Евгений велтистов приключения электроника читать краткое содержание. "Приключения Электроника. Электроник мальчик из чемодана". Глава: Рентген ничего не показал

Электроник – механическая копия живого мальчика, мечтающая стать человеком. Робот, появившийся в лаборатории гениального профессора Громова, самостоятельно постиг азы жизни в коллективе, сумев-таки обрести душу и способность выражать эмоции.

История создания

В 1960-ые годы электронная эра переживала романтический период. На пике моды находились темы, связанные с развитием технического прогресса. На каждой советской кухне обсуждали новые научные успехи и возможности. В такой атмосфере родился чудо-робот, придуманный журналистом, писателем-фантастом Евгением Велтистовым.

Первая история о приключениях необычного подростка, созданного в лаборатории профессора Громова, вышла в 1964 году. За повестью «Электроник – мальчик из чемодана» последовали еще три произведения: «Рэсси – неуловимый друг», «Победитель невозможного» и «Новые приключения Электроника».

Идея написать о юном роботе посетила автора в поездке к морю, о чем поведал детский поэт и писатель, друг Велтистова Владимир Приходько в предисловии к первой книге. Мальчик действительно появился «из чемодана». Евгений Серафимович однажды отправился в отпуск в теплые края. Неся багаж к поезду, удивлялся его тяжести, ведь ласты и одежда не могли столько весить.

По дороге фантазия разыгралась не на шутку: фантаст вдруг задумался о том, что, возможно, в чемодане электронный мальчик, который умеет разговаривать. К сожалению, вместо живого существа там оказалась всего лишь кипа книг – отпускник перепутал собственный чемодан с чужим.


Происшествие осталось бы просто курьезом, но выдуманный Электроник прочно обосновался в воображении Евгения Велтистова, и писатель принялся создавать удивительную историю юного робота. Во время работы он часто гостил в школе с математическим уклоном, чтобы реалистичнее воплотить замысел.

Здесь фантаст познакомился с гениальным учителем Исааком Танатаром, который стал прототипом книжного учителя математики Таратара, позаимствовавшего у своего прообраза прозвище. Позднее преподавателю выпала честь выступить в роли критика первой повести, и он посчитал, что читателю книга непременно понравится.

Заслуженный математик оказался прав: приключения мальчика-робота покорили сердца маленьких и даже взрослых книгочеев. Автора заваливали письмами. Вдохновленный успехом Велтистов засел за продолжение истории, придумывая новых персонажей. Последнюю часть «Электроника», вышедшую из-под типографских станков, автор получил, лежа в больнице со смертельной болезнью.


Главные герои получились настолько самобытными и оригинальными, что так и рвались на экран. Режиссерское воплощение книг произвело еще больший фурор – в книжных магазинах появились очереди за повестями писателя, а ребятишки объединялись в клубы под именем любимого персонажа, где ваяли собственных роботов.

Произведения Евгения Велтистова оценивали и светила науки. Например, физик-математик, профессор увидел в Электронике черты , назвав фантастические повести проекцией сказки в электронный век: рукотворный мальчик обретает черты живого человека, а за положительными героями стоят люди «с душой», для которых на первом месте свобода.

Приключения Электроника

События разворачиваются в конце 70-ых годов в столице России. Талантливый профессор, инженер-кибернетик Громов доказал, что возможности технического прогресса безграничны, создав Электроника. Образцом для воплощения внешнего вида послужила фотография ученика 6 класса Сергея Сыроежкина, которую гений увидел на обложке советского журнала.


Удивительный робот хоть и не отличается от обычного подростка, но обладает супер-способностями – демонстрирует чудеса физической силы и выносливости, бегает с высокой скоростью, на лету усваивает любую информацию. Мало того, бездушное существо начинает превращаться в личность, мечтая стать настоящим человеком.

О появлении необычной машины прознал главарь иностранной группы грабителей предметов искусства Стамп и послал добыть ее своего помощника по имени Урри. Но тут сюжет закрутился неожиданным образом.


Обидевшись на создателя, Электроник сбегает из дома Громова. Знакомство с собственным двойником Сережей Сыроежкиным, оболтусом и лодырем, дарит шанс «стать человеком». Хитрый школьник убеждает нового друга в том, что цель достижима, если тот будет ходить вместо него в школу. Наивный робот, конечно же, верит приятелю.

Так начинается райская жизнь у Сыроежкина – мальчишка лентяйничает, пока за него учится Электроник, демонстрируя невероятные таланты в науках. Постепенно робот полностью занимает место Сергея, а тот, почувствовав, что остался не у дел, возвращается в школу и раскрывает сверстникам тайну своего преображения. Заодно признается Электронику – ответ на вопрос, как стать человеком, ему неизвестен.


Расстроенный Электроник скитается по городу, пока не находит смысл существования в помощи людям. Мальчик чинит механизмы и приборы, за что однажды получает в качестве благодарности игрушку в виде собаки, из которой создает верного друга-робота по имени Расси. Триумфальное возвращение в школу случается по просьбе девочки Майи: Сыроежкину срочно необходима помощь для зачислении в хоккейную команду. И Электроник соглашается помочь.

Тем временем Громов догадывается, где его механическое создание, и, проанализировав нить последних событий, понимает, что роботу удалось приблизиться к мечте, ведь он смог влиться в коллектив и не вызвать подозрений о своем происхождении.


Доказательством того, что Электроник все же превратился в живого человека, стала заварушка с хоккейным матчем, когда робот не сумел понять суть игры, а Сыроежкин впервые в жизни одержал победу хоть в чем-то. Созданный в лаборатории мальчик, еще вчера не проявлявший эмоций, вдруг заплакал.

Дальнейшие приключения Электроника – еще более захватывающие. Робот попадает в плен к Урри и оказывается за границей, где помогает гангстерам пробраться в музей. Но когда мальчик узнает об истинных целях ворюг, решает вернуть украденные картины на место. В этом главному герою через медальон-передатчик помогает Сыроежкин.

Экранизация

Летом 1980 года советские дети распевали песню «Мы маленькие дети», исполненную Сыроежкиным (за кадром пела ) в трехсерийном фильме «Приключения Электроника». За основу картины режиссера Константина Бромберга сценаристы взяли две повести Велтистова - «Электроник – мальчик из чемодана» и «Рэсси - неуловимый друг».

Ассистенты постановщика прошерстили Страну Советов вдоль и поперек в поисках подходящих типажей. Но главное – от юных претендентов на роли требовались умения играть на гитаре, петь и ездить на мопеде. Братья Володя и Юра Торсуевы, которых на пробы отправила завуч их родной московской школы, владели этими навыками.


Близнецы умудрились поспорить перед распределением ролей – каждому хотелось предстать в образе положительного героя Электроника. В итоге Владимир Торсуев уступил брату, но во время съемок режиссер поменял мальчиков местами.

В картине снялись такие яркие звезды советского кино, как (Урри), (Стамп), (профессор Громов), (учитель математики Таратар).


Фантастические книги об Электронике сразу после премьеры стали пользоваться огромным успехом. Спустя год фильм оценили и представители киноискусства – на Всесоюзном телефестивале режиссер получил приз за лучший фильм для детей. А со временем «Приключения Электроника» превратились в культовую картину.

Цитаты

«Электроник - гениальное изобретение. Но только что вы теперь будете с ним делать?»
«Громов: - Ты создан для других целей.
Электроник: - Чтобы играть в шахматы? Нет, я не хочу. Я хочу быть как все, как мальчишки по телевизору».
«Мне дали велосипед и сказали: жми. Ну, я и обогнал. Немного мешал велосипед. А так бы я пришел раньше».
«Понимаете, я хочу стать человеком».
«Я могу делать вид, что я ем или сплю. А больше всего я не люблю пить воду - она потом булькает!»
«У каждого человека есть кнопка: тщеславие, жадность, честолюбие… Тем более у робота».

© Биленко, Ю. С., иллюстрации, 2015

© Янаев, В. Х., оформление обложки, 2015

© Оформление. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2015

Предисловие

«Здравствуй! Меня зовут Электроник…»

Эту книгу можно было бы издать без предисловия.

Зачем же предисловие? Да еще написанное человеком, который в детстве сам без предисловий приступал к приключениям любимых героев.

Дело в том, что про Электроника знает нынче великое множество детей. Не ленивых и любопытных. А вдруг самые любопытные захотят узнать про автора любимых книг?

Для них-то и написано предисловие.

Шла война. Великая война. Во второй год Великой войны он пришел в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей еще меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда спросили, кем ты станешь, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать все».

Потом он передумал. Решил стать журналистом. Это было твердое решение. Окончил факультет журналистики. Стал работать – сперва в газетах, потом – редактором отдела в популярном журнале «Огонек». Ведал фельетонами и всякой всячиной, что печаталась на последних страницах. Был очень худой. И поэтому казался еще длинней. В многоэтажном доме редакция занимала три этажа. И когда в праздничные дни вывешивали веселую стенгазету, Велтистова изображали примерно так: голова на третьем этаже, туловище – на втором, а бегущие ноги – на первом.

Он был настоящим репортером: неутомимо выхаживал новости. Находил интересных людей. Он нашел, например, в одном арбатском переулке сочинительницу знаменитой песенки «В лесу родилась елочка», старушку Раису Кудашеву. И сумел ей помочь, так как требовалась помощь. Он также помог детскому саду поселиться на роскошной даче, до этого принадлежавшей жулику. А известному писателю-фантасту Станиславу Лему – увидеть атомный реактор в Дубне.

Встречался со знаменитым радиоэлектроником и кибернетиком Акселем Ивановичем Бергом, чтобы потом «списать» с него своего профессора Громова, чудаковатого и при внешней суровости доброго человека. Познакомился с главным конструктором космических ракет Сергеем Павловичем Королевым, которого сегодня мы считаем национальным героем. Бывал в гостях у виднейших ученых: физика Петра Леонидовича Капицы и кибернетика Виктора Михайловича Глушкова. Взял интервью (в ту пору диковина!) у шефа уголовной полиции города Нью-Йорка. (Отзвуки заокеанской командировки находим в романе «Ноктюрн пустоты», также полуреальном-полуфантастическом.)

Велтистов был человек немногословный. Настырный. Копил впечатления. Обдумывал будущие книги. Рукопись первой повести «Приключения на дне моря» принес в издательство «Детская литература». Вскоре она увидела свет (1960). За ней вышли другие произведения. Их было немало: «Тяпа, Борька и ракета» (1962), «Электроник – мальчик из чемодана» (1964), «Глоток солнца» (1967), «Железный Рыцарь на Луне» (1969), «Гум-Гам» (1970), «Рэсси – неуловимый друг» (1971), «Излучать свет» (1973), «Победитель невозможного» (1975), «Богатыри» (1976), «Миллион и один день каникул» (1979), «Ноктюрн пустоты» (1982), «Прасковья» (1983), «Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников» (1985), «Планета детей» (1985), «Избранное» в двух томах (1986), «Новые приключения Электроника» (1988).

Книги «Тяпа, Борька и ракета» и «Излучать свет» были написаны Велтистовым в соавторстве с женой и другом Мартой Петровной Барановой.

…Я помню, в какой атмосфере родился «Электроник – мальчик из чемодана» (первая и, на мой вкус, лучшая часть тетралогии). В конце 50-х – начале 60-х годов школьники начали учиться по насыщенным программам. Триумфальный полет Юрия Гагарина проложил путь в космос – казалось, мы всегда будем первыми. Слово «кибернетика», восходящее к старинному греческому «управляю кораблем», порхало над кухонными столами московских коммуналок. На страницах газет спорили о судьбе поэзии в технический век. Поэт Борис Слуцкий написал, что физики в почете, а лирики, наоборот, в загоне и что это мировая закономерность. Рьяные сторонники точных наук, так называемые технари, сводили роль искусства в будущем к жалкому минимуму. Интерес к научной фантастике распространился необычайно широко. Лем стал любимцем технарей. Золотые весла литературных фантазий уводили читателя в такие дебри мироздания, какие действительно не снились предыдущим поколениям. Еще не было горького, поныне не растворившегося осадка от Чернобыльской катастрофы. Еще не знали, что плетемся в хвосте компьютерной революции. И что не мы, а американцы вскоре высадятся на Луне. Пели с энтузиазмом: «На пыльных тропинках далеких планет…» Электронная эра переживала свой романтический период. Свою радужную юность.

Тут-то и был написан «Электроник – мальчик из чемодана».

Кстати, почему «из чемодана»?

Этот образ возник так. Однажды автор собрался в отпуск к теплому морю. Несет чемодан по перрону к поезду и удивляется: тяжелый. Словно там не рубашки и ласты, а камни. Чтобы веселей было нести, стал фантазировать: «Может, в чемодане кто-то есть? Может, там… электронный мальчик? Вот поставлю чемодан на полку, откину крышку. Мальчик откроет глаза, встанет и скажет: “Здравствуй! Меня зовут Электроник…”». Вошел в купе, щелкнул замками и ахнул. Оказывается, в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Пришлось у моря обойтись без ластов. Зато начитался вволю.

А про воображаемого мальчика не забыл.

Сказка подчиняется общим законам искусства. Один из них формулируется примерно так: на яблоне могут расти серебряные яблоки, но никаких яблок не вырастишь на вербе. Вроде бы неопровержимо. Однако искусство для того и существует, чтобы опровергать собственные законы. Бывает, что изображенное писателем вполне достоверно, похоже на реальную жизнь, а выглядит жалко, бескрыло и едва подсвечено убогой мыслью, какой-нибудь банальностью. Читать не хочется. Чувствуя фальшь, читатель говорит, как режиссер бездарному актеру: «Не верю!» Это приговор.

В книге Велтистова странные, невероятные ситуации, в том числе пресловутые «яблоки на вербе», сменяют друг друга. И написаны повести про Электроника выразительно, ярко. Сюжет-шутку движет необычайное сходство мальчика-робота и ученика 7 класса «Б» Сережки Сыроежкина. С самого начала приняв озорную условность, праздничную фантастичность сюжета, вживаешься в него и уже всему веришь: и лукавому профессору Громову, который предпочитает обычное такси вертолетам, и неслыханной Стране двух измерений, где все плоское: люди, дома, мячи, деревья… И другим чудесам. Все это словно выдумано не писателем, а читателями – теми, кому адресовано. Теми, кто не может учиться, не озорничая.

Велтистов-фантаст обладал настоящим умением говорить о сложном просто. Способен был увидеть привычное (даже наскучившее) с новой стороны. Его перо одевало в плоть бесплотное. Превращало абстрактное в конкретное. Он, безусловно, «физик», а не «лирик». Симпатии его на стороне точных наук. Но пренебрежения к «лирике» не разделял. Герои «Электроника» не страдают бездуховностью. Математик Таратар, рассказывая ученикам о процессе творческого открытия, привел в качестве примера… стихи Пушкина. Поправил очки и прочел тихо, почти шепотом: «Я помню чудное мгновенье…» И в класс словно ворвался легкий ветерок, затуманил глаза.

Интересно, а этот математик выдуманный?

Оказывается, не совсем.

Работая над «Электроником», Велтистов не раз заглядывал в школу с математическим уклоном. Познакомился с заслуженным учителем. Звали его Исаак Яковлевич Танатар. На уроках он не обходился без шутки, ходил с ребятами в походы, выпускал с ними стенгазету «Программист-оптимист» с ребусами на «танатарском» языке формул. Дети, конечно же, называли его «Таратар». Так звучит фамилия и в повести.

Фантастический фильм о достижениях советской науки, впервые создавшей под руководством профессора Громова, робота, полной копией реального мальчика. Вся суть фильма в том, что робот захотел овладеть человеческими чувствами.

Дата выхода фильма "Приключения Электроника"

Фильм был снят в 1979 году и мог выйти на экраны, но его доработка, а вернее проверка цензурой, привела к тому, что премьера смогла состояться только 23 марта 1980 года и прошла не в Москве, а в кинозале санатория "Украина", находящегося в Одессе. После одобрения уже 2 мая 1980 года фильм был показан в телеэфире. За весь 1980 год этот фильм транслировался по телевидению 4 раза. Далее регулярно выходил во время школьных каникул.

Сколько серий в фильме "Приключения Электроника"

Весь фильм был разбит на 3 серии, примерно по 72 минуты (общее время 216 минут или 3 часа 36 минут) Профессор Громов создаёт робота, полностью похожего на человека, но отличающегося большими энциклопедическими знаниями, высоким уровнем интеллекта, огромной физической силой и знаниями в области механики и электроники. Одно профессор не смог вложить в своё создание - человеческие чувства. Электроник, так звали робота, сбегает от профессора в поисках себя как человека.
Через некоторое время он встречается со своей копией, настоящим мальчиком, Сергеем Сыроежкиным, по фотографии которого из журнала, профессор создал образ Электроника.
Сергей пытается получить выгоду от знакомства с Электроником и подставляет его, вместо себя, в школе. Так продолжается не долго.
Заграничные гангстеры узнают о новейшей разработки профессора и на его поимку отправляют своего агента Урри, который устанавливает слежку сразу за двумя объектами и пытается понять, где находится загадочная кнопка управления роботом.
Найдя слабое место у Электроника, Урри похищает робота и переправляет его за границу в руки главаря банды по имени Стамп.
Ребята из школы от Сыроежкина и профессора Громова узнают всю правду и организовывают группу помощи по освобождению Электроника. За ним отправляют собаку-робота Рэсси, через которую поддерживают связь.
Шеф гангстеров Стамп организовывает, при помощи Электроника, ограбление художественного музея. Робот думает, что подлые люди захватили произведения искусства и не показывают их простому народу, но ребята из класса Сыроежкина объясняют ему, что это обман и Электроник убегает от бандитов.
В конце фильма профессор Громов привозит Электроника в школу к его друзьям. Роботу объявляют, что он человек, и Электроник радуется и улыбается по-человечески.

Где снимался фильм "Приключения Электроника"

Весь сюжет фильма происходит в Москве и в вымышленном иностранном городе, но на самом деле съёмки велись в Одессе и Вильнюсе.
Куяльницкий лиман - 5 километров от Одессы, там Электроник убегает от профессора Громова.
Посёлок Котовского - микрорайон в Одессе, тут Электроник продолжает свой побег.
Парке Вингис - город Вильнюс, тут снято нападение хулиганов на девочку Майю, за которой подсматривали Сыроежкин и Электроник.
Парк Победы - город Одесса, тут Электроник знакомится с собаками.
Одесский Дворец Спорта - город Одесса, улица Шевченко, дом 31, в этом дворце Сыроежкин проходит медкомиссию. Тут также тренировалась и Майя.
Национальный политехнический университет - город Одесса, улица Шевченко, дом 1, рядом с ним Сыроежкина преследует разъярённый Гусев.
Магазин "Детский мир" - город Одесса, улица Ленина, дом 14 (ныне улица Ришельевская), снята витрина, внутри которой стоит игрушка собака.
Магазин "Дом игрушек" - город Одесса, улица Карла Маркса (ныне улица Екатерининская), тут снимали внутренности детского магазина игрушек.
Город Одесса, улица Свердлова, дом 29 (ныне улица Канатная), тут был дом и двор, где жил Сыроежкин.
Мост Коцебу - город Одесса, улица Розы Люксембург (ныне улица Бунина), тут у Сыроежкина сломался мопед.
Сабанеев мост, площадь Потёмкинцев, фонтан на Соборной площади, фонтан у музея морского флота - город Одесса, на протяжении этих мест Сыроежкин толкает мопед.
Районы Лаздинай и Старый город - город Вильнюс, тут сняли дом гангстеров.
Тракайский замок - город Тракай, Литва, тут снимали ограбление музея.

Актёры и роли фильма "Приключения Электроника"

Роль
Сергей Сыроежкин
Актёр
Юрий Торсуев
В связи с тем, что у актёра ломался голос и было не очень хорошее произношение, озвучиванием роли занималась Ирина Гришина, а вокал Елена Камбурова
Роль
Электроник
Актёр
Владимир Торсуев
В связи с тем, что у актёра ломался голос и было не очень хорошее произношение, озвучиванием роли занималась Надежда Подъяпольская, а вокал Елена Шуенкова
Роль
Макар Степанович Гусев "Гусь"
Актёр
Василий Скромный
Роль
Вова Корольков "Профессор"
Актёр
Максим Калинин
Роль
Виктор Смирнов
Актёр
Дмитрий Максимов
Роль
Чижиков-"Рыжиков"
Актёр
Евгений Лившиц
Роль
Майя Светлова "Майка"
Актриса
Оксана Алексеева
Роль
Зоя Кукушкина "Колбаса"
Актриса
Валерия Солуян
Роль
Школьница, называвшая Чижикова - Рыжиковым
Актриса
Оксана Фандера
Роль
профессор Виктор Иванович Громов
Актёр
Николай Гринько
Роль
Маша, ассистентка Громова
Актриса
Елизавета Никищихина
Роль
Урри
Актёр
Николай Караченцов
Роль
Стамп, шеф гангстеров
Актёр
Владимир Басов
Роль
Директор школы
Актриса
Майя Булгакова
Роль
Семён Николаевич "Таратар Таратарыч", учитель математики
Актёр
Евгений Весник
Роль
Ростислав Валерьянович "Ростик", учитель физкультуры
Актёр
Николай Боярский
Роль
Учительница пения
Актриса
Роза Макагонова
Роль
Учительница рисования
Актриса
Марина Самойлова
Роль
Учительница
Актриса
Галина Осташевская
Роль
Григорий Ильич, руководитель литературного кружка
Актёр
Валентин Кулик
Роль
Мама Сыроежкина
Актриса
Наталия Васаженко
Роль
Папа Сыроежкина
Актёр
Юрий Чернов
Роль
Продавец в универмаге
Актриса
Валентина Воилкова
Роль
Люг, гангстер в банде Стампа
Актёр
Лев Перфилов
Роль
Бри, гангстер в банде Стампа
Актёр
Геннадий Ялович
Роль
Лысый гангстер
Актёр
Вадим Гутман
Роль
Гангстер
Актёр
Эрвинас Пятярайтис
Роль
Гангстер
Актёр
Бронюс Талачка
Роль
Рэсси, собака Электроника
Собака
Эрдельтерьер по клички "Чингиз"
Роль
Отец Гусева
Актёр
Андрей Гончар
Роль
Отец Королькова
Актёр
Александр Казимиров
Роль
Мама Кукушкиной
Актриса
Валентина Губская
Роль
Карусельщик
Актёр
Борис Смельцов
Фото актёров взято из открытого источника на сайте kino-teatr.ru

Фильм "Приключения Электроника" песни

В фильме прозвучало несколько песен, некоторые в последствии стали детскими хитами
Песенка Урри - поёт Николай Караченцов
Мы маленькие дети - поёт Елена Камбурова
До чего дошёл прогресс - поёт Елена Камбурова
Крылатые качели - исполняет Детский хор Государственного Академического большого театра
Грустная песенка Сыроежкина - поёт Елена Камбурова
Песня игрушек - исполняет Детский хор Государственного Академического большого театра
Это что же такое… - поёт Елена Камбурова
Это знает всякий - исполняет Детский хор Государственного Академического большого театра, солистка Лена Шуенкова
Песенка Стампа - поёт Владимир Басов
Бьют часы на старой башне - исполняет Детский хор Государственного Академического большого театра, солистка Лена Шуенкова
Ты - человек - исполняет Детский хор Государственного Академического большого театра, солистка Лена Шуенкова
Композитор музыки к фильму и песням - Евгений Крылатов
Автор слов песен - Юрий Энтин

Когда будет продолжение фильма "Приключения Электроника"

В 2010 году фанатов фильма режиссёр Константин Бромберг обрадовал, что снимет продолжение приключений робота Электроника, состоящей из 30 серий, в которых примут участие актёры Владимир и Юрий Торсуевы, уже повзрослевшие Сергей Сыроежкин и Электроник. Но к великому огорчению, съёмки сериала "Приключения Электроника 2" так и не начались, хотя были запланированы отснять в США.

Сюжет 2 сезона "Приключения Электроника"

Сергей Сыроежкин стал выдающимся учёным и возглавил института, где ранее работал профессор Громов. А Электроник прошёл тяжёлый путь становления человеческих чувств в его теле робота. У Сыроежкина родился сын, очень похожий на отца, он и должен по планам стать главным героем фильма. Каждая серия этого сериала должна содержать неизвестное миру открытие российской науки. В некоторых школах задают задание: придумать продолжение приключение Электроника.

Наверное, мало кто из поколения сорока-тридцатилетних не смотрел в детстве увлекательный фильм о приключениях мальчика-робота Электроника. Именно тогда, когда в большинстве населенных пунктов вещали в лучшем случае четыре канала, вся детвора бывшего СССР с нетерпением ожидала очередную серию знаменитого фильма. И это был настоящий подвиг для тогдашней малышни - дождаться очередного показа. Все три серии знаменитого музыкального фантастического фильма, снятого по мотивам произведения, которое написал Велтистов, - «Приключения Электроника» (краткое содержание помнят многие из нас), смотрятся, что называется, на одном дыхании.

Все герои хороши

Милые сердцу герои, даже отрицательные, до сих пор иногда будоражат воображение бывших пионеров. Как сумел добиться этого Велтистов? «Приключения Электроника», главные герои которых - не только разгильдяй Сережа Сыроежкин и робот Эл, но и мрачный силач Макар Гусев, и ябеда Зоя Кукушкина, и умники Максим Корольков и Витя Смирнов, передают всю чистоту и наивность, но в то же время доброту и искренность подростков. Надо отдать должное и создателям фильма - все эти образы были выписаны сценаристами и режиссёрами удивительно качественно.

Художественные фильмы не снимают по наитию. Как правило, в основе каждого из них лежит книжный сюжет. Фильм про мальчика-робота - не исключение. В его основе лежит фантастическая повесть Велтистова «Приключения Электроника». Еще в далеком 1964 году советский писатель создал для подростков свое первое произведение из трилогии «Мальчик из чемодана». О чем же этот роман?

Первый самообучающийся робот

Итак, некий профессор Громов делает нешуточное открытие. Он изобретает, выражаясь современным языком, самообучающегося робота-андроида. Все его предварительные расчеты оказываются верными, и в результате научных изысканий удается изготовить первый прототип такого андроида. Его сделали очень похожим на настоящего советского школьника - Сергея Сыроежкина, чей портрет профессор увидел на обложке детского журнала. Робот был выполнен настолько хорошо, что профессор, недолго думая, назвал его почти человеческим именем - Эл (укорочено от Электроник).

К вопросу создания и обучения робота Е. Велтистов («Приключения Электроника» - это же научно-фантастическая повесть) подошел очень серьезно. Он подробно описал кипевшую в лаборатории работу. Громов и его ассистентка Маша тестировали интеллектуальные способности андроида. Результаты были впечатляющими. Мозг биоробота работал с потрясающей скоростью.

Побег Электроника

Однако Громов не прекращал экспериментировать. Спустя некоторое время становится понятно, что ресурсы лаборатории исчерпаны. Роботу Электронику становилось тесно в узком информационном пространстве, которое могли предоставить профессор и его ассистентка.

Что же придумал Велтистов? Приключения Электроника, краткое содержание которых не передать в трех словах, продолжаются на воле, ведь жажда накопления знаний и желание вырваться из замкнутого пространства лаборатории побудили робота бежать. Попав в огромный, доселе неисследованный мир, он поначалу не знает, что ему делать. Однако совершенно человеческое чувство - любопытство - толкает Электроника на изучение всего происходящего вокруг.

Встреча двойника

Внешний вид робота ничем не выделял его среди других людей (именно на этой особенности андроида построил Евгений Велтистов приключения Электроника). Поэтому профессор Громов, который, конечно же, хватился пропажи, сразу же потерял его из поля зрения. Раздосадованный ученый не мог понять, почему его детище решило покинуть лабораторию. Однако спустя некоторое время он решил, что Электронику просто стало скучно. Ему захотелось новых знаний и впечатлений.

Разве мог обойтись без встречи прототипа и робота Велтистов? «Приключения Электроника», краткое содержание которых можно выразить словами «общение обычного семиклассника Сергея Сыроежкина с роботом», написаны именно ради этой встречи. И все приключения как раз и начинаются со столкновения живого и электронного мальчишек. Мы уже знаем, почему внешне они очень похожи друг на друга. Сергей просто рад очередному другу, а для робота такая встреча - это возможность быстрее адаптироваться в новом для него мире.

Электроник раскрывается Сыроежкину, рассказывая тому, что он робот. Сыроежкин потрясен, но удивляется недолго. Он читал много фантастических рассказов и знает про концепцию робототехники. Проверяя знания и силу Электроника, Сергей лишний раз убеждается, что имеет дело с настоящим андроидом.

Подмена

Е. Велтистов «Приключения Электроника» писал об обычных подростках. В процессе общения мальчишек выясняется, что у Сергея не все в порядке с учебой. Это создает ему реальные проблемы и в школе, и дома. У Сыроежкина возникает хитроумный план: подменить себя роботом. Благо, что они практически на одно лицо.

Под предлогом развития навыков общения он предлагает Электронику пойти вместо него в школу. Так он рассчитывает решить сразу несколько проблем. Во-первых, существенно поправить свои дела в плане успеваемости в школе. Во-вторых, наладить отношения с родителями, которые пошатнулись в результате плохой учебы. И, в-третьих, обрести, наконец-то, личную свободу. Как раз последнего, по мнению Сыроежкина, ему явно не хватает.

Электроник, созданный для того, чтобы помогать людям, соглашается, не раздумывая. Просьба Сережи как раз вписывается в его концепцию познания социума.

Из троечника в отличники

Так и начались приключения Электроника (содержание его похождений занимает почти все три повести). Одевшись как Сыроежкин, он идет в школу. Там Эл быстро адаптируется благодаря компанейскому статусу самого Сергея. Добрый и отзывчивый разгильдяй довольно популярен в школьной среде.

Однако вскоре одноклассники увидели разительные изменения, которые произошли с троечником Сыроежкиным. На уроке математики он блестяще написал контрольную, чем поверг учителя в шок. Показал глубокие познания в литературе, а на уроке рисования сделал почти художественный портрет понравившейся ему учительницы. Ну и совсем покорил новый Сыроежкин и одноклассников, и учителя своей сумасшедшей силой, которую он продемонстрировал на уроке физкультуры.

Электроник и родители Сыроежкина

Вся школа не переставала удивляться такой трансформации вчерашнего разгильдяя и прогульщика в примерного школьника. Вместе с тем ближайшие друзья начали замечать в нем некоторые странности поведения. Отношения псевдо-Сыроежкина с матерью также налаживаются. Мама не перестает радоваться сыну, который наконец-то взялся за ум и стал прилежно заниматься.

А вот отношения с отцом стали складываться странно и непредсказуемо. По всей видимости, образ настоящего Сыроежкина был более по душе не очень суровому родителю. Парень, который все время проводит за книгами в ущерб общению с отцом, стал его настораживать. Именно так показывает необходимость человеческого общения Велтистов.

«Приключения Электроника», краткое содержание которых нас сегодня интересует, повествуют о том, как подлинный Сергей Сыроежкин наслаждался свободой. Он целые дни напролет проводил в старом гараже, катался на мопеде и отдыхал от школы.

Неправильная свобода

Со временем, когда первый восторг прошел, Сережа начал ощущать беспокойство. Он издалека наблюдал, как робот общается с его школьными товарищами. Замечал, как нежно и любя смотрит на Электроника его мать. Постепенно парень пришел к выводу, что идея замещения была не очень-то удачной.

Как же раскрывает сюжет Велтистов? «Приключения Электроника», главные герои которых запутались в своих эмоциях, продолжаются довольно откровенным для детской книжки разговором. Тоскуя, Сергей высказывает наболевшее Электронику при очередной встрече. Тот тоже довольно серьезно вжился в роль. Роботу нравится общаться в школьном коллективе и с родителями Сыроежкина. Самообучающаяся программа все больше делает его похожим на человека. Он уже почти испытывает эмоции, и его желание стать человеком усиливается с каждым днем.

Человек - это звучит гордо

Внутренний конфликт приводит к тому, что робот снова убегает от людей, а Сыроежкину приходится буквально отвоевывать свое имя. Все ребята помогают ему в учебе, и самостоятельно заработанные отличные оценки лишний раз подтверждают то, что главное - это желание и сила воли. Наверное, именно это хотел подчеркнуть Велтистов.

«Приключения Электроника», отзывы о которых только восторженные, повествуют и о том, что даже робот, оказавшись в сложной ситуации, сумел не пойти на поводу у шайки воров, а поступил «по-человечески», предотвратив готовившееся преступление.

Самое интересное, что книги об Электронике заставляют задуматься. Возникает масса вопросов - от целесообразности создания роботов, подобных Элу, до возможности полного замещения человека машиной. А если так, то что делать людям? Е. Велтистов, «Новые приключения Электроника» - книга, написанная спустя 20 лет. Она продолжает развивать эту тему.И, пожалуй, важнейший вывод, к которому должен прийти каждый, - человеческие эмоции и поступки должны служить только добрым и честным делам.

Евгений Велтистов

Приключения Электроника


Электроник - мальчик из чемодана

ЧЕМОДАН С ЧЕТЫРЬМЯ РУЧКАМИ

Ранним майским утром к гостинице «Дубки» подкатил светло-серый автомобиль. Распахнулась дверца, из машины выскочил человек с трубкой в зубах. Увидев приветливые лица, букеты цветов, он смущенно улыбнулся. Это был профессор Громов. Почетный гость конгресса кибернетиков приехал из Синегорска, сибирского научного городка, и, как всегда, решил остановиться в «Дубках».

Директор «Дубков», организовавший торжественную встречу, занялся вещами. Из распахнутой пасти багажника торчал закругленный угол большого чемодана.

Э-э, даже такой силач, как вы, не поднимет его, - сказал профессор, заметив, что директор заглядывает в багажник. - Это очень тяжелый чемодан.

Пустяки, - отозвался директор. Он обхватил чемодан мускулистыми руками и поставил на землю. Лицо его покраснело. Чемодан был длинный, черного цвета, с четырьмя ручками. По форме он напоминал футляр контрабаса. Однако надписи точно определяли содержимое: «Осторожно! Приборы!»

Ну и ну… - покачал головой директор. - Как же вы справлялись, профессор?

Приглашал четырех носильщиков. А сам руководил, - сказал Громов.

Мы оставили вам тот же номер. Вы не возражаете?

Прекрасно. Весьма благодарен.

Директор с тремя помощниками взялись за ручки и отнесли чемодан на второй этаж. Поднявшись за ними, профессор с удовольствием оглядел голубоватые стены гостиной, удобную мебель, маленький рабочий стол у широкого, во всю стену, окна. Он почувствовал, что в комнате пахнет сосновым лесом, и улыбнулся.

Директор нажал на одну из кнопок у двери:

Запах хвои не обязательно. Если хотите, можно цветущие луга, фиалки и даже морозный день. Это кнопки генератора запахов. Для настроения.

Все чудесно, настроение отличное, - успокоил его профессор.

Мы так и думали. Пожалуйста, располагайтесь, отдыхайте. - И директор удалился.

Профессор распахнул окно. В комнату с шорохом листвы влетел утренний ветерок и запутался в прозрачных шторах. Под окном росли крепкие дубки, солнечные лучи пробивались сквозь их лохматые шапки и ложились светлыми пятнами на землю. Вдалеке шуршали шины. Над деревьями прострекотал маленький вертолет - воздушное такси.

Громов улыбнулся: он никак не мог привыкнуть к этим вертолетам и ездил в обычных такси. Он видел, что город раздался и похорошел. От вокзала ехали мимо километровых цветников, в бесконечном коридоре зеленых деревьев, застывших, как в почетном карауле. Куда ни посмотришь - везде что-то новое: березовая рощица, хоровод стройных сосен, яблони и вишни в белых накидках, цветущая сирень… Сады висели и над головой, на крышах зданий, защищенные от непогоды прозрачными раздвижными куполами. В промежутках между окнами, которые перепоясывали здания блестящими лентами, тоже была зелень: вьющиеся растения цеплялись за камни и бетон.

Дубки подросли, - сказал профессор, смотря в окно.

Да, он много лет не был в этом городе.

Он нагнулся над чемоданом, отпер замки, откинул крышку. В чемодане, на мягком голубом нейлоне, лежал, вытянувшись во весь рост, мальчик с закрытыми глазами. Казалось, он крепко спит.

Несколько минут профессор смотрел на спящего. Нет, ни один человек не мог бы сразу догадаться, что перед ним кибернетический мальчик. Курносый нос, вихор на макушке, длинные ресницы… Синяя курточка, рубашка, летние брюки. Сотни, тысячи таких мальчишек бегают по улицам большого города.

Вот мы и приехали, Электроник, - мягко произнес профессор. - Как ты себя чувствуешь?

Ресницы дрогнули, блестящие глаза открылись. Мальчик приподнялся и сел.

Я чувствую себя хорошо, - сказал он хриплым голосом. - Правда, немного трясло. Почему я должен был лежать в чемодане?

Профессор помог ему вылезти, стал поправлять костюм.

Сюрприз. Ты должен знать, что такое сюрприз. Но об этом поговорим потом… А теперь одна необходимая процедура.

Он усадил Электроника на стул, достал из-под его куртки маленькую электрическую вилку на эластичном, растягивающемся проводе и вставил ее в розетку.

Ой! - дернулся Электроник.

Ничего, ничего, потерпи, - успокаивающе сказал профессор. - Это необходимо. Ты будешь сегодня много двигаться. Надо подкрепиться электрическим током.

Оставив Электроника, профессор подошел к видеотелефону, набрал на диске номер. Засветился голубой экран. Громов увидел знакомое лицо.

Да, да, Александр Сергеевич, я уже здесь, - попыхивая трубкой, весело сказал Громов. - Самочувствие? Превосходное!

Я не хочу, - раздался за его спиной скрипящий голос Электроника. - Я так не могу…

Профессор погрозил Электронику пальцем и продолжал:

Приезжайте… Жду… Предупреждаю, вас ждет сюрприз!

Экран погас. Громов повернулся, чтобы спросить мальчика, почему он капризничает, но не успел. Электроник вдруг сорвался со стула, подбежал к подоконнику, молниеносно вскочил на него и прыгнул со второго этажа.

В следующее мгновение профессор был у окна. Он увидел, как мелькает между деревьями синяя курточка.

Электроник! - крикнул Громов.

Но мальчик уже исчез.

Покачивая головой, профессор достал из кармана очки и нагнулся к розетке.

Сбегая по лестнице, профессор заметил удивленное лицо директора и успокаивающе помахал ему рукой. Сейчас было не до объяснений.

У тротуара стояло такси. Громов резко распахнул дверцу, упал на сиденье. Переводя дыхание, скомандовал шоферу:

Вперед! Надо догнать мальчика в синей куртке!..

… Так начались необычайные события, которые вовлекли в свой круговорот немало людей.

БЕЛЫЙ ХАЛАТ ИЛИ ФОРМУЛЫ?

Живет в большом городе обыкновенный мальчишка - Сергей Сыроежкин. Внешность его ничем не примечательна: круглый курносый нос, серые глаза, длинные ресницы. Волосы всегда взъерошены. Мышцы незаметные, но тугие. Руки в ссадинах и чернилах, ботинки потрепаны в футбольных баталиях. Словом, Сыроежкин такой, как и все тринадцатилетние.

Сережка полгода назад переехал в большой желтокрасный дом на Липовой аллее, а до этого он жил в Гороховом переулке. Даже странно, как среди зданийвеликанов мог так долго сохраниться последний островок старого города - Горохов переулок, с его низенькими домиками и такими маленькими дворами, что всякий раз, когда ребята затевали игру в мяч, обязательно разбивали окно. Но вот уже полгода, как Горохова переулка нет. Бульдозеры снесли дома, и теперь там орудуют длиннорукие краны.