Персоны (5). Деятельность до зачисления в отряд космонавтов

Набор открыток "Летчики-космонавты СССР"
Издательство «Плакат». Москва, 1982 г.
А-08632-82 Изд. № 10р-1132. 1223211. Ц. 5 коп.
Т. 360 000 экэ.


Герой Советского Союза

ГАГАРИН ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ


Член КПСС с 1960 года. Депутат Верховного Совета СССР 6- го и 7-го созывов. Почетный член Международной академии по астронавтике и исследованию космического пространства. Родился 9 марта 1934 года в городе Гжатске Смоленской области.
12 апреля 1961 года выполнил первый в мире космический полет на корабле-спутнике «Восток»: облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на Землю.
27 марта 1968 года погиб при выполнении тренировочного полета на самолете. Похоронен на Красной площади в Москве. Имя Гагарина Ю.А. присвоено Краснознаменной ордена Кутузова Военно-воздушной академии в Монино. Его родина - город Гжатск переименован ныне в город Гагарин.
Именем Гагарина Ю.А. назван кратер на обратной стороне Луны и научно-исследовательский корабль АН СССР.


Герой Советского Союза

БЕЛЯЕВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник.
Член КПСС с 1949 года.
Родился 26 июня 1925 года в селе Челищево Вологодской области.
Полет в космос совершил 18-19 марта 1965 года совместно с Леоновым А.А. в качестве командира космического корабля «Восход-2». В ходе полета впервые в истории космонавтики выполнен выход космонавта Леонова А. А. из кабины космического корабля в открытый космос.
Впервые осуществлен спуск космического корабля с орбиты с использованием ручной системы управления. Программа полета была выполнена полностью.
Беляев П.И. умер 10 января 1970 года. Именем Беляева П.И. назван научно-исследовательский корабль АН СССР.


Дважды Герой Советского Союза

ШАТАЛОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, генерал-лейтенант авиации, кандидат технических наук.
Член КПСС с 1953 года.
Родился 8 декабря 1927 года в городе Петропавловске Северо-Казахстанской области. Первый полет в космос совершил 14-17 января 1969 года в качестве командира космического корабля «Союз-4».
В полете впервые были выполнены ручная стыковка кораблей «Союз-4» и «Союз-5» и таким образом создана экспериментальная космическая станция, переход через открытый космос космонавтов Елисеева А.С. и Хрунова Е.В. из корабля «Союз-5» в корабль «Союз-4».
Второй полет в космос совершил 13-18октября 1969 года совместно с Елисеевым А.С. в качестве командира космического корабля «Союз-8». Это был групповой полет трех советских космических кораблей: «Союз-6», «Союз-7», «Союз-8».
Третий полет в космос совершил 23-25 апреля 1971 года в качестве командира космического корабля «Союз-10» совместно с Елисеевым А.С. и Рукавишниковым Н.Н.


Дважды Герой Советского Союза

ЛЕОНОВ АЛЕКСЕЙ АРХИПОВИЧ

Член КПСС с 1957 года.
Родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Кемеровской области.
Первый полет в космос совершил 18-19 марта 1965 года совместно с Беляевым П.И. в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2».
Впервые в мире Леонов А. А. вышел из кабины космического корабля в открытый космос и выполнил ряд экспериментов вне корабля. Второй космический полет совершил 15-21 июля 1975 года совместно с Кубасовым В.Н. на космическом корабле «Союз-19». Это был первый в мире совместный полет советского космического корабля «Союз» и американского «Аполлон».


Дважды Герой Советского Союза

ФИЛИПЧЕНКО АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации. Член КПСС с 1952 года.
Родился 26 февраля 1928 года в поселке Давыдовка Воронежской области.
Первый полет в космос совершил совместно с
Волковым В.Н.и Горбатко В.В. 12-17 октября 1969 года в качестве командира космического корабля «Союз-7».
Второй полет в космос совершил 2-8 декабря 1974 года совместно с Рукавишниковым Н.Н. в качестве командира космического корабля «Союз-16». Полет выполнялся в плане подготовки к совместному советско- американскому полету по программе ЭПАС. В полете проведены испытания модифицированных систем корабля и дано заключение о возможности их использования при выполнении совместного советско- американского полета.


Герой Советского Союза

ДОБРОВОЛЬСКИЙ ГЕОРГИЙ ТИМОФЕЕВИЧ

Летчик-космонавт СССР, подполковник. Член КПСС с 1954 года.
Родился 1 июня 1928 года в городе Одессе. Совершил космический полет 6-30 июня 1971 года в качестве командира космического корабля «Союз-11» и орбитальной станции «Салют» совместно с Волковым В.Н. и Пацаевым В.И.
Космический корабль «Союз-11» успешно состыковался с орбитальной станцией «Салют».
Экипаж через систему внутреннего перехода перешел в первую в мире орбитальную станцию, в ходе полета всесторонне проверил работоспособность ее систем, произвел испытания всего оборудования станции. Программа полета была выполнена полностью. При спуске с орбиты вследствие разгерметизации спускаемого аппарата экипаж погиб. Добровольскому Георгию Тимофеевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Именем Добровольского Г.Т. назван научно- исследовательский корабль АН СССР.


Герой Советского Союза

ДЕМИН ЛЕВ СТЕПАНОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник-инженер, кандидат технических наук. Член КПСС с 1956 года.
Родился И января 1926 года в Москве. Совершил космический полет 26-28 августа 1974 года совместно с Сарафановым Г.В. в качестве бортинженера космического корабля «Союз-15».
Во время двухсуточного полета экипаж проводил научно-технические эксперименты, отрабатывал маневрирование и сближение с орбитальной станцией «Салют-3» в различных режимах полета.



Герой Советского Союза
КИЗИМ ЛЕОНИД ДЕНИСОВИЧ
Летчик-космонавт СССР, полковник.
Член КПСС с 1966 года.
Родился 5 августа 1941 года в городе Красный Лиман Донецкой области.
Космический полет совершил 27 ноября - 10 декабря 1980 года совместно с Макаровым О.Г. и Стрекаловым Г.М. в качестве командира экипажа на корабле «Союз Т-3» и орбитальной станции «Салют-6».
Это был первый испытательный полет корабля серии «Союз Т» в трехместном варианте.
В ходе полета проведены испытания бортовых систем и элементов конструкции усовершенствованного транспортного корабля «Союз Т-3» в различных режимах полета, выполнен ряд сложных профилактических работ, проведены эксперименты по космическому материаловедению, медико-биологические исследования.
Работа, выполненная космонавтами на станции «Салют-6», открывает новые перспективы в развитии обслуживаемых долговременных орбитальных комплексов и повышении эффективности их использования в интересах науки и народного хозяйства.


Герой Советского Союза

САРАФАНОВ ГЕННАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник.
Член КПСС с 1963 года.
Родился I января 1942 года в селе Синенькие Саратовской области.
Совершил космический полет 26-28 августа 1974 года совместно с Деминым Л.С. в качестве командира космического корабля «Союз-15». Во время двухсуточного полета экипаж проводил научно-технические эксперименты, отрабатывал маневрирование и сближение с орбитальной станцией «Салют-3» в различных режимах полета.
При возвращении на Землю впервые отработаны методы и средства поиска и эвакуации экипажа космического корабля, совершившего посадку в ночных условиях.


Герой Советского Союза

ЖОЛОБОВ ВИТАЛИИ МИХАЙЛОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник-инженер.
Член КПСС с 1966 года.
Родился 18 июня 1937 года в селе Збурьевка Херсонской области. Космический полет совершил с 6 июля по 24 августа 1976 года совместно с Волыновым Б. В. в качестве бортинженера космического корабля «Союз-21» и орбитальной станции «Салют-5».
За время космического полета получена обширная и ценная научная информация о физических характеристиках атмосферы
Земли и Солнца. На борту орбитальной станции проведены исследования, показавшие, как протекают различные физические процессы и
технологические операции в условиях невесомости. Проведены исследования реакции организма человека на действие факторов длительного космического полета.


Дважды Герой Советского Союза

КЛИМУК ПЕТР ИЛЬИЧ

Летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации.
Член КПСС с 1963 года.
Родился 10 июля 1942 года в деревне Комаровка Брестской области.
Первый полет в космос совершил в качестве командира экипажа на космическом корабле «Союз-13» совместно с Лебедевым В.В. 18-26 декабря 1973 года. В полете осуществлены ценные научные наблюдения с помощью системы телескопов «Орион-2».
Второй полет в космос совершил с 24 мая по 26 июля 1975 года совместно с Севастьяновым В.И. в качестве командира космического корабля «Союз-18».
Третий полет в космос выполнил с 27 июня по 5 июля 1978 года в качестве командира международного экипажа совместно с космонавтом-исследователем гражданином Польской Народной Республики Гермашевским Мирославом на корабле «Союз-30» и орбитальной станции «Салют-6».


Дважды Герой Советского Союза

МАКАРОВ ОЛЕГ ГРИГОРЬЕВИЧ

Летчик-космонавт СССР, кандидат технических наук. Член КПСС с 1961 года. Родился 6 января 1933 года в поселке Удомля Калининской области.
Первый полет в космос совершил 27-29 сентября 1973 года совместно с Лазаревым В. Г. в качестве бортинженера на космическом корабле «Со юз-12».
Второй полет в космос совершил 10-16 января 1978 года совместно с Джанибековым В.А. в качестве бортинженера космического корабля «Союз-27».

Третий полет в космос выполнил с 27 ноября по 10 декабря 1980 года в качестве бортинженера корабля «Союз Т-3» и станции «Салют-6» совместно с командиром экипажа Кизимом Л.Д. и космонавтом-исследователем Стрекаловым Г.М. Это был первый полет корабля серии «Союз Т» в трехместном варианте.


Дважды Герой Советского Союза

КУБАСОВ ВАЛЕРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Летчик-космонавт СССР, кандидат технических наук.
Член КПСС с 1968 года.
Родился 7 января 1935 года в городе Вязники Владимирской области.
Первый полете космос совершил 11-16 октября 1969 года совместно с Шониным Г.С. в качестве бортинженера космического корабля «Союз-6».
Полет проходил одновременно с полетом космических кораблей «Союз-7» и «Союз-8». Второй космический полет совершил 15-21 июля 1975 года совместно с Леоновым А. А. в качестве бортинженера космического корабля «Союз-19».
Это был первый в мире международный полет, в котором участвовали советский космический корабль «Союз» и американский корабль «Аполлон».
Третий полет в космос выполнил в качестве командира интернационального экипажа совместно с космонавтом-исследователем гражданином Венгерской Народной Республики Берталаном Фаркашем с 26 мая по 3 июня 1980 года на космическом комплексе «Союз-36» - «Салют-6».


Дважды Герой Советского Союза

ВОЛЫНОВ БОРИС ВАЛЕНТИНОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник.
Член КПСС с 1958 года.
Родился 18 декабря 1934 года в городе Иркутске. Первый полет в космос совершил 15-18 января 1969 года в качестве командира космического корабля «Союз-5» совместно с Елисеевым А.С. и Хруновым Е.В. Космонавты Елисеев А.С. и Хрунов Е.В. впервые в мире перешли через открытый космос в корабль «Союз-4», на котором и совершили посадку.
Второй полет в космос совершил с 6 июля по 24 августа 1976 года совместно с Жолобовым В.М. на космическом корабле «Союз-21» и орбитальной станции «Салют-5».
За время космического полета получена обширная и ценная научная информация о физических характеристиках атмосферы Земли.


Дважды Герой Советского Союза

КОМАРОВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник-инженер. Член КПСС с 1952 года.
Родился 16 марта 1927 года в Москве. Первый полет в космос совершил 12-13 октября 1964 года совместно с Феоктистовым К.П. и Егоровым Б. Б. в качестве командира многоместного космического корабля «Восходо. Второй полет в космос совершил 23-24 апреля 1967 года на космическом корабле «Союз-1». В ходе испытательного полета полностью выполнена программа отработки систем нового корабля, проведены запланированные научные эксперименты.
При возвращении на Землю из-за нерасчетной работы парашютной системы корабль снижался с большой скоростью, что привело к гибели космонавта.
Комарову Владимиру Михайловичу посмертно присвоено второе звание Героя Советского Союза. Именем Комарова В.М. назван научно- исследовательский корабль АН СССР.


Дважды Герой Советского Союза

НИКОЛАЕВ АНДРИЯН ГРИГОРЬЕВИЧ

Летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации, кандидат технических наук.
Член КПСС с 1957 года.
Родился 5 сентября 1929 года в деревне Шоршелы Чувашской АССР.
Первый полет в космос совершил 11-15 августа 1962 года на космическом корабле «Восток-3». Это был первый в истории освоения космоса групповой многосуточный полет. Он проходил одновременно с полетом корабля «Восток-4», пилотируемого Поповичем П.Р.
В ходе полета получены ценные сведения, показывающие, какое влияние оказывает состояние невесомости в течение продолжительного времени в одинаковых условиях эксперимента на разные организмы. Второй полет в космос совершил 1-19 июня 1970 года в качестве командира космического корабля «Союз-9» совместно с Севастьяновым В.И.
Это был самый длительный автономный полет пилотируемого корабля типа «Союз».


Дважды Герой Советского Союза

ПОПОВИЧ ПАВЕЛ РОМАНОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации, кандидат технических наук.
Член КПСС с 1957 года.
Родился 5 октября 1930 года в поселке Узин Киевской области.
Первый полет в космос совершил 12-15 августа 1962 года на космическом корабле «Восток-4». Полет проходил одновременно с полетом корабля «Восток-3».
Это был первый в истории освоения космоса групповой многосуточный полет.
Второй полет в космос совершил 3-19 июля 1974 года совместно с Артюхиным Ю.П. на космическом корабле «Союз-14» и орбитальной станции «Салют-3».
На борту орбитальной станции экипаж провел многочисленные эксперименты и наблюдения, имеющие большое значение для решения многих проблем науки, техники, народного хозяйства.


Дважды Герой Советского Союза

БЫКОВСКИЙ ВАЛЕРИЙ ФЕДОРОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник, кандидат технических наук. Член КПСС с 1963 года. Родился 2 августа 1934 года в городе Павловский Посад Московской области. Первый полет в космос совершил 14-19 июня 1963 года на корабле «Восток-5». Полет проходил одновременно с полетом космического корабля «Восток-6», пилотируемого Терешковой В.В.
Второй полет в космос совершил 15-23 сентября 1976 года в качестве командира космического корабля «Союз-22» совместно с Аксеновым В.В.
Третий полет в космос выполнил с 26 августа по 3 сентября 1978 года в качестве командира международного экипажа с космонавтом- исследователем гражданином Германской Демократической Республики Йеном Зигмундом на корабле «Союз-31».


Дважды Герой Советского Союза

БЕРЕГОВОЙ ГЕОРГИЙ ТИМОФЕЕВИЧ

Летчик-космонавт СССР, заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-лейтенант авиации, кандидат психологических наук. Член КПСС с 1943 года.
Родился 15апреля 1921 года в селе Федоров ка Полтавской области.
Космический полет совершил 26-30 октября 1968 года на космическом корабле «Союз-3». Во время полета осуществлено многократное маневрирование корабля на орбите и его друкратное сближение с беспилотным космическим кораблем «Союз-2». Проведены ряд технических экспериментов по отработке систем и оборудования корабля «Союз», а также наблюдения в целях изучения околоземного космического пространства.


Дважды Герой Советского Союза

ДЖАНИБЕКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник.
Член КПСС с 1970 года.
Родился 13 мая 1942 года в поселке Искандар Ташкентской области.
Первый космический полет совершил 10-16 января 1978 года совместно с Макаровым О.Г. в качестве командира экипажа космического корабля «Союз-27».
Впервые в истории космонавтики на околоземной орбите был создан пилотируемый научно-исследовательский комплекс, состоящий из орбитальной станции и двух космических кораблей: «Союз-26» и «Союз-27».
Второй космический полет совершил 22-30 марта 1981 года в качестве командира международного экипажа совместно с космонавтом-исследователем гражданином Монгольской Народной Республики Жугдердемидийном Гуррагчей на космическом корабле «Союз-39» и орбитальной станции «Салют-6».


Герой Советского Союза

ТИТОВ ГЕРМАН СТЕПАНОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, генерал-лейтенант авиации, кандидат военных наук.
Член КПСС с 1961 года.
Родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино Алтайского края.
При подготовке к выполнению первого в мире полета человека в космическое пространство был дублером космонавта-1 - Гагарина Ю.А. Космический полет совершил 6-7 августа 1961 года на корабле-спутнике «Восток-2».
Это был первый в мире многовитковый полет: за 25 часов 11 минут «Восток-2» совершил свыше 17 витков вокруг Земли, пролетев расстояние 703 143 километра.
Полет позволил оценить влияние фактора невесомости на человеческий организм и его работоспособность в течение суточного пребывания в космическом пространстве.


Дважды Герой Советского Союза

РЮМИН ВАЛЕРИЙ ВИКТОРОВИЧ

Летчик-космонавт СССР. Член КПСС с 1972 года.
Родился 16 августа 1939 года в Комсомольске- на-Амуре.
Космический полет совершил 9-11 октября 1977 года совместно с Коваленком В.В. в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз-25».
Второй полет в космос совершил с 25 февраля по 19 августа 1979 года совместно с Ляховым В.А. в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз-32» и орбитальной станции «Салют-6». В ходе полета экипажем выполнен большой объем научно-технических, медико¬биологических экспериментов и исследований. На заключительном этапе полета экипаж осуществил выход в открытый космос. Третий полет в космос выполнил с 9апреля по 11 октября 1980 года в качестве бортинженера космического комплекса «Союз-35» - «Салют-6» совместно с Поповым Л.И.
В ходе 185-суточного полета проведен большой объем различных исследований, экспериментов, а также ремонтно-восстановительных работ.

ЦИТАТЫ:
«Есть хобби, которое можно было бы заключить в кавычки, основываясь на том, что достаточно плотный был график подготовки. Вот это время я решил посвятить воспитанию своего сына.»
«Дай бог нам и всем ребятам, которые сейчас на борту, чтобы была работа, чтобы был аппетит.»
«Когда смотришь на Землю просто невооруженным глазом, практически ничего не видно. И это здорово. Земля по-прежнему еще та планета, на которой можно жить. Но, если берем объектив фотоаппарата, уже наблюдаем локальные негативные моменты: нефтяные пятна, например.»

ИНТЕРВЬЮ:

Слушать интервью

Минаев: Утреца всем добрейшего, друзья дорогие! На Ретро FM продолжает традиционная космическая неделя, посвященная грядущему дню космонавтики. У нас снова в студии гость. Гость космический, это герой России, космонавт Сергей Ревин. Доброе утро!

Ветрова: Здравствуйте!

Сергей: Доброе утро.

Дима: Ну и сразу вопрос…

Минаев и Ветрова: Подожди, подожди!

Минаев: Поздравляем вас с наступающим Днем космонавтики! Естественно, всего хорошего и всего космического!

Сергей: Спасибо!

Дима: Пока у вас за плечами только один полет, но зато какой! 125 суток, если не ошибаюсь. Когда следующий?

Сергей: Надеюсь, на лучшее. Пока что, ждем очереди. 2016-й год уже распланирован. Но, надеемся, может быть, на последующие годы.

Минаев: А вы в расслабленном состоянии ждете? Или не дают расслабиться?

Сергей: Напряженно, я бы даже сказал.

Минаев: Даже так?

Сергей: Это напряжение связано больше с функцией нашего космического отряда, мы работаем постоянно с ребятами, с молодежью. Постоянно в разъездах. Это традиция, которую заложил Алексей Юрьевич Гагарин. Поэтому мы следуем по его стопам. Сейчас я после полета защитил педагогическую диссертацию.

Минаев: Так вы еще и педагог теперь получается? Со званием.

Ветрова: А у вас бывает какой-нибудь отпуск нормальный, чтобы ничего не делать? Четыре недели, две недели хотя бы?

Сергей: Отпуск у нас большой, на самом деле. Но все равно что-то хочется делать.

Минаев: А хобби? Марки, может, коллекционируете? Рассматриваете их весь отпуск в течение месяца?

Ветрова: Саш, ну что ты по себе всех судишь?

Сергей: Есть хобби, которое можно было бы заключить в кавычки, основываясь на том, что достаточно плотный был график подготовки. И после полета было несколько плотненько. Вот это время я решил посвятить воспитанию своего сына.

Ветрова: А сколько ему?

Сергей: Ну, уже большой, 14.

Ветрова: Ого!

Сергей: Боюсь опоздать, поэтому усилил свое воздействие.

Дима: Курит?

Сергей: Нет, он спортсмен пока что.

Ветрова: Привет ему большой.

Минаев: Какой вид спорта?

Сергей: Теннис.

Минаев: Ну что ж, теннисисты зарабатывают неплохо. Побольше космонавтов, наверное!

Сергей: Мы пока тратим. Пока вкладываем.

Минаев: Правильно. Вы говорили, что ждали первого полета 16 лет. Скажите, если бы не случилось этого, насколько бы хватило вашего терпения? У вас какая-то планка была поставлена? Например, 20 лет – и все – ухожу в монастырь!

Сергей: Единственная планка – это здоровье.

Минаев: Получается, ждали бы тогда бесконечно.

Сергей: Пока бы не состарился, во всяком случае.

Минаев: Вы говорили, во время полета распорядок не такой плотный существует. Там обязательный пункт – это прием пищи. А если нет аппетита, все равно нужно через силу есть? Контролирует кто-то прием пищи на станции?

Сергей: Слава богу, что аппетит у меня был и есть до сих пор.

(смеются)

Минаев: И будет!

Сергей: Надеюсь! А он был, потому что была постоянная работа. Поэтому дай бог нам и всем ребятам, которые сейчас на борту, чтобы была работа, чтобы был аппетит.

Минаев: Ну, за этим кто-то следит: поел, не поел? Помылили тарелки?

Сергей: Командир!

Минаев: Командир?

Сергей: Да шучу! Командир не следит.

Ветрова: Слушайте, а во сколько на МКС начиналось ваше утро? И во сколько начинается здесь?

Сергей: Ну, примерно одинаково. В 6 или 7 часов подъем, завтрак – и пошла работа.

Ветрова: А как отличается земной и космический завтрак?

Сергей: Еду собираешь на Земле, опираясь на свои земные привычки.

Минаев: Вот вы 125 дней там находились. Вы составили меню на 125 дней? 125 разных завтраков у вас получилось?

Сергей: Периодическое повторение, скажем так. Конечно, по ходу можно компоновать и в космосе. Но основа все равно земная.

Ветрова: Мы знаем, что иногда в космосе резко меняется вкус, как у беременных. Хочется соленого, например.

Сергей: Я все-таки не был беременным, поэтому вкус у меня, видимо, как-то не изменился. Я предполагал, что меня может на что-то потянуть, но я эту готовку сделал. Черничное варенье.

Ветрова: На МКС вы проводили эксперименты, как мы знаем, какие-то исследования, связанные с полетом на Марс. В чем они заключаются, поясните.

Сергей: Я бы сказал, что это общее направление медицинское. Вся информация накапливается, а общая идея этих направлений – надо понять воздействие невесомости на человека. Тот же полет на Марс длится примерно восемь месяцев. Туда надо прилететь здоровым, работать на поверхности здоровым, оттуда улететь здоровым и прилететь на Землю тоже здоровым.

Ветрова: Вопрос возник. В космос летали разные животные. Почему котов в космос не берут?

Минаев: Метят!

Дима: Воняют!

Сергей: Они же сами по себе гуляют, а у нас коллектив должен быть сработанный.

Ветрова: Но, в принципе, это реально?

Минаев: Кого угодно можно запустить. Просто результат какой будет?

Ветрова: Ну, кот – это такое животное, которое стресс снимает.

Сергей: Это в земных условиях, а там…

Минаев: Неизвестно, кто кому стресс снимать будет.

Сергей: Хотя это теоретически, наверное, можно. Киску туристом. Или вместо туриста послать.

Минаев: Вместо свиньи кота подложить.

Сергей: Прямо в кресле – пусть кот летит. За деньги.

Минаев: Сергей, вы ведь какие-то проводили на борту эксперименты по заявкам школьников.

Сергей: Два эксперимента. Ребята сделали небольшую летающую тарелочку с двигателями. Было интересно ребятам изучить полет тарелки такой конструкции. Второй эксперимент – это поведение жидкости различной плотности в невесомости. Фотографировали, докладывали – ребятам это было интересно.

Минаев: Иностранцы косы не смотрят, что вы такими детскими забавами занимаетесь?

Сергей: Они сами иногда занимаются. В частности, были у них все время – когда еще шаттл летал –игрушки на резиночке.

Минаев: Наверное, для того, чтобы отмазываться, мол, эксперименты ставим.

Ветрова: Мы слышали ваше высказывание о космических туристах, что вы в принципе не против них, пусть летают, но сами по себе. Единственная проблема, что они занимают ваше место в очереди на полет в космос.

Сергей: На том этапе получалось, на мой взгляд, корректно. Сейчас более корректно этот бизнес организован. Главное, правильно организовать бизнес. Чтобы ребята, которые ждут свой полет, пять, десять лет не стояли в очереди…

Ветрова: …из-за этих туристов противных!

Сергей: Ну, не из-за них, из-за работы, которая может быть неправильно организована.

Ветрова: Туристы не занимаются ничем таким… Ну, скажем, они просто летят, смотрят, восхищаются, фотографируют? Или они все-таки…

Минаев: …руки суют куда-нибудь?

Сергей: Я знаю, что многие из них потом, конечно, пишут какие-то книги о своих впечатлениях. Издают их…

Минаев: И отбивают от полета, я так понимаю…

Сергей: В какой-то степени, да… У них своя фирма, естественно, презентация фирмы идет. Возможно, здесь какое-то взаимовыгодное сотрудничество.

Ветрова: А они какие-то технические моменты изучают? Ручки все эти, рычажки…

Сергей: Ну, туалет должны знать.

(смеются)

Минаев: А там тоже ручки и рычажки?

Сергей: И кнопочки.

Ветрова: С ними летит один профессионал-космонавт, так получается?

Сергей: Один или два.

Ветрова: То есть им ничего знать не нужно.

Сергей: Главное, чтобы ничего не нажали не по команде.

Дима: Сара Брайтман концерты будет шефские давать. Будете слушать, как она оттуда поет.

Сергей: Ну, посмотрим, я не знаю. Посмотрим. Дай бог, чтобы у нее получилось.

Минаев: У нас уже Кристина на проводе, она из Москвы дозвонилась.

Кристина: Сергей, здравствуйте!

Сергей: Добрый день!

Кристина: Ой, как приятно вас слышать! Вот мой вопрос, сколько космонавтов на борту МКС постоянно тренируется? На Земле вы посещаете тренажерный зал, может быть, бегаете по утрам? Соблюдаете ли диету?

Сергей: Конечно, мы живем как студенты, по расписанию. Почти каждый день в нашем дневном расписании есть физкультура – два часа. Мы приходим, бегаем, плаваем, качаем мышцы.

Ветрова: Сами по себе или с руководителем?

Минаев: Физрук-то есть?

Сергей: Так как мы взрослые люди, наша задача поддерживать форму. А некоторые приходят в тот момент, когда нужно сдать контрольные цифры, нормы.

Дима: Ну-ка, покажи нам, что ты тут набежал!

Минаев: То есть, что-то вроде ГТО.

Сергей: Надо определенное количество раз подтянуться.

Минаев: А сколько, кстати, космонавт должен подтягиваться?

Сергей: 15.

Минаев: Ух ты! Это больше, чем…

Ветрова: …чем может Саша!

(смеются)

Минаев: Больше, чем нормы ГТО. Я вообще не могу!

Дима: С диетой что?

Сергей: У нас летная столовая, все ребята в основном ходят в летную столовую. Там сейчас кормят уже совсем хорошо. То есть, обычная диета.

Минаев: Ну, а дома-то, вечерком, в расслабленном состоянии? Вы ночью, кстати, к холодильнику подбираетесь?

Дима: И на станции?

Минаев: Пока все спят.

Сергей: Нет, нет, нет. Я ночью плотно сплю – заснул и все.

Минаев: А на станции кто-нибудь по ночам ест?

Дима: Было такое?

Сергей: У нас на станции подушек нет, поэтому негде было прятать.

Минаев: Понятно! Втихаря никто там не тащил! А расскажите нам о намерениях нашего космического руководства. С МКС что будет? Что будет с развитием Луны?

Ветрова: Мы слышали, что орбиту МКС хотят перенести ближе к Луне.

Сергей: Сейчас таких точных проектов нет, насколько я знаю. Только теоретические мысли. Что касается МКС, то она будет на своей орбите, дай бог, еще подольше полетает. Скорее всего, будет принято все-таки решение о продлении нашего участия и после 2020-ого года. За это время, наверное, удастся сформулировать нашу космическую политику. Потому что концепцию развития космонавтики никак не могут принять. Рогозин же сказал не так давно, недели три назад поставил задачу, вернее, озвучил: обеспечить лидерство в космосе. Поэтому, я надеюсь, это лидерство в космосе будет обеспечено и за счет пилотируемой космонавтики тоже. Будем ждать. Может быть, в течение полугода все это обозначится.

Минаев: А если вам предложат на Луну переселиться? Там сделают базу с постоянным местом жительства. Выделят вам там эти самые 6 соток, домик, огородик, и скажут: «Сергей, нам надо, чтобы вы там жили».

Сергей: Если пробурят еще скважину…

Минаев: Там будут все системы жизнеобеспечения.

Сергей: С удовольствием. Вообще, покинуть Землю здорово. Ну, не навсегда, конечно.

Минаев: Ну, это рядом, можно будет летать на выходные.

Сергей: С Луны наша планета хорошо видна, красивая. Я бы с удовольствием слетал, поработал бы там.

Минаев: Только все-таки поработать?

Сергей: Ну, пожить, поисследовать. Если будет задача – вернуться.

Дима: А если не будет?

Сергей: Я думаю, что все-таки наше руководство гуманное…

Дима: Как в анекдоте, где на солнце ночью летали…

Минаев: Вы же серьезными экологическими проблемами занимаетесь. И на МКС тоже занимались этим вопросом. А какие проблемы, связанные с экологией, видны из космоса, если смотреть на Землю?

Сергей: Когда смотришь на Землю просто невооруженным глазом, практически ничего не видно. И это здорово. Земля по-прежнему еще та планета, на которой можно жить. Но, если берем объектив фотоаппарата, уже наблюдаем локальные негативные моменты: нефтяные пятна, например. Мы периодически смотрим за этим делом. Смотрим за ледниками и за многим другим. Я практически постоянно лазил за панелями на станции, смотрел, есть ли там грибки, плесень, какая-то влага. Я могу сказать, что ее нет. Экология в порядке. А снаружи, конечно, есть небольшие проблемы. Микро-микро трещинки, много побитых иллюминаторов снаружи.

Минаев: Вы говорите, иллюминаторы, какие-то мелки повреждения снаружи есть. А есть возможность техническая заменить иллюминатор, само стекло, в космосе?

Сергей: Насколько мне известно, нет таких работ. Пока идет наблюдение, я так думаю, это сильно мешает работе, наблюдению за Землей. Но больших проблем нет.

Минаев: Это хорошо, когда нет проблем.

Ветрова: Пусть их не будет никогда.

Бортинженер: Алексей ЕЛИСЕЕВ (космонавт-15)

И его уже знает читатель. В январе 1969 года он стартовал в составе экипажа корабля «Союз-5». Тогда впервые был осуществлен переход космонавтов из корабля в корабль, а точнее – из одного рабочего отсека орбитальной станции в другой. Тогда впервые получила признание новая профессия: бортовой инженер космического корабля. Он стал первым ее представителем.

И вот снова Алексей в полете. На этот раз усложнились задачи бортинженера, как и усложнилась вся программа нового космического эксперимента. Так сегодня. А завтра? Этот вопрос для него не нов. Он уже отвечал на него после своего первого свидания со звездами. Мы перескажем его мысли его же словами.

«Познание космоса началось, но мы только раскрыли глаза. Нам предстоит еще долго смотреть и анализировать, прежде чем мы поймем закономерности космической стихии, поймем механизм ее воздействия на земные явления. Мы уже многое знаем, но неизмеримо больше нам предстоит узнать. И для этого люди будут создавать лунные обсерватории, долговременные орбитальные станции, отправятся к далеким планетам.

Давайте попытаемся заглянуть вперед на десятилетия, попытаемся представить себе обязанности экипажей кораблей будущего, сроки путешествий которых будут увеличиваться от нескольких недель до нескольких лет. Некоторые тенденции уже прослеживаются сегодня.

Увеличение объема и сложности научных исследований, усложнение управления кораблем, большие длительности полетов, удаление на громадные расстояния от Земли – все это потребует еще более высокой подготовки космонавтов. В зависимости от научных задач полета на корабле или орбитальной станции могут находиться, кроме командира летчика-космонавта, еще и астроном, геофизик, метеоролог, механик, биолог и т. д. Каждый из этих ученых-космонавтов должен быть высококвалифицированным специалистом, и не только в своей области. В полете экипажу придется решать весьма сложные задачи, относящиеся к различным отраслям науки и техники.

Первая задача – это космическая навигация. Уже современные ракеты-носители выводят корабль очень точно. Даже специалисты называют достигнутую точность фантастической. Однако и при такой точности выведения во время дальних и длительных полетов накапливаются значительные ошибки. При полете, например, к Марсу или к Венере промах за счет накопления ошибок может составить десятки тысяч километров. С другой стороны, мы знаем, что для возвращения на Землю, скажем, космических аппаратов типа «Зонд» отклонение от расчетной траектории при входе в атмосферу Земли не должно превышать примерно десяти километров. Это значит, что в полете надо обязательно исправлять траекторию – проводить коррекцию. Отсюда следует, что необходимо прежде всего знать истинную траекторию полета, знать, насколько она отличается от расчетной. Для этого нужно будет систематически проводить измерения, а результаты наблюдений должны проходить сложную математическую обработку.

В земных условиях штурман (моряк или летчик) определяет траекторию корабля относительно как бы неподвижной Земли и только в двух измерениях: широта и долгота той точки, в которой в данный момент находится морское судно или самолет. Космический штурман должен построить траекторию корабля во всех трех пространственных измерениях, пользуясь для этой цели более сложной системой координат. Штурман должен учесть движение планеты, к которой летит корабль, определить время прибытия, вычислить, как следует направить корректирующий двигатель, когда и на какое время его включить, чтобы обеспечить прилет в заданный район планеты.

Все это требует очень глубоких математических знаний, умения работать с оптическими визирами, с бортовой вычислительной машиной, анализировать результаты расчетов, применяя методы прикладной математики и прикладной небесной механики.

Вторая большая задача, стоящая перед экипажем, – управление кораблем. Космический корабль в сравнительно небольшом объеме заключает целый комплекс сложнейших систем самого различного назначения. Достаточно назвать системы ориентации и стабилизации, терморегулирования, связи, обеспечения жизнедеятельности, контроля работы бортовой аппаратуры, медицинского контроля состояния экипажа.

Экипаж обязан непрерывно следить за работой всех этих систем, предупреждать возможные неисправности. Для этого нужно будет регулярно производить профилактические осмотры приборов, возможно, перенастраивать их и регулировать, а при длительных полетах и ремонтировать. Перед наиболее сложными и ответственными космическими экспериментами (как, например, посадка на другую планету или взлет с нее) экипаж должен уметь провести комплексные испытания всех основных систем. А уж если случилась какая неисправность, нужно уметь быстро и точно найти ее причины и с помощью имеющихся под рукой средств устранить.

По существу, экипаж корабля, находящийся в дальнем полете, волей-неволей должен взять на себя те функции по анализу работы и профилактике бортовых систем, которые, например, в авиации выполняются высококвалифицированным инженерно-техническим персоналом наземных служб. Поэтому членам экипажа необходимы отличные знания в области электроники, электротехники, механики и т. д.

Еще одна из важных задач экипажа в дальнем космическом рейсе – это поддержание в кабине корабля нормальных условий для жизни. Необходимо следить за составом атмосферы в жилых отсеках, уровнем радиации, санитарно-бытовыми условиями, При длительном полете экипажу придется регенерировать питьевую воду, кислород.

Заболевание любого из членов экипажа космического корабля ставит под угрозу выполнение программы полета. Поэтому на борту должно быть хорошее медицинское обслуживание. Нужно, чтобы космонавт всегда, в любой момент мог рассчитывать на квалифицированную врачебную помощь. Таким образом, и к биологической и к медицинской подготовке космонавтов тоже предъявляются высокие требования.

Совершенно ясно, что все эти задачи не под силу решать одному человеку. Экипажи дальних космических кораблей будут состоять из группы космонавтов, обязанности между которыми будут четко распределены, подобно тому как, например, сейчас распределяются обязанности между членами экипажей воздушных лайнеров. Понятно, что одновременно космонавты должны обладать и определенным универсализмом для взаимозаменяемости в случае необходимости.

Как видите, у будущих космонавтов обязанностей будет более чем достаточно. И те, кто сегодня спрашивает нас, как стать космонавтами, кто собирается посвятить свою жизнь космосу, должны готовиться к тому, что им придется овладеть целым «спектром» профессий и по крайней мере одной в совершенстве».

Он уже наступил, этот новый этап в плане исследования и освоения космоса. Наука сама, своими глазами осмотрелась в безбрежном океане звезд. Три корабля вышли на разные орбиты. На борту каждого из них находились люди разных профессий: летчики – мастера управления сложными машинами, инженеры и ученые – мастера в познании процессов и законов мироздания.

И все-таки что же сказать о нем самом – об инженере Алексее Елисееве? Добрый? Упорный? Талантливый инженер? Способный исследователь?.. Все это верно. В «Звездном» к нему относятся с большим уважением. Почему?

«Я не думаю, чтобы он специально искал возможности всем понравиться, – говорит о нем его тезка Алексей Леонов. – Просто такой уж человек обаятельный. Очень скромен, тактичен. Долгое время у нас никто не знал, что он мастер спорта по фехтованию – прекрасно фехтует на штыках. Леша считал, что ему хвастать особенно нечем...

Эта скромность, тактичность, большая выдержка характерны для него. Есть у Елисеева прекрасное качество – умение слушать собеседника. Он не перебьет его, даст изложить все аргументы и потом спокойно выскажет свою точку зрения... Леша увлекается живописью, собирает коллекцию репродукций, старается не пропускать выставок, в числе его любимых писателей Ильф и Петров, Гашек, Чехов. Это понятно, по складу своего характера он веселый, остроумный человек. Умеет иногда с каменным лицом устраивать розыгрыш. Вряд ли ему удастся воспользоваться этим в космосе – товарищи его хорошо знают...»

Да, товарищи знают Алексея Елисеева, коммуниста и космонавта.

ТОКИО. Все японские газеты продолжают широко комментировать новое достижение Советского Союза в освоении космического пространства, помещают фотографии советских космонавтов, подробно рассказывают о биографиях покорителей космоса.

Наблюдения «семерки смелых», как называет «Санкэй симбун» советских героев-космонавтов, наверняка обогатят науку неизмеримым количеством новых фактов.

«Майнити» подчеркивает, что советский космический эксперимент явится самым выдающимся техническим достижением в истории.

ТАСС БЛАГОДАРИМ ЗА ДОВЕРИЕ Центральному Комитету КПСС Президиуму Верховного Совета СССР Советскому правительству

От имени экипажей космических кораблей «Союз» докладываем Центральному Комитету Коммунистической партии Советского Союза, Президиуму Верховного Совета СССР и Советскому правительству:

Сейчас в околоземном космическом пространстве успешно осуществляют групповой полет пилотируемые корабли «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8».

Семь советских космонавтов приступили к выполнению широкой программы научно-технических исследований, наблюдений и экспериментов. Наш дружный космический коллектив уверен, что намеченная программа по изучению космоса будет выполнена полностью.

Настроение отличное, чувствуем себя хорошо.

Горячо благодарим ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Советское правительство за оказанное доверие.

Космонавты: ШОНИН, КУБАСОВ, ФИЛИПЧЕНКО, ВОЛКОВ, ГОРБАТКО, ШАТАЛОВ, ЕЛИСЕЕВ. СОВЕТСКИЙ НАРОД ЖЕЛАЕТ ВАМ УСПЕХА Приветственная телеграмма руководителей партии и правительства космонавтам товарищам Шонину Георгию Степановичу, Кубасову Валерию Николаевичу, Филипченко Анатолию Васильевичу, Волкову Владиславу Николаевичу, Горбатко Виктору Васильевичу, Шаталову Владимиру Александровичу, Елисееву Алексею Станиславовичу

Дорогие товарищи!

От имени Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР горячо поздравляем вас с успешным групповым полетом космических кораблей «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8».

Впервые в истории освоения космического пространства на околоземной орбите находится одновременно три пилотируемых корабля. Это выдающееся достижение в области космонавтики служит новым доказательством высокого уровня развития советской науки и техники, неисчерпаемых творческих возможностей советского народа.

Весь наш народ желает вам успешного выполнения задания и благополучного приземления.

Обнимаем вас и ждем на родной земле.

Л. И. БРЕЖНЕВ, Н. В. ПОДГОРНЫЙ, А. Н. КОСЫГИН.

«12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор .

Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли.

По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89,1 минуты; минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) равно 175 километрам, а максимальное расстояние (в апогее) составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору 65 градусов 4 минуты.

Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя. С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двусторонняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляют 9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полете.

Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту космонавт товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально».

Вот так деловито, с техническими подробностями, звучало первое сообщение о космическом полете. Но как торжественно произносили этот текст наши дикторы – Левитан, Балашов…

И народ ответил искренним, не показным ликованием – как будто люди ждали именно этого полета, хотя готовился он сугубо секретно. Школьников отпускали с уроков, люди стихийно собирались на площадях, возле радиоточек. Обсуждали неслыханные новости. В этот день мы хотели бы вспомнить десять творцов космической победы – достойнейших, незабываемых. На самом деле их, конечно, было больше. Но этих уж точно нельзя забывать.

Константин Циолковский

Основоположник теоретической космонавтики занимался не только ракетодинамикой и аэронавтикой. Он был философом и пророком межпланетных путешествий.

Ученый-самоучка, в своих прозрениях предвосхитил развитие науки, вплоть до появления многоступенчатых ракет. Он верил, что завоевание солнечной системы принесет человечеству энергию и простор. Молодые энтузиасты ракетостроения поддерживали связь с пожилым ученым, будущие космические конструкторы считали его своим учителем.

Сергей Королёв

Молодой авиационный конструктор после встречи с Циолковским увлекся идеей полета в стратосферу, добился создания в Москве общественной организации – Группы изучения реактивного движения (ГИРД). В 1938–44 находился в заключении, в лагерях и в «спецтюрьме», где можно было работать по профессии.

В 1946-м был назначен Главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), созданного в подмосковном Калининграде (сегодня это город Королёв), для разработки баллистических ракет дальнего действия. Был руководителем и идеологом советских космических побед, первым среди равных в Совете главных конструкторов. Его мнение было решающим при выборе кандидатуры первого космонавта…

Для общественности Королёв оставался засекреченным безымянным Главным Конструктором, и публиковался под псевдонимом. Только после смерти академика его подлинное имя стало всесоюзно известным, а портреты появились в учебниках и журналах.

Валентин Глушко

Академик Глушко, без преувеличений, основоположник ракетного двигателестроения. А говоря проще – один из отцов мировой космонавтики. С Циолковским он переписывался еще в первой половине двадцатых, тогда же написал свои первые статьи о космических полетах. Как и Королев, был арестован, работал в шарашках. После войны стал главным конструктором ОКБ-456, давшего стране жидкостные ракетные двигатели, которые и поднимут наши ракеты в космос. Двигатели Глушко остаются непревзойденными.

А в 1974 году он стал полноправным руководителем космической отрасли в СССР, возглавив ОКБ «Энергия», в котором объединились детища Королёва и самого Валентина Петровича. Он возглавил проект «Энергия – Буран» последнее реализованное великое начинание советской космонавтики.

Юрий Гагарин

Его открытая улыбка, кажется, вместила всё лучшее, что было в России и в СССР в ХХ веке. 1 сентября 1941 года Юрий пошел в первый класс клушинской сельской школы. Через полтора месяца деревню заняли гитлеровцы. Полтора года семья Гагариных терпела невзгоды оккупации. В 1954-м Гагарин – учащийся индустриального техникума – поступил в Саратовский аэроклуб. Его учителями стали фронтовые летчики – герои Советского Союза. Потом – авиационное училище и служба на Северном флоте. Старший лейтенант Гагарин прошел отбор в отряд космонавтов и, после тяжелых испытаний, был избран для самой опасной и ответственной миссии.

О дальнейшем знает весь мир. После полета Гагарин стал лицом страны – и с этой ролью он справлялся тоже безупречно. Не забывал и службу в отряде космонавтов. Но на славу ему было отведено лишь семь лет. 28 марта 1968 года первый в мире космонавт трагически погиб во время тренировочного полета. Оплакивала Юрия Гагарина вся страна. Не по разнарядке.

Николай Каманин

Выдающийся летчик, он был одним из первых Героев Советского Союза – за спасение челюскинцев. Это была уникальная операция, которую молодой ас провел безукоризненно. В годы войны командовал 292-й штурмовой авиадивизией, а позже – корпусом. С 1960 года генерал-лейтенант Каманин руководил отбором и подготовкой первых советских космонавтов. Стал «лётным отцом» для наших первых космонавтов.

Позже его должность называлась «помощник главкома ВВС по космосу». Досконально вникал в психологию космонавтов. Он участвовал в выработке всех главных решений по космическим делам – наравне с Королёвым. И наравне с ним нес ответственность за все полеты.

Герман Титов

Ему 12 апреля досталась сложная роль дублера. Все испытания он проходил наравне с Гагариным. А 6 августа настанет час Германа Титова. Титов первым в мире совершит длительный космический полет – он продолжался 25 часов. Фантастическое достижение по тем временам. Он и в наше время остается самым молодым космонавтом в истории – 6 августа 1961 года ему было 25 лет и 330 дней. В народном сознании имена Гагарина и Титова неразделимы.

Михаил Рязанский

Член-корреспондент Академии наук СССР Рязанский был главным ракетным «радистом». С 1930-х годов занимался радиоуправлением танков, самолетов и торпедных катеров, авиационными радиостанциями. Участвовал в разработке первого советского радиолокатора. После войны был назначен Главным конструктором НИИ-885 (ныне ФГУП «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения»), который создавал аппаратуру радиосвязи для ракет. Его внук – Сергей Рязанский – стал космонавтом. Его первый космический полет состоялся в 2013-м.

Николай Пилюгин

Разрабатывал системы управления ракет – в том числе легендарной «семерки», которая вывела на орбиту Гагарина. Королёв ценил его и за конструкторский талант, и за прямой характер.

Ракета – она как слепая коза!
Чтоб был в ней и смысл, и лоск,
Ракете нужно иметь глаза
И самое главное – мозг!
И вы среди вечных забот и шума,
Как первенца учит мать,
Учили ракеты смотреть и думать,
А это значит – летать!

Такие строки посвятили Пилюгину коллеги. Изобретатель наделял советские ракеты мозгами…

Владимир Бармин

Непременный участник «великолепной шестерки» главных ракетных конструкторов. В годы войны будущий академик Бармин был разработчиком конструкций пусковых реактивных установок залпового огня, получивших в народе название «Катюши».

После войны возглавил государственное конструкторское бюро специального машиностроения. Под его руководством разрабатывались стартовые комплексы для пуска и подготовки ракет, на которых и состоялось покорение космоса. Создавал установки для работы на Луне и Венере…

Мстислав Келдыш

В газетах, соблюдая секретность, его называли Теоретиком Космонавтики. Сразу после войны математик и механик Келдыш стал заниматься ракетной тематикой. Помогал Королеву создать оптимальную конструкцию ракеты Р-7, которая и открыла космическую эру.

Под руководством Келдыша был создан баллистический вычислительный центр, вошедший в систему управления полетами космических аппаратов. Вскоре после полета Гагарина стал президентом Академии наук СССР. Как глава академии, он был публичной личностью, но его участие в космической программе оставалось засекреченным.

Сегодня летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Гречко отмечает свой 80-летний юбилей.

В поздравительной телеграмме Президента Дмитрия Медведева, в частности, говорится : «Знаменитый лётчик-космонавт, профессионал высочайшего класса, Вы участвовали в трёх орбитальных экспедициях, многое сделали для реализации отечественной космической программы и крупных научно-исследовательских проектов».

Руководитель Федерального космического агентства Владимир Поповкин в своем поздравлении отметил , что юбиляр - один из тех космонавтов, которые являются олицетворением эпохи прорыва человека в космос и чья плодотворная общественная деятельность, направленная на популяризацию российской космонавтики, бесценна для воспитания молодежи.

Георгий Гречко родился 25 мая 1931 года в Ленинграде. В 1955 году закончил с отличием Ленинградский механический институт, работал в конструкторском бюро, член КПСС.

С 1966 года в Отряде советских космонавтов, где прошёл полный курс общекосмической подготовки, подготовки к полётам на космических кораблях типа «Союз», а также для полёта на Луну.

С 11 января по 9 февраля 1975 года совместно с Алексеем Губаревым совершил свой первый полет на космическом корабле «Союз-17» в качестве бортинженера.

12 января 1975 года корабль произвел стыковку с находившейся на орбите 1974 года орбитальной станцией «Салют-4». Полет продолжался 29 суток 13 часов.

С 10 декабря 1977 года по 16 марта 1978 года совместно с Юрием Романенко совершил полет в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз-26» и орбитальной станции «Салют-6». В полете, длившемся 96 суток 10 часов, к орбитальной станции пристыковывались пилотируемый космический корабль «Союз-27», первый в истории автоматический грузовой транспортный корабль «Прогресс-1» и космический корабль «Союз-28».

Возвратился Гречко на корабле «Союз-27». После этого полета ему было присвоено звание Героя ЧССР.

Третий полет он совершил с 17 по 26 сентября 1985 года в качестве бортинженера совместно с командиром Владимиром Васютиным и космонавтом-исследователем Александром Волковым на космическом корабле «Союз Т-14» и орбитальной станции «Салют-7».

После работы на борту орбитального комплекса «Салют-7» - «Союз Т-13» - «Союз Т-14», возвратился на Землю вместе с Владимиром Джанибековым на космическом корабле «Союз Т-13». Это было окончанием «спасательной» экспедиции Джанибекова-Савиных на утратившую управление с Земли орбитальную станцию.

Гречко был ведущим телевизионной программы «Этот фантастический мир» с 1977 по 1990 годы, работал также вице-президентом ОТП Банка.

Инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса (18.05.1978). Доктор физико-математических наук (17.02.1984). Кандидат в мастера по автомобильному спорту, имеет 2-й разряд по планеризму, 3-й разряд по самолетному спорту, 2-й разряд по стрельбе из винтовки и пистолета, 1-й разряд по парашютному спорту (64 прыжка).

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Гергия Гречко установлен на его родине в Московском Парке Победы Санкт-Петербурга.

Он награжден двумя медалями Героя Советского Союза, тремя орденами Ленина, многими медалями, втом числе «За заслуги в освоении космоса», «За трудовое отличие», «За доблестный труд», «За освоение целинных земель».

Редакция Полит.ру присоединяется к поздравлениям!