Отрицательные стороны информатизации образования. Положительные и отрицательные аспекты использования мультимедийных средств. Актуализация опорных знаний

Целесообразность и эффективность использования средств информатизации в общем среднем образовании

Может сложиться впечатление, что использование средств ИКТ всегда оправданно во всех областях образовательной деятельности. Безусловно, во многих случаях это именно так. Вместе с тем, информатизация образования обладает и рядом негативных аспектов. Позитивные и негативные факторы информатизации общего среднего образования необходимо знать и учитывать в практической работе каждому учителю.
Использование средств ИКТ в системе подготовки школьников приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности средней школы следующими значимыми возможностями:

  • совершенствования методов и технологий отбора и формирования содержания общего среднего образования;
  • введения и развития новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;
  • внесения изменений в обучение большинству традиционных школьных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;
  • повышения эффективности обучения школьников за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;
  • организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности учителя и ученика;
  • совершенствования механизмов управления системой общего среднего образования.

Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий для развития личности школьников. Этот процесс повышает уровень активности и реактивности обучаемого, развивает способности альтернативного мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, позволяет прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними.
Перечисленные положительные стороны использования информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании далеко не единственны. По мере изучения конкретных информационных технологий и областей информатизации образования будут описаны и другие многочисленные "плюсы" информатизации.
Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий.
В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств информатизации называют индивидуализацию обучения. Однако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение учителей и школьников, учащихся между собой, предлагая им общение в виде "диалога с компьютером". Это приводит к тому, что обучаемый, активно пользующийся живой речью, надолго замолкает при работе со средствами ИКТ. Орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

Другим существенным недостатком повсеместного использования средств ИКТ в общем среднем образовании является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.
Наибольшую трудность представляет собой переход от информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным профессиональным действиям, иначе говоря, от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т.п. к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации системы знаков. Это классическая проблема применения знаний на практике, формальных знаний, а на психологическом языке - проблема перехода от мысли, к действию.
Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения современных средств ИКТ, предоставляющие учителям и школьникам значительную свободу в поиске и использовании информации. При этом некоторые педагоги и обучаемые зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют современные телекоммуникационные средства. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения обучаемого от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура информации подвергает школьника "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала.
Колоссальные объемы информации, представляемые некоторыми средствами информатизации, такими как электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.
Более того, кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями. Когда школьнику одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию.
Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из школьных учебников стали сегодня в школе уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания школьников.


Определенную опасность таит внешнее поверхностное использование средств ИКТ и информационных ресурсов для выполнения малозначимых в общеобразовательном плане групповых и индивидуальных проектов.
Для многих обучаемых компьютер может просто остаться увлекательной игрушкой. В этой связи достаточно вспомнить "заигравшихся" школьников, которые, к сожалению, в настоящее время тоже не являются редкостью.
Средства ИКТ могут стать не только мощным средством становления и развития школьников (как личности; субъекта познания, практической деятельности, общения, самосознания), но и, наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т.п.
Во многих случаях использование средств информатизации образования неоправданно лишает школьников возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения.
И, наконец, нельзя забывать о том, что чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.
Используя средства ИКТ, учителя должны учитывать два возможных направления внедрения средств информатизации в учебный процесс. Первое из них связано с тем, что средства ИКТ включаются в учебный процесс в качестве "поддерживающих" средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы общего среднего образования. В этом случае средства ИКТ выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы учителей, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний школьников.
Внедрение средств ИКТ в рамках второго направления приводит к изменению содержания общего среднего образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения средств информатизации в отдельных школьных учебных дисциплинах. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности школьника.
Использование информационных и коммуникационных технологий будет оправданным и приведет к повышению эффективности обучения в том случае, если такое использование будет отвечать конкретным потребностям системы образования, если обучение в полном объеме без использования соответствующих средств информатизации невозможно или затруднительно. Необходимо учитывать несколько групп таких потребностей, определяемых, как в отношении собственно учебного процесса, так и в отношении других сфер деятельности учителей школ.
В первую группу можно отнести потребности, связанные с формированием у школьников определенных систем знаний . Такие потребности возникают при знакомстве с содержанием сразу нескольких дисциплин, при проведении занятий, имеющих межпредметный характер. Кроме того, они возникают при изучении элементов микро и макромиров, а также в случае необходимости изучения ряда понятий, теорий и законов, которые при традиционном обучении не могут найти требуемого опытного обоснования (изучение невесомости, знакомство с понятием бесконечность).
Вторая группа потребностей определяется необходимостью овладения школьниками репродуктивными умениями . Потребности этой группы возникают в ситуациях, связанных с вычислениями (сокращение времени, проверка и обработка результатов). Наряду с этим потребности второй группы возникают при отработке типовых умений по каждой дисциплине (определение цены деления измерительных приборов в физике, составление изомеров по углеродному скелету в химии) и при формировании общеучебных умений (общелогических - систематизации и классификации, анализа и синтеза, рефлексивных - умений планировать эксперимент, осуществлять сбор и анализ информации).
Третья группа потребностей определяется необходимостью формирования у учащихся творческих умений (главным признаком творчества является новизна полученного продукта). Такие потребности возникают при решении оптимизационных задач, в которых из ряда возможных вариантов выбирается один - наиболее рациональный с определенной точки зрения, при решении задач на выбор самого экономичного решения или наиболее оптимального варианта протекания процесса (нахождение оптимального решения не только математически, но и графически). Потребности этой группы возникают при постановке и решении задач на проверку выдвигаемых гипотез, при необходимости развития конструктивно-комбинаторных творческих умений (использование цифровых конструкторов, позволяющих собирать целое из частей, моделировать объекты и процессы). Кроме того, сюда можно отнести и потребности, вытекающие из необходимости моделирования процессов или последовательности событий, что позволяет ученику делать выводы о факторах, оказывающих влияние на протекание процессов или событий. И, наконец, к третьей группе можно отнести потребности, возникающие в ходе лабораторного эксперимента, требующего для своего проведения приборов, недоступных для конкретного учебного заведения или очень длительного (короткого) промежутка времени. При этом такой лабораторный эксперимент может проводиться в рамках педагогических измерений и также повлечь за собой необходимость использования соответствующих информационных и телекоммуникационных технологий.
Четвертая группа потребностей связана с воспитанием и необходимостью формирования у школьников определенных личностных качеств. Потребности, относимые к четвертой группе, возникают для организации моделирования, создающего возможности нравственного воспитания обучаемых через решение социальных, экологических и других проблем (анализ возможных последствий аварий, последствий применения различных технологий, позволяющий не только научить учащихся избегать подобных опасностей, но и воспитать нравственные оценки их возникновения в современном мире). Также потребности в использовании средств ИКТ образования могут возникать для формирования у школьников чувства ответственности по отношению к другим людям, по отношению к себе и собственному организму.
Все приведенные выше доводы и факторы говорят о том, что применение средств ИКТ в обучении школьников по принципу "чем больше, тем лучше" не может привести к реальному повышению эффективности системы общего среднего образования. В использовании средств информатизации образования необходим взвешенный и четко аргументированный подход.

Тема «Положительные и отрицательные числа» Класс: 6 Программа: программа основного общего образования по математике Учебник: И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, «Математика» Цель урока: Образовательная: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала по темам «Координатная прямая», «Противоположные числа», «Модуль числа». развивающая: способствовать формированию умений: обобщать, сравнивать, выделять главное, развивать математический кругозор, мышление, внимание и память. воспитательная: содействовать воспитанию интереса к математике. Предметные результаты:  развивать вычислительные навыки,  формировать умение применять изученное понятия для решения задач практического характера. Метапредметные УУД:  Познавательные – применять методы информационного поиска, декодирование, знаково­символическое моделирование;  Регулятивные ­ определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно­практической; оценивать результаты работы, анализировать собственную работу.  Коммуникативные ­ планировать учебное сотрудничество, грамотно выражать свои мысли и выслушивать мнение команды, не перебивая, принимать коллективное решение;  Личностные УУД:  развивать чувство патриотизма, совершенствовать имеющиеся знания, умения, оценивать собственную деятельность: свои достижения, инициативу, причины неудач. Тип урока: урок обобщения и систематизации. Применяемые методы, педтехнологии: дидактическая игра. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Используемые средства обучения: интерактивная доска, презентация, плакаты, раздаточный материал для работы в группах, учебник для 6 класса по математике А.Г. Мордковича. Используемые Интернет­ресурсы: 1. Стребкова Н.С. ­ http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/deystviya­s­desyatichnymi­drobyami­ 2. Ранько Е.А. Шаблон презентации. - URL: http://pedsovet.su/ Этапы урока 1. Организа­ция класса (2 мин) 2. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся (5 мин) Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Создать благоприятный психологичес­ кий настрой на работу Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Включаются в деловой ритм урока. Делают записи в тетрадях ­Здравствуйте ребята. Сегодня на урок к нам пришли гости, поприветствуйте их. Откройте тетради, запишите число Вместе с учениками определяет тему и цель урока. ­Какую тему мы с вами закончили изучать? А с какими новыми понятиями мы познакомились в этой теме? ­ А что нового научились делать? ­ Мы написали вчера к.р. Сделали работу над ошибками, проанализировали их. Но перейти сразу к новой теме нам рано. Что мы обычно Отвечают на вопросы учителя, взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Формулируют учебную проблему и тему урока. ­ называют все новые понятия темы ­ называют все новые действия ­повторяем, закрепляем знания и обобщаем материал Л: самоопределение. Р: целеполагание. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. К: постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, П: логический анализ объектов с целью выделения признаков, самостоятельное выделение­ формулирование познавательной цели. Р: выделение и осознание

делаем, когда тема подошла к концу? ­ Итак, какая тема будет сегодняшнего урока? ­ Какую цель мы поставим себе сегодня? ­А как нам достичь поставленной цели? (Слайд 2) Напоминает, как заполнять листы самооценки. 3. Актуализация. (8 мин) Актуализация опорных знаний и способов действий. Повторение теории по теме. (Слайд 3) ­Давайте проверим свои работы. Просит прочитать ответы разных учеников. ­ Оцените себя, заполните листы самооценки повторить, обобщить ­ «Положительные и отрицательные числа» ­ и систематизировать материала по этим темам ­ повторим теорию, решать упражнения Отвечают письменно на вопросы. 4.Обобщение и систематизация знаний. (10 мин) Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных Организовывает работу в парах. Задаёт вопросы. Отвечают на вопросы учителя, взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Выдвигают предположения. ­ Итак, мы отлично справились с теоретическим заданием. Поэтому готовы отправиться в путешествие в историю математики. На карточках у вас задание, расшифровав которые вы узнаете, где Выполняют задание в парах, кооперируют усилия по решению учебной задачи, осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, распределяют роли. По того, что уже пройдено. целеполагание. Л: самоопределение. П: логический анализ объектов с целью выделения признаков Р: осознание того, что уже пройдено. Л: совершенствование имеющихся знаний, умений; умение оценить собственную деятельность К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выслушивать мнение членов команды, не перебивая, принятие коллективного решения, управление поведением партнера, оценка действий партнера. П: логический анализ объектов с целью

выделения признаков. Применение метод информационного поиска, декодирование. доказательство. Р: планирование, прогнозирование. Л: совершенствование имеющихся знаний, умений; умение оценить собственную деятельность: свои достижения, инициативу, причины неудач. недостатков. впервые появились отрицательные числа. (Слайд 5) окончании выполнения задания наглядно представляют результаты работы пары. ­ Если вы верно выполнили, то получили название страны – Китай. ­ Заполняем лист самооценки. Заполняют лист самооценки. числа Отрицательные ­ появились значительно позже натуральных чисел и обыкновенных дробей. Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во II в. до н. э. Положительные числа тогда толковались как имущество, а отрицательные – как долг, недостача. Но ни египтяне, ни вавилоняне, ни древние греки отрицательных чисел не знали. Лишь в VII в. индийские математики начали широко использовать отрицательные числа, но относились к ним с некоторым недоверием. (Слайд 5­6) ­ Ребята, а где мы встречаем положительные и отрицательные числа в нашей жизни? (Слайд 8­14) ­ Выполни задание №3 и расшифруйте фамилию математика, который ввел в математический язык символы «+» и «­». (Слайд 15) ­Термометр, полюса батарейки ­ положительный и отрицательный заряды, и отрицательные герои сказок, глубина и высота над уровнем моря… Выполняют задание в парах. положительные

­ Видман. ­ Верный ответ Чешский математик Ян Видман ввёл современные знаки «+» и «–» в последнее десятилетие XVв. Заполните лист самооценки. ­ Ребята, а теперь немного подвигаемся. Встаньте ровно в проход. Если я называю отрицательное число – вы садитесь, положительное ­ встаете. ­3; 5; ­1,5; 8; 1/3; ¼; … Заполняют лист самооценки. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжать работу. ­ Последний этап – это самостоятельная работа. Выполняем в тетрадях. (Слайд 16) Выполняют самостоятельную работу по вариантам. ­ Обменялись тетрадями. Выполняем взаимопроверку. Ставим «+» если верно решено, или ничего не ставим. Сосчитайте количество «+». Поставьте оценку друг другу. Заполните листы самооценки. Поставьте итоговую оценку. Поднимите руку те, кто получил оценку 5, 4, 3? Подводятся итоги работы на уроке. ­ Какую цель мы ставили в начале урока? ­Достигли мы этой цели? ­ Поставьте себе итоговую оценку в листах самооценки. Поднимите руку, кто получил оценку 5? 4? 3? Выполняют взаимопроверку. Выставляют оценку партнеру. Заполняют лист самооценки. Отвечают на вопросы. Обучающиеся называют цели урока, умения, которые получили на уроке. Р: оценка­осознание уровня и качества усвоения; контроль Подсчитывают итоговую оценку, как среднее арифметическое, выставляют её в листах самооценки. Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что 5. Физкультминут ка (2 мин) Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся 6. Обобщение и систематизация знаний. (продолжение) (10 мин) 7. Подведение итогов (2 мин) Дать качественную оценку работы класса 8. Рефлексия (5 мин) Инициировать рефлексию детей по поводу

­ Подведём итог: что вам помогло сегодня на уроке? Что мешало? Какие темы до сих пор вызывают затруднения? ­Теперь вы готовы продолжить изучать тему «Положительные и отрицательные числа». Как вы думаете, что мы будем изучать на следующих уроках? Называет задания для домашней работы. еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; оценивать результаты работы. Л: самоопределение. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. ­Арифметические действия с положительными и отрицательными числами психоэмоцио­ нального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. 9. Информа­ ция о домашнем задании (1 мин)

Целесообразность и эффективность использования средств информатизации в общем среднем образовании

Может сложиться впечатление, что использование средств ИКТ всегда оправданно во всех областях образовательной деятельности. Безусловно, во многих случаях это именно так. Вместе с тем, информатизация образования обладает и рядом негативных аспектов. Позитивные и негативные факторы информатизации общего среднего образования необходимо знать и учитывать в практической работе каждому учителю.
+ Использование средств ИКТ в системе подготовки школьников приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности средней школы следующими значимыми возможностями:

  • совершенствование методов и технологий отбора и формирование содержания общего среднего образования;
  • введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;
  • внесение изменений в обучение большинству традиционных школьных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;
  • повышение эффективности обучения школьников за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

v свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.

v Колоссальные объемы информации, представляемые некоторыми средствами информатизации, такими как электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.

v Наибольшую трудность представляет собой переход от информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным профессиональным действиям, иначе говоря, от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т.п. к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации системы знаков. Это классическая проблема применения знаний на практике, формальных знаний, а на психологическом языке - проблема перехода от мысли, к действию.

v Кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями. Когда школьнику одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию.



v Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения современных средств ИКТ, предоставляющие учителям и школьникам значительную свободу в поиске и использовании информации. При этом некоторые педагоги и обучаемые зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют современные телекоммуникационные средства. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения обучаемого от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура информации подвергает школьника "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала.

v Срабатывает принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из школьных учебников.

v Чрезмерное увлечение ИКТ может способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т.п.

v Во многих случаях использование средств информатизации образования неоправданно лишает школьников возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения.

v чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

Используя средства ИКТ, учителя должны учитывать два возможных направления внедрения средств информатизации в учебный процесс.

1. Первое из них связано с тем, что средства ИКТ включаются в учебный процесс в качестве "поддерживающих " средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы общего среднего образования. В этом случае средства ИКТ выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы учителей, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний школьников.

2. Внедрение средств ИКТ в рамках второго направления приводит к изменению содержания общего среднего образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения средств информатизации в отдельных школьных учебных дисциплинах. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности школьника.

Положительные и отрицательные стороны использования ИКТ в школе

Может сложиться впечатление, что использование средств ИКТ всегда оправданно во всех областях образовательной деятельности. Безусловно, во многих случаях это именно так. Вместе с тем, информатизация образования обладает и рядом негативных аспектов. Позитивные и негативные факторы информатизации общего среднего образования необходимо знать и учитывать в практической работе каждому учителю.

Использование средств ИКТ в системе подготовки школьников приводит к следующим значимым возможностям:

  • совершенствование методов и технологий отбора и формирование содержания общего среднего образования;
  • введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения;
  • внесение изменений в обучение традиционных школьных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;
  • повышение эффективности обучения школьников за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;
  • организация новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменение содержания и характера деятельности учителя и ученика;
  • совершенствование механизмов управления системой общего среднего образования .

Процесс информатизации образования актуализирует разработку подходов к использованию потенциала ИКТ для развития личности школьников. Этот процесс повышает уровень активности и реактивности обучаемого, развивает способности альтернативного мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений, как учебных, так и практических задач, позволяет прогнозировать результаты принятых решений.

Реализация дидактических возможностей компьютерных технологий широки и разнообразны. Они позволяют реализовать идеи личностно-ориентированного подхода, при котором учебный материал и организация учебного процесса создают условия для раскрытия индивидуальных способностей учащихся, их творческого потенциала, их интереса и познавательной активности. Добиться этого можно посредством использования программных продуктов, образовательных электронных средств. Внедрение мультимедийных технологий в образование позволило во многом облегчают труд преподавателя, который организовывает учебный процесс таким образом, что отработка того или иного навыка может проходить как в ходе занятия, так и в неурочное время, осуществляться индивидуальный подход в обучении.

Большинство учебных заведений в данный момент оснащены современными компьютерами, но выбор и закупка программного обеспечения для них зачастую носит случайный характер. Одной из главных причин является недостаточная информированность об имеющихся на рынке программных продуктах и их особенностях .

Перечисленные положительные стороны использования ИКТ в общем среднем образовании далеко не единственны.

Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий.

В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение учителей и школьников, учащихся между собой, предлагая им общение в виде "диалога с компьютером". Другим существенным недостатком повсеместного использования средств ИКТ в общем среднем образовании является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального общения, индивидуализм.
Наибольшую трудность представляет собой переход от информации к самостоятельным профессиональным действиям.

Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения современных средств ИКТ, предоставляющие учителям и школьникам значительную свободу в поиске и использовании информации. Нелинейная структура информации подвергает школьника "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала . Колоссальные объемы информации, представляемые некоторыми средствами информатизации, такими как электронные справочники, энциклопедии, Интернет- порталы, также могут отвлекать внимание в процессе обучения. Когда школьнику одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию .

Использование Интернет ресурсов, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств, срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из школьных учебников стали сегодня в школе уже привычным фактом.

Для многих обучаемых компьютер может просто остаться увлекательной игрушкой. В этой связи достаточно вспомнить "заигравшихся" школьников, которые, к сожалению, в настоящее время тоже не являются редкостью.
Средства ИКТ могут стать не только мощным средством становления и развития школьников (как личности; субъекта познания, практической деятельности, общения, самосознания), но и, наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т.п. .

Во многих случаях использование средств ИКТ неоправданно лишает школьников возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения.

И, наконец, нельзя забывать о том, что чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.
Используя средства ИКТ, учителя должны учитывать два возможных направления внедрения средств информатизации в учебный процесс. Первое из них связано с тем, что средства ИКТ включаются в учебный процесс в качестве "поддерживающих" средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы общего среднего образования. Внедрение средств ИКТ в рамках второго направления приводит к изменению содержания общего среднего образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения средств информатизации в отдельных школьных учебных дисциплинах. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности школьника.

Использование информационных и коммуникационных технологий будет оправданным и приведет к повышению эффективности обучения в том случае, если такое использование будет отвечать конкретным потребностям системы образования, если обучение в полном объеме без использования соответствующих средств информатизации невозможно или затруднительно .

Все приведенные выше доводы и факторы говорят о том, что применение средств ИКТ в обучении школьников по принципу "чем больше, тем лучше", не может привести к реальному повышению эффективности системы общего среднего образования. В использовании средств ИКТ необходим взвешенный и четко аргументированный подход.

Список литературы:

1. Информационные революции и информационные технологии //

Информационное общество [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

2. Лукина Н.П. Информационное общество: теория и практика /

Н.П. Лукина. - Томск: Изд-во ТГУ, 2004. - 245с

3. Скворцов Л.В. Информационная культура и цельное знание:

Избранные труды / Л.В. Скворцов - М.: ИНИОН РАН, 2001. - 288с

4. Ходакова Н.П. Инновационные подходы в обучении студентов, формирующие информационную культуру будущих педагогов/ Научные исследования в образовании. - 2007. - № 4. - С. 186-188.

Гумина Ольга Михайловна, учитель начальных классов Частного образовательного учреждения «Частная общеобразовательной школа «Ступени»

Целесообразность и эффективность использования средств информатизации в общем среднем образовании

Может сложиться впечатление, что использование средств ИКТ всегда оправданно во всех областях образовательной деятельности. Безусловно, во многих случаях это именно так. Вместе с тем, информатизация образования обладает и рядом негативных аспектов. Позитивные и негативные факторы информатизации общего среднего образования необходимо знать и учитывать в практической работе каждому учителю. + Использование средств ИКТ в системе подготовки школьников приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности средней школы следующими значимыми возможностями:

    совершенствование методов и технологий отбора и формирование содержания общего среднего образования;

    введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;

    внесение изменений в обучение большинству традиционных школьных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;

    повышение эффективности обучения школьников за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

    свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.

    Колоссальные объемы информации, представляемые некоторыми средствами информатизации, такими как электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.

    Наибольшую трудность представляет собой переход от информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным профессиональным действиям, иначе говоря, от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т.п. к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации системы знаков. Это классическая проблема применения знаний на практике, формальных знаний, а на психологическом языке - проблема перехода от мысли, к действию.

    Кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями. Когда школьнику одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию.

    Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения современных средств ИКТ, предоставляющие учителям и школьникам значительную свободу в поиске и использовании информации. При этом некоторые педагоги и обучаемые зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют современные телекоммуникационные средства. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения обучаемого от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура информации подвергает школьника "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала.

    Срабатывает принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из школьных учебников.

    Чрезмерное увлечение ИКТ может способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т.п.

    Во многих случаях использование средств информатизации образования неоправданно лишает школьников возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения.

    чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

Используя средства ИКТ, учителя должны учитывать два возможных направления внедрения средств информатизации в учебный процесс.

    Первое из них связано с тем, что средства ИКТ включаются в учебный процесс в качестве "поддерживающих " средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы общего среднего образования. В этом случае средства ИКТ выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы учителей, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний школьников.

    Внедрение средств ИКТ в рамках второго направления приводит к изменению содержания общего среднего образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения средств информатизации в отдельных школьных учебных дисциплинах. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности школьника.

Информационные революции.

Исторический процесс информатизации общества точно описывается с помощью последовательности информационных революций , связанных с появлением новых для своего времени технологий . Информационная революция заключается в изменении способов и инструментов сбора, обработки, хранения и передачи информации, приводящем к увеличению объёма информации, доступной активной части населения. Таких революций шесть. Первая информационная революция заключается в появлении языка и членораздельной человеческой речи. Вторая информационная революция связана с изобретением письменности . Это изобретение позволило не только обеспечить сохранность уже накопленной человеческим обществом информации, но и повысить её достоверность, создать условия для более широкого, чем ранее, распространения информации. Третья информационная революция порождена изобретением в XV веке книгопечатания , которое многие считают одной из первых информационных технологий. Появление и развитие печатных средств массовой информации, таких как газеты и журналы, явилось результатом третьей информационной революции. Четвертая информационная революция началась в ХIХ веке. Тогда были изобретены такие средства передачи и распространения информации как телеграф , телефон, радио и телевидение . Пятая информационная революция произошла в середине XX века, когда человечество стало активно использовать вычислительную технику . Применение ЭВМ для обработки научной информации кардинальным образом изменило возможности человека по активной и эффективной обработке информации. Впервые, за всю историю развития цивилизации, человек получил высокоэффективное средство для повышения производительности интеллектуального труда. Сегодня мы являемся свидетелями шестой информационной революции связанной с появлением глобальных телекоммуникационных компьютерных сетей и их интеграцией с технологиями мультимедиа и виртуальной реальности . Шесть информационных революций изменили общество. Налицо развитие и распространение информации и информационных технологий, что позволяет говорить о наличии процессов информатизации. Информатизация оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. Очевидный прогресс в области информационных технологий повлек за собой появление в научных и научно-популярных изданиях термина "информационное общество" . Некоторые ученые под информационным понимают общество, в котором главным продуктом производства являются знания. Использование такого показателя как количество накопленных человечеством знаний в качестве критерия для присвоения обществу статуса информационного общества оправдано, поскольку по некоторым оценкам, с начала нашей эры первое удвоение накопленных человечеством знаний произошло к 1750 году, второе - к началу ХХ века, третье - уже к 1950 году. Начиная с 1950 года, общий объем знаний в мире удваивался каждые 10 лет, с 1970 года - каждые 5 лет, а с 1991 года - ежегодно. Это означает, что на сегодняшний день объем знаний в мире увеличился более чем в 250 тысяч раз.

Исторически информатизация образования, являясь неотъемлемой частью информатизации общества, осуществляется по двум основным направлениям: управляемому и неуправляемому . Управляемая информатизация образования имеет характер организованного процесса и поддерживается материальными ресурсами. В ее основе лежат обоснованные общепризнанные концепции и программы. Неуправляемая информатизация образования реализуется снизу по инициативе работников системы образования и охватывает наиболее актуальные сферы образовательной деятельности и предметные области.