Древнейшее население двуречья. Древняя Месопотамия. Население. Запоминаем новые слова

Как не погибнуть, если две реки, от которых зависит твоя жизнь, бурны и непредсказуемы, а из всех земных богатств в изобилии имеется только глина? Народы Древнего Двуречья не погибли, более того, сумели создать одну из самых развитых для своего времени цивилизацию.

Предыстория

Двуречье (Междуречье) - другое название Месопотамии (от др.-греч. Месопотамия - «двуречье»). Так древние географы называли территорию, находящуюся между реками Тигр и Евфрат. В III тыс. до н.э. на этой территории образовались шумерские города-государства, такие как Ур, Урук, Лагаш и др. Возникновение земледельческой цивилизации стало возможно благодаря разливам Тигра и Евфрата, после которых по берегам оседал плодородный ил.

События

III тыс. до н.э. - возникновение первых городов-государств в Двуречье (5 тыс. лет назад). Самые крупные города - Ур и Урук . Дома в них строили из глины.

Около III тыс. до н.э. - возникновение клинописи (еще о клинописи). Клинопись возникла в Месопотамии первоначально в качестве идеографически -ребусного, а впоследствии словесно-слогового письма. Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки.

Боги шумеро-аккадской мифологии:
  • Шамаш - бог Солнца,
  • Эа - бог Воды,
  • Син - бог Луны,
  • Иштар - богиня любви и плодородия.

Зиккурат - храм в виде пирамиды.

Мифы и сказания:
  • Миф о потопе (о том, как Утнапишти построил корабль и смог спастись во время всемирного потопа).
  • Сказание о Гильгамеше.

Участники

К северо-востоку от Египта между двумя большими реками — Евфратом и Тигром — расположено Двуречье, или Междуречье, известное также под названием Месопотамия (рис. 1).

Рис. 1. Древнее Двуречье

Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же, как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Но разливы рек проходили бурно: порою потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося жилища и загоны для скота. Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения полей и садов рыли каналы.

Государство здесь возникло приблизительно в то же время, что и в долине Нила, — более 5000 лет назад.

Многие поселения земледельцев, вырастая, превращались в центры небольших городов-государств, население которых составляло не более 30-40 тыс. человек. Самыми крупными были Ур и Урук, располагавшиеся на юге Двуречья. Ученые нашли древние захоронения, найденные в них предметы свидетельствуют о высоком развитии ремесла.

В Южном Двуречье не было ни гор, ни лесов, единственным строительным материалом была глина. Дома строились из глиняных кирпичей, высушенных из-за недостатка топлива на солнце. Чтобы уберечь постройки от разрушения, стены делали очень толстыми, например, городская стена была такой ширины, что по ней могла проехать повозка.

В центре города возвышался зиккурат — высокая ступенчатая башня, наверху которой размещался храм бога — покровителя города (рис. 2). В одном городе это был, например, бог солнца Шамаш, в другом — бог луны Син. Все почитали бога воды Эа, к богине плодородия Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей. Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни — в святилище. Жрецы вели наблюдения за движением небесных богов — Солнца и Луны. Они составляли календарь, по звездам предсказывали судьбы людей. Ученые жрецы занимались и математикой. Число 60 они считали священным. Под влиянием жителей Древнего Двуречья мы делим час на 60 минут, а окружность — на 360 градусов.

Рис. 2. Зиккурат в Уре ()

В ходе раскопок древних городов в Двуречье археологами были найдены глиняные таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки выдавливались на сырой глине заостренной палочкой. Для придания твердости таблички обжигались в печи. Клинописные значки — это особое письмо Двуречья — клинопись . Значки обозначали слова, слоги, сочетания букв. Ученые насчитали несколько сот знаков, использовавшихся в клинописи (рис. 3).

Рис. 3. Клинопись ()

Научиться читать и писать в Древнем Двуречье было не менее сложно, чем в Египте. Школы, или «Дома табличек», появившиеся в III тысячелетии до н. э., могли посещать только дети из богатых семей, так как обучение было платным. Много лет надо было посещать школу писцов, чтобы овладеть сложной системой письма.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Проект STOP SYSTEM ().
  2. Культуролог.ру ().

Домашнее задание

  1. Где расположено Древнее Двуречье?
  2. Что общего в природных условиях Древнего Двуречья и Древнего Египта?
  3. Опишите города Древнего Двуречья.
  4. Почему в клинописи в десятки раз больше знаков, чем в современном алфавите?

Заселение Месопотамии началось с древнейших времен за счет переселения обитателей окрестных гор и предгорий в речную долину и заметно ускорилось в эпоху неолита. В первую очередь осваивалась более благоприятная с точки зрения природных и климатических условий Северная Месопотамия. Этническая принадлежность носителей древнейших (дописьменных) археологических культур (хассунской, халафской и др.) неизвестна.

Несколько позже появились первые поселенцы и на территории Южной Месопотамии. Наиболее яркая археологическая культура последней трети V - первой половины IV тысячелетия до н. э. представлена раскопками в Эль-Убейде. Некоторые исследователи считают, что она была создана шумерами, другие приписывают ее дошумерским (протошумерским) племенам.

С уверенностью можно констатировать наличие шумерского населения на крайнем юге Месопотамии после появления письменности на рубеже IV - III тысячелетий до н. э., но точное время появления шумеров в долине Тигра и Евфрата пока установить трудно. Постепенно шумеры заняли значительную территорию Месопотамии, от Персидского залива на юге до места наибольшего сближения Тигра и Евфрата на севере.

Вопрос об их происхождении и родственных связях шумерского языка остается весьма спорным. В настоящее время нет достаточных оснований для отнесения шумерского языка к той или иной известной языковой семье.

Шумеры вступили в контакт с местным населением, заимствовав у него ряд топонимических названий, достижений в сфере хозяйства, некоторые религиозные верования,

В северной части Месопотамии начиная с первой половины III тысячелетия до н. э., а возможно, и ранее, жили восточно семитские скотоводческие племена. Язык их называется аккадским. Он имел несколько диалектов: в Южной Месопотамии был распространен вавилонский, а к северу, в средней части долины Тигра,- ассирийский диалект.

В течение нескольких веков семиты сосуществовали с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тысячелетия до н. э. заняли всю Месопотамию. В результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. К началу II тысячелетия до н. э. шумерский язык был уже мертвым языком. Однако как язык религии и литературы он продолжал существовать и изучаться в школах до I в. до н. э. Вытеснение шумерского языка вовсе не означало физического уничтожения его носителей. Шумеры слились с семитами, но сохранили свою религию и культуру, которые у них лишь с небольшими изменениями заимствовали аккадцы.

В конце III тысячелетия до н. э. с запада, из Сирийской степи, в Месопотамию начали проникать западносемитские скотоводческие племена. Аккадцы называли их амореями. По-аккадски Амурру означало «Сирия», а также и «запад» вообще. Среди этих кочевников было много племен, говоривших на различных, но близких друг к другу диалектах. В конце III - первой половине II тысячелетия амореям удалось осесть в Месопотамии и основать ряд царских династий.

С древнейших времен в Северной Месопотамии, Северной Сирии и на Армянском нагорье жили хурритские племена. Шумеры и аккадцы называли страну и племена хурритов Субарту (отсюда происходит этническое название субареи). По языку и происхождению хурриты были близкими родственниками урартских племен, живших на Армянском нагорье в конце II-I тысячелетий до н. э. В отдельных районах Армянского нагорья хурриты обитали еще в VI-V вв. до н. э.

С III тысячелетия в Северо-Восточной Месопотамии, от верховьев реки Диялы до озера Урмии, жили полукочевые племена кутиев (гутиев), этническое происхождение которых пока остается загадкой, а язык отличается от шумерского, семитских или индоевропейских языков. Возможно, он был родственным хурритскому. В конце XXIII в. кутни вторглись в Месопотамию и на целое столетие установили там свое господство. Лишь в конце XXII в. их власть была свергнута, а сами они отброшены к верховьям Диялы, где продолжали жить еще в I тысячелетии до н. э.

С конца III тысячелетия в предгорьях Загроса, по соседству с кутиями, жили часто вторгавшиеся в Месопотамию племена луллубеев, о происхождении и языковой принадлежности которых ничего определенного пока сказать нельзя. Не исключено, что они были родственны касситским племенам.

Каситы с древнейших времен жили в Северо-Западном Иране, к северу от эламитов. Во второй четверти II тысячелетия до н. э. части касситских племен удалось утвердиться в долине реки Диялы и оттуда совершать набеги в глубь Месопотамии. В начале XVI в. они захватили крупнейшее из месопотамских государств - Вавилонское и основали там свою династию. Касситы, осевшие в Вавилонии, были полностью ассимилированы местным населением и приняли его язык и культуру, в то время как касситские племена, оставшиеся на своей родине, сохранили родной язык, отличный от шумерского, семитских, хурритских и индоевропейских языков.

Во второй половине II тысячелетия до н. э. из Северной Аравии в Сирийскую степь и далее в Северную Месопотамию двинулась обширная группа западносемитских племен арамеев. В конце XIII в. до н. э. они создали в Западной Сирии и Юго-Западой Месопотамии множество мелких княжеств. К началу I тысячелетия до н. э. они почти полностью ассимилировали хуртитское и аморейское население Сирии и древней Месопотамии. Арамейский язык начал широко и прочно распространяться за этой территории.

После завоевания Вавилонии персами арамейский язык стал официальным языком государственной канцелярии всей Персидской державы. Аккаден сохранялся лишь в крупных месопотамских городах, но и там он постепенно вытеснялся арамейским и к началу I в. до н. з. был окончательно забыт. Вавилоняне постепенно слились с халдеями и арамеями. Население Древней Месопотамии было разнородно, обусловлено политикой насильственного переселения народов, которая проводилась в I тысячелетии до н. э. в Ассирийской и Нововавилонской державах, и сильной этнической циркуляцией, имевшей место в Персидской державе, куда входила и Месопотамия.

Природа Древней Месопотамии .

Географическое положение . север – горы Армении, юг – Персидский залив, восток – горные области Ирана, запад – Сирийско-Месопотамская степь. Эта территория была названа древнегреческими географами Месопотамией, что в переводе означает «Междуречье», в русском чаще употребляется «Двуречье» (от двух рек – Евфрата и Тигра). Сейчас это в основном территория Иракской Республики.Реки имеют ряд притоков: у Евфрата наиболее крупные - Балих и Хабур, у Тигра - Верхний и Нижний Заб, Дияла. Тигр был значительно полноводнее Евфрата и имел более быстрое течение. Разливы Тигра и Евфрата зависят от таяния снегов на Армянском нагорье. Обычно их разлив приходится на март - апрель. Однако его сроки в отличие от режима реки Нил не были точными, ибо Тигр и Евфрат пересекали на своем пути различные климатические зоны, таяние горных снегов не всегда наступало в одно и то же время.

Почва . Воды рек несли ил, который содержал растительные остатки и растворенные соли горных минералов и во время половодья оставался на полях, удобряя их. Земли Месопотамии отличались исключительным плодородием, о чем единодушно говорят в своих произведениях Геродот и другие античные авторы.

Условия для земледелия . Чтобы в долине Междуречья можно было заниматься земледелием, необходим был целый комплекс мелиоративных работ, осуществлявшихся круглый год. Жители Месопотамии рыли каналы, постоянно следили за их состоянием, сооружали дамбы, плотины, шлюзы, колодцы. Приходилось бороться с засоленностью почв от насыщенных минеральными солями речных и подпочвенных вод, использовавшихся для орошения, а также от недостатка дождевой влаги, промывающей почву. Угрозу для плодородия месопотамских земель представляли сильные ветры из района пустынь, приносившие тучи песка. А ветры, дувшие Персидского залива, гнавшие на берег большие волны и поднимавшие уровень воды в Тигре и Евфрате, могли привести к сильным наводнениям, недаром именно в Двуречье родилась знаменитая легенда о всемирном потопе. Только на севере Месопотамии можно было рассчитывать на естественное орошение (дожди, таяние снегов), но и там устраивались колодцы, бассейны и проводились небольшие каналы, это гарантировало снабжение полей водой.

Климат. Климат Месопотамии не был одинаковым на севере и юге. Север: в зоне сухих субтропиков, зимой иногда выпадал снег, весной и осенью бывали дожди. Юг отличался исключительно жарким и сухим климатом.

Полезные ископаемые . В изобилии имелись глина и природный асфальт. В дверной части страны встречались месторождения металлов (свинца, олова, железа), гористые районы давали много камня.

Флора . Была довольно скудной. Лишь на севере, в горном районе, произрастали различные породы деревьев. По берегам рек росли ивы. Много было, особенно на заболоченном юге, разных видов камыша.

Растительность . Особое значение в жизни страны имела финиковая пальма. Выращивали виноград и фруктовые деревья яблоню, смоковницу, зерновые (ячмень, полбу, просо), технические (сезам, тен), огородные (лук, чеснок, огурцы, баклажаны, тыкву), а также бобовые культуры (чечевицу, фасоль, горох).

Фауна . В древние времена была богатой. Реки изобиловали рыбой. В камышовых зарослях, на болотах, по берегам рек водилось много птиц. Дикие быки, ослы, свиньи, газели, зайцы, страусы, львы и другие жилетные обитали в окрестных степях и приречных зарослях.

Торговля. Месопотамия расположена на открытом пространстве и в центре Ближнего Востока, что обеспечивало ей издревле ведущую роль: международной торговле, ибо многие сухопутные дороги проходили через нее с запада на восток и с севера на юг. Торговля шла также по рекам (хотя судоходство по ним было сопряжено с большими трудностями) и по Персидскому заливу (из Передней Азии в Аравию и Индию).

Население Древней Месопотамии. Заселение Месопотамии началось с древнейших времен за счет переселения обитателей окрестных гор и предгорий в речную долину. Осваивалась более благоприятная с точки зрения природных и климатических условий Северная Месопотамия.Несколько позже появились первые поселенцы и на территории Южной Месопотамии. Наиболее яркая археологическая культура последней трети V - первой половины IV тысячелетия до н. э. представлена раскопками в Эль-Убейде. Некоторые исследователи считают, что она была создана шумерами, другие приписывают ее дошумерским (протошумерским) племенам. Постепенно шумеры заняли значительную территорию Месопотамии, от Персидского залива на юге до места наибольшего сближения Тигра и Евфрата на севере. Шумеры вступили в контакт с местным населением, заимствовав у него ряд топонимических названий, достижений в сфере хозяйства, некоторые религиозные верования.

В северной части Месопотамии начиная с первой половины III тысячелетия до н. э., а возможно, и ранее, жили восточносемитские скотоводческие племена. В течение нескольких веков семиты сосуществовали с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тысячелетия- до н. э. заняли всю Месопотамию. В результате этого аккадский (язык семитов) язык постепенно вытеснил шумерский.

В конце III тысячелетия до н. э. с запада, из Сирийской степи, в Месопотамию начали проникать западносемитские скотоводческие племена сутиев. Аккадцы называли их амореями.

С древнейших времен в Северной Месопотамии, Северной Сирии и на Армянском нагорье жили хурритские племена. Шумеры и аккадцы называли страну и племена хурритов Субарту (отсюда происходит этническое название субареи). С III тысячелетия в Северо-Восточной Месопотамии, от верховьев реки Диялы до озера Урмии, жили полукочевые племена кутиев (гутиев), этническое происхождение которых пока остается загадкой, а язык отличается от шумерского, семитских или индоевропейских языков.

С конца III тысячелетия в предгорьях Загроса, по соседству с кутиями, -жили часто вторгавшиеся в Месопотамию племена луллубеев, о происхождении и языковой принадлежности которых ничего определенного пока сказать нельзя.

Каситы с древнейших времен жили в Северо-Западном Иране, к северу от эламитов. Во второй четверти II тысячелетия до н. э. части касситских племен удалось утвердиться в долине реки Диялы и оттуда совершать набеги в глубь Месопотамии. В начале XVI в. они захватили крупнейшее из месопотамских государств - Вавилонское- и основали там свою династию.

Во второй половине II тысячелетия до н. э. из Северной Аравии в Сирийскую степь и далее в Северную Месопотамию двинулась обширная группа западносемитских племен арамеев. В конце XIII в. до н. э. они создали в Западной Сирии и Юго-Западной Месопотамии множество мелких княжеств. К началу I тысячелетия до н. э. они почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и Северной Месопотамии. Арамейский язык начал широко и прочно распространяться за этой территории.

Пестрота этнического состава Месопотамии была обусловлена также осуществлением политики насильственного переселения народов, которая проводилась в I тысячелетии до н. э. в Ассирийской и Нововавилонской державах, и сильной этнической циркуляцией, имевшей место в Персидской державе, куда входила и Месопотамия.

Источники. Основными источниками по истории Древней Месопотамии являются памятники материальной культуры, письменные документы и литературные произведения, труды античных авторов.Памятники материальной культуры. Найденные при раскопках древнейших поселений орудия труда, остатки жилищ, погребения, зерна и кости животных, украшения, статуэтки содержат большой информативный материал о ранней истории Месопотамии. Памятники материальной культуры III-I тысячелетий до н. э. известны по раскопкам древних городов Месопотамии: Эреду, Ура, Урука, Лагаша, Нигшура, Ларсы, Эшнуны, Мари, Ашшура, Ниневии, Вавилона и др. В развалинах месопотамских городов обнаружены остатки ступенчатых башен. Важное значение для истории имеют даже небольшие и на первый взгляд не первостепенные вещественные памятники, например цилиндрические печати и их оттиски, в изобилии находимые в Месопотамии. Письменные источники появляются на рубеже IV--III тысячелетий до н. э. Они делятся на несколько видов: хозяйственные, юридические, дипломатические документы, записи летописного характера.

Огромную роль для реконструкции экономики и социальных отношений древности играют хозяйственные документы, в изобилии найденные при раскопках месопотамских городов. Важнейшим источником по истории Месопотамии являются юридические памятники, и прежде всего своды законов. Древнейшие из них - законы Шульги - относятся к концу III тысячелетия до н. э. Ими пользовались в Шумеро-Аккадском царстве, при III династии Ура. Законы плохо сохранились, от них уцелели.тишь введение и несколько статей. К середине II тысячелетия до н. з. относится судебник из Ашшура - древнейшей столицы ассирийского государства с текстом, так называемых среднеассирийских законов.

Один из древнейших дипломатических документов дошел до нас в записи на двух глиняных цилиндрах. В нем дано описание пограничных конфликтов между городами Лагашем и Уммой, которые имели место в XXIV в. до н. э. XXIII веком до н. э. датируется договор, заключенный между аккадским царем На-рам-Суэном и одним из царей Элама после долговременных военных конфликтов. К началу II тысячелетия до н. э. относится дипломатический архив, найденный при раскопках "дворца царя Мари Зимрилима. Архив содержит обширную переписку между правителями и государственными деятелями Вавилона, Мари, сирийских и финикийских княжеств и др. Из нее явствует, что между государствами курсировали послы и гонцы, велись переговоры о содержании посольств, обеспечивалась их безопасность, осуществлялся обмен письмами и дарами, заключались договоры и т. д. Немаловажную роль в дворцовой корреспонденции занимали разведывательные донесения и секретная информация, особенно о передвижении войск и заключении военно-политических договоров, о чем немедленно осведомлялись заинтересованные стороны.

В большом количестве дошли до нас надписи ассирийских царей. Самые древние из них отличаются краткостью, сжатостью изложения преимущественно военных событий или строительства. Более поздние, принадлежащие, например, царям династии Саргонидов (VIII-VII вв. до н. э.), являются, по существу, литературно-историческими произведениями с динамичностью в изображении событий, оригинальностью их освещения, несомненной творческой индивидуальностью.

Известно более 140 надписей нововавилонских царей, большая часть которых принадлежит Навуходоносору II и Набони-ду (VI в. до н. э.). В них повествуется о дворцовом, храмовом, городском строительстве, дарах и жертвоприношениях храмам. Важные исторические сведения можно почерпнуть из надписей Набонида, который упоминал в них не только о событиях своего правления, но и о значительно более древних временах, занимался восстановлением хронологии, родословной и деяниями царей.

В государствах Месопотамии существовали царские списки. «Шумерский царский список», составленный в XXI в. до н. э., начинался с фантастических «допотопных» царей и позднее был доведен до XVIII в. до н. э. Ассирийские списки верховных чиновников - «лимму» (с 911 по 648 г.), по которым велась датировка, и царские списки (с начала II тысячелетия до конца VII в. до н. э.) являются ценнейшими для установления хронологии ассирийской истории, тем более что в них встречается реальная ~дата солнечного затмения - 15 июля 763 г. до н. э., благодаря которой хронология становится на твердую основу. Дошли также списки вавилонских царей в хронологической последовательности. Сохранились «Синхронистическая история», излагающая историю ассиро-вавилонских взаимоотношений с XVI до IX вв. до н. э.; «Хроника о падении Ниневии», в которой отразились события гибели и распада Ассирийской державы (VII в. до н. э.); «Вавилонская хроника», повествующая о покорении Нововавилонского царства персидским царем Киром (VI в. до н. э.). Вместе с царскими надписями эти хроники составляют прочную основу для восстановления истории древней Месопотамии.

Некоторые сведения о социальных отношениях, семье, психологии древних обитателей Месопотамии можно почерпнуть из произведений «малого» жанра: пословиц и поговорок. Исторические сведения можно почерпнуть из литературных памятников Шумера, Вавилонии и Ассирии. Настоящим кладезем их является «Эпос о Гильгамеше», полный текст которого был обнаружен в царской библиотеке Ниневии и датируется началом II тысячелетия до н. э.

В числе важных чужеземных источников по истории Месопотамии следует назвать Библию. В ней содержатся рассказы о походах в Восточное Средиземноморье ассирийских и нововавилонских царей, о взаимоотношениях государств Палестины и Месопотамии. Используя Библию как источник, необходимо учитывать ее политическую и религиозную тенденциозность.

Самые подробные сведения содержатся в труде греческого историка Геродота (VB. до н. э.), который совершил путешествие по Месопотамии. Наиболее ценными являются его сведения о самой стране.

В труде Иосифа Флавия «Иудейские древности» (I в. н. э.), в котором освещаются взаимоотношения Ассирии и Вавилона с государствами Палестины, дается яркая картина раздела «ассирийского наследства» между Вавилонией и Мидией и столкновения их интересов с Египтом. Однако необходимо иметь в виду, что Иосиф Флавий исходил из библейской концепции мировой истории.

Ряд сведений по истории Месопотамии содержится в труде римского историка I в. н. э. Помпея Трога. Он дает традиционную канву вавилонской и ассирийской истории как цепи событий, вращающихся вокруг легендарных царей и цариц, но представляет интерес его объяснение причин завоевательной политики Ассирии, условий возникновения великих империй древности, способов управления завоеванными территориями и причин крушения могущества государственных объединений такого рода.

Периодизация.

На территории Месопотамии с VII по IV тысячелетие до н. э. шло разложение первобытнообщинного строя, и создавались предпосылки возникновения классового общества. В начале III тысячелетия до н. э. образовались первые небольшие государства в южной части страны, в исторической области Шумер. Период, охватывающий XXVIII-XXIV вв. до н. э., носит название Раннединастического. Следующий период (последняя треть III тысячелетия до н. э.) характеризуется созданием обширных, так называемых деспотических монархий. В XXIV-ХХШ вв. политический центр перемещается в центральную часть Месопотамии, где возникает государство Аккад, объединившее под своей властью также Шумер и северные области Месопотамии. От Аккадского царства, рухнувшего под натиском кутиев, гегемония в Месопотамии вскоре переходит кШумер о-Аккадскому царству.

В начале II тысячелетия до н. э. в междуречье Тигра и Евфрата существовало несколько государств, среди которых возобладало Вавилонское царство, объединившее под своей властью обширную страну. Его история делится на несколько периодов: старовавилонский, или аморейский (XIX- XVI вв. до н. э), средневавилонский, или касситский (XVI-XII вв.), период политического ослабления Вавилонии и борьбы за независимость (XII-VII вв.) и, наконец, нововавилонский кратковременный период подъема и возрождения (VII-VI вв.), завершившийся завоеванием страны Персией.

С XVI по XIII в. до н. э. в западной части Северной Месопотамии значительную роль играло государство Митанни. В восточной ее части еще в III тысячелетии до н. э. возникло Ассирийское государство с центром в городе Ашшур, история которого в дальней шем подразделяется на периоды: староассирийский (XX-XVI вв. до н. э.), среднеассирийский (XV"-XI вв. до н. э.) и новоассирийский (X-VII вв. до н. э.). В этот последний период государство Ассирия путем завоеваний разрастается в огромную, охватившую почти все страны Ближнего Востока великую державу.

Вавилонское общество и государство в аморейский и касситский периоды своей истории.

Общая характеристика .Вавилон находится не на Евфрате и не в междуречье Тигра и Евфрата, на отдельном большом канале, уходящем в степь вдоль западного правого берега Евфрата. Это особый аграрный мир, цепь оазисов, целиком искусственных. Мир Вавилона создан искусственно в сухой безводной степи за счет огромного магистрального канала. Но если в историческом Двуречье на одном канале, как шашлык, сидело по 6-8 маленьких шумерских государств, то здесь большой аграрный район, изолированный от остальных, с одним большим супергородом Вавилоном. Это и шумерский и нешумерский мир. Здесь нет той множественности решений, которая отличает шумерский мир, а такая египетская тяга к единоначалию, единоверию, единодержавию, которую насадить в Двуречье так и не удалось. Даже когда Вавилон захватил эти земли, все равно традиции разнообразия, традиции оставались здесь еще тысячу лет. Некогда цветущий техногенный край, южная часть Месопотамии, шумерское Двуречье превращаются во второстепенный район: богатый, с высокообразованными специалистами, которому все завидуют и который поставлял идеи и социальные технологии на огромном протяжении. Тем не менее, политически этот район умер навсегда. В социальном отношении он утратил потенциал. Все решается теперь более крупными гнездами, расположенными севернее. Объединить их удалось только одним способом: когда все их занесло песком и получилась ровная степь-пустыня, где слонялись арабы.

Население древнего Двуречья

Исконное население. Шумерская проблема

Происхождением жителей страны между двумя реками интересуется не только современная наука. Еще шумеров занимал вопрос об их происхождении; конечно, они отвечали на него в соответствии со своими религиозными представлениями и в пределах своих знаний. Одна из древнейших шумерских легенд рассказывает о сотворении первого человека из глины по совету мудрого бога Энки. Так боги создали существо, которое должно было работать за них и на них. Сначала это существо было очень примитивным. Только после нового вмешательства богов ему были ниспосланы дары культуры, прежде всего искусство письма. Из этой же легенды мы узнаем, что взоры этих людей были обращены на восток, где находилась священная гора богов. Возможно, что в этом кроются смутные воспоминания об исконной горной родине шумеров где-то на востоке от их новых поселений.

Для решения вопроса о происхождении шумеров у нас до сих пор нет прочной научной базы. На основании данных антропологии и лингвистики также нельзя определить их расовую принадлежность. В последнее время указывают на некоторое родство шумерского языка с дравидийскими языками южной Индии. Явное сходство находок в Мохенджо-Даро и Хараппе на нижнем течении Инда с шумерскими находками в южном Двуречье также может говорить в пользу этого предположения. В самое последнее время было высказано мнение, что прародиной шумеров можно считать западную область Индокитая. Далее встает вопрос - как шумеры добрались до Месопотамии, по морю или через южные области современного Ирана? В пользу второго предположения могло бы говорить определенное родство культур Шумера и Элама, страны на юго-западной окраине Иранского нагорья, смежной с Двуречьем. Однако у нас нет убедительных доказательств, что родина шумеров, которой они сами считают страну, называемую ими Мелухха, была действительно в Индии. Некоторые исследователи отождествляют Мелухху даже с Эфиопией, другие ищут прародину шумеров в Закавказье у Каспийского моря. Вопрос, какую территорию следует подразумевать под часто упоминаемым в шумерских источниках Дильмуном, все еще остается открытым. Как мы увидим несколько позже, шумеры называют в своих сказаниях Дильмун раем первых людей. С. Кремер в последнее время высказал предположение, что Дильмун следует искать в области р. Инда (а не отождествлять с о. Бахрейном, как это делалось до сих пор). В качестве доказательства этой гипотезы Кремер ссылается на шумерские административные и торговые документы, в которых Дильмун называется страной, откуда в Шумер привозилась слоновая кость, и на шумерский эпос, в котором Дильмун называется страной, «откуда выходит солнце», что можно отнести скорее к бассейу р. Инда, чем к о. Бахрейну.

Нелегко установить, когда шумеры попали в области южного Двуречья. Археологические находки говорят о резком культурном скачке, имевшем здесь место во второй половине IV тысячелетия. Его объясняют приходом нового, энергичного и стоящего на высоком уровне развития населения; можно предполагать, что это уже были шумеры. Первые признаки их присутствия были обнаружены при обследовании самой южной части Двуречья, города Эриду. Отсюда шумерская культура распространилась в направлении, обратном течениям Евфрата и Тигра и наложила свой отпечаток на обширные области между двумя реками почти на три тысячи лет. Путь шумерской культуры ведет из Эриду к Уруку, Уру, Лагашу, Шуруппаку, Адабу, Ниппуру, Кишу; ее влияние заметно и дальше на севере, в Мари и даже в Ашшуре.

Дошумерское население

Многие географические названия, которыми пользовались шумеры (например, Буранун /Евфрат/, Идигна /Тигр/, как и названия некоторых городов - Киш, Ниппур, Ур), не шумерского происхождения. Шумерологи считают теперь дошумерскими также те слова, которыми называли пастуха, крестьянина, рыбака, кузнеца, плотника, гончара, ткача и, вероятно, также купца. Это свидетельствует о том, что шумеры пришли уже на заселенную территорию. У нас нет ни прямых, ни косвенных письменных документов, которые сообщили бы нам название дошумерского населения южного Двуречья, однако на основании археологических находок мы можем полагать, что оно стояло на высокой ступени сельскохозяйственной культуры. Это население считало шумеров пришельцами и оказывало им упорное сопротивление. Даже в некоторых шумерских эпических произведениях сохранились отголоски этой борьбы. Начало шумерского проникновения в южное Двуречье можно отнести к концу IV и началу III тысячелетия до н. э. Таким образом, можно предположить, что шумеры переселились на новую родину не сразу, а овладевали новыми областями постепенно, отдельными волнами.

С. И. Кремер - весьма гипотетически - назвал дошумерское население и его язык убаидскими по наименованию населенного пункта в южном Двуречье, где были найдены предметы материальной культуры этого народа. По мнению Кремера, из их языка были заимствованы шумерами и приведенные выше слова и выражения. Это убаидское население, существованию, языку и религиозным воззрениям которого угрожала опасность со стороны шумеров, покинуло свою родину в Двуречье и переселилось в Индию, где и создало культуру бассейна реки Инда. Развитие городов этой области многие археологи считают результатом «культурной революции», которую следует отнести приблизительно к 2800 г. до н. э., когда в Индию вторгся какой-то чуждый народ. В это же время и в Двуречье существует высокоразвитая цивилизация с городской архитектурой, пиктографическими документами, разветвленными торговыми связами и культом божества вод. Носителем этой цивилизации было, по-видимому, убаидское население. Но пока не будет расшифровано множество найденных при раскопках городов в бассейне Инда письменных документов, часто написанных на двух языках, эти взгляды не могут выйти за границы гипотезы.

Населению, на которое натолкнулись шумеры при своем проникновении в долины Евфрата и Тигра и которое занималось, главным образом, сельским хозяйством, предшествовало в V и IV тысячелетиях менее многочисленное население, первоначально жившее еще охотой и рыбной ловлей. Имеются доказательства существования уже в начале IV тысячелетия гончарного дела и ткачества. Орудия изготовлялись преимущественно из камня. Мы не знаем ни языка, ни религиозных представлений этого населения. Нам известно лишь то, что оно закапывало своих умерших в землю; возможно, это представляло собою определенный ритуальный акт.

Несемитское шумерское и семитское аккадское население

Следующим вопросом был вопрос временного приоритета шумеров или аккадцев на месопотамской земле. В настоящее время принято считать, что исконное население, на которое здесь натолкнулись шумеры, принадлежало к семитическим племенам. Когда шумеры осели в Двуречье, семиты удержали в северной части страны свое преобладание. Новые мощные волны кочевников-семитов шли в Двуречье из западных степей и пустынь и положили конец обособленной политической и этнической жизни шумеров, не уничтожив, однако, их культуры. Наряду с аккадским языком в качестве разговорного и официального языка в Двуречье продолжал жить и шумерский как язык литературных памятников, науки, школ и богослужений, пока вся клинописная культура не погибла под напором арамеев, персов и греков (в I в. до н. э.).

Таким образом, несемитов-шумеров и семитов-аккадцев, то-есть вавилонян и ассирийцев мы можем считать протагонистами на месопотамской сцене. Кроме них здесь были и другие этнические группы, которых привлекало растущее благосостояние страны. Одни были отражены, другим удалось проникнуть в страну и обосноваться в ней. Они приспособились к новой среде и попали под влияние более высокой местной культуры. В начале XXII века до н. э. с северо-восточных гор Загра пришли гутеи (кутии), скотоводческие племена этнически, вероятно, близкие эламитам. Они захватили вавилонскую равнину и почти на 150 лет овладели всей Вавилонией. Позже шумеры снова стали хозяевами страны, но в начале II тысячелетия были поглощены мощной волной западных семитов-амореев, которые затем быстро положили конец и влиянию эламитов в южной Вавилонии. В падение Шумера внесли свой вклад и субарейцы, племена не шумерского, но и не семитского происхождения, которые, по-видимому, жили в северной Месопотамии с незапамятных времен.

Амореи, в частности, основали в Вавилонии и знаменитую династию, важнейший из представителей которой, Хаммурапи, подавил сопротивление эламитов в южном Двуречье и установил власть семитов во всей стране. Во время правления его более слабых преемников эта власть была подорвана. С севера, из Сирии, начинают проникать хурриты, с востока касситы - сначала в поисках средств к существованию, а затем с целью завоевать страну.

Борьба семитских и несемитских племен за Месопотамию

Проникновение новых волн несемитских племен в Месопотамию - это лишь одно звено в цепи великого переселения индоевропейского населения. Из Малой Азии проникали хетты, которые во главе с Мурсили I двигались к бассейну Евфрата, заняли территорию, населенную хурритами, и во второй половине XVI в. до н. э. овладели Вавилоном. Хетты, правда, покинули Двуречье, но вместо них в него вторглись касситы из горных областей Загра (как полагают в последнее время, из областей, расположенных в верхнем и среднем течении Евфрата). Свыше четырех столетий они были хозяевами Вавилонии, но наконец слились с местными семитами, восприняв их язык и культуру. В это время аккадский язык стал даже дипломатическим языком всей Передней Азии.

Между тем окрепли и северные соседи Вавилонии, ассирийцы, которым в первой половине I тысячелетия до н. э. удалось овладеть почти всей Передней Азией, а на известное время даже и Египтом. Следствием военных успехов был приток в Ассирию множества военнопленных, так что на месопотамской земле оказываются одновременно урарты, скифы, киммерийцы и многие другие народности и племена. Огромную роль, особенно в период роста ассирийской державы в XV и XIV вв. до н. э., играли митаннийцы. Их цивилизация, в своей основе хурритская, но подвергшаяся воздействию арийцей и семитов (амореев и вавилонян), оказывала большое влияние на ассирийцев. Немалую роль играло и множество иностранных купцов, посещавших месопотамские рынки.

Еще более сильное влияние, особенно в области культуры, оказывали на Двуречье в конце II тысячелетия до н. э. семиты-арамеи. Из своих поселений в Сирии и из соседних областей они проникали не только в Палестину, но и в Месопотамию по верхнему и среднему течению Евфрата. С первой половины I тысячелетия до н. э. уже можно проследить растущую арамеизацию страны. Впоследствии арамейский язык вытеснил не только аккадский язык, но и типичную глиняную табличку, которая была заменена пергаментом и папирусом.

Но и арамейцы не были последними жителями древнего Двуречья. Ассирия становится добычей мидян, которые с помощью вавилонян в конце VII в. утверждают свою власть в стране. Вавилоняне, освободившись от господства ассирийцев, пережили еще краткий период возрождения. В это последнее столетие вавилонской независимости два раза имело место перемещение палестинских евреев в Вавилон. Евреям Вавилон казался огромным торговым городом и базаром, где встречались и смешивались представители самых различных рас и народов. Библейское сказание о смешении языков «у вавилонской башни», таким образом, полностью отвечало той обстановке, которую застали здесь сами евреи.

Конец самостоятельности Вавилонии положили персы в 539 г. до н. э. Но персидское господство в Двуречье не означало гибели местного семитского населения, а вело к его смешению с арийцами.

Дары природы Двуречья и его ключевые позиции в Передней Азии продолжали привлекать и другие народы. Персы отступили перед великим завоевателем Александром Македонским, который в 331 г. до н. э. вошел со своими войсками в Вавилон. Преждевременная смерть не позволила ему превратить Вавилон в столицу своей мировой империи. Споры между его преемниками подготовили путь парфянам, которые проникли в Двуречье с соседнего Иранского нагорья. Однако неуживчивость между ними и персами привела к новому столкновению, из которого персы вышли победителями и под руководством Сасанидов присоединили Вавилонию к своей империи. Новая граница была очень неспокойной. С переменным счастьем ее пытались проломить сначала римляне, а затем византийцы.

Арабы в Месопотамии. Образование Ирака

Наконец в стране, опустошенной столькими войнами, появляются арабы. В 637 г. н. э. страной с древними семитскими традициями снова овладевает семитский народ, который распространяет здесь идеи новой религии - ислама. В 762 г. н. э. халиф Мансур из династии Аббасидов приказывает построить на среднем течении Тигра в том месте, где когда-то находилась ассирийская крепость, новую столицу - Багдад. С того времени, если не считать несколько мелких эпизодов, Багдад до сих пор является столицей Ирака. Значение бывшей столицы Вавилона и построенной греками Селевкии, а также парфянского города Ктесифона окончательно сошло на нет. В этих местах под властью верхушечных слоев греков или персов жило множество мелких хозяев и производителей, которые были уже полностью арамеизированы и которые могли считать своими предками древних вавилонян, ассирийцев или эламитов. Месопотамия получает также новое название - Эль-Ирак-эль-Араби - в отличие от соседнего Ирака, персидского.

Господство арабов в Ираке не было непрерывным. Во время правления знаменитого халифа Харун-ар-Рашида (786 - 809 гг.) Багдад превратился в город, население которого насчитывало свыше миллиона человек, и достиг необычайно высокого экономического и культурного уровня. Его благосостояние привлекало соседей. Преемники Харун-ар-Рашида были халифами скорее лишь по имени, в действительности же власть находилась в руках турецких султанов. Во время нашествия монголов в 1258 г. Багдад был разграблен. Подобная судьба постигла этот город в 1393 г., когда грозный татарский хан Тамерлан уничтожил здесь большинство населения. Кроме того, он разорил всю страну и разрушил сеть ее каналов, так что она могла воскреснуть к новой жизни лишь в XVI в. В этот период в Багдаде было всего 15 000 жителей. Но и еще одно обстоятельство вызвало упадок благосостояния страны: засоление ее почвы.

Позже шла борьба за территорию Ирака между турками--османами и персами. В 1638 г. туркам удалось занять Багдад и обосноваться в стране почти на три столетия. В начале XIX в. появился новый претендент на Ирак: Англия. В то время под английским суверенитетом уже находилась Индия с побережьем Персидского залива. Для Англии Ирак означал кратчайший путь в Персию и в Индию. Равно и Наполеон пытался - по стопам Александра Македонского - добраться до берегов Инда. Поражение, которое ему нанесли англичане навсегда похоронило его смелые планы.

Когда в 1839г. англичане прочно обосновались в Адене их интерес к Ираку возрос. Новым магнитом была нефть сначала персидская, а затем и иракская. Наиболее целесообразным путем к достижению своих целей англичане считал* поддержку арабского освободительного движения в Ираке против турок. Когда во время первой мировой войны Турцш присоединилась к враждебному лагерю, Англия, использова! создавшуюся обстановку, объявила ей войну. Сосредоточш в Ираке значительную армию, она захватила Багдад и нефтяной центр Мосул. После первой мировой войны Ирак стал английской мандатной территорией, и только в 1932 г. был с создано формально независимое королевство, находившееся, конечно, полностью под влиянием Британской империи В 1958 г. народная революция свергла короля. Была объявлена независимая Иракская республика. С этого времени в жизни арабского населения этой страны начинается новая глава.


Йозеф Клима. Общество и культура Древнего Двуречья. Прага, 1967. С. 24-32.

ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ ДВУРЕЧЬЯ

Данные археологии говорят о том, что в VI и V тысячелетиях до н. э. сначала в Северной, а затем и в Южной Месопотамии существовали оседлые поселения, жители которых занимались не только охотой, рыболовством и собирательством, но также земледелием. И в северной и в южной частях Двуречья возникали как близкие друг другу, так и существенно различающиеся между собой культуры. До нас дошли следы этих культур: изделия из камня и глины, сосуды с характерным для каждой из них способом орнаментации, орудия труда, охотничье оружие, украшения, фигурки и статуэтки, отражающие древнейшие верования.

Наши сведения о народах, которые некогда жили на этой территории, создавали здесь древнейшие культуры и основывали первые поселения, очень скудны. К числу наиболее древних поселений принадлежит открытое в 1948 г. экспедицией Роберта Брейдвуда поселение в Калат Джармо, возникшее, по-видимому, в VII тысячелетии. Оно находилось приблизительно в 50 км к востоку от города Киркук, в северной части Месопотамской равнины, между реками Нижний Заб и Дияла. Брейдвуд и его сотрудники опубликовали материалы, из которых явствует, что Джармо было оседлым поселением. Так в эпоху неолита был сделан решающий шаг – переход от кочевого образа жизни к оседлости. Глиняных сосудов здесь не обнаружено – должно быть, их еще не умели делать. Зато найдено множество глиняных фигурок животных, благодаря которым стало известно, что жители Джармо уже одомашнили собак, свиней, коз и овец. Между камнями, служившими жерновами, сохранилось зерно. Однако, поскольку каменные мотыги не обнаружены, ученые полагают, что жители Джармо еще не умели обрабатывать землю, а лишь собирали дикорастущие злаки. Глиняные статуэтки богини-матери свидетельствуют о существовании уже зачатков религии. Методом радиокарбонного анализа, при помощи которого современная археология определяет возраст находок, установлено, что поселение в Джармо возникло не позднее 4750 г. до н. э. Через два года после открытия, сделанного Брейдвудом, неподалеку от Джармо было раскопано еще одно поселение подобного типа. Существует предположение, что жители Двуречья пытались вести оседлый образ жизни и в более ранние периоды. Об этом свидетельствуют, например, раскопки в Барда Балка.

Несколько более молодой по сравнению с культурой Джармо является культура Хассуна, получившая название от города близ Мосула, открытого в 1943-1944 гг. экспедицией Иракского музея. Здесь уже нашли и глиняные сосуды с расписным орнаментом, и каменные сельскохозяйственные орудия. Дома жителей Телль-Хассуна, вначале примитивные, из одного помещения, впоследствии расширяются: двор окружают сразу несколько строений. Обнаруженные здесь орудия труда и предметы повседневного обихода свидетельствуют о том, что жители этого поселения быстро осваивали ремесло и искусство украшения сосудов. За короткое время они научились изготовлять большие глиняные сосуды для хранения зерна, складывать специальные печи для выпечки хлеба и многое другое.

Подобные поселения обнаружены и в других районах Месопотамии, например в нижних культурных слоях Ниневии и в Арпачии. Более того, предметы материальной культуры, найденные в поселениях, расположенных на большом расстоянии от Месопотамии, например в Сирии, тоже обнаруживают сходство с глиняными изделиями из Телль-Хассуна. Эти пока еще весьма скромные и спорные свидетельства культурной общности, охватывающей пространство от Тигра до берегов Средиземного моря, безусловно, представляют одно из важнейших открытий послевоенного времени.

Не следует забывать: речь идет о каменном веке, когда человек еще не знает металла, мир вокруг дик и непонятен, лишь немногие участки земного шара заселены, а расстояние в 200-300 км представляется огромным и преодолеть его труднее, чем спустя 10-20 столетий тысячи километров, разделяющие страны с многочисленным населением. И тем не менее люди познают мир, завоевывают, заселяют новые территории, принося с собой традиции уже созданной ими ранее культуры. Все это необходимо помнить, чтобы понять процессы и события, связанные с появлением шумеров на берегах Тигра и Евфрата.

Но пока еще шумеры не появились на месопотамской сцене. Другие доисторические культуры возникают и расцветают в долине Двуречья. Населяющие этот район народы осуществляют очередной – после перехода от кочевого образа жизни к оседлости – скачок в развитии цивилизации и культуры. Кончилась эпоха неолита, представителями которой были жители Джармо и Телль-Хассуна. Около середины V тысячелетия народы Передней Азии вступают в халколит – медно-каменный век. Первые следы этой новой культуры мы находим в северной части Месопотамии, на берегах притока Евфрата – Хабура. Здесь, в Телль-Халафе, неподалеку от которого сейчас находится оживленная железнодорожная ветка Бейрут- Багдад, в 1911г. начал археологические раскопки барон Макс фон Оппенгейм. Это произошло спустя 12 лет после того, как местные жители сообщили ему о том, что, по их мнению, Телль-Халаф скрывает руины очень древнего поселения. Собираясь хоронить на холме покойника, они убрали верхние слои нанесенного ветром песка и наткнулись на каменные изваяния животных с человеческими головами. Испуганные люди в панике разбежались.

Проведя несколько экспедиций перед Первой мировой войной и в 1927-1929 гг., Оппенгейм добрался до самых глубоких слоев. Изумительной красоты расписные лепные сосуды, по мнению специалистов, являются наиболее совершенными из всех изделий подобного рода, выполненных в древности. Трудно представить себе, каким образом древним мастерам удалось добиться такой законченности формы без помощи гончарного круга. Сосуды изящно украшены черным и оранжево-красным орнаментом в виде геометрических фигур и изображений птиц, животных и людей, покрыты глазурью и обожжены в специальных закрытых печах при высокой температуре, благодаря чему напоминают изделия из фарфора. Такие же закрытые гончарные печи, в которых регулировалась температура, обнаружены в Карке-мише, Тепе-Гавра и других доисторических поселениях. Печи, а также сходство самих гончарных изделий, найденных в этих поселениях, свидетельствуют о несомненной общности культуры их жителей.

Не будем подробно описывать бесценные сокровища доисторических эпох. Их немало находили прежде и продолжают находить. Постараемся коротко, в общих чертах, рассказать о глубоком прошлом той страны, где спустя тысячелетие возникло царство шумеров. Археологические материалы свидетельствуют о том, что здесь имели место процессы, сыгравшие огромную роль в истории цивилизации: здесь возникали, наслаивались друг на друга различные культуры, создавались все более многочисленные поселения, жители которых совершенствовали орудия труда, производили разнообразные изделия, умели обрабатывать землю и строить.

Следы оседлой жизни этого древнейшего, архаического периода истории Двуречья сосредоточены в северной части Месопотамской равнины. Нас же интересует главным образом ее южная часть, побережье Персидского залива, который в древности занимал гораздо большую территорию, простираясь на северо-запад почти на 120 км. Воды залива подходили к Эреду, Телль-эль-Обейду и Уру, а Тигр и Евфрат не сливались в одно русло при впадении в залив.

Здесь, в местах появления на исторической арене шумеров, оседлые поселения стали возникать несколько позднее. При раскопках в Уре, которые велись после Второй мировой войны, в самых глубоких слоях были обнаружены следы поселений второй половины V тысячелетия. Существует некоторое сходство в отделке глиняных сосудов, найденных в ранних слоях Эреду, и сосудов из Телль-Халафа, но различий между ними значительно больше. Глиняные изделия обнаружены непосредственно над «девственным» слоем, т. е. над чистым песком. Точно такие же изделия встречаются в более поздних слоях, и лишь над шестым слоем к ним примешивается керамика другого типа, известная по раскопкам в Телль-эль-Обейде.

В Эреду найдены не только сосуды, орудия, оружие и предметы повседневного обихода, но и руины небольшого храма, построенного из высушенного на солнце кирпича и относящегося к наиболее раннему периоду истории поселения. Этот храм, первый из четырнадцати (если не семнадцати) доисторических святилищ, возводившихся один за другим на одном и том же месте следующими друг за другом поколениями зодчих, считается древнейшим в этом районе земного шара. В более поздних археологических слоях ученые наткнулись на следы жилых домов – хижин из тростника, снаружи и изнутри облепленных глиной. Тростниковые стены истлели, но их отпечаток на глине пережил тысячелетия, и сейчас можно видеть, как строили свои жилища древнейшие обитатели побережья Персидского залива.

Поселение Телль-эль-Обейд, некогда располагавшееся на берегу Евфрата, который сейчас изменил свое русло, возникло, по-видимому, на рубеже V и IV тысячелетий до н. э. Обнаруженные здесь глиняные зеленоватые сосуды украшены темно-коричневым пли черным геометрическим орнаментом. Изображения животных или людей в орнаменте встречаются редко. Зато в большом количестве найдены глиняные фигурки людей и животных. Эль-обейдские сосуды выделывались вручную, иногда на медленно вращавшемся гончарном круге, приводимом в движение при помощи рук. Дома строились из тростника, обмазанного глиной, или из высушенных на солнце больших глиняных глыб. Мозаика из конусов не только украшала стены, но и предохраняла их от размыва дождевой водой. Телль-эль-Обейд, по-видимому, представлял собой большое и многолюдное поселение. На окраине Эреду, расположенного неподалеку от Эль-Обейда, раскопано кладбище. В могилах – а их больше тысячи – рядом с останками людей найдены обейдские керамические изделия.

Влияние обейдской культуры простиралось далеко за пределы южной части долины Двуречья. Поселения с культурой такого типа, имеющей сходство не только керамических изделий и орудий, но и способов погребения, обнаружены в окрестностях Мосула. Ученые выявили признаки общности культур Эль-Обейда и некоторых поселений, расположенных на Иранском нагорье и даже в долине реки Инд. Эти наблюдения тем более важны и интересны, что имеются свидетельства контактов между жителями Телль-эль-Обейда и обитателями этих далеких районов земного шара. Так, в эпоху культуры Эль-Обейда население Южной Месопотамии изготовляло бусы из лазурита и украшения из зеленого полудрагоценного камня амазонита. Эти камни в Двуречье не добывались, а ввозились: амазонит – из центральных районов Индии или Забайкалья, а лазурит – из Центральной Азии. Следовательно, торговые связи древнейшего населения Южной Месопотамии были географически очень широки.

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 2. Древнейшее население Европейской России На всем пространстве Европейской России, и преимущественно на юге, близ Черного моря, находится достаточно «древностей», то есть памятников, оставшихся от древнейшего населения России в виде отдельных погребальных насыпей

автора Ляпустин Борис Сергеевич

Природа и древнейшее население В древности Ираном (от «Ариана» – «страна ариев») именовалась территория, раскинувшаяся от западных рубежей современного государства Иран на восток и включающая также часть Пакистана, Афганистана и юг Средней Азии. Она ограничена

Из книги Древние цивилизации автора Миронов Владимир Борисович

Литература и культура Двуречья Первая литература Двуречья, бесспорно, принадлежит шумерам. Хотя, как отмечают, основное количество шумерских литературных памятников дошло от периода между 2000 и 1800 годами до н. э., когда язык шумер перестал быть разговорным. Основная

Из книги Шумеры. Забытый мир автора Белицкий Мариан

ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ ДВУРЕЧЬЯ Данные археологии говорят о том, что в VI и V тысячелетиях до н. э. сначала в Северной, а затем и в Южной Месопотамии существовали оседлые поселения, жители которых занимались не только охотой, рыболовством и собирательством, но также

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Древнейшее население Обширные степи, плоскогорья и горные области, прилегающие к плодородным долинам реки, были со времен глубокой древности заселены многочисленными племенами, которые жили в условиях кочевого скотоводческого быта. Китайским земледельцам, заселявшим

автора Бадак Александр Николаевич

Природные условия и население Двуречья Примерно в то же время, что и в Египте, в южной части долины рек Тигра и Евфрата складывается древнейшее рабовладельческое общество и государство.Здесь возникает второй важнейший очаг цивилизации, который впоследствии оказал

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Религия и мифология Двуречья Каждая шумерская территориальная община почитала своего бога покровителя, который являлся как бы универсальным олицетворением всех тех высших сил, которые держали власть над жизнью людей. Такой бог как правило считался покровителем

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Литература Двуречья До нашего времени сохранилось большое количество памятников шумерской литературы. Главным образом они сохранились в копиях, которые переписывались уже после падения III династии Ура и хранились в храмовой библиотеке в городе Ниппуре.Необходимо

Из книги История культуры древней Греции и Рима автора Куманецкий Казимеж

Глава I. Италия и ее древнейшее население АПЕННИНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ И ЕГО ПЕРВЫЕ ОБИТАТЕЛИ Апеннинский полуостров омывается с запада Тирренским, с востока Адриатическим морями. На юге Мессенский пролив отделяет его от острова Сицилия, горы которого являются продолжением

Из книги Погибшие цивилизации автора Кондратов Александр Михайлович

У колыбели культуры Двуречья Кутии, «драконы гор», персы, амореи, касситы, мидяне, ассирийцы, эламиты, хурриты, луллубеи и множество других «диких» кочевых и полукочевых племен, так же как и народов, имевших свою собственную, уже сложившуюся культуру, вторгались в земли

Из книги Древний Восток автора

Зодчество и скульптура Двуречья Искусство Месопотамии запоминается прежде всего скульптурой (статуи царей и быкоподобных добрых демонов-защитников, крылатых «шеду», рельефы), фресками из Мари и ассирийских столиц и архитектурой. Особенную известность приобрели

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Пантеон богов Двуречья Шумеро-аккадская «религия» отличалась довольно устойчивым спектром основных концепций и ритуалов. Шумеры, первопроходцы цивилизации в Двуречье, почитали множество богов, которые перешли «по наследству» к сменившим их аккадцам. Как и во многих

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Древнейшее население Армянского нагорья Население этих горных местностей было этнически пестрым, но основной костяк его составляли урарты, относящиеся по своему языку к хурритской группе народов.Восточная часть Понта, Колхида и Западный Кавказ, очевидно, были заселены

Из книги Очерки истории Левобережной Украины (с древнейших времен до второй половины XIV века) автора Мавродин Владимир Васильевич

1. Древнейшее население Днепровского Левобережья Территорию Северской земли человек заселил еще в очень отдаленные времена, о чем свидетельствуют довольно значительные по количеству и представляющие большой интерес стоянки эпохи палеолита, расположенные главным

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том первый автора Коллектив авторов

Глава I. ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ УКРАИНСКОЙ ССР Открытия последних лет, сделанные в области изучения приматов, позволяют внести существенные изменения в прежние представления о первых семействах гоминид - родоначальниках

Из книги Рассказы по истории Крыма автора Дюличев Валерий Петрович

ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ КРЫМА ПЕРВОБЫТНЫЕ СТОЯНКИ Благоприятные природно-климатические условия Таврики способствовали тому, что уже в глубокой древности человек начинает обживать полуостров. В Таврике, особенно в горном и предгорном районах,