Самолет красной площади 1987 году. Полет руста — история предательства в руководстве ссср. Версии о реакции ПВО

2002-05-28T11:16Z

2008-06-05T12:22Z

https://сайт/20020528/156496.html

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

15 лет назад немец Матиас Руст нарушил государственную границу СССР

124

28 мая 1987 года, когда СССР праздновал очередной День пограничника, 19-летний немец Матиас Руст сел в маленький спортивный самолет "Сессна-172", не имея въездной визы, пересек советскую границу, пролетел 800 км над территорией СССР и посадил свой самолет на Красной площади Москвы. Самолет марки "Cесна-172" был сконструирован в 1950-х годах. Этот двухместный самолет достигает со своим относительно маломощным мотором максимальной скорости 220 км/ч. Тем не менее, самолет популярен среди любителей летного спорта, поскольку легок в управлении и надежен. По свидетельству москвичей и гостей столицы, гулявших 28 мая 1987 года по центру Москвы, самолет с левым разворотом и снижением заходил на посадку между Спасской башней Кремля и собором Василия Блаженного. Русту не удалось посадить самолет прямо на Красную площадь /на площади находилось слишком много людей/. Сделав еще один разворот над гостиницей "Россия", он пошел на снижение, приземлился на середине Москворецкого моста и вырулил на...

28 мая 1987 года, когда СССР праздновал очередной День пограничника, 19-летний немец Матиас Руст сел в маленький спортивный самолет "Сессна-172", не имея въездной визы, пересек советскую границу, пролетел 800 км над территорией СССР и посадил свой самолет на Красной площади Москвы.

Самолет марки "Cесна-172" был сконструирован в 1950-х годах. Этот двухместный самолет достигает со своим относительно маломощным мотором максимальной скорости 220 км/ч. Тем не менее, самолет популярен среди любителей летного спорта, поскольку легок в управлении и надежен.

По свидетельству москвичей и гостей столицы, гулявших 28 мая 1987 года по центру Москвы, самолет с левым разворотом и снижением заходил на посадку между Спасской башней Кремля и собором Василия Блаженного. Русту не удалось посадить самолет прямо на Красную площадь /на площади находилось слишком много людей/. Сделав еще один разворот над гостиницей "Россия", он пошел на снижение, приземлился на середине Москворецкого моста и вырулил на Васильевский спуск.

Вокруг бело-голубой одномоторной "Сессны" тут же образовалась толпа. Матиас Руст вылез из кабины пилота и стал раздавать автографы. Когда подоспели милиционеры и потребовали документы, он заявил, что явился "как борец за мир". Руста увезли, по словам очевидцев, на черном ЗИЛе, а самолет специальный грузовик отбуксировал с Красной площади в неизвестном направлении.

Свой полет Руст начал из Гамбурга, крайней восточной точкой его маршрута должен был стать Стокгольм. Но Руст взял курс через советскую Эстонию на Москву, до которой беспрепятственно добрался на низких высотах через пять часов.

Советские локаторы засекли Руста, однако военачальники долго не могли решить сбивать или не сбивать "объект".

Пролет Руста до Москвы носил явно провокационный характер. Происшествие имело серьезные политические последствия. На Западе хвалили его "подвиг", называли Руста "отважным героем-одиночкой, который, рискуя жизнью, пробил дырку в "Железном занавесе" ради того, чтобы донести до руководства СССР послание мира". Об этом Рутс говорил во всех западных ток-шоу. А вот в зале суда Руст утверждал, что пересек границу СССР "на спор".

В Советском Союзе Руст был признан виновным в незаконном пересечении границы и должен был отбыть четырехлетнее тюремное заключение. Однако его лефортовское заключение продлилось всего год. Советское правительство в качестве "жеста доброй воли" решило освободить Матиаса досрочно, и он был передан германским властям.

Наказание ожидало не только "воздушного хулигана". 30 мая 1987 года состоялось заседание Политбюро ЦК КПСС, которое закончилось освобождением от должности министра обороны маршала Советского Союза Сергея Соколова и Главнокомандующего войсками ПВО главного маршала авиации Александра Колдунова. К 10 июня в Войсках ПВО было привлечено к ответственности 34 офицера и генерала. Многих сняли с занимаемых должностей, исключили из КПСС, уволили из Вооруженных сил, отдали под суд. Фактически было заменено все руководство Министерства обороны, вплоть до командующих военными округами.

В ходатайстве о помиловании Руст написал: "Теперь, после многих месяцев заключения, мне все стало ясно. Я глубоко раскаиваюсь в содеянном. Я прошу помиловать меня не только ради того, чтобы сохранить мою жизнь, но и с тем, чтобы я как можно быстрее смог вести в ФРГ легальную работу за мир во всем мире". Улетая домой из Шереметьево-2, Руст прослезился и пообещал журналистам, что непременно вернется в Советский Союз в качестве туриста, "чтобы получше познакомиться с этой замечательной страной".

4 сентября 1987 года, ровно тридцать лет назад, обвинительным приговором завершился судебный процесс по скандальному делу Матиаса Руста – молодого немецкого пилота-любителя, который несколькими месяцами ранее, 28 мая 1987 года, приземлился на своем самолете на Красной площади – в самом сердце советской столицы.


Самолет «Сессна-172», который пилотировал 18-летний гражданин ФРГ Матиас Руст, приземлился прямо у храма Св. Василия Блаженного в центре Москвы. Советское руководство было в настоящем шоке. Ведь мало того, что самолет простого немецкого парня преодолел расстояние от советской границы до столицы страны и не был сбит системами противовоздушной обороны, так еще и произошло это событие, что очень символично, 28 мая – в День пограничника. Это был настоящий плевок в лицо всей советской системе. Естественно, что Матиас Руст был сразу же после посадки самолета арестован.

Практически сразу же после посадки самолета Руста на Красной площади генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев принял решение об отправке в отставку целого ряда высших военных руководителей, в первую очередь тех, кто отвечал за противовоздушную оборону советского государства. Самым высокопоставленным «отставником» оказался министр обороны Советского Союза 72-летний маршал Сергей Соколов. Он занимал эту должность с 1984 года, сменив на посту умершего маршала Дмитрия Устинова. До назначения министром обороны маршал Соколов с 1967 по 1984 гг., на протяжении семнадцати лет, был первым заместителем министра обороны СССР. Участник Великой Отечественной войны, маршал Соколов был одним из наиболее видных советских военачальников. В частности, с 1980 по 1985 гг. он отвечал за управление действиями советских войск на территории Демократической Республики Афганистан. Однако полет немецкого юноши стоил уважаемому маршалу карьеры. Конечно, «на улицу» заслуженного военачальника выкинуть не могли – уже в июне 1987 года он занял пост генерального инспектора Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Кроме маршала Соколова, в отставку сразу же после полета Матиаса Руста был отправлен главный маршал авиации Александр Колдунов, занимавший пост главнокомандующего Войсками Противовоздушной обороны Советского Союза и непосредственно отвечавший за безопасность воздушного пространства советской страны. Дважды Герой Советского Союза, Александр Колдунов прошел Великую Отечественную войну летчиком-истребителем, после войны служил в истребительной авиации ВВС, а затем в ПВО. Должность главкома Войск ПВО он занял в 1978 году, за девять лет до полета Матиаса Руста. Но не только высшие военачальники потеряли свои должности. Со службы были уволены около 300 старших офицеров. По кадровому составу советских вооруженных сил был нанесен мощнейший удар. Нашли и «козлов отпущения» - два офицера Войск Противовоздушной обороны получили реальные сроки лишения свободы. Это были подполковник Иван Карпец, бывший оперативным дежурным по Таллинской дивизии Войск ПВО в день полета Руста, и майор Вячеслав Черных, бывший в тот злополучный день дежурным по радиотехнической бригаде.

Что касается самого Руста, то после задержания на Красной площади он был арестован. 1 июня, через несколько дней после полета, Матиасу Русту исполнилось девятнадцать лет. Свой день рождения молодой немец встретил в тюрьме. Весь мир следил за судьбой парня, продемонстрировавшего, что система обороны Советского Союза отнюдь не «железная». И это действительно было так – с откровенными предателями, проникшими в высшее руководство советского государства, железной она быть просто не могла. Естественно, что без «обеспечения» на самом высоком уровне полет Руста просто был бы невозможен. Его бы сбили в худшем случае еще в небе над Эстонией. Однако Русту буквально дали зеленый свет на полет до самой советской столицы. Происходить это могло только с санкции самых высших советских руководителей. Не очень понятно, кто конкретно дал добро на приземление Руста на Красной площади, да и вряд ли мы когда-нибудь об этом узнаем. Но очевидно, что это был человек или люди, входившие в самую высшую группу советской элиты.

Смещенные военачальники находились в оппозиции к тому курсу, который к этому времени стало проводить советское руководство во главе с Михаилом Горбачевым. Нанесение удара по командованию вооруженных сил было одной из главных задач тех людей, кто стоял за методичным и планомерным разрушением советского государства. Ведь прославленные маршалы и генералы, прошедшие Великую Отечественную войну и бывшие настоящими патриотами советского государства, могли просто не позволить произвести все те манипуляции со страной, которые привели к катастрофе 1991 года. Впоследствии американский военный эксперт Вильям Одом даже сравнил «зачистку» советской военной элиты после полета Матиаса Руста с репрессиями против советских военачальников, имевшими место в 1937-1938 гг. Интересно, что после каждой такой чистки через года три–четыре наступала катастрофа. В 1941 году началась ужасная Великая Отечественная война, а в 1991 году распался Советский Союз, и этот процесс также сопровождался реками крови в бывших союзных республиках, многочисленными военными конфликтами, массовыми беспорядками, небывалой волной преступности и насилия.

Поэтому вряд ли стоит оценивать поступок Матиаса Руста как «безобидную шалость» юного романтика–авиатора. Скорее всего, здесь имела место тщательно продуманная и организованная провокация, в которой могли участвовать и западные спецслужбы, и внушительное прикрытие с советской стороны. По крайней мере, в этом мнении сходятся многие видные советские и российские военачальники, которые считают, что без «кремлевской крыши» полет Матиаса Руста закончился бы для него трагически. Целью организации такого полета было ослабление советского государства посредством решения следующих задач: 1) создания повода для масштабной «чистки» неугодных высших военачальников, 2) дискредитации советской системы обороны в глазах граждан СССР и мировой общественности, 3) укрепления антисоветских настроений в обществе. Именно после полета Матиаса Руста и увольнения министра обороны СССР маршала Сергея Соколова Михаил Горбачев приступил к стремительному сокращению Вооруженных сил Советского Союза. Полет Руста в этом контексте был еще одним аргументом – зачем нам «такая армия», да еще в «таком количестве», которая пропустила полет и приземление на Красной площади спортивного самолета какого-то немецкого юноши.

Примечательно, что незадолго до полета Матиаса Руста министр обороны СССР маршал Соколов докладывал лично Михаилу Горбачеву о том, как организована и как работает система противовоздушной обороны советского государства. Выходя от генсека, Соколов забыл у него некоторые документы, включая очень секретную карту. Но на следующий день, когда он попытался документы вернуть назад, Горбачев сказал, что не помнит, где они находятся. Эту версию озвучивал впоследствии, согласно ряду публикаций в российских СМИ, генерал-полковник Леонид Ивашов. Как бы там ни было, но в одном большинство военачальников сходятся – акция с полетом Руста была продуманной и спланированной. Есть и еще одна очень интересная версия, согласно которой Руст приземлился на Красной площади с полными баками топлива, что свидетельствует лишь об одном – его заправляли где-то на советской территории. И делать это могли только непосредственно под контролем «всесильного» советского КГБ.

Суд над Матиасом Рустом был назначен на 2 сентября 1987 года. Матиасу Русту предъявили обвинение по трем статьям УК РСФСР - незаконное пересечение воздушной границы, нарушение международных правил полетов и злостное хулиганство. В определении УК РСФСР хулиганство трактовалось как умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, тогда как под злостным хулиганством понимались те же действия, но сопровождавшиеся «исключительным цинизмом или особой дерзостью». Посадка самолета на Красной площади, где гуляло множество советских людей, была расценена именно так. За злостное хулиганство в УК РСФСР предусматривалась ответственность в виде лишения свободы сроком до пяти лет или исправительных работ сроком до двух лет. Нарушение правил международных полетов предусматривало еще более широкий диапазон наказания – от одного года до десяти лет лишения свободы, правда, по этой же статье можно было отделаться и без реального срока – выплатив крупный штраф.

На суде Матиас Руст заявил, что прилетел в Москву для того, чтобы продемонстрировать советскому народу свое стремление к миру. Однако обвинение этим аргументам молодого немца не вняло. Прокурор просил для Матиаса Руста по трем статьям УК РСФСР десять лет лишения свободы. Но суд оказался куда более мягким, чем обвинение.

4 сентября 1987 года Матиасу Русту огласили приговор. Он был осужден на четыре года лишения свободы. С одной стороны, антисоветские элементы в самом Советском Союзе и мировая общественность сразу же выразили возмущение такой, с их точки зрения, жестокой расправой над «посланцем мира». С другой стороны, наоборот, сегодня возникает много вопросов по поводу приговора, который кажется некоторым чрезмерно либеральным. Во-первых, к Матиасу Русту применили те статьи Уголовного кодекса РСФСР, которые не были жесткими и не могли повлечь за собой таких серьезных мер как, скажем, смертная казнь. Во-вторых, все же четыре года лишения свободы за такой поступок государственного значения выглядели весьма странно, особенно по сравнению с тем, за что четыре года тогда давали рядовым советским гражданам.

Мягкость приговора Русту свидетельствовала о том, что никто и не собирался наказывать его серьезно. В былые времена, когда Советский Союз действительно был противником капиталистического Запада, Матиас Руст в лучшем случае получил бы лет десять в далеких северных лагерях, а в худшем был бы просто приговорен к расстрелу. Но в 1987 году ситуация изменилась. Возможно, что либеральная мера наказания Русту должна была продемонстрировать Западу дальнейшую готовность Советского Союза к «демократизации».

В начале августа 1988 года, менее чем через год после судебного процесса, Матиас Руст был амнистирован и благополучно уехал на родину. В предварительном заключении и в колонии молодой немец провел всего 14 месяцев. Фактически Михаил Горбачев великодушно простил Матиаса Руста за хлесткую пощечину Советскому Союзу и Советской Армии, нанесенную на глазах всего мира. Разумеется, за Матиаса Руста настойчиво просили «западные друзья» (к тому времени Москва уже смотрела на Запад широко открытыми глазами), к Михаилу Горбачеву мог обратиться лично канцлер ФРГ Гельмут Коль. Михаил Сергеевич, который через несколько лет благополучно отдал в состав ФРГ ГДР, отказать своему западногерманскому коллеге не смог.

Решение об освобождении Матиаса Руста было с восторгом воспринято как на Западе, где оно лишний раз подтвердило ослабление сверхдержавы и ее готовность отныне во всем уступать Западу, так и в самом Советском Союзе, благо антисоветские настроения в это время в обществе были уже весьма сильными, особенно среди «активной» части общества – столичной интеллигенции, молодых представителей номенклатуры. И полет Матиаса Руста, и мягкий приговор, и его скорое освобождение демонстрировали начало перемен в жизни Советского Союза и прекрасно укладывались в горбачевскую перестройку. Сначала простили Руста, затем позволили включить ГДР в состав ФРГ, свергнуть все просоветские режимы в Восточной Европе, а в конце концов – и развалить сам Советский Союз.

Кстати, жизнь Матиаса Руста после возвращения на родину в ФРГ складывалась весьма интересно. Некоторые поступки прекрасно характеризуют подлинный облик «посланца мира». Так, уже в ноябре 1989 года, по прошествии 15 месяцев после освобождения из советской колонии, Матиас Руст, который к тому времени проходил альтернативную службу в больнице в Риссене, стал ухаживать за медицинской сестрой. Он пригласил ее на свидание, а после того, как медсестра отказалась с ним пойти, ударил ее ножом. За это Матиаса Руста арестовали – уже «родные» немецкие власти. В 1991 году его приговорили к четырем годам лишения свободы – как раз такой же срок дали Русту и за приземление на Красной площади. Но уже через 15 месяцев Руст был освобожден из тюрьмы (и опять повторяется – в СССР его освободили через четырнадцать месяцев).

В 1997 году, через десять лет после своего полета, Руст, проживавший к тому времени в далекой Вест-Индии, в государстве Тринидад-и-Тобаго, принял индуизм и женился на местной девушке индийского происхождения. Затем он вернулся с молодой женой на родину, в ФРГ, но в 2001 году вновь попал в поле зрения полиции – на этот раз за кражу свитера в одном из супермаркетов. В середине 2000-х гг., спустя двадцать лет после своего полета, Матиас Руст утверждал, что хотел «навести мосты» между Западом и Востоком. Но о подлинной истории своего полета он до сих пор предпочитает молчать.

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Сегодня — 25 лет со дня приземления немецкого летчика-«любителя» под стенами Кремля

Сегодня - 25-летие приземления немецкого летчика Матиаса Руста в самом сердце Москвы, под стенами Кремля. Его демонстративно-наглый перелет 28 мая 1987 года из Финляндии в Москву, так и не пресеченный нашими средствами ПВО, стал одной из этапных вех в развале великой державы - Советского Союза. Мощную, совершенную по тем временам систему ПВО сумел «одолеть» маленький одномоторный самолетик, пилотируемый к тому же «любителем».

Как такое могло произойти? К сожалению, многие обстоятельства случившегося четверть века назад до сих пор кем-то тщательно скрываются. Тем не менее с годами удается найти все больше подтверждений того, что тот «прорыв» советской системы ПВО, свидетельствовавший якобы о развале всего советского строя, на самом деле был кем-то тщательно спланированной тайной операцией, которая была успешно реализована прежде всего с помощью предателей из высших эшелонов советского руководства. А предатели эти затем использовали данный инцидент для дискредитации советской армии и почти полной замены ее командования. Об этом повествует сегодня на страницах «Свободной прессы» военный журналист Евгений Кириченко.

Руст: «Я ждал команду на посадку. Но ее не последовало».

На самом деле самолет Руста, не отвечавший на запрос «Свой - чужой», был сразу же обнаружен нашими радиолокационными средствами. Первым его засек оператор РЛС рядовой Дильмагомбетов, о чем сразу же доложил дежурному по пункту управления роты капитану Осипову. Потом отметку от «Сессны» Руста засек оператор другой станции, ефрейтор Шаргородский, и сообщил оперативному дежурному, что наблюдает неопознанную цель. Однако на вышестоящем КП выдачу информации «наверх» задержали минут на 15, взяв тайм-аут, чтобы разобраться, кто летит - нарушитель госраницы или нарушитель режима полетов. Решали подполковник Карпец и майор Черных, которых потом сделали виноватыми во всей этой истории - разжаловали и осудили военным трибуналом на пять лет.

Но ведь информация, хотя и с запозданием, была выдана по команде дальше. На перехват Руста взлетел истребитель, который пилотировал старший лейтенант Пучнин. Он дважды облетел «Сессну» и доложил на землю, что перед ним - «легкомоторный самолет спортивного типа с полосой голубого цвета вдоль фюзеляжа». Получи он тогда с земли команду уничтожить нарушителя границы, легко бы это сделал. По словам Руста, занесенным в протокол допроса, он только однажды видел советский перехватчик и даже различил в кабине оранжевые комбинезоны и кислородные маски советских летчиков, которые сидели в один ряд.

- Я ждал команду на посадку, - утверждал Руст. - Но ее не последовало. Поэтому я сохранил курс 117, двигаясь на высоте 600.

Руст лукавил. Он не собирался садиться, потому что в его задачу входило во что бы то ни стало долететь до Красной площади. И нарушителя облетывали не однажды. Чтобы избежать дальнейших встреч с истребителями, Руст потом уйдет на малую высоту. Такое решение мог принять только летчик, который был хорошо осведомлен о способах противодействия нашей системе ПВО.

Хотя Руста в тот день могли бы легко сбить. Такое решение уже было принято генералом Кроминым - командующим Ленинградской отдельной армией ПВО. Мешала инструкция, появившаяся на свет после сентябрьских событий 1983 года, когда на Дальнем Востоке был сбит южнокорейский «Боинг», как бы по ошибке нарушивший советскую границу. Инструкция запрещала сбивать пассажирские и легкомоторные самолеты спортивного типа, и генерал мучительно искал решение, сохранив тем самым жизнь немецкому парню. Вот выдержка из стенограммы его переговоров на КП армии:

- Ну что, сбивать будем? Летчик докладывает: типа Як-12 (советский легкомоторный самолет спортивного типа, похожий на «Сессну»).

Именно схожесть самолета Руста с Як-12 и ввела в заблуждение нашего летчика, а за ним - и всех остальных. Генерал решил, что имеет дело с нарушителем режима полетов, который забыл включить на борту режим опознавания или вылетел с неисправным оборудованием. Цель передали для сопровождения подразделениям Московского округа, которые исправно «вели» ее, пока отметка от «Сессны» не исчезла с экранов индикаторов.

Руст садился на дозаправку под Новгородом, где его и «переодели»?

Как известно, из Хельсинки «Сессна-172», пилотируемая Рустом, вылетела в 13:15 по московскому времени, а села на Красной площади в 19:30. Т. е. она находилась в воздухе 6 часов 15 минут, покрыв расстояние примерно в 880 км. Это значит, что «Сессна» шла со средней скоростью около 140 км/ч, которая гораздо ниже крейсерской скорости данного типа самолета, составляющей 220 км/ч.

К тому же над большей частью территории, где пролетал нарушитель советской границы, дул попутный для него ветер. Т. е. по всем расчетам Руст должен был оказаться в Москве часа на два раньше реального времени приземления. Следовательно, «Сессна» либо значительно отклонялась от маршрута (неизвестно, с какой целью), либо совершала где-то промежуточную посадку.

Неудивительно, что любознательные люди, в т. ч. и корреспондент западногерманского журнала Вunde М.Тимм, произведя аналогичные вычисления, задались вопросами: где же «присаживался» летчик-«любитель» и кто мог его переодеть? «Ведь из Хельсинки, - недоумевал корреспондент, - Матиас Руст вылетел в джинсах и зеленой гимнастерке, а после приземления в Москве вышел из самолета в красном комбинезоне». В Хельсинки же, как утверждает Тимм, на хвостовом стабилизаторе «Сессны» не было изображения атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Откуда тогда оно взялось на самолете после его посадки на Красной площади?

В пользу версии промежуточной посадки Руста свидетельствует и тот факт, что вскоре после облета нарушителя советскими перехватчиками средства разведки ПВО стали выдавать на вышестоящий КП информацию о снижении цели, затем около 15:32 ее потеряли. По всей видимости, «Сессна», встретившись с истребителями, решила не искушать судьбу и, выбрав подходящую площадку, приземлилась.

Кстати, в районе Старой Руссы, где мог совершить предполагаемую вынужденную (а может, запланированную) посадку Руст, в то время находилось до полусотни аэродромов и более 60 площадок, принадлежащих различным ведомствам. Ни одна из этих площадок в том районе не имела связи с органами, контролирующими порядок и правила использования воздушного пространства. Словом, даже при желании свидетели посадки заморского гостя не смогли бы позвонить куда следует. Просто идеальное место для того, чтобы «нырнуть» от всевидящих локаторов советской ПВО. И если Руст случайно выбрал такую посадочную площадку, то эта случайность под стать выигрышу всех главных призов в одной лотерее.

И все же - могла ли потребоваться немецкому летчику-любителю промежуточная посадка? Судя по тому, как умело, с резкой потерей высоты он ушел от финских истребителей ПВО, можно сделать вывод, что перехватчиков Руст не боялся. Мастерски сымитировав падение в залив, он пересек нашу границу, а финские летчики, обнаружив с воздуха радужное пятно на волнах, вернулись успокоенные на базу.

Вот, кстати, очередная загадка: как могло само по себе появиться масляное пятно в месте «падения» Руста? Техническая экспертиза, проводившаяся позднее, показала, что подделать такое пятно с помощью канистры или бочки, сброшенной в залив с самолета, невозможно. Подобную маскировочную поддержку немецкому летчику могла оказать разве что подводная лодка или катер.

Еще одна загадка. Почему не только наши истребители, отправленные на перехват Руста, но и локаторы сразу нескольких радиотехнических подразделений потеряли воздушного нарушителя? Произошло это где-то на середине маршрута.

- Скорее всего, - как объяснял автору публикации в «СП» тогда подполковник В.Петренко, старший штурман управления авиацией Московского округа ПВО, - будучи опытным летчиком, в чем сомневаться не приходится, Руст хорошо представлял, чего можно ожидать от встречи с истребителями. Достаточно было перехватчику пройти над «Сессной» на форсаже, и ту разнесло бы в щепки. Поэтому вполне возможно, что Руст резко спикировал, уйдя на малую высоту, где его не то что истребитель - ни один локатор не зацепит. Либо вообще взял да и приземлился...

Бывший заместитель начальника отдела боевой подготовки радиотехнических войск Московского округа ПВО подполковник Е.Суховеров считает, что немецкий летчик сознательно пошел на промежуточную посадку, чтобы запутать наших локаторщиков. Т. е. из нарушителя границы, каким его идентифицировали в районе Финского залива, стать просто нарушителем режима полетов, по которому никто стрелять уже не будет.

Те, кто готовил его авантюру с приземлением в Москве, резюмирует автор публикации, не могли не знать о том, как дежурные силы советской ПВО в сентябре 1983 года на Дальнем Востоке сбили южнокорейский «Боинг», который якобы по ошибке залетел на советскую территорию и не отвечал на запросы с земли. Этот печальный опыт помог Русту обмануть советских ракетчиков, потому что при повторном обнаружении «Сессны» локаторщики вели ее на своих экранах не как «воздушного противника», а уже как «самолет без сигнала опознавания», т. е. нарушителя режима полетов. Со стороны ПВО это подразумевало уже другие, более лояльные действия. Впрочем, как известно, точно идентифицировать Руста наши войска не могли с самого начала…

Если события развивались именно так, продолжает автор, то называть полет «голубя мира», севшего на Красную площадь, просто шалостью как-то язык не поворачивается. Похоже, Руст и те, кто его готовил, слишком хорошо представляли себе систему сбора и обработки радиолокационной информации советской системы ПВО.

Опять-таки лишь странным стечением обстоятельств можно объяснить то, что маршрут нарушителя государственной границы пролегал через район, где накануне потерпели катастрофу истребитель МиГ-25 и бомбардировщик Ту-22м. В зоне предполагаемого падения самолетов шли активные поисково-спасательные работы, в воздухе крутилось несколько «вертушек». Естественно, в такой мешанине можно было пропустить и «воздушного противника», который, подчеркну, был в это время уже идентифицирован как «нарушитель режима полетов». Причем Руст вел свой самолетик на той же высоте и с той же скоростью, что и поисково-спасательные вертолеты, которые крутились на его маршруте.

Не менее странным выглядит появление сразу шести неопознанных целей в районе Осташкова, Кувшиново и Селища. Дежурная смена радиотехнического батальона, наблюдая эти отметки на экранах своих РЛС, стала выдавать координаты целей в 16:39. Сопровождение их длилось где-то около получаса. Потом, убедившись, что цели движутся с курсом и скоростью, соизмеримыми с направлением и скоростью ветра, на них перестали обращать внимание, решив, что видят на своих индикаторах отметки от облаков.

Впрочем, тогдашний начальник радиотехнических войск полковник А.Рудак, который после этих событий был снят с должности новым министром обороны СССР Дмитрием Язовым (хотя в тот злополучный день 28 мая 1987 года Рудак находился в отпуске), до сих пор считает, что локаторщики наблюдали не метеообразования, а т. н. МРШ (малоразмерные шары). Они были запущены кем-то в районе озера Селигер. По словам офицера, конфигурация отметок на индикаторах РЛС более всего совпадала с конфигурацией МРШ. Да и «кучное» их расположение на экране локатора говорит само за себя: значит, запускались они в одном месте.

Причем шары появились в зоне ответственности радиотехнического батальона как раз в то время, когда через нее пролетала «Сессна». Оператор РЛС мог легко потерять отметку воздушного нарушителя среди отметок МРШ, двигавшихся тем же направлением-курсом попутного ветра, дувшего, как назло, в сторону Первопрестольной. Позже выяснилось, что в районе озера Селигер 28 мая находилась группа западногерманских туристов. А запустить подобный шар, как объяснили знающие люди, проще простого. Достаточно газовой зажигалки или аэрозольного баллончика.

Специалисты не исключают, что в момент перелета Руста шары запускались для перегрузки информационных каналов ПВО: эту тактику не раз практиковали на северных и северо-западных направлениях наши скандинавские соседи. Однако проверять эту версию эксперты из органов почему-то не стали.

Кстати, именно в то время, когда операторы РЛС пытались разобраться в мишуре всевозможных отметок, засыпавших экраны индикаторов, оперативный дежурный командного пункта Московского округа ПВО генерал-майор В.Резниченко дал команду на выключение АСУ для проведения внеплановых регламентных работ. Это генеральское решение во время сложной поисково-спасательной операции, когда в воздухе находилось сразу несколько важных воздушных объектов, выглядело довольно странным.

- Я думаю, в этом нет никакой военной тайны, если я скажу, что во время боевого дежурства аппаратуру АСУ никогда не выключают, - вспоминал потом Владимир Борисович. - Даже если внезапно пропадет электричество, АСУ переведут на резервное электропитание. Поэтому когда ко мне подошли неизвестные лица в штатском и попросили выключить АСУ, я даже опешил. В воздухе - несколько неопознанных целей, и среди них - то ли «воздушный противник», то ли «нарушитель режима полетов», а я возьму и аппаратуру отключу?! Кроме того, в войсках работала группа проверяющих из Генштаба, которая в любой момент могла «запустить» контрольную цель. Я у них напрямую спросил: «Вы кто?» И тогда они сказали, что технари, т. е. представители промышленности. Я наотрез отказался выключать АСУ...

«Промышленники» стали настаивать, и генерал-майор Резниченко потребовал от них официальную бумагу с подписью как минимум Главнокомандующего войсками ПВО. Оперативный дежурный был уверен, что такой документ ему вряд ли покажут. И очень удивился, когда «представители завода» буквально в считаные минуты принесли бумагу, подписанную главкомом...

- Я ведь и после этого не собирался выключать АСУ, - волновался от нахлынувших воспоминаний Владимир Борисович, - но мне стали угрожать: дескать, позвоним куда надо, и неприятностей не оберетесь. Эх, если бы знать только, во что это потом выльется...

Владимир Борисович признался, что его с самого начала насторожила нелепая просьба «представителей завода», затеявших профилактические работы в неурочный час. Раньше в подобных случаях всегда считались с мнением оперативного дежурного. Почему им пренебрегли на этот раз?

«Западу удалось привлечь к осуществлению проекта лиц из ближайшего окружения Горбачева»

Советские газеты того времени, пишет Кириченко, словно сговорившись, окрестили беспрецедентный перелет Руста мальчишеской шалостью, хулиганской выходкой, за которую вроде бы и наказывать нельзя. При этом «воздушное хулиганство» Руста привело к отставкам высших армейских чинов и дало повод Михаилу Горбачеву приступить к радикальному сокращению вооруженных сил. Далее последовали разрушение Варшавского пакта, падение коммунистических режимов в странах Восточной Европы и вывод советских войск из Афганистана, чему так препятствовал тогдашний министр обороны СССР маршал Соколов.

Когда задумываешься об этом, то выходка немецкого летчика-любителя кажется далеко не безобидной. Вся эта история очень сильно похожа на спектакль, разыгранный по тщательно продуманному сценарию, в котором наверняка были замешаны западные спецслужбы и многочисленные агенты влияния, внедренные в наши эшелоны власти.

Автор публикации приводит в подтверждение слова американского специалиста по национальной безопасности Вильяма Е.Одома, который считает, что после пролета Руста в Советской армии были проведены радикальные изменения, сопоставимые с чисткой вооруженных сил, организованной Сталиным в 1937 году.

«С момента прихода Горбачева к власти, - пишет Одом, - на своей должности удержался лишь заместитель министра обороны по вооружению. В числе замененных должностных лиц были министр обороны, все другие его заместители, начальник Генерального штаба и два его первых заместителя. Главнокомандующий ОВС Варшавского договора и начальник штаба ОВС, все четверо «верховных командующих», все командующие группами войск (в Германии, Польше, Чехословакии и Венгрии), все командующие флотами, все командующие военными округами. В некоторых случаях (особенно это касается командования военных округов) командующие заменялись по три раза... Трудно сказать, насколько далеко вниз по должностной лестнице прокатилась волна чистки, но, вероятно, она достигла по меньшей мере уровня командования дивизий, а возможно, пошла и еще ниже»...

С учетом столь сокрушительных последствий можно предположить, что полет западногерманского летчика-любителя был вовсе не мальчишеской шалостью, а искусно замаскированной шпионской миссией по изучению ракетоопасных направлений и графика дежурства радиолокационных средств советской ПВО.

- Нет никаких сомнений, что полет Руста был тщательно спланированной провокацией западных спецслужб, - приводит автор слова генерала армии Петра Дейнекина, главнокомандующего ВВС РФ в 1991-1997 гг. - И, что самое важное, проведена эта спецоперация с согласия и ведома отдельных лиц из тогдашнего руководства Советского Союза. На эту печальную мысль о внутреннем предательстве наводит тот факт, что сразу после посадки Руста на Красной площади началась невиданная чистка высшего и среднего генералитета. Как будто специально ждали подходящего повода.

- Я в ту пору был командующим зенитно-ракетными войсками ПВО СССР и оказался, что называется, на острие событий, - вспоминает еще один непосредственный участник тех событий - генерал-полковник Расим Акчурин, брат известного кардиолога Рената Акчурина. - В тот самый роковой момент я проверял в Прибалтике Ленинградскую армию ПВО. Если бы Руста сбили, уверяю вас, даже его фрагментов собрать бы не удалось. Но мы не имели права его обстреливать, могли только принудить к посадке. Посадить его, однако не получилось, потому что у истребителей и у самолетика Руста были слишком разные скорости. Но Руста сопровождали, и наши машины пролетали над ним.

- Я считаю, что это была блестящая операция, разработанная западными спецслужбами, - считает Игорь Морозов, бывший полковник КГБ, участник войны в Афганистане. - Спустя 25 лет становится очевидным, что Западу (и это уже ни для кого не является секретом) удалось привлечь к осуществлению грандиозного проекта лиц из ближайшего окружения Горбачева, причем со стопроцентной точностью просчитали реакцию Генерального секретаря ЦК КПСС. А цель была одна - обезглавить Вооруженные Силы СССР.

Вот такие грустные факты привел в своей публикации военный журналист Евгений Кириченко.

Случайно наткнулся на рассказ о смелом 19-летнем немце, который в 1987 году умудрился посадить самолет на Красной площади. Событие известное, все видели кадры с самолетом на площади, но как шла подготовка к полету и каким образом удалось Матиасу Русту добраться до Москвы, минуя ПВО СССР, знают немногие. История достойная фильма.

Пролет Руста в Москву в мае 1987 г. дал старт кампании по дискредитации Вооруженных сил

Когда немецкий летчик Maтиас Руст приземлился на Красной площади в мае 1987 г., это событие заставило усомниться многих непрофессионалов в совершенстве отечественной системы противовоздушной обороны. Об этом происшествии было написано много, но об истинных причинах, и как все это происходило вообще практически ничего не опубликовано.

Здесь уместно отметить и некоторые события, которые предшествовали этому полету.

В конце августа 1983 г. силами ПВО на Дальнем Востоке в районе острова Монерон был уничтожен южнокорейский "Боинг-747", нарушивший наше воздушное пространство на глубину до 500 км. Самолет не держал связи с землей, на действия истребителей вблизи кабины пилотов не реагировал. Кроме того, курс самолета пересекал области воздушного пространства, закрытые даже для полетов своей авиации.

Противодействие полету самолета проходило с соблюдением положений боевых документов и в строгом соответствии с международными правилами. (Заметим, что инцидент со сбитием южнокорейского самолета не первый.)

Пресса и телевидение, особенно зарубежные, открыли дискуссию, а иногда и просто истерию о правомочности действий сил ПВО по пресечению этого полета. С 1985 г. ветер демократических перемен еще больше раздувал эту тему. Однако конкретных предложений по корректировке боевых документов Министерством обороны сделано не было.

ОТКРЫТКИ С ВИДАМИ ХРАМОВ

И вот, 28 мая в 14.00 на воздушной трассе Хельсинки-Москва на высоте 600 м дежурное подразделение ПВО в районе эстонского городка Кохтла-Ярве обнаруживает малоразмерный самолет без сигнала опознавания "Я - свой", отсутствующий в заявке как разрешенный для входа в воздушное пространство Советского Союза. Так развивались события по пресечению незаконного входа в воздушное пространство СССР воздушного судна неизвестной государственной принадлежности, неизвестного типа и с неизвестными целями.

В целом ситуация напоминала дальневосточный вариант с южнокорейским "Боингом", но нельзя сбрасывать со счетов, что "монеронский синдром" еще оставался в силе, и все это происходило на одной из самых оживленных воздушных трасс, практически в центре Европы.

Уже потом материалы тщательного расследования подтвердят, что технический комплекс средств на всем протяжении маршрута полета Руста, а он составил около 1130 км, работал безупречно, и этот маленький самолетик наблюдался практически на всем маршруте. И лишь человеческий фактор и ряд невероятных, но трагических совпадений привели в конечном итоге к срыву выполнения боевой задачи дежурными силами ПВО, к серьезным кадровым перестановкам в Минобороны СССР и началу реорганизации системы ПВО.

На вопрос "Случайно ли 19-летний гражданин ФРГ Матиас Руст оказался в Москве?" можно однозначно ответить: "Нет, совсем не случайно".

Из материалов дела выяснилось, что молодой, но способный пилот увлекался полетами на предельную дальность на своем любимом, как он говорил, самолете "Цессна-172". Только в 1986 г. он несколько раз летал на Шетландские и Фарерские острова. Полеты над океаном вне видимости земли не считаются простыми. Опыт самолетовождения по приборам у Руста был приличный. В течение 1986 г. он тщательно изучал по карте местность, над которой предстояло лететь годом позже, собирал открытки с видами церквей и храмов в этом районе в качестве ориентиров. В мае 1987 г. Руст решил, что готов к задуманному перелету.

Из аэропорта Хельсинки он вылетел в 13.30 по московскому времени. В плане полета значился Стокгольм, это всего два часа на "Цессне-172". Через 20 минут Матиас Руст вышел на связь с диспетчером, доложил, что на борту все нормально и попрощался. После этого выключил все средства связи, кроме приемника бортового радиокомпаса, и направил самолет в Финский залив со снижением высоты до 200 м, после чего развернулся на 180 градусов и направился в точку, которая была заранее им определена и находилась точно на трассе, соединяющей Хельсинки и Москву. Органами контроля и управления воздушным движением Финляндии было зафиксировано изменение эшелона полета самолета Матиаса Руста и отклонение от установленного маршрута. Поскольку это создавало угрозу безопасности полетов в данном районе, диспетчер запросил (по радио) борт Руста. Попытки связаться с пилотом окончились неудачно.

Вскоре самолет Руста пропал на всех экранах радаров системы наблюдения в 40 км от береговой черты над водами Финского залива. Уже через 30 минут в район предполагаемого падения самолета были направлены поисковый вертолет и два патрульных катера, были обнаружены некоторые предметы и небольшое масляное пятно. Предположительно был сделан вывод, что самолет упал в воду и нужны были дополнительные силы и средства, чтобы достоверно в этом убедиться (спустя несколько месяцев служба спасения Финляндии выставит Русту к оплате счет в 120 тыс. долл. США за проведение поисково-спасательных работ на месте предполагаемой катастрофы).

Pycт тем временем осуществлял свой план достижения города Москвы. Погода в этот момент была облачной, с прояснениями, с нижним краем облаков 400-600 м, ветер западный, временами срывался моросящий дождь.

Около часа полета Руст строго выдерживал курс по радиомаяку, навигационная станция которого располагалась в районе Хельсинки. Далее весь полет осуществлялся по показаниям магнитного компаса и визуальным сличениям объектов, которые заранее были нанесены на карту. Главными ориентирами обозначены Чудское озеро, озеро Ильмень, озеро Селигер, железнодорожный путь РжевМосква. При таких протяженных ориентирах заблудиться просто трудно.

ПЕРЕПОЛОХ

Итак, информация об обнаружении неизвестного самолета поступила на автоматизированный командный пункт части в 14.10. Около 15 минут в условиях "монеронского синдрома" шли переговоры с гражданскими диспетчерами, что же это могло быть? К этому времени самолет находился уже у береговой черты. Три дежурных зенитных ракетных дивизиона были приведены в боевую готовность, наблюдали цель, но команды на уничтожение не получали, все ждали решения командующего ОА ПВО генерал-майора Кромина.

Когда выяснилось, что это не заявочный самолет, все подразделения армии были приведены в готовность #1 и в воздух подняли пару дежурных истребителей с аэродрома Тапа для опознания объекта.

В 14.29 летчик, старший лейтенант Пучнин, доложил, что в разрыве облаков наблюдал спортивный самолет белого цвета, типа Як-12, с темной полосой вдоль фюзеляжа. Это было уже в районе города Гдов.

Снижение проходило на стыке зон обнаружения двух радиолокационных подразделений, и на период до 1 минуты на локаторах Руст не наблюдался. Однако трасса полета в автоматизированной системе оставалась устойчивой.

В 14.31 объект обнаруживается, но уже с курсом 90 градусов вместо 130. Он двигался теперь по трассе Гдов-Малая Вишера. Было принято решение, что обнаружен тот же объект. С КП армии даны указания уточнить параметры объекта и выдана команда на подъем еще пары дежурных истребителей для опознания его. Истребители вернулись ни с чем. По докладам пилотов на своих бортовых РЛС они ничего не обнаружили. Однако отметка устойчиво наблюдалась всеми наземными подразделениями. Были отмечены изменения параметров движения: скорость в пределах 80-85 км/ч (вместо 180-210 км/ч), высота 1000 м (вместо 600 м).

Профессионалам известно, что весной и летом при определенных климатических условиях, в атмосфере возникают устойчивые вихревые потоки, которые двигаются с потоками ветра, существуют достаточно долго и на экранах радаров отличить их от малоразмерного летательного аппарата очень сложно. В таких случаях нужны большой опыт и мастерство. В этот момент его, по-видимому, и не хватило для принятия правильного решения. Расчет обязан был обратить внимание, что в течение минуты высота объекта увеличилась почти вдвое, а скорость снизилась почти в три раза.

В 15.00 самолет Руста был уже в районе Пскова. Погода улучшилась, дождь прекратился, и Руст занял снова высоту 600 м как наиболее экономичную для этого типа самолета и продолжал полет.

В этом же районе шли учебные полеты одного из авиационных полков. В воздухе в разных зонах находилось от 7 до 12 самолетов. Одни взлетали, другие садились, так что количество их постоянно менялось.

РУСТ ЛЕГАЛИЗОВАН

В 15.00 в соответствии с графиком сменился кодовый номер системы госопознавания. Все наземные и воздушные средства и системы должны были выполнить эту операцию одновременно.

С истребителями это случилось не сразу. Увлекшись техникой пилотирования, не все молодые пилоты переключили необходимый тумблер вовремя, и сразу для системы ПВО они стали "чужими". Командир радиотехнической части, зная обстановку с неопознанным летательным аппаратом, приказывает оперативному дежурному системы, в зоне которой находились истребители, принудительно присвоить признак "Я - свой".

"Иначе же своих можем сбить", - разъясняет он свою позицию молодому офицеру. Тот, в свою очередь, объясняет, что это противоречит инструкции и документам. Офицер вышестоящего КП отстраняет от дежурства несговорчивого старшего лейтенанта и меняет его на молодого лейтенанта, который, не разобравшись в военной обстановке, выполнил приказ, присвоив признак "Я - свой" всем истребителям, находящимся в воздухе, заодно и самолету Матиаса Руста.

К 16.00, уже легализованный, Pycт пролетает озеро Селигер и попадает в зону ответственности другого соединения.

Средства слежения системы вновь подтвердили, что обнаружен самолет без сигнала "Я - свой". Снова анализ ситуации. Снова подъем дежурной пары истребителей. В условиях низкой облачности командиры не рискнули опускать истребители до высоты ниже 600 м, пробивая облака сверху вниз. Это было слишком опасно. Таким образом, визуально самолет Руста не был обнаружен.

За день до полета Руста в 40 км западнее города Торжок произошла авиакатастрофа одного из самолетов ВВС, здесь работала поисково-спасательная группа. Один из вертолетов в тот день и час выполнял роль связного ретранслятора, барражируя в этом районе. Решение было принято, что самолет без сигнала "Я - свой" и есть заявочный вертолет, который находился в зоне поисково-спасательных работ. Дважды легализованный Руст продолжал полет к Москве. До приземления оставалось менее двух часов.

Не разобравшись точно с неопознанной целью, генерал Кромин доложил о ней на КП Московского округа ПВО и Центральный командный пункт (ЦКП) Войск ПВО как о простом нарушителе режима полетов, то есть о вылетевшем без заявки советском легкомоторном самолете.

Оперативный дежурный ЦКП генерал-майор Мельников, не имея полной характеристики о самолете-нарушителе режима полета, не доложил о нем Главнокомандующему войсками ПВО главному маршалу авиации Колдунову, который находился в это время на своем рабочем месте. Первый заместитель начальника Главного штаба генерал-лейтенант Тимохин, остававшийся за начальника штаба, на доклад оперативного дежурного не отреагировал. Понадеявшись на то, что с самолетом-нарушителем разберутся сами в Московском округе, генерал Мельников дал команду снять эту цель с оповещения на ЦКП.

На командном пункте округа в это время шла напряженная боевая работа по контрольным целям, которой руководил первый заместитель командующего войсками округа генерал-лейтенант Бражников. Информации о "простом нарушителе режима полетов" он не придал значения.

В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ

Теперь обратимся к законодательной или юридической основе действий дежурных сил ПВО. Закон СССР о Государственной границе Союза ССР от ноября 1982 г. Статья 36 гласила: "Войска противовоздушной обороны, осуществляя охрану Государственной границы СССР... в случаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено другими средствами, применяют оружие и боевую технику".

Пройдет 10 месяцев, и в соответствии с этим Законом 1 сентября 1983 г. будет сбит вторгшийся в воздушное пространство страны южнокорейский "Боинг". Факт его сбития некоторое время будет прятаться за словами "наблюдение за ним было потеряно". И только через неделю в Заявлении Советского правительства будет сообщено, что "истребитель-перехватчик выполнил приказ командного пункта в полном соответствии с Законом..."

Закон был, однако, приказом министра обороны СССР, которым он вводился в действие, разрешалось открывать огонь только по военным самолетам капиталистических стран. И то не всегда. В итоге, дойдя до частей и подразделений, приказ "вырос" до специальной инструкции в... 20 страниц. И уже согласно этому документу тот, кто принимал решение на применение или неприменение огня, мог сесть в тюрьму.

Если к этому добавить Чикагскую конвенцию, в соответствии с которой запрещен огонь на поражение по самолетам-нарушителям гражданской авиации, то можно представить, в каком положении находились все те, кто руководил дежурными силами ПВО в этот злополучный день.

ЦЕЛЬ - КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ

Между тем в 18.30 Матиаc Руст уже подошел к окраине Москвы, пересек Ходынку и направился прямо к Кремлю. Погода в Москве была по-весеннему теплой, безветренной и малооблачной.

В замыслы Pyстa входило посадить самолет прямо в Кремле. Но, убедившись с высоты 60 м, что там нет пригодной площадки, он принимает решение приземлиться на Красной площади, размеры которой позволяли это сделать.

С левым разворотом и снижением Руст заходит на посадку между Спасской башней Кремля и собором Василия Блаженного. Однако это не удалось сделать из-за множества людей на площади. Он делает вторую попытку, резко набрав высоту и разворачиваясь над гостиницей "Россия". Также снизившись, включив навигационные огни и покачивая крыльями, Руст рассчитывал, что прохожие поймут его намерения и освободят диагональ площади для осуществления посадки. Однако этого не случилось.

Сделав еще один разворот над гостиницей "Россия", Руст тем не менее успел по секундомеру засечь режим работы светофора на Большом Москворецком мосту. Начав снижение над улицей Большая Ордынка, Руст очень точно рассчитал траекторию снижения своего самолета. И, как только загорелся красный свет светофора у начала моста, самолет, едва не задевая шасси крыши автомобилей, коснулся колесами покрытия моста. Этой дистанции было достаточно, чтобы, погасив скорость, подрулить к собору и заглушить двигатель. Часы на Спасской башне Кремля показывали 19 часов 10 минут, но это был далеко еще не вечер.

РАЗБОР ПОЛЕТА

Пролет Руста дал повод обрушиться с тяжелыми обвинениями не только на Войска ПВО, но и на Вооруженные силы. 30 мая состоялось заседание Политбюро ЦК КПСС, которое закончилось освобождением от должности министра обороны маршала Советского Союза Сергея Соколова и Главнокомандующего войсками ПВО главного маршала авиации Александра Колдунова.

К 10 июня в Войсках ПВО было привлечено к ответственности 34 офицера и генерала. Маховик наказаний продолжал раскручиваться. Многих снимали с занимаемых должностей, исключали из КПСС, увольняли из Вооруженных сил, отдавали под суд. Наносился удар по престижу ВС. Фактически было заменено все руководство Министерства обороны до командующих военными округами включительно. Создавалось впечатление, что были какие-то круги в стране, заинтересованные в подрыве доверия у народа к своим Вооруженным силам. Об этом свидетельствовало нежелание разобраться в том, что система ПВО страны создавалась для борьбы не с любыми средствами, способными летать в наше воздушное пространство, а прежде всего для отражения нападения с воздуха и космоса боевых самолетов, крылатых ракет и других беспилотных средств, представляющих опасность для объектов страны, что никакая ПВО любого государства в мирное время не может противостоять воздушным хулиганам, преднамеренно нарушающим воздушное пространство, тем более на летательных аппаратах спортивного типа на малых и предельно малых высотах. Такая задача непосильна государству с экономической точки зрения, а тем более для страны, имеющей протяженность границ более 60 тыс. км.

УДАР ПО ПРЕСТИЖУ

В данном случае пролет Руста до Москвы носил явно провокационный характер. Полет заблаговременно планировался, о чем свидетельствует выбор опытного летчика, его программа целеустремленной подготовки по приборам на максимальную дальность, тщательное изучение особенностей предстоящего маршрута над территорией СССР.

Можно только предполагать, кто стоял за этой провокацией. Расчет нанесения удара по престижу Вооруженных сил СССР, их руководству, в центре которых оказались Войска ПВО, был точен. И тем не менее властные структуры, начиная с Политбюро, создали вокруг проблемы пролета Руста ажиотаж государственного масштаба. Тем самым был сбит с толка свой народ, подорван престиж Вооруженных сил.

Выходит, что наш потенциальный враг нанес серьезное поражение обороноспособности СССР руками "собственного" Политбюро ЦК КПСС. Руст положил начало падению престижа службы в Вооруженных силах, которое продолжается до наших дней. О лучшем не надо было и мечтать.

На Западе смаковали пролет Руста к Москве. В журнале "Штерн" восхвалялся его "подвиг", прорвавшего сильнейшую систему ПВО из ста стартовых комплексов ракет "земля-воздух", 6 авиаполков с 240 истребителями-перехватчиками и т.д. В статье извещалось, что через 48 часов лишился своего поста главком ПВО Александр Колдунов, сбивший во Второй мировой войне 46 немецких самолетов, что случай с Рустом дал Михаилу Горбачеву повод сместить с поста министра обороны 75-летнего маршала Сергея Соколова...

Подмечалось и то, что 1 мая на трибуне Мавзолея было лишь пятеро военных вместо пятнадцати. Расчет авантюрного пролета Руста подтвердился. Расправляться со своими мы умели.

4 августа был прощен Руст, осужденный к четырем годам лишения свободы. В интервью корреспонденту "Известий" член коллегии Прокуратуры СССР Андреев, всячески принижая тяжесть вины преступника, сведя "проказу" Руста к злостному хулиганству, рисовал картину, в каких благодатных условиях содержался в колонии Руст. Зато наши командиры были наказаны со всей для данного случая неоправданной жестокостью. Их никто и не думал реабилитировать.

Здесь нелишне напомнить, как в подобных случаях поступали в других странах. 12 сентября 1954 г. самолет типа "Цессна" произвел посадку у Белого дома в Вашингтоне, рядом с резиденцией президента. Самолет разбился от столкновения с деревом вблизи здания. Летчик погиб.

В скором времени после посадки Руста несколько ночей подряд совершал несанкционированные полеты над Парижем легкомоторный самолет, отвлекая на себя известные силы и средства для пресечения полетов.

Но ни в США, ни во Франции, за эти полеты не были сняты министры обороны, а тем более не была затронута честь всех вооруженных сил. Там обошлись более здраво. Прежде всего усилили радиолокационную службу, ввели срочно в боевой строй более совершенные технические средства, ускорили прохождение оперативной информации.

Посадка Руста в Москве в свое время обернулась большой трагедией для Войск ПВО в условиях, когда противовоздушная оборона полностью отвечала требованиям времени. Теперь попробуем представить аналогичный пролет в наше время, когда система ПВО в отношении основных ее средств значительно ослаблена в силу реализации т.н. принципа "разумной достаточности". Сегодня такой "Руст" может беспрепятственно пролететь практически в любом месте и в любое время. Есть над чем подумать.