Сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным из произведений. Основные типы придаточных предложений. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

В русском языке имеют неоднородную структуру, разные средства связи и оттенки значения. Придаточные части в них делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные.

Придаточные изъяснительные

Как и все типы изъяснительным строится по принципу смысловой и структурной неполноты в главной части, что является необходимым условием наличия придаточной как дополняющего и поясняющего компонента. У синтаксических конструкций этого типа в главной части, как правило, отсутствует один из членов: подлежащие или дополнение. Задача придаточной части - восполнить недостающие элементы, пояснить их, если нужно, распространить: Долгими промозглыми ночами мне мечталось о том, что однажды пригреет солнце, наступит весна, и весь этот ад холода и сырости покинет нас хоть на какое-то время.

Придаточное изъяснительное предложение присоединяется к главному с помощью и союзов: насколько, где, что, сколько, чтобы, как будто и др. Основной тип связи между двумя частями - управление: глагольные формы главного управляют грамматическими формами других членов придаточного: Тот наивен и глуп, кто считает, что подлеца можно исправить, перевоспитать.

Придаточное изъяснительное требуется в главной части которого есть:

1. Глаголы лексико-семантических групп:

  • «восприятие»: ощутить, услышать, почувствовать и др.;
  • «эмоциональное-психологическое состояние»: хотеть, скучать, радоваться, грустить, сожалевать и др.;
  • «говорения»: пояснить, договориться, рассказать, кричать, вопить, говорить и др.;
  • «мыслительный процесс»: считать, понимать, думать и др.;
  • «эмоциональное сообщение»: угрожать, молить, жаловаться.

2. Прилагательные, выполняющие функцию управления и выражающие разные оттенки эмоциональных состояний: счастлив, согласен, виноват .

3. Модально-предикативные единицы: нужно, больно, жаль .

В изъяснительное всегда находится после определяемых слов. Этот критерий является главным ограничением. Место придаточного может быть после главного или же внутри него: О том, что многие законы природы перестают работать, учёные вновь серьёзно заговорили в последнее время.

Лексические группы СПП с придаточными изъяснительными

Союзы, которые присоединяют придаточную часть к главной, помогают выразить некоторые смысловые отношения, возникающие между конструкциями СПП, например:

  1. Придаточное изъяснительное с союзом что повествует о фактах, которые реальны и имеют место быть: Я не ошибся в утверждении, что гроза начнётся не раньше вечера.
  2. Союз как в СПП относится к тем словам в главном предложении, которые связаны с выражением мыслительных процессов и восприятия: Мы заметили, как из общей массы конников выделился один и поскакал чуть поодаль.
  3. Придаточное изъяснительное, присоединённое к главному союзами словно, как будто, как бы и др. придают предикативной единице общий оттенок смысловой неуверенности, элемент предположительности того, о чём в нём сообщается: Ему показалось, будто мать им не совсем довольна.

Таких дополнительных оттенков, естественно, достаточно много. Благодаря им, расширяются коммуникативно-информационные рамки сложноподчинённых предложений и увеличивается их общее количество в нашей речи.

Лангольф Нина Валентиновна

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: сформировать знания учащихся о сложноподчиненных

Предложениях с придаточными изъяснительными.

Задачи:

  • обучающие формирование умений:
  1. находить придаточные изъяснительные в сложноподчиненном предложении по характерным признакам, правильно употреблять их в речи;
  2. расставлять знаки препинания;
  3. составлять схемы сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными
  • развивающие развитие навыков речевых умений, систематизации полученных знаний, наблюдательности, орфографической и пунктуационной зоркости;
  • воспитательные воспитание культуры речи, интереса к изучению русского языка.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, парная

План урока.

1. Индивидуальные задания (карточки):

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Мотивация.
  1. Повторение изученного материала. Проверка дом/ задания (карточка)

1. Скучен день до вечера, коли делать нечего.(СПП с прид. обс условия)

2. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается. (СПП с прид. опред)

3. Чтобы получить хорошую профессию, нужно прилежно учиться.(СПП с прид обст цели)

4. Как птица создана для полета, так человек для работы.

Учитель. Сегодня мы продолжаем исследовать сложноподчиненное предложение. Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, проведем лингвистическую разминку и вспомним изученный теоретический материал.

2. Задания для лингвистической разминки (Подготовка к ОГЭ) (в паре) № 3, №7

1.Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является сравнительный оборот ? (

1) А у меня даже слёзы капали из глаз – так здорово поддал мне Лёвка – капали прямо на промокашку и расплывались по ней, как бесцветные кляксы.

2) Я взял у папы с письменного стола его синий разрезальный нож из пластмассы и целый день точил его о плиту.

3) Я, как его увидел, сразу стал расстегивать портфель, чтобы достать кинжал.

4) В классе всё было как всегда, и Лёвка стоял у окна с Валериком.

Ответ: 1

3. 2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ.

1) Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул.

2) В мечтах из толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого, а в движениях появлялись ловкость и сноровка.

3) Разве так обращаются с благородным рыцарем?

4) Друг и не подозревал, что ранил Васю в самое сердце. Ответ (4)

  1. 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ
  1. Огни нищих деревень мигали сослепу в седую метель.
  2. Левитан вспомнил свою первую поездку в Крым, и ему захотелось в горы.
  3. Больной Левитан попросил у Чехова кусок картона и за полчаса набросал на нем масляными красками вечернее поле со стогами сена.
  4. От этого воздуха часто болела голова.

Ответ: 1

3. (4.) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА

1)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.

2)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.

3)Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.

4)Он был рад, что мать не видит его слёз . Ответ (1)

7 .1 Замените словосочетание БЕЗЫМЯННЫМ РЫЦАРЕМ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление

Ответ: рыцарем без имени

2.Замените словосочетание ожесточенно нападали (предложение 7), построенное на основе примыкания управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: - нападали с ожесточением

7.3.Замените словосочетание хоровой коллектив построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: - коллектив хора

  1. 4.Замените словосочетание железной трубки, построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: - трубка из железа

5.Замените словосочетание дни после войны , построенное на основе связи управления , синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: послевоенные дни

7.6. Замените словосочетание «немецкие танки» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ танки немцев

3.Фронтальный опрос. (работа в паре)

1. На какие виды делятся СПП по их значению? (работа в паре)

(Выделяют СПП с придаточными определительными (какой? чей?), изъяснительными (вопросы косвенных падежей) и обстоятельственными (отвечают на вопросы обстоятельства). Легче всего тип придаточного предложения определить по вопросу, который к нему можно поставить).

2. Каким образом связаны главное и придаточное предложения?

(Главное и придаточное предложение связываются по смыслу, интонационно и с помощью подчинительных союзов или союзных слов).

3. Как различить союз и союзное слово?

(Союз – это служебная часть речи, поэтому он не является членом предложения, его можно опустить, заменить другим подчинительным союзом; в роли союзного слова всегда выступает самостоятельная часть речи (местоимение или наречие), поэтому оно является членом предложения, его нельзя опустить без ущерба для предложения, можно заменить другим значимым словом, иногда на союзное слово падает логическое ударение)

4. Какую функцию выполняют указательные слова? Какими частями речи они могут выражаться?

(Указательные слова находятся в главном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточное предложение.

Основная функция указательных слов – быть предвестником придаточного предложения, поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать, к какому типу относится придаточное предложение. В роли указательных слов выступают местоимения и наречия)

5. Расскажите об особенностях СПП с придаточными определительными .

(Придаточное в таких предложениях отвечает на вопросы определения и присоединяется только с помощью союзных слов. Придаточное предложение всегда относится к имени существительному или слову, выступающему в его значении. Положение придаточного предложения – всегда после определяемого слова. В главном предложении могут также находиться указательные слова. Выделяют еще и местоименно-определительные предложения. Контактным словом в таком случае будет местоимение (все, всякий, каждый).

Тест на повторение: (индивидуально)

  1. СПП состоит из главного и придаточного предложения. (ДА)
  2. Придаточное предложение всегда стоит после главного. (НЕТ)
  3. Части СПП соединяются между собой подчинительными

союзами или союзными словами. (ДА)

  1. Части СПП равноправны. (НЕТ)
  2. Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части

СПП, находятся в придаточной части предложения. (ДА, ВСЕГДА)

  1. Придаточное предложение отделяется запятой от главного или выделяется запятыми. (ДА)
  2. Придаточное предложение отвечает на вопрос: какой? (ДА)
  3. Какое – это придаточное (определительное)
  1. Изучение нового материала.

Определение целей и задач урока На прошлых уроках мы познакомились с придаточными определительными. Сегодня нам предстоит изучить СПП с придаточными изъяснительными.

Давайте попробуем сформулировать цели и задачи нашего занятия:

- познакомимся с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными

Находить придаточные изъяснительные в составе сложноподчиненного предложения;

Определять место придаточных изъяснительных по отношению к главному предложению; средства связи с главным предложением;

Правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными;

составлять схемы предложений с указанными придаточными;

Различать придаточные определительные и изъяснительные с одинаковыми средствами связи.

Продолжим работу по формированию правильной, грамотной устной речи.

2. Работа с лингвистическим текстом. Изучив параграф 11стар учеб,23 , составьте опорную схему «СПП с придаточным изъяснительным». При составлении схемы опирайтесь на следующие вопросы :

  • К чему относятся придаточные изъяснительные?
  • Какие части речи выступают в качестве контактного слова?
  • На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
  • С помощью чего присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению?
  1. Работа с таблицей

Презентация опорной схемы

IV. Первичное закрепление

  1. Запишите предложения. Выделите грамматические основы. Определите, на какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное предложение и с помощью чего присоединяется к главному.

Образец :
[Арсеньева поразило (что?)] , (насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности). , (насколько).

1.Эти люди знали (), как не любят Лермонтова при дворе.

2. Приятно было смотреть (), какие они загорелые, независимые.

3. Уверен (), что он справится с заданием.

4. Известно (), что слоны в диковинку у нас.

5. Что волки жадны, всякий знает ().

6. Сколько он так просидел, трудно сказать ().

7. Ты говоришь, (о чем?) что теплой дождемся весны.

8. Он поинтересовался () крепка ли наша дружба.

9.Я считаю, что лес- прекрасное выражение силы природы.

Физкультминутка .

Начинаем шаг на месте.

Финиш метров через двести.

Хватит, хватит – мы пришли

Потянулись, подышали.

Вот мы руки развели –

Словно удивились

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

Вдох, выдох.

Вдох, выдох.

V. Закрепление изученного материала.

1. Распределительный цифровой диктант.

Цель: отработать навык различения придаточных определительных и изъяснительных с одинаковыми средствами связи.

Задание: прослушать предложения, определить тип придаточного и распределить номера предложений в 2 столбика: СПП с придаточным определительными, местоименно-определительными и СПП с придаточными изъяснительными.

  1. На обрыве, что возвышался сзади, в светлом небе, чернела одинокая скамья.
  2. Казалось, что город устал от зимы.
  3. Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.
  4. Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не услышишь даже в кругу друзей.
  5. По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени.
  6. В бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка.
  7. Узнайте, пожалуйста, когда прибывает поезд из Самары.
  8. Следователь догадался, где может скрываться преступник.
  9. Я уже знаю, кто будет сегодня петь.
  10. Дом, в котором я живу, находится в новом районе

Вывод:

В СПП с придаточными определительными придаточное отвечает на вопрос какой?, выполняет функцию определения; в СПП с придаточными изъяснительными придаточное отвечает на падежный вопрос и относится к словам со значением речи, мысли, чувства.

Ключ

I столбик: № 1, 3, 4, 6, 10. (придаточные определительные)

II столбик: № 2, 5, 7, 8, 9. (придаточные изъяснительные)

2. Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

1. Вскоре после создания памятника Пушкину, А.М. Опекушин пр(и)ступает к другой крупной работе к памятнику Лермонтову. 2. Реше..но было, что он будет стоять в Пятигорске. 3.Это поставило перед в(а)ятелем сл..жнейшую задачу соч.етания скульптуры, с окружающей природой Кавказа. 4. Мастер стремился к тому, чтобы пейзаж.. был не только декОрацией, но и дополнял характеристику скульптурного облика.

  • ВАЯТЕЛЬ,-я; м.Высок.Тот,кто ваяет. ,
    Скульптор. Античные ваятели (Ваять- лепить из глины или высекать из камня

художественное произведение.

Задания к тексту:

А) Вспомните, какие синонимы называют контекстуальными.

(В контексте нередко стираются семантические различия близких по значению слов, происходит так называемая нейтрализация значений, и тогда как синонимы могут употребляться слова, не принадлежащие в лексической системе языка к одному синонимическому ряду. Например, в словосочетаниях говор (ропот) волн, шум (шелест, шорох, шепот) листвы выделенные слова взаимозаменяемы, но назвать их синонимами в строгом значении термина нельзя. В подобных случаях говорят о контекстуальных синонимах. Итак, слова, которые сближаются по значению в условиях одного контекста, называются контекстуальными (ситуативными, окказиональными, авторскими) синонимами).

Б) Выпишите контекстуальные синонимы, использованные в тексте.

(А.М. Опекушин – ваятель – мастер)

В) Объясните лексическое значение слова «ваятель» (предложение 3)

Г) Произведите полный синтаксический разбор 2 предложения.

Решено было, что он будет стоят ь в Пятигорске.

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, СПП с придаточным изъяснительным, придаточное присоединяется к главному при помощи подчинительного союза «что», состоит из двух простых:

  1. Главное, односоставное, безличное, нераспространенное, полное;
  2. Придаточное, двусоставное, распространенное, полное).

3. Расставьте знаки препинания, затем преобразуйте данные высказывания в СПП с придаточными изъяснительными.

Цель задания: вспомнить расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, развивать навык замены предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью (СПП с придаточными изъяснительными)

  1. Аристотель писал Ясность главное достоинство речи.

(Аристотель писал, что ясность – главное достоинство речи)

  1. Чехов настаивал Язык должен быть прост и изящен.

(Чехов настаивал на том, что язык должен быть прост и изящен)

  1. Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом утверждал А.П. Чехов.

(А.П. Чехов утверждал, что богатство языка и ораторское искусство во все времена шли рядом).

4. Развитие речи учащихся .

Говоря о роли подчинительных «скреп» в СПП, нельзя не вспомнить о тех ошибках, с которыми мы сталкиваемся и в ваших письменных работах, и в устной речи. Поэтому следующее наше задание – редактирование предложений.

Задание: исправьте ошибки в построении предложений.

  1. Скалозуб удовлетворенно замечает, что «счастлив я в товарищах моих».

(Смешение прямой и косвенной речи. Скалозуб удовлетворенно замечает, что он счастлив среди товарищей )

  1. В кабинете Онегина Татьяна находит на стенах портреты Байрона, книги, разложенные на столе и на которых были пометки карандаша Евгения.

(В кабинете Онегина Татьяна видит развешанные на стенах портреты Байрона, разложенные на столе книги с карандашными пометами Евгения.)

VI. Рефлексия деятельности на уроке повторил…

Узнал…

Сегодня на уроке я научился… познакомился… понял…

Придаточные изъяснительные относятся к словам со значением речи, мысли, действия в главной части СПП.

Придаточные изъяснительные отвечают на

вопросы … косвенных падежей

К главной части придаточные изъяснительные присоединяются при помощи

подчинительных союзов и союзных слов. Дз

Д/з

Подготовка к ОГЭ

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

1. Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший,(3) Ваня страдал. 3 (1,2 – обособленное обстоятельство выраженное однородными деепричастиями)

12 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

2. Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлестким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив ее обитателям,(5) что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард.

(Запятые 1 и 2 выделяют обособленное определение, 3 разделяет однородные сказуемые, 4 выделяет деепричастный оборот. Главную и придаточную части разделяет запятая 5)

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

(1,2- вводная конструкция)

3.Отец и мама,(1) мне кажется,(2) очень довольны,(3) что я невысокий. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят,(4) чтоб я на всю жизнь им остался . (3,4)

1. Индивидуальные задания (карточка):

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.

В сложной биО_графии Андерсена трудно установить то время, когда он начал писать свои прелесТ_ные скаЗ_ки. 4 (Повеств., невоскл., сложное, союзное, СПП с придаточным определительным, состоит из 2 предложений:

1. Главное, односоставное, безличное, распространенное, полное;

2. Придаточное, двусоставное, распространенное, полное.)

Задание 2. Объяснить все оставшиеся знаки препинания.


Придаточные определительные

Основные виды придаточных предложений

Придаточная часть СПП. Основные виды придаточных предложений.

Указательные слова

Указательные слова – это определительные и указательные местоимения (тот, этот, такой, всякий ) и наречия (там, туда, тогда, так, потому, оттого ), которые являются членами в главной части СПП. Они служат для связи главной и придаточной частей ССП.

Примеры предложений:

Ствол сосны так блестел , будто весь был в смоле .

Эта птица вообще любит лишь те места, где есть озёра .

Тот , кто любит родину, должен служить ей.

Яуверен в том , что наши детимир увидят в золотом расцвете.

О такой дружбе, которая не выдерживает прикосновения голой правды, не стоит и жалеть .

Придаточная часть СПП – это часть СПП, которая зависит от главной части и содержит в своём составе подчинительный союз или союзное слово. Придаточные предложения подчиняются главному.

Придаточная часть может пояснять :

СПП с придаточным определительным – это такое предложение, в котором придаточная часть относится к существительному или местоимению (тот, каждый, такой, весь, всякий ), стоящему в главной части. Придаточное определительное отвечает на вопросы определения, оно всегда расположено после главной части и присоединяется к ней с помощью союзных слов (который, чей, какой, куда, где, то, что, кто ). Примеры предложений:

В одном месте между утёсами был плоский берег , (который?) куда водой несло много ракушек . , (куда ).
Давно уже поспела полевая клубника , лакомиться (какой?) которой позволяли нам вдоволь. , (которой ).
Расскажи мне ту сказку , которуюлюбиламама . [ ту ], (которую ).
Встают на бумаге слова , (какие?) что полгода я в сердце берёг . , (что ).
Тот , (какой?) кто должен отвечать за других, быстро взрослеет . [ , (кто ) ].
Ядумал о людях , (о каких?) чья жизньбыла связана с этими берегами. , (чья ).

СПП с придаточным изъяснительным – это такое предложение, придаточная часть которого отвечает на вопросы косвенных падежей, и присоединяется к сказуемому, находящемуся в главной части. Придаточные изъяснительные могут стоять перед главной частью, после главной части и внутри главной части. Они присоединяются к главной части при помощи:



1) союзов (что, как будто, чтобы, когда, как ):

2) союзных слов (кто, откуда, то, где, когда, почему, что ):

2) частицы ЛИ в значении союза:

Внимание! Иногда в составе сказуемого глаголы есть, является могут отсутствовать, но они подразумеваются по смыслу. В таких случаях важно не перепутать типы придаточных предложений. Примеры:

Друг мне тот , кому могу всё говорить . Другом для меня является тот, (кто?) кому могу всё говорить . , (кому ). (придаточное изъяснительное)
Вы самый удивительный человек , (какой?) какого я когда-либо встречал . Выявляетесь самым удивительным человеком , (каким?) какого я когда-либо встречал. , (какого
Знание литературы и любовь к ней - это минимум , (какой?) который определяет культуру человека. Знание литературы и любовь к нейесть тот минимум , (какой?) который определяет культуру человека. , (который ). (придаточное определительное)

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части сложноподчинённого предложения.

Лексическое значение этих слов таково, что они нуждаются в дополнительном разъяснении: подумал - о чём?, жду - чего?,

Например: Ты говоришь (что? ), что опять тёплой дождёмся весны. (А. Фет) Я считаю (что? ), что лес - прекрасное выражение силы природы и самый ясный образчик её совершенства. (К. Паустовский) Я горожанка. Я росла, не зная (чего? ), как тонет в реках медленный закат. (Ю. Друнина) Только теперь мне стало ясно (что? ), зачем они собирали дрова. (В. Арсеньев)

Без придаточного изъяснительного такие предложения были бы неполными, не законченными в смысловом и грамматическом отношении.

Сравните: Я считаю. Мы с другом условились. По внешнему виду можно предположить.

В качестве поясняемых выступают слова разных частей речи, обозначающие мысли, чувства, восприятия человека, его речь:

глаголы: сказать, ответить, говорить, сообщить, спросить, думать, видеть, чувствовать, ощущать, гордиться и др.;

прилагательные: рад, доволен, уверен, убеждён и др.;

наречия и слова состояния: надо, жаль, нельзя, желательно, страшно, ясно, понятно, известно и др.;

существительные: сообщение, вопрос, мысль, известие, забота, разговор, вера и др.

Например: Но читаю в испуганном взоре, что ты помнишь и любишь меня . (А. Блок) Он сказал это и почувствовал, как у него холодеет лицо . (К. Паустовский)

Кроме того, пояснения в предложении требуют и некоторые фразеологизмы: проявить заботу, дать слово, высказать предположение, подать знак и др.

Изъяснительная придаточная часть выполняет в сложноподчиненном предложении ту же роль, что и многие дополнения в простом предложении.

Сравните: Он сообщил о своем зачислении в университет. (Глагол сообщил распространяется дополнением о зачислении .) Он сообщил, что его зачислили в университет. (Глагол сообщил в главной части распространяется придаточным изъяснительным что его зачислили в университет .)

Придаточное изъяснительное присоединяется к главной части с помощью союзов и союзных слов.

Например: Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (В. Маяковский) - средство связи - союз чтоб .

Я не знаю, хочу ли я идти с ними - средство связи - союз ли , который, подобно сочинительным союзам же, тоже, также , стоит не в начале части.

Говорили, что будто бы он пристрастился коллекционировать курительные трубки. (А. Н. Толстой) - средство связи - составной союз что будто бы .

Один бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова (Н. В. Гоголь) - средство связи - союзное слово какой , входящее в состав сказуемого.

Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты... (М. Ю. Лермонтов) - средство связи - союз когда .

Придаточные с союзом что содержат сообщение о реально существующем факте.

Например: Лев Николаевич прочел мне коротенькое стихотворение. Но при этом подчеркнул, что автор не он (Ард.); Мне невольно пришло на мысль, что я слышал тот же голос (Л.); Пусть душу согреет сознанье, что ни на шаг, ни на миг в суровые дни испытанья не сдали позиций своих (Исак.); Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна (Кр.); Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слезы из глаз (М.).

Придаточные изъяснительные с что , относящиеся к именам существительным, раскрывают внутреннее содержание предмета и потому приближаются к определительным придаточным предложениям.

Придаточные определительные (они присоединяются союзным словом что ), в отличие от придаточных изъяснительных (они присоединяются союзом что ), допускают замену союзного слова что союзным словом который .

Сравните: И вечером весть, что (подстановка слова которая невозможна) приехала я, в Москве уже многие знали (Н.); но: Весть, что (которая ) обрадовала меня, в Москве уже многим была известна. Это относится и к придаточным с некоторыми другими союзами, например чтобы и др.

Близко по значению к союзу что союз как , употребляющийся только при словах, обозначающих восприятие или мыслительную деятельность.

Например: Помню, как стоял на узкой уличке (Чак.); Я видел, как в свинцовой воде отражался тусклый силуэт транспорта (Пауст.).

Союзы будто, как будто, словно, будто бы, как бы , в отличие от союзов что, как , вносят в придаточную часть оттенок предположительности, неуверенности в сообщаемом факте.

Например: Не могу согласиться, будто Степан Михайлович Багров (в описании его «Доброго дня») «заслоняется несколько описанием природы...» (Акс.); Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне (П.).

Например: Аркадий Николаевич любил, чтобы у него елка выходила на славу , и всегда приглашал к ней оркестр Рябова (Купр.); Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть (Л.).

Союз если бы вносит в придаточную часть оттенок условия.

Например: Не плохо было бы, если бы он вернулся рано .

Союз ли , употребляемый после знаменательного слова, указывает на предположение с оттенком неуверенности и раскрывает содержание косвенного или прямого вопроса. Союз ли ставится в придаточной части не в начале, а после первого слова.

Например: Неизвестно (что? ), был ли он дома. Вы спрашиваете, знал ли я Шмидта до его речи на кладбище? Нет, не знал (Пауст.); Не знаю, походил ли водопад на зверя, но он действительно был красив (Чак.).

Союз пока вносит временной оттенок значения.

Например: Где-то рядом разорвался снаряд, и водитель, не дожидаясь, пока солдат вылезет из-под машины , дал газ (Кож.).

Придаточные изъяснительные относятся к одному слову в главной части - глаголу, краткому прилагательному, наречию, отглагольному существительному со значением речи, мысли, чувства, восприятия – и обычно находятся за тем словом в главной части, к которому относится, но изредка, преимущественно в разговорной речи, она может располагаться и перед главной частью.

Например: Я обрадовался / выразил удивление / был рад , что он пришел. Хорошо, что он пришел. , (что).

Что он не придет , мне было ясно сразу. Что волки жадны , всякий знает. (И. Крылов) (Что ), .

В последних двух предложениях порядок расположения главной и придаточной части сложноподчинённого предложения нарушается для того, чтобы усилить внимание к информации, передаваемой придаточной частью.

В главной части может находиться указательное слово то в разных падежных формах: Я был рад тому , что он пришел. В этом предложении слово тому может быть опущено, поэтому придаточное относится к прилагательному рад.

Однако в некоторых сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными указательное слово в главной части является обязательным компонентом структуры предложения.

Например: Все началось с того , что вернулся отец.

Такие придаточные относятся именно к указательному слову, в качестве которого может выступать только слово то . Эта особенность сближает такие предложения с местоименно-определительными, использование же союза, а не союзного слова позволяет отнести их к изъяснительным.

Сложноподчинёнными предложениями с придаточными изъяснительными передаётся косвенная речь.

Например: Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казённой надобности. (М. Лермонтов) Верочка сказала, что не хочет чаю , и ушла в свою комнату. (Н. Чернышевский)

Если чужая речь - вопросительное предложение, то при преобразовании её в косвенную используются союзные слова (если вопрос оформлен вопросительным словом) или союз ли (если вопрос не содержит вопросительного слова).

В конце предложения с косвенным вопросом не ставится вопросительный знак.

Например: 1) «Кто этот человек?» - спросил я дежурную. (К. Паустовский) - Я спросил у дежурной, кто этот человек. 2) Я спрашиваю старика, сидящего у печи: «Это твой внук?» (К. Симонов) - Я спрашиваю у старика, сидящего у печи, его ли это внук

Разграничение придаточных определительных и придаточных изъяснительных

Определённые трудности вызывает разграничение придаточных определительных и придаточных изъяснительных, которые относятся к существительному.

Следует помнить , что придаточные определительные зависят от существительного как части речи (для них не важно значение определяемого существительного), отвечают на вопрос какой? , указывают на признак того предмета, который назван определяемым существительным, и присоединяются к главному только союзными словами.

Придаточные изъяснительные зависят от существительного не как части речи, а как от слова с определённым значением (речи, мысли, чувства, восприятия), кроме вопроса какой? (а его всегда можно задать от существительного к любому зависящему от него слову или предложению) к ним можно задать и падежный вопрос , они раскрывают (изъясняют ) содержание речи, мысли, чувства, восприятия и присоединяются к главному союзами и союзными словами. (Придаточное , присоединяемое к главному союзами и союзом-частицей ли , может быть только изъяснительным: Мысль, что он не прав , мучила его; Мысль о том, прав ли он , мучила его) .

Сложнее разграничить придаточные определительные и придаточные изъяснительные , зависящие от существительных в тех случаях, когда изъяснительные придаточные присоединяются к главному при помощи союзных слов (особенно союзного слова что).

Сравните: 1) Вопрос, что (который) ему задали , показался ему странным. Мысль, что (которая) пришла ему в голову утром , не давала ему покоя целый день. Известие, что (которое) я получил вчера, очень меня расстроило.

2) Вопрос, что ему теперь делать , мучил его. Мысль о том, что он натворил , не давала ему покоя. Известие о том, что произошло у нас в классе , изумило всю школу.

1) Первая группа - сложноподчинённые предложения с придаточными определительными . Союзное слово что можно заменить союзным словом который . Придаточное указывает на признак предмета, названного определяемым существительным (от главного предложения к придаточному можно задать только вопрос какой? , падежный вопрос задать нельзя). Указательное слово в главном предложении возможно только в форме согласованного с существительным местоимения (тот вопрос, та мысль, то известие ).

2) Вторая группа - сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными . Замена союзного слова что союзным словом который невозможна . Придаточное не просто указывает на признак предмета, названного определяемым существительным, но и изъясняет содержание слов вопрос, мысль, известие (от главного предложения к придаточному может быть задан падежный вопрос). Указательное слово в главном предложении имеет иную форму (падежные формы местоимений: вопрос, мысль, известие о том ).

Предложения в русском языке бывают сложными и простыми. В последних - только одна основа, то есть либо подлежащее и сказуемое, либо вообще один из этих членов (тогда предложение ещё и неполное). В сложных предложениях основ две или более. Стоит обратить внимание на то, что основа - это два члена, и несколько однородных не делают предложение сложным.

Виды сложных предложений

Сложные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. В случае сложносочиненного предложения (ССП) обе его части равноправны, могут быть разделены и не потеряют своего смысла. ССП состоит из двух или более простых предложений и соединяется союзом или союзным словом. ССП бывают соединительными, разделительными и противительными, в зависимости от того, каким союзом они соединены.

Сложноподчинённые предложения

Стандартное сложноподчинённое предложение (СПП) состоит из главного предложения и одного зависимого (придаточное изъяснительное, определительное или обстоятельственное). Может быть, конечно, и несколько главных, и несколько зависимых предложений.

Придаточное изъяснительное

СПП с придаточным изъяснительным - это предложение, распространяющее своим содержанием слово, имеющее значение чувства, мысли, речи, состояния (чаще всего глагол). Придаточное изъяснительное предложение начинается с союзов будто, как будто, словно, что, чтобы и др.

Примеры придаточных изъяснительных:

1. "И Бродяжник умолк, чтобы не вызывать лишних слухов."

2. "А Сэм в детстве мечтал, что когда-нибудь, хотя бы в прекрасном сне, увидит прекраснейшую из эльфиек - Лучиэнь Тинувиэль."

Правила пунктуации, связанные с придаточными изъяснительным

Придаточные всегда отделяются от главного предложения запятой, то есть знак препинания ставится непосредственно перед разделяющим союзом или союзным словом. Например:

1. "Мэрриадок подумал, что пора пойти прогуляться". Придаточное изъяснительное здесь "что пора пойти прогуляться" зависит от глагола-сказуемого "подумал".

2. "Лавр Наркисс понял, что, чтобы не причинить вреда путешественникам, надо помалкивать о последних происшествиях". Этот случай сложнее: здесь одно из придаточных изъяснительных "спряталось" в другом. И они всё равно отделяются с помощью запятых перед союзами или союзными словами (в примере - перед "что" и "чтобы").

В ситуации, когда предложение длинное, многими способами распространённое и усложнённое, некоторые запятые можно заменить на точки с запятой для облегчения восприятия. Тире в качестве разделительного знака может ставиться лишь при сильном значении противопоставления для интонационного различения придаточного и главного.

Другие виды придаточных

Кроме изъяснительного, есть ещё обстоятельственные и определительные придаточные. Они тоже отделяются с помощью запятых от главных предложений и присоединяются союзами или союзными словами. Для более подробного изучения русской пунктуации и синтаксиса мы рекомендуем обращаться к учебнику под редакцией Бабайцевой.