Дмитрий ливанов биография. Дмитрий Ливанов - министр образования и науки Российской Федерации. Биография, семья, карьера. Слияние и сокращение

В стране праздник. Этот человек переведен на другую работу. В правительстве его должность считалась «расстрельной». Нам говорили, что «министр - не рубль, чтобы всем нравиться».

Звучало хлестко, но странно. Жаждой наживы у нас в стране охвачены образованцы. Интеллигенция хочет просто жить достойно и заниматься своим делом. Учителей, врачей, инженеров рубль начинает волновать только тогда, когда правительство не может наладить экономику и превращает их в нищих.

Почему страна любит Лаврова и Шойгу? Да потому, что они любят страну и хорошо делают свое дело. А уж участки у обоих посложнее, чем Минобр. От Ливанова требовалось быть профессионалом и заботиться о школах, вузах, научных учреждениях. Прилично относиться к людям, которые честно трудятся и оказались от него зависимы. Увы, этого мы от Дмитрия Викторовича не дождались.

Интересный парадокс: руководство страны считает образование важнейшим государственным приоритетом. Объем затрат только на вузовскую сферу за последние 15 лет увеличился чуть ли не в 20 раз. А образование разваливается. Реформами довольны чиновники и псевдоученые их осуществляющие, да группа грантополучателей, сформированная в результате весьма своеобразных конкурсов.

Родители хватаются за головы, видя, чему и как учат с малолетства их детей. А руководители фирм и учреждений практически во всех сферах жизни страны уже не один год пребывают в глубокой тревоге в связи с недостаточной квалификацией вступающих в жизнь новых поколений. И перемен к лучшему не видно. На что в реальности потрачены огромные государственные деньги? На глупости, очевидные профессионалам. На вещи, совершенно не связанные с реальным образовательным процессом, вроде закупки оборудования для университетов, на котором там некому работать, мегагрантов зарубежным ученым и конвейеров по подготовке статей в западные журналы.

Насильно, вопреки мнению вузовского сообщества ввели бакалавриат. По сути сократили обучение специалиста на один год. Выбросили 20 процентов аудиторных занятий из учебных планов. Огромные деньги выплачены наемникам, коверкавшим учебные планы. Существенные усилия потребовались вузам для перехода на это безобразие. И что, качество подготовки выиграло? А магистратура - пародия на аспирантуру, намного короче и со значительно более слабым выходным результатом. В результате шесть лет обучения дают куда худший результат по сравнению с пятилетним специалитетом. Аспирантуру же превратили из формы научной деятельности в учебную, и тяжелые последствия этой трансформации наша наука ощутит уже в самое ближайшее время.

Про ЕГЭ не говорит только ленивый. В старших классах наши дети вместо развития креативных качеств вынуждены натаскиваться на решение тестов. Важнейшие для развития творческих начал годы тратятся на вредные по сути занятия. Неужели современной России, в отличие от СССР, творческий тип личности не нужен? Следует добавить, что введение ЕГЭ разрушило традиционные и очень важные механизмы взаимодействия школ и вузов, а заодно и работу по профориентации старшеклассников. Искоренить злоупотребления при приеме в вузы было несложно - просто посадить пять-десять взяточников из «элитных» вузов. Вместо этого взаимодействие всех вузов с абитуриентами ориентировано теперь не на добросовестные педагогические коллективы, а на какое-то жулье. Злоупотреблений же меньше не стало, только вместо укрепления вузов в провинции - перетягивание талантливых детей в центр. Правда, необеспеченные семьи их там в период учебы содержать не могут. Превращаем провинцию в отстойник для нищих и бездарных? Хорошее будущее для страны...

Перечень пагубных перемен огромен. Не только для вузов, разумеется. Школам еще труднее. Работаю ректором 25 лет, есть с чем сравнивать происходящее. А вот порадоваться ни одной министерской новации периода Ливанова не могу. Смешно и горько: сегодняшнее Министерство науки и образования не научилось оценивать ни результаты научных исследований, ни качество образования. Даже не знает, что это такое. Весь пар уходит в собирание бумажек, подчинение себе несогласных и самопиар. Административный ресурс систематически используется во вред делу: разгром академической науки, избиение квалифицированных руководящих кадров, насаждение «своих» на ключевые посты, покупка союзников необоснованным по сути финансированием, формирование псевдоэкспертного сообщества, взаимоотношения по принципу «поддерживай нас или уходи».

Справедливости ради следует сказать, что многие ливановские реформы были намечены еще до Ливанова. Однако уже тогда специалистам была очевидна их вредоносность. Дмитрий Викторович сделал спорное неотвратимым. При нем министерство превратилось в абсолютно идеологический и диктаторский орган, не обремененный здравым смыслом. Со стороны могло показаться, что это реформы ради реформ. Когда каждый шаг вызывает тяжелые последствия, а устранение последствий порождает еще худшие результаты. И смысл лишь в том, что на этом кошмарном процессе кто-то зарабатывает. Но идеологический аспект прослеживался абсолютно четко: уничтожить все достижения времен СССР и добиться хотя бы отдаленной похожести на Запад. Все, кто не согласен с этим вектором перемен, - враги. А враг либо сдается, либо его уничтожают.

Ливанов - фанатик идеи бездумного копирования Запада. Назвать его бездарностью было бы несправедливо. Яркая личность, талантливейший организатор, прирожденный чиновник, человек с железной силой воли. Масштаб этих качеств сопоставим только с глубиной его невежества в сфере науки и образования.

Министр оказался абсолютно невосприимчив к любым идеям, кроме рожденных в своем идеологическом кругу, пусть даже свои идеи были бредовыми. Уничтожал все доставшееся в наследство от СССР. Но то, что строил, оказывалось мертворожденным. Он не понимал, что образование - часть культуры народа, неразрывно связанная с ней тысячами невидимых нитей. Думал, что можно его сменить, как костюм в гардеробе. О западном же образовании представление имел весьма смутное. Удивительно, но проработав столько лет министром, Дмитрий Викторович до сих пор не в курсе истин, известных древним грекам, - к примеру, что образование состоит из обучения и воспитания. То есть без воспитания его просто быть не может. В результате функция воспитания государством передана средствам массовых коммуникаций, а обучение в школах и вузах проваливается.

В основе мировоззрения Ливанова содержится идея, что деньги - не средство, а цель жизни человека. Отсюда и его понимание образования как услуги, стремление превратить его в бизнес. Он всерьез полагал, что школы и вузы резко улучшат качество работы, если их сделать коммерческими структурами. Но этого не произошло - просто потому, что не могло произойти. Непонимание сути образования не позволило Ливанову организовать без скандалов мониторинг работы вузов. Оно же заставило обратиться к рейтингам - шарлатанству, широко распространенному за рубежом. Когда не можешь разработать критерии качества, логично отдать его оценку на откуп западным кудесникам. Ничем не обоснованы утверждения реформаторов, что университетская наука в России перспективнее академической, что большие вузы в принципе работают лучше, чем небольшие. И т.д. и т.п.

Один из самых негативных процессов нашего времени - тотальное подчинение ученых и педагогов чиновникам, распространение властной вертикали на академическую сферу. В России XXI века понятие академической автономии стремительно растворилось. Обладание чиновной властью теперь оказывается важнее знаний и профессионализма. Под флагом демократического переустройства насаждается тупой командно-административный дух, какого не было ни при царе, ни в эпоху воинствующего коммунизма. И канцелярия все больше заменяет реальное дело. Ведь государство контролирует нашу работу только по бумагам, что реально происходит в аудиториях и научных лабораториях - никого не волнует.

С кем сравнить министра, освободившего кресло в минувшую пятницу? В нем есть, и не понемногу, от разных исторических и литературных персонажей. От пламенных соратников Дзержинского до барона Мюнхгаузена. Вспоминается и волшебник из песни Пугачевой: «Сделать хотел грозу, а получил козу». Но ближе всего, пожалуй, Трофим Лысенко. Времена меняются, а лысенковщина не уходит с исторической арены. Только теперь антинаучность, дремучее невежество рядятся в одежды «реформ», «прогресса», «повышения конкурентоспособности в глобальном мире».

Что будет дальше? Вот вопрос. Ливанов ведь - представитель целого слоя управленцев, исповедующих пресловутую «неолиберальную» идеологию. И этот слой доказал на практике свою деловую несостоятельность. Видимо, на повестке дня - смена вектора развития. Несмотря на все невзгоды минувших лет, российские образование и наука все еще обладают огромным потенциалом. Вопрос лишь в разумном его использовании на благо страны.

С конца весны 2012 года имя этого человека хорошо известно российским студентам, школьникам, а также их родителям. И здесь нет ничего удивительного - ведь Дмитрий Ливанов занимает кресло министра образования и науки РФ, а значит, непосредственно влияет на жизнь вышеперечисленных категорий населения. В его послужном списке не одна громкая реформа в сфере образования, его шаги частенько подвергаются критике, но государство продолжает ему доверять высокий пост… Что вдохновляет чиновника на продолжение своего активного труда?

«Я буду работать до тех пор, пока у работодателя есть доверие к моей работе», - сказал как-то министр, и эта цитата Ливанова Дмитрия облетела в свое время многие отечественные СМИ.

Откуда же пришел на самую верхушку российской государственной пирамиды Ливанов? Кто он такой? Чем отличился от других государственных деятелей? Как дослужился до своей нынешней должности и что представляет собой в качестве управленца?

Истоки

Ливанов Дмитрий Викторович впервые увидел свет 15 февраля 1967 года. Родился он в семье московской интеллигенции. Его дед был полковником КГБ, а отец Виктор Ливанов - известным авиаконструктором, создавшим самолет Ил-96-300 и возглавлявшим в какой-то период времени авиационное конструкторское бюро имени Ильюшина.

Родители Дмитрия развелись, когда мальчику было совсем немного лет, и о матери его почти ничего не известно. Зато известно о мачехе - Рогозиной Татьяне Олеговне, которая старше пасынка всего на 14 лет. Вторая жена отца оказалась под стать своему супругу. Она доктор экономических наук, и всю жизнь занимает высокие руководящие должности.

Будущий министр Дмитрий Ливанов образование свое начинал в московской школе № 91, которую окончил практически круглым отличником - четверка у юного Ливанова была лишь по начальной военной подготовке. С таким аттестатом и таким происхождением путь перед молодым и способным москвичом открывался достаточно широкий и с большими перспективами…

Высшая школа

Естественно, после школы Дмитрий Ливанов идет учиться дальше. И останавливает свой выбор на Московском институте стали и сплавов (специальность «физика металлов»). МИСиС он окончил в 1990 году с красным дипломом, после чего еще два года отучился здесь же в аспирантуре. Затем защитил диссертацию и уже в 1992-м получил кандидатскую степень в области физико-математических наук.

А спустя всего 5 лет Ливанов уже щеголял степенью «доктор физико-математических наук» (специализация - физика твердого тела). Позже (в 2003-м) он получил еще одно высшее образование, окончив заочно Московскую государственную юракадемию, что очень пригодилось ему потом в будущей управленческой работе.

Начало карьеры

Совершенно закономерно, что начал свою карьеру Дмитрий Ливанов в научной сфере, тому способствовало его образование. Далеко ходить ему не пришлось - талантливого аспиранта оставили работать в родном вузе сразу же после защиты кандидатской. Сначала он был просто научным сотрудником в лаборатории синтеза МИСиС. Затем стал старшим научным сотрудником, потом занимал должность доцента кафедры теоретической физики. А еще позже трудился на посту проректора по международному сотрудничеству, совмещал с профессорством на той же кафедре.

Из научных деятелей - в управленцы

Весной 2004 года Дмитрий Ливанов, биография которого до этого была связана исключительно с наукой, решился на резкий поворот в своей карьере. Его пригласили возглавить департамент государственной научно-технической и инновационной политики в Министерстве образования и науки Российской Федерации. И он согласился.

Правда, с МИСиС при этом полностью не расставался, продолжая профессорствовать там вплоть до 2012 года, только уже на кафедре металловедения и цветных металлов. С конца осени 2005 года и до начала весны года 2007-го Ливанов служил статс-секретарем, замещая тогдашнего министра образования и науки

На этой должности Дмитрий Викторович впервые заявил о себе на всю страну и вызвал шквал критики. Он призвал урезать в правах государственные академии страны, фактически лишив их возможности самостоятельно распоряжаться денежными средствами, земельными участками и т. д. Согласно концепции, разработанной чиновником, научные и управленческие функции таких учреждений должны быть четко разделены.

Ливанова обвиняли в попытках развалить отечественную фундаментальную науку - и особенно громко возмущалась

В конечном итоге правительство утвердило тот устав, который был разработан самими академиками. Но благодаря стараниям Ливанова и некоторым поправкам в законе, права академий во многом-таки были урезаны. Так, например, они больше не могли бесконтрольно распоряжаться землей и утверждать своих президентов.

Ректор МИСиС

А тем временем связь Дмитрия Викторовича с родным институтом не прерывалась. Он оставался профессором в МИСиС, а в 2007 году был избран ректором этого вуза.

При Ливанове учебное заведение претерпевает кардинальные изменения. Новый руководитель внедряет на практике теоретические разработки, которые появились у него за время пребывания в министерстве. Так, например, МИСиС первым из российских вузов перешел на иностранную систему бакалавриата и магистратуры.

В 2008 году Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост Президента России, присвоил институту более высокий статус - он стал Национальным исследовательским технологическим университетом. А Дмитрий Ливанов,как перспективный работник, вошел в первую сотню российского резерва управленческих кадров.

Министр

Владимир Путин, снова возглавивший Российскую Федерацию весной 2012-го, посчитал, что такие ценные кадры не должны оставаться в тени. И уже в мае того же года член партии «Единая Россия» и ректор одного из самых престижных вузов Дмитрий становится министром образования и науки РФ, сменив на этом посту своего бывшего шефа Фурсенко. И буквально с первых же дней началась кипучая деятельность, которая заставила сотрясаться всю сферу отечественного образования и вызвала не один скандал в российском обществе. И продолжает периодически вызывать их и до сей поры.

Инициативы Ливанова

Министр образования и науки РФ Д. Ливанов, еще не будучи главой ведомства, считал, что в России перебор студентов. Не сменил он своих убеждений и после 2012 года. Уже в качестве министра он открыто заявил о необходимости сокращения бюджетных мест в вузах чуть ли не вдвое с последующим сведением на нет «бесплатников» как таковых и внедрением системы

Также Ливанов выступал за введение жесткого тестирования при поступлении в вузы - по образцу иностранных систем, и предложил помимо ЕГЭ ввести для абитуриентов дополнительные экзамены при поступлении.

По его мнению, государству совершенно ни к чему обилие людей с дипломами академий, университетов и институтов, когда в профтехучилищах учиться некому и, соответственно, работать на заводах и фабриках - тоже.

Продолжился и конфликт Дмитрия Викторовича с РАН, уровень которой он публично назвал более низким, чем у обычных вузов, и потребовал реформирования. Кроме того, осенью 2012 года Министерство образования и науки России обнародовало список высших учебных заведений страны, которые, по мнению чиновников ведомства, работали неэффективно.

Скандалы и критика

Из-за перипетий, связанных с РАН, и других скандальных проектов член партии «Единая Россия» Ливанов чуть не вылетел из этой организации. В научном сообществе его подвергли острой критике, и депутаты Госдумы всерьез добивались лишения министра членства в самой влиятельной российской партструктуре. Реакцией Ливанова на такие попытки стало заявление о том, что он не является автором проекта реформирования академии.

Серьезной критике действия министра образования и науки подверглись и со стороны Владимира Путина, который объявил ему выговор и обвинил в невыполнении взятых на себя обязательств. Это было осенью 2012-го, а спустя год Президент фактически забрал свои слова обратно.

Среди скандалов меньшего масштаба можно назвать ситуацию с законом, запрещающим иностранцам усыновлять российских детей. Ливанов выступил категорически против него, что вызвало волну негатива в определенных кругах.

Также у всех на слуху была история с хищением бюджетных средств, причастность к которому Дмитрия Викторовича пыталась доказать прокуратура. По мнению обвинителей, государственный бюджет лишился суммы, эквивалентной одному миллиону долларов, из-за того, что Ливанов якобы незаконно подрядил на работы по реконструкции здания МИСиС фирму ООО «Теплокон».

Еще один «пожар» разгорелся в обществе после публикации Дмитрия Ливанова в его микроблоге, где Министр образования и науки гневно отзывался о работе одной из сотовых компаний, используя нецензурные выражения и допустив кучу грамматических ошибок. Многие возмущались таким поведением человека, который должен быть эталоном культуры и грамотности. Пользователи в соцсетях и журналисты в СМИ ехидно вопрошали, а сможет ли сдать сам Ливанов Дмитрий ЕГЭ, которым «пытают» всех российских выпускников школ?.. Министр, в свою очередь, оправдывался и говорил, что текст для микроблога писал не он.

Имели место и другие скандалы, связанные с именем Дмитрия Ливанова. Но он упорно продолжает гнуть свою линию, невзирая на критику. Одной из последних инициатив чиновника стало решение о сокращении количества вузов в стране. По его мнению, многие заведения (особенно негосударственные) являются откровенно слабыми и не должны занимать место под солнцем, калеча умы своим студентам.

Награды и выдающиеся достижения Дмитрия Ливанова

Помимо кандидатской и докторской диссертаций Ливанов Дмитрий Викторович может похвастать и другими достижениями. Так, например, в его послужном списке более 60 публикаций научного характера (из них около 50 - в зарубежных СМИ) и авторство учебника для высших учебных заведений «Физика металлов», который увидел свет в 2006-м.

За один из циклов научных работ Ливанова, как молодого ученого, наградила золотой медалью Российская академия наук. А в 2011-м он стал обладателем правительственной премии в качестве представителя образовательной сферы.

Чем увлекается министр

Время от времени россияне задают вопрос, сколько языков знает Дмитрий Ливанов, который во многом ориентируется на Запад и ратует за ужесточение тестов при поступлении, в частности по английскому.

Конечно, к полиглотам его не отнесешь, но помимо русского министр в совершенстве владеет итальянским языком и, естественно, английским. На последнем он пишет свои научные работы для зарубежных СМИ, а также обожает читать в оригинале детективы. Вообще, данный жанр литературы - страсть Дмитрия Викторовича.

Еще он любит театр и питает страсть к экстремальным путешествиям. Так, например, многим запомнился громкий отпуск Ливанова, проведенный на Северном полюсе. Как раз тогда вся страна обсуждала жуткую историю, в ходе которой 55-летняя учительница заказала убийство своего 13-летнего ученика, не отвечавшего взаимностью к ее греховной страсти… Люди считали, что министр образования в такой позорный для страны момент должен был находиться на рабочем месте. По крайней мере, до окончания расследования. И осуждали его за отъезд.

Личная жизнь Ливанова

Чуть ли не со школьной скамьи обаятельный и привлекательный Дмитрий Ливанов считался завидным женихом. Во времена студенчества он вел бурную личную жизнь, и поговаривают, что один из романов закончился рождением ребенка. Есть информация, что мальчика назвали Константином, и что Ливанов, хоть и не сразу, но сына признал. Правда, эти сведения в официальных источниках не подтверждены. И сам министр на данную тему предпочитает не разговаривать.

Зато достоверно известно, что женат Дмитрий Викторович еще со студенческой скамьи. Но и здесь снова путаница. Согласно одним источникам, женат он не на ком-нибудь, а на дочке тогдашнего ректора МИСиС Юрия Карабасова, который, кроме того, якобы был научным руководителем Ливанова. Данный факт обозначен во многих биографических справках и вызывает досужие сплетни.

Люди с иронией говорят, что Дмитрий Ливанов, жена которого приходится дочерью столь влиятельной персоне, просто не мог не закончить успешно институт и не защитить свои диссертации. К тому же если другим для защиты требовались долгие годы, то здесь все происходило с поразительной скоростью. Естественно, никто не хочет связывать такую оперативность с одаренностью и трудолюбием будущего министра. А вот с его личной жизнью связывают охотно.

Согласно же другим источникам, супруга Ливанова Мордкович Ольга Анатольевна никакого отношения к ректору МИСиС не имеет, а все это - выдумки журналистов. Среди таких источников немаловажную роль играет и интервью самой Ольги, в котором она удивляется простодушию людей, поверивших сплетням. Ведь ни ее фамилия, ни отчество никак не связаны с господином Карабасовым.

Ну а родилась Ольга Анатольевна в 1967 году, 15 июня, и является практически полной ровесницей своего мужа. Она по специальности математик. Имеет диплом Трудится в сфере IT и даже номинировалась на национальную премию в этой сфере.

Пара воспитывает троих детей. Из них двое родных - сын и дочь, а одного мальчика Ливанов и Мордкович усыновили в годовалом возрасте. Министр образования и науки неоднократно шутил, что ему есть на ком практиковаться в плане технологий воспитания и обучения, ведь он - многодетный отец. Критикуют ли дети Ливанова Дмитрия за его эксперименты - неизвестно…

Но даже если и так, он продолжает оставаться активным и инициативным человеком, который всегда стремится только вперед и готов прорываться к звездам сквозь тернии самых дремучих скандалов.

Успешна ли политическая деятельность министра и идет ли его работа на благо страны - это решат россияне. Мы же не будем делать никаких выводов. Но в конце приведем одну народную шутку, которая гуляет в массах и пользуется большим успехом у многих граждан нашей страны.

Народная шутка

С тех пор как Ливанов стал министром образования, качество последнего повысилось в несколько раз. Более того, наше образование успешно конкурирует с европейским и американским, а иногда бывает и престижнее. Это доказано авторитетным научным исследованием, которое проводилось в Московском метрополитене. Выяснилось, что российские дипломы там продаются по более дорогой стоимости, чем их аналоги из «Кембриджа» и «Оксфорда», лежащие на соседних полках.

Фото сайта wikipedia.org

Из источников, близких к правительственным кругам, «НГ» стало известно, что бывшему главе Министерства образования и науки РФ (2012-2016) Дмитрию Ливанову уже практически гарантирована новая, - и очень важная, - должность в новом правительстве, которое будет сформировано после выборов президента России. Что это будет за должность – источники «НГ» отказались уточнить. Однако настойчиво подчеркнули, что вопрос, якобы, уже решен.

Одно из предположений, которое можно сделать, анализируя происходящие в научной сфере страны процессы, это то, что Ливанов возглавит вновь созданное Министерство науки. Такого разделения нынешнего Министерства образования и науки РФ активно сейчас добивается академическое лобби (не сильно, впрочем, авторитетное у руководства страны). Если такое назначение действительно последует, то можно будет говорить, что судьба опять сыграла злую шутку с академиками. Известно, что именно Дмитрий Ливанов был одним из идеологов реформы академической науки в России, концентрации ресурсов на научные исследования в вузах. Он железной рукой и волей проводил эту реформу. Отношения между ним и академическим сообществом явно не заладились. Это был некий аналог холодной войны.

Другой вариант будущего трудоустройства, который можно обсуждать, - Дмитрий Ливанов назначается на должность советника по науке при президенте России. Сейчас ее занимает бывший шеф Ливанова – Андрей Фурсенко. Напомним, что в 2005–2007 годах Ливанов был статс-секретарем – заместителем Министра образования и науки РФ у Фурсенко. Кстати, оба – доктора физико-математических наук. Андрей Фурсенко – 1949 года рождения, а Дмитрий Ливанов – 1967 г.р.

После своей отставки 19 августа 2016 г. с поста министра образования и науки РФ, в тот же день Дмитрий Ливанов был назначен указом Президента России на должность Специального представителя по торгово-экономическим связям с Украиной. Каких-то заметных следов деятельности Ливанова в этой должности обнаружить трудно. Однако, до сих пор в кругах чиновников, отвечающих за формирование и реализацию государственной научно-технической политики, и среди экспертов считается, что Ливанов все делал правильно на посту министра образования и науки, но зря пренебрегал общественным мнением и мало заботился о своем позитивном имидже в обществе. (Неслучайно, согласно опросу ВЦИОМ в марте 2013 года, хуже всего в Правительстве России работал именно Дмитрий Ливанов (его рейтинг составил 2,6 балла из 5 возможных.) Возможно, соответствующие коррективы Дмитрий Ливанов сделает, если он действительно вновь воскреснет на заметной государственной должности. А, может быть, окажется востребованной, как раз его «железная» воля в исполнении принятых решений.

Министром образования и науки России назначена Ольга Васильева, сотрудница администрации президента РФ. Она сменила на этой должности Дмитрия Ливанова, который возглавлял Минобрнауки с 21 мая 2012 года.

По социологическим опросам он считался одним из самых непопулярных министров. В том числе и потому, что некоторые меры, которые предпринимало министерство, были болезнено восприняты многими педагогами. Среди недостатков отмечали низкие заработки, высокие нагрузки, бумажную волокиту, отсутствие в некоторых школах условий для выполнения новых федеральных стандартов. Еще одна ощутимая сфера, где так и не удалось навести порядок, - обеспечение учебниками. По закону они должны быть бесплатными, но в некоторых регионах продолжают собирать с родителей деньги на книги.

При Дмитрии Ливанове остановилось закрытие сельских школ, многие из них получили деньги на ремонт и новые спортзалы, но нормативно-подушевое финансирование привело к тому, что классы оказались переполненными. Кроме того, добавились сложности, связанные с инклюзивом, когда от учителя требовали заниматься в одном классе и с обычным учеником, и с учеником с синдромом Дауна или аутистом. В итоге введение стандарта для инклюзивных школ пришлось отложить, и он не вступит в силу с 1 сентября 2016 года, как предполагалось.

В последнее время активно шло закрытие вузов и филиалов, которые по сути торгуют дипломами, но этот процесс был очень ощутимым для студентов, которые иногда за неделю до защиты выпускных работ узнавали, что останутся без дипломов гособразца. Не все были довольны объединениями вузов в регионах, где появляются опорные университеты. Логика недовольных понятна: если взять три плохих вуза, хороший не получится.

Наконец-то в этом году министерству и Рособрнадзору удалось провести ЕГЭ без ЧП, массовых списываний и "туризма", выросло число отличников и уменьшилось количество двоечников. Тем не менее ректоры в один голос говорят о том, что в вузы приходят слабые студенты, которые просто научились заполнять тесты и давать ответы, которые от них ждут. А экономике нужна креативная молодежь, которая мыслит не шаблонами и стандартами. Таких помогают выявлять олимпиады, список которых с каждым последующим годом сокращался.

Пожалуй, меньше всего проблем будет у Ольги Васильевой с системой дошкольного образования и инженерным направлением в вузах. Очередей в детские сады сейчас действительно нет, а технические вузы получают дополнительные средства на продвижение и развитие и показывают хорошие результаты. В том числе, в международных рейтингах.

Что касается науки, на период руководства Дмитрия Ливанова приходится радикальная реформа Российской академии наук. Впервые за 300 лет существования академии из ее состава были выведены институты и переданы в специально созданное Федеральное агентство научных организаций. Практически за все время, когда Дмитрий Ливанов возглавлял Минобрнауки, у него сложились непростые отношения с руководством РАН. Так, 24 марта 2013 года, в интервью "Эху Москвы" он назвал Российскую академию наук" неэффективной, недружелюбной к людям, которые там работают". В ответ ученые потребовали отставки министра.

Комментарий

Владимир Иванов, заместитель президента РАН:

Исполняется три года с начала реформы РАН, инициатором которой был Дмитрий Ливанов. Реформой был предусмотрен переходный период, который сейчас истекает. На общем собрании РАН была дана оценка этим реформам. Ученые отмечали, что реформа РАН пошла не по тому пути. И более того, не выполнены самые главные направления, ради которых все и затевалось. Так было декларировано, что наукой будут заниматься ученые, а академическим хозяйством чиновники ФАНО. Однако этого не произошло. Вполне очевидно, что в такой ситуации инициатор обязан уйти в отставку. Считаю, что ничего неожиданного в ней нет, так принято во всех цивилизованных странах.

Что касается нового министра, то хорошо, что Ольга Васильева работала в системе РАН. Сейчас в министерстве нет ни одного руководителя, который бы работал в научной организации. Так что придет человек, который знает специфику академической среды, а значит есть надежда, что некоторые перекосы будут поправлены.

Справка "РГ"

Ольга Юрьевна Васильева (родилась в 1960 году) - профессор истории, доктор исторических наук. Первое образование - дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры, затем окончила исторический факультет Московского педагогического института и факультет "Международные отношения" Дипломатической академии. В 1987-1990 гг училась в аспирантуре Института российской истории РАН.

В 1990 году защитила кандидатскую диссертацию

Ушедший с поста министра образования и науки Дмитрий Ливанов запомнился на Юге России скандальными реорганизациями вузов и НИИ, вызывавшими протест педагогов и ученых. «СП-Юг» вспоминает самые громкие среди них

«Украинский» могильник для чиновников?

В минувшую пятницу ушел в отставку министр образования и науки России 49-летний Дмитрий Ливанов , возглавлявший это ведомство почти четыре с половиной года (ранее, с 2005 по 2007 годы он был заместителем министра при Андрее Фурсенко ). Теперь чиновник станет спецпредставителем президента по торговым связям с Украиной — на этом посту он сменит Михаила Зурабова (также бывшего министра здравоохранения и социального развития, «автора» монетизации льгот). Похоже, что «украинское» направление становится «могильником» для непопулярных чиновников правительства России.

На место Ливанова назначена 56-летняя Ольга Васильева , ранее замглавы Управления по общественным проектам в администрации президента. У нее три высших образования: дирижер хора, историк и специалист по международным отношениям. Кандидатскую и докторскую диссертации по отечественной истории (соответственно, в 1990 и 1998 годах) она защитила на тему роли РПЦ в жизни советского общества.

Васильева регулярно выступала перед губернаторами, молодыми учителями, чиновниками на темы патриотического воспитания молодежи. В своем выступлении на молодежном форуме «Территория смыслов на Клязьме» 29 июня она рассказала, что ее приглашали выступать и в университеты других стран (в том числе и в Колумбийский университет в США).

Именно при Дмитрии Ливанове был взят курс на объединение научных и образовательных учреждений. Так, в 2012 году, вскоре после появления нового министра, на Ставрополье заработал окружной вуз, СКФУ, появившийся в результате слияния трех самостоятельных университетов — Северо-Кавказского технического, Ставропольского государственного и Пятигорского гуманитарно-технологического.

Инициатором создания СКФУ, впрочем, считается тогдашний полпред президента на Северном Кавказе, а ныне вице-премьер правительства Александр Хлопонин . Ректором СКФУ четыре года работает Алина Левитская , ранее возглавлявшая департамент воспитания и социализации детей в Минобрнауки России.

Также летом 2012 года, вскоре после назначения Ливанова, был ликвидирована Пятигорская фармацевтическая академия (ПГФА) — из автономного вуза она стала институтом в структуре Волгоградского медицинского университета (ВолГМУ). Возглавил институт приехавший из Волгограда ученый Всеволод Аджиенко , при котором в вузе стали готовить помимо фармацевтов также и медиков разных специальностей.

Реформаторы «споткнулись» на дизайнерах

При Ливанове появилась процедура мониторинга эффективности вузов, которая теперь проводится каждый год. Каждое учебное заведение оценивают по многим критериям, которые даже эксперты называют сомнительными (скажем, количество иностранных студентов).

Тем не менее, по итогам проверок только с образовательной карты Ставрополья с 2012 года исчезло огромное количество мелких некоммерческих вузов и филиалов. Самые известные среди них — это Ставропольский финансово-экономический институт (СФЭИ) и Ставропольский институт управления (СИУ), в которых обучалось около трех тысяч студентов.

В прошлом году был запрещен прием обучающихся в институт имени Владимира Чурсина и Северо-Кавказский гуманитарный институт (СКГИ), а в этом году была приостановлена аккредитация у Ставропольского университета.

Впрочем, все эти преобразования проходили тихо, не вызывая даже слабого протеста студентов. «Споткнулись» горе-реформаторы на крупнейшем творческом вузе Ставрополья — Высшей школе дизайна в Железноводске, филиал ЮФУ. Здесь учили дизайнеров, архитекторов и художников декоративно-прикладного искусства.

В прошлом году школу признали «неэффективной» по критериям ливановского министерства, что вызвало бурный протест на Кавминводах. Впрочем, чиновники в итоге переломили творческий филиал через колено: он был ликвидирован, а студентов решили перевести в Ростов. Но ясно, что далеко не всех: для многих учащихся стремительный переезд из Железноводска в другой федеральный округ оказался предприятием неподъемным.

Академия наук: все — ради прибыли

Хлебнули горя от реформ Ливанова и ученые: по настоянию министра в 2013 году была реформирована Российская академия наук (РАН), имуществом которой теперь управляет Федеральное агентство научных организаций (ФАНО). Причем реорганизация продолжается и по сей день.

Скажем, на Ставрополье в июле нынешнего года была окончательно ликвидирована Ачикулакская лесоаграрная опытная станция: из самостоятельного научного учреждения она стала филиалом агролесомелиоративного НИИ из Волгограда.

Впрочем, встречались и положительные новости. Скажем, в сентябре 2014 года на Ставрополье воссоздали легендарный Всероссийский институт овцеводства и козоводства (ВНИИОК), бездумно упраздненный еще в начале «нулевых». Ибо политика импортозамещения потребовала, чтобы на аграрном Юге выращивали новые породы мясомолочного скота. А ведь сегодня у многих племзаводов даже слово «племенной» в названии осталось лишь как дань истории…

Ну а в конце июня было принято еще одно важное решение — создать Северо-Кавказский научный селекционный центр. Он объединит усилия ученых из Ставропольского и Кабардино-Балкарского НИИ сельского хозяйства, Всероссийского НИИ кукурузы (Пятигорск), а также сети опытных станций. Заниматься здесь будут селекцией и семеноводством кукурузы, картофеля, пшеницы, ячменя, тритикале (гибрида пшеницы и ржи), сорго. Все это также нацелено только на одну сугубо утилитарную задачу — импортозамещение.

Каков же итог всех этих преобразований?! Покуда Минобрнауки под руководством Ливанова занималось решением глобальных задач, сливая и разделяя НИИ и вузы, тут напрочь забыли о простых людях — учителях и преподавателях. Тех, на ком, собственно, и зиждется образование.

Новый же министр Ольга Васильева сразу после назначения (побывав вместе с премьер-министром Дмитрием Медведевым на Всероссийском педсовете) заявила, что ее главная цель — это повысить престиж профессии педагога. Причем как морально, так и материально. И невзирая на тяготы экономического кризиса. Если это и вправду так, то новому министру можно только пожелать успехов в ее благих начинаниях.