Сообщение про мир глазами экология. Перевернутый класс селезневой елены: мир глазами эколога. Международный день биоло-гического разнообразия

1. Волнует ли тебя состояние окружающей среды в твоём крае, в стране, на всей планете? Если да, то почему? Напиши.

Да, конечно! Ведь это может коснуться меня и моих близких. Нам нужна еда и вода, но если будет грязная вода мы не сможем ее пить. Если вырубать деревья в огромном количестве, то будет меньше кислорода, а нам нужно дышать!

2. Папа Серёжи и Нади предлагает задание. Придумай рисунки-символы для каждой из изученных вами экологических проблем.

Представь свою работу классу. Объясни предложенные тобой рисунки-символы.

3. Какие ещё экологические проблемы планеты тебе известны? Напиши.

Загрязнение воздуха, озоновые дыры, вымирание животных.

4. С помощью учебника приведи примеры (1-2 в каждом пункте).

а) Международные соглашения по охране окружающей среды.

Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных и растений.

б) Международные экологические организации.

Всемирный фонд дикой природы, Гринпис.

в) Международные экологические дни.

Всемирный день воды, День Земли, День работников леса.

5. По заданию учебника (с. 47) подготовь сообщение о работе международных экологических организаций в России.

Найди в Интернете информацию о работе международных экологических организаций в России. Подготовь сообщение.

Тема сообщения : Всероссийское общество охраны природы (ВООП)

План сообщения:

  1. Создание Всероссийского общества охраны природы
  2. Современные функции и задачи ВООП
  3. Возможности ВООП в наши дни.

Важная информация для сообщения:

Всероссийское общество охраны природы (ВООП) было основано в 1924 году. Сначала главной задачей этой общественной организации было сохранение и восстановление природных запасов, а также пропагандирование необходимости защиты и охраны окружающей среды среди населения.

Сейчас функции и задачи общества расширились. Так ВООП проводит следующие мероприятия:

  • экологическое образование и воспитание населения
  • пропаганда экологических знаний
  • работы по озеленению и благоустройству городов и поселков
  • расчистка берегов рек и родников
  • научные исследования в сфере экологии и сохранения окружающей среды
  • общественные контроль за соблюдением природоохранного законодательства,
  • консультации по охране природы
  • обеспечение населения качественным посадочным материалом и семенами
  • создание и поддержание клубов по цветоводству, садоводству, голубеводству, аквариумистике, а также клубов любителей животных

Также Всероссийское общество охраны природы реализует значимые общероссийские экологические программы: «Общественный контроль», «Родники», «По оздоровлению малых рек», «Памятники природы».

Расширились и возможности этой общественной организации, например, в наше время в её рядах насчитывается около 2,5 миллионов членов и сторонников. В распоряжении ВООП современные лаборатории, научно-исследовательские центры, центры воспитательной работы с населением и детские секции.

Источник (источники) информации: Интернет

6. Изготовь для себя «Экологический календарь». Вырежи его из Приложения и наклей на плотную бумагу. Объясни, как ты понимаешь смысл каждого международного дня. Если потребуется, обратись к дополнительной литературе, Интернету. Используй этот календарь при подготовке в классе различных экологических мероприятий.

Ежегодно во всем мире 3 марта отмечается Всемирный день дикой природы. Всемирный день дикой природы предоставляет возможность обратить внимание на многообразие и красоту проявлений дикой фауны и флоры, а также помогает повысить информированность о получаемой человеком пользе от занятий природоохранной деятельностью. Кроме того, этот День напоминает нам о необходимости усиления борьбы с преступлениями в отношении дикой природы, имеющими далеко идущие экономические, экологические и социальные последствия.

21 марта в мире отмечается Международный день лесов . В этот день государствам-членам ООН рекомендуется проводить массовые мероприятия, например, кампании по высадке деревьев, с учетом традиций и природных особенностей стран.

Ежегодно 22 марта во многих странах мира отмечается Всемирный день водных ресурсов или Всемирный день воды . Всемирный День воды призван привлечь внимание общественности к состоянию водных объектов и проблемам, связанным с их восстановлением и охраной; задуматься о роли воды в жизни каждого человека на Земле; привлечь внимание к проблемам нехватки питьевой воды, необходимости сохранения и рационального использования водных ресурсов, принимать необходимые меры для решения проблемы снабжения населения питьевой водой.
В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, государствам предложено проводить в этот день мероприятия, посвященные сохранению и освоению водных ресурсов.

22 марта по всему миру отмечается День Матери - Земли . Он призван привлечь внимание мировой общественности к экологическим проблемам. Поэтому в этот день проводятся экологические акции и мероприятия - научные конференции, выставки, закрытие автомобильного движения на оживленных улицах крупных городов, уборка территории и посадка деревьев. В России День Матери-Земли считается днем общественных организаций, которые проводят различные просветительские акции, сажают деревья, призывают решать проблемы, связанные с ядерной энергией и радиоактивными отходами. Проводятся различные экологические акции и мероприятия, направленные на экологическое просвещение и заботу об экологии.

Ежегодно 22 мая в мире отмечается Международный день биологического разнообразия . Главная задача Международного дня биологического разнообразия – обратить внимание общественности на проблему безвозвратного исчезновения на Земле многих представителей флоры и фауны. Одним из способов борьбы за сохранение разнообразия жизни на нашей планете является охрана редких и исчезающих видов растений и животных. Эксперты подсчитали, что каждый день на Земле исчезают десятки представителей флоры и фауны.

Всемирный день окружающей среды ежегодно отмечается во всём мире июня. В этот день в разных странах мира проводятся мероприятия, подтверждающие стремление общества к сохранению и улучшению окружающей среды.

8 июня отмечается Всемирный день океанов . Всемирный день океанов – день, который дает повод вспомнить о том, что Мировой океан является колыбелью жизни на планете Земля, 70% которой покрыто водой, ресурсы океана – залог развития и дальнейшего существования человеческой цивилизации, его пространства – арена мировой торговли. Роль Мирового океана в регулировании климата является системообразующей, его воды – один из главных поглотителей углекислого газа. Во Всемирный день океанов по всей планете проводятся фестивали и парады на морскую тематику, выставки, экологические митинги и акции. Жителям разных стран рассказывают о том, какой вклад они могут внести в защиту океанов.

Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой проводится ежегодно 17 июня. В этот день правительство всех стран мира должно задуматься о том, какой ущерб наносит опустынивание, и какие меры могут быть приняты для борьбы с этим явлением. Опустынивание приводит к потере биологической продуктивности земель. Оно является одной из самых больших угроз человечеству. Это глобальная проблема затрагивает около 1/5 часть населения нашей планеты и касается более 100 стран. Для эффективного решения данной проблемы необходима высокая информированность о причинах и процессах опустынивания. Очень важно при этом также и международное сотрудничество.

Международный день охраны озонового слоя - это 16 сентября. Деятельность человека, в частности промышленность, привела не просто к истончению озонового слоя, но и к образованию в нем так называемых дыр. Первая озоновая дыра была зафиксирована учеными над Антарктидой в 1985 году, потом были обнаружены и другие озоновые дыры над нашей планетой. Разрушение озонового слоя над земным шаром чревато непоправимыми отрицательными последствиями для всего населения Земли: к раковым заболеваниям населения и к гибели животных и растений. Поэтому очень важно проводить работу по сокращению выбросов опасных для озонового слоя веществ.

Всемирный день почв ежегодно отмечается многими государствами 5 декабря. В этот день проводятся всевозможные акции по защите почв, парады, торжественные заседания общественных организаций, фестивали и мероприятия по защите и восстановлению почв, например, посадка деревьев.

Окружающий мир 4 класс (часть1)
Тема урока: "Мир глазами эколога"
Задачи урока:

  • порассуждаем о том, кем мы, люди, являемся на планете
  • узнаем о действиях человека по защите своей планеты
  • поищем способы для решения экологических проблем

Кто-то говорит, что человек - хозяин природы. А кто-то считает, что мы - всего лишь ее часть. А как думаешь ты? Порассуждай!

СЫН или ПОКОРИТЕЛЬ?

Когда-то очень давно у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Не было полей, ферм, заводов и фабрик, техники и современных жилищ, привычной нам обуви и одежды.

Жизнь людей зависела от капризов окружающей природы. Из-за неудачной охоты они голодали. Сильные морозы или засуха нередко грозили гибелью. Наши далёкие предки преклонялись перед силой природы, остро чувствовали свою зависимость от неё.

Но постепенно многое изменилось. У людей появились поля, фермы, заводы. Были созданы разнообразные машины, построены дома. И людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее её. Вооружённый техникой, человек решил, что ему всё на планете подвластно... Но прошло время, и люди начали понимать, что это не так. Покорение природы приводило к загрязнению воздуха и воды, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Люди стали понимать, что они не господствуют над природой, а попросту губят её.

Оказалось, что люди по-прежнему множеством нитей связаны с окружающей природой, зависят от неё. Человек был и останется сыном природы, а не её покорителем.

Попробуй рассказать о мире с точки зрения эколога. Используй слова: природа, человек, живые организмы, окружающая среда, экологические связи, цепи питания, круговорот веществ, охрана природы.



С точки зрения эколога, мир — это неразрывное единство неживой и живой природы, природы и человека. В результате деятельности человека на Земле возникли экологические проблемы. Экологическая проблема — это опасное изменение в окружающей среде под влиянием человека.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Рассмотри картинки. Что их объединяет. Какие чувства ощущаешь?

Экологическая проблема мусора

В любой семье ежедневно что-то выбрасывают. В год на каждого жителя крупного города приходится приблизительно тонна мусора! В одной из стран подсчитали: если весь мусор, который образуется в стране ежегодно, ссыпать в одну гору, то потребуется почти три миллиона грузовиков, чтобы эту гору вывезти.

Какими способами, на ваш взгляд, можно избавиться от мусора? Все ли они безопасны с точки зрения экологии? Какой способ лучший?

Экологическая катастрофа не за горами

Пластиковый мусор на планете

Экологическая проблема загрязнения воздуха

Экологическая проблема загрязнения воды

В 1969 году знаменитый путешественник Тур Хейердал и его товарищи отправились в плавание на папирусной лодке «Ра». Их путь лежал через Атлантический океан. То, что они увидели в океане, поразило их. Хейердал пишет: «Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки. Но особенно бросался в глаза мазут... До самого горизонта поверхность моря оскверняли чёрные комки мазута с булавочную головку, с горошину, даже с картофелину».

Со времени этого путешествия прошло более 40 лет, но загрязнение океана не уменьшилось, а только усилилось. От загрязнения страдают живые существа, обитающие в океане.

Известны случаи, когда морские черепахи проглатывали плавающие в воде полиэтиленовые пакеты, принимая их за медуз, и погибали. А сколько мальков рыб гибнет от загрязнения океана нефтью! Это, в свою очередь, ведёт к оскудению рыбных запасов, к снижению уловов.

Какие меры для защиты океана от загрязнения вы могли бы предложить?

Экологическая проблема вырубки лесов

В жарких странах исчезают тропические леса — одно из чудес природы. Здесь обитают 2/з всех видов растений, животных, грибов, которые есть на Земле. Густая, пышная растительность джунглей выделяет в воздух особенно много кислорода. Именно эти леса чаще всего называют «лёгкими» нашей планеты. И вот люди уничтожают их — ради древесины, ради того, чтобы освободить место для постройки дорог и для сельскохозяйственных посевов. По некоторым подсчётам, каждый день в джунглях под пилой падает... пять миллионов деревьев! И сколько животных теряют своё жильё и пищу... Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов?

=====================================================================

Если бы ты был на месте Земли, что бы ты попросил у Человечества?

=====================================================================

Надеюсь, что ты понимаешь, о чем идет речь...

ЗАЩИТИМ ПЛАНЕТУ СООБЩА

Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Для её решения необходимо широкое международное сотрудничество.

Государства заключают различные международные соглашения , чтобы сообща бороться за спасение природы. Одно из таких соглашений — Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных и растений.

Этот документ защищает от истребления и массового вывоза в разные страны многих животных Африки, Азии и Южной Америки, например обезьян, красивых птиц, черепах, редких насекомых. Он защищает леопардов, слонов, носорогов, крокодилов и других животных, которых уничтожают ради шкур, бивней, рогов.

Созданы различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них — Всемирный фонд дикой природы (World Wildlife Fund —WWF). Эмблемой этой организации является изображение панды — одного из самых редких животных мира.

Отделения Всемирного фонда дикой природы действуют во многих странах мира, а его штаб-квартира находится в Швейцарии. Фонд собирает и распределяет денежные средства, необходимые для охраны редких видов живых организмов и мест их обитания. На средства фонда проводятся научные исследования, издаются книги, организуются международные конференции, посвященные охране природы.

Во всём мире известна и другая международная экологическая организация — Гринпис (GREENPEACE).

Это название в переводе с английского языка означает «Зелёный мир». Штаб-квартира Гринпис находится в Амстердаме. Эта организация активно борется против загрязнения окружающей среды ядовитыми отходами и мусором, проводит международные кампании в защиту лесов, океана, рыбных запасов, редких видов растений и животных.

Ежегодно человечество отмечает международные экологические дни. Их цель — помочь людям осознать, как важно охранять природу. Некоторые из них приведены в таблице.


Алевтина Шамшеева
Аукцион знаний для учащихся 3–4 классов «Мир глазами эколога»

Аукцион знаний «Мир глазами эколога » . Конспект мероприятия будет полезен учителям начальных классов , работающих в 3-4 классах , а также родителям.

Цель : сформировать представление учащихся о состоянии экологии на Земле .

Задачи :

- образовательная : закрепление знаний учащихся об окружающей природе, привлечение учащихся к прирородоохранной деятельности, развитие представлений о факторах, угрожающих живой природе, развитие познавательного интереса к изучению окружающего мира.

- коррекционная : развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, эмоциональной сферы, наблюдательности.

- воспитательная : воспитание чувства ответственности за окружающий человека мир природы; формирование ненасильственной модели поведения по отношению к природе; способствовать воспитанию эстетического отношения к природе, хозяйственного подхода к использованию природных богатств, ответственного отношения к делу охраны природы.

Оборудование : компьютер, проектор, мультимедийная презентация, наборное полотно, карточки с пословицами, макет мельницы с заданиями на крыльях, гонг, молоточек, видеофильм о свойствах воды; колбы с водой, воздухом, почвой; листы белой бумаги для оригами «Утка» , книга – памятка «Друзья природы» , плакаты учащихся

«В защиту лесной красавицы – ёлочки» .

Ход мероприятия

Сегодня мы попробуем посмотреть на окружающий мир глазами ученого - эколога и подумаем над тем , почему каждый из нас должен стать хотя бы немного экологом .

Мультимедийная презентация

В природе все взаимосвязано. Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть хорошо продумано. Непродуманные заранее поступки людей нанесли природе большой вред. Природа, как израненная птица, кричит и просит о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства нашего края для тех, кто будет жить после нас. И только зная законы природы, мы сможем стать её верными друзьями. Сейчас мы проверим ваши знания по экологии в аукционе знаний «Мир глазами эколога » .

На продажу выставлены поистине бесценные «товары» , купить которые сможете своими знаниями , сообразительностью и дружной игрой.

Аукцион начинается (Гонг)

Мультимедийная презентация

Воду нужно беречь. Вода - главное богатство на земле. Людям, животным, растениям нужна только чистая вода. Ученые подсчитали, что каждый год в водоемы всего мира попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 000 товарных поездов.

Лот №1 Продается экологически чистая вода

Мультимедийная презентация

Для того чтоб приобрести этот товар, вы должны выполнить ряд заданий.

Задание 1. Отгадать загадки.

Мультимедийная презентация

Задание 2. Рассказать то, что вы знаете о воде, одним предложением.

Например :

1. Вода, испаряясь, превращается в пар.

2. Вода - вещество без запаха, без цвета.

3. Вода растворяет многие вещества.

4. Вода входит в состав любого живого организма.

5. Вода не имеет формы, приобретает форму сосуда, в котором находится.

6. Вода может находится в трёх состояниях : в жидком, твёрдом – лёд, газообразном – пар.

Задание 3. Назвать слова, связанные с водой.

(Снег, туман, туча, моря, океан, иней, родник, град, дождь, пар, река, озеро,.)

Молодцы. Справились со всеми заданиями. Лот №1 продан. (Гонг)

Вы приобрели экологически чистую воду .

Аукцион продолжается

Мультимедийная презентация

Главные загрязнители атмосферы - промышленные предприятия и автотранспорт. В 2010 году ими выброшено в воздух нашей страны 94 млн. тонн ядовитых веществ. Исследованиями ученых установлена прямая зависимость воздуха и различными заболеваниями людей.

Лот №2 Продается «Экологически чистый воздух »

Мультимедийная презентация

Викторина «На крыльях мельницы»

(Задания написаны на крыльях мельницы)

Крыло 1 :

1. Почему в безветренную погоду дым из труб поднимается всегда вверх?

(Теплый воздух поднимается вверх)

2. Почему в сильные холода птицы сидят нахохлившись? (Между перьями задерживается больше воздуха, а воздух плохой проводник)

Крыло 2 :

1. Почему в домах устанавливают двойные рамы на зиму? (Слой воздуха между рамами предохраняет жилое помещение зимой от потери тепла : воздух плохой проводник тепла)

2. Почему растения называют «легкими планеты» ? (Потому, что растения выделяют кислород)

Крыло 3 :

1. Почему летом после дождя «легко дышится» , воздух становится приятней? (Дождевые капли очищают, промывают воздух, унося с собой пыль и копоть)

2. Почему травянистые растения, находящиеся зимой под снегом, не замерзают? (Потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающее стебли и корни растений)

Крыло 4 :

1. Где чище воздух и почему? (В лесу, потому что растения выделяют кислород, и листья растений поглощают углекислый газ)

2. Как вы понимаете, выражение «Воздух должен быть чистым» ? (В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа)

Мультимедийная презентация

Задание : Какие свойства воздуха использовали для создания этих изобретений?

Ответы :

Парусник - движение воздуха, ветер.

Воздушный шар - свойства теплого воздуха.

Аэростат - свойства теплого воздуха.

Ветряная мельница - движение воздуха.

Лот №2 продан. (Гонг)

Вы приобрели экологически чистый воздух .

Физкультминутка

Ветер веет над полями.

Ветер веет над полями,

И качается трава.

(Дети плавно качают руками над головой) .

Облако плывет над нами,

Словно белая гора.

(Потягивания – руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья -

Вправо – влево, назад – вперед,

А потом наоборот.

(Наклоны вправо – влево, вперед – назад.)

Мышки прячутся во ржи.

Как увидеть их скажи?

В норке прячется полёвка.

Покажись скорей, плутовка!

(Приседания.)

Мы взбираемся на холм

(Ходьба на месте.)

И немного отдохнем.

(Дети садятся за парты.)

Аукцион продолжается

Мультимедийная презентация

Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь вместо одного мешка в кладовой 20 мешков. Ведро картошки, в чудесной, превращается в 20 ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редиса, помидор. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Догадались, о чем идет речь?

Лот №3 Продается «Экологически чистая почва »

Мультимедийная презентация

Сообщение о почве

Почва – это верхний тёмный, рыхлый слой земли, на котором растут растения. Это ценный продукт природы, который люди используют в своих целях. Главное свойство почвы – плодородие.

Задание : на наборном полотне карточки, на которых записаны начало и конец пословиц. Необходимо восстановить полный текст пословиц, дать правильный ответ и поместить на планшет.

Земля. а, белый хлеб родит.

Кто землю лелеет - … заботу любит.

Земля не уродит, … того земля жалеет.

Земля черная -. никто не наградит

Мультимедийная презентация

Ответы :

Земля заботу любит.

Кто землю лелеет – того земля жалеет.

Земля не уродит, никто не наградит.

Земля черная, а белый хлеб родит.

Лот №3 продан. (Гонг)

Вы приобрели экологически чистую почву .

Аукцион продолжается

Лот №4 Продается книга – памятка «Друзья природы»

Мультимедийная презентация

Чтобы приобрести эту книгу, вы должны расплатится за неё, своими плакатами.

Вам было дано задание нарисовать плакаты «В защиту лесной красавицы – ели» .

Скоро наступит самый долгожданный праздник – Новый год. Накануне этого праздника все хотят украсить свой дом пушистой новогодней елкой. Тысячи елей и сосен вырубают ежегодно, чтобы создать праздничное настроение, и они больше не будут расти, и радовать нас! Необходимо людям понять, что эти деревья – живые существа и срубая их, мы делаем им больно. Не лучше ли на праздник пригласить искусственную гостью, и тем самым сохранить зелёный наряд нашей планеты.

Посмотрим на ваши плакаты. Вы молодцы. Получите книгу – памятку «Друзья природы» .

Украсим обложку книги – посадим на озеро утку, сделанную способом оригами.

Приступаем к работе.

Складывание из бумаги, в технике оригами, фигуры «Утка»

Мультимедийная презентация

На партах у учащихся лежат квадраты , вырезанные из листов белой бумаги.

1. Положите квадрат углом вверх.

2. Согните его по диагонали и снова разверните.

3. Согните углы к середине. Получилась базовая фигура «Воздушный змей» .

4. Нижний угол отгибаем кверху.

5. Правый угол отгибаем к центру до соединения точек. Также с левым углом.

6. Уголки получившихся треугольников отгибаем вниз.

7. Переворачиваем фигуру.

8. Верхний угол отгибаем вниз до соединения точек.

9. Поднимаем обратно вверх, сгибаем заготовку пополам.

10. Сгибаем верхнюю часть под углом вправо и обратно поднимаем.

11. Выгните острый угол наружу. Это шея.

12. Отогните будущий клюв, верните его обратно.

13. Опустите будущий клюв и прижмите.

14. Получилась уточка.

Посадите её на озеро на обложке вашей книги – памятки и приклейте.

Лот №4 продан. (Гонг)

Вы приобрели книгу – памятку «Друзья природы» .

Все лоты распроданы. Благодарю всех участников аукциона . Вы показали хорошие знания в области экологии . Может быть, вам удастся решить проблему взаимоотношений человека с окружающей средой. Будущее за вами, сохраним нашу землю зеленой и цветущей.

Мультимедийная презентация

Дети :

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам.

Хорошо живется с нами рядом!

Прекрасна, прекрасна

Родная земля.

Прекраснее мне не найти

Зеленые долы, леса и поля,

И синяя в море вода.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

по окружающему миру

МИР ГЛАЗАМИ ЭКОЛОГА

Выполнила: Учитель начальных классов

МБОУ Бутурлиновская СОШ

Устименко Ю.А.




Проблема загрязнения океана

Большая часть отходов деятельности человека попадает в Мировой океан. Каждый год в него сбрасывается около 320 миллионов тонн железа, 6 с половиной тонн фосфора, 2 миллиона тонн свинца. Но опаснее всего – нефтепродукты. Они поступают в океан из нефтяных скважин, танкеров, речных стоков. В течение года океан принимает от 2 до 10 миллионов тонн нефтепродуктов.

В океанскую воду попадают также металлы, многие из которых ядовиты. Накапливаясь в организмах животных, металлы наносят вред тем, кто питается этими животными.


Первая проблема человечества -загрязнения океана

А сколько в океане плавает различного мусора?!

Американские учёные подсчитали, что в районе Гавайских островов плавает около 35 миллионов

пластиковых бутылок.

Защищать мировой океан должны люди всех стран


Какие меры для защиты океана от загрязнения вы могли бы предложить?

Решение 1.Использование химических препаратов. 2.Суда-»губки». 3.Устанавливаются сроки и объемы добычи рыбы. 4.Создана Красная книга.


Вторая проблема человечества – спасение лесов

Леса занимают на планете 1/3 всей поверхности суши. Они поглощают из атмосферы 119 миллиардов углекислого газа и выделяют 86 миллиардов кислорода в год.

Сегодня над лесами нависла угроза вырубки. Лес гибнет из-за того, что человек вырубает и выжигает его. Леса вырубают для того, что разделать землю под поля и строительство.


Леса влияют на распределение тепла на планете, регулируют сток рек, газовый состав атмосферы. От количества лесов зависит климат Земли.

СПАСЕНИЕ ЛЕСА – ДЕЛО КАЖДОГО


Какие меры для защиты лесов от загрязнения вы могли бы предложить?

Решение

1.Регулировать вырубку леса. 2.Объединение всех стран мира по охране лесов.


Третья проблема Земли - это мусор! Как избавиться от мусора?

Раньше проблема мусора считалась чисто городской. Сегодня от мусора страдают и сёла. Мусором завалены обочины дорог, его можно увидеть в лесу, на лугу. Сильный ветер разносит по округе бумагу и пластиковую упаковку. Часто мусор сжигают, и тогда едкий дым отравляет воздух.

Теперь ученые ломают голову над тем, как поступать с пластиковыми изделиями, когда они приходят в негодность.


Какими способами можно избавиться от мусора?

Решение 1. Сортировка мусора. 2.Переработка мусора


Люди! Планета – наш дом. Оберегайте и любите её!

В этом Вам помогут:

1. Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных. 2. Всемирный фонд дикой природы. 3.Экологическая организация – Гринпис.

Любите родную природу - озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились, живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе мы к ней относиться добрей.

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Рассказать о мире, с точки зрения эколога. Работать в паре: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению. Знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды. Находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные (знать, уметь)

Знать понятие - экология, международные экологические организации, экологический календарь.

Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в охране.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - ставить и формулировать проблемы, устанавливать причинно - следственные связи, строить рассуждения в форме простых суждений.

Р. - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учȅта характера ошибок.

К. - формулировать собственное мнение и позицию и координировать еȅ с позициями портнȅров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные результаты

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.

Основные понятия и определения

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о действиях человечества по защите своей планеты. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения эколога, анализировать экологические проблемы и предлагать способы их решения.

Вспомни, что изучает наука экология. Что де-лается на Земле для сохранения природы?

СЫН ИЛИ ПОКОРИТЕЛЬ?

Когда-то очень давно у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Не было полей, ферм, заводов и фабрик, техники и современных жи-лищ, привычной нам обуви и одежды

Жизнь людей зависела от капризов окружаю-щей природы. Из-за неудачной охоты они го-лодали. Сильные морозы или засуха нередко грозили гибелью. Наши далёкие предки прекло-нялись перед силой природы, остро чувствовали свою зависимость от неё.

Но постепенно многое изменилось. У людей появились поля, фермы, заводы. Были созданы разнообразные машины, построены дома. И лю-дям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее её. Вооружённый тех-никой, человек решил, что ему всё на планете подвластно... Но прошло время, и люди начали понимать, что это не так. Покорение природы приводило к загрязнению воздуха и воды, раз-рушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Люди стали понимать, что они не господствуют над приро-дой, а попросту губят её

Оказалось, что люди по-прежнему множеством нитей связаны с окружающей природой, зависят от неё. Человек был и останется сыном приро-ды, а не её покорителем.

Попробуй рассказать о мире с точки зрения эколога. Используй слова: природа, человек, жи-вые организмы, окружающая среда, экологиче-ские связи, цепи питания, круговорот веществ, охрана природы. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.

Изучение нового материала

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

С точки зрения эколога, мир — это неразрыв-ное единство неживой и живой природы, приро-ды и человека. В результате деятельности чело-века на Земле возникли экологические проб-лемы. Экологическая проблема — это опасное изменение в окружающей среде под влиянием человека

1.С помощью текста учебника проанализируй-те одну из экологических проблем: в чём при-чины её возникновения, как она проявляется, какие последствия для людей несёт.

2.Предложите способы решения проблемы. С помощью Интернета узнайте, как решается экологическая проблема. Совпадают ли эти действия с вашими предложениями?

3.Свои выводы и предложения представьте классу, все вместе обсудите их.

Проблема загрязнения океана

В 1969 году знаменитый путешественник Тур Хейердал и его товарищи отправились в плава-ние на папирусной лодке «Ра». Их путь лежал через Атлантический океан. То, что они увидели в океане, поразило их. Хейердал пишет: «Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из ней-лона, пустые бутылки, консервные банки. Но особенно бросался в глаза мазут... До самого горизонта поверхность моря оскверняли чёрные комки мазута с булавочную головку, с гороши-ну, даже с картофелину».

Со времени этого путешествия прошло более 40 лет, но загрязнение океана не уменьшилось, а только усилилось. От загрязнения страдают живые существа, обитающие в океане.

Известны случаи, когда морские черепахи проглатывали плавающие в воде полиэтилено-вые пакеты, принимая их за медуз, и погибали. А сколько мальков рыб гибнет от загрязнения океана нефтью! Это, в свою очередь, ведёт к оскудению рыбных запасов, к снижению уловов.

Какие меры для защиты океана от загряз-нения вы могли бы предложить?

Проблема исчезновения тропических лесов

В жарких странах исчезают тропические леса — одно из чудес природы. Здесь обитают 2/3 всех видов растений, животных, грибов, которые есть на Земле. Густая, пышная растительность джунг-лей выделяет в воздух особенно много кисло-рода. Именно эти леса чаще всего называют «лёгкими» нашей планеты. И вот люди уничто-жают их — ради древесины, ради того, чтобы освободить место для постройки дорог и для сельскохозяйственных посевов. По некоторым подсчётам, каждый день в джунглях под пилой падает... пять миллионов деревьев! И сколько животных теряют своё жильё и пищу...

Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов?

Проблема мусора

В любой семье ежедневно что-то выбрасыва-ют. В год на каждого жителя крупного города приходится приблизительно тонна мусора! В од-ной из стран подсчитали: если весь мусор, ко-торый образуется в стране ежегодно, ссыпать в одну гору, то потребуется почти три миллиона грузовиков, чтобы эту гору вывезти

Какими способами, на ваш взгляд, можно избавиться от мусора? Все ли они безопас-ны с точки зрения экологии? Какой способ лучший?

ЗАЩИТИМ ПЛАНЕТУ СООБЩА

Охрана окружающей среды — задача всего че-ловечества. Для её решения необходимо широ-кое международное сотрудничествоГосударства заключают различные междуна-родные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы. Одно из таких соглаше-ний — Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких жи-вотных и растений. Этот документ защищает от истребления и массового вывоза в разные стра-ны многих животных Африки, Азии и Южной Аме-рики, например обезьян, красивых птиц, черепах, редких насекомых. Он защищает леопардов, слонов, носорогов, крокодилов и других животных, которых уничтожают ради шкур, бивней, рогов

Созданы различные международные органи-зации, служащие делу охраны природы. Одна из них — Всемирный фонд дикой природы Эмблемой этой организации является изображение панды — од-ного из самых редких животных мира.

Отделения Всемирного фонда дикой природы действуют во многих странах мира, а его штаб- квартира находится в Швейцарии. Фонд соби-рает и распределяет денежные средства, необ-ходимые для охраны редких видов живых ор-ганизмов и мест их обитания. На средства фонда проводятся научные исследования, изда-ются книги, организуются международные кон-ференции, посвящённые охране природы.

Во всём мире известна и другая междуна-родная экологическая организация — Гринпис

(СНЕЕЫРЕАСЕ ). Это название в переводе с анг-лийского языка означает «Зелёный мир». Штаб- квартира Гринпис находится в Амстердаме. Эта организация активно борется против загряз-нения окружающей среды ядовитыми отходами и мусором, проводит международные кампании в защиту лесов, океана, рыбных запасов, редких видов растений и животных

Ежегодно человечество отмечает международ-ные экологические дни. Их цель — помочь лю-дям осознать, как важно охранять природу. Некоторые из них приведены в таблице.

В течение года отметьте в классе экологиче-ские дни. Им можно посвятить классные часы, утренники, на них можно пригласить гостей, чьи профессии связаны с охраной природы. Выпус-тите к экологическим дням стенгазеты, оформи-те стенды.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Название международного дня

Всемирный день воды

Международный день птиц

День Земли

Всемирный день окружающей среды

Международный день защиты животных

Международный день биоло-гического разнообразия

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1. Почему человеку не удалось покорить приро-ду? 2. Какие экологические проблемы возникли на нашей планете? 3. Как решаются экологиче-ские проблемы? 4. Приведи примеры междуна-родных экологических организаций и экологи-ческих дней.

Вывод

Жизнь людей зависит от состояния природы. На Земле возникли экологические проблемы, которые необходимо решать. Этому помогают международные соглашения, экологические организации и экологические дни.

Задания для домашней работы

1.Найдите в Интернете информацию о работе международных экологических организаций в России. Подготовь сообщение.

2.Придумай и нарисуй на отдельном листе плакат «Защитим свою планету».

Презентация Мир глазами эколога

Источники информации :

ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014

Хостинг презентаций окружающий мир