Кельтская музыка. Кельтские языки Группа кельты

Ансамбль музыкантов

Музыка кельтов… Большинство людей, активных любителей музыки — знакомы с термином «кельтская музыка». Популярные производные словосочетания также широко известны: это и «музыка кельтов», и «кельтские старинные песни», «народная музыка кельтов» и многое другое. Музыка кельтов, ее разновидности и особенности будут рассмотрены в этой статье.
Очень часто в общую группу музыки кельтов относят самые различные музыкальные категории — медленные мелодичные композиции с элементами народных шотландских, ирландских, бретонских напевов; электронную этническую музыку, подогнанную под популярный стиль (рок).

Иногда же это просто игра соло на инструментах, признанных у кельтов — ирландская арфа, шотландская волынка. Слушать музыку кельтов довольно приятно: этому способствует увлечение многими поклонниками жанром «фэнтези», так распространившимся в последнее время. Кстати сказать, многие литературные и музыкальные произведения отлично вписываются в этот жанр.

Немного о кельтах

Кельты

Кто они такие? Что это за народ? Откровенно говоря, настоящих кельтов давно уже нет: вымерли; однако их современные потомки проживают на землях Шотландии, Ирландии, Бретани, Галисии, Уэльса, Мэна и некоторых других. У этих народов есть много общего в языке; недаром филологи выделяют так называемую «кельтскую группу языков». Весьма сходными чертами обладает их музыка.

Справедливости ради стоит сказать, что от истинных кельтов не осталось никаких нотных записей или подобных им; археологические находки также не представляют особой исторической ценности, да и нельзя с полной уверенностью сказать, какой была музыка у кельтов и была ли она вообще. Впрочем, о музыке всех других народов, живших до нашей эры, сохранилось очень мало сведений.

Земля кельтов

Популяризация кельтов, как древнего могущественного народа, интерес к его культуре начались после того, как был сделан перевод (на многие языки) «Поэм Оссиана» Макферсона (1760-е годы). Мифические герои прижились в народном фольклоре. Поэзия Томаса Мура и проза Вальтера Скотта тоже внесли свой вклад в романтизацию «благородных и древних кельтов», от которых и происходили ирландцы. Этим они противопоставляли себя по отношению к англосаксам, которых считали грубыми невежественными варварами. Этим же, кстати, «подогревали» народ, побуждая его к вооруженной борьбе против колониального правления. Надо ли говорить, что англичане думали об ирландцах точно так же?

К концу XIX века ирландцы полностью освоили английский язык, что способствовало еще большей пропаганде кельтской истории и культуры в мире. Двуязычие Ирландии заметно повлияло на популярность ко всему «кельтскому». Поскольку английский язык, несомненно, является языком мирового общения, а большинство ирландских песен исполняются на английском, то можно понять, какую огромную аудиторию слушателей охватывает «кельтская музыка» и какова ее популярность на мировом музыкальном рынке.
Кстати, кельтскую музыку замечательно исполняет норвежско-ирландский дуэт Secret Garden. — в этой статье все подробности про известный дуэт. Там же можно послушать музыку.

Музыка кельтов — музыкальные жанры, формы, инструменты

Инструменты кельтов

Множество музыкальных жанров, содержащих кельтские мотивы, принято называть термином «келтик-фьюжн» (англ. Celtic fusion - кельтский сплав). Разновидностей довольно много:

  • келтик-панк
  • келтик-рок
  • келтик-электроник
  • келтик-джаз
  • келтик-метал
  • келтик-нью-эйдж

и др. Все они внедрены в современную музыку.
Музыкальные формы музыки кельтов включают в себя:

1. страспей

— одновременно танец/жанр, характерный для Шотландии; название взято от места появления — долины реки Спей.

2. джига

— старинный быстрый британский танец; на сегодняшний день джига — основа мелодий для ирландских и шотландских танцев.

3. баллада

— термин широкого значения; применяется как к музыке, так и литературе; баллада как песня получила большое распространение в разных странах Европы.

4. рил

— одновременно танец/ритм; получил распространение в Ирландии и Шотландии с 1750х годов.

К традиционным инструментам музыки кельтов относятся
скрипка, волынка, аккордеон, банджо, арфа, флейта и некоторые другие; кроме того, многие из перечисленных инструментов имеют свои собственные отличия.
Как уже упоминалось, потомки кельтов живут на разных землях и музыкальные традиции их сложились тогда, когда народы уже не назывались КЕЛЬТАМИ, а носили производное имя от страны (земли) проживания — ирландцы, шотландцы, бретонцы и проч. Невозможно в одной статье охватить особенности музыкальной культуры всех народов, ведущих свое происхождение от кельтов, но основные — попробуем.

Музыка кельтов — Ирландия

Наиболее распространенной, известной и почитаемой любителями «кельтской музыки» является ИРЛАНДСКАЯ музыка. Именно на ее музыкальных традициях основано множество экспериментов. Стиль пения без инструментального сопровождения — шан-нос (sean-nos - старый стиль) был в Ирландии самым древним. Арфа в Ирландии тоже была старейшим инструментом; с течением веков стали главенствовать скрипка и локтевая волынка, а в 19 веке появился аккордеон. Уже в в 1920х годах в городах Ирландии понемногу стали появляться небольшие группы музыкантов — кейли-бэнды, игравшие на вечеринках. Традиционная ирландская музыка исполнялась созданнй позже группой «Chieftains», примеру которой последовали «Planxty»и » Clannad».
Американская музыка проникла со временем и на Зеленый Остров и с ее влиянием в 1950-е годы боролись указанные группы, включая «The Dubliners».
Настоящее фолк-возрождение ирландской музыки произошло уже в середине 20 столетия, сделав ее известной и популярной во всем мире.

Кельтские мотивы в музыке Шотландии

Народные песни этой страны также имели свои особенности. Часто их пели во время работы сами рабочие. Работа шла веселее. Иногда вместо текста произносились отдельные слоги без всякого смысла (дидлинг, т. е разговорная музыка). Существовали бофи-баллады (песни фермеров). Пение сопровождалось игрой на скрипке, губных гармошках, а стук каблуками по ящикам создавал ритм.

Бретонская музыка

Местом заселения бретонцев был материк, поэтому они, в отличие от островитян шотландцев и ирландцев, были ближе к европейской культуре; народная музыка бретонцев более разнообразна и сложна. Простых джиг и рилов почти нет, а есть, например, такая му. форма, как гавот. Бретонцы выработали собственную манеру пения (кан-а-дискан), когда между поющими происходит перекличка. Народное пение дополнялось звучанием традиционной бретонской волынки в сочетании с бомбардой (предком гобоя).

Корнуоллская музыка

Мелодически она схожа с бретонской. Сближала и большая общность языков, т. к. географическое расстояние между Корнуэллом и Бретанью было небольшое, по сравнению с Лондоном, поэтому эти два народа отлично понимали друг друга и взаимодействовали в области культуры.

Фестиваль

С конца 19 и в 20 веке ассортимент музыкальных инструментов стал разнообразнее: помимо волынки и скрипки активно внедрялись арфа, банджо и аккордеон. В 21 веке музыка кельтов по-прежнему популярна, о чем свидетельствуют многочисленные музыкальные фестивали, проводимые в Галисии, на Острове Мэн, в Бретани, Ирландии и Шотландии. Особая тема — распространение кельтской музыки в России, но об этом — в следующий раз. Всемирно известный творческий дуэт Secret Garden исполняет кельтскую музыку.

А теперь — послушаем

индоевропейского происхождения, в древности на рубеже эр занимавшие обширную территорию в Западной и Центральной Европе .

Происхождение названия

Появление слова «кельтский» в английском языке произошло в XVII веке. Живущий в Оксфорде уэльский лингвист Эдвард Ллуйд обратил внимание на сходство, присущее языкам, на которых говорят в Ирландии , Шотландии , Уэльсе , Корнуолле и Бретани . Он назвал эти языки «кельтскими» - и название прижилось. Слово «кельтский» также используется для описания специфического и весьма узнаваемого орнаментального стиля со сложной иерархической структурой из разномасштабных элементов: спиралей, сплетённых лент, человеческих фигур и фантастических животных. Особый интерес представляют фрактальные построения, уникальные в мировой истории орнамента. Однако нет никаких доказательств того, что такой дизайн был придуман этнически однородной группой людей.

Видео по теме

История

Междоусобные войны, ослаблявшие кельтов, способствовали вторжению германцев с востока и римлян с юга. Германцы оттеснили часть кельтов в I веке до н. э. за Рейн . Юлий Цезарь в 58 до н. э. - 51 до н. э. овладел всей Галлией . При Августе римлянами были завоёваны области по верхнему Дунаю , северная Испания , Галатия , а при Клавдии (середина I века н. э.) - значительная часть Британии . Кельты, пожелавшие остаться на территории Римской империи, подверглись сильной романизации.

Контакты с античными цивилизациями

Кельты были одним из самых воинственных народов в Европе. Для устрашения противника перед битвой кельты издавали оглушительные вопли и трубили в боевые трубы - карниксы , раструбы которых были сделаны в виде голов животных. В 1-м тысячелетии до н. э. кельты для увеличения прочности колёс своих колесниц стали применять металлический обод. Колесо является атрибутом Тараниса , кельтского божества-громовержца.

Восточные кельты, расселённые по долине Дуная, проникли далеко на восток в 281 до н. э. во Фракию на севере Греции, греки называли их галатами .

Расселяясь, кельты смешивались с местными племенами: иберами , лигурами , иллирийцами , фракийцами , но некоторым из них длительное время удавалось сохранять свою идентичность (лингоны, бойи), что стало одной из причин их малочисленности. Так, например, в 58 году до н. э. , по данным Юлия Цезаря насчитывалось 263 000 гельветов и лишь 32 000 бойев (тут аргументация спорная, так как с бойями около 60 года до н. э. беспощадно расправился дакийский царь Буребиста). Кельты южной Франции развивались в условиях активного взаимодействия с античными городами-государствами и потому отличались наиболее высоким уровнем культуры. Вытесненные римлянами во II веке до н. э. с севера Италии (из так называемой Цизальпинской Галлии), кельты обосновались в центральной и северо-западной Чехии (это были племена бойев , от которых территория получила название Boiohaemum - родина бойев - Богемия).

Наиболее многочисленными племенами кельтов были гельветы , белги , арверны .

Следует также отметить, что кельтское происхождение арвернов по сей день под вопросом, а большая часть племенного союза белгов имела германские корни; во всяком случае, большинство специалистов рассматривают их племена как имеющие, вероятно, смешанное, германо-кельтское происхождение. Битуриги и вольки также не были исконно кельтскими племенами. Однако сама постановка вопроса о происхождении нуждается в уточнении, формулируя которое ученые приходят к выводу, что во времена миграций бронзового и железного веков пришельцы (в разные исторические периоды это могли быть кельты, германцы и другие) не столько вытесняли (или истребляли) побеждённое автохтонное население, сколько включались с ними в процесс взаимной ассимиляции, следствием которого являлось формирование новых этносов , сохранявших один из прежних этнонимов .

Поверия кельтов

Ирландское право

Самобытное национальное право, действовавшее в Ирландии с древнейших времён, было в начале XVII века отменено английским правительством и обречено на забвение, как всё, что могло напомнить ирландцам об их прежнем национальном существовании. Но в 1852 году английское правительство поручило ирландским учёным отыскать и издать памятники древнеирландского права.

Полагают, что правовые нормы, содержащиеся в Великой книге древнего закона , сложились под влиянием брегонов , приблизительно в I-м столетии нашей эры, а юридические трактаты, служащие основой сборника и предметом позднейшей глоссы , составлены в эпоху введения в Ирландии христианства , то есть в первой половине V столетия, затем несколько веков были сохраняемы устным преданием, а в VIII веке были записаны. Древнейшая дошедшая до нас рукопись относится к XIV веку. Для изучения исходных основ и эволюции первобытного индоевропейского права нет другого источника - за исключением разве законов Ману , - который превосходил бы своей важностью старинные ирландские законы. Сенхус-Мор состоит из 5 книг, из которых первые две трактуют о судопроизводстве , последние три - о воспитании детей, о различных формах аренды и об отношениях разных лиц между собой, а также к церкви.

Материалом для книги Аицилля, другого источника информации о кельтском праве, послужили два произведения, из которых одно принадлежит королю Кормаку (около 250 г. н. э.), а другое - Ценнфеладсу, жившему четырьмя столетиями позднее; рукописи её не старше XV века, но самая книга составлена гораздо раньше, а описываемые в ней учреждения относятся к отдалённейшей древности.

Дополнением к этим двум главным источникам могут служить другие памятники древнеирландской литературы, в особенности же церковные тексты - исповедь Святого Патрика, Collatio canonum hibernica и др.

Все эти памятники застают народ в состоянии родового быта, высшим проявлением которого был клан . Наряду с родовыми отношениями, а иногда и помимо них, устанавливалась путём аренды земли зависимость, аналогичная вассальным отношениям феодального строя. В основе аренды, которая, впрочем, могла быть и свободной, то есть не устанавливать зависимых отношений между съёмщиком и хозяином, лежала собственно отдача в пользование не земли, а скота (так называемый шетел, cheptel, от кельтс. chatal или chetal - скот).

Собственник по имени был в действительности только управляющим общего родового имения, обременённого повинностями в пользу семьи. Брак заключался посредством покупки жён и до введения христианства, по-видимому, мог быть совершаем на один год. Выкуп за дочь шёл в пользу отца, но при последующих браках известная часть его, которая с каждым новым браком постепенно увеличивалась (закон предусматривает 21-кратный выход замуж), обращалась в пользу дочери. Когда отца заменял брат, он получал половину того, что причиталось отцу. Когда супруги были равны как по общественному положению, так и по вкладам, внесённым ими для составления общего имущественного фонда, то жена пользовалась одинаковыми правами с мужем и один без другого не мог вступать в сделки; в случае неравного брака преимущественное значение в домашних делах принадлежит тому из супругов, кто делал вклад. Наряду с этими случаями Сенхус-Мор предусматривает ещё 7 форм брачных отношений, напоминающие собой неправильные брачные соединения, о которых говорится в законах Ману. При разлучении супругов каждый берёт свой вклад целиком, благоприобретённые же имущества распределяются между ними на основании особых правил, предусматривающих мельчайшие детали.

Существовала весьма сложная система родственных отношений, применявшаяся не только к распределению наследственных имуществ, но и к раскладке денежных штрафов, занявших место кровной мести: к платежу и получению этих штрафов родственники призывались в том же порядке, как и к наследованию. Вознаграждение за убийство свободного человека (цена крови, eric) определялось в 7 рабынь (рабыня - обычная единица ценности у кельтов) или 21 дойную корову. Кроме того, существовала ещё цена чести (enechlann), размер которой зависел от состояния и общественного положения жертвы. От родственников преступника зависело или уплатить за него, или же отказаться от него и обречь его на изгнание . Случайное убийство не освобождало от платежа вознаграждения; убийство тайное или из засады влекло за собой двойной штраф. Существовал тариф штрафов за поранения и побои. Размер вознаграждения за убытки находился в прямом отношении к званию потерпевшего и в обратном к званию нанёсшего вред. Начальной стадией процесса служил арест, который налагался истцом на имущество (скот) ответчика и вместе с тем служил обеспечением иска. Если у ответчика не было никакого имущества, то он подвергался личному задержанию и отводился к истцу с оковами на ногах и цепью на шее; истец обязан был давать ему только чашку мясного отвара в день. Если истец и ответчик принадлежали к разным племенам и арест имущества последнего был неудобоисполним, то истец мог задержать всякое лицо из племени ответчика. Заложник платил за своего соплеменника и имел к нему право обратного требования. Если путём ареста имущества нельзя было побудить ответчика явиться на суд, то дело оканчивалось поединком, условия которого установлены были обычаем и который во всяком случае происходил при свидетелях.

Суд принадлежал главе клана или народному собранию, но вообще имел характер третейский . При постановлении решения он руководился мнением брегонов (собственно brithem, затем brehon - судья), которые в языческую эпоху принадлежали к числу филе (filé - ясновидящий, пророк) - разряду жрецов, непосредственно следовавших за друидами; в Средние века они сделались наследственной корпорацией. Брегоны - это вещатели права, хранители формул и довольно сложных обрядов процесса, отличавшегося обычным в древности формализмом; в своих заключениях они не создают право, а только раскрывают и формулируют те правовые нормы, которые кроются в правовом сознании народа. Брегоны были также поэтами и стояли во главе школ, в которых путём устной передачи изучалось право вместе с правилами поэтического творчества. В языческую эпоху принадлежность брегонов к числу жрецов сообщала заключениям их религиозный авторитет, тем более, что филе приписывалось сверхъестественное могущество, способность низвести на непокорного всяческие беды. Тогда во главе сословия филе стоял так называемый олав (ollaw), соответствующий по своему положению верховному друиду галлов. И после введения христианства заключения брегонов не лишились мистического оттенка: на суде совершались разные магические действия Орегона, которые должны были вызвать сверхъестественные откровения. Затем доказательствами служили судебный поединок, присяга , ордалии , поддержка соприсяжников.

Кельтские названия в современной Европе

  • Амьен - от имени галльского племени амбианов;
  • Бельгия - от имени племени белгов;
  • Белфаст - по-кельтски «бел ферсде» - «брод песчаной отмели»;
  • Богемия (устаревшее название исторической области Чехии) - от имени племени бойев ;
  • Бретань (область во Франции) - по имени племени бриттов ;
  • Британия - то же
  • Бурж - от имени племени битуригиев;
  • Галатия (историческая область на территории современной Турции) - от греческого названия кельтов «галаты»;
  • Галисия (провинция в Испании);
  • Галиция (историческая область на территории Украины);
  • Галлия - (историческая область на территории современной Франции, Бельгии, части Швейцарии, Германии и Северной Италии);
  • Дублин - по-ирландски «чёрное озеро»;
  • Кемпер - по-бретонски «слияние рек»;
  • Кембрийские горы - от древнего самоназвания валлийцев «кимры»;
  • Лангр - от названия галльского племени лингонов;
  • Лион - «Крепость Луга», от древнего названия «Lugdunum» (Lug - галльский бог Солнца, галл. «dun» - крепость, холм);
  • Нант - от имени племени намнетов;
  • Овернь - от имени племени арвернов;
  • Париж - от названия кельтского племени паризиев ;
  • Перигор - историческая область во Франции ;
  • Пуатье - от названия племени пиктонов (пиктавов);
  • Сена (река во Франции), от галльского Sequana ;
  • Тур - от имени племени туронов;
  • Труа - от имени племени трикассов.

Современные кельтские народы

  • Ирландцы (самоназвание - ирл. Muintir na hÉireann или ирл. na hÉireannaigh , единственное число - Éireannach, название языка - An Ghaeilge, название государства - Poblacht na hÉireann (Республика Ирландия))
  • Валлийцы (самоназвание - валл. Cymry , единственное число - Cymro, название языка - Cymraeg, название страны - Cymru, название административно-территориального образования - Tywysogaeth Cymru (Княжество Уэльс))
  • Шотландцы (самоназвание - гэльск. Albannaich , название языка - Gàidhlig, название страны - Alba, название административно-территориального образования - Rìoghachd na h-Alba (Королевство Шотландия))
  • Бретонцы (самоназвание - брет. Brezhoned , название языка - Brezhoneg, название провинции - Breizh)
  • Корнцы (самоназвание - Kernowyon, название языка - Kernowek, название графства - Kernow (
0 комментариев

КЕЛЬТЫ - группа народов, говорящих на кельтских языках, населявших в древности большую часть Западной Ев-ро-пы.

Ны-не к кельтам от-но-сят-ся бре-тон-цы, гэ-лы и уэльс-цы.

Ядро кельтов сформировалось в 1-й половине I-го тысячелетия до нашей эры в бассейнах Рейна и Верхнего Дуная. Античные авторы рассматривали кельтов как общность близкородственных племён, противопоставляя их другим общностям (иберам, лигурам, германцам и др.). Наряду с термином «кельты» античные авторы употребляли название «гал-лы » (латинский - Galatae, греческий - Гαλάται).

К I веку до нашей эры название «галаты» начинает закрепляться за группой кельтов, осевших в Малой Азии, а название «кельты» - за племенами Южной и Центральной Галлии (в частности, в сочинениях Юлия Цезаря), испытавшими влияние греческой и римской цивилизаций; в противоположность этому термин «галлы» продолжает оставаться более общим. Для ряда периферийных групп кельтов античными авторами были введены также искусственные двойные названия: «кель-ти-бе-ры » (кельты Иберии - Пиренейского полуострова), «кельтолигуры» (Северо-Западная Италия), «кельтоскифы» (на Нижнем Дунае), «галлогреки» (в Малой Азии). Процесс формирования кельтов связывают с верхнерейнскими и верхнедунайскими группами ар-хео-ло-гической куль-ту-ры Галь-штат и их про-дви-же-ни-ем пре-ж-де все-го в сре-ду род-ст-вен-ных за-пад-но-галь-штат-ских пле-мён. На этой ос-но-ве фор-ми-ру-ет-ся куль-ту-ра Ла-тен, от-ра-жаю-щая кельтскую куль-ту-ру пе-рио-да т. н. ис-то-ри-че-ской (т. е. от-ра-жён-ной в гре-ко-латинских ис-точ-ни-ках) экс-пан-сии.

Согласно распространённой точке зрения, приблизительно в VII веке до нашей эры (период Гальштат С) часть кельтов проникла на Пиренейский полуостров, где образовала группу, позднее известную как кельтиберы, испытавшую сильное влияние местных племён иберов и лузитан. Заняв Северную и Центральную Испанию, они совершали военные походы в другие части Пиренейского полуострова. По-видимому, уже в VI-V веках до нашей эры кельтиберы установили торговые связи с финикийскими колониями юга Испании (Гадес, Малака) и Северной Африки (Карфаген).

Литература

  • Ка­лы­гин В. П. Эти­мо­ло­ги­че­ский сло­варь кельт­ских тео­ни­мов. М., 2006
  • Ка­лы­гин В. П., Ко­ро­лев А. А. Вве­де­ние в кельт­скую фи­ло­ло­гию. 2-е изд. М., 2006
  • Пау­элл Т. Кель­ты. М., 2004
  • Megaw J. V. S., Megaw R. Celtic art: from its beginnings to the book of Kells. L., 2001
  • Гюй­он­варх Кр.-Ж., Ле­ру Фр. Кельт­ская ци­ви­ли­за­ция. СПб., 2001
  • Drda P., Rybová A. Les Celtes en Bohême. P., 1995

Кельтская музыка - термин, используемый для обозначения совокупности музыкальных традиций народов, являющихся потомками кельтов. Современные потомки кельтов проживают на территории Ирландии, Шотландии, Мэна, Корнуолла, Бретани, Уэльса, Галисии, Астурии и Кантабрии. Синтез кельтской музыки с жанрами популярной музыки породил целое направление - келтик-фьюжн.

Традиционные музыкальные инструменты в кельтской музыке:
Скрипка
Аккордеон
Волынка
Банджо
Бойран
Концертина
Ирландская флейта
Арфа
Бузуки
Тин-Вистл
Ирландская волынка
uilleann pipes

Музыкальные формы кельтской музыки:
Баллада
Джига
Рил
Страспей
Barzaz Breiz

РАЗНОВИДНОСТИ КЕЛЬТСКОЙ МУЗЫКИ

Ирландский народный танец

1. Ирландская музыка
Самым древним стилем исполнения считается пение шан-нос (sean-nos - старый стиль). Это сложный, сильно орнаментированный стиль пения без инструментального сопровождения. Шан-нос оказал определенное влияние на инструментальную музыку, что выражается в наличии большого числа партий для солирующих инструментов в подобной музыке. Старейший инструмент ирландской музыкальной традиции - арфа, которая рассматривалась как профессиональный инструмент. В XVI веке в Ирландию попала скрипка, а к XIX-му сложилась ирландская локтевая волынка (uilleann pipes) в ее современном виде, в середине XIX века пришел аккордеон. К 1920-м годам стали появляться кейли-бэнды - группы музыкантов, игравшие на танцевальных вечерах. В 50х гг. ХХ века для борьбы с влиянием американской музыки Шон О’Риада, композитор и преподаватель, основал «Ceoltoiri Chualann», группу, посвятившую себя новому прочтению традиционной ирландской музыки. Часть ее участников позже основали «Chieftains», которые много сделали для того, чтобы представить эту музыку вниманию более широкой аудитории. Примеру «The Chieftains» последовали несколько других групп, в их числе «The Dubliners», «Planxty» и «Clannad». В 1960-70-е годы в Ирландии произошло «фолк-возрождение», благодаря которому ирландская музыка стала известна далеко за пределами Зеленого Острова.

Противостояние Англии и Шотландии находит своё отражение в содержании шотландских народных песен. Развитие шотландской фолк-музыки географически может быть поделено на Хайланд, где английское влияние было незначительным, и Лоуланд, где оно было более явным. Также распространены песни, сопровождающие различные виды работ, особенно валяние сукна, и бофи-баллады (bothy-ballads; песни фермеров). Работники играли также инструментальную музыку. В бофи-группах играли на скрипках, губных гармошках, тин-вистлах. Ритм отбивался каблуками по ящику, в котором хранился овес. Текст вообще мог не иметь никакого смысла и состоял из набора ничего не значащих слогов. Это искусство было известно как «дидлинг» или «разговорная» музыка (puirt a beul; mouth music).



3.Музыка острова Мэн
Мало что можно сказать по поводу характера музыки на острове Мэн до XV века. Существуют многочисленные резные кресты этой эпохи, на них чаще всего встречаются изображения двух музыкантов: исполнителя на луре, и арфиста. Песни этой эпохи, возможно, имели скандинавские корни, некоторые из них также похожи на ирландские и шотландские. Песня «Reeaghyn Dy Vannin» очень похожа на колыбельную с Гебридских островов. Самые ранние письменные доказательства свидетельствуют о скрипичной музыке, однако, в отличие от кельтской традиции арфа здесь не применялась. Церковная музыка XIX века является наиболее документированной мэнкской музыкой. Однако её популярность снижается к концу XX века. Народная музыка острова Мэн начала своё возрождение в конце XX века, наряду с общим возрождением мэнкского языка и культуры. После смерти в 1974 последнего носителя мэнкского языка, возрождение начинается с новой энергией.


4.Корнуоллская музыка
Корнуоллская музыка известна своим подобием бретонской музыке. Некоторые старинные песни и гимны схожи с бретонскими мелодиями. Из Корнуолла было легче попасть в Бретань, чем в Лондон. Соответственно корнский и бретонский языки взаимопонимаемы. Между этими странами происходил интенсивный культурный обмен. Корнуоллские музыканты использовали множество традиционных инструментов. Документальные источники и корнуоллская иконография предполагают, что в позднем Средневековье использовались похожий на скрипку crowd, бомбарда (рожок)(horn-pipe), волынка и арфа. К XIX столетию стали популярны бойран (crowdy crawn) и скрипка. В 1920-х активно внедрялся банджо. После 1945-го популярным стал аккордеон, в 80-х он был присоединён к инструментам народного возрождения.
Народные песни: en:Bro Goth agan Tasow, en:Camborne Hill, en:Come, all ye jolly tinner boys, en:Delkiow Sivy, en:Hail to the Homeland, The Song of the Western Men.
Известные исполнители: Бренда Вуттон (англ.), Dalla (англ.), Fisherman"s Friends (англ.), Anao Atao, Bucca, Sowena, Asteveryn, Hevva, Pyba и прочие.


5.Бретонская музыка
В отличие от островных ирландцев и шотландцев, бретонцы поселились на материке и в большей степени испытали культурное влияние европейских народов. Этим объясняется сложность и разнообразие бретонской народной музыки, в ней нет простых джиг и рилов, им скорее присущи позднесредневековые музыкальные формы, такие как гавот, например. Кан-а-дискан (kan ha diskan) - очень специфичная манера бретонского народного пения. Его суть состоит в перекличке между поющими. Характерные инструменты: биню-коз (biniou koz, традиционная бретонская волынка, использующаяся, как правило, вместе с бомбардой) и бомбарда (bombarde, старинный музыкальный инструмент, предок гобоя).


6.Уэльская музыка
Пенильон - валлийская традиция, соединяющая инструментальную музыку и поэзию: арфист играет всем известную мелодию, то время как другой музыкант импровизирует, сочиняя одновременно стихи и мелодию, переплетающуюся с мелодией первого. Пенильон дожил до XX века, хотя мастерство импровизации постепенно забывается, и теперь под пенильоном подразумевают всего лишь переплетение двух разных мелодий, одну из которых поют, а другую - играют. Наиболее популярными инструментами в Средние века были арфа, Кротта(смычковый струнный инструмент с пятью или шестью мелодическими струнами и большим числом бурдонных, вибрировавших для обеспечения длящегося аккомпанемента) и рожок pibgorn (язычковый музыкальный инструмент, состоящий из деревянной трубки и изогнутого раструба, сделанного из рога). В своё время были и волынки, но они вышли из употребления. Уэльская музыка испытала сильное влияние английской культуры. В настоящее время предпринимаются попытки по восстановлению старинных музыкальных форм и инструментов.