Валгина Нина Сергеевна профессор, кандидат филологических наук. Светлышева Валентина Николаевна доцент, кандидат филологических наук. Пособие включает описание принципов русского правописания и изложение. Диктанты с заданиями

Угадывать мысли и настроение человека по выражению его лица и жестам уже давно стало излюбленным приемом психологов. Мы предлагаем вам освежить свои знания в этой области.

Представьте, что вы сидите у одного из сотрудников и выясняете его реакцию на ваши идеи. Ответьте на вопросы теста и вы узнаете, насколько правильно вы читаете его жесты (помните, что правильных ответов может быть несколько).

1. Ваш собеседник сидит, откинувшись на спинку стула, скрестив руки на груди, кулаки сжаты. Он:

a) защищается;
b) неудобно сидит на стуле;
c) понемногу начинает злиться на вас.

ОТВЕТ ВНИЗУ

Вариант a . Ваш слушатель бессознательно установил защитный барьер. Он отвергает то, что вы ему говорите.

2. Ваш собеседник, похоже, расслабился, он вас почти не слушает. Пока вы говорите, он цепляется ногой за ножку стула. Он:

a) засыпает и пытается победить дремоту;
b) воодушевлен ваши предложением;
c) равнодушен к вашим словам.

ОТВЕТ ВНИЗУ (выделите мышью область внизу; текст ответа написан белыми буквами на белом фоне):

Вариант c . Такие движения - явный признак равнодушия. Ему совершенно не интересно, что вы говорите, и он старается устроиться поудобнее.

3. Внезапно Ваш собеседник вскакивает, хватает другой складной стул и садится на него верхом. Он использует стул в качестве:

a) щита;
b) средства обороны;
c) с его помощью он как бы «взвешивает» ваше предложение.

ОТВЕТ ВНИЗУ (выделите мышью область внизу; текст ответа написан белыми буквами на белом фоне):

Вариант a. Стул служит щитом. Можно считать, что собеседник не принимает ваше предложение. Попробуйте другой подход.

4. Ваш собеседник подпирает рукой подбородок, охватив ладонью щеку и поставив указательный палец на висок. Он:

a) устал;
b) оценивает ваше предложение;
c) скучает.

ОТВЕТ ВНИЗУ (выделите мышью область внизу; текст ответа написан белыми буквами на белом фоне):

Вариант b . Хороший признак. Он серьезно обдумывает ваше предложение. Он явно заинтересован.

5. Ваш собеседник вас слушает, а потом поворачивается на стуле так, что его тело и ноги оказались обращены к двери. Он хочет:

a) посмотреть в окно;
b) размяться;
c) чтобы беседа поскорее закончилась.

ОТВЕТ ВНИЗУ (выделите мышью область внизу; текст ответа написан белыми буквами на белом фоне):

Вариант c . Он хочет, чтобы встреча закончилась как можно быстрее. Он потерял к вам интерес.

6. Вы заметили, что глаза вашего собеседника блуждают по комнате, останавливаясь то на картине, то на окне. Это признак того, что:

a) ему неудобно;
b) на него произвела впечатление обстановка конторы;
c) ему уже не интересно.

ОТВЕТ ВНИЗУ (выделите мышью область внизу; текст ответа написан белыми буквами на белом фоне):

Вариант c . Еще один знак, что собеседнику не интересно. Если человек не хочет смотреть вам в глаза, это обычно считается признаком равнодушия.

7. Ваш собеседник наклонился вперед, он практически сидит на краю стула. Это значит, что:

a) вам пора закругляться;
b) собеседник очень заинтересован;
c) ему неудобно сидеть.

ОТВЕТ ВНИЗУ (выделите мышью область внизу; текст ответа написан белыми буквами на белом фоне):

Вариант b . Он очень хочет сотрудничать с вами.

8. Ваш собеседник расстегивает пиджак. Это значит, что:

a) ему жарко;
b) он нервничает;
c) он расположен к вам и испытывает к вам симпатию.

ОТВЕТ ВНИЗУ (выделите мышью область внизу; текст ответа написан белыми буквами на белом фоне):

Вариант c . Это значит, что ваш собеседник расположен к вам и испытывает дружеские чувства.

9. Ваш слушатель снимает очки и покусывает дужку. В то же время он хлопает себя по подбородку, встает и начинает ходить по комнате. Он смотрит перед собой, но не рассматривает отдельные предметы. Это значит, что:

a) он принимает решение;
b) он взвешивает разные возможности;
c) он хочет уйти.

ОТВЕТ ВНИЗУ (выделите мышью область внизу; текст ответа написан белыми буквами на белом фоне):

Варианты а и b . Собеседник задумался. Лучшее, что вы можете сделать в этот момент, это дать ему возможность подумать над вашим предложением, и не отвлекать его. Он достаточно заинтересован, чтобы принять серьезное решение.

Тамань

Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить. Я приехал на перекладной тележке поздно ночью. Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, что при въезде. Часовой, черноморский казак, услышав звон колокольчика, закричал спросонья диким голосом: «Кто идет?». Вышел урядник и десятник. Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казенной надобности, и стал требовать казенную квартиру. Десятник нас повел по городу. К которой избе ни подъедем – занята. Было холодно, я три ночи не спал, измучился и начинал сердиться. «Веди меня куда-нибудь, разбойник, хоть к черту, только к месту!» – закричал я. «Есть еще одна фатера, – отвечал десятник, почесывая затылок, – только вашему благородию не понравится; там нечисто!» Не поняв точного значения последнего слова, я велел ему идти вперед и после долгого странствования по грязным переулкам, где по сторонам я видел одни только ветхие заборы, мы подъехали к небольшой хате, на самом берегу моря.

Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона. «Суда в пристани есть, – подумал я, – завтра отправлюсь в Геленджик».

(246 слов)
(М.Лермонтов . Герой нашего времени)

Задания

1. В предпоследнем предложении подчеркните как члены предложения все самостоятельные части речи. Дайте характеристику этого предложения и определите, в чем его особенность.

2. Приведите толкование выделенных слов: урядник, десятник, фатера, избочась, нечисто.

Ночное путешествие

Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты. Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень. Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега; однако иначе ему некуда было деваться. Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты; навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошел мимо меня. Под мышкой он нес какой-то узел, и, повернув к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке. «В тот день немые возопиют и слепые прозрят», – подумал я, следуя за ним в таком расстоянии, чтоб не терять его из вида.

Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить. Я, с трудом спускаясь, пробирался по крутизне, и вот вижу: слепой приостановился, потом повернул низом направо; он шел так близко от воды, что казалось, сейчас волна его схватит и унесет; но, видно, это была не первая его прогулка, судя по уверенности, с которой он ступал с камня на камень и избегал рытвин. Наконец он остановился, будто прислушиваясь к чему-то, присел на землю и положил возле себя узел. Я наблюдал за его движениями, спрятавшись за выдававшеюся скалою берега. Спустя несколько минут с противоположной стороны показалась белая фигура; она подошла к слепому и села возле него.

(245 слов)
(М.Лермонтов . Герой нашего времени)

Задания

1. Определите, в чем сходство и различие синтаксической структуры первого предложения 1-го абзаца и начала первого предложения (двух частей, соединенных союзом и ) 2-го абзаца.

2. Подчеркните грамматические основы второго предложения 2-го абзаца, отметьте их цифрами и нарисуйте схему (вертикальную) предложения.

10-й класс

Странности на Патриарших

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе, второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.

Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой Массолит, и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его – поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный.

Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды».

Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера: не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, – никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея.

Тут приключилась вторая странность, касающаяся одного Берлиоза. Он внезапно перестал икать, сердце его стукнуло и на мгновение куда-то провалилось, потом вернулось, но с тупой иглой, засевшей в нем. Кроме того, Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки.

Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало. Он побледнел, вытер лоб платком, подумал: «Что это со мной? Этого никогда не было... сердце шалит... я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск...». И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок... Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая.

(316 слов)
(По М.А. Булгакову)

Задания

1. Нарисуйте вертикальную схему второго предложения 4-го абзаца и дайте его характеристику.

2. В последнем предложении подчеркните все слова как члены предложения. Охарактеризуйте его.

3. Знаете ли вы, чему равна сажень, т.е. какого роста был «гражданин»?

Было дело в Грибоедове

Ресторан зажил своей обычной ночной жизнью и жил бы ею до закрытия, если бы не произошло нечто, уже совершенно из ряду вон выходящее и поразившее ресторанных гостей гораздо больше, чем известие о гибели Берлиоза.

Откуда ни возьмись, у чугунной решетки вспыхнул огонечек и стал приближаться к веранде. Сидящие за столиками стали приподниматься и всматриваться и увидели, что вместе с огонечком шествует к ресторану белое привидение. Когда оно приблизилось к самому трельяжу, все как будто закостенели за столиками с кусками стерлядки на вилках и вытаращив глаза. Швейцар, вышедший в этот момент из дверей ресторанной вешалки на двор, чтобы покурить, затоптал папиросу и двинулся было к привидению с явной целью преградить ему доступ в ресторан, но почему-то не сделал этого и остановился, глуповато улыбаясь.

И привидение, пройдя в отверстие трельяжа, беспрепятственно вступило на веранду. Тут все увидели, что это – никакое не привидение, а Иван Николаевич Бездомный, известнейший поэт.

Он был бос, в разодранной беловатой толстовке, к коей на груди английской булавкой была пришпилена бумажная иконка со стершимся изображением неизвестного святого, в руке Иван Николаевич нес зажженную венчальную свечу. Правая щека Ивана Николаевича была свежеизодрана. Трудно даже измерить глубину молчания, воцарившегося на веранде; видно было, как у одного из официантов пиво течет из покосившейся набок кружки на пол.

Здесь из внутреннего зала повалил на веранду народ, вокруг Иванова огня сдвинулась толпа.

Иван впал в беспокойство, растолкал окружающих, начал размахивать свечой, заливая себя воском, и заглядывать под столы.

Тут догадались броситься на Ивана. Свеча погасла, и очки, соскочившие с чьего-то носа, были мгновенно растоптаны. Иван испустил страшный боевой вопль, услышанный, к общему соблазну, даже на бульваре, и начал защищаться. Зазвенела падающая со столов посуда, закричали женщины.

(275 слов)
(По М.А. Булгакову)

Задания

1. Во втором предложении 2-го абзаца два союза и. Обозначьте дугами, какие слова и как они соединяют.

2. Выпишите все частицы из 1-го и 2-го абзацев.

3. Приведите из текста примеры: 1) архаизма; 2) неологизма; 3) фразеологизма.

Е.И. ВИГДОРОВА,
г. Москва

1.Укажите предложение с обращением.Знаки препинания не расставлены: 1)В этот момент слушатели повернулись к двери; 2)Здесь Саша смог переодеться и отдохнуть; 3)Теперь уважаемые читатели вы узнаете самое главное; 4)Весь вечер Полина сидела как на иголках. 2.Укажите ряд, все слова которого никогда не являются водными: 1)Должно быть,наверноею так; 2)даже,как бы,как раз; 3)к счастью,разумеется, конечно; 4)по-видимому,наоборот,например; 3.Укажите предложение,осложненное водными словом.Знаки препинания не расставлены: 1)Река как будто заснула до самой весны; 2)На этот счёт существуют различные мнения; 3)Вдруг белка резко взмыла вверх и исчезла среди листвы; 4)Здесь пожалуй необходимо кое-что обьяснить. 4.Укажите предложение, осложненное вставной конструкцией.Знаки препинания не расставлены: 1)Выросший в горах Серго так и не привык к городской суете; 2)Афанасий так звали нашего соседа был настоящим богатырем; 3)Целый день кручусь как белка в колёса; 4)Картина Левитана "Осенний день.Сокольники" была приобретена П.М.Третьяковым чутким любителем пейзажной живописи. 5.В каком варианте ответа правильно указаны все цыфры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? У него ещё в мальчишестве(1) кажется(2) был очень хорошийголос,ему даже пророчили карьеру,которую(3) по словам бабушки(4) сгубила незадачливая преподавательница: 1) 1,2; 2)2,3; 3) 3,4; 4)1,2,3,4.

Почти каждый день вижу людей, которые выступают. И почти каждый день я вижу ошибки в выступлениях ораторов.

Одни и те же грабли, на которые наступает бесчисленное количество выступающих людей.

Многие люди не умеют выступать, и поэтому совершают ошибки при выступлениях.

Кто-то не смотрит на публику, кто-то слишком торопится, кто-то не знает, куда деть руки…

Все люди разные. И все по-разному выступают на публике.

Но мне, профессионалу, видятся одни и те же ошибки. Об этих ошибках и пойдет речь.

Впрочем, если ошибок мало – все хорошо. Но если ошибок много, если они типичные – тут нужно с этими ошибками что-то делать. Уверен, что прочитав эту книгу, вы станете совершать куда меньше ошибок в своих выступлениях.

С уважением, тренер по ораторскому искусству, .

Какие ошибки совершают ораторы?

Несколько слов об ошибках ораторов и видеоблогеров.

Меня часто спрашивают: «Ну, какие у меня были ошибки при выступлении?»

Я ведь тренер по ораторскому искусству. Работа у меня такая. И хобби тоже. Обучаю, как на живых тренингах, так и

Но я не оцениваю выступления по ошибкам . Мне, к примеру, важнее любых ошибок – положительная реакция публики на это выступление.

Если люди слушают – значит оратор состоялся. Можно этим гордиться. Но если не слушают – какая разница, были ли ошибки?

Даже если ошибок у оратора не было – это не значит, что выступление было хорошим.

Уж пусть лучше будут ошибки. Пусть хотя бы ошибками оратор запомнится.

Выступление без ошибок не гарантирует хорошее выступление!

Но, если людей беспокоят ошибки, то почему бы и не написать об этом книгу?
В этой книге собраны самые распространенные ошибки ораторов и видеоблогеров.

В первых главах собраны ошибки очевидные.

Может, не стоило о них писать? Но такие ошибки совершаются – значит, кто-то о них не знает. Пусть эти очевидные ошибки ораторов будут в книге. А вы, уважаемый читатель, пропускайте банальные слова и листайте книгу дальше.

Например, о жестах. Много разных мнений по этому поводу. И заблуждений – тоже.

Это опять же, мое личное мнение профессионального тренера, проверенное практикой успешных выступлений.

Еще в книге есть информация, как избежать ошибок.

То есть, по этой книге можно учиться. Пусть это не учебник по риторике – польза от него будет немалая.

Теперь вы будете видеть ошибки других.

Это тоже полезно. Это может стать стимулом решиться на выступление:
“Ведь другие люди выступают, даже с ошибками выступают, причем какими ошибками. А почему я боюсь? Я уж точно буду не хуже.”

С уважением, тренер Болсунов Олег.

Ошибка № 1. Где взгляд оратора?

Куда смотрит оратор?

Первая ошибка – очевидна. Она связана с взглядом оратора.

Вспомните, куда устремлен взгляд плохого оратора?

Вверх, вниз, в окно?

А куда нужно смотреть?

Нужно смотреть в глаза тем людям, которые оратора слушают. Так ведь?

Уважаемый читатель! Возможно, вы являетесь хорошим оратором и всегда смотрите в глаза своим слушателям.
Это хорошо! Тогда вы согласитесь со мной, что это очень важно – видеть каждого человека в зале.

Ко мне на обучение приходят разные люди. В том числе и студенты. И они подтверждают то, что их преподаватели могут вести лекцию, глядя куда угодно: в окно, в пол, на доску, на «любимчиков» из первого ряда.

Часто – просто в потолок.

Кстати, на этом канале будет много полезного видео, поэтому рекомендую на него сейчас подписаться:

Ошибка №2. Для чего нужны паузы?

Речь оратора без пауз

Наглядная картина. Видели, как мама кормит маленького ребенка с ложки?

Представьте, как это происходит.
Первое, что делает мама – привлекает внимание ребенка: «Милый малыш, открой ротик!» Так?
Затем мама набирает немного каши в ложку и протягивает по направлению ко рту. Малыш радостно жует.
Когда мама даст следующую порцию каши малышу?
Правильно, тогда, когда малыш не только прожуёт кашу, но еще и проглотит ее.
Что делает мама, пока малыш жует?
Ждет. И думает, сколько каши зачерпнуть ложкой в следующий раз. Так?
Если малыш жует долго – значит, каши можно давать меньше.
Если малыш проглотил кашу сразу – значит, можно увеличить порцию каши в ложке.

Оратор кормит публику.

Только не кашей, а информацией. Эту информацию публика усваивает. После каждой порции информации необходима пауза.

Если не делать пауз – информация может не усвоиться. Не восприняться. Или не запомнится.

Такие ситуации бывают. К этому нужно быть подготовленным. И полезно научить читать текст так, чтобы все слушали. Чтобы никто не отвлекался.

Публичное чтение (чтение перед аудиторией), сложнее обычной речи, и требует особых навыков.

Почему сложнее? Потому что, как и при любом публичном выступлении, здесь важен зрительный контакт с аудиторией, а во время чтения с листа создать, а тем более, удержать этот контакт сложно.

И не только видеть, но и чувствовать, насколько хорошо аудитория принимает и усваивает ваш материал.

Увидеть, почувствовать, поняли ли предыдущее слова мои дорогие слушатели.

Часто, очень часто, оратор не замечает, как быстро он перегружает восприятие слушателей.

Вспомним наши “замечательные” лекции в институте…

Когда вы держите паузу – нужно смотреть в текст. Когда говорите слова – нужно смотреть в глаза своим зрителям.

Вот хороший пример, как оратор читает с листа.

А ведь на этом видео Барак Обама читает свою речь. Читает, даже листики переворачивает. Но это не заметно. Кажется, что сейчас Обама просто разговаривает с журналистами, а не читает.

Нужно отрегулировать скорость речи, длительность пауз и фраз. Все это достигается упражнениями.

Можно эти техники отработать самостоятельно. Лучше – записаться на курсы ораторского мастерства в своем городе.

Если таких курсов нет – записывайтесь к нам на . Для начала можно просто попробовать

  • И подписывайтесь на наш YouTube-канал . Там много интересных видео.

Ошибка №6. Как выступать за трибуной?

Ошибка №6.
Оратор за трибуной

Трибуну придумали – как место выступления оратора.

На нее удобно положить материалы к выступлению. За ней легко спрятать свое тело. На трибуну можно опереться, заняв делом свои руки.


Оратор за трибуной

За трибуной выступать проще.

Первое. Трибуна делает барьер между оратором и аудиторией.

Это – преграда. Как визуальная, так и энергетическая. А зачем это нужно выступающему оратору?

Второе . Трибуна закрывает телодвижения оратора и сковывает жесты.

Да, плохому оратору, не умеющему жестикулировать – это помощь. Хорошему – ограничение возможностей.

Третье. Да, за трибуной оратор чувствует себя безопаснее.

У него есть своя “территория” – трибуна. И оратор забывает, что его настоящая территория – зал, полный людей. Вот где он должен быть хозяином! Вот, где он должен себя чувствовать комфортно.

Главное.

Не опирайтесь на трибуну! – это одна из самых распространенных ошибок ораторов, выступающих за трибуной.

Не опирайтесь на трибуну. Иначе вся ваша энергия уйдет в трибуну.

А куда эта энергия должна направляться? – Правильно, в публику.

Весь вес тела должен быть на ногах. А руки нужны для того, чтобы делать жесты, а не опираться на трибуну.


Найдите четыре ошибки оратора 🙂

Трибуна – не самое лучшее место для оратора .

Передвигайтесь по всей сцене.

Заходите в зал. Перемещайтесь в разных направлениях. Двигайтесь легко и непринужденно. Останавливайтесь. Снова двигайтесь.

Можно даже за трибуной несколько фраз сказать.

Трибуну можно использовать для того, чтобы на нее положить план-конспект, чтобы освободить руки для активной жестикуляции.
Тем не менее, полезно научиться выступать и за трибуной.

За трибуной оратор смотрится красиво, с точки зрения фотографа или видеооператора. И этому тоже нужно учиться.

Некоторым ораторам приходится выступать за трибуной из-за микрофона. Поэтому заранее поинтересуйтесь у организаторов, как можно снять микрофон. Или где взять другой микрофон

Ошибка №7. Длинные предложения. Кому они нужны?

Ошибки в публичных выступлениях

Длинные предложения

Спикерам хочется блеснуть красноречием.

Чтобы все ахнули: «Какой умный человек!»
Это понятно.

Для этой цели пишутся длинные речи , состоящие из многословных предложений .

Такая речь в написанном виде, возможно, вызовет восхищение некоторых литераторов. Но слушать все это крайне сложно. И утомительно.

Устная речь – это не литература . Здесь не нужно особо извращаться.
Не столь важно, как красиво «завернул» свои слова оратор, сколько важно, чтобы публике в этих словах было все понятно.
Это не единственная причина многословности. Если люди, которые просто не умеют лаконично говорить. И это – не ошибка, а неумение.

Лаконичность


Стиль письма и стиль разговорной речи существенно различаются. Если в письме приемлемы длинные сложные предложения с красочными словесными оборотами. То при разговорной речи такие предложения являются не эффективными.
Литература – это искусство написанного слова, а не разговорного.

Такой вид искусства. Художественная литература.

Писатели прошлых веков, старались писать красиво, используя причастные и деепричастные обороты, вставляя в предложение различные фигуры и тропы. Предложения получались длинными, красочными – это считалось истинным искусством.

Никого не смущало большое количество слов в предложении: ведь читать можно медленно, никуда не торопясь, вдумчиво, смакуя каждое слово, и, если что-то будет не ясно, у читателя всегда есть возможность вернуться к началу абзаца, и прочитать текст еще раз.

Так писали многие. Так было принято. Читатель был элитный, образованный – не жаловался. Даже хвастался: «Прочитал такую трудную книгу – не всем по силам».
Откроем, для примера, роман Достоевского «Преступление и наказание», считающееся классикой литературы. Самое первое предложение:

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-му мосту.

Следующий отрывок – из «Анны Карениной» Льва Толстого. Первая страница романа.

На третий день после ссоры князь Степан Аркадьич Облонский - Стива, как его звали в свете, - в обычный час, то есть в восемь часов утра, проснулся не в спальне жены, а в своем кабинете, на сафьянном диване. Он повернул свое полное, выхоленное тело на пружинах дивана, как бы желая опять заснуть надолго, с другой стороны крепко обнял подушку и прижался к ней щекой; но вдруг вскочил, сел на диван и открыл глаза.

Или вот еще, из Льва Толстого, «Два гусара». Всего одно предложение:

В 1800-х годах, в те времена, когда не было ещё ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеаринового света, ни пружинных низких диванов, ни мебели без лаку, ни разочарованных юношей со стёклышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам-камелий, которых так много развелось в наше время, в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собой целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой, пыльной или грязной дороге и верили в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики; когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек,

Вы еще не устали? Дочитываем это предложение до конца:

на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были ещё молоды не одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин, из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно или не нечаянно уроненные платочки, наши матери носили короткие талии и огромные рукава и решали семейные дела выниманием билетиков; когда прелестные дамы-камелии прятались от дневного света; в наивные времена масонских лож, мартинистов тугендбунда, во времена Милорадовичей, Давыдовых, Пушкиных, - в губернском городе К. был съезд помещиков и кончались дворянские выборы.

А теперь насладитесь искусством Оскара Уайльда.

С покрытого персидскими чепраками дивана, на котором лежал лорд Генри Уоттон, куря, как всегда, одну за другой бесчисленные папиросы, был виден только куст ракитника — его золотые и душистые, как мед, цветы жарко пылали на солнце, а трепещущие ветви, казалось, едва выдерживали тяжесть этого сверкающего великолепия; по временам на длинных шелковых занавесях громадного окна мелькали причудливые тени пролетавших мимо птиц, создавая на миг подобие японских рисунков, — и тогда лорд Генри думал о желтолицых художниках далекого Токио, стремившихся передать движение и порыв средствами искусства, по природе своей статичного.

Красиво? Да?

Да, конечно же, не все и не всегда писали длинными предложениями. Были и короткие предложения. И были мастера короткой прозы

Чехов, к примеру.
Помните его слова: «Краткость – сестра таланта»?

Современные писатели больше пользуются короткими предложениями. Так проще писать. И, самое важное – так проще читать. Конкуренция на книжных полках вынуждает писателей писать то, что будет читаться.

Нудная литература уже не в почёте.

Если вы, открыв книгу на любой странице, не можете от нее оторваться – там короткие предложения.

И понятные слова.

Не только в письменной речи полезно использовать короткие предложения. В устной речи – тем более важны именно короткие предложения.

Почему же люди говорят длинными предложениями?

Причин много.

Ребёнок подражает взрослым, впитывая манеру говорить. Дети проходят школьную программу, пересказывая наизусть тексты из учебников. Школьники слышат такую речь от учителей, а потом эту речь пересказывают на уроках. Именно так в школе вынуждают писать сочинения – с богатым синтаксисом. Читая художественные книги, мозг школьника надёжно привыкает к словесным оборотам.

Как мы читаем – так мы в этот момент думаем. Чтение и мышление – суть одна и та же.

В результате такого обучения, люди начинают так говорить – длинно и путано. Хуже – они начинают так думать. И не подозревают, что можно думать иначе.
Что делать? Полезно научить себя новому стилю речи – говорить короткими предложениями. И думать. Тоже короткими предложениями.

Не нужно учиться разбивать сложные предложения на простые. Необходимо учиться говорить лаконично: коротко и ясно.

Хороший пример в исполнении Барака Обамы. Короткие предложения. Всё лаконично.

Ошибка №8. Как не стоит отвечать на вопросы публики?

Ошибки при ответах на вопросы

Как бы ни задали вопрос, вы должны на него отреагировать позитивно и доброжелательно.

Можно, конечно же, и не отвечать на вопросы – это ваше право.
Но, раз вы взяли слово для ответа, сделайте это достойно.

Большой ошибкой будет реагировать на вопросы подобным образом:

– Я это уже говорил.
– Это не важно.
– Я удивлен, что вы не поняли.
– Это глупый вопрос.

Кто виноват в том, что публика не услышала слова оратора? Это оратор не смог донести свои слова.

Отвечая на подобные вопросы, удержитесь от реплики:

– Как я уже говорил…

Ничего страшного не произойдет, если вы еще раз повторите свои слова. Такие слова лучше запоминаются.

Если из публики задают вопрос – значит это им важно. И это не может быть «глупым вопросом».

Это еще не всё.

Тема вопросов и ответов – важная. Здесь можно говорить много. Эту тему мы более подробно разбираем на наших занятиях. Используя многочисленные техники, наши ученики учатся хорошо отвечать на любые вопросы или уходить от ответа, если это необходимо.

Тем не менее, оратору, нужно научиться не только отвечать на вопросы, но и уходить от ответа.

Причем, это делать мастерски. Этот навык полезен, и мы изучаем “методы ухода от ответа” на тренингах.

Посмотрите интересное видео , где используются уходы от ответа, в исполнении Р. Карцева и В. Ильченко, по рассказу М. Жванецкого. Получите удовольствие.

Главная > Изложение

1. Он стоял передо мной, слушал и вдруг молча оскалив зубы и сощурив глаза кошкой бросился на меня (М. Г.). 2. Вставая он оттолкнул Аннушку; она чуть не упала, оправилась и точно проснувшись смотрела на безрукого глазами тусклыми и тупыми (М. Г.). 3. Проследив за тенями что дрожали на потолке Тихон Павлович перевел глаза в передний угол комнаты (М. Г.). 4. Унылые медные звуки слетая с колокольни тихо плавали в воздухе и бесследно падали. В саду хрустнула ветка, а в роще снова затухала выпь точно смеясь мрачным смехом (М. Г.). 5. ...Хмурая грозовая туча насупясь и глухо ворча медленно ползет над землей (М. Г.). 6. Тихон Павлович медленно покусывая бороду подошел к столу держа руки назади и хмуро поглядывая на спину жены (М. Г.). 7. Лукич бодро подбегал к станции, а навстречу ему свистя и разметывая в воздухе толстый жгут белого пара приближался поезд наполняя воздух тяжелым грохотом (М. Г.). 8. Он помолчал ожидая что она встанет и уйдет. Но она не уходила а позевывая продолжала сидеть рядом с ним (М. Г.). 9. Они вышли из сада, и мельник спросив куда надо идти крикнул извозчика. Подпрыгивая по неровной мостовой пролетка с дребезгом покатилась между двумя рядами домов... Проезжая мимо одного маленького белого дома за палисадником Тихон Павлович услыхал раскаты басистого смеха (М. Г.). 10. Кузьма искоса взглянул в лицо хозяина и пошел посвистывая (М. Г.). 11. Был один [сын] - первый и последний. На него работал не покладая рук (Ш.). 12. ...Дед Гаврила проснулся. Свесив с печки ноги держась за комель долго кашлял (Ш.). 13. Оглянувшись увидел, как трое в дубленках недружно врассыпную застревая в сугробах бежали к гумну (Ш.). 14. Жизнь возвращалась к нему медленно словно нехотя (Ш.). 15. Подумав хотел о чем-то спросить, но услышал ровное, в нос дыхание и удерживая руками равновесие на цыпочках отошел от кровати (Ш.). 16. Как-то дня два спустя после того как в первый раз вышел Петро на двор перед сном умащиваясь на печке спросил Гаврила: - Откель же ты родом, сынок? (Ш.). 17. Несмотря на то что все красноармейцы переступившие порог Гаврилиного дома глянув на его волосы опрятно выбеленные сединой называли его отцом на этот раз Гаврила почувствовал в тоне голоса теплую нотку (Ш.). 18. Прохор утоптав второй раз воз там же свернулся клубочком поджал ноги и уснул. Степка прилег на землю. Накинув зипун от росы лежал глядя на бисерное небо на темные фигуры быков щипавших нескошенную траву (Ш). 19. Степка забежал к Прохору и через сады торопясь дошли до дому (Ш.). 20. Посетил последние островки южных лесов начиная с бузулукского оазиса на стыке оренбургских и заволжских степей (Леон). Упражнение 37 . Перепишите, расставив недостающие знаки препинания; объясните их постановку или отсутствие при деепричастиях и деепричастных оборотах. 1. Татьяна любит не шутя (П.). 2. Алеша длинно и как-то прищурив глаза посмотрел на Ракитина (Дост.). 3. Дворник с недоумением и нахмурясь разглядывал Раскольникова (Дост.). 4. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели (Л. Т.). 5. К дверям кабинета все подходили обыкновенно перешептываясь и на цыпочках (Л. Т.). 6. Он умолк и долго сидел неподвижно и подняв глаза на небо (Т.). 7. А я... неподвижно и не сводя глаз с ее лица, смотрел на нее (М. Г.). 8. Пришли туда и сели на двух пуфах рядом друг с другом и держась за руки (М. Г.). 9. - На ярмарку приехала, - объяснила дама тихим голосом и не поднимая глаз (М. Г.). 10. Ученики шумели не умолкая. 11. Ученики непрерывно шумели не умолкая. 12. Там в темноте чьи-то глаза смотрели не мигая (А. К. Т.). 13. Он работал не покладая рук. 14. - Знаете, у каждого бывали такие проруби, - вежливо и скучая вставила Лиза (Леон.). 15. Дорога идет извиваясь между кустарниками (Л.). 16. Веретьев сидел наклонившись и похлопывая веткой по траве (Т.). 17. Спят журавли обыкновенно стоя (Акс.). 18. Чайки бродят по отмели и лишь изредка хрипло вскрикивают задыхаясь (М. Г.). 19. Мать встала из-за стола и не торопясь отойдя к окну повернулась ко всем спиною (М. Г.). 20. ...Над головами людей колеблется не исчезая облако сизого дыма (М. Г.). 21. Сергей отстранил Веру, кивнул ей и ушел насвистывая (А. Т.). Упражнение 38 . Напишите текст под диктовку. Объясните употребление знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах. Жеребенка течением снесло далеко от места, где переправлялся эскадрон. Небольшая коловерть плавно кружила его, облизывая зелеными гребенчатыми волнами. Трофим судорожно махал веслом, лодка двигалась скачками. На правом берегу из яра выскочили казаки. Забарабанила басовитая дробь «максима». Чмокаясь в воду, шипели пули. Офицер в изорванной парусиновой рубахе что-то кричал, размахивая наганом. Жеребенок ржал все реже, глуше и тоньше был короткий режущий крик. И крик этот до холодного ужаса был похож на крик ребенка. Нечепуренко, бросив кобылу, легко поплыл к левому берегу. Подрагивая, Трофим схватил винтовку, выстрелил, целясь ниже головки, засосанной коловертью, рванул с ног сапоги и с глухим мычанием, вытягивая руки, плюхнулся в воду. На правом берегу офицер в парусиновой рубахе гаркнул: - Пре-кра-тить стрельбу!... Через пять минут Трофим был возле жеребенка, левой рукой подхватил его под нахолодевший живот, захлебываясь, судорожно икая, двинулся к левому берегу... С правого берега не стукнул ни один выстрел. Небо, лес, песок - все ярко-зеленое, призрачное... Последнее чудовищное усилие - и ноги Трофима скребут землю. Волоком вытянул на песок ослизлое тельце жеребенка... В лесу гудели голоса переплывших эскадронцев, где-то за косою дребезжали орудийные выстрелы. Рыжая кобыла стояла возле Трофима, отряхиваясь и облизывая жеребенка. С обвислого хвоста ее падала, втыкаясь в песок, радужная струйка. Качаясь, встал Трофим на ноги, прошел два шага по песку и, подпрыгнув, упал на бок. Словно горячий укол пронизал грудь; падая, услышал выстрел. Одинокий выстрел в спину - с правого берега. На правом берегу офицер в изорванной парусиновой рубахе равнодушно двинул затвором карабина, выбрасывая дымящуюся гильзу, а на песке, в двух шагах от жеребенка, корчился Трофим, и жесткие посиневшие губы, пять лет не целовавшие детей, улыбались и пенились кровью. (М. Шолохов) 2.5.6. Знаки препинания при обстоятельствах, выраженных существительными и наречиями 1. Обстоятельства, выраженные существительными в формах косвенных падежей, могут обособляться для попутного пояснения или смыслового акцентирования. Способствует такому выделению наличие при существительных пояснительных (зависимых) слов: Одно из пятен, в центре узора, очень походило на голову хозяйки кресла (М. Г.); Маленький, утопавший в зелени город, при взгляде на него сверху, производил странное впечатление... (М. Г.); Плоты плыли дальше, среди тьмы и молчания (М. Г.); Когда настал вечер, я, со зла на свои неудачи и на весь мир, решился на несколько рискованную штуку... (М. Г.); Ночью, против окрепшего ветра, отряд шел в порт на посадку (Пл.). Такие обстоятельства обычно несут дополнительную смысловую нагрузку и бывают синонимичными глагольным конструкциям (ср. хотя бы предпоследний пример: ...так как был зол на свои неудачи и на весь мир). 2. Чаще всего подобные пояснения имеют в своем составе производные предлоги и предложные сочетания (благодаря, вопреки, ввиду, во избежание, вследствие, по случаю, по причине, при наличии, согласно с, в отличие от, в противоположность, в силу, за отсутствием, при наличии, независимо от и др.), проявляющие их конкретный обстоятельственный смысл и придающие им форму оборотов: Сгнивший, серо-голубой от времени балкон, с которого, за отсутствием ступенек, надо было спрыгивать, тонул в крапиве, бузине, бересклете (Бун.); Далеко впереди и справа, должно быть, под чернеющими горами, выстрел. Одиноко и ненужно, ввиду этого покоя, мирного звука жующих лошадей, ввиду пустынности, отпечатался в темноте, и уже опять тишина (Сер.); Метелица молча, насмешливо уставился на него, выдерживая его взгляд, чуть пошевеливая атласными черными бровями и всем своим видом показывая, что, независимо от того, какие будут задавать ему вопросы и как будут заставлять его отвечать на них, он не скажет ничего такого, что могло бы удовлетворить спрашивающих (Ф.); Рисунки, ввиду спешности, отправляли с оказией (Пауст.). При небольшой распространенности таких членов предложения возможны варианты в их пунктуационном оформлении, диктуемые разным порядком слов. Обороты с производными предлогами и предложными сочетаниями обязательно обособляются, если они располагаются между подлежащим и сказуемым: разрыв их непосредственной связи и способствует выделению оборотов. То же при разрыве естественной связи управляющего и управляемого слов. В других позициях, особенно в малораспространенных предложениях, такие обороты не осложняют предложение особыми выделительными интонациями и могут не обособляться (без особого на то задания); ср.: Благодаря дождям посевы поправились. - Посевы, благодаря дождям, поправились; Во избежание утечки газа отключен кран. - Отключен, во избежание утечки газа, кран; Он сделал это в силу привычки. - Он, в силу привычки, сделал это; Согласно приказу группа расформирована. - Группа, согласно приказу, расформирована; За отсутствием улик дело прекращено. - Дело, за отсутствием улик, прекращено. 3. Обстоятельства, выраженные существительными, могут выделяться тире, если имеется потребность в особом акцентировании таких обстоятельств: Оно [творческое воображение] создало и науку и литературу. И - на большой глубине - во многом совпадают между собой творческое воображение хотя бы Гершеля, открывшего величественные законы звездного неба, и творческое воображение Гете, создавшего «Фауста» (Пауст.); Бедные поэты - в зарницах, в бурях и громах - пели вдохновенные песни о прелести дружбы, благородных порывах, свободе и мужестве (Пауст.); Тотчас после рождения мальчика Дьяконов приказал Швальбе усыновить его и дать ему при крещении фамилию Копорский - по месту рождения мальчика в городке Копорье, вблизи Ораниенбаума (Пауст.). 4. В особых случаях для смыслового акцентирования могут обособляться некоторые обстоятельства, выраженные наречиями (с зависимыми словами или без них). Условия их выделения те же, что и у обстоятельств, выраженных существительными в косвенных падежах: Он стоял передо иной, слушал и вдруг, молча, оскалив зубы и сощурив глаза, кошкой бросился на меня (М. Г.) [ср.: В раскрытое окно лился из сада, вместе с тихим и теплым ночным ветром, шелест листьев, запах земли и сырой кожи (М. Г.)]. Обычно при обособлении обстоятельств, выраженных наречиями, используются запятые, однако, как и в других случаях, в целях более активного выделения обстоятельства, возможны тире: Парнишка смущенно, недоверчиво шмыгнул носом, но, поняв, что страшного ничего нет, а все, наоборот, выходит ужасно весело, сморщился так, что нос его вздернулся кверху, и тоже - совсем по-детски - залился озорно и тоненько (Ф.). Упражнение 39 . Найдите обстоятельства. Определите способы их выражения и условия обособления или необособления. Объясните употребление знаков препинания. 1. Осталась только серебристая пыль. Но, когда девки, по глупости, через несколько дней стерли ее, с тетей Тоней сделалась истерика (Бун.). 2. Филин, с шорохом, задевая крыльями солому, срывался с крыши - и низко падал куда-то в темноту (Бун.). 3. А провинилась Наташка тем, что, совершенно неожиданно для самой себя, украла складное, оправленное в серебро, зеркальце Петра Петровича (Бун.). 4. ...И всего страшнее и праздничнее было за садом, в заброшенной бане, где хранилось двойное зеркальце в тяжелой серебряной оправе, - за садом, куда, пока еще все спали, по росистым зарослям, тайком бежала Наташка, чтоб насладиться обладанием своего сокровища, вынести его на порог, раскрыть при жарком утреннем солнце и насмотреться на себя до головокружения, а потом опять скрыть, схоронить и опять бежать, прислуживать все утро тому, на кого она и глаз поднять не смела, для кого она, в безумной надежде понравиться, и заглядывалась в зеркальце (Бун.). 5. И Наташка, с болезненным удивлением, глядела на разряженный народ (Бун.). 6. Она спала одна, в коридоре, возле двери в спальню барышни (Бун.). 7. Наталья Петровна тайком молилась, тайком плакала и была жалка, когда потихоньку слезала по ночам, при свете лампадки, с постели, думая, что муж спит, и начинала с трудом становиться на колени, с шепотом припадать к полу (Бун.). 8. А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремится навстречу морю, гремя камнями (М. Г.). 9. Как-то раз, около Ялты, я нанялся вычистить фруктовый сад от срезанных сучьев (М. Г.). 10. Я ходил, ходил по холодному и сырому песку, выбивая зубами трели в честь голода и холода, и вдруг, в тщетных поисках съестного, зайдя за один из ларей, - увидел за ним скорченную на земле фигуру в жалком платье (М. Г.). 11. Заметив Сережу, он с балованным любопытством, несколько даже нагловато, уставился на него своими понимающими, выпуклыми, как у отца, глазами (Ф.). 12. Я часто чувствовал одиночество - смутно и тяжело (Пауст.). 13. Двое старших парней уже работали и скоро, один за другим, поступили учиться на военные курсы (Аст.). 14. Я все чаще и чаще на старости лет думаю о назначении нашем, иначе и проще говоря - о житухе нашей на земле, которую мы со всеми на то основаниями, для себя, назвали грешной (Аст.). 15. О ноге не беспокойся, новую выдадут, в казенном месте и за счет казны (Аст.). Упражнение 40 . Перепишите предложения. Определите синтаксическую роль и условия обособления выделенных слов и сочетаний. 1. Бульба, по случаю приезда сыновей, велел созвать всех сотников и весь полковой чин (Г.). 2. Я стал на углу площадки, крепко упершись левой ногой в камень и наклонясь немного вперед, чтобы, в случае легкой раны, не опрокинуться назад (Л.). 3. Желая окончательно прельстить всех сидевших на линейке, я отстал немного, потом, с помощью хлыста и ног, разогнал свою лошадку... (Л. Т.). 4. Душевное состояние у меня было такое, будто я, по чьему-то приказанию, шел с рогатиной на медведя (Ч.). 5. И потом он встречал ее в городском саду и на сквере, по нескольку раз в день (Ч.). 6. В противоположность своей жене, доктор принадлежал к числу натур, которые во время душевной боли чувствуют потребность в движении (Ч.). 7. Тогда, медленными шагами, мальчик, оглядываясь на сапожника, пошел по панели (М. Г.). 8. Как-то вечером, набрав белых грибов, мы, по дороге домой, вышли на опушку леса (М. Г.). 9. Не без усилия над собой, Фома продолжал, конфузливо улыбаясь... (М. Г.). 10. Она выедет туда первого декабря, я ж, для приличия, хоть неделей позже (Бун.). 11. В ней было, в этот момент, какое-то сходство с Филиппом, точно их объединяла одна мысль (Фед.). 12. Я почти оправился... поэтому, по выходе из госпиталя, я поселился в квартире правого углового дома улицы Амилего (Грин.). 13. Я был один, в тишине, отмериваемой стуком часов (Грин). 14. Она ухаживала за гостьей и, в то же время, жалела ее (Ч.). 15. Впереди всех, в шарабане, ехали Самойленко и Лаевский (Ч.). 16. За длинными столами, локоть к локтю, писцы царапают перьями (А. Т.). Упражнение 41 . Сопоставьте приводимые попарно предложения. Объясните постановку знаков препинания. 1. При желании я мог бы разыскать девушку очень легко (Грин). - Я, при желании, мог бы разыскать девушку очень легко. 2. По всем этим основаниям я отверг его предложение и возвратился к себе. - Я, по всем этим основаниям, отверг его предложение и возвратился к себе. 3. Не без основания ожидал я, в силу противоречия этого, неприятного, по его смыслу, эффекта... (Грин). - Я, не без основания, ожидал неприятного эффекта. 4. Читаю я по-прежнему не худо; как и прежде, я могу удерживать внимание слушателей в продолжение двух часов (Ч.). - Как и прежде, я, в продолжение двух часов, могу удерживать внимание слушателей. 2.5.7. Знаки препинания при оборотах со значением включения, исключения и замещения Обороты со значением включения, исключения и замещения (так называемые дополнения) называют предметы, включенные в однородный ряд, или, наоборот, исключенные из него, или предметы, замещающие другие. Они выделяются или не выделяются запятыми по условиям контекста: в зависимости от степени их распространения, места расположения в предложении. Такие обороты включают предлоги и предложные сочетания кроме, наряду, помимо, включая, исключая, за исключением, сверх, вместо и др.: Отряд, за исключением трех-четырех человек «бездомных», по обыкновению распался на группки (Ф.); Отсюда и любовь Толстого к народному творчеству, к фольклору, и его громадная, недавно начатая работа по собиранию воедино всего фольклора Советского Союза - работа, имеющая, помимо всего, и большое чисто научное значение (Пауст.). Оборот со словом кроме имеет два значения: а) одно совпадает со значением слов за исключением, т.е. оборот имеет значение исключения из ряда подобных предметов: Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека, лежащего на песке у моря (М. Г.); Как ни вглядывался Вихров, ничего не разглядел в потемках, кроме белесого продолговатого пятна (Леон.); Вершинин отправил луговиков в институт, всех, кроме Свиридовой, - ее он включил в высокогорный отряд (Зал.); б) другое значение - противоположное - это обозначение включения в ряд подобных предметов: У Бунина, кроме блестящих, совершенно классических рассказов, есть необычайные по чистоте рисунки (Пауст.); Кроме студентов, на конференцию приехали и преподаватели. В настоящее время различия в значениях оборотов со словом кроме не сказываются на пунктуации: и в том и в другом случае необходимо обособление. Однако в недалеком прошлом обороты со значением включения знаками препинания не выделялись. Обороте предлогом вместо, имеющий значение замещения, может употребляться либо как самостоятельная конструкция, не управляемая глаголом-сказуемым, либо как конструкция, зависимая от глагола-сказуемого. В обоих случаях оборот выделяется (или отделяется) запятыми, хотя при зависимости от глагола-сказуемого обособление факультативно. Ср. примеры: Вместо ответа, он начал толкать меня головой в грудь (М. Г.). - Вместо шляпы он купил себе старую фуражку (М. Г.). В предложениях Он медленно обходил все гавани и все причалы - неимоверно худой и торжественный, как Дон-Кихот, опираясь вместо рыцарского копья на толстую палку (Пауст.); Наталья попробовала улыбнуться, но вместо улыбки жалкая гримаса исказила ее лицо (Ш.) предлог вместо имеет значение «взамен»; именно в таких случаях выделение необязательно, особенно при отсутствии распространения оборота. Предлог вместо может иметь и значение предлога за. В этом случае оборот с вместо не обособляется: Он сел в кабину машины вместо шофера (за шофера, в качестве шофера). Упражнение 42 . Найдите обороты со значением включения, исключения и замещения. Объясните употребление знаков препинания. 1. Кроме города Окурова, на равнине приткнулось небольшое село Воеводино (М. Г.). 2. Вырубка и родничок заросли лещиной, все кругом стало полуживое, исключая Пустошей, таинственно синевших впереди (Леон.). 3. Кроме большого дома в Замоскворечье, ничто не напоминало о ночной схватке (Леон.). 4. В остальном, кроме мелочей, все обстояло благополучно (Леон). 5. Не забыть бы обозначить все существующие проблемы и тенденции, включая человеческий фактор (газ.) 6. Туризм обладает двумя возможностями. Кроме своей главной цели -укреплять здоровье человека, подготовить его к активной трудовой деятельности, он еще и обогащает духовно (газ). 7. Вместо тетрадей ученик купил красивый альбом. 8. Ученик, вместо тетрадей, купил красивый альбом. 9. На собрание пришло трое комсомольцев, помимо меня. 10. Наряду с другими, и я отправился на экскурсию. 11. Погода, сверх ожидания, благоприятствовала отъезду. 12. Сверх ожидания погода благоприятствовала отъезду. 2.6. Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения Осложняющие простое предложение уточняющие, пояснительные и присоединительные члены объединяются общей функцией добавочного сообщения и выделительной интонацией. Общая функция добавочного сообщения может конкретизироваться по-разному. Уточняющие члены предложения, относясь к тому или иному слову в предложении, сужают понятие, им выражаемое, или в каком-либо отношении ограничивают его. Чаще всего уточняются обстоятельства места и времени, поскольку и те и другие могут быть обозначены слишком общо и неопределенно (там, туда, оттуда; везде, всюду; тогда, потом): Казалось, что там, на краю моря, их [облаков] бесконечно много (М. Г.); Всюду, и вверху, и внизу пели жаворонки (Ч.). Пояснительные члены предложения являются вторыми наименованиями по отношению к первым, выражающим то или иное понятие недостаточно определенно или по каким-то причинам недостаточно понятно. Эти члены предложения могут иметь указание на их пояснительный характер, т.е. иметь специальные союзы (то есть, а именно, или «то есть»): Вот кто-то вышел из дома и остановился на крыльце: это Александр Тимофеич, или попросту Саша, гость, приехавший из Москвы дней десять назад (Ч.). Присоединительные члены предложения имеют характер сведений добавочных, сообщаемых попутно, в дополнение к содержанию основного высказывания: По ночам, особенно в грозу, когда бушевал под дождем сад, поминутно озарялись в зале лики образов, раскрывалось, распахивалось над садом дрожащее розово-золотое небо, а потом, в темноте, с треском раскатывались громовые удары, - по ночам в доме было страшно (Бун.). 1. Уточняющие члены предложения обособляются, т.е. выделяются запятыми (или отделяются запятой, если стоят в конце предложения). Чаще всего значение уточнения приобретают обстоятельства места, времени, степени, меры, образа действия: Внизу, в зале, стали тушить огни (Ч.); Рагим лежит грудью на песке, головой к морю, и вдумчиво смотрит в мутную даль (М. Г.); В роще, за плотиной, гукала выпь (М. Г.); Там, на горизонте, откуда выплыла в небо туча, светилась бледно-розовая полоска света (М. Г.); Необъятное пространство заливала река в половодье, и теперь далеко, вплоть до горизонта, по лугам были разбросаны серебряные пятна (М. Г.); Восьмого июля, в пятницу, Елизаров, по прозванию Костыль, и Леша возвращались из села Казанского (Ч.); Именно в этот канунный, перед бурей, год случились некоторые значительные для Ивана Матвеича происшествия (Леон.); Предвоенную зиму Вихров прожил в Петербурге, у себя в Лесном, на природе (Леон.). Уточняющие обстоятельства, которые акцентируются в большей степени, выделяются тире: Сергей Сергеич подошел к Андрею, больно - со злинкой - похлопал его по щеке (В. Ш.). Кроме обстоятельств, могут уточняться определения. Обычно уточнения касаются возраста, цвета, размера и др.: Через минуту они прошли сонную конторку, вышли на глубокий, по ступицу, песок и молча сели в запыленную извозчичью пролетку (Бун.). Уточняющий характер членов предложения может усиливаться специальными словами типа вернее, точнее, иначе (они имеют значение вводных слов). Поскольку выделяется вводное слово, запятая после уточняющего члена не ставится: Любая годичная сессия академии - это, конечно же, в первую очередь, добросовестный отчет ученых. Отчет в том, каких высот, а точнее, глубин удалось добиться в познании природы... (газ.). 2. Пояснительные члены предложения отделяются (или выделяются) запятой: Для Константина Левина деревня была местом жизни, то есть радостей, страданий, труда (Л. Т.); Ощущение относилось к дому. Оно говорило, что он в эту минуту необитаем, то есть оставлен всем живым, кроме Сережи и его забот (Паст.); Эти люди были свои, слободские (М. Г.); В беспредельности новых и новых открытий, в раскате невероятных происшествий я впервые почувствовал себя не чеховским Чечевицыным, не гимназистом, мечтающим убежать в пампасы, а истинным читателем, то есть человеком, который в долгожданный час остается наедине с книгой (Кав.). При наличии слов, предупреждающих о пояснении, ставится тире: Одно интересовало его в последнее время - живопись; Цель, поставленная перед отрядом, была одна - до рассвета дойти до леса. В таких предложениях тире замещает пропущенный пояснительный союз: Байкал славен и свят другим - своей чудесной, животворной силой (Расп.). Пропуск союза может фиксироваться тире и в предложениях без специальных предупреждающих о пояснении слов: Задача, поставленная перед отрядом, была трудная - до рассвета дойти до леса. Однако в печати при подобных пояснениях употребляется и двоеточие, что может быть воспринято как вариантное оформление конструкции с более подчеркнутым пояснением: Все они [письма] о главном: перестройке в нашей жизни (газ.). 3. Присоединительные члены предложения, содержащие дополнительные разъяснения или какие-либо замечания, выделяются (или отделяются) запятыми (при большой паузе - тире). Присоединительные конструкции, включаемые в состав предложения, обычно присоединяются словами и сочетаниями даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому, да и, да и только, да и вообще, и тоже и др.: Все, в том числе и смешной подпрыгивающий парень, потянулись к окошечку (Ч.); Полагаю, что как раз вот этого - тайны или предчувствия ее - и недостает не только твоей повести, но и всем произведениям твоих сверстников, в особенности современной лирике (Аст.); Большое, тоже квадратное, окно выходило в садик (Зал.); Я в школе хорошо училась, особенно по французскому (газ.). Возможно выделение и с помощью тире: Неожиданно, перебивая ее воспоминания о ребятах, перед ней высветился дальний-дальний день - и тоже с рекой (Расп.). 4. Присоединительные конструкции, не имеющие специальных присоединительных слов (бессоюзное присоединение), отделяются с помощью тире или даже точки (при парцелляции возможны союзы, см. об этом подробнее в разделе «Знаки препинания, прерывающие предложение»), более резко отграничивающих их от основного высказывания: Старуха приняла кончину старика как судьбу - не больше и не меньше (Расп.); Лестницы тоже исчезнут - до следующего раза (Расп.); Старуха смотрит на него и терпеливо улыбается. Потом говорит - все с той же терпеливой улыбкой (Расп.); Князев вместе со всеми перешел улицу и пошел себе не спеша по той стороне улицы - просто так, от нечего делать (В. Ш.); Хоть и сказал Кузьма тетке Наталье, что Мария плачет, она больше не плакала. Молчала (Расп.); Можно назвать много имен. И тех, кого уже нет рядом с нами, и тех, кто сегодня среди нас (газ.); Их около двух тысяч - этих делегатских запросов. Аккуратные листочки, чуть помятые. Исписанные разными чернилами. Анкеты. Правда, не те, где пишут год и месяц рождения. С предложениями. Важными и второстепенными, мелкими и государственными (газ.); Щетка и мастерок - вот и весь научно-технический прогресс в этой отрасли. И не только в этой (газ.). Упражнение 43 . Найдите обособленные члены предложения. Определите их функции и объясните употребление знаков препинания. Охарактеризуйте условия пунктуационного оформления уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения, в том числе парцеллированных конструкций.