Как выживали простые советские люди на оккупированных территориях. Чем советские женщины шокировали немецких оккупантов

Ранее мной было заявлено о том, что в перспективе планируется сделать пространный комментарий к Архипелагу ГУЛАГ А.И.Солженицына, сопоставив известные факты, взятые из альтернативных источников, с тем, что написано в книге. Задача оказалась не такой уж простой, как представлялось вначале. Вроде бы и факты подобраны, и даже сделаны заготовки, однако конечный результат даже на уровне наработок выглядит чрезмерно громоздким. По хорошему - это надо писать отдельную книгу, причем, по размеру она не будет уступать "Архипелагу", ибо каждое, даже самое спорное утверждение автора, изложенное в книге одним предложением, в комментарии можно развить до размеров целой главы. Так что если в ближайшее время в моем ЖЖ что-то по этой теме появится, это будет весьма конспективное изложение. Нижепредставленный текст можно с уверенностью отнести к наработкам комментария к книге А.И., в частности, т.3 ч.5,гл.1 "Каторга", где автором затронута тема трагедии девушек, оказавшихся в оккупации и сожительствоваших с немцами. После освобождения власть облагодетельствовала этих особ тюремными сроками - достойная награда за то, что по вине этой власти девушки, подобно другим оказавшимся в оккупации жителям, вынуждены были как-то обустраивать свою жизнь. В своем труде автор дает характеристику их мотивов:
"Прежде всего - кто они были по возрасту, когда сходились с противником не в бою, а в постелях? Уж наверное не старше тридцати лет, а то и двадцати пяти. Значит - от первых детских впечатлений они воспитаны после Октября, в советских школах и в советской идеологии! Так мы рассердились на плоды своих рук? Одним девушкам запало, как мы пятнадцать лет не уставали кричать, что нет никакой родины, что отечество есть реакционная выдумка. Другим прискучила пуританская преснятина наших собраний, митингов, демонстраций, кинематографа без поцелуев, танцев без обнимки. Третьи были покорены любезностью, галантностью, теми мелочами внешнего вида мужчины и внешних признаков ухаживания, которым никто не обучал парней наших пятилеток и комсостав фрунзенской армии. Четвертые же были просто голодны - да, примитивно голодны, то есть им нечего было жевать. А пятые, может быть, не видели другого способа спасти себя или своих родственников, не расстаться с ними".
Итак: автор дал свою характеристику, обозначил причины. И со своей стороны скажу, они охарактеризованы верно. Имею устные свидетельства о поведении юных особ в оккупации в Севастополе - картина идентична, более того - мотивация 1 в 1, как обозначено автором. Читая этот фрагмент, тотчас же вспомнил. Причем в качестве причин, заставивших пойти на близость с врагами чаще всего называлось умение немцев обходиться и голод.
Наградой за эту экзотическую форму коллаборационизма после освобождения стала высылка в отдаленные районы страны либо тюремное заключение. О том, как это происходило в Крыму, рассказывает нижеопубликованный материал:

НАТАЛЬЯ ДРЕМОВА

Проститутки на оккупированной территории

Большая часть Крыма уже была освобождена советскими войсками, шли бои за Севастополь. В это время Лаврентий Берия подписал документ о высылке с полуострова немцев, венгров, итальянцев. Последняя строчка в списке подлежащих изгнанию была такая: «разрешить выселить... 1000 проституток, проживающих на курортах и в городах Черноморского побережья». Это заработала государственная машина репрессий, давя и перемалывая судьбы женщин, переживших оккупацию на территории полуострова.
Иначе чем предательницами их не называли - тех, кто во время войны тесно общался с оккупантами. Почему они шли на это? Ну, во-первых, советской власти так и не удалось полностью ликвидировать проституцию как явление. Так что женщины, зарабатывающие на жизнь собственным телом, в условиях оккупации получили возможность беспрепятственно заниматься этим ремеслом. О размахе деятельности «ночных бабочек» можно косвенно судить по рапорту коменданта Белогорского гарнизона, в которой он приводит цифры по заболеваемости личного состава венерическими болезнями.
Другая категория женщин - это те, которых немцы принуждали к длительному сожительству, и те, кто шел на это добровольно - чтобы выжить самой, чтобы прокормить семью. Продуктов, выдаваемых по рабочим карточкам, не хватало. В семье разрешалось оставлять в месяц на одного взрослого едока 10 кг зерна (не муки!), 500 г сахару, 500 г жиров.
А еще - жизнь продолжалась. Несмотря на войну, страдания, страх и голод. Любовь между солдатом-оккупантом и местной девушкой была не такой уж редкостью. И известны случаи, когда такие отношения заканчивались законным браком. От одного брака осталась только фотография, когда-то подшитая в уголовное дело: ефрейтор-пехотинец и хорошенькая девушка с модной прической. На обороте надпись: «На память в хорошие дни Вале И. от Курта и Вали Бедуэль. 26/Х-42 г.» Про женщину с фотографии известно только то, что муж отправил ее в Германию к родным, а впоследствии ее вместе с восточными рабочими, бывшими пленными и другими русскими, оказавшимися на немецкой территории, вернули в лоно Советского Союза, «разобрались» и дали 8 лет лагерей. За любовь.
За «этих женщин» взялись сразу после отступления немецких частей. И женщины, пользовавшиеся покровительством немцев, и те, кого считали таковыми, были первыми кандидатами в жертвы «народного гнева». Рассказывают, что их забивали насмерть, прогоняли в обнаженном виде по улицам, сбрасывали в колодцы. Чуть позже, когда пошли аресты пособников оккупантов и лиц, сотрудничавших с фашистами, НКВД собрал богатый урожай среди женщин.
Не было в Уголовном кодексе такой статьи: «за интимные отношения с врагами, за любовь к врагу», поэтому сажали за пособничество, за антисоветскую агитацию, за восхваление чуждого строя, за сотрудничество с оккупационными властями. Вот цитаты из подлинных уголовных дел:
Надежда Ивановна С., 37 лет, жительница Симферополя (ул. Тургеневская, 37), медсестра детской инфекционной больницы, осуждена на 5 лет ИТЛ по статье 58-1 «б» (измена Родине).
Нина Васильевна К., 28 лет, проживающая в Симферополе на ул. Пушкинской, 16, домохозяйка, получила 3 года лагерей за то, что «была направлена немцами в Германию, вернулась в 1942 году в Крым при сомнительных обстоятельствах, стала восхвалять фашистский строй, клеветать на советскую действительность».
Александра Степановна Т., 24 лет, жительница г. Саки, признана виновной в хранении антисоветских листовок и фашистской газеты «Голос Крыма», лишена свободы на срок 1 год 9 месяцев.
Мария Михайловна С., 19 лет, керчанка, признана виновной в измене Родине. Приговорена к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества и поражением в правах на 5 лет.
Выявляли таких женщин благодаря сообщениям патриотически настроенных граждан. Не всегда они руководствовались исключительно праведным гневом. Давайте не будем сбрасывать со счетов обычные человеческие чувства: зависть к тем, кто жил при оккупантах чуть лучше, чем остальные (кстати, не намного!), неприязнь к молодой красивой соседке. Жилищный кризис в Симферополе породил практику доноса соседей на одиноких молодых женщин с целью занятия их жилплощади.
Несколько лет назад в Крым пришло трогательное письмо от Юргена Рихтера. Его отец Рихард, рядовой немецкой армии, жил во время оккупации в Симферополе. Он полюбил дочь своей квартирной хозяйки, в 1943 уже на фронте получил от нее письмо - любимая родила сына. Больше он ничего о девушке не знал почти шестьдесят лет. Слишком скудными были сведения, сообщенные старым солдатом: девушку звали Нора (то ли настоящее, то ли сокращенное имя), жила она в домике под номером 5, неподалеку от нынешнего СИЗО, работала на радио. Скорее всего, и ее постигла судьба тех, кто отбывал сроки в лагерях за «веселую жизнь», за неосторожность, за любовь к врагу.

Француженки как подруги нацистов или "Make love not war". November 11th, 2016

Как известно Франция сдалась Германии практически без боя и была оккупирована немцами на четыре года. Многие французы, в период оккупации, не только охотно сотрудничали с нацистами, но и дружили, влюблялись. В общем кутили на полную катушку. Француженки, имею ввиду. Предлагаю вам небольшую подборку любви и расплаты.

Часть первая. Любовь.

01. Примеряют форму.

02. Отдают честь.

03. А тут меняются одеждами со своими новыми друзьями.

04. Лавочка. Вино.

05. Перекур у Солдатенкафе. Женщины, видимо, сотрудницы.

06. Ну как не познакомиться с такой соблазнительной барышней.

07. От жары, влюбленных спасает бассейн.

08. А тут кажется, что сразу два нациста добиваются внимания француженки.

09. Спокойная, солнечная жизнь.

10. К чему условности, когда такое вкусное вино и ухажер.

11. Милая беседа у знаменитого "Мулен Руж".

12. А эта француженка так любила своего немецкого избранника, что в 1944 добровольно отправилась с ним в тюрьму.

13. Вечернее свидание.

14. Зимние игры в снегу.

15. В нацистском кабаре.

16. Хруст французской булки в летнем кафе.

17. Групповая фотография на память.

18. Солнце, море, песок, веселые девчата и ребята.

19. А тут где-то на озере.

Но всё рано или поздно заканчивается. Франция была освобождена и коллаборационистов ждала расплата, как от французских партизан, так и от гражданских. К тому моменту множество французских женщин не только состояли в отношениях с нацистами, но некоторые даже имели детей от немецких любовников. Наступило наказание.

Часть вторая. Расплата.

Тысячи француженок были обвинены в сотрудничестве с нацистами во время оккупации. Неприятнее всего обошлись с теми, кто имел интимные отношения с оккупантами. Как когда-то во Франции проституткам выжигали клеймо лилии, так французских коллаборационисток брили наголо и водили "Парадом позора" по городам.

01. Здесь уже всё готово.

02. В процессе.

03. А вот и "Парад позора". Зигующие француженки со свастиками возлюбленных.

04. Эту только поймали.

05. Наказание было применено не только к тем, кто спал с нацистами, но просто сотрудничал, работал на них. Поэтому возрастной состав разный.

06. Кстати, другие женщины больше всех радуются наказанию "проституток".

07. Иногда их сажали в кузов грузовика и так возили по городу. Это был несмываемый позор.

08. Интересны лица этих француженок, мне кажется они ещё не понимают, какой позор их ждёт совсем скоро.

09. Это фотография Роберта Капы. Француженка с ребенком от нацистского любовника.

10. Интересно, думали ли они, что нацисты к ним пришли навсегда?

11. Эту женщину обвинили в сотрудничестве с нацистами.

12. Незамедлительная установка клейма и пожизненного позора.

13. Француженка с ребенком от немецкого любовника. Слева видимо мать женщины.

14. "Парад позора".

15. Расплата.

16. Как ни странно, но лица не особо то и расстроенные. Мне кажется в них больше сожаления, что "нацистское приключение" закончилось.

17. Это не кровь - масло.

18. Кого-то просто проводили по городу, деревне для показа жителям и отпускали, кого-то ждала тюрьма.

19. Клеймо.

20. Бывало и раздевали догола.

21. У женщины в руках видимо фотографии подаренные возлюбленным.

22. Сейчас ей зигуется невесело.

Наверное надо высказать своё мнение.

Виноваты ли эти женщины за сотрудничество и сношение с нацистами? Безусловно да. Но я уверен под горячую руку попали и те, кто ничего подобного не совершал. Поэтому неоднозначно вот это вот всё.
А вот что точно однозначно, так это то, что те гражданские французы которые устраивали эти наказания, не имели на это никакого морального права. Ведь они сами совершенно спокойно жили под оккупационным режимом и никоим образом не сопротивлялись ему. Большинство французов. Были и партизаны конечно.
Французский фермер продававший нацистам на рынке фрукты, имел ли он право судить свою соседку спавшую с немцем? Моё твёрдое мнение - не имел ни малейшего права.

Такая вот позорная четырёхлетняя история Франции под оккупацией нацистской Германии.

Источники фотографий.

Журналист и писатель Василий Сарычев уже пятнадцать лет записывает воспоминания старожилов, фиксируя историю западного края Беларуси через их судьбы. Его новый рассказ, написанный специально для TUT.BY, посвящен советским женщинам, которых в 1941 году советская власть оставила на произвол судьбы. Во время оккупации они были вынуждены выживать, в том числе и с помощью немцев.

Василий Сарычев работает над циклом книг «В поисках утраченного времени». Как отмечает автор, это «история Европы в зеркале западнобелорусского города, которую рассказали старики, пережившие шесть властей» (Российская империя, немецкая оккупация времен Первой мировой войны, период, когда Западная Беларусь находилась в составе Польши, советская власть, немецкая оккупация времен Второй мировой войны и снова советская власть).

Сбор средств на издание новой книги Сарычева из цикла «В поисках утраченного времени» заканчивается на краудфандинговой платформе «Улей». На странице этого проекта можно ознакомиться с содержанием, изучить список подарков и поучаствовать в издании книги. Участники получат книгу в подарок уже на новогодние праздники.

TUT.BY уже публиковал Василия о невероятной судьбе простого человека, попавшего в жернова большой политики, «вежливых людях» из 1939 года и о побеге нагишом из тюрьмы. Новая история посвящена женам советских командиров.

Когда Западная Беларусь была присоединена к СССР, они приехали в нашу страну в качестве победителей. Но потом, когда их мужья отступили на восток с действующей армией, оказались никому не нужны. Как они выживали при новой власти?

Я на тебе, как на войне. Брошенные

«Пусть Сталин твой тебя кормит!»


Много лет назад, в шестидесятые, на проходной брестской фабрики был случай. Предприятие больше женское, после смены работницы лавиной спешили домой, и в давке случались конфликты. На лица не смотрели: передовица ли, депутатка — прикладывали с пролетарской прямотой.

На турникете, как в бане, все равны, и жена командира из Брестской крепости, возглавлявшая фабричный профсоюз — еще не старая, двадцати лет с войны не прошло, пережившая оккупацию — толкалась на общих основаниях. Может, задела кого — локтем или при распределении — и молодая ткачиха, слыхавшая от подруг такое, о чем не пишут в газетах, хлестнула наотмашь: «Проститутка немецкая!» — а та схватила за грудки и прохрипела: «Будь у тебя дети малые…»

Вот так в одной фразе — вся правда о войне, с множеством оттенков, от которых нас заботливо уводили.

В беседах с людьми, пережившими оккупацию, я поначалу не мог понять, когда делали ремарку «это уже после войны» — и принимались рассказывать про немцев. Для брестского обывателя военные действия мелькнули в одно утро, а дальше — другая власть, три с половиной года глубокого немецкого тыла. У разных категорий граждан — местных, восточников, поляков, евреев, украинцев, партсовработников, выбравшихся из-за проволоки пленных, командирских жен, солтысов, полицаев — у каждого была своя война. Одни пережили беду дома, где соседи, родня, где стены помогают. Совсем худо было тем, кого лихолетье застало в чужом краю.

Они приехали перед войной в «освобожденный» западный край барыньками — вчерашние девчата из русской глубинки, вытащившие счастливый билет (речь идет о событиях 1939 года, когда Западная Беларусь была присоединена к СССР. — TUT.BY). Выйти замуж за лейтенанта из дислоцированного полка означало рвануть в статусе. А тут — «освободительный поход» и вообще другой мир, где люди при встрече приподнимают край шляпы и обращаются «пане», где в магазине без записи велосипеды с чудно выгнутыми рулями, и частники коптят десяток сортов колбас, и за копейки можно взять хоть пять отрезов на платье… И все эти люди глядят на них с мужем с опаской — правильно глядят…

Нина Васильевна Петручик — к слову, двоюродная племянница Федора Маслиевича, о судьбе которого уже в главе «Вежливые люди 1939 года», вспоминала ту осень в местечке Волчин: «Жены командиров были в сапогах, ситцевых платьях в цветочек, черных жакетках под бархат и огромных белых платках. На базаре они стали покупать вышитые ночные рубахи и по неведению надевали вместо платьев…»

Может, погода была такая — я про сапоги, но по одежке встречают. Так их увидела одиннадцатилетняя девочка: очень бедный народ приехал. Люди, посмеиваясь, сбывали ночнушки, но смех смехом, а прибывшие стали хозяевами жизни в полтора предвоенных года.

Но жизнь высчитывает за случайное счастье. Именно эти женщины, с неприязнью воспринимаемые, с детьми на руках, с началом войны остались одни в чуждом мире. Из привилегированной касты вдруг превратились в парий, выбрасываемых из очередей со словами: «Пусть Сталин твой тебя кормит!».

Так было не со всеми, но было, и не нам теперь судить способы выживания, которые молодые женщины выбирали. Самым простым было найти опекуна, что согреет и детей подкормит, а где-то и защитит.

«К зданию подъезжали лимузины с немецкими офицерами и увозили молодых женщин, обитательниц этого дома»


Фото носит иллюстративный характер

Мальчишка времен оккупации Василий Прокопук, шнырявший с приятелями по городу, вспоминал, что на бывшей Московской (речь об одной из брестских улиц. — TUT.BY) можно было видеть молодиц с солдатами, прогуливавшихся в направлении крепости. Рассказчик убежден, что «спацировали» под ручку не местные девушки, которым такие ухаживания принять труднее: были родители, соседи, на глазах которых росла, церковь, наконец. Может, польки раскованнее? — «Что вы, у полек гонор! — отвечали мои респонденты. — Был случай, паненку увидели флиртующей с оккупантом — ксендз ввернул в проповедь такое…»

«Война гуляет по России, а мы такие молодые…» — три с половиной года большой срок в коротком бабьем веку. Но не это было главным мотивом — дети, их вечно голодные глаза. Бедовые мальчишки в тонкости не вникали, цедили презрительно о женщинах из бывших домов офицерского состава: «Понаходили себе…»

«В центре двора, — пишет автор, — стоял довольно экзотичный флигель, в котором жил немецкий майор, наш теперешний начальник, вместе с красивой молодой женщиной и ее маленьким ребенком. Вскоре мы узнали, что это бывшая жена советского офицера, оставленная на произвол судьбы в трагические для Красной армии дни июня 41-го года. В углу казарменного двора стояло трехэтажное кирпичное здание, заселенное брошенными семьями советских офицеров. По вечерам к зданию подъезжали лимузины с немецкими офицерами и увозили молодых женщин, обитательниц этого дома».

Ситуация допускала варианты. К примеру, не свезли ли командирских жен насильно? По словам Ивана Петровича, «это была маленькая казарма, переделанная в жилой дом, по нескольку квартир на этаже. Здесь жили молодые женщины, в большинстве с малыми детьми. Не исключено, что и до войны это был дом комсостава, где семьи застала война: я не видел охраны или каких-то примет принудительного содержания.

Не раз и не два я оказывался свидетелем, как вечером сюда подъезжали немцы: наш лагерь был через плац от этого дома. Иногда заглядывали к коменданту, другой раз прямиком. Это не был поход в бордель — они ехали к дамам. Те о визите знали, улыбались, как добрым знакомым. Обычно немцы приезжали под вечер, поднимались наверх или женщины сами выходили приодетыми, и кавалеры увозили их, можно предположить, в театр или ресторан. Застать возвращения мне не приходилось, с кем были дети, знать не могу. Но о том, что это жены командиров, в лагере знали все. Понимали, что для женщин это было средством выживания».

Вот ведь как вышло. В последние дни перед войной командиров и партсовработников, желавших вывезти семьи из города, обвиняли в паникерстве и исключали из партии — а теперь оставили женщин в пользование офицерам вермахта.

Сына звали Альбертом, пришли немцы — стал Адольфом


Фото носит иллюстративный характер

Неправильно будет утверждать, что оставленные женщины поголовно искали такой опоры, это был лишь один из способов выживания. Непопулярный, с перешагиванием черты, за которой — сплетни и колющие взгляды.

Женщины, приехавшие в Западную Беларусь с востока, чаще жили по две, по три, так легче выживать. Ходили по дальним (в ближних уже не давали) деревням, но одной милостыней не проживешь, устраивались мыть вагоны, казармы, солдатские общежития. Жене политработника из артполка немец раз подарил большую открытку, и она, чтоб украсить комнату, повесила на стену. Много лет после войны минуло, а бабоньки картинку припоминали — зорко в войну друг за дружкой поглядывали.

Жена комбата стрелкового полка, стоявшего до войны в крепости, в начале оккупации переписала маленького сына из Альберта в Адольфа, такой придумала ход, а после освобождения вновь сделала Альбертом. Другие вдовы от нее отодвинулись, отвернулись, но для матери главным было не это.

Кому-то будет ближе ее правда, кому-то — героической Веры Хоружей, настоявшей отправиться в оккупированный Витебск во главе подпольной группы, оставив в Москве младенца и маленькую дочь.

Жизнь многогранна, и пережившие оккупацию разное вспоминали. И романтически настроенную особу, выходившую из страшного здания СД явно не после пыток, и любовь немца к еврейской девушке, которую прятал до последнего и пошел за нее в штрафную роту, и работницу городских плантаций, наскоро ублажавшую солдат вермахта рядом в парке, пока ее не застрелил клиент, подхвативший нехорошую болезнь. В каждом случае было свое: где прокорм, где физиология, а где-то — чувство, любовь.

За пределами службы немцы становились галантными обеспеченными самцами. Яркая в молодости красотка Н. рассказывала: хоть за порог не выходи - клеились как клещи.

Статистика не ответит, сколько рыжих малышей появилось на свет в войну и после изгнания немцев с временно оккупированной территории, как, впрочем, и со славянской внешностью в Германии в начале 46-го… Деликатная это тема, чтобы брать глубоко, и ушли мы куда-то в сторону…

Может, зря вообще про командирских жен — хватало неприкаянных женщин всех статусов и категорий, и вели себя все по-разному. Кто-то старался скрыть свою красоту, а кто-то, напротив, обращал на пользу. Жена командира разведбатальона Анастасия Кудинова, возрастом постарше, делила кров с молоденькими напарницами, тоже потерявшими мужей в крепости. Все трое с детьми — такой сад-ясли. Стоило показаться немцам, вымазывала подруг сажей и держала подальше от окна. За себя не боялась, подруги шутили, старая наша дева… Тянули материнскую свою лямку и выживали без вражьего плеча, потом включились в борьбу.

Не они одни, многие остались верны, ждали мужей всю войну и позже. Впрочем, противопоставления — приехавшие, здешние — не вполне верны. Везде есть люди культурные и не очень, с принципами и стелющиеся, чистые и порочные. И есть в любом человеке глубины, куда лучше не заглядывать, намешала природа всяко-разного, а что проявится с большей силой — во многом зависит от обстоятельств. Так вышло, что с 22 июня 1941 года самыми обездоленными, оглушенными этими обстоятельствами оказались «восточницы».

Другого бы не упустить — причину. Как произошло, что до Смоленска и дальше пришлось бежать, оставляя оружие, склады, всю кадровую армию, а в приграничных районах — еще и жен на радость офицерам вермахта?

Потом была ярость благородная, наука ненависти в публицистическом исполнении и реальная, удесятерявшая силы в бою. Ненависть эта помогала выполнять боевые задачи, но удивительным образом не перекладывалась на прямых виновников многих страданий.

Антонина Гинзбург во время ареста, 1979 год. Источник: ru.wikipedia.org

Около 12% населения оккупированных территорий в той или иной мере сотрудничали с немецко-фашистскими захватчиками.

Педантичные немцы нашли работу для всех желающих. Мужчины могли служить в полицейских отрядах, а женщины шли посудомойками и уборщицами в солдатские и офицерские столовые. Впрочем, честным трудом зарабатывали далеко не все.

Горизонтальное предательство

К «половому» вопросу на оккупированных территориях немцы подошли со свойственной им пунктуальностью и расчетом. В крупных городах были созданы публичные дома, сами фашисты называли их «бордель-хаусами». В таких заведениях трудилось от 20 до 30 женщин, а за порядком следили солдаты тыловой службы и военная полиция. Никаких налогов или податей немецким «смотрящим» сотрудницы домов терпимости не платили, все заработанное девушки уносили домой.

В городах и деревнях при солдатских столовых организовывались комнаты для свиданий, в которых, как правило, «работали» женщины, трудившиеся тут же посудомойками и уборщицами.

Но, по наблюдениям тыловых служб вермахта, созданные публичные дома и комнаты для свиданий не справлялись с объемом работ. Напряжение в солдатской среде росло, вспыхивали ссоры, которые заканчивались смертью или ранением одного солдата и дисбатом для другого. Проблема была решена возрождением на оккупированных территориях свободной проституции.

Чтобы стать жрицей любви, женщина должна была зарегистрироваться в комендатуре, пройти медицинское освидетельствование и сообщить адрес квартиры, где она будет принимать немецких солдат. Медицинские обследования были регулярными, а заражение оккупантов венерической болезнью каралось смертной казнью. В свою очередь, немецкие солдаты имели четкое предписание: при сексуальных контактах в обязательном порядке использовать презервативы. Заражение вензаболеванием было весьма серьезным преступлением, за которое солдата или офицера разжаловали и отправляли в дисбат, что почти приравнивалось к смертному приговору.

Денег за интимные услуги славянские женщины на оккупированных территориях не брали, предпочитая натуральную оплату - консервы, буханку хлеба или шоколад. Дело было не в моральном аспекте и полном отсутствии меркантильности у сотрудниц домов терпимости, а в том, что деньги в период военных действий особой ценности не имели и кусок мыла обладал гораздо большей покупательской способностью, чем советский рубль или оккупационные рейхсмарки.

Наказали презреньем

Женщины, которые работали в немецких домах терпимости или сожительствовали с немецкими солдатами и офицерами, открыто порицались соотечественниками. После освобождения территорий сотрудницы военных борделей часто бывали биты, их стригли наголо и при любом удобном случае поливали презрением.

Кстати, местные жители освобожденных территорий очень часто писали доносы на таких женщин. Но позиция властей оказалась иной, ни одного дела за сожительство с врагом в СССР заведено не было.

«Немчиками» в Советском Союзе называли детей, которые рожали женщины от немецких захватчиков. Очень часто младенцы появлялись на свет в результате сексуального насилия, поэтому судьба их была незавидна. И дело вовсе не в строгости советских законов, а в нежелании женщин растить детей врагов и насильников. Но кто-то мирился с ситуацией и оставлял детей оккупантов в живых. Даже сейчас на территориях, захваченных немцами в период Второй мировой войны, можно встретить пожилых людей с типично немецкими чертами лица, которые родились во время войны в глухих деревнях Советского Союза.

Никаких репрессий в отношении «немчиков» или их матерей не было, что является исключением. Например, в Норвегии женщины, уличенные в сожительстве с фашистами, подвергались наказаниям и преследовались по закону. Но больше всего отличились французы. После падения фашистской империи за сожительство с немецкими солдатами и офицерами было репрессировано около 20 тысяч француженок.

Гонорар в 30 серебренников

С первого дня оккупации немцы вели активную пропаганду, выискивали людей, которые были недовольны советской властью, и склоняли их к сотрудничеству. На захваченных советских территориях издавались даже свои газеты. Естественно, журналистами в таких изданиях работали советские граждане, которые стали добровольно работать на немцев.

Вера Пирожкова и Олимпиада Полякова (Лидия Осипова ) стали сотрудничать с немцами чуть ли не с первого дня оккупации. Они были сотрудниками профашистской газеты «За Родину». Обе были недовольны советской властью, а их семьи в той или иной мере пострадали во время массовых репрессий.

Газета «За родину» — оккупационная немецкая двухцветная газета выходившая с осени 1942 года до лета 1944 года. Источник: ru.wikipedia.org

На врагов журналистки работали добровольно и всецело оправдывали любые действия своих хозяев. Даже бомбы, которые фашисты сбрасывали на советские города, они называли «освободительными».

Обе сотрудницы при приближении Красной армии эмигрировали в Германию. Никакого преследования со стороны военных или правоохранительных структур не было. Более того, Вера Пирожкова в 90-е годы вернулась в Россию.

Тонька-пулеметчица

Антонина Макарова является самой известной женщиной-предательницей Второй мировой войны. В возрасте 19 лет комсомолка Макарова оказалась в «Вяземском котле». Из окружения вместе с молодой санитаркой выходил солдат Николай Федчук . Но совместное скитание санитарки и бойца оказалось недолгим, Федчук бросил девушку, когда они добрались до его родной деревни, где у него была семья.

Дальше Антонине пришлось двигаться в одиночку. Поход комсомолки завершился на Брянщине, где ее задержал полицейский патруль печально известной «Локотской республики» (территориальное образование русских коллаборационистов). Пленница приглянулась полицаям, и они взяли ее к себе в отряд, где девушка фактически выполняла обязанности проститутки.

Как фашисты создали сеть борделей на оккупированных советских землях

На оккупированных советских землях, в том числе и в Украине, фашисты создавали для своих военных специальные бордели.


Чтобы помочь своим солдатам расслабиться, фашистское командование организовало в тылу
целую сеть домов терпимости.
waralbum.ru


В них “трудились” лишь немки и голландки, а позже из-за дефицита женщин арийской крови контингент пополнился славянками, - пишет Владимир Гинда а рубрике Архив в № 24 журнала Корреспондент от 22 июня 2012 года. Странствующие прифронтовые бордели, стационарные дома терпимости и проститутки-индивидуалки - это неизменный атрибут войн. В этом смысле Вторая мировая не стала исключением.

Педантичные немцы создали на оккупированных территориях сеть публичных домов. В них предусмотрели все - от идеологии и расового соответствия клиентов и “живого товара” до распорядка дня жриц любви и регулярных медосмотров. Начало этому сексуальному конвейеру нацистское руководство положило уже на девятый день Второй мировой войны. 9 сентября 1939 года Вильгельм Фрик, министр внутренних дел Германии, спасая войска от эпидемии изнасилований, гомосексуализма и венерических заболеваний, приказал создать бордели на оккупированных территориях. В годы войны немцы организовали более пяти сотен домов терпимости, разделенных поровну между западным и восточным фронтами.

Со второй половины 1941 года Украина на три года стала местом дислокации части этих немецких фронтовых борделей.

Постельный конвейер

Военно-полевые бордели не были выдумкой Адольфа Гитлера и его генералов. Еще в начале ХХ века, в разгар Первой мировой, у воюющих сторон были передвижные публичные дома, которые действовали в тылу боевых частей, а также стационарные “части сексуальной разгрузки”, базировавшиеся в крупных прифронтовых городах. Австрийцы, союзники немцев, даже специально организовали гражданско-дополнительный корпус, где проходили нелегкую сексуальную службу приблизительно 100 тыс. женщин. Схожую функцию в российской армии выполняли медицинские сестры.

С началом Второй мировой немецкие генералы вспомнили прежний опыт. Спасая солдат от нетрадиционных связей, венерических заболеваний, а также блюдя чистоту арийской крови, нацисты, по подсчетам историков, организовали в оккупированной Европе более 500 борделей, равномерно распределив их между Восточным фронтом и войсками на западе континента.

Причем на востоке идеологическая составляющая “бордельного дела” тревожила нацистов едва ли не больше, чем болезни, передающиеся половым путем. Так, в августе 1942-го Эрих Кох, шеф рейхскомиссариата Украина, на совещании в Ривном довольно четко очертил границы дозволенного для немецких солдат и славянского населения.

“Поведение немцев на территории рейхскомиссариата должно определяться пониманием того, что мы имеем дело с народом, неполноценным во всех отношениях. Поэтому об общении с украинцами не может быть и речи. Светское общение запрещено. За половые сношения - строжайшее наказание. Никто не смеет распускаться. Не может быть и речи, чтобы девушки на улицах Ривного ходили в шортах, использовали косметику и курили”, - заявил Кох.

Эти слова показывают, что Гитлер и его приближенные были против любых контактов своих военных с жителями оккупированных территорий. А контакты эти могли приобретать самые худшие формы.

Так, в 1941 году, ворвавшись в общежитие Львовской швейной фабрики, немецкие солдаты изнасиловали и убили 32 молодые женщины. Кроме того, пьяные немецкие военные часто ловили львовских девушек, затаскивали их в парк Костюшко и насиловали.

Чтобы пресечь волну насилия, на первых порах немцы “импортировали” в захваченную Украину публичные дома из Европы. В них трудились, как правило, немки либо девушки, происходящие из близких к арийской расе народов, - голландки и датчанки. Например, “голландский” бордель нацисты открыли в Житомире после того, как среди расквартированных в городе войск участились случаи венерических заболеваний.

В подобных “европейских” борделях работали, как правило, от пяти до 20 женщин, причем они считались служащими министерства обороны.

Все прифронтовые жрицы любви проходили строгий отбор на предмет расовой чистоты. Среди них частенько попадались немки-нацистки, работавшие даже не за деньги, а из патриотических побуждений.

Солдатам для посещения таких заведений продавали специальные талоны, в обычном случае - до пяти штук в месяц. Каждый “мандат”, дающий право на 15-минутный секс, стоил три рейхсмарки. Кроме того, талоны выдавали и бесплатно, в качестве дисциплинарного поощрения. В таком случае лимит “пять в месяц” не действовал - секс мог быть и более частым.

Женщин в домах терпимости регулярно проверял врач, а воякам перед каждым посещением заведений выдавали кусок мыла, маленькое полотенце и три презерватива.

Вскоре немцы поняли, что обойтись силами арийских проституток им не удастся. И тогда оккупационные власти стали комплектовать бордели местными женщинами.

Для славянских кадров расписали ряд строгих конкурсных требований. Претендентки обязательно должны были владеть немецким языком, а их рост, цвет волос и глаз - максимально приближаться к белокуро-голубоглазому арийскому “стандарту”.

Женщин из оккупированных народов брали на работу в дома терпимости далеко не всегда по их согласию. Кому-то предлагали отработку телом через биржи труда, которые функционировали в оккупированных городах, кого-то забирали силой. А кто-то шел на подобные крайности, спасаясь от голода.

Порой немецкие власти просто обманывали славянок. Например, в Киеве городская биржа труда одно время предлагала украинкам работу официантками. Но после двух-трех дней в офицерских столовых их насильно отправляли в офицерские же бордели.

В столице Украины тогда функционировало два подобных заведения: во Дворце пионеров - Дойче-хауз, и на Саксаганского, 72.

В Сталине, как ранее назывался Донецк, борделей тоже было два. Один из них специализировался на оказании услуг итальянским солдатам и офицерам и назывался Итальянское казино. В нем ублажали клиентов 18 девушек. Второй донецкий дом терпимости, предназначенный для немцев, располагался в старейшей гостинице города - Великобритании. Его созданием немцы озаботились в начале 1942-го: в марте в городской газете Донецкий вестник власти поместили объявление о наборе персонала и в конце концов выбрали 26 тружениц постели, в основном из числа местных жительниц.

Кем бы ни были укомплектованы дома терпимости - арийками или местными, - немцы педантично регламентировали порядок предоставления плотских утех и режим дня. Жрицы любви в прямом смысле этого слова жили по часам: в шесть утра - медосмотр, в девять - завтрак, 9:30-11:00 - выход в город, 11:00-13:00 - пребывание в гостинице, подготовка к работе; 13:00-13:30 - обед; 14:00-20:30 - обслуживание солдат и офицеров. В девять вечера полагался ужин, а после наставало время отбоя.

Союзники немецких фашистов, отдыхают в обществе украинок

ЦДАВО України

Индивидуальный подход

Кроме борделей на оккупированной территории появилась уличная проституция. Для некоторых женщин она стала единственным способом избежать голода, прокормить своих маленьких детей или больных родителей.

В одном из отчетов киевского СД - немецкой службы безопасности - за 1942 год по этому поводу говорилось: “Часто местные женщины пытаются завязать тесные отношения с немцами или же союзниками, чтобы получить от них какую-то еду”.

Не всегда дело было лишь в еде. Некоторых женщин немцы просто вынуждали к сожительству, запугивая их возможностью расстрела или шантажируя детьми и родственниками.

Свою роль в том, что немцы охотно шли на контакты со славянками, сыграла привлекательность украинских девушек. Александр Верт, военный корреспондент британской газеты The Sunday Times, в своей книге Россия в войне 1941-1945 годов приводит слова некой харьковской парикмахерши, с которой британец разговаривал после освобождения Харькова. “Некоторые офицеры прямо с ума сходили по нашим женщинам, совсем голову теряли. Но наши женщины и правда гораздо интереснее немок. Немки эти были настоящие суки”, - рассказывала Верту харьковчанка.

Украинки, по той или иной причине соглашавшиеся на сожительство с немцами, рисковали оказаться в изоляции среди соотечественников: даже если они при этом не занимались проституцией, общество все равно их осуждало.

Например, Лев Николаев, антрополог и анатом, переживший оккупацию Харькова, в своем дневнике написал о том, как одна медицинская сестра рассказала его жене, что сошлась с немцем. Германец обеспечивал ее продуктами, помогал содержать мать. Медсестра не видела в сожительстве ничего предосудительного, но сам Николаев считал, что ее поведение - проституция, пусть не за деньги, а за паек.

“О том, что немец - враг, о том, что он убивал или будет убивать красноармейцев, о том, что это - измена Родине, данная особа, конечно, не думает. Да, наряду с нашими партизанками, наряду с женщинами-героинями, спасавшими раненых красноармейцев, есть немало таких потаскух, которые продали себя немцам за немецкие подачки”, - размышляет в дневнике антрополог.

В Украине были и проститутки “в чистом” виде. В воспоминаниях краеведа Дмитрия Малакова о жизни в оккупированном Киеве можно найти упоминание о том, что в городе попадались славянские жрицы любви. Они частенько в сопровождении клиентов-немцев ходили на базар и отбирали у своих сограждан продукты питания. Излюбленным местом “обитания” таких девиц в столице в годы оккупации был Подол.

Немцы не были бы немцами, если бы не упорядочили и труд подобных индивидуалок. Оккупационные власти выдавали им разрешения на надомную работу, но только после того, как проститутки регистрировались в соответствующих списках в Отделе службы порядка и получали контрольную карточку.

Работа не прикрепленных к борделям ночных бабочек тоже подчинялась строгому регламенту. Российский историк Борис Соколов в своей книге Оккупация. Правда и мифы приводит интересный документ, изданный 19 сентября 1942 года комендантом Курска. Бумага, озаглавленная по-канцелярски прямо - Предписание для упорядочения проституции в г. Курске - содержит такие правила: “Проституцией могут заниматься только женщины, состоящие в списках проституток, имеющие контрольную карточку и регулярно проходящие осмотр у специального врача на венерические болезни. Проститутка должна при выполнении своего промысла придерживаться следующих предписаний: а) заниматься своим промыслом только в своей квартире, которая должна быть зарегистрирована ею в жилищной конторе и в Отделе службы порядка; б) прибить вывеску к своей квартире по указанию соответствующего врача на видном месте; в) не имеет права покидать свой район города; г) всякое привлечение и вербовка на улицах и в общественных местах запрещена; д) проститутка должна неукоснительно выполнять указания соответствующего врача, в особенности регулярно и точно являться в указанные сроки на обследование; е) половые сношения без резиновых предохранителей запрещены”.

В предписании также предусматривались наказания для провинившихся жриц любви. Смертью карались женщины, заражающие немцев или лиц союзных наций венерической болезнью, если они перед половым сношением знали о ней. Тому же наказанию подвергалась проститутка, имевшая сношения с немцем или лицом союзной нации без, как писалось в документе, “резинового предохранителя” и заразившая его. Полгода работ могли получить те девицы, которые занимались древнейшим ремеслом, не подав документы на внесение в список проституток.

Аналогичным образом регламентировалась индивидуальная проституция и на других оккупированных территориях.

Однако строгие наказания за заражение венерическими болезнями приводили к тому, что проститутки предпочитали не регистрироваться, занимаясь промыслом нелегально. Референт СД в Белоруссии в апреле 1943-го сокрушался: “Вначале мы устранили всех проституток с венерическими болезнями, которых только смогли задержать. Но выяснилось, что женщины, которые были раньше больны и сами сообщали об этом, позже скрылись, услышав, что мы будем плохо с ними обращаться. Эта ошибка устранена, и женщины, больные венерическими болезнями, подвергаются излечению и изолируются”.

Интересно, что от подобных методов борьбы с болезнями страдали и немцы. Соколов небезосновательно подмечает в своем исследовании, что “многие солдаты вермахта ничего не имели против того, чтобы подцепить гонорею или триппер и несколько месяцев перекантоваться в тылу, - все лучше, чем идти под пули красноармейцев и партизан”. “Получалось настоящее сочетание приятного с не очень приятным, но зато полезным”, - пишет историк.

История военных публичных домов в Украине закончилась в 1943-1944 годах, когда Красная армия изгнала с этой земли оккупантов. С жрицами любви не церемонились - если они не умудрялись спрятаться и сменить место жительства, их могли отправить в лагеря или даже расстрелять.