Социометрия как социально- психологический метод. Область применения, инструментарий. Социометрия учебно-методический материал на тему Что такое социометрия в психологии определение

Министерство образования РФ

Московский педагогический государственный университет

Филологический факультет

по методологии психологических исследований

тема: «Социометрия как метод психологических исследований»

Выполнен: студенткой 206 группы

Анохиной Анной

Введение

Глава 1. История возникновения метода

Глава 2. Социометрия как метод психологических исследований

Глава 3. Обработка результатов социометрии

3.1 Социоматрица

3.2 Социограмма

3.3 Социометрические индексы

Заключение

Введение

Личность, коллектив, общество – основополагающие понятия, характеризующие развитие человечества. Все эти понятия неразрывно связаны между собой и неотделимы друг от друга, поэтому рассматривать их можно только во взаимосвязи. Ведь что составляет, определяет общество? Отношения между личностями внутри его. Личности составляют коллектив, формируют его – это характеристика жизни, ведь любой человек относит себя к определенной группе людей, коллективу: семья, класс, коллеги на работе. Жизнь без взаимодействия с другими людьми невозможна. Поэтому так важно и необходимо изучать взаимоотношения людей внутри групп, выявлять лидера, изучать типологию социального поведения людей внутри группы. Социальная среда состоит из различных компонентов, которые играют неодинаковую роль в общественной системе. Эти компоненты различно влияют на человека. В обществе можно выделить малые и большие социальные группы. В малой группе определяющим является взаимодействие между ее членами, эмоциональный контакт, социально-психологическое поведение. Одним из наиболее эффективных методов изучения отношений внутри малой группы является метод социометрии. Он применяется для диагностики межличностных, межгрупповых отношений с целью их улучшения, изменения. Результаты этого исследования можно использовать не только как диагностические, но и для коррекционной работы, изменения положения человека в системе межличностных отношений, разрешения конфликтов и т.п.

Применение данного метода при изучении отношений в группах является актуальным для современной социологии и социальной психологии.

Глава 1. История возникновения метода

Метод социометрии появился в 30-е годы 20 столетия. Эта методика была разработана Джекобом Морено – американским психиатором и социальным психологом. Морено с позиций, близких к гештальтпсихологии изучал процессы внутри малых групп, которые отражают неформальную микроструктуру общества. Согласно его теории психологическое благополучие личности определяется ее местом в структуре межличностных отношений. Отношения определяются эмоциональной обстановкой, взаимными симпатиями и антипатиями между членами группы. Для выяснения этих связей и был разработан метод социометрии.

Понимание социометрии Морено оказало огромное влияние на возникновение и развитие социальной теории, практических социальных теорий. Морено причисляется к представителям неофрейдизма. Он обращается к исследованию психологических взаимоотношений между людьми в малых группах. Основы социометрической теории были заложены в 1908-2925 годах. Систематическим изложением социометрии стала книга «Кто выживет?». Дж. Морено оказал огромное влияние на развитие социологии, идеи и методы получили широкое распространение и используются во многих странах мира. Социометрия оказала влияние на другие отрасли социологии: психиатрию, антропологию и др. Морено это влияние называл «социометрическим движением».

Также Морено была написана книга «Основы социометрии», первая часть ее называлась «Социометрическая система». Морено рассматривает социометрическую систему как часть большой системы. “Вышестоящий принцип,- пишет Морено,- есть социономия с ее тремя отраслями: социодинамикой, социометрией и социатрией”, связанными между собой. Социономия – наука о социальных законах, социодинамика – наука о социальных группах. Социометрия же является наукой об измерении межчеловеческих отношений.

Социометрия - по Морено - это “социология микродинамических процессов”. Благодаря ее развитию стало необходимым разделение социальных наук на макроско­пические и микроскопические. Система социометрии содержит три элемента: социус, измерение и драму. Из этого можно вывести три направления в исследовании: исследование групп, исследование измерения, исследование действия.

В развитии социометрического подхода наблюдается три основных этапа: возникновение и утверждение (к 1934 г.), кульминация или “направление старой социометрии” (преимущественно период 1936-1956 гг.) и “новая социометрия” (1956--1966 гг. и позднее).

Однако данный подход неоднократно подвергался критике со стороны других исследователей. (Десев Л., Ядов В.А.) Но, наряду с этим, социометрия получила широкое распространение среди психологов как отечественных, так и зарубежных. В отечественной психологии внедрение социометрии связано с такими именами как Е.С. Кузьмин, Я.Л. Коломинский, В.А. Ядов и т.д.

Исследователи рассматривали социометрию как метод изучения отношений в производственных группах и в педагогических системах. Например, Е.С. Кузьмин с помощью социометрии изучал отношения в рабочих группах, эффективность совместной деятельности членов группы. Он предложил измерять отношения в группе по нескольким критериям одновременно (товарищеские, производственные и т.д.). Другие учение использовали социометрию для получения информации о взаимоотношениях в малых группах, для диагностики межличностных и межгрупповых отношений. Такие ученые, как О.В. Киричук, М.В. Гамезо и И.А. Домашенко, Л.М. Фридман, использовали социометрии для изучения взаимоотношений внутри школьных классов. Полученные результаты они применяли в практической воспитательной работе.

Но социометрию изучали не только как метод психологических исследований, но и как социальную теорию. Акцент на этом делал болгарский ученый Любен Десев. Но на его трактовку теории повлияла марксистко-ленинская идеология, приверженцем которой он являлся. Однако стоит отметить, что в своих работах он подробно останавливается на работах основоположника метода Дж. Морено, а также предлагает анализ литературы, посвященный изучению проблем отношений в малых группах. Десев представляет нам сравнительную оценку положительных и отрицательных сторон социометрии.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что исследователи больше внимания уделяли практической стороне социометрии, нежели такой ее составляющей как социальная теория.

Глава 2. Социометрия как метод психологических исследований

Термин «социометрия» - от латинского societas (общество) и metrium –

измеряю – обозначает 1. отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, 2. прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач.

Целью социометрического исследования могут стоять следующие вопросы:

    измерение степени сплоченности – разоблаченности;

    обнаружение внутригрупповых подсистем.

Социометрия измеряет авторитет формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе. Метод социометрии не требует больших временных затрат – не более 15 минут, при этом он позволяет установить популярность – непопулярность членов группы, вскрыть неформальную структуру группу, оценить поведение людей в коллективной работе.

Надежность социометрической процедуры зависит от правильного выбора критериев и оценки внутригруппового климата. Общая схема социометрического исследования такова. После постановки задач исследования формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. В ходе социометрии не может быть полной анонимности. Вопросы заносятся на карточку или предлагаются устно. Испытуемый обязан ответить на вопросы, исходя из собственных симпатий – антипатий, доверия или недоверия.

В процессе социометрии используются так называемые «социометрические опросы». Социометрический опрос отличается от обычного, ведь в нем вместо признака, как в обычном опросе, ответом является фамилия или номер, под которым зашифрована фамилия. При обычном опросе респонденты после обработки материала распределяются по данному признаку; в социометрическом же опросе создается структура отношений изучаемом множестве. Поэтому при обработке данных социометрии не используются методы, характерные для обычных опросов. Результаты социометрии, полученная в ходе исследования информация представляются в особых формах: социограммы и социоматрица.

Социометрическая процедура может проводиться в двух вариантах.

    Непараметрическая процедура

При непараметрической процедуре испытуемый неограничен в числе выборов и может записать в карточку всех членов группы. В данном случае число выборов равно N – 11, где N – число людей в группе. Точно также каждый член группы будет выбран N – 1 число раз. Непараметрическая процедура позволяет в полной мере оценить эмоциональную экспансивность каждого члена группы, увидеть все многообразие внутригрупповых межличностных связей. Но применение непараметрической процедуры будет нерационально в отношении больший групп, так как обработка результатов будет невозможна без применения вычислительной техники. Также еще один недостаток непараметрической процедуры – большая вероятность случайного выбора, ведь возможны ответы типа «выбираю всех». В данном случае можно говорить либо о недифференцированной системе отношений между испытуемым и другими членами группы, либо о заведомо ложном ответе респондента.

    Параметрическая процедура

Параметрическая процедура характеризуется ограничение числа ответов, с помощью чего снижается возможность случайного выбора. Испытуемый может выбрать только строго ограниченное число людей. Ограничение числа выборов получило название «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Введение социометрического ограничения позволяет повысить надежность исследования и облегчить обработку материала. С другой стороны подобное ограничение заставляет испытуемых более серьезно и внимательно относиться к своим ответам, выбирать только тех людей, которые действительно считают подходящими для роли, предложенной в опросе. Ограничение числа выборов позволяет стандартизировать результаты и сравнивать данные, полученные в разных группах. Но у параметрической процедуры есть свои недостатки: она не позволяет раскрыть все многообразие взаимоотношений в группе, а показывает лишь субъективно значимые связи.

Вопросы могут быть социометрические и аутосоциометрические. При аутосоциометрических опросах предлагается оценить, кто из членов группы выберет данного респондента или предсказать, как будут отвечать те или иные члены группы, как будут друг друга выбирать.

Тип вопроса должен соответствовать характеристике, которую предполагается исследовать. Необходимо, чтобы вопрос был конкретен, то есть при вопросе “Кого бы Вы выбрали для проведения свободного времени?” необходимо уточнить, как именно будут проводить время: поездка в турпоход, посещение кинотеатра и так далее.

Глава 3. Обработка результатов социометрии

Простейшими способами обработки результатов социометрии являются табличный, графический и индексологический.

      Социоматрица

Социоматрица представляет собой таблицу, в которую включаются все положительные и отрицательные выборы, сделанные всеми членами группы.

Первый этап – построение простейшей социоматрицы. Результаты разносятся по матрице с помощью условных обозначений. По вертикали записываются фамилии членов группы под номерами, по горизонтали – только номера членов группы. При положительном выборе на соответствующих пересечениях ставятся цифры +1, +2, +3, обозначая этим, кого бы выбрали в первую, вторую, третью очередь, -1, -2, -3 – те, кого не выбрали бы в первую, вторую и так далее. В таблице взаимный выбор обводится (независимо от очередности выбора). После занесения всех выборов в таблицу подсчитывается по вертикали сумма всех полученных выборов каждым членом группы результатов, затем подсчитывается сумма баллов: первая очередь - +3 (-3) балла, вторая - +2 (-2) и так далее. По этим результатам определяется статус человека в группе. По анализу социоматрицы можно составить представление о взаимоотношениях внутри группы. Для составления картины по нескольким выборам могут быть построены суммарные социоматрицы, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Достоинство социоматрицы: возможность представить выборы в числовом виде, а также установить статус членов группы, порядок влияний.

      Социограмма

На основе социоматрицы строится социограмма. Социограмма – графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. На основании социограммы можно провести анализ структуры взаимоотношений в группе. Она дает наглядное представление о дифференциации членов группы, об их популярности. Социоматрица позволяет сделать более глубокое качественное описание и наглядное представления групповых явлений. При анализе социограммы выделяются наиболее влиятельные члены, взаимные пары, группировки, составленные их стремящихся выбрать друг друга. Наиболее часто встречаются группировки из 2 – 3 членов.

Есть несколько вариантов социограммы. Первый вариант: совокупность концентрических окружностей с размещенными внутри номерами фамилий, которые соединяются между собой стрелками, характеризующими выборы. Наиболее популярные члены группы располагаются во внутреннем круге, в следующем круге находятся лица, получившие число выборов, близкое к среднестатистическому и так далее. Второй вариант: произвольное плоскостное изображение, на котором выделены группировки взаимно выбравших друг друга индивидов. Расстояния между группировками характеризуют выборы между ними. Третий вариант: индивидуальная социограмма. Она заключается в том, что выбранный член группы изображается в системе выявленных в ходе исследования связей.

Обычно внутри социограммы лица мужского пола изображаются с помощью маленьких треугольников, женского – окружностей. Такая форма изображения делает социограмму более наглядной.

      Социометрические индексы

Объективизация результатов исследования вычисляется с помощью социометрических индексов. Существуют персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.). Персональные социометрические индексы характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. К ним относятся индексы социометрического статуса, экспансивности личности в группе, объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена, где i и j – один и тот же член группы, но в разных ролях: выбирающего (j) и выбираемого (i).

Вычисление индекса социометрического статуса i-члена группы осуществляется по следующей формуле:

B i + + B i -

В данной формуле C i – социометрический статус, В + и В - - полученные выборы, - знак алгебраической суммирования всех полученных выборов, N – число полученных выборов.

Социометрический статус - это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Это свойство может быть измерено числом – индексом социометрического статуса. Есть положительный и отрицательный статус, в зависимости от того, как личность влияет на других. Для вычисления социометрического статуса следует воспользоваться результатами социоматрицы.

Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы:

B j + + B j -

Э j – эмоциональная экспансивность, B j – сделанные членом группы выборы. Индекс эмоциональной экспансивности характеризует потребность личности в общении.

Групповые социометрические индексы: индекс эмоциональной экспансивности группы и индекс психологической взаимности.

Индеек эмоциональной экспансивности.

  + i j +  - i j

где   + i j - общее число положительных выборов;   - i j - общее число отрицательных выборов;  - количество членов в группе. Индекс позволяет определить среднюю активность группы.

Индекс психологической взаимности (сплоченность группы):

где   + i j - количество взаимных положительных выборов;  - количество членов в группе.

Заключение

Важным фактором формирования личности, ее воспитания является процесс непосредственного социального взаимодействия, происходящий в малой группе. Одним из наиболее эффективных способов изучения взаимоотношений внутри группы людей является социометрия, которая представляет собой количественную оценку межличностных взаимоотношений. Для диагностики эмоциональных связей существует социометрический тест, анализирующий взаимные симпатии и антипатии внутри группы. Социометрический опрос позволяет определить популярность членов группы, выделить лидера и изгоев, выявить степень социально-психологической совместимости членов группы.

Для чистоты социометрического исследования необходимым является выполнение следующих правил:

    формулировка вопроса должна быть понятна всем членам группы;

    четко очерченные границы группы;

    наличие опыта совместной деятельности;

    критерии должны быть существенны для членов группы;

    опрос проводится посторонним для данного коллектива лицом;

    выбор члены группы должны производить самостоятельно.

Социометрия – одна из немногих техник на сегодняшний день, позволяющих. Определить скрытую систему межличностных отношений. Но методы имеют границы применения, которые необходимо учитывать при исследовании малой группы. Социометрия постоянно развивается и совершенствуется. Развитие социометрии связано прежде всего с совершенствованием способ обработки материала и процедурой сбора оного.

Литература:

1. Методы психологической диагностики . - М., 1993
2. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. - М., 1990 исследования ………………….. 5. «Архивный метод» психологического исследования ...

  • Классификация методов психологических исследований , предложенную Борисом Герасимовичем Ананьевы

    Реферат >> Психология

    ... методы исследования . 1. Раскройте классификацию методов психологических исследований , предложенную Борисом Герасимовичем Ананьевым. Классификация методов 1. Организационные методы : сравнительный метод , -сравниваются какие ... Основное отличие социометрии от...

  • Социометрия экспериментальный метод и наука об обществе

    Реферат >> Психология

    ... метод социально-психологического исследования , социометрия . Эти три сферы отражаются в терминах и определениях социометрии , которой подчеркивалась связь исследования ... феноменам. (Социометрическое исследование ). Социометрия как метод , подобно нотам, является...

  • Психологические аспекты самоопределения и профессионального выбора юноши

    Реферат >> Психология

    Их последующей интерпретации. Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в... и самонаблюдение; экспериментальные методы ; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия , интервью и беседа); ...

  • СОЦИОМЕТРИЯ

    Социометрия - метод, позволяющий выразить количественно, графически структуру межличностных отношений в коллективе.

    Социограмма - графическое изображение отножений респондентов друг к другу.

    Метод социометрии помогает получить "фотографию" внутриколлективных отношений между школьниками. Значение роли каждого ученика в коллективе, его симпатии, доверие, доброжелательность влияют на их поступки, поведение, формирование у них убеждений, нравственных привычек и других качеств.

    Социометрические исследования можно провести с помощью графического рисунка. Детям предлагается карточка-квадрат - это класс. В квадрате круг - это ребята его класса. Предложите ребёнку указать его место среди ребят (в виде точки). Если ребёнок ставит точку в центре, он комфортно чувствует себя в коллективе (это лидер). Если на границе круга или за его пределами - необходима помощь (он изолирован, изгой, ему трудно).

    Помните! Социометрия может обнаружить расхождение официальной и неофициальной структур коллектива, источники напряжений, конфликтов - это облегчает постановку задач коллективной и индивидуальной воспитательной работы. Результаты данной методики нуждаются серьёзном качественном анализе. Не рекомендуется учителю пользоваться этой методикой, если у него по какой-либо причине испорчены отношения с классным коллективом или отдельными детьми.

    Используя метод социометрии, следует помнить, что он налагает на педагога большую ответственность и требует от него высокого чувства такта и меры. Очень много конфликтов между педагогами и детьми возникает из-за несправедливого, по мнению учащихся, выставления баллов. Детям порой кажется и, нужно признаться, небезосновательно, что педагоги поставили несправедливо. Решить эту проблему можно, представив детям критерии оценок и систематически обучая их оценивать ответы своих товарищей и свои собственные с помощью этих критериев. Приведём в качестве примера один из возможных вариантов критериев оценивания по любому предмету.

    ПРИМЕР:

    Критерии оценки результатов работы учащихся

    Оценки:

    1. Жаль, конечно, но твои ответы неправильные.

    Оценки 4-5. Допущено слишком много ошибок при ответах.

    Оценка 6-7. Правильные ответы на все вопросы, но допущено две-три ошибки.

    Оценка 8. Уже намного лучше. Правильные ответы на все вопросы и только одна ошибка.

    Оценка 9. Молодец. Все ответы правильные, ни одной ошибки.

    Оценка 10. Вот это здорово! Все ответы правильные, ни одной ошибки, правильно выполнены задания, которые учитель даже и не просил делать.

    Планируя занятия в Школе актива, необходимо проводить диагностику. Диагностика - это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности, деятельности, реализации задач, выяснения, какие из них требуют дальнейшего решения.

    Опыт показывает, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления, развитием коллектива и личности (приложение). Выявлено три основных варианта диагностики:

    1. Когда коллектив сформирован впервые.
    2. Когда коллектив не новый, а педагог впервые начинает работу.
    3. Когда педагог и коллектив работали вместе.

    СОЦИОМЕТРИЯ

    Цель: изучить состояние эмоционально-психодогических отношений в подростковой общности и положение в них каждого из ребят.

    Необходимо для проведения следующее. Каждый подросток должен иметь бланк с таким текстом: " ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

    1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся твоей группы к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к следующим трём вопросам укажи фамилию и имя этого человека.)
    2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?
    3. Кому ты доверишь свою тайну?
    4. Кому никогда не доверишь свою тайну? Спасибо!"

    Ход опроса

    Исследователь задаёт поочерёдно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трёх человек, которым он отдаёт свои выборы. При этом первым указывается тот, кому испытуемый отдаёт свои наибольшие симпатии (антипатии-при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдаётся предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся

    могут повторяться (об этот следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить, названы ли после каждого вопроса фамилии трёх человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.

    ОРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

    На основании полученных результатов составляется матрица.

    Матрица состоит: по вертикали - из списка фамилий учащихся, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали - из номера, под которым испытуемые обозначены в списке.

    Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров П. Отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову А., то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Беглиеву А., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводят кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом матрица отрицательных социометрических выборов.

    С=М / (n-1),

    где С-социометрический статус подростка;

    М - общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных);

    n- число испытуемых;

    Например: социометрический статус Иванов А. Будет равен частному, полученному от деления: 7: 9 = 0,78.

    В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп.

    Фамилия,

    Имя

    Вы-бор

    Кого выбирают?

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Александров Пётр

    Иванов Алексей

    Беглиев Анвар

    Ильченко Иван

    Кислова Мария

    Китаева Анна

    Малахова Сима

    Новикова Елена

    Павлова Елена

    Покровская Дарья

    1 2 3

    2 1 3

    1 2 3

    1 2 3

    2 3 1

    2 3 1

    2 1 3

    1 2 3

    1 3 2

    1 2 3

    3 2 1

    2 3 1

    1 2 3

    1 3 2

    1 3 2

    2 1 3

    2 1 3

    2 1 3

    1 2 3

    Получено выборов

    Получено взаимных выборов

    0 7 6 5 6 12 10 5 8 1

    0 5 4 4 6 6 6 3 6 0

    Классификация испытуемых

    По итогам социометрического эксперимента

    Среднее число выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:

    К = Общее число сделанных положительных выборов

    Общее количество испытуемых

    Для нашего примера К = 60: 10 = 6

    В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:

    "Звёзды" - Китаев А.;

    "Предпочитаемые" - Малахова С.;

    "Принимаемые" - Иванов А., Беглиев А., Ильченко И., Кислова М., Новикова Е.;

    "Непринимаемые" нет;

    "Отвергнутые" Александров П., Покровская Д.

    Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в детской общности. Коэффициент взаимности (КВ) вычисляется по формуле:

    КВ = Количествовзаимных выборов

    Общее число выборов

    В нашем случае КВ = (40: 60) .100% = 66,7% Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.

    НАШИ ОТНОШЕНИЯ

    (методика составлена по книге: Л.М. Фридман " Изучение личности учащегося и ученических коллективов")

    Цель: выявить степень удовлетворённости подростка различными сторонами жизни коллектива.

    Ход опроса

    Испытуемому предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявлено несколько различных сфер взаимоотношений подростков в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплочённости) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:

    • 1. Наш коллектив очень дружный и сплочённый.
    • 2. Наш коллектив дружный.
    • 3. В нашем коллективе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
    • 4. В нашем коллективе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш коллектив назвать нельзя.
    • 5. Наш коллектив недружный, часто возникают ссоры.
    • 6. Наш коллектив очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

    Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или её отсутствие):

    • 1. В нашей группе принято помогать без напоминания.
    • 2. В нашей группе помощь оказыва6ется только своим друзьям.
    • 3. В нашей группе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
    • 4. В нашей группе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
    • 5. В нашей группе не принято помогать друг другу.
    • 6. В нашей группе отказываются помогать друг другу.

    Обработка и интерпретация результатов

    Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определённых взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного подростка показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

    Педагог - психолог Молоканова В.Н.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА В КОЛЛЕКТИВЕ

    (методика Л.Г. Жедуновой)

    Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.

    Ход опроса

    Каждому педагогу, подростку предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе. Оцениваются полярные качества:

    9 8 7 6 5 4 3 2 1

    1. Дружелюбие Враждебность

    2. Согласие Несогласие

    3. Удовлетворённость Неудовлетворённость

    4. Увлечённость Равнодушие

    5. Результативность Нерезультативность

    6.Теплота взаимоотношений Холодность взаимоотношений

    7. Сотрудничество Отсутствие сотрудничества

    8. Взаимная поддержка Недоброжелательность

    9. Занимательность Скука

    10. Успешность Неуспешность

    Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата, и наоборот. Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой, а также вычисление средней для коллектива оценки атмосферы.

    АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

    Цель: определить состояние взаимодействия педагогов и учащихся в коллективе, а также динамику его развития.

    Ход анкетирования

    Респондентам предлагается ответить на следующие вопросы:

    1. Кого из взрослых следует пригласить в поход?
    2. Кто для Вас служит нравственным примером *

    а) товарищи;

    б) родители;

    в) учителя;

    г) герои книг;

    д) выдающиеся спортсмены;

    е) участники молодёжных ансамблей;

    ж) никто;

    з) допишите ____________________________________

    1. В каких областях жизни учащиеся вашего учебного заведения обладают реальными правами:

    а) в совершенствовании учебного процесса;

    б) в организации досуга;

    в) в контроле за качеством знаний;

    г) в поощрении;

    д) в организации воспитательной работы;

    е) нигде;

    ж) допишите

    1. где вы можете наиболее полно выразить свою личность (где вам интереснее всего, где Вас ценят, понимают);

    а) в учебной работе;

    б) на занятиях в кружках;

    в) в компании друзей;

    г) в общественной работе;

    д) в учебно-трудовом обучении;

    е) в проведении досуга;

    ж) в семье

    з) нигде;

    и) допишите _______________________________________

    1. С кем Вы можете быть откровенными:

    а) ни с кем;

    б) с ребятами из нашей компании;

    в) с директором учебного заведения;

    г) с товарищами по группе;

    д) с родителями;

    е) с руководителем кружка, секции, клуба;

    ж) с бабушкой или дедушкой;

    з) с классным руководителем;

    и) со старым знакомым;

    к) с любым человеком;

    л) с учителем;

    м) допишите _____________________________________

    1. Как бы Вы поступили, если педагог, по Вашему мнению, несправедливо обидел Вас:

    а) промолчу;

    б) отвечу дерзостью;

    в) обращусь к родителям за поддержкой;

    г) обращусь к товарищам за поддержкой;

    д) спокойно попытаюсь доказать свою правоту;

    е) пожалуюсь администрации;

    ж) при случае отомщу;

    з) обращусь к классному руководителю;

    и) обращусь к педагогу, которому доверяю;

    к) попрошу поставить мой вопрос на классном собрании;

    л) допишите ______________________________________

    1. В каких делах педагоги учебного заведения "на равных" участвуют с обучающимися?

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Допишите фразы: " Мне хочется идти в учебное заведение, когда______________________________________________

    "мне не хочется идти в учебное заведение, когда____________

    _____________________________________________________

    " Образцом нравственного отношения к людям в наше учебном заведении является_________________________________

    ______________________________________________________

    " Отношения учителей и учащихся в нашем учебном заведении можно назвать________________________________________

    ______________________________________________________

    1. Какие системы отношений в лицее надо совершенствовать:

    а) учитель - учащийся;

    б) учителя - учителя;

    в) учителя - администрация;

    г) учителя - родители;

    д) родители - учащиеся;

    е) учащиеся - учащиеся;

    ж) администрация - учащиеся

    1. К кому вы можете обратиться в трудную минуту за помощью?
    2. Какие дела в учебном заведении, по Вашему мнению, могут решаться:

    а) одними учителями;

    б) совместно учителями и учащимися;

    в) самостоятельно учащимися

    1. В коллективе работников нашего учебного заведения преобладают отношения:

    а) враждебные;

    б) недружеские;

    в) деловые;

    г) групповые;

    д) ты - мне, я - тебе;

    ж) всякие;

    з) дружеские;

    и) допишите __________________________________________

    Педагог-психолог Молоканова В.Н.

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ

    САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОЛЛЕКТИКЕ

    (методика М. И. Рожкова)

    Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

    Ход опроса

    Каждый подросток заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями.

    4 3 2 1 0 1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моей группы работал лучше.

    4 3 2 1 0 2. Вношу предложения по совершенствованию работы группы.

    4 3 2 1 0 3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в группе.

    4 3 2 1 0 4. Участвую в проведении итогов работы группы, в определении ближайших задач.

    4 3 2 1 0 5. Считаю, что группа способна к дружным самостоятельным действиям.

    4 3 2 1 0 6. У нас в группе все обязанности чётко и равномерно распределяются между ребятами.

    4 3 2 1 0 7. Выборный актив в группе не пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

    4 3 2 1 0 8. Считаю, что актив в нашей группе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями

    4 3 2 1 0 9. Считаю, что ребята нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

    4 3 2 1 0 10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом группы.

    4 3 2 1 0 11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.

    4 3 2 1 0 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

    4 3 2 1 0 13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом учебного заведения.

    4 3 2 1 0 14.Учащиеся моей группы часто участвуют в организации разнообразных мероприятий всего коллектива лицея.

    4 3 2 1 0 15. Мы стремимся помочь представителям коллектива группы, органов самоуправления лицея в решении задач, стоящих перед ними.

    4 3 2 1 0 16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом лицея.

    4 3 2 1 0 17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач,

    стоящих перед всем коллективом, с другими группами и объединениями.
    4 3 2 1 0 18. Удовлетворён отношением моих товарищей к другим группам.
    4 3 2 1 0 19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим группам в разрешении трудностей, возникающих перед ними.
    4 3 2 1 0 20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления учебного заведения, пользуются заслуженным авторитетом
    4 3 2 1 0 21. Учащиеся моей группы добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива.
    4 3 2 1 0 22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив учебного заведения достиг более высоких результатов.
    4 3 2 1 0 23. Готов отстаивать интересы всего коллектива лицея в других коллективах и общественных организациях.
    4 3 2 1 0 24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего коллектива лицея.

    На доске дано смысловое значение цифровых кодов:
    4 - "Да"; 3 - "Скорее да, чем нет"; 2 - "Трудно сказать"; 1 - "Скорее нет, чем да"; 0 - "Нет".
    Обработка результатов

    При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

    1. включенность подростков в самоуправленческую деятельность (предложения 1 - 4);
    2. организованность классного коллектива (5 - 8);
    3. ответственность членов первичного коллектива за его дела

    (9 - 12);

    1. включенность группы в дела всего коллектива (13 - 16);
    2. отношения группы с другими обучающимися общностями

    (17 - 20);

    1. ответственность учащихся за дела всего коллектива учебного заведения (21 - 24).

    По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных

    Всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 - максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке).Уровень самоуправления коллектива, объединения, определяется по результатам выделения коэффициентов трёх блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления низкий ; если больше 0,5 и меньше 0,8 - средний ; если больше 0,8 - высокий .

    Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трёх блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 - уровень развития самоуправления

    Социометрия: особенности применения, достоинства и недостатки, основные понятия, инструментарий

    Огромное число социологических задач связано с изучением процессов, происходящих в малых группах (например, бригады, малые предприятия). При изучении малых групп в социологии используются различные социологические методы, в частности, эффективны в этом случае методы социометрии.

    Термин «социометрия» образован от двух латинских корней: socius – товарищ, компаньон, соучастник и metrum – измерение. Впервые он был употреблен Якобом Морено в конце 19 века в связи с изучением воздействия одних групп людей на другие. Именно этому американскому социопсихологу принадлежит заслуга в создании методологии социометрических исследований, совокупности измерительных процедур и математических методов обработки первичной информации.

    Термин «социометрия» имеет три основных смысла. Им обозначают:

    1)теорию малых непосредственно контактных групп Я.Морено;

    2)различные математизированные процедуры измерения социальных процессов и явлений;

    3)совокупность методик исследования психоэмоциональных отношений друг к другу членов социальных групп, характеризующихся небольшой численностью и объединенных совместной жизнедеятельностью

    Т.о., социометрия – совокупность методик исследования психоэмоциональных отношений членов малых социальных групп.

    Особенности:

    Можно выявить особенности систем неформальных отношений в группе

    Используется для диагностики межличностных отношений в малых социальных группах

    Изучение внутригрупповых статусов членов группы

    Изучение степени сплоченности / разобщенности группы

    Выявление внутригрупповых подсистем

    Выявление неофициальных лидеров малых групп, изгоев коллективов

    Изучение характера социально-психологического климата коллектива и тенденции его трансформирования

    Выявление многих иных проблем, решение которых способно оптимизировать деятельность малых групп

    При решении вышеназванных задач социометрия может играть роль как главного, так и дополнительного метода. Но в любом случае он обязательно сопрягается с другими методами – анализом документов, наблюдением, интервьюированием, экспертным опросом, тестированием и др.



    Достоинства:

    Применение социометрии в различных сферах микросоциологии позволяет повысить степень производительности труда

    Смягчение и разрешение конфликтов

    Способствует выработке, принятию групповых управленческих решений

    При методологически грамотном применении позволяет получить серьезные теоретические выводы о процессах функционирования, развития групп

    Разрешение вопросов комплектования групп

    Недостатки:

    Непременим для изучения больших социальных групп

    Основные понятия:

    Социометрический критерий – это вопрос, задаваемый всем членам изучаемой группы с целью выяснения взаимоотношений между ними; конкретная ситуация выбора, которая формулируется в виде вопроса конкретным участника группы.

    Виды социометрических критериев:

    -коммуникативные (социометрические тесты) – используется для того, чтобы описать, замерить реальные или воображаемые отношения в группе, выявить, как каждый член видит свое непосредственное окружение

    -гностические (тесты социальной перцепции) - предназначены для отражения представлений человека о том, как он видит свою роль, позицию в группе, кто, по мнению субъекта, выберет его для совместного решения той или иной групповой задачи, кто – отвергнет. По гностическим критериям можно определить и понимание человеком закономерностей функционирования группы, и видение процессов общения между людьми, входящими в нее.

    Официальные – замеряют межличностные отношения на уровне формальной структуры группы, сугубо служебных обязанностей.

    Неофициальные – выявляют неформальные межличностные отношения

    Дихотомические – выявляют отношения симпатий и антипатий

    критерии ранжирования – создают возможность для ранжирования субъектом своих отношений к членам группы.

    Параметрические – формулируется с четким ограничением количества выборов

    Непараметрические – предполагают любое количество выборов

    На основе одного социометрического критерия невозможно дать обоснованную картину межличностных отношений в группе, но большое количество критериев способно утомить отвечающего и внести искажения в информацию. Нецелесообразно увеличение критериев свыше 7-8.

    Число членов группы социометрическое ограничение

    Сами критерии необходимо располагать от простого к сложному.

    Выбор –единица измерения и анализа в социометрии. Виды: положительный, отрицательный, нулевой (отсутствие выбора)

    Этапы социометрического исследования:

    1)получение предварительной информации об исследуемом объекте путем изучения имеющейся документации о нем (списков членов группы, оценок деятельности данной группы и ее членов экспертами, наблюдения за условиями жизнедеятельности группы и поведением его членов). На этом этапе исследователю необходимо завоевать доверие группы, пробудить интерес ее членов к исследованию, их желание дать искренние ответы на вопросы социометрической анкеты, определить такое время и место для проведения социометрического опроса, которое обеспечит участие в нем всех членов группы

    2)социометрический опрос – главное средство получения социометрической информации. Осуществляется с помощью социометрической карточки и пронумерованного списка членов группы. социометрическая карточка, как и любая социологическая анкета начинается с обращения, в котором объясняются цели опроса, его смысл и формулируется просьба об участии в опросе. Далее четко излагается информация о том, как заполнять карточку.

    3)создание социоматрицы – сводная таблица, в которую заносятся результаты социометрического опроса.

    4)создание социограммы - графическое изображение полученных результатов. Члены группы могут изображаться в виде точек, геометрических фигур, которые соединяются стрелками, отражающими характер их взаимоотношений

    Виды социограмм:

    Произвольная – показывает комбинацию межличностных отношений с наиболее благоприятным для восприятия расположением членов группы.

    Круговая – все члены группы располагаются симметрично по окружности и соответствующие линии отражают межличностные связи. Для упрощения представления результатов исследования можно строить отдельно социограммы с положительными и отрицательными выборами.

    Гроздь – наглядно изображает социально-психологические группировки коллектива. Расстояние между символами членов коллектива определяется характером и интенсивностью их межличностных связей.

    Мишень (концентрическая) – символические изображения членов группы изображаются в пределах концентрического круга, причем их расстояние от центра данного круга определяется показателем их социометрического статуса. Чем ниже статус, т.е. чем меньше позитивных и больше негативных выборов получил член группы, тем дальше от центра располагается его символ.

    Локограмма – членов группы обозначают на плоскости так, как они в реальности располагаются в рабочем помещении.

    Звезда – данная социограмма обнаруживает неофициального лидера-«звезду».

    Индекс – количественная характеристика межличностных отношений.

    Виды индексов:

    1.Персональные–отражают индивидуальные социально-психологические свойства личности, проявляющиеся в отношении к другим членам группы.

    Социометрический статус, [C] – это характеристика позиции члена группы, в которой отражается степень влияния человека на данную группу, потенциальная способность человека к лидерству.

    Ci = B / N-1; Ci – социометрический статус i-го члена группы;

    В – количество полученных i-ым членом группы выборов;

    N –количество членов группы.

    Положительный социометрический статус: Ci (+) = B(+) / N-1

    Отрицательный социометрический статус: Ci (-) = B(-) / N-1

    Ci = Ci (+) + Ci (-)

    Индекс эмоциональной экспансивности [E] – это характеристика потребности определять отношение симпатии, антипатии к другим членам группы. Определяет, насколько человек активен.

    Ei = Vi / N-1; V – количество выборов, отданных i-ым членом группы;

    Ei = Ei(+) + Ei(-) = Vi (+) + Vi (-) / N-1;

    Индекс объема взаимодействия [A] – представляет каждого члена группы одновременно и как субъекта и как объекта выборов.

    Ai = Pi / N-1; Pi – количество взаимодействий – сумма односторонних положительных и отрицательных выборов и три вида двухсторонних: взаимоположительных, взаимоотрицательных, несимметричных.

    2.групповые – отражают социально-психологические свойства группы.

    индекс социометрической когерентности – [K] – характеризует степень связанности группы по выделенному критерию: K = F / N* N-1; F – общее количество отданных и полученных выборов.

    Индекс взаимности [G] – измеряет сплоченность группы, проявляющуюся в количестве взаимных положительных выборов.

    G = Q / N* (N-1); Q – количество взаимных положительных связей.

    Индекс референтности: R = Q / L, где L – общее количество положительных выборов;

    Q – количество взаимных положительных выборов.

    6)анализ и интерпретация полученных данных – выводы по цели и задачам

    Заключение

    В массовом сознании социология часто ассоциируется с проведением опросов населения и изучением общественного мнения. Этому способствуют многочисленные телевизионные передачи, статьи в газетах и журналах, в которых приводятся результаты социологических исследований, характеризующие распределение мнений людей относительно того или иного события, данные о степени поддержки избирателями различных политических партий, об удовлетворенности или неудовлетворенности респондентов работой, уровнем жизни, политикой правительства и т.д. Все это создает образ социологии как прикладной науки, способствующей решению самых злободневных проблем нашей общественной жизни.

    В последние годы социология завоевала широкое признание и заняла прочное место среди других наук. Она доказала свое право на существование в качестве самостоятельной научной дисциплины. И это не случайно, ведь социология изучает человека и общество в многочисленных точках их взаимного соприкосновения.

    Она освещает человеческий опыт, приглашает нас исследовать такие аспекты социального мира, которые мы часто игнорируем, не замечаем или принимаем как должное. Изучая социологию, мы можем лучше понять то, как устроено человеческое общество, где сосредоточена власть, какие чувства управляют нашим поведением, и как наше общество стало таким, какое оно есть сегодня. Cоциология - освобождающая наука она проясняет недоступные аспекты человеческой жизни и открывает окно в социальный мир, который мы часто не замечаем или понимаем неправильно.

    Список литературы

    1. Агапова Т. Марксистская социология // Российский Экономический Журнал. 2007. №10. С. 15-22.

    2. Арон Р., «Этапы развития социологической мысли», М., 1992.

    3. Бухалков М.И. Социология. М.: Инфра-М, 2008. С. 416.

    4. Грамши А. Наш Маркс // Грамши А. Избр. произведения. М., 2000.

    5. Гречко П.К., «Введение в обществознание», М.,2007.

    6. Духов В.А. Классические теории социологии. М.: ИНФРА-М. 2007. С. 165.

    7. Катаева В. Социологические исследования. М.: Русаки. 2008. С.280.

    8. Классические социологические теории / Под редакцией Носина Н. М.: Высшая школа. 2007. С. 312.

    9. Маркович Д.Ж., «Общая социология», Изд-во «Центр Владос», 2008.

    10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.1998.

    11. Милютин Д. Первые опыты военной статистики. Кн. 1-2. Санкт-Петербург, 1847 1848;

    12. Михневич Н.П. Военная наука и степень точности ее выводов. Санкт-Петербург, 1899; Леер Г.А.

    13. Панасюк Б., Сергиенко И. Становление социологии как науки // Экономист. 2006. №1. С. 28-31.

    14. Смелсер Н. Социология. М., 2004

    15. Советская военная энциклопедия. Т. 7. М: Воениздат, 1979. С 459.

    16. Сорокин П: А.- Человек, цивилизация, общество. М., 2002.

    17. Торопков В. Основы социологии. М.: Колос, 2004. С.316.

    18. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд. М. 2008. С. 245.

    19. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 2003

    20. http://www.krugosvet.ru/

    Хотите знать об этом больше? Робот постарался подобрать для Вас материалы, близкие по теме. Для студентов, проходящих педпрактику.

    Социометрическая техника , разработанная Дж. Морено , применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

    Социометрическая процедура может иметь целью :
    а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
    б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
    в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

    Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.).

    Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе.

    Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.

    Примеры вопросов для изучения деловых отношений.

    1. а) кого из своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости помочь Вам в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?
    б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?

    2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительное путешествие?
    б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в путешествие?

    3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?
    б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?

    Примеры вопросов для изучения личных отношений. (Задание: выбрать один из трех вариантов.)

    1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?
    б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?

    2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?
    б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?

    3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?
    б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?

    Полученные ответы обрабатывают математически и представляют в виде таблицы - социоматрицы.

    Социоматрица (таблица) . Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже).

    Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.

    По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях по горизонтали цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.

    Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

    Лидером в группе является тот, кто набрал наибольшую сумму баллов.
    Предпочитаемые члены группы - набравшие также большое количество баллов, но меньшее, чем у лидера.
    Пренебрегаемые члены группы - набравшие минимальное количество баллов (1-2).
    Изолированные - получившие только отрицательные выборы.
    По количеству отрицательных выборов можно также определить того, кто вызывает к себе наибольшие антипатии.

    На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов.

    Социограмма - графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы на основе их статуса (популярности). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже.

    Социограмма состоит из нескольких окружностей, обычно равных количесву выборов. В центре социограммы размещаются лидеры, в следующих окружностях - остальные члены группы, по мере уменьшения количества выборов, полученных ими.

    Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
    Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.
    Представляемые на социограммах данные нередко для получения более подробной информации о положении человека в системе внутригрупповых отношений дополняются числовыми показателями — индексами. Наиболее известный из них индекс групповой сплоченности, которую характеризует систему групповых отношений в целом. Его формула выглядит следующим образом:

    На основе полученных данных требуется описать результаты исследования, дать рекомендации по улучшению психологического климата в классе.

    Малая группа как объект исследования занимает особое место в системе социальных наук. Она концентрирует в себе целый ряд важных проблем как социально-практического, управленческого, так и теоретико-исследовательского характера.

    Процесс непосредственного социального взаимодействия, происходящий в малой группе и создающий социальную “микросреду” человека, является чрезвычайно сильным фактором формирования и воспитания личности, социально-психологического стимулирования и регулирования ее деятельности. Малая группа -- важный элемент социальной системы в целом, она фокусирует в себе те общественные отношения, в которые она вплетена, воплощает их во внутригрупповые отношения. Знание механизмов этих отношений представляет собой необходимый элемент социального управления, построенного на научной основе. В то же время именно в малой группе действие этих механизмов столь наглядно и разнообразно, что позволяет успешно применять и анализировать самые различные подходы к объяснению социальной реальности -- социологический, социально-психологический и психологический, динамический и статистический и т. д.

    Одним из наиболее эффективных способов исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы является социометрия. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе.

    Термин “социометрия” происходит от латинского слова societas -- общество и греческого metruin -- измеряю и обозначает с одной стороны отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, а с другой стороны -- прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. -- 2-е изд., испр. и доп. -- М.: Политиздат, 1990. -- 494 с.

    Социометрия - это созданные итальянским психологом Дж. Морено наука об обществе, психологическая теория общества и одновременно экспериментальный метод, социально - психологический тест, позволяющий изучить и на основе полученного знания регулировать межличностные связи и отношения в группе.

    Цель социометрии -- гармонизировать общественные отношения расстановкой людей в группе в зависимости от их эмоциональных предпочтении и нейтрализацией эмоциональных отвращении между членами группы.

    Суть социометрической технологии на операциональном уровне анализа определяется понятием «выбор». Исходя из особенностей группы, формулируют вопросы, побуждающие членов группы делать выбор или определять предпочтения среди членов группы в качестве партнеров с точки зрения как делового взаимодействия, так и эмоционально-чувственного восприятия («для дала» и «для души»).

    Здесь возможен широкий спектр оценок, обусловленный положительным и отрицательным реальным выбором, положительным или отрицательным предполагаемым выбором. Анализ высказываний дает весьма полезную информацию о числе выборов или отвержений, полученных каждым членом группы, числе взаимных выборов или отвержений, числе оправдавшихся или не оправдавшихся предположений на выбор или отвержение со стороны других членов группы и др. В конечном счете, социометрия выявит лидеров группы, отверженных, микрогруппы и даст другую информацию. Социометрию можно проводить с учетом мотивов выборов, что существенно обогащает анализ групповой дифференциации.

    Число выборов, полученных каждым человеком, служит мерилом его положения в системе межличностных отношений, его социометрического статуса.

    Результаты, получаемые при помощи социометрической методики, могут быть представлены в форме матриц, социогрмм, числовых индексов.

    Социограмма - это графическое выражение математической обработки результатов исследования межличностных отношений. Она позволяет наглядно представить структуру отношений в группе, причем в разных формах - индивидуально для каждого члена группы и в целом для всей группы. Члены группы графически размещаются в зависимости от их популярности - в центре или на периферии, при этом отражаются практически все связи.

    Социометрический «расклад» может иметь следующую структуру: - люди, получающие больше всего положительных выборов. Это означает, что они пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» относятся те, кто получает большинство положительных выборов при условии, что каждый делает три выбора;

    Люди, получающие среднее число таких выборов. Они относятся к категории «предпочитаемых»;

    Люди, получающие меньше среднего числа положительных выборов. Они относятся к категории пренебрегаемых;

    Люди, не получающие ни одного положительного выбора. Это люди, которых игнорируют, отвергают.

    В результате социометрического исследования руководитель получает не только информацию о положении каждого члена группы в системе межличностных отношении, но и обобщенную картину состояния этой системы или то, что обычно называют психологически климатом группы. Характеризуется он особым показателем - уровнем благополучия взаимоотношений группы. Он может быть:

    Высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых», «отвергаемых» членов группы;

    Средним, если имеет место примерное равенство этих величин;

    Низким, если число «пренебрегаемых», «изолированных» и «отвергаемых» членов группы больше числа «звезд» и «предпочитаемых».

    ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ

    База исследования: ГОУ «Детский дом № 1» г. Архангельска

    Количество испытуемых: 21 человек.

    Цель: исследование межличностных взаимоотношений в разновозрастных группах путем психологического тестирования и включенного наблюдения.

    Объект: воспитанники детского дома.

    Предмет: межличностные взаимоотношения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Методы исследования:

    Социометрия;

    Проективный тест «Субъективное ощущение себя в группе»;

    Математическая обработка;

    Анализ и интерпретация полученных данных.

    Для исследования взяты две группы.

    В первой - дети от 8 до 15 лет, 7 мальчиков и 3 девочки. Во второй - дети от 9 до 17 лет. 6 мальчиков и 5 девочек.

    Членам группы предлагается ответить на вопросы. Зачитывается вопрос и дается инструкция: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 -- кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 -- кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй».

    Вопросы при социометрическом исследовании:

    С кем из членов вашей группы вы охотно стали бы выполнять совместное задание?

    С кем из членов вашей группы вы бы пошли в кино?

    1. «Звезды» - Валя К., Саша Я.;

    «Предпочитаемые» - нет;

    «Принятые» - Женя К., Дима Б., Егор Ф., Сергей К., Наташа Ч., Аня К.;

    «Непринятые» - Кристина Ч.; Наташа Ч.

    «Отвергнутые» - Дима М.

    2 . «Звезды» - Илона В, Галя М.;

    «Предпочитаемые» - Саша З.;

    «Принятые» - Костя А., Виталик С., Витя Н., Катя Т., Оксана А.;

    «Непринятые» - Иван С., Аня Р.;

    «Отвергнутые» - Рома Ю.

    Анализируя ролевой репертуар можно сказать, что «Звезды» имеют более высокий уровень активности, они более доброжелательны и сознательны, чем другие члены группы. Эти дети осуществляют регуляцию межличностных отношений, ведут группу, организуют, планируют и управляют деятельностью группы. Лидеры этих групп принимают более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности, стимулируют группу, нацеливают ее на решение определенных задач. Лидер не всегда успешен, при определенных условиях лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив снижаться. Кроме «Звезд», в группе выделяют и другие социальные роли. Большая часть группы это «Принятые» и «Предпочитаемые». У «Непринятых» и «Отвергнутых» - наблюдаются более низкие коммуникативные способности, чем у остальных, среди них дети недавно вошедшие в группу и у которых идет адаптация в группе, а так же дети с отклоняющимся поведением.

    Для гармонизации межличностных отношений в данное время можно использовать следующие методы, но для этого следует учитывать, что группа - это не сумма индивидов, а общность, которая влияет на поведение всех членов:

    Включение индивидов в совместную деятельность. Деятельность же эта становиться столь значимой в жизни каждого члена группы, что он принимает ее ценности не под влиянием, или убеждением, а самостоятельно;

    Обобщение внимания, интересов, мотивов, установок, нравов, обычаев и привычек;

    Соперничество с другой группой или группами (сплоченные люди чувствуют поддержку друг друга, и у них не возникает напряженности в отношениях и неудовлетворенности собой).

    Субъективное ощущение себя в группе

    Для подтверждения данных полученных с помощью социометрического исследования, детям было предложено задание на субъективное ощущение себя в группе. Суть этого задания заключалось в выполнении творческого задания, в котором детям предлагалось представить и изобразить на чистом листе бумаги с помощью цветных карандашей свою группу в виде цветных кружков.

    Цель: исследование межличностных отношений в разновозрастных группах.

    Данное задание анализировалось по следующим критериям:

    По цветовой гамме: детям предлагалось на выбор шесть цветов: красный, коричневый, черный, желтый, синий, зеленый. По цвету кружков можно определить личное отношение к человеку;

    По размеру кружков: определялась значимость этого человека в группе (чем больше размер кружка, тем более значимым является человек»;

    По местоположению кружков на листе: определение дистанции во взаимоотношениях с отдельными членами группы;

    В одной из групп респонденты включили в свой состав членов -воспитателей, причем они изобразили их в виде больших желтых кружков. Эти данные свидетельствует о том, что дети считают воспитателей важными членами своей группы. Яркие цвета - основа выбранного цвета, дети избегают темных цветов. Таким образом, можно сделать вывод, что внутри группы хорошие, теплые, эмоциональные взаимоотношения.

    Данный положительный опыт организации воспитательной деятельности в детском доме сложился в результате поиска коллективом оптимальных условий для формирования личности воспитанника детского дома.