Поместные церкви в православии список. Православные церкви всего мира. Священный синод Сербской Православной Церкви

Единая по существу Вселенская Православная Церковь состоит из 15 Поместных Православных Церквей. Каждая из Поместных Церквей имеет административную независимость (автокефалию) от других и возглавляется собственным Предстоятелем - патриархом, архиепископом или митрополитом. Главой всей Вселенской Церкви является Господь Иисус Христос.


Назва-ние церк-ви Осно-ва-ние Пред-сто-я-тель Глав-ный го-род Кален-дарь Язы-ки бо-го-слу-же-ния
1. Кон-стан-ти-но-поль-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь 381 год; пат-ри-ар-хат с 451 года пат-ри-арх Вар-фо-ло-мей Стам-бул но-во-юли-ан-ский гре-че-ский, на-цио-наль-ные язы-ки
2. Алек-сан-дри-йская Пра-во-слав-ная Цер-ковь I в. (ап. Марк); пат-ри-ар-хат с 451 г. пат-ри-арх Фео-дор II. Алек-сан-дрия но-во-юли-ан-ский гре-че-ский, араб-ский, на-цио-наль-ные язы-ки Афри-ки, ан-глий-ский и аф-ри-ка-анс
3. Антио-хий-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь I в. (апп. Петр и Павел); пат-ри-ар-хат с 451 г. пат-ри-арх Иоанн Х Дамаск но-во-юли-ан-ский араб-ский
4. Иеру-са-лим-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь I век; пат-ри-ар-хат с 451 года пат-ри-арх Фео-фил III Иеру-са-лим юли-ан-ский гре-че-ский и араб-ский
5. Рус-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь 988 г. – Киев-ская мит-ро-по-лия в со-ста-ве Кон-стан-ти-но-поль-ской Церк-ви; ав-то-ке-фа-лия с 1448 г. пат-ри-арх Кирилл Москва юли-ан-ский цер-ков-но-сла-вян-ский, на-цио-наль-ные язы-ки
6. Гру-зин-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь I в. (апп. Андрей и Симон); 457 г. - ав-то-ке-фа-лия от Антио-хий-ской Церк-ви пат-ри-арх Илия II Тби-ли-си юли-ан-ский ста-ро-гру-зин-ский
7. Серб-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь IV в.; 1219г. - ав-то-ке-фа-лия от Кон-стан-ти-но-поль-ской Церк-ви пат-ри-арх Ири-ней Бел-град юли-ан-ский цер-ков-но-сла-вян-ский и серб-ский
8. Румын-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь IV в.; 1885г.- ав-то-ке-фа-лия от Кон-стан-ти-но-поль-ской Церк-ви пат-ри-арх Дани-ил Буха-рест но-во-юли-ан-ский ру-мын-ский
9. Бол-гар-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь 865 г.; 919 г. - ав-то-ке-фа-лия от Кон-стан-ти-но-поль-ской Церк-ви пат-ри-арх Нео-фит София но-во-юли-ан-ский цер-ков-но-сла-вян-ский и бол-гар-ский
10. Кипр-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь 47 г. (ап. Вар-на-ва) ар-хи-епи-скоп Хри-зо-стом II Нико-сия но-во-юли-ан-ский гре-че-ский
11. Эллад-ская (Гре-че-ская) Пра-во-слав-ная Цер-ковь I в. (ап. Павел); 1850 г. - ав-то-ке-фа-лия от Кон-стан-ти-но-поль-ской Церк-ви ар-хи-епи-скоп Иеро-ним II Афи-ны но-во-юли-ан-ский гре-че-ский
12. Албан-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь X в.; 1937 г. - ав-то-ке-фа-лия от Кон-стан-ти-но-поль-ской Церк-ви ар-хи-епи-скоп Ана-ста-сий Тира-на но-во-юли-ан-ский ал-бан-ский, гре-че-ский и ару-мын-ский (влах-ский)
13. Поль-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь X в.; 1948 г. - ав-то-ке-фа-лия от Рус-ской Церк-ви мит-ро-по-лит Сав-ва Вар-ша-ва юли-ан-ский поль-ский, цер-ков-но-сла-вян-ский, укра-ин-ский, в Бра-зи-лии - пор-ту-галь-ский
14. Пра-во-слав-ная Цер-ковь Чеш-ских зе-мель и Сло-ва-кии IX в. (свв. Кирилл и Мефо-дий); 1951 г. - ав-то-ке-фа-лия от Рус-ской Церк-ви мит-ро-по-лит Рости-слав Пре-шов юли-ан-ский, гри-го-ри-ан-ский цер-ков-но-сла-вян-ский, чеш-ский, сло-вац-кий
15. Пра-во-слав-ная Цер-ковь в Аме-ри-ке 1970 г. - ав-то-ке-фа-лия от Рус-ской Церк-ви мит-ро-по-лит Тихон Вашинг-тон но-во-юли-ан-ский ан-глий-ский

Автокефа́лия (от греч. αυτο"ς + κεφαλη" - "сам" + "голова" = "самовозглавление") - наиболее полное самоуправление (в отличие от более ограниченного автономного самоуправления), административная независимость поместных Церквей

С точки зрения канонического права категория автокефалии имеет прикладной характер. Она призвана помогать организовывать иерархически структурированные общины в поместную Церковь . Автокефальными являются те поместные Церкви, которые, будучи частями Вселенской Церкви , пользуются наибольшей степенью самоуправления. Автокефальная Церковь вполне самостоятельна по отношению к иным автокефальным Церквам, хотя все они, являясь частями Церкви Вселенской, взаимозависимы. (Подробнее о совмещении единства и множественности Церкви см. в ст. поместная Церковь).

Сущность автокефалии в том, что предстоятель автокефальной Церкви избирается и поставляется собственными архиереями , без получения разрешения либо согласования других автокефальных Церквей. При этом в поставлении могут принимать участие, в качестве приглашенных, и владыки других автокефальных Церквей.

Кроме независимости в избрании и поставлении первоиерарха, самостоятельность автокефальных Церквей обыкновенно выражается в:

  • праве издания своих законов и правил (таких как Уставы (Положения) поместных Церквей)
  • самостоятельном определении своего устройства и управления
  • самостоятельном освящении для себя святого мира
  • праве самостоятельно канонизировать своих святых
  • составлении и введении в употребление новых чинопоследований и песнопений (при условии сохранения догматического учения, содержащегося в богослужебных текстах)
  • независимости в принятии решений в административной сфере
  • самостоятельности в области церковного суда
  • праве созывать свои Поместные Соборы
  • праве инициирования созыва Вселенского Собора

Автокефалия как самостоятельность внутреннего управления в Церкви имеет естественные ограничения, связанные с общецерковным единством. Все автокефальные Церкви тождественны друг другу, будучи отделены не вероучительно и духовно, а лишь территориально и административно, в рамках Единой Вселенской Церкви. Каждая поместная Православная Церковь , возглавляемая своим предстоятелем , являет собой всю полноту Единой, Святой, Соборной, и Апостольской Православной Церкви , к которой одинаково принадлежат все прочие поместные Церкви.

Самостоятельность автокефальных Церквей ограничена соборным единством в областях:

  • догматов - только Вселенской Церкви принадлежит право свято хранить, выражать и толковать Богооткровенную истину, никаким образом не изменяя сущность веры и истины
  • канонов - применяя святые каноны к местным условиям, их соблюдают все поместные Церкви; важнейшие канонические вопросы подлежат совместному ведению всей Вселенской Церкви
  • богослужения - литургическая жизнь каждой поместной Церкви должна соответствовать единому догматическому учению и стремиться к единообразию в основных нормах; важнейшие канонические вопросы подлежат совместному ведению всей Вселенской Церкви

Единство автокефальных Церквей выражается также в совместном литургическом служении и во внесении имен их предстоятелей в диптихи , оглашаемые на литургии (как правило, в случае ее совершения предстоятелем той или иной автокефальной Церкви). Это единство основывается на том, что в каждой из поместных Церквей, как и в каждом православном храме, совершается истинная Евхаристия , к которой христиане приобщаются через Таинство Причащения . Только в единстве всех православных общин между собой возможно достигнуть полноты церковной жизни и пребывать в единстве с Богом .

Известный канонист епископ Далматинский Никодим (Милаш) пишет: "Единство Вселенской Церкви состоит... в единстве веры между Поместными Церквами , в единстве духа между ними, во взаимном общении их по образу, установленному законами и церковной практикой, в согласном действовании их в канонически определенном направлении " .

Развитие понятия

Административная самостоятельность была изначально присуща каждой отдельной поместной Церкви . Церкви основанные апостолами были независимы сами по себе, в силу своего возникновения в некой обособленной местности. Средоточием проповеди и церковной жизни таких Церквей обыкновенно были важнейшие города - в первую очередь провинциальные столицы-митрополии Римской империи . Христианские общины прилежащих земель, обязанные своим рождением проповедникам из апостольских Церквей чтили эти Церкви как своих матерей, признавали для себя их авторитет. Так складывались первые поместные Церкви, возглавляемые столичными первоепископами. В итоге большинство древних митрополий - обычно соответствовавших римским провинциям - являлись по существу автокефальными. По словам Феодора Вальсамона : "в древности все митрополиты епархий были независимы (автокефальны) и рукополагаемы были своими собственными Соборами ." Одновременно за несколькими наиболее важными кафедрами, такими как Римская , Александрийская и Антиохийская , существовало и определенное преимущество.

После утверждения Христианства в качестве господствующей веры в Римской империи пошло упорядочение церковного управления. На II Вселенском Соборе вторым правилом было запрещено "областым епископам" простирать свою власти "на Церкви, за пределами своея области...яко дела каждой области благоучреждать будет Собор той же области ." В то время такими самостоятельными церковными областями, по оценке профессора С. В. Троицкого , "были Церкви если не во всех Римских провинциях (а их было около 100), то во всяком случае во всех 14 диоцезах Римской империи " . Однако, вопреки этому правилу, на деле в эпоху Вселенских Соборов произошла консолидация почти всех поместных Церквей вокруг главнейших городов, чьи архиереи получили титул патриархов . При правоверном царе Юстиниане Великом в веке была выражена формула устройства Вселенской Церкви как пентархии - "пятивластия" патриархов, хотя на деле количество самостоятельных поместных Церквей никогда не было сведено к пяти Патриархатам.

Термин "автокефалия" также был введен в церковный обиход в эпоху Вселенских Соборов. В канонах он не использовался , а в общем восточно-римском употреблении имел не менее трёх различных смыслов, как церковных так и светских. С века известно употребление этого слова для обозначения вплоне административно независимой поместной Церкви - около года в своей "Церковной истории" Феодор Чтец называет так Кипрскую Церковь . Старейшие известные списки епархий Константинопольской Церкви , вероятно относящиеся к VII веку, содержат другое употребление. Здесь "автокефальными архиепископами " называются те архиереи, которые подчинялись непосредственно патриарху, в противоположность "зависимым епископам ," которые были подчинены местным митрополитам . Наконец, известо и третье, светское употребление этого термина - царь Константин Багрянородный в веке называет так самостоятельные города Далмации .

Отчасти схожим был процесс размножения автокефальных церковных областей в Австро-Венгрии , за тем главным отличием что империи удавалось удерживать православные меньшинства в рамках одного государства. В году власти пошли навстречу давним требованиям румын и позволили выделение из Карловацкой Церкви самостоятельной румынской Трансильванской Митрополии . В году из Карловацкой Церкви была также выделена Буковинская Митрополия , объединившая православных в Австрии . Таким образом за столетие перед годом количество автокефалий в составе Православной Церкви выросло с 8 до 14.

Первая мировая война ; последовавший за ней революционный распад Российской , Османской и Австро-Венгерской империй; проведение принципа "национального самоопределения" при политическом переустройстве Восточной Европы - всё это выразилось в значительных сдвигах автокефальных областей Православной Церкви. Новые условия позволили сербам и румынам объединиться в раках единых государств-наций, в связи с чем произошло слияние соответствующих поместных Церквей. В - годах прошло слияние Сербской (Белградской) , Карловацкой , Черногорской , автономной Боснийской (от Константинополя) и части Буковинской Церквей в единый

Большинство православных Предстоятелей неоднократно высказывались, что канонической Церковью на Украине является Украинская Православная Церковь Московского Патриархата

Незаконное, в нарушение всех церковных правил вторжение Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви, чьей самоуправляемой, но неотъемлемой частью является Церковь Украинская, вызвало закономерную реакцию значительной части православного мира.

И хотя Предстоятели Поместных Православных Церквей пока не решаются прямо осудить антиканонические действия Константинопольского Патриарха Варфоломея, большинство из них в последнее время уже не раз высказывали свою однозначную позицию, согласно которой только Церковь Московского Патриархата является единственной законной Церковью на территории Украины.

Представляем вашему вниманию подборку высказываний представителей Поместных Православных Церквей, выстроенных в порядке первенства чести.

«Давайте помолимся ко Господу, который всё делает для нашего блага, который наставит нас на путь разрешения этих проблем. Если раскольник Денисенко хочет вернуться в лоно Церкви, он должен вернуться туда, откуда ушёл» (то есть в Русскую Православную Церковь Московского Патриархата – ред.).


«Антиохийская Патриархия выступает совместно с Русской Церковью и высказывается против церковного раскола на Украине».


«Мы самым категорическим образом осуждаем действия, направленные против приходов канонической Православной Церкви на Украине. Не зря святые отцы Церкви напоминают нам, что разрушение единства Церкви есть смертный грех».

«Щупальца глобализации пытаются проникнуть и в Церковное тело, чтобы его разрушить. Это происходит по всему миру, в том числе и в Украине. Вмешательство политиков в дела Церкви, представителей одной Церкви в дела другой под влиянием политиков – это признаки такого процесса».


По этому поводу высказался и другой представитель Иерусалимской Церкви, архиепископ Севастийский Феодосий (Ханна) , который дал ещё более точную оценку происходящему:

«Проблема Украины и проблема Русской Православной Церкви на Украине – пример вмешательства политиков в церковные дела. К сожалению, здесь имеет место реализация американских целей и интересов. Политика США сделала мишенью Украину и Православную Церковь на Украине. Украинская Церковь всегда исторически была вместе с Русской Церковью, была с ней одной Церковью, и нужно защитить и сохранить это».


4. Предстоятель Грузинской Православной Церкви Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II (со слов представителя):

«Его Блаженство не согласен с инициативами Вселенского Патриархата относительно Украины и признаёт законной исключительно Церковь под руководством митрополита Онуфрия».


5. Предстоятель Сербской Православной Церкви Патриарх Ириней:

«Очень опасной и даже катастрофической ситуацией, вероятно, фатальной для единства Православия, является возможный акт чествования и восстановления раскольников в ранг епископов, особенно архираскольников, таких, как «киевский патриарх» Филарет Денисенко, приведение их к литургическому служению и причастию без покаяния и возврата в лоно Русской Церкви, от которой они отреклись. И всё это без согласия Москвы и координации с ней».

Синод Сербской Православной Церкви также особо выразил поддержку канонической Украинской Православной Церкви:

«Собравшиеся здесь выражают полную солидарность и сострадательную братскую любовь со своей сестрой-мученицей Украинской Церковью, которая подвергается жесточайшим гонениям со стороны киевского режима».


«У меня всегда были очень хорошие отношения с митрополитом Онуфрием. Мы знаем, что он любит народ Украины и смиренно работает на благо народа и всех православных христиан. Мы молимся, чтобы Господь даровал ему силы и здоровье, дабы вынести все те испытания, что Господь ему послал и которые он преодолевает с достоинством».

Епископ Мельницкий Герасим, секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви отметил, что Болгарская Церковь хорошо осведомлена об украинских церковных проблемах, но в их решении необходимо строго соблюдать церковные каноны.


7. Представитель Кипрской Православной Церкви Митрополит Лимассольский Афанасий:

«Вопрос предоставления автокефалии должен решаться Патриархом Московским, в чьей юрисдикции находится Украинская Православная Церковь, затем – канонической Украинской Церковью, а потом всеми Православными Церквами, при наставлении Вселенского Патриарха. Но первое слово – за Матерью Украинской Церкви, коей является Московский Патриархат».



«Греческая Православная Церковь, как и все остальные Церкви мира, признаёт только каноническую Украинскую Православную Церковь, главой которой является митрополит Онуфрий».


9. Предстоятель Албанской Православной Церкви Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий назвал единство Православной Церкви «ключевым вопросом ХХІ века»:

«Ключевой нашей фразой из 1960-х годов, которая с тех пор не перестаёт звучать, стала следующая фраза: "Православная Церковь – это не Конфедерация Поместных Церквей, но Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь"».



10. Позиция Польской Православной Церкви (из официального письма секретаря канцелярии):

«Для предоставления автокефалии Украинской Церкви необходимо согласие всех Поместных Церквей, а поспешное решение может лишь углубить раскол».


«Раскол, спровоцированный человеческим эгоизмом, можно исцелить только покаянием и возвратом в лоно Церкви. Новая автокефалия должна быть результатом общего консенсуса».

Таким образом, абсолютное большинство Предстоятелей и официальных представителей Поместных Православных Церквей (двенадцать из пятнадцати, включая Русскую Православную Церковь - ред.) уже в той или иной форме высказались в поддержку канонической Украинской Православной Церкви как части Церкви Русской. И сегодня, когда ситуация на Украине обостряется в буквальном смысле с каждым часом, этот соборный голос Православного мира особенно важен.

Об устройстве Православной Церкви без вымыслов – преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф.

– Андрей, кто глава Православной Церкви?

– Глава Православной Церкви – Сам Господь наш Иисус Христос, Ее Основатель. Однако при этом каждая Поместная Церковь имеет своего Предстоятеля (буквально – тот, кто стоит впереди), избираемого из среды высшего, епископского, духовенства. В разных Церквах это может быть или Патриарх, или Митрополит, или Архиепископ. Но при этом Предстоятель не обладает какой-либо высшей благодатью, он является только первым среди равных, и все основные решения, которые принимаются в пределах Церкви, утверждаются преимущественно на особом Архиерейском Соборе (собрании епископов той или иной Церкви). Предстоятель может, например, инициировать, предложить то или иное действие, но без соборного его утверждения оно никогда не будет иметь силы. Пример тому – история Вселенских и Поместных Соборов, на которых только соборным разумом принимались основы христианского вероучения.

– Какова иерархия среди священнослужителей?

– В Православной Церкви принято деление священнослужителей на три категории или степени: архиерейскую, священническую и диаконскую. Прообраз такого деления мы можем увидеть в Церкви Ветхозаветной, священнослужители которой, будучи исключительно представителями одного колена – Левиина, имели следующую градацию: первосвященник (выполнял функции главного священника с определенными полномочиями), священники и левиты. В Ветхом Завете подобное деление было установлено Самим Богом и преподано через пророка Моисея, причем неоспоримость данного установления была доказана многими чудесами (самые яркие из них расцветший жезл первосвященника Аарона, а также погибель Корея, Дафана и Авирона, оспаривавших богоизбранность левитского священства). Современное же деление священства на три категории имеет свое основание в Новом Завете. Святые апостолы, избранные Самим Спасителем на служение Евангелию и исполнявшие функции епископов, для более успешного распространения учения Христа рукополагали для основываемых ими Церквей (конечно, не в нашем понимании – обширных многомиллионных Поместных Церквей, а первоначальных христианских общин) епископов, священников (пресвитеров) и диаконов.

– Кто такие диаконы, священники, епископы? В чем разница между ними?

– Епископы (архиереи) – это высшая степень священства. Представители этой степени являются преемниками самих апостолов. Епископы, в отличие от священников, могут совершать все богослужения и все Таинства. Кроме того, именно епископы имеют благодать рукополагать других людей для совершения ими священнического служения. Священники (пресвитеры или иереи) – священнослужители, которые имеют благодать совершать, как уже было сказано, все богослужения и Таинства, кроме Таинства Священства, следовательно, не могут передать другим то, что получили сами от епископа. Диаконы – низшая степень священства – самостоятельно не вправе совершать ни богослужений, ни Таинств, а лишь только участвовать и помогать при их совершении епископу или священнику.

– Что значит белое и черное духовенство?

– Более верно говорить: женатое духовенство и монашествующее. Женатое духовенство, как уже видно из самого названия, представляют те священники и диаконы, которые до своего рукоположения в священный сан вступили в брак (в православной традиции брак священнослужителям дозволяется только до хиротонии, после рукоположения жениться запрещено). Монашествующее духовенство – это те священнослужители, которые перед хиротонией (иногда – после хиротонии) были пострижены в монашество. В православной традиции в высшую священническую степень – епископскую – могут быть рукоположены только представители монашествующего духовенства.

– Что-то поменялось за 2000 лет существования христианства?

– Со времен существования Церкви в Ней кардинально ничего не поменялось, потому что Ее основная функция – спасать человека – одна и та же на все времена. Естественно, что с распространением христианства Церковь росла и географически, и, следовательно, административно. Так, если в древности епископ был главой местной Церкви, которая может быть приравнена к сегодняшнему приходу, со временем епископы стали возглавлять группы таких приходов-общин, образовавших отдельные церковно-административные единицы – епархии. Таким образом, церковное устройство благодаря своему развитию стало более сложным, но при этом сама цель Церкви, заключающаяся в приведении человека к Богу, не изменилась.

– Как происходят выборы в Церкви? Кто решает вопросы «карьерного роста»?

– Если мы говорим о выборах в высшую священническую степень – епископскую – то они, например, в Украинской Православной Церкви, происходят на особом собрании епископов – Священном Синоде, который, после Архиерейского Собора, является высшим органом церковного управления (Архиерейский Собор – это собрание всех епископов данной Церкви, а Синод – собрание только отдельных епископов, которые от лица Собора уполномочены решать те или иные церковные вопросы). Точно так же и хиротония будущего епископа совершается не одним каким-нибудь архиереем, пусть это будет даже и Предстоятель, а собором епископов. Вопрос «карьерного роста» тоже решается на Синоде, однако подобное решение более правильно назвать не «карьерный рост», а послушание голосу Церкви, ведь назначение на то или иное церковное служение не всегда связано с ростом в нашем представлении. Пример тому – история с великим учителем Церкви Григорием Богословом, который до своего назначения на столичную Константинопольскую кафедру был определен в небольшой городок Сасимы, вызывающий, по воспоминаниям самого святителя, в его сердце только слезы и отчаяние. Тем не менее, несмотря на свои личные взгляды и интересы, богослов исполнил свое послушание Церкви и в итоге стал епископом новой столицы Римской империи.

Беседовала Наталья Горошкова


Господь наш Иисус Христос – говорит Православная церковь. Именно он – основатель и глава всех Православных церквей в мире. Это основано на Писании: «превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сём веке, но и в будущем, и всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его…». (Еф. 1:22−23)

Административного же, единого главы нет, в отличие от католицизма. Не существует в православии и единого духовного центра, каждая Православная церковь рассматривает себя как кафолическую (то есть каждая часть Церкви обладает той же полнотой, что и вся Церковь) и является автокефальной (от греч. auto – «сам», kephale – «голова»), то есть самостоятельной, административно независимой Поместной церковью.

При существовании Византийской империи главой всех православных христиан был патриарх, ему были подчинены номинально автокефальные патриархии Александрии, Антиохии и Иерусалима – одни из древнейших православных церквей мира. Сегодня же каждый патриарх всех православных церквей – это предстоятель, т.е. епископ, который молитвенно предстоит пред Богом за всю свою паству. А его именование первоиерархом или первосвятителем означает первенство по чести среди других равных ему по благодати иерархов.

Что касается Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, действительно, он не глава всей Православной церкви, но Русская православная – крупнейшая из Поместных православных церквей в мире. Отсюда, вероятно, и значимость встречи Кирилла с Папой Римским Бенедиктом, главой крупнейшей из всех существующих христианских церквей, для православных и католиков России и мира, тем более что это была первая встреча в истории.

Каноническое достоинство православных автокефальных поместных церквей мира отражено в официальном перечне – диптихе чести. РПЦ занимает в нём пятое место.

Во главе списка стоит Константинопольская православная церковь (другое название – Вселенская церковь, или Вселенская патриархия). Возникла она после того, как в 330 году император Константин (Konstantin I) перенёс столицу из Рима в маленький греческий город Византий, названный им Новым Римом, но вскоре переименованный в Константинополь. Константинопольский патриарх считается вселенским, но у него нет права вмешиваться в деятельность других церквей.

Вторая в списке – Александрийская православная церковь, или Греко-православный патриархат Александрии. Это одна из древнейших и влиятельнейших православных церквей, которая возникла в 30-е гг. I в. Её основателем считается апостол Марк. После раскола в V в. из этой церкви образовалась Коптская церковь.

Следующая в диптихе чести – Антиохийская православная церковь, основанная в 30-е г. I в. в древнесирийской Антиохии, где родился и получил образование Иоанн Златоуст, а ученики Христа впервые были названы христианами.

Ещё одна Православная церковь – Иерусалимская (Греко-православный патриархат Иерусалима) считается матерью всех христианских церквей: она сформировалась в месте возникновения самого христианства, его распространение началось также оттуда. По преданию, начало общины связано с именем Якова, брата Иисуса Христа.

Среди древнейших православных церквей – Грузинская: на территории Грузии христианство начало распространяться в первые века н. э.; Апостольская церковь Армении – первым, поставленным непосредственно апостолами Фаддеем и Варфоломеем епископом был в 68−72 гг. Закария, к тому же именно в Великой Армении в 301 году христианство впервые было объявлено государственной религией; Румынская православная церковь – на территории Румынии христианство возникло во II−III вв.; Кипрская – первые христианские общины на острове были основаны в начале нашей эры св. апостолами Павлом и Варнавой.

Кстати, сегодня в мире порядка 250−300 млн человек, которые живут во многих странах мира, в том числе Японии, на Алеутских островах, в Африке, Юго-Восточной Азии и Южной Корее.

И ещё одно кстати: в июне 2016 года на греческом острове Крит впервые за тысячу с лишним лет состоится Всеправославный собор. Он готовился более полувека.