Советы далай-ламы о преподавании ламрима. Наставления далай-ламы Никогда не сдавайся

Далай-лама - это владыка Тибета, одновременно и политический, и духовный лидер своих подданных.

Считается, что Далай-лама XIV - это четырнадцатая инкарнация самого первого Далай-ламы, душа которого каждый раз после смерти снова должна воплотиться в младенце. Никто никогда не знает, где родится ребенок, которому суждено стать следующим владыкой Тибета, на его поиски отправляется особая группа лам. С помощью специального ритуала распознавания они находят маленького мальчика, который должен обладать определёнными признаками и пройти тесты. Ему передаются знания и мудрость веков.

Нынешний Далай-лама родился 6 июля 1935. Он является одной из наиболее значительных фигур современной цивилизации. Мы предлагаем вам познакомиться поближе с его мыслями и высказываниями.

  1. Помните, тишина - иногда самый лучший ответ на вопросы.
  2. Прежде чем осуждать кого-то, возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори ему, что ты знаешь, как правильно жить.
  3. Если проблему решить можно - не стоит о ней беспокоиться,
    Если проблему решить нельзя - беспокоиться бесполезно.
  4. Я считаю, что действительно настоящая религия - это Доброе Сердце.
  5. Когда человеку кажется, что всё идёт наперекосяк, в его жизнь пытается войти нечто чудесное.
  6. Наши враги дают нам прекрасную возможность практиковать терпение, стойкость и сострадание.
  7. Мир несовершенен, поскольку мы несовершенны.
  8. Помните, что не всегда то, что вы хотите, действительно вам нужно.
  9. Будь готов изменить свои цели, но никогда не изменяй свои ценности.
  10. Если можешь помочь, помоги. Если нет, хотя бы не вреди.
  11. Процветание приходит благодаря действиям, а не благодаря молитвам.
  12. Я - профессиональный хохотун. Я сталкивался с немалым количеством трудностей в своей жизни, а моя страна и сейчас находится в своем критическом периоде. Тем не менее я часто смеюсь и смех мой заразителен. Когда люди меня спрашивают, как я нахожу силы для смеха в такой ситуации, я отвечаю: я профессиональный хохотун.
  13. Будьте добрее, когда это возможно. А это возможно всегда.
  14. Мы никогда не установим гармонию с окружающим миром, пока не примиримся с собой.
  15. Иногда, если ужасно хочется съесть печеньку, а нельзя - я задумываюсь. Что больше угодно Богу? Чтобы Далай-лама был счастлив? Или чтобы ел только то, что положено? И ем печеньку.
  16. Высокомерие никогда не оправданно. Оно происходит из низкой самооценки или временных, поверхностных достижений.
  17. Планете не нужно большое количество «успешных людей». Планета отчаянно нуждается в миротворцах, целителях, реставраторах, сказочниках и любящих всех видов. Она нуждается в людях, рядом с которыми хорошо жить. Планета нуждается в людях с моралью и любовью, которые сделают мир живым и гуманным. А эти качества имеют мало общего с «успехом», как он определяется в нашем обществе.
  18. Любовь в ее самом чистом и возвышенном виде - это сильнейшее, абсолютное и безусловное желание счастья для другого человека. Это исходящее от сердца желание, не зависящее от того, как этот человек относится к нам. Тема сострадания вовсе не имеет отношения к религии. Это общечеловеческое дело, единое условие выживания человеческой расы.
  19. Я не отмечаю дни рождения. Для меня этот день ничем не отличается от других. В некотором роде каждый день - день рождения. Вы просыпаетесь утром, все свежо и ново, и главное, чтобы этот новый день принес вам что-то важное.
  20. Каждый из нас несет ответственность за всё человечество. В этом заключается моя простая религия. Нет нужды в храмах, нет нужды в сложной философии. Наш собственный мозг, наше сердце - вот наш храм; наша философия - доброта.
  21. Если Бог хочет сделать тебя счастливым, то он ведет тебя самой трудной дорогой, потому что легких путей к счастью не бывает.
  22. Что ты ищешь? Счастья, любви, спокойствия духа. Не ходи искать их на другой край земли, ты вернешься разочарованным, огорченным, лишенным надежд. Поищи их на другом краю самого себя, в глубине своего сердца.
  23. Каждое утро, проснувшись, начинай с мыслей: «Сегодня мне повезло - я проснулся. Я жив, у меня есть эта драгоценная человеческая жизнь, и я не стану тратить ее впустую».
Д-р Берзин : Как лучше всего преподавать ламрим в Восточной Европе? Ваше Святейшество, в Вашей лекции о «Ритуале подношения духовному учителю» (тиб. Bla - ma mchod - pa ; лама чопа ; санскр. гуру-пуджа ) Вы предлагаете начинать с четырех благородных истин и со среднего уровня. Не могли бы Вы это прокомментировать? Интересно также, чтобы Вы посоветовали относительно так называемой преданности гуру и предварительных практик? Люди, живущие в коммунистических странах, не могут открыто демонстрировать изображения будд или расставлять на алтарях чашечки с водой, так как это может вызвать подозрение.

Я считаю, что, не только в коммунистических странах, но и в любых других, лучше всего начинать преподавание ламрима с четырех благородных истин.

По существу, четыре благородные истины можно понимать на двух уровнях [– на уровне временного освобождения от страданий и на уровне полного освобождения от страданий. Стремление достичь временного освобождения соответствует начальному уровню мотивации в ламриме. Стремление достичь полного освобождения, то есть освобождения от сансары или окончательного просветления, соответствует среднему и высшему уровням мотивации.]

Намерение достичь временного освобождения Arrow down Arrow up

Первый уровень:

  • Гнев и привязанность порождают неблагую карму, что является причиной нашего перерождения в низших мирах. Страдания существ на трех низших уровнях рождения [в адах, мире голодных духов и мире животных] и являются основной темой этой части ламрима.
  • Причиной таких рождений является наше разрушительное поведение, основанное на незнании (неведении) кармической причинно-следственной связи. Объясняйте, что это и есть настоящая причина страданий.
  • Первым шагом на пути освобождения себя от возможности рождения в трех низших мирах является желание освободиться от страданий. Объясняйте этот тип освобождения как истинное прекращение.
  • Контроль над своим поведением и самодисциплина, удерживающие нас от десяти разрушительных (недобродетельных) действий, довершают первый уровень. Объясняйте эти четыре шага как истинно необходимые на пути к освобождению.

Другими словами, сначала объясняйте структуру самих четырех благородных истин. Затем, внутри данной структуры, на первом этапе который основан на начальном уровне мотивации ламрима , в первой подкатегории, мы берем за основу перерождение в низших мирах. Соответственно, имея в виду благородную истину о страдании рассказывайте о тех страданиях, которые испытывают существа, родившиеся в этих худших из миров. Затем объясняйте, что основной целью этого временного освобождения будет достижение счастья и удовольствия от рождения в лучших мирах. Этот начальный уровень может быть преподнесен как способ освободиться от страданий в низших мирах, не так ли? Это и есть временное освобождение. Затем, мы подходим к объяснению пути освобождения от причин страдания а именно, негативных действий . Два закона о причинно-следственной связи касаются страданий от боли. Что касается причин страдания от боли в трех низших мирах , незначительная причина может иметь серьезные последствия и если мы совершаем действие, оно не пройдет бесследно без результата. Разрушительное поведение в итоге приведет к страданиям, если, конечно, мы не очистим себя от кармических последствий . Подводя слушателей к очищающей стороне четырех благородных истин, следует говорить о пути прекращения страданий, связанных с болью, и их причин. В этом случае, мы и получаем четыре благородные истины, не так ли? Самое главное в преподавании ламрима – сделать упор на четыре благородные истины и на желание достичь освобождения.

Затем расскажите о прибежище. Это ведь самый верный путь, вам не кажется? В противном случае, если мы не познаем смысл Дхармы в терминах четырех благородных истин, то как объяснить огромную важность обретения драгоценного человеческого рождения? что именно считать смыслом, наполняющим человеческую жизнь? В этом случае, размышляя о драгоценности человеческой жизни вне контекста четырех благородных истин , мы бы решили, что самым важным является тело, когда на деле – это не есть главное.

Традиционная практика школы сакья – ламдре (lam-‘bras, путь-плод) структурирована, основываясь именно на четырех благородных истинах. Вначале мы должны задуматься о страдании, и только затем – о драгоценном человеческом рождении. Я полагаю, это очень правильно. Ведь Будда сперва обучал именно четырем благородным истинам. Таким образом, вы с легкостью встаете на путь, в котором средний и высший уровень ламрима входят в структуру четырех благородных истин, по завершению которого сможете достичь полного освобождения.

Намерение достичь подлинного освобождения Arrow down Arrow up

Ваше Святейшество, Вы также говорили о том, чтобы изначально делать упор на среднем уровне учения ламрима. Относится ли этот совет также к беспокоящим мыслям и эмоциям, а также к объяснению природы ума?

Да, это лучше всего. Если в самом начале вы не обретете уверенности в том, что освобождение реально достижимо, тема Дхармы просто не возникнет. Другими словами, нам нужна уверенность в том, что беспокоящие мысли и состояния ума (истинное страдание и его причина) мимолетны, и что ум по своей природе чист (окончательное прекращение страданий), и поэтому возможно избавиться от беспокоящих эмоций и состояний ума навсегда (достичь окончательного прекращения страданий с помощью истинного пути).

Затем, это относится к высшему уровню было бы хорошо немного остановиться на таких понятиях как любовь, сострадание и бодхичитта. Независимо от того, верят ли люди в существование прошлых жизней или в освобождение от подневольных перерождений, все же, в этой жизни важно быть любящим человеком, живущим в гармонии с другими.

Затем, хорошо бы подвести людей к четырем безмерным : желанию, чтобы все живые существа были свободны от страданий, наделены счастьем, свободны от причин страданий и неотделимы от счастья. Затем расскажите о приравнивании себя к другим и о замене себя на других. Иными словами, потакание себе – причина всех проблем, а желание лелеять других живых существ лежит в основе всех достоинств. Когда мы постигаем эти два момента, мы используем свои возможности, чтобы приносить пользу обществу.

Место «преданности гуру» в ламриме Arrow down Arrow up

Есть ли смысл рассказывать о «преданности гуру»? У них ведь нет гуру.

Когда мы принимаем прибежище, мы понимаем, что истинное прибежище – это драгоценность Дхармы окончательное прекращение страданий и истинный путь . Чтобы обладать драгоценностью Дхармы в собственном потоке ума, нам нужны методы для ее зарождения, а также тот, кто способен указать путем наставлений и личного примера на то, что на самом деле является драгоценностью Дхармы. Нам также нужны друзья, Сангха – те, кто уже находится в процессе правильного применения Дхармы и достигли определенного успеха.

Если мы спросим себя, способен ли кто-либо другой указать нам на Дхарму, помимо учителя, мы можем заметить, что тибетское слово «тенпа» (bstan pa ) – «указующий» также означает «учитель». Без учителя, указывающего нам на Дхарму, мы не будем способны практиковать. Таким образом, мы и приходим к теме о гуру.

Вовсе не обязательно и даже бессмысленно рассказывать о гуру и о взаимоотношениях с ним в той манере, в которой об этом говорится в традиционных ламримах. Делайте это на упрощенном уровне. Поскольку учитель, несомненно, важен, тексты описывают качества, какими он должен быть наделен. Поэтому было бы правильным рассказать о качествах духовного учителя в соответствии с разными уровнями учителей, как это объяснено в Винайе, сутрах махаяны и так далее.

Когда я был в последний раз в Восточной Европе, я рассказывал о драгоценности человеческой жизни. Я обнаружил, что многие люди, живущие в этих странах, испытывают жалость к себе, поскольку, живя при коммунистических режимах, они были неспособны заниматься чем-либо по-настоящему значимым и добиться успеха в жизни. Мне показалось, что они с особым трепетом отнеслись к учению о ценности человеческой жизни.

Очень хорошо. Это правильный подход.

Предварительный ритуал ламрима
(“Джор-вэй чо-друг”)

Третий Далай-лама Сонам Гьяцо
(из текста “Сущность очищенного золота”)

В тихом, радующем ум месте возведите алтарь с изображением своего учителя, статуей Будды, ступой и писанием. На этом алтаре ежедневно размещайте свежие и чистые подношения. Приготовьте себе удобное сиденье для медитации; четыре или шесть раз в день восседайте на нем в семичастной позе Вайрочаны, выполняя описанный далее ритуал и медитируя в соответствии с наставлениями.

В начале соедините глубины своего ума со смыслом прибежища, трижды читая следующую формулу:

НАМО ГУРУ БЬЯ
Обращаюсь за прибежищем к Учителям
НАМО БУДДАЯ
Обращаюсь за прибежищем к Буддам
НАМО ДХАРМАЯ
Обращаюсь за прибежищем к Учениям
НАМО САНГХАЯ
Обращаюсь за прибежищем к Духовной Общине.

Затем размышляйте над четырьмя безмерными мыслями в соответствии со следующими строфами:

Да обретут все существа счастье и причины счастья.
Да будут все существа свободны от страданий и причин страданий.
Да не разлучатся все живые существа со счастьем, лишенным страдания.
Да пребудут все существа в равностности, свободной от привязанности к близким и ненависти к чужим.

В Будде, Дхарме и Высшем Собрании
Ищу Прибежища вплоть до просветления.
Силою заслуг, накопленных практикой даяния и других совершенств,
Да стану я буддой на благо всех живых существ.

ОМ СВАБХАВА ШУДДХА САРВА ДХАРМА СВАБХА ШУДДХО ХАМ
[Все дхармы воспринимаются как пустотные, пустотные от самобытия]

Из сферы пустотности в пространстве передо мной проявляется большой и обширный драгоценный трон, который поддерживают восемь снежных львов. На нем, на лотосе и лунном диске, восседает лама, направляющий меня по этапам духовной практики. Его физическая форма – форма Будды Шакьямуни; он окружен линией гуру, через которых пришли учения обширных деяний бодхичитты и глубинной пустотности. Вокруг них – будды десяти направлений, бодхисаттвы, архаты-шраваки, пратьекабудды, даки, дакини и защитники дхармы.

Затем пригласите существ мудрости:

Не отвлекаясь от совершенного дхармадхату,
Из сострадания вы взираете на бесчисленных существ.
Лама и спутники, осуществите чудесные деяния
Всех будд; молю, придите сюда.
Владыки и защитники всего живого,
Будды, сокрушающие силы зла,
Воплощения всех знаний,
Бхагаваны и спутники,
Прошу, снизойдите сюда.

Представьте, что они являются из своих собственных обителей в пространство перед вами. Затем:

ДЖА ХУМ БАМ ХО

Существа мудрости сливаются с существами обета.

Затем представьте зал для омовений, воду для подношений, полотенца, одеяния и украшения в соответствии со следующими строфами:

В благоуханных ванных комнатах,
Вымощенных искрящимся прозрачным хрусталем,
С изысканными колоннами из сверкающих самоцветов,
С балдахинами из лучезарных жемчужин

Поднесите мистическую воду:

Подобно тому как дэвы
Омыли Будду при его рождении
Мистической водой, ныне я сам(а)
Подношу ее представляемому собранию.

Форме, рожденной милионом добродетелей,
Речи, исполняющей надежды бесчисленных существ
И уму, постигающему жизнь, как она есть:
Будде Ваджрадхаре подношу эту воду.

ОМ САРВА ТАТХАГАТА АБХИШЕКА САМАЯ ШРИЕ А ХУМ

Линия обширных деяний ума бодхи,
Линия глубинной пустотности,
Линия благословенной тантрической практики:
Ламам этих трех линий подношу воду.

ОМ САРВА ТАТХАГАТА АБХИШЕКА САМАЯ ШРИЕ А ХУМ

Будде, основателю этих линий,
Дхарме, спасающей ум,
Сангхе, помогающей на пути:
Трем Драгоценностям, Защитникам, подношу воду.

ОМ САРВА ТАТХАГАТА АБХИШЕКА САМАЯ ШРИЕ А ХУМ

Тканями несравненными и благоуханными
Я обтираю и очищаю их тела.

ОМ ХУМ ТРАМ ХРИ А КАЯ ВИШВАДХАНАЕ СВАХА

Лучшими в трех мирах маслами и духами
Я умащаю тела могущественных
Подобно кузнецу, что полирует золото.

Одежды мягкие, тонкие и легкие подношу
Тем, кто наделен бессмертным ваджрным телом.
С нерушимой верой совершаю это подношение
Чтобы также достичь ваджрного состояния.

Будды, наделенные 112 признаками,
Не нуждаются в моих украшениях;
Однако я подношу им высшие украшения
Чтобы все существа обрели признаки совершенства.

О победители, из сострадания ко мне и другим,
Используйте свои силы, чтобы испустить чудесные проявления
И оставайтесь с нами, трудясь на благо мира
Пока мы продолжаем вас почитать.

Прочтите эти строфы из “Вступления на путь бодхисаттвы” Шантидевы, соответствующим образом размышляя. Затем прочтите следующие строфы, известные как семичленная молитва, в которой собраны все аспекты очищения и накопления заслуг:

Перед своим ламой, воплощающим всех будд;
Ламой, природа которого – Ваджрадхара;
Ламой, что является корнем Трех Драгоценностей;
О, перед своим ламой склоняюсь!

Перед всесострадательным Буддой Ваджрадхарой,
Совершенными провидцами Тилопой и Наропой,
Славными Домбипой и Атишей –
Перед линией тантрической практики склоняюсь!

Перед Майтреей, Асангой, Васубандху,
Вимуктисеной, Парамасеной, Винитасеной,
Шрикирти, Сингхабхадрой, Кусали Вторым,
И Дхармакирти с Золотых Островов – перед линией
Обширных деяний ума бодхи склоняюсь!

Перед Манджушри, уничтожающим цепляние за “есть” и “нет”,
И Нагарджуной, Чандракирти, Великим Видьякокилой,
Буддапалитой и другими высокими учителями;
Перед линией глубинных учений о пустотности я склоняюсь!

Склоняюсь перед славным Атишей,
Который в присутствии Будды был Бхадрапалой,
В Тибете был прозван Атишей Дипанкарой,
А сейчас, в небесах Тушиты, в форме Намкха Дримаме
Подобно чудесной драгоценности трудится ради блага мира.

У стоп превосходного друга и наставника,
Бодхисаттвы, осуществлявшего деяния Будды,
Драгоценного источника, осуществляющего две цели:
У стоп духовного друга, Дрома, склоняюсь.

Авалокитешвара, великое сокровище безобъектного сос-традания,

Ваджрапани, уничтожающий бесчисленные орды мар,

Склоняюсь перед гуру линии передачи – прошлого и настоящего –
Наставляющими нас в тайных знаниях,
Дарующими учения сутр, тантр, комментариев и устных традиций
И дарующих посвящения и благословения.

Хвала Гуру, воплощению трех драгоценностей:
Драгоценных Будд, несравненных учителей;
Драгоценной Дхармы, несравненного спасения;
И драгоценной Сангхи, несравненного проводника.

Склоняюсь перед Буддой Шакьямуни, Владыкой Шакьев,
Кто в силу озаренного мудростью сострадания родился принцем,
Непобедимым, сокрушившим силы зла:
Перед тем, чье тело подобно золотой горе.

О львы среди людей:
Будды прошлого, настоящего и будущего, –
Перед всеми вами, обитающими в десяти направлениях,
Склоняюсь своими телом, речью и умом.

На волнах могущества этого царя
Молитв о высших, благородных путях,
Телами бесчисленными, как атомы этого мира,
Склоняюсь перед буддами, наполняющими пространство.

На каждом атоме пребывает будда,
Восседающий в окружении бесчисленных бодхисаттв.
На эту бесконечную сферу высших существ
Взираю очами, исполненными веры.

Океаном всевозможных звуков,
Восхваляющих совершенных будд,
Я прославляю их превосходные качества:
Хвала тем, кто ушел к блаженству.

Подношу им гирлянды и лучшие цветы;
Прекрасные звуки, превосходные зонты,
Масляные лампады и священные благовония, –
Все это подношу всем Пробужденным!

Превосходную пищу, лучшие ароматы,
И гору порошков высотой с гору Меру,
Располагаю тайным образом
И подношу покорившим себя.

Все эти превосходные подношения в восхищении
Поднимаю перед ушедшими к блаженству.
Следуя высшими и превосходными путями
Простираюсь и совершаю подношения буддам.

Затем выполните длинную или краткую версию подношения мандалы:

ОМ ВАДЖРА БХУМИ АХ ХУМ
Вот могущественная золотая земля.

ОМ ВАДЖРА РЕКХЕ АХ ХУМ
В окружении железных гор стоит Царь Гор Меру.

На востоке - Пурвавидеха, на юге - Джамбудвипа, на западе - Апарагодания, на севере - Уттаракуру. С двух сторон от восточного континента - два субконтинента Деха и Видеха. С двух сторон от южного континента - два субконтинента Чамара и Авара. С двух сторон от западного континента - два субконтинента Гатха и Уттарамантрина. С двух сторон от северного континента - два субконтинента Куру и Каурава.

На востоке - Гора сокровищ, на юге - Древо исполнения желаний, на западе - Корова, исполняющая желания, на севере - Самовозникшее урожайное поле.
Драгоценное колесо, драгоценный камень, драгоценная ца-рица, драгоценный министр, драгоценный слон, драгоценный конь, драгоценный военачальник, сосуд великого сокровища.
Богиня красоты, богиня гирлянд, богиня песни, богиня танца, богиня цветов, богиня благовоний, богиня света, богиня аромата.
Солнце и луна, драгоценный зонт, знамя победы, а в центре - чистое и приятное, полное и безупречное собрание сияющего изобилия всех благ богов и людей. Подношу это всем святым учителям – моему добрейшему коренному Гуру и всем гуру линии передачи – а также ламе Цонкапе, кто одновременно является Буддой Шакьямуни и Буддой Ваджрадхарой, а также мириадам божеств и их свит. Ради блага всех существ с состраданием примите эти подношения, и, наслаждаясь ими, ниспошлите свою преображающую силу.

Землю, умащенную благовониями и усыпанную цветами,
Украшенную горой Меру, четырьме континентами, солнцем и луной,
Представляю как поле будд и подношу в дар:
Пусть все страждущие наслаждаются этой совершенно чистой землей.

Тело, речь и ум – мои и других существ,
Наши богатства и заслуги, накопленные в прошлом, настоящем и будущем –
Совершенную драгоценную мандалу в сочетании со множеством подношений Самантабхадры:
Представляю их все и подношу их вам,
Мой Гуру, мой йидам и Три Высших Драгоценности.
Примите их из сострадания, даруйте волны своих благословений.

ИДАМ ГУРУ РАТНА МАНДАЛАКАМ НИРЬЯТАЯМИ

Пусть эти облака подношений,
Усмиряющих страдания живых существ –
Подношений, совершенных со звуками нежными и чарующими, –
Пребудут до исчерпания сансары

Общая исповедь
У ху ла! (Горе мне!)

О великий Гуру Ваджрадхара, все будды и бодхисаттвы, обитающие в десяти направлениях, а также благородная Сангха, прошу, внимайте мне. 
Я, по имени [назовите своё имя] , в безначальном ряду жизней в круговороте сансары и по сей день, под властью омрачений сознания, таких как привязанность, отвращение и неведение, посредством тела, речи и ума совершал десять недобродетелей. Я совершал пять тягчайших деяний безотлагательного воздаяния и пять близких к ним поступков. Я нарушал обеты личного освобождения, обеты бодхисаттвы и самайи тайной мантры; был непочтителен к своим родителям, к своим ваджрным учителям, к настоятелю и духовным друзьям, живущим в монашестве. Я причинял вред Трём Драгоценностям; отказывался от святой Дхармы; осуждал Арья Сангху; приносил вред живым существам и так далее. Эти и множество других недобродетелей я совершил, побудил других совершить и радовался, когда другие их совершали.

Перед лицом великого Гуру Ваджрадхары, всех будд и бодхиваттв, обитающих в десяти направлениях, а также в присутствии благородной Сангхи, я признаюсь во всём собрании недобродетелей и падений, препятствующих обретению высокого рождения и освобождения и являющихся причиной сансары и дурных перерождений низших миров. Я ничего не утаиваю, признаю эти деяния негативными и обязуюсь впредь воздерживаться от свершения этих недобродетелей. Признавшись и раскаявшись в недобродетелях, я обрету счастье; если не признаюсь и не раскаюсь в них, истинного счастья мне не будет.

Прочтите этот краткий текст трижды, чтобы очистить поток своего ума от неблагих склонностей. Затем продолжайте семичленную молитву:

Давно находясь под влиянием привязанности, гнева и невежества
Деяниями тела, речи и ума
Я совершил(а) бесчисленные неблагие деяния.
Во всех и в каждом исповедуюсь!

Всем совершенствам будд и бодхисаттв,
Архатов на путях обучения и более-не-учения,
И потенциалу все живых существ
Сорадуюсь искренне, всем сердцем.

О светочи десяти направлений,
Будды, достигшие просветления,
Ко всем вам обращаюсь с молитвой:
Вращайте несравненное Колесо Дхармы.

Не уходите в паринирвану,
Но трудитесь ради блага живых существ
На протяжении эпох, числом равных пылинкам во вселенной.
Молю, оставайтесь с нами и даруйте учения!

Какие бы малые заслуги я ни накопил(а)
Посредством простираний и подношений,
Очищения, сорадования и просьбы не уходить и учить Дхарме,
Все их я ныне посвящаю
Высшему и совершенному просветлению.

Затем прочтите следующую молитву к ламам линии Ламрима, ясно их представляя и испытывая сильную веру:

Славный и драгоценный коренной гуру,
Воссядь на лотосе и лунном диске у меня на макушке
Направляй меня своим великим состраданием
И даруй реализации твоих тела, речи и ума.

О несравненный учитель, запредельный Будда,
Святой владыка, непобедимый Майтрея,
И Асанга, чье явление было предсказно Буддой, –
Перед Буддой и двумя бодхисаттвами склоняюсь!

О Васубандху, украшение в венце мудрецов Индии,
Вимуктисена, постигший Срединный Путь,
И Вимуктисенагомин, в которого верую, –
Перед тремя, открывшими миру глаза, склоняюсь!

О Парамасена, чудесный и превосходный,
Винитасена, владыка глубинного пути,
И Вайрочана, сокровище обширных деяний, –
К трем друзьям живущих обращаюсь с молитвой!

О Харибхадра, распространитель учений глубинной мудрости,
Кусали, держатель устных традиций,
И Ратнасена, спаситель живых существ, –
Перед тремя духовными проводниками склоняюсь!

О Серлингпа, отыскавший сердце бодхи,
О Атиша, держатель великой колесницы
И Дром Ринпоче, разъясняющий благой пути, –
Перед этими тремя столпами учения склоняюсь!

О несравненный учитель Шакьямуни,
Манджушри, воплощение всех знаний Будды,
И Нагарджуна, провидевший глубочайший смысл –
Перед этими тремя украшениями венцов учителей склоняюсь!

О Чандракирти, прояснивший замысел Нагарджуны,
О Видьякокила, великий ученик Чандракирти,
И Видьякокила Второй, второй сын, –
Перед этими тремя владыками линии склоняюсь.

О Атиша, поддержавший великую колесницу,
Постигающий глубины взаимозависимого проис-хождения,
И Дром Ринпоче, указующий этот благой путь:
Перед двумя украшениями мира склоняюсь!

О Гонпава, владыка мистиков,
Нёзурпа, опирающийся на глубинное самадхи,
И Такмапа, поддержавший учения винаи, –
Перед этими тремя светочами среди варваров склоняюсь!

О Намсенг, чья практика спонтанна,

И Сангье Занг, свободный от мирских страстей, –
Перед высшими сыновьями Будды склоняюсь!



Высший духовный друг

О Потова, образ самого Будды,
Шарава, чей интеллект несравнен,
И Чекава, учитель настроя бодхи, –
Перед этими тремя исполнителями чаяний склоняюсь!

О Чилбупа, владыка писаний и постижений,
Лхалунг Вангчук, высший мудрец,
И Гонпо Ринпоче, спаситель трех миров, –
Перед этими тремя великими склоняюсь!

О Зангченпа, лучащийся могуществом,
Цонава, владыка писаний винаи,
И Мондрапа, мастер абхидхармы:
Перед тремя проводниками мира склоняюсь!

О Дхольоб Сангпо, славный лама,
Отыскавший обширную и глубинную Дхарму,
Поддерживающий учения посредством просветленных деяний,
И защищающий счастливцев – перед тобой склоняюсь!

О Цультрим Бар, владыка сиддхов,
Шонну О, превосходно опиравшийся на множество мастеров,
И Гьергонпа, чей ум един с махаяной, –
Перед тремя сыновьями будд склоняюсь!

О Сангье Вон, сокровище превосходных качеств,
Намкха Гьялпо, благословленный святыми,
И Сангье Санг, свободный от мирских страстей, –
Перед этими тремя кроткими бодхисаттвами склоняюсь!

О Намкха Гьялцен, благословленный
И хранимый медитативными божествами,
Высший духовный друг
Существ темной эпохи – пред тобой склоняюсь!

Авалокитешвара, великое сокровище сострадания,
Манджушри, владыка совершенной мудрости,
Ваджрапани, уничтожающей бесчисленные орды мар,
Цонкапа, драгоценность в венце мудрецов страны снегов,
Лосанг Драгпа, молюсь у твоих стоп!

О Джампел Гьяцо, владыка сиддхи,
Кхедруб Гелег Пал, сын адептов и учителей,
Басо Чже, сокровищница изустных линий:
Перед тремя несравненными ламами склоняюсь.

О Чокьи Дордже, достигший великого единения,
Гьялва Энсапа, три будда-кайи,
И Сангье Йеше, владыка писаний и постижений:
Перед тремя мудрецами-адептами склоняюсь.

О очи, через которые видимы обширные писания,
Высшие врата для счастливцев, идущих к духовной свободе,
Светочи, чьи мудрые средства пронизаны состраданием:
Перед всей линией духовных друзей склоняюсь.

Затем прочтите “Основу всех благих качеств” Цонкапы – молитву к гуру линии передачи о мгновенной реализации этапов духовного пути:

Основа всех благих качеств – добрый, совершенный, чистый Гуру;

Подлинная преданность ему – корень пути.

Благослови, чтобы, осознав это, с огромным усердием

И великим почтением я полагался на него!

Драгоценная свобода этого рождения обретается лишь однажды

И обладает великим значением; вновь обрести ее очень нелегко.

Благослови, чтобы, осознав это, я развил состояние ума, которое неустанно,

Днем и ночью, извлекает сокрытую в этом рождении сокровенную пользу.

Эта жизнь непостоянна, как пузырь на воде;
Помни, как быстро она угасает, как быстро приходит смерть.

После смерти подобно тени, следующей за телом,

Результаты неблагой и благой кармы следуют за нам.

Благослови, чтобы, обретя глубокую веру в это,

Я всегда был осторожен,

Стремясь отказаться даже от мельчайших неблагих деяний

И осуществить все добродетельные дела.

Стремление к удовольствиям сансары – врата, ведущие ко всем страданиям;
Они непостоянны, и полагаться на них нельзя.

Благослови, чтобы, осознав эти недостатки,

Я зародил сильное желание достичь блаженства освобождения.

Руководствуясь этими чистыми помыслами,
Зарождаю внимательность, бдительность и великую осторожность.

Корень учений – соблюдение обетов пратимокши;

Благослови, чтобы я смог осуществить эту сущностную практику.

Подобно мне, находящемуся в океане сансары,

Ввергнуты в него и все матери – живые существа.

Благослови, чтобы я осознал это, упражняясь в высшей бодхичитте,

И принял на себя ответственность за их освобождение.

Даже если я просто разовью бодхичитту,
Но не буду упражняться в трех видах нравственности,

То не достигну просветления.
 Благослови, чтобы, осознав это,

Я с великим усердием соблюдал обеты бодхисаттвы.

Когда я усмиряю отвлечения сознания на недостойные объекты

И надлежащим образом исследую смысл реальности,

Благослови, чтобы я быстро развил в потоке своего ума

Путь единства умиротворенности и особого видения.

Когда, преуспев на общем пути, я стану чистым сосудом,

Благослови, чтобы я смог вступить

В святые врата счастливцев:

Высшую ваджрную колесницу.

Тогда основой обретения двух доситжений

Станут поддерживаемые в чистоте обеты и самаи.

Благослови, чтобы я, удостоверившись в этом,

Ценил эти обеты и обязательства, как собственную жизнь.

Затем, благодаря пониманию значимости двух стадий, сущности Ваджраяны,

Усердно осуществляемой практики,
Поддержания четырех периодов практики -

Реализовать учения святого гуру благослови!

Пусть же гуру, указующие благородный путь,

И духовные друзья, идущие по нему, живут долго.

Благослови, чтобы я смог полностью усмирить

Все внешние и внутренние препятствия.

Пусть во всех своих рождениях, никогда не расставаясь с совершенными учителями,

Я наслаждаюсь превосходной Дхармой.

Реализовав все качества ступеней и путей,

Пусть я быстро достигну состояния Ваджрадхары.

Обратив таким образом свой ум в сосуд, подходящий для обретения духовных достижений, займись медитацией в соответствии с наставлениями.

 Этот ритуал, предваряющий изучение и практику традиции ламрима в целом и вверение себя духовному учителю в частности следует выполнять четыре или шесть раз в день.

 Последнюю сессию медитации за день следует завершать так:

Представлемое собрание возвращается в свои естественные обители.

Если практика медитации ламрима выполняется в сочетании с этим молитвенным ритуалом, реализация, несомненно, будет быстро обретена.

Колофон : Ритуал переведен с тибетского на английский Гленном Муллином. Русскоязычный перевод, адаптированный в соответствии с переводами линии ФПМТ, подготовлен для дарованного геше Нгавангом Тукдже комментария на “Сущность очищенного золота” Третьего Далай-ламы центром “Ганден Тендар Линг”.

Ташилунпо, Билакуппе, штат Карнатака, Индия, 20 декабря 2015 года – Позавчера, едва прибыв в Ташилунпо и поднявшись по ступеням на просторную веранду, Его Святейшество Далай-лама повернулся к сопровождающим его лицам и сказал: «Вот здесь должен стоять трон для учений». Сегодня утром, когда Его Святейшество пересекал храм, его встречали тибетцы, только что приехавшие из Тибета; сердце сжималось от вида радости и боли, отражавшихся на их лицах. Его Святейшество занял место на троне, откуда его видело большинство собравшихся. Линг Ринпоче, одного из тех, по чьей просьбе даруются нынешние учения по Ламриму, совершил три простирания перед Его Святейшеством, поднес ему мандалу и три символических изображения просветленных тела, речи и ума.

Тысячи монахов и монахинь ожидают прибытия Его Святейшества
Далай-ламы и начала учений по коренным текстам и комментари-
ям традиции ламрим в Ташилунпо. Фото: Тензин Чойджор (офис
ЕСДЛ

«Как я говорил на днях, – заметил Его Святейшество, – мы произносим молитвы не для того, чтобы прочистить горло, а чтобы наши встречи стали более значимыми и полными смысла. Поэтому сейчас мы прочтем молитвы о принятии прибежища и зарождении бодхичитты. Будда жил в Индии около 2600 лет тому назад и согласно традиции тхеравада отличался бесконечным состраданием и в совершенстве владел искусными средствами. Его учение стало одной из крупнейших мировых религий, Будду считают выдающимся учителем, учителем ненасилия. В наши дни люди, обладающие пытливым, скептическим умом, питают к его учению неподдельный интерес.

Учение Будды помогает нам сохранять покой ума, особенно, когда нас одолевают беды и несчастья. Даже неверующие люди зачастую проявляют любопытство к наставлениям Будды. Среди нас есть приверженцы идеи Бога-творца, и те, кто верит в закон причинно-следственных связей, среди последних ученики одного из направлений школы самкья, джайнисты и буддисты. Согласно закону причин и следствий, если вы хорошо относитесь к другим, то и сами будете счастливы, а если поступаете по отношению к ним плохо, то пожнете дурные плоды.

Суть буддийских учений – взращивание любви и сострадания с опорой на понимание взаимозависимого возникновения. Никто из нас не хочет страданий, откуда же они берутся? Мы сами творим их своими неправильными действиями. Вот почему Будда учил: “Не совершайте злодеяний; взращивайте добродетели; укрощайте свой ум”.

Пока мы находимся во власти искаженных представлений о том, что вещи наделены самобытием, нас будут одолевать разрушительные эмоции, из-за которых мы и создаем себе столько проблем. Будда также учил: “Знайте о страданиях; преодолевайте их причины; обретайте истинное прекращение [страданий]”. Мы можем победить страдания, следуя по пути и обуздывая разрушительные эмоции».

Его Святейшество прервался ненадолго и попросил поднять руки тех, кто приехал на эти учения впервые. Поднялось несколько рук.


Его Святейшество Далай-лама дарует учения в монастыре Таши-
лунпо. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)

«Сутра сердца, которую мы только что прочли, была дарована на Горе Грифов ученикам, среди которых были боги, полубоги, а также люди. Запечатленная в ней беседа велась между существами с чистой кармой. Судя по всему, на Горе Грифов в тот раз собралось гораздо больше народа, чем можно было бы предположить, взглянув на это место сегодня».

Его Святейшество сравнил эту странность со случаем из жизни Миларепы. Во время одного из путешествий в Индию, его ученик Речунг собрал коллекцию наставлений по черной магии. Однажды, когда Речунг пошел за дровами, Миларепа нашел записи и сжег их. Вернувшись и поняв, что случилось, ученик сильно разозлился на учителя и начал его бранить, а тот в ответ вызвал сильнейший град. Сквозь шум града Речунг услыхал, как Миларепа его зовет, но не сразу разглядел, где спрятался учитель. В конце концов он обнаружил того внутри рога яка, хотя рог и был не больше, чем обыкновенно. Учитель пригласил ученика укрыться в роге вместе с ним. Подобные вещи, заметил Его Святейшество, возможны, когда вы полностью контролируете свои ум и энергии.

Таким образом, великое множество существ собралось на Горе Грифов, когда там беседовали Авалокитешвара и Шарипутра. Люди были в состоянии видеть Шарипутру, но Авалокитешвара оставался для них невидимым, и многим, наверное, казалось, что архат разговаривает сам с собой. Это не было учением для широкой публики, поэтому исторических записей о нем не сохранилось. По этой причине, многие сомневаются, можно ли считать «Сутру сердца» истинным учением Будды.

Говоря об истоках буддизма в Тибете, Его Святейшество сказал, что царь Трисонг Децен мог бы пригласить учителей из Китая, но он предпочел обратить свой взор в сторону Индии. В ту пору первые семь тибетцев были посвящены в монахи – решено было проверить, как тибетцы станут выполнять монашеские обеты. Некоторые люди и другие существа чинили препятствия распространению буддизма. Но несмотря на все превратности судьбы, тибетцы доказали свою преданность. Они в целости и сохранности сберегли традицию монастыря-университета Наланда, и что особенно важно, тщательно разработанные в ней логику и теорию познания, с их опровержениями воззрений других школ, утверждением собственных взглядов и отражением выдвигаемой на них критики.


Западные ученики слушают наставления Его Святейшества Далай-
ламы в монастыре Ташинлунпо. Фото: Тензин Чойджор (офис
ЕСДЛ)

Позже, уже после смерти царя Ралпачена, царь Западного Тибета Лха-лама Еше О лелеял мечту пригласить индийского учителя Атишу в Тибет, однако был похищен врагами, которые потребовали за него выкуп. Племянник царя Чжангчуб О хотел было заплатить выкуп золотом, собранным для Атиши. Однако дядя и слышать об этом не желал, настаивая, что готов пожертвовать собственной жизнью, только бы не чинить препятствий прибытию Атиши в Тибет.

Итак, Нгацо Лоцава отправился с посольством к Атише. Когда великий индийский учитель узнал о жертве Лха-ламы Еше О, он ответил, что их царь должно быть бодхисаттва, поэтому он не может отказываться от приглашения. Тара предсказала, что поездка Атиши в Тибет увенчается успехом, и ему будет помогать верный упасака (ученик).

Его Святейшество объяснил, что Чжангчуб О просил у Атиши не углубленных учений, а наставлений, которые тибетцы могли бы использовать в повседневной жизни. В ответ на эту просьбу Атиша сочинил «Светоч на пути к пробуждению». Это произведение предназначено для практикующих трех типов духовных способностей, и в то же время любой человек может выполнять эти практики за одну сессию.

Его Святейшество заметил: «Хотя я не буду давать учений по этому сочинению прямо сейчас, я принес с собой томик “Ламрима Ченмо”, который мне подарили давным-давно во время молебна о долголетии в Цанге и который я привез с собой из Тибета.

Я часто повторяю, что учения следует начинать с объяснений о пустоте, поскольку бесконечно важно знать, что прекращение [страданий] возможно. В “Восхвалении 17 пандитам славной Наланды” есть такие строки:

Пусть силой этого благословения я смогу заложить фундамент пути к свободе:
Постичь основополагающую природу реальности и значение Двух истин,
Достичь убежденности в Четырех истинах и в том, как самсара упрочивается и пресекается,
И силой достоверного познания взрастить прочную веру в Три Драгоценности.


Монахи разносят чай участникам учений в монастыре Ташилунпо.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)

Мы собрались здесь на завершающую часть учений по 18 коренным текстам и комментариям традиции Ламрим. Нам нужно прочесть около пятисот страниц. Я постараюсь уложиться в десять дней. В прошлом году мы остановились на трактате Шамара об этапах пути к пробуждению. Сейчас я начну чтение учений Пабонки Ринпоче “Освобождение на вашей ладони”. Начнем с 11-го дня, когда он призвал учеников обратить пристальное внимание на свою мотивацию».

В учениях рассказывалось об адах, мирах голодных духов и животных, а также об опасностях перерождения в них.

Вернувшись после обеда, Его Святейшество заметил, что ему очень нравится сидеть на веранде, где его обдувает прохладный, свежий ветерок, однако, ему жаль, что он почти не видит лиц своих слушателей: большинство из них сидят в тени огромного навеса. Его Святейшество возобновил объяснения о мире животных, а после завершения обратился к разделу о карме из ламрима Шамара. Список десяти неблагих деяний завершают ошибочные воззрения. Как поясняется, ошибочные воззрения подразумевают отрицание закона причинно-следственных связей, возникающее из неведения; их также может спровоцировать гнев. К ошибочным воззрениям также относится отрицание Четырех благородных истин и Трех драгоценностей.

Его Святейшество завершил сегодняшние учения немного раньше назначенного срока, пообещав продолжить завтра с первыми лучами солнца. Он сказал, что надеется уложиться в десять дней.

Перевод: Ольга Селезнева

Далай-лама – это линия передачи мудрости, а также духовный лидер тибетского народа. Подлинный смысл жизни, парадоксы времени, дружба, любовь, сила, слабость, ориентиры.

Подлинный смысл жизни

Мы гости на этой планете. Мы здесь на 90 или 100 лет, а может и дольше. За это время мы должны постараться сделать что-то хорошее, что-то полезное. Если вы поможете другим стать счастливыми, то откроете для себя истинную цель жизни, её подлинный смысл.

Драгоценная человеческая жизнь

Каждое утро, проснувшись, начинай с мыслей: «Сегодня мне повезло, - я проснулся. Я жив, у меня есть эта драгоценная человеческая жизнь, и я не стану тратить её впустую. Я направлю всю свою энергию на внутреннее развитие, Чтобы раскрыть свое сердце другим И достичь просветления во благо всем существам. Я буду питать лишь добрые помыслы о других. Я не стану сердиться или думать о них дурное. Всеми силами буду я приносить пользу другим».

Никогда не сдавайся

Что бы не произошло – никогда не сдавайся! Развивай своё сердце. Слишком много энергии в вашей стране тратится на развитие ума, а не сердца. Развивай своё сердце, будь сострадательным не только к своим друзьям, но к каждому. Будь сострадательным, трудись ради мира в своём сердце и во всём мире. Работай во имя мира, и я повторю снова: никогда не сдавайся. Неважно, что происходит вокруг тебя, неважно, что произошло с тобой – никогда не сдавайся!

Парадокс нашего времени

Наши дома всё больше, а семьи всё меньше. У нас больше удобств, но меньше времени. Больше ученых степеней, но меньше здравого смысла. Больше знаний, но меньше способности к трезвому суждению. Больше специалистов, но еще больше проблем. Больше лекарств, но меньше здоровья. Мы проделали долгий путь до Луны и обратно, но нам сложно перейти улицу, чтобы встретиться с новым соседом. Мы создали множество компьютеров для хранения и копирования огромных объемов информации, но стали меньше общаться друг с другом. Мы выиграли в количестве, но проиграли в качестве. Это время быстрого питания, но медленного усвоения. Людей высокого роста, но низкой нравственности. Высоких доходов, но мелочных отношений. Это время, когда так много за окном, но ничего в комнате!

Любовь и доброта

С первого момента появления на свет мы оказываемся под крылом опеки и доброты наших родителей. Затем на склоне лет, когда к нам подступают болезни и старость, мы вновь отдаем себя на милость других. Если в начале и конце нашей жизни мы так полагаемся на милость других существ, как же может случиться, что посередине мы отказываем им в доброте?

Духовная практика

Приступать к духовной практике нужно с таким внутренним устремлением, с таким настроем, какой бывает у ребенка, увлеченного спортом или игрой. Ребенок, целиком и полностью поглощенный игрой, испытывает такой восторг, что никак не может наиграться вдоволь. Таким должен быть настрой вашего ума, когда вы прилагаете усилия в практике Дхармы.

Учение Будды

Когда вы слушаете Учение, ваш ум обращается к вере и преданности, преисполняется радости и становится стабильным. Слушая Учение, вы взращиваете мудрость и устраняете неведение. Поэтому слушайте Учение, даже если это будет стоить вам жизни. Слушайте Учение, ибо оно подобно факелу, рассеивающему тьму неведения. Если, слушая Учение, вы сумеете обогатить свой поток ума, то никто не отнимет у вас этого богатства. Это богатство - высшее из возможных.

Правильные ориентиры

Если вы выберете в качестве ориентира человека, который уступает вам по своим достоинствам, то это приведет вас к упадку. Если им станет тот, чьи достоинства сравнимы с вашими, то вы так и останетесь на прежнем уровне. Но если вы решите опереться на человека, кто по своим достоинствам превосходит вас, то это поможет вам достичь высшего состояния.

Не теряйте надежды

Когда в какой-то момент жизни мы встречаемся с настоящей трагедией, - а это может случиться с каждым из нас, - мы можем реагировать двояко. Мы можем просто потерять надежду, позволить себе впасть в отчаяние, обратиться к алкоголю, наркотикам, отдаться бесконечной тоске. Или же мы можем разбудить себя, открыть в себе энергию, которая таилась там, глубоко, и начать действовать с еще большей ясностью, с еще большей силой.

Два важных напоминания

В этом постоянно меняющемся мире есть две важные вещи, о которых необходимо помнить. Первое – самоанализ; мы должны вновь и вновь пересматривать свое отношение к другим и проверять, поступаем ли мы должным образом. Прежде чем указать пальцем на другого, нужно заглянуть внутрь себя. Второе – мы должны быть готовы признать свои ошибки и исправить их.

Духовные практики

Люди, которые более всего подходят для духовной практики, - это люди не только интеллектуально одаренные, но также обладающие однонаправленной верой и преданностью, и, безусловно, мудрые. Такие люди наиболее восприимчивы к духовной практике. На втором месте – те, кто пусть и не может похвастаться высокими интеллектуальными способностями, но в ком есть твердый, как камень, фундамент веры. Менее всего везет тем, кто попадает в третью категорию. Это люди чрезвычайно развитые интеллектуально, но постоянно раздираемые сомнениями и скептицизмом. Они умны, но то и дело попадают на удочку скептицизма и внутренних колебаний и никак не могут найти точку опоры. Такие люди наименее восприимчивы.

Драгоценные мгновенья

Постарайтесь развить в себе глубочайшее убеждение в том, что ваше нынешнее человеческое тело обладает огромным потенциалом и что вы не должны терять ни минуты, покуда обладаете им. Не использовать эту драгоценную жизнь должным образом, но лишь тратить ее впустую практически равнозначно тому, чтобы глотать яд, полностью отдавая отчет в последствиях такого поступка. В корне неверно, что люди приходят в отчаяние из-за потери денег, а, растрачивая попусту драгоценные мгновения своей жизни, не испытывают ни малейшего раскаяния.

Призрачные удовольствия

Современный мир до того погряз в конфликтах и страданиях, что каждый теперь мечтает о мире и счастье; эта мечта, к сожалению, увлекает людей в погоню за призрачными удовольствиями. Но всё же есть просвещенные люди, кто, не найдя удовлетворения в том, что обычно преподносит нам зрение и иные органы чувств, обращается к глубокому размышлению и поиску истинного счастья. Я думаю, эти поиски истины будут продолжены и обретут новую силу с ростом материального прогресса.

Взрастить терпение

Если мы хотим взрастить терпение, то нам нужен человек, который бы от всей души хотел причинить нам вред. Такие люди открывают истинные возможности для практики терпения. Они испытывают нашу внутреннюю силу, как не сумеет испытать ее ни один гуру. В целом терпение защищает нас от уныния и отчаяния.

Сила и слабость

Многие полагают, что терпение в минуту поражения – признак слабости. На мой взгляд, это ошибка. Это гнев является признаком слабости, тогда как терпение – признак силы. Если человек отстаивает свою точку зрения на основе убедительных доводов, он сохраняет уверенность в себе и порой даже улыбается, доказывая свою правоту. Если же его доводы необоснованны, и он вот-вот ударит в грязь лицом, тогда он приходит в ярость, теряет контроль и начинает нести чепуху. Люди редко сердятся, если они уверены в том, что делают. Гнев обычно настигает нас в минуты запутанности и смятения.

Опора на духовного учителя

Преимущество опоры на духовного учителя состоит в том, что даже если вы совершили действие, которое должно повлечь за собой перерождение в низших мирах, результат этого поступка может быть пережит вами еще в этой жизни в форме незначительных страданий или небольших проблем. Или даже вы можете пережить его во сне и так свести на нет разрушительное воздействие своих негативных поступков.

Медитация

Медитация открывает нам, - когда мы медленно погружаемся в себя, - что это ощущение внутреннего покоя уже живет в нас. Мы все искренне желаем его, хотя зачастую оно оказывается скрытым, замаскированным, малодоступным. Если мы внимательно рассмотрим человеческую природу, то найдем в ней доброту, благосклонность, желание прийти на помощь. И мне представляется, что сегодня стремление к гармонии растет, желание жить вместе в покое и мире становится всё сильнее, распространяется всё шире.

Ненасилие

Судя по одним только внешним признакам, трудно определить – является ли то или иное действие проявлением насилия или ненасилия. В действительности все зависит от мотивации, которая стоит за этим действием. Если это мотивация негативная, то пусть даже на поверхностном уровне действие представляется очень мягким и добрым, на более глубоком - оно всё же будет проявлением насилия. И, наоборот, грубые действия и резкие слова, произнесенные с искренней и благой мотивацией, по сути своей, являются ненасильственными. Другими словами, насилие – энергия разрушительная. Ненасилие же – созидательная.

Духовная революция

Мой призыв к духовной революции не является призывом к революции религиозной. Я не призываю всех стать «не от мира сего» и уж тем более - к чему-то магическому и таинственному. Скорее, это призыв к радикальной смене ориентиров, когда, оставив привычную нам озабоченность лишь собственным благополучием, мы станем проявлять заботу о более обширном сообществе существ, а в своем поведении учитывать интересы других наравне со своими собственными.

Эгоизм не приносит счастья

Эгоцентризм делает нас крайне напряженным. Мы считаем себя чрезвычайно важными, и нашим основным стремлением становится стремление к собственному счастью, к тому, чтобы всё удачно складывалось для нас лично. И все же мы не знаем, как этого достичь. На самом деле, действия, в основе которых лежит эгоцентризм, никогда не приносят нам счастья.

Умение прощать

Было бы куда конструктивнее, если бы люди попытались понять своих так называемых «врагов». Постараться понять намного полезнее, нежели просто взять в руки камень и бросить в предмет своего гнева. Это особенно верно, если вас провоцируют всеми возможными способами. Ибо величайшая враждебность заключает в себе и величайший потенциал для совершения благого как для самого себя, так и для других.

Дружба

Мы связаны подлинной дружбой, если в ее основе лежит истинное человеческое чувство ― чувство близости, в котором есть место ощущению внутренней связи с другим и стремлению разделить его радость и боль. Я бы назвал такую дружбу подлинной, потому что на нее не оказывают влияния рост или падение материального благополучия, статуса и влиятельности. Она определяется тем, связаны ли два человека любовью и нежной привязанностью. Подлинная дружба строится на любви и не зависит от положения в обществе. Поэтому чем больше вы заботитесь о благополучии и соблюдении прав других людей, тем больше оснований называть вас настоящим другом. Чем больше в вас открытости и искренности, тем больше пользы вы извлечете в конечном итоге. Если же вы забываете о других и вас не заботит их судьба, то в конечном итоге вы сами понесете потери.

Мир на Земле

Мы не сможем построить мир на Земле, если сперва не построим его в своей душе… В своем сердце. Если царит атмосфера ненависти, гнева, конкуренции и насилия, долгосрочный мир невозможен. Эти негативные и разрушительные эмоции должны быть побеждены силой сострадания, любви, альтруизма, составляющих основу Учения Будды.

Эгоизм

К пониманию важности сострадания можно прийти и посредством логического размышления. Если я помогу другому и проявлю заботу о нем, то это будет полезно и мне самому. Если же я причиню вред другим, то в конечном итоге и сам пострадаю. Я часто говорю полушутя-полувсерьез, что если мы на самом деле хотим быть эгоистами, то наш эгоизм должен быть разумным, а не глупым. Задействовав свои умственные способности, мы сможем выработать правильное мировоззрение. Если хорошенько поразмышлять, то можно прийти к ясному пониманию того, как осуществить свои собственные цели, не выходя за рамки сострадательного образа жизни.

Разнообразие религий

У всех религий единый корень ― безграничное сострадание. Все они делают упор на совершенствовании человека, любви и уважении к другим, а также сострадании к мукам других существ. И поскольку любовь имеет определяющее значение в любой религии, то мы можем сказать, что любовь и есть всеобщая религия. Однако в разных традициях найдется широкое разнообразие техник и методов развития такой любви, и в этом их отличие друг от друга.

Едва ли когда-нибудь останется одна-единственная философия или одна-единственная религия. Поскольку существует так много разных типов людей с разнообразными тенденциями и наклонностями, то вполне оправдано и существование разных религий. На самом деле, наличие такого количества различных описаний духовного пути свидетельствует о богатстве религии.

Всеобщая ответственность

Полагаю, что мы должны сознательно усиливать в себе чувство Всеобщей ответственности. Мы должны научиться трудиться не только ради своего индивидуального «я», семьи или государства, но ради блага всего человечества.

Терпение

Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он к тому же крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста.