Значение удовлетворения социальных потребностей человека. Как удовлетворить социальные потребности современного человека Потребности человека естественные социальные

Биологические и социальные потребности, можно сказать, являются основой человеческой жизни, поскольку их удовлетворение приводит к активным действиям. К первым относятся первичные нужды человека, то есть в еде, одежде, жилье и т.д. Социальные потребности возникают в процессе преобразования окружающей среды и самого себя. Несмотря на это, у них все же есть определенная биологическая основа. В течение жизни у человека могут меняться его социальные нужды, которые зависят от различных факторов.

Какие бывают социальные потребности?

Как бы люди ни говорили о том, что они могут с легкостью жить в и не испытывать при этом никакого дискомфорта, это неправда. О том, что человек нуждается в общении, было доказано путем проведения эксперимента. В нем принимало участие несколько человек, которые были помещены в комфортные условиях, но при этом их оградили от любого общения. Через некоторое время неудовлетворение базовых социальных потребностей привело к тому, что у испытуемых начали возникать серьезных эмоциональные проблемы. Именно отсюда специалисты пришли к выводу, что общение нужно людям, как воздух и еда.

Социальные потребности человека делятся на две группы: необходимость иметь статус и нужда в душевной близости. Доказано, что в любой социальной группе важно ощущать свою полезность и значимость, поэтому статус играет большую роль в жизни. На него влияют, как неподконтрольные факторы, к примеру, возраст и пол, так и подконтрольны – образование, личные качества и др. Чтобы добиться социального статуса в той или иной сфере, необходима профессиональная состоятельность. Именно это толкает человека к активным действиям и развитию. Для того чтобы стать лучшим в выбранной деятельности необходимо овладеть существующими тонкостями.

Многие люди, пытаясь подменить понятия, выбирают более легкий путь, отдавая предпочтение разным статусным вещам, которых можно достичь нечестным путем. Такая слава в итоге лопается как пузырь и человек попросту остается ни с чем. Отсюда возникают такие понятия, как «неудачник» и «ничтожество». Стоит отметить еще один важный факт – социально-экономический прогресс непосредственно влияет на потребности людей.

Еще одна ошибка, которую совершает человек – путает понятие «социальный статус» и «самооценка». В таком случае жизнь находится в полной зависимости от мнения окружающих. Человек, живущий по такому принципу, прежде чем что-то делать думает о том, что об этом скажут или подумают окружающие.

Что касается естественных социальных душевных потребностей, то они обуславливают наличие у человека желания, чтобы его ценили и любили независимо от статуса и профессиональных заслуг. Именно поэтому, человек с самого рождения нуждается в любви, семье, дружбе и т.д. Чтобы удовлетворить свои душевные потребности люди устанавливают и поддерживают определенные отношения с близкими людьми. Если этого не происходит, то возникает ощущение одиночества.

Еще выделяют социальные потребности в достижениях , принадлежности к чему-либо, а также в желании оказывать влияние. Они одинаково распространены в любом обществе и никак не зависят от пола. Согласно статистике у 60% населения ярко выражена только одна потребность, у 29% – две. Наиболее сложно управлять людьми, у которых все три потребности находятся на одном уровне, но их всего 1%.

Подводя итог, хочется сказать о том, что удовлетворение социальных потребностей – это сложный процесс, который требует больших усилий. Это касается не только работы над собой, но и постоянного развития, то есть обучения и реализации своих умений.

Виды социальных потребностей

Социальные потребности рождаются в процес­се деятельности человека как общественного субъекта. Челове­ческая деятельность представляет собой адаптирующую, пре­образовательную активность, направленную на производство средств удовлетворения тех или иных потребностей. Посколь­ку подобная деятельность выступает как практическое приме­нение человеком социокультурного опыта, то в своем разви­тии она приобретает характер универсальной общественной производственно-потребительной деятельности. Человече­ская деятельность может осуществляться только в обществе и посредством общества, она совершается отдельным человеком во взаимодействии с другими людьми и представляет со­бой сложную систему действий, определяемую различными потребностями.

Социальные потребности возникают в связи с функциони­рованием человека в обществе. К ним относятся потребность в общественной деятельности, самовыражении, обеспечении социальных прав и т.д. Они не задаются природой, не заклады­ваются генетически, а приобретаются входе становления чело­века как личности, его развития как члена общества, рождают­ся в процессе деятельности человека как общественного субъ-кта.

Отличительная черта социальных потребностей при всем их разнообразии заключается в том, что все они выступают тре­бованиями к другим людям и являются принадлежностью не отдельного человека, а группы людей, так или иначе объеди­ненных. Общая потребность определенной общественной группы не только слагается из потребностей отдельных людей, но и сама вызывает у отдельного человека соответствующую потребность. Потребность любой группы не тождественна по­требности отдельного человека, а всегда в чем-то и как-то от­личается от нее. Человек, принадлежащий к определенной группе, опирается на общие с ней потребности, но группа вы­нуждает его подчиняться ее требованиям, а подчиняясь, он входит в число диктующих. Так возникает сложная диалектика интересов и потребностей отдельного человека, с одной сторо­ны, и тех сообществ, с которыми он связан, - с другой.

Социальные потребности - это потребности, определяе­мые обществом (социумом), как дополнительно-обязательные к основным потребностям. Например, для обеспечения про­цесса еды (основной потребности) социальными потребностя­ми будут являться: стул, стол, вилки, ножи, тарелки, салфетки и т.п. В различных социальных группах эти потребности раз­личны и зависят от норм, правил, менталитета, особенностей проживания и иных факторов, характеризующих социальную культуру. Вместе с этим наличие у индивида предметов, кото­рые общество считает необходимыми, может обусловливать его социальный статус в обществе.

При большом разнообразии социальных потребностей че­ловека можно различать более или менее отчетливо выделяю­щиеся отдельные уровни потребностей, на каждом из которых видны и его специфика, и его иерархические связи с нижестоя­щими и вышестоящими. Например, к таким уровням можно отнести:

    социальные потребности отдельного человека (как личности, индивидуальности) - они выступают как готовый, но и изме­няющийся продукт общественных отношений;

    социальные потребности семейно-родственные - в разных случаях они бывают более или менее широки, конкретны и сильны и наиболее тесно примыкают к потребностям биологи­ческим;

    социальные потребности общечеловеческие - возникают, так как человек, мысля и действуя индивидуально, в то же время включает свою деятельность в деятельность других людей, об­щества. В результате появляется объективная необходимость в таких действиях и состояниях, которые одновременно обеспе­чивают индивиду и общность с другими людьми, и его само­стоятельность, т.е. существование в качестве особой личности. Под влиянием этой объективной необходимости развиваются потребности человека, направляющие и регулирующие его по­ведение по отношению к самому себе и к другим людям, к сво­ей социальной группе, к обществу в целом;

    потребности в справедливости в масштабе человечества, обще­ства в целом суть потребности в улучшении, «исправлении» об­щества, в преодолении антагонистических общественных от­ношений;

    социальные потребности в развитии и саморазвитии, совер­шенствовании и самосовершенствовании человека относятся к высшей ступени иерархии потребностей личности. Каждому человеку в той или иной степени свойственно стремление быть более здоровым, умным, добрым, красивым, сильным и т.п.

Социальные потребности существуют в бесконечном мно­гообразии форм. Не пытаясь представить все проявления со­циальных потребностей, классифицируем эти группы потреб­ностей по трем признакам:

    потребности «для других» - потребности, выражающие родо­вую сущность человека, т.е. потребность общения, потреб­ность защиты слабого. Наиболее концентрированно потреб­ность «для других» выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность «для других» реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип «для себя». Существование и даже «сотрудничество» в одном человеке противоположных тенденций «для себя» и «для других» возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубин­ных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо дру­гих - о потребностях служебных и их производных. Притяза­ние даже на самое значительное место «для себя» легче реализовать, если при этом по возможности не задевать притя­зания других людей;

    потребность «для себя» - потребность самоутверждения в обще­стве, потребность самореализации, потребность самоидентифи­кации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т.д. Потребности «для себя» потому называ­ются социальными, что они неразрывно связаны с потребностя­ми «для других», и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев потребности «для себя» выступают как иносказательное выражение потребностей «для других»; потребности «вместе с другими» объединяют людей для реше­ния назревших задач общественного прогресса. Наглядный пример: нашествие немецко-фашистских войск на террито­рию СССР в 1941 г. стало мощным стимулом для организации отпора, и эта потребность носила всеобщий характер.

Идеологические потребности относятся к числу сугубо со­циальных потребностей человека. Это потребности человека в идее, в объяснении жизненных обстоятельств, проблем, в по­нимании причин происходящих событий, явлений, факторов, в концептуальном, системном видении картины мира. Реали­зация этих потребностей осуществляется через использование данных естественных, социальных, гуманитарных, техниче­ских и других наук. В результате у человека складывается науч­ная картина мира. Посредством усвоения человеком религиоз­ных знаний у него формируется религиозная картина мира.

У многих людей под влиянием идеологических потребно­стей и в процессе их реализации складывается многополюсная, мозаичная картина мира с преобладанием, как правило, науч­ной картины мира у людей со светским воспитанием и религиоз­ной - у людей с религиозным воспитанием.

Потребность в справедливости является одной из актуали­зированных и функционирующих в социуме потребностей. Она выражается в соотношении прав и обязанностей в созна­нии человека, в его взаимоотношениях с общественным окру­жением, во взаимодействии с социальной средой. В соответствии со своим пониманием того, что является справедливым, а что несправедливым, человек оценивает поведение, действия других людей.

В этом плане человек может быть ориентирован:

    на отстаивание и расширение прежде всего своих прав;

    на преимущественное исполнение своих обязанностей по от­ношению к другим людям, социальной сфере в целом;

    на гармоничное сочетание своих прав и обязанностей при ре­шении человеком социальных и профессиональных задач.

Эстетические потребности играют важную роль в жизне­деятельности человека. На реализацию эстетических устрем­лений личности оказывают влияние не только внешние об­стоятельства, условия жизни и деятельности человека, но и внутренние, личностные предпосылки - мотивы, способно­сти, волевая подготовленность личности, понимание канонов красоты, гармонии в восприятии и осуществлении поведения, творческой деятельности, жизни в целом по законам красоты, в соответствующем отношении к безобразному, низменному, уродливому, нарушающему естественную и социальную гар­монию.

Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человече­ского фактора. Здоровье является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и самосо­вершенствованию человека, поэтому первая и важнейшая по­требность человека - это здоровье. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимо­действии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья. Пополнять резервы своего здоровья необходимо через отдых.

Потребности социальные - особый вид потребностей человека. Потребности, нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Различают два вида потребностей: естественные и созданные обществом.

Естественные потребности - это повседневные нужды человека в еде, одежде, жилье и т. д.

Потребности социальные - это потребности человека в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духовной культуре, т. е. во всем, что является продуктом общественной жизни.

Естественные потребности являются основой, на которой возникают, развиваются и получают удовлетворение потребности социальные. Потребности выступают в качестве основного мотива, побуждающего субъект деятельности к реальной деятельности, направляемой на создание условий и средств удовлетворения его нужд, т.е. к деятельности производственной. Без потребностей нет и не может быть производства. Они - исходный побудитель человека к деятельности, выражают зависимость субъекта деятельности от внешнего мира. Потребности существуют как объективные и субъективные связи, как тяготения к предмету потребности. К потребностям социальным относятся потребности, связанные с включением индивида в семью, в многочисленные социальные группы и коллективы, в различные сферы производственной и внепроизводственной деятельности, в жизнедеятельность общества в целом.

Потребности социальные являются выражением объективных закономерностей развития тех или иных сфер жизнедеятельности человека и общества. Условия, окружающие человека, не только порождают потребности, но и создают возможности для их удовлетворения.

Совершает человек наиболее значимые поступки осмысленно, то есть совершает социальное действие. Без учета мотивов того внутреннего смысла, который вкладывается человеком, социальной общностью людей в свои усилия для реализации той или иной цели, невозможно понимание социальных действий, социальных связей и взаимодействий, совершаемых при реализации поставленной цели. Индивидуальная цель, воспроизводящая потребности человека (идет ли речь о потребности в еде, жилье, одежде, или в образовании, потребности в утверждении собственного достоинства, чести и т. п.) - это начало действия социального и второго, начало - ориентация на других, ожидание, учитывающее возможную ответную реакцию окружающих и образуют мотивы социального действия.

Возьмем обычный житейский пример. Человек, индивид хотел бы удовлетворить свою потребность в приобретении автомашины. Индивидуальная цель ясна. Но нет необходимых материальных возможностей, нужна поддержка окружающих (родственников, друзей и т. п.). Что предпринимает человек-индивид, какой смысл его действий - накопить средства, убедить родственников о важности и необходимости приобретения автомашины и т. п. Индивидуальная цель, осмысленная сквозь призму социальных отношений, связей, ожиданий и стала мотивом социального действия. Естественно, конкретное содержание, направленность мотива определяется тем как индивидуальная цель и ориентация на других, ожидание учитывающее возможную ответную реакцию окружающих соотносятся, взаимодействуют. Иногда, поставленные индивидуальные цели не реализуются, хотя и предпринимаются различные социальные действия. Здесь-то проявляется бесполезность мотивов в определении и осознании поставленной цели.

Американский социолог Толкотт Парсонс в процессе выбора варианта действия выделяет так называемые типовые переменные действия - системы основных ориентации. Это пары, определяющие различные возможности выбора действий.

Во-первых, между действием исключительно в собственных личных интересах или необходимостью учета в своем поведении потребностей коллектива, окружающих (ориентация на себя - ориентация на коллектив, окружающих); во-вторых, между стремлением к удовлетворению непосредственных сиюминутных потребностей или отказом от их реализации ради перспективных и важных целей; в-третьих, ориентация на социальные оценки другого индивида или свойственное ему присущие качества (пол, возраст, внешний вид и т. п.); в-четвертых, между подчинением индивидом своего поведения какому-то общему правилу или учетом специфических моментов ситуации и т.д.

Выделенные Толкоттом Парсонсом с достаточной полнотой и скрупулезностью основные альтернативы, варианты социальных действий (в реальной жизни их больше) свидетельствуют о многомерности мотивов конкретного социального действия, о многообразии подходов, способов анализа путей достижения цели в конкретных социальных условиях сплетается в одном элементарном мотиве.

Возьмем житейский случай. На предприятии начальник участка, цеха хотел бы удовлетворить потребности расширения участка, совершенствовании технологии, «расшивке» узких мест и т. п. Но нет необходимых средств, материальных возможностей, нужна поддержка руководства и т. д. Что предпринимает начальник участка, цеха, какой смысл его действий - убедить руководство в перспективности реконструкции и т. п. И вот, он пришел к руководству предприятия. Как поведет себя руководство? С одной стороны, он знает, что средств для реконструкции крайне мало (тем более в современных условиях), только бы продержаться, сохранить людей; с другой стороны, он знает, что реконструкция перспективна, а у начальника участка, цеха есть и неплохие заделы, первые результаты (вторая альтернатива). Вместе с тем, руководитель испытывает к начальнику участка, цеха личную неприязнь, поэтому, хотя и достаточно высокий статус начальника участка (высококвалифицированный специалист, инженер и т. д.) позволяет ему рассчитывать на развитие реконструкции, расширение производства (третья альтернатива). Однако, стоит ли обращать внимание на личную неприязнь и обиду, если реконструкция может, наверняка, принести комплексу признание (первая альтернатива)... Каждая из альтернатив вносит свою лепту в мучительный выбор мотива.

В конкретный мотив органично вплетается и иерархия ценностей, и интеллектуально-культурная готовность личности анализировать ситуацию. Сказываются и особенности темперамента личности, его непреклонность, упрямство, волевые качества, эмоциональная близость к человеку, личности и т. д. Ситуацию, сложившуюся между начальником участка, цеха и руководством, администрацией предприятия социологи называют состязанием мотивов, порождающее достаточно острые, чаще всего невидимые со стороны внутренние переживания личности. Здесь важно отметить многообразие проявления различных возможностей, альтернатив достижения личной цели и ориентацию на другие, изначально определяющие внутреннюю драму сферы мотивов личности. И практично невозможно предписать конкретный выбор мотива личностью в конкретной ситуации. Но можно проследить определенную направленность конкретной личности и целостной системы действий социальных.

Мотивы действий разнообразны. Имеет пределы и непредсказуемость поведения личности, укладывающаяся в пределы социальной целесообразности, сохранения социальных связей нерушимыми. Иначе социальное лишилось бы едва ли не главного - предсказуемости и выполнения человеком своих обязательств. В мотивации: ориентация на себя - ориентация на других выделяется индивидуалистическая мотивация в ее крайних и более сдержанных вариантах, гуманистическая, альтруистическая (бескорыстная) в ее грубых и более мягких, сдержанных вариантах. На выбор человеком-личностью, социальной общностью конкретной мотивации влияет ряд обстоятельств: сказывается влияние ситуации, нравственной культуры конкретной личности и существующая в обществе система ценностей и т. п. Роль системы ценностей в том, что они выступают для человека, личности фактором, социализирующим определенный поиск человеком, социальной общностью путей реализации индивидуальных целей и определяют типичный для общества индивидуальный выбор. В ходе исторического развития культур, социального отбора крайние варианты, различие возможностей на себя, на коллектив - отброшены. Ведь они ведут или к хаосу в обществе, или духовной, да и физической, гибели индивидуальности. И социолог Макс Вебер, анализируя мотивацию социального действия, особо выделяет степень участия сознательных, рациональных элементов в процессе мотивации социального действия. И в основу классификации социальных действий Макс Вебер ставит целерациональное действие, подчеркивая, что «целерационально действует тот индивид, где поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий, кто рационально рассматривает отношение средств к цели побочным результатам, то есть действует во всяком случае не аффективно (прежде всего, не эмоционально) и не традиционно, то есть не на основе той или иной традиции, привычке». Иначе говоря, целесообразное действие характеризуется ясным пониманием того, что хочет добиться человек, какие пути, средства наиболее пригодны, эффективны и т. п. Человек самосоотносит и средства, просчитывает положительные и отрицательные последствия своих действий и находит разумное сочетание личной цели и социальной. Но все это лишь идеальный образец, а в реальной жизни встретиться с такими действиями удается отнюдь не часто.

В реальной жизни более массовым есть ценностно-рациональное действие, подчиненное определенным требованиям, принятым в обществе ценностям (религиозные, нравственные, эстетические нормы, традиции и т. п.). Рационально понятой цели для человека, личности, социальной общности не существует и в социальных действиях человек, социальная общность ориентируется на соблюдение своих убеждений о долге, достоинстве, красоте и т. п. Макс Вебер отмечал, что ценностно-рациональное действие всегда подчинено заповедям или требованиям, в повиновении которых человек видит свой долг и т. п. Сознание личности, социальной общности скованно ориентацией на ценности, существующие в обществе. И ценности, нормы существующие в обществе есть основной для человека в разрешении противоречий между личной целью и ориентацией на других окружающих.

Традиционное и аффективное социальное действие находятся на самой границе, а часто даже за пределами того, что осознанно, осмысленно, сориентированно. Предельно минимизирована самостоятельная деятельность сознания в традиционном социальном действии. Глубоко усвоенные социальные образцы поведения, норм, перешедших в привычное, традиционное, не подлежащее проверке на истинность и есть основой, базой традиционного социального действия. Нравственно привычное может также быть традиционным социальным действием. Это объясняется тем, что самостоятельное моральное сознание человека «не включено», он поступает как все, как принято испокон века и привычно в быту. Здесь-то распространенная и, в общем-то, естественная форма человеческих действий, составляющих основу социальной жизни, ее привычный и естественный фон. Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществлено в состоянии аффекта (то есть душевного волнения). Аффективное действие менее осознанно, а более характеризуется стремлением к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения и т. п.

В реальной жизни существуют все виды социальных действий, а некоторые из них, в частности, традиционно-нравственное вообще есть характерным, типичным для определенных слоев общества. Жизни отдельной личности присущи и аффект, и строгий учет, и расчет, традиционно привычное, и ориентации на свой долг перед товарищами, родителями. Целерациональное социальное действие при всей привлекательности и, даже в чем-то романтически возвышенное, никогда не может и не должно быть чрезмерно распространенным. Иначе будет во многом утрачена прелесть и многообразие, чувственная наполненность социальной жизни. Конечно же, больше вероятности, что личность, социальная общность, общество будет развиваться эффективно, если при реализации сложных, узловых проблем социальной жизни человек-личность, социальная общность будут чаще целерациональны. Ведь от множества причин зависит вероятность реализации того или иного типа мотивации социального действия. Зачастую индивидуальные особенности, культура, образование, интеллектуальные возможности индивида, социальных слоев сказываются на социальном действии. А во многом зависит от общества, социокультурной среды и массовость распространения того или иного типа мотивации. Насколько мотивы позволяют, стимулируют целерациональное социальное действие или традиционное, настолько они ограничивают, подавляют один тип поведения и стимулируют другой. Исторический опыт свидетельствует: человек всегда живет неодномерно, противоречиво. Аффективное причудливо сочетается с целерациональным, иррациональным с ценностно-рациональным и т.п. Но там, где существенна сфера целерационального или иррационального наступает простор для мракобесия, мифов, тоталитаризма, устанавливается атмосфера безудержного доверия и восхищения вождями, лидерами. Человеческий здравый смысл загоняется в тупик и т. п.

В жизни человек своим усилиям, действиям придает смысл, мотив. Какой смысл усматривает человек, какие ценности он утверждает в своей деятельности, такую реальность во многом и творит. Конечно же, не все, что задумывается реализуется в жизни. Причин много. И здесь, прежде всего зачастую желания человека, социальных общностей людей могут столкнуться с желанием других. Но жизнь подвластна тому, чего люди хотят достичь, во что они верят, какой хотят сделать ее, в чем видят смысл своего бытия.

Конечно же, осмысливая социальную реальность, отвечая на вопрос почему человек действует так, а не иначе, почему «имеем то, что имеем», в мотивации социального действия надо выделять именно культуру - одну из важных сторон смысла жизни и деятельности человека. Личность, ее потребности - источник действия социального, а система смысла, мотивов действия есть культура, то социальные связи, взаимодействия есть деятельная реализация ориентации на другого и т. п.

Идеи о потребностях человека подробно изложил в своей книге «Мотивация и Личность» Абрахам Харольд Маслоу, американский психолог русского происхождения. Маслоу выдвинул теорию множественности различных потребностей личности, утверждая при этом, что их можно отнести к пяти основным категориям:

Духовные потребности - это познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Потребности в уважении со стороны других, в самоуважении. В общественном признании и высокой оценке достижений человека.

Социальные потребности - необходимость общения, наличие социальных связей, привязанность, забота о других и внимание к себе, совместная деятельность.

Экзистенциальные - обеспечение безопасности и комфорта существования человека, постоянство условий и качества жизни.

Физиологические (они же биологические и органические), удовлетворение потребности в пище, одежде, сне, голод, жажда, половое влечение и т. д.

Согласно этой классификации социальные потребности в иерархии потребностей человека занимают ключевое место. По мере удовлетворения первичных потребностей, важным становится удовлетворение потребностей высокого уровня.

Существует множество форм социальных потребностей человека. На примерах рассмотрим их в трёх основных признаках:

1. Потребность«ДЛЯ ДРУГИХ». Наиболее ярко потребность «ДЛЯ ДРУГИХ» выражены в альтруизме, в готовности беззаветно служить другим людям, жертвовать собой во имя другого. Чаще всего эта потребность защиты слабого, потребность бескорыстного общения.

«Я не знаю, какой будет ваша судьба, но одно я знаю наверняка: лишь те из вас будут поистине счастливы, кто искал и нашёл способ служить людям » - Альберт Швейцер, лауреат Нобелевской премии мира, гуманист, теолог, философ, музыкант и врач. Сын пастора из небольшого городка Кайзерберга в Верхнем Эльзасе он создал картину собственного мира. Такого, в каком он мог бы жить в соответствии с собственными представлениями. Призывая других пользоваться любой возможностью делать добро, сам являлся ярким примером реализации потребности «ДЛЯ ДРУГИХ». Проводя анализ состояния современной культуры Европы, философ задался вопросом, почему мировоззрение, основывающееся на жизнеутверждающем начале, из первоначально нравственного превратилось в безнравственное.

Концепция «благоговения перед жизнью» стала идеей Швейцера, объемлющей и жизнеутверждение и этику. Её воплощением – больница, выстроенная собственными руками философа.

«Нет человека, которому бы не представился случай отдать себя людям и проявить тем самым свою человеческую сущность. Спасти свою жизнь может всякий, кто использует любую возможность быть человеком, делая что-нибудь для тех, кто нуждается в помощи - какой бы скромной ни была его деятельность ». Швейцер искренне жалел людей, которые не могут посвятить свою жизнь другим.

2. Потребность «ДЛЯ СЕБЯ». Потребность, направленная на самоутверждение в обществе, на самореализацию личности. Это потребность самоидентификации человека. Потребность занять своё достойное место в обществе, в коллективе. Не в последнюю очередь такая потребность направлена на желание обладать определённой властью. «ДЛЯ СЕБЯ» является социальной потребностью человека потому, что реализована она может быть только через потребность «ДЛЯ ДРУГИХ».

Бенвенуто Челлини. Талантливый итальянский скульптор родился во Флоренции. За свою по тем временам достаточно длинную жизнь, 1500 – 1571 гг., Челлини прославился как ювелир, писатель, медальер и не только. Желание удовлетворения «ПОТРЕБНОСТИ ДЛЯ СЕБЯ» побуждало его не только к творчеству, но и к авантюрам. Челлини участвовал в войне с Испанией, а позже из-за вздорного характера Бенвенуто часто бывал зачинщиком ссор, оканчивавшихся смертельным исходом для его противников. Несмотря на покровительство Папы Римского, дерзкий молодой человек не раз оказывался под арестом, а позже, скрываясь, покидал Рим.

Последние годы Челлини провёл на родине, во Флоренции. Написанную им автобиография переведена на почти все европейские языки. В которой автор, желая ещё большей славы, приписывал себе поступки, которых на самом деле не совершал.

3. Потребность «ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ». Это целая группа потребностей, определяющая причины объединённых действий многих людей, общества в целом. А именно: потребность безопасности, свободы, мира, потребность обуздания агрессора, потребность смены политического режима. Особенность потребности "ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ" состоит в том, что люди объединяются для решения назревших задач общественного характера.

Пример: вторжение фашистских войск на территорию СССР стало определяющим стимулом реализации потребности «ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ». Общая цель – отпор захватчикам, стала причиной объединения народов, проживающих на территории союзных республик.

Требуют ли удовлетворения потребности социальной сущности человека? Что если не обращать на это внимания?

Не удовлетворяя собственных биологических потребностей, человек не сможет жить, как здоровая особь. Наглядные примеры иллюстрируют это как нельзя лучше: неимение достаточного количества денег, чтобы полноценно питаться, покупать соответствующую одежду, требуемые медикаменты, содержать в должном порядке собственное жилище, приводит к заболеваниям или гибели человека.

Отсутствие возможностей для удовлетворения социальных потребностей, заставляет человека усомниться в собственной полноценности. Без удовлетворения такого рода потребностей личность чувствует себя слабой, беспомощной, униженной. Что часто толкает человека к проявлению агрессии, антисоциальным поступкам. Каждый в нашем обществе нуждается в стабильной, постоянной, как правило, высокой самооценке. К социальным потребностям человека также относятся самоуважение, наличие чувства собственного достоинства, подкрепляющееся отношением со стороны других людей. Удовлетворение потребности в самоуважении ведёт к появлению чувства уверенности в себе. Ощущение собственного достоинства, силы личности, дееспособности, полезности и необходимости в этом мире приводит личность к одним результатам. Невозможность удовлетворения таких потребностей ведёт человека к результатам абсолютно другим.

Какие путь выбираете вы?

Основные понятия : индивид, потребности, культурные потребности, духовные потребности, социальные потребности, свойства социальных потребностей, формы социальных потребностей, субъекты социальных потребностей, факторы, влияющие на развитие социальных потребностей.

Традиционно потребность понимается как форма нужды человека, которая побуждает его к определенным внутренним или внешним действиям, стимулирует его жизненную активность.

Различают по своему происхождению два вида потребностей: естественные и культурные. Естественные потребности – это повседневные нужды человека, необходимые для сохранения и поддержания его жизни и жизни его потомства. Это нужда в пище, питье, в существе противоположного пола, во сне, в защите от холода и чрезмерной жары, в одежде, жилье и т.д. На их основе возникают, развиваются и получают удовлетворение потребности социальные. Культурные потребности рождаются в процессе деятельности человека как общественного субъекта. В них выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. К объектам культурных потребностей относятся как предметы, которые служат средством удовлетворения какой-либо естественной потребности в условиях той или иной культуры (вилка и ложка, тарелки и молотки), так и предметы, необходимые для трудового и культурного общения с другими людьми, для сложной и многообразной общественной жизни человека. По характеру предмета потребности могут быть материальными и духовными. В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в пище, одежде, жилище, предметах быта и т.д.); в духовных – зависимость от продуктов общественного сознания.

В качестве носителей социальных потребностей выступают человеческие индивиды, социальный слой или социальная группа в рамках конкретного общества (класс, сословие, нация, профессиональная группа, поколение), общество как определенная социальная система, социальный институт, функционирующий в рамках общества (система образования, государство и его органы), человечество в целом.

Социальные потребности обусловливают поведение человека и социальных групп. По мнению А. Г. Здравомыслова, удовлетворение потребностей зависит от общения и совместных действий людей. Они включают в себя необходимость принадлежать к социальной группе, занимать в ней определенное положение, пользоваться уважением и любовью окружающих.

Социальные потребности – это составная часть человеческих потребностей, их удовлетворение выявляет сущность человека как общественного существа, подчеркивает его социальную детерминацию и обусловливает социальное развитие. К ним относится потребность в общественной деятельности, самовыражении, обеспечении социальных прав, общении с другими людьми и т.д. Социальные потребности определяют интересы и желания человека, среди которых можно выделить следующие, определяющие его интересы, мотивы и поведение: потребность в повиновении, потребность игры, доминантность, потребность оценивать, потребность суждения, потребность в уважении и поддержке, потребность оказания помощи другим людям.

Социальные потребности пронизывают буквально все стороны и сферы жизнедеятельности человека, его отношения с миром. Они являются связующим звеном между обществом и личностью, жизнью и ее внутренним миром. Их необходимость для индивида обусловлена организацией своей жизнедеятельности в макро- и микросистеме "человек – общество".

Социальные потребности – это особый вид потребностей человека. Это составная часть духовных потребностей человека. Они выражают потребности человека в социальной среде, в социальной трудовой деятельности, в социально-экономической активности, в духовной культуре, т.е. во всем, что является продуктом общественной жизни. К социальным потребностям относят потребности, связанные с включением индивида в семью, в многочисленные социальные группы и коллективы, в различные сферы деятельности, в жизнедеятельность общества в целом, а в общем – во взаимодействие с социумом во всех его проявлениях.

Социальной называется потребность, в основе которой лежит общественная необходимость, реализующаяся через особую жизненную ситуацию субъекта. Удовлетворяется она по меркам и нормам общества и выражает общественную сущность человека.

Социальные потребности имеют два взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, они связаны с общественной необходимостью (социальная деятельность, общение, контакты, интересы), а с другой – материально-техническими и финансово-экономическими условиями жизнедеятельности человека в конкретном социуме.

Интеграция индивида в сложную систему социума и возникающая при этом необходимость действий, подчиненных социальным потребностям, обусловливают сознательную целенаправленность его активности. Отсюда вытекает необходимость осознания индивидами своих социальных потребностей, так как по своей природе и сущности все потребности, функционирующие в обществе, объективны.

Развитие социальных потребностей связано прежде всего с изменением содержания деятельности индивида: чем сложнее и многообразнее социальная деятельность, тем богаче, совершеннее система его потребностей. Обновление форм взаимодействия индивида с социальной средой и сопряженное с ним изменение характера его деятельности приводят к возникновению новых социальных потребностей.

Основным источником удовлетворения социальных потребностей индивида является деятельность. Только в ней и благодаря ей индивид самореализуется и находит способы удовлетворения своих потребностей. Лишь в обществе и при непосредственном участии общества возможно удовлетворение потребностей индивида, так как многие потребности своим возникновением обязаны именно обществу на конкретно-историческом этапе развития. Социальные потребности удовлетворяются организационными усилиями членов общества посредством социальных институтов. Неудовлетворенность социальных потребностей проявляется в двух формах – агрессии и апатии.

Существуют различия в таких понятиях, как "социальные потребности" и "потребности социума". Если "социальные потребности" – это потребности одного индивида на его социальном уровне, которыми каждый индивид представлен в социуме, выражающие тенденцию его развития относительно социума, общества по важнейшим на данный период времени направлениям, то "потребности социума" отражают потребности не одного, а совокупности индивидов, означают наличие в социуме определенных запросов, требований к обществу, определенной нужды в развитии социума и их осознание членами социума (индивидами).

Какая из потребностей станет для индивида ведущей, зависит от его индивидуальных психологических особенностей, педагогического потенциала окружающей среды, силы его влияния на человека, воспитания, состояния здоровья и других факторов.

На формирование социальных потребностей индивида оказывают влияние различные факторы, как объективные, так и субъективные. К объективным относят те, которые действуют независимо от его воли и сознания и являются внешними по отношению к самому носителю или субъекту социальных потребностей: социально-экономические и культурно-бытовые условия жизни населения в стране, от которых зависит степень развитости социальной потребности и возможности их удовлетворения; уровень общественного производства и научно-технического прогресса; половозрастной состав населения; уровень социально-педагогической образованности детей и взрослых.

Субъективные факторы зависят от самого индивида: это мнения, предпочтения, его наклонности и привычки. Все они формируются в определенной социальной и культурной среде, которая на них существенно влияет.

Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Одна из классификаций основана на следующих признаках-критериях:

  • 1) социальная потребность для других;
  • 2) социальная потребность для себя от взаимодействия с другими;
  • 3) социальная потребность вместе с другими.

Социальная потребность "для других" – это потребность, выражающая родовую сущность человека: это потребность общения, потребность защиты слабого, потребность в понимании другого и оказания помощи ему, потребность в оказании заботы и внимания другому. Наиболее концентрированно потребность "для других" выражается в альтруизме – в потребности жертвовать собой во имя другого. Она предполагает видение в другом человеке друга, соратника, помощника, сотрудника, партнера. Общественно-историческая норма удовлетворения социальной потребности "для других" усваивается индивидом в процессе воспитания и воспринимается им как совесть.

Социальная потребность "для себя" – это потребность самоутверждения в обществе, потребность в самореализации, потребность в самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность принимать и получать помощь от других и т.д. Она обусловлена представлением индивида о своих правах и под их влиянием он стремится улучшить свое общественное положение, свой статус, свое влияние на других.

Потребность "для себя" и называется социальной, так как она неразрывно связана с потребностью "для других".

Социальные потребности "вместе с другими" выражают побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность в совместной деятельности, потребность в стремлении к единой цели, к совместным усилиям, потребность безопасности, потребность свободы, потребность мира, потребность в социально значимом результате деятельности (см. Приложение 2).

В научной литературе выделяют также два вида социальных потребностей личности – абсолютных (личных) и относительных (совместных), различающихся также направленностью и неодинаковой степенью совпадения с общественной необходимостью. Совместные потребности выражают ее зависимость от других в условиях общей с ними жизнедеятельности и одинаково необходимы как для личности, так и для общества в целом.

Субъектом этих потребностей выступает личность с другими людьми, коллективом, обществом. Таким образом, совместные потребности личности непосредственно вытекают из общественной необходимости и совпадают с ней. Напротив, личностные социальные потребности непосредственно связаны с необходимостью самосохранения, самоутверждения личности в социальной среде и могут не совпадать с общественной необходимостью. Они выражают индивидуальность, потребительские и созидательные способности своего носителя и воспроизводят только его жизнедеятельность в конкретном социуме. Удовлетворение последних не несет каких-либо социальных последствий для общества.

Существуют определенные приоритеты социальных потребностей в зависимости от той или иной возрастной группы.

Так, для ребенка младшего и среднего школьного возраста типичны следующие из них: потребность в повиновении – это принятие обстоятельств и людей, признание собственной неполноценности; потребность в игре – желание новых ощущений; потребность в удовлетворении эгоизма. Для подросткового возраста характерны следующие потребности: быть как все; освободиться от ограничений, родительской опеки; искать ответы на вечные вопросы бытия; склонность к размышлениям и обобщениям. Для юношеского возраста присущи такие социальные потребности, как желание выражать собственные взгляды; быть услышанным и влиять на ход социальных событий, ситуаций; стремление к самореализации в социальной среде и деятельности.