в ходе проведения игр;

Последовательное введение игрового материала, начиная с умения слушать собеседника, отвечать на вопросы, вступать в контакт, и заканчивая умением владеть речевыми оборотами для установления контакта, умение задавать вопросы, своевременно вступать в диалог, завершать разговор;

Обеспечить взаимопонимание, доверительные отношения "педагог-дети", "ребенок-дети", "ребенок-ребенок";

Обогатить представления детей об эмпатийных формах поведения, культуре речевого общения;

Создать эмоциональный характер общения педагога с детьми, а также детей друг с другом;

Заботиться об эмоциональном благополучии каждого ребёнка.


Обнадеживающим моментом в разрешении эмоционально-рациональной дихотомии вовлеченности людей в процесс обеспечения качества является следующее: прогресс в этом направлении может быть достигнут до того, как наступит полная эмоциональная вовлеченность высших руководителей предприятия. Для начала достаточно добиться от них признания того факта, что сосредоточение усилий в области качества - мудрая и грамотная политика. Быстрый запуск комплексного процесса обеспечения качества очень скоро становится органической составляющей деятельности предприятия. Или, быть может, именно благодаря столь стремительному старту он превращается в таковую. Этот процесс приобретает эффективность еще до того, как будет воспринят всеми сотрудниками на эмоциональном уровне. Но для его ввода в действие требуется критическая масса заинтересованных работников, причем не всегда составляющих большинство коллектива. Подобная критическая масса возникает, когда люди начинают осознавать, что их представления о качестве не отвечают современным требованиям. Легко быть смелым в толпе, но намного труднее взять на себя риск оказаться первым.

Было бы идеальным привлечь генерального директора к проблеме качества и эмоционально, и рационально. Но основой для выбора организацией верного пути является рациональный подход большинства высших руководителей. Изучив положительный опыт других организаций и осознав выгодность обеспечения качества для улучшения работы своего предприятия, его лидеры начинают с пониманием относиться к CQP и оказывают его внедрению хотя бы минимальную, но очевидную для всех поддержку. Их эмоциональная вовлеченность придет позднее. В конце концов, с прагматической точки зрения значение имеет поведение высших руководителей, а не их внутреннее состояние.

Нет ничего необычного в том, что, когда речь идет о высших руководителях, рациональная вовлеченность в CQP зачастую предшествует эмоциональной. Но на уровне рядовых работников все начинается именно с последней. Люди вдруг осознают: руководство намерено предоставить им право принимать решения и существенно, иногда даже радикально расширить их возможности осуществлять контроль повседневной работы. Это чрезвычайно вдохновляет работников.

По прошествии определенного времени, когда становится очевидным положительное влияние усилий в области качества на деятельность компаний в целом и отдельных сотрудников в частности, все большее число руководителей начинает ощущать собственную эмоциональную вовлеченность в этот процесс. Лидеры чувствуют удовлетворение от того позитивного влияния, которое повышение качества оказывает на моральный дух их подчиненных. Они начинают гордиться тем, что руководят конкурентоспособной организацией, всегда исполняющей принятые на себя обязательства. Кроме того, их радует, что они становятся неотъемлемой частью процесса, включающего немало торжественных мероприятий, в ходе которых благодарят и награждают отличившихся.

В то же время усиливается интеллектуальная приверженность CQP со стороны рядовых сотрудников. Они начинают рассуждать так: «Все это прекрасно, но как оно влияет на рыночную стоимость акций компании? Действительно ли мы прислушиваемся к запросам наших потребителей? Какой следующий шаг требуется для эволюционного развития данного процесса?»

После того как будут достигнуты и эмоциональная, и рациональная приверженность общей концепции (простая часть) и механизму осуществления (трудная часть) CQP сотрудников всех уровней, стремление к непрерывному совершенствованию станет обязательной составляющей корпоративной культуры и органической частью миссии организации.

ПОСЛЕДСТВИЯ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К РАБОТНИКАМ

Помня о таких популярных лозунгах, как «правдивая реклама» или «полная открытость организаций», не следует забывать, что умение руководства полагаться на способности и добрую волю сотрудников - важнейшее условие внедрения CQP.

Если компании удалось вовлечь весь трудовой коллектив в усилия по всестороннему совершенствованию деятельности, то в ней будут одновременно осуществляться в этом направлении многочисленные мероприятия. В этом случае управлять сверху внедрением множества идей, выдвигаемых сотрудниками, практически невозможно. Доверие руководителей к подчиненным из акта доброй воли, требующего определенного мужества, постепенно превращается в насущную необходимость. Интеллектуальное согласие руководителей внедрять CQP открывает шлюзы для потока действий, сметающего неуверенность и колебания управленцев.

Во время семинара, проводившегося авторами книги в компании Baby Bell в 1990 г., ее президент заявил: «Мы не в состоянии доверять своим сотрудникам». Напряженная тишина в зале говорила о том, что далеко не все согласны с этим утверждением, но оставшееся время было посвящено обсуждению путей превращения персонала в людей, заслуживающих доверия. Вместе с тем при подобном отношении к подчиненным не стоило удивляться, что организацию будоражили проблемы этического свойства. Стало очевидным: корректировка взглядов президента компании или его замена - это главное условие, при котором усилия в области качества могут стать реальностью. Очевидно, что личностные изменения подобного рода чрезвычайно сложны. Можно считать аксиомой: чем значительнее требуемые изменения, тем болезненнее они происходят. При этом стоит иметь в виду: только уверенный в себе человек способен быть настоящим лидером. Сомневающиеся люди могут в лучшем случае рассчитывать на должность менеджера.

По необъяснимым причинам нам свойственно больше доверять незнакомцам, чем тем, кого мы хорошо знаем. Проиллюстрируем сказанное. Утром, отправляясь в свой офис, типичный американский руководитель садится в автомобиль и обязательно пользуется тормозами. При этом его совершенно не интересует, кто собирал тормозную систему, на каком языке говорили сборщики. Всякий раз, проезжая на зеленый сигнал светофора, он спокоен, потому что абсолютно уверен: пешеходы пропустят его, так как обязаны остановиться, когда для них горит красный свет. Подъехав к зданию, где помещается его офис, он ставит автомобиль на стоянку для парковки руководителей и спокойно поднимается на лифте на тот этаж, где расположены кабинеты руководства. У него даже не возникает мысли выяснить, кто и когда проверял исправность лифта. Таким образом, за весь путь от дома до своего рабочего места этот руководитель доверял свою жизнь десяткам, если не сотням совершенно незнакомых ему людей. Но, оказавшись в совершенно безопасных условиях за собственным рабочим столом, босс начинает мучительно сомневаться: стоит ли делегировать сотруднику NN право самостоятельно распорядиться 25 долл., хотя тот проработал в компании двадцать семь лет!

Вот еще один пример из области дорожного движения. Представьте, что вы сидите за рулем автомобиля, а перед перекрестком, на котором горит красный сигнал светофора, находится еще 12-14 машин. Со своего места вам виден светофор, но когда на нем загорается зеленый сигнал, вы не трогаетесь с места. Почему? Очевидно, что каждому хочется поскорее проскочить перекресток, пока светофор открыт. Но тем не менее вы ждете, потому что автомобиль перед вами еще не тронулся с места, ожидая, пока не двинется машина, стоящая перед ним, и т.д. В конце концов, вся автомобильная очередь приходит в движение. Но чем дальше вы находились от перекрестка, тем больше приходится поторапливаться, чтобы наверстать упущенное время, проведенное в ожидании. При этом совсем немногим удается пересечь перекресток до переключения сигнала. Теперь допустим, что все водители, находящиеся в подобной ситуации, знают друг друга и доверяют реакции всех участников движения. Тогда, увидев

40 зеленый свет, вы немедленно снимете ногу с тормозной педали и нажмете на газ. Вы будете абсолютно уверены: все водители, стоящие перед вами, поступят аналогичным образом. В результате вся автомобильная очередь сорвется с места одновременно и проехать перекресток удастся гораздо большему числу водителей.

Спрашивается, какое отношение последний пример имеет к процессу обеспечения качества? Ситуация, когда вы ждете, пока не тронется с места стоящий впереди автомобиль, водитель которого вам незнаком и его намерения неизвестны, служит моделью так называемого микроуправления. При такой форме менеджмента никакое действие не совершается, пока команда со стороны высшего руководства не пройдет по всей цепочке управления. Никто из подчиненных и пальцем не пошевелит, не зная о намерениях вышестоящих, ожидая, пока те не осознают необходимости действовать. Отсутствует всякое доверие друг к другу, никто не желает рисковать и принимать на себя ответственность. Совершаются только рутинные действия. Создается впечатление, что все в компании размеренно и упорядоченно, но высока вероятность опоздать и не использовать временно открывшиеся возможности (образно говоря, не успеть проехать перекресток на зеленый сигнал светофора). Во втором случае каждый водитель знает, что всех объединяет общая цель - обеспечить пересечение перекрестка максимальным количеством машин - и все играют по единым правилам (трогаться с места на зеленый свет). В этом случае люди могут начать действовать одновременно, но для этого требуется доверительное сотрудничество.

Доверяя подчиненным, руководители фактически ничем не рискуют. В основном работники прекрасно знают свои обязанности и никогда не станут сознательно действовать во вред организации, ведь даже в беседах дома или с друзьями они говорят: «Моя компания». Ощущение приверженности к своей работе, сквозящее в этом выражении, является вполне реальным, и на него можно положиться. Как показали исследования специалистов отдела качества, из первых 25 тыс. предложений, выдвинутых сотрудниками Pan Revere Insurance Group, только 11 не было реализовано, причем ни одна из этих идей не пролежала без движения более двух дней. Любой руководитель оценил бы своевременное внедрение 24 989 предложений, при этом легко смирившись с 11 временными неудачами. Точно так же за первые четыре года действия программы «Качество на первом месте» в Insurance Center не была отвергнута ни одна из 8180 идей, выдвинутых сотрудниками.