Нормирование загрязнения атмосферного воздуха. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу: образование и расчет Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

(см. текст в предыдущей редакции)

1. В целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются:

(см. текст в предыдущей редакции)

предельно допустимые выбросы;

предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

технологические нормативы выбросов;

технические нормативы выбросов.

2. Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. При определении предельно допустимых выбросов (за исключением выбросов радиоактивных веществ) применяются методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Методики разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух утверждаются органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

2.2. Программы для электронных вычислительных машин, используемые для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (за исключением выбросов радиоактивных веществ), подлежат экспертизе, которая проводится федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, в целях признания соответствия указанных программ формулам и алгоритмам расчетов, включенным в утвержденные методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Экспертиза программы для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (за исключением выбросов радиоактивных веществ), проводится за счет средств правообладателя такой программы в порядке , установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

Экспертиза программы для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания выбросов радиоактивных веществ в атмосферном воздухе, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии.

2.3. Фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется на основании данных государственного мониторинга атмосферного воздуха в соответствии с методическими указаниями , утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. При наличии сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка в отношении загрязняющих веществ, по которым не осуществляется государственный мониторинг атмосферного воздуха, фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется на основании данных сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012) нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Одним из видов нормативов допустимого воздействия, устанавливаемых для природопользователей, являются нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ).

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 25.06.2012; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее — выброс) стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Следует учесть, что утверждение нормативов ПДВ и выдача разрешений на выбросы — это две разные административные процедуры, требующие временных затрат .

Согласно п. 10 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного Приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650 (далее — Административный регламент), для того чтобы получить разрешение на выбросы в территориальном органе Росприроднадзора, к заявлению необходимо приложить в том числе утвержденные в установленном порядке и действующие нормативы ПДВ и временно согласованных выбросов (ВСВ) для каждого конкретного стационарного источника выбросов и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что если предприятие имеет стационарные (организованные и неорганизованные) источники выбросов, оно обязано получить разрешение на выброс. А получить это разрешение предприятие может только на основании утвержденных нормативов ПДВ.

Обязанности юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов, перечислены в ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ. Одной из таких обязанностей является обеспечение проведения инвентаризации выбросов и разработка ПДВ.

ПДВ устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов и их совокупности (организации в целом).

Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона № 96-ФЗ в случае невозможности соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов, ПДВ территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников ВСВ по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.

Наш словарь. Предельно допустимый выброс (ПДВ) — норматив предельно допустимого выброса, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

Временно согласованный выброс (ВСВ) — временный лимит выброса, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса.

Следовательно, для того, чтобы выяснить, обязано ли предприятие исполнять обязанности, установленные ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ, необходимо определить, имеются ли на предприятии источники выбросов, являющиеся стационарными объектами негативного воздействия.

В пунктах 3, 4 Порядка ведения территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (приложение к Приказу Ростехнадзора от 24.11.2005 № 867) даны следующие определения стационарного и передвижных объектов негативного воздействия:

  • стационарный объект негативного воздействия — объект, от которого осуществляется выброс (сброс) в окружающую среду загрязняющих веществ, прочно связанный с землей, т.е. объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, объект размещения отходов производства и потребления, а также взрыв;
  • передвижные объекты негативного воздействия — транспортные средства, воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, оборудованные двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе.

На сегодняшний день государственный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов, и количества и состава выбросов (далее — государственный учет) осуществляет Росприроднадзор в соответствии с Порядком государственного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденным Приказом Минприроды России от 26.10.2011 № 863 (далее — Порядок учета). Следует отметить, что в Порядке учета нет определений передвижного и стационарного источников выбросов.

В то же время в подп. «б» п. 7 Порядка учета перечислены сведения (данные) об источниках выбросов, которые необходимо указать при постановке на государственный учет. Так, при представлении сведений о передвижном источнике выбросов необходимо указать:

  • тип передвижного источника выбросов (авиационный транспорт, водный транспорт, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт);
  • регистрационный номер передвижного источника;
  • экологический класс транспортного средства;
  • вид и расход топлива (по видам) передвижным источником (авиационный транспорт, водный транспорт, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт).

Таким образом, основным критерием для определения передвижного объекта на сегодняшний день является работа на определенном виде топлива, а расчет платы за выбросы передвижных объектов производится по объему использованного топлива. К передвижным источникам выбросов относятся различные транспортные средства. Мобильные установки, используемые на территории предприятия, в основном относят к стационарным источникам выбросов.

После определения наличия на территории предприятия эксплуатируемых стационарных источников выбросов необходимо выяснить, подлежат ли эти источники государственному учету и нормированию.

Приказом Минприроды России от 31.12.2010 № 579 утверждены Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию (далее — Порядок) и Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию (далее — Перечень).

К источникам выбросов, подлежащим государственному учету и нормированию , относятся источники выбросов, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию. В свою очередь, государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества, указанные в Перечне, а также не включенные в Перечень вредные (загрязняющие) вещества, соответствующие одному из критериев:

  • показатель опасности выбросов, установленный в соответствии с приложением 1 к Порядку, больше или равен 0,1;
  • приземные концентрации выбросов превышают 5 % от гигиенического (экологического) норматива качества атмосферного воздуха.

Итак, если в выбросах от стационарных источников предприятия присутствуют вещества, указанные в Перечне или соответствующие одному из вышеуказанных критериев, т.е. подлежащие государственному учету и нормированию, то в этом случае необходимы разработка проекта ПДВ, утверждение нормативов ПДВ (ВСВ) и получение разрешения на выбросы.

В рамках данной статьи не будет рассматриваться вопрос разработки проекта ПДВ. Не менее интересен вопрос о действиях предприятия после разработки данного проекта.

После того как проект ПДВ разработан, его необходимо согласовать, установить нормативы ПДВ (ВСВ), получить разрешение на выбросы. Предприятие должно иметь представление о том, в какие сроки могут вылиться согласования и на основании чего предприятию могут отказать.

На сегодняшний день нормативными правовыми актами не регламентирован порядок установления нормативов ПДВ . Таким образом, срок утверждения и основания для отказа в утверждении проекта ПДВ также не установлены.

В соответствии с п. 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 (в ред. от 04.09.2012), предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора (за исключением радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

Согласно п. 6 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 (в ред. от 12.08.2010), срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз по заявлению гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг и не может превышать двух месяцев .

Далее на основании экспертного заключения территориальный орган Роспотребнадзора выдает санитарно-эпидемиологическое заключение. Срок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения также не регламентирован. Следовательно, согласно Типовому регламенту внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 № 452 (в ред. от 27.12.2012), срок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения — 30 дней.

Нормативы ПДВ и ВСВ устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора (за исключением радиоактивных веществ) для конкретного стационарного источника выбросов и их совокупности (организации в целом).

Согласно п. 8.13 Регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 29.06.2007 № 191 (в ред. от 15.10.2009), ответ заявителю направляется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Росприроднадзора в течение 30 дней с даты регистрации обращения в Росприроднадзоре, если в поручении не установлен иной срок. При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем территориального органа Росприроднадзора, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

Таким образом, по общему регламенту обращения по вопросам, касающимся деятельности Росприроднадзора, срок утверждения нормативов ПДВ — 30 дней (может быть продлен руководителем Росприроднадзора на 30 дней).

На заметку. Проект ПДВ разрабатывается в соответствии с Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86) (утв. Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 № 192), ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями», Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987) и другими нормативно-правовыми и методическими документами.

Поскольку законодательством не установлены основания для отказа в утверждении проекта ПДВ, значит если проект ПДВ выполнен в соответствии с требованиями перечисленных выше документов и получил санитарно-эпидемиологическое заключение, то отказ в установлении ПДВ неправомерен.

После получения санитарно-эпидемиологического заключения на проект ПДВ, утверждения нормативов ПДВ (ВСВ) предприятие обращается в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для получения разрешения на выбросы.

В соответствии с Административным регламентом территориальный орган Росприроднадзора принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на выбросы в срок, не превышающий 30 рабочих дней.

Основанием для отказа в выдаче разрешений на выбросы является наличие в составе материалов заявителя искаженных сведений или недостоверной информации. Иных оснований для отказа в выдаче разрешений на выбросы не установлено.

В заключение отвечаю на вопрос, который природопользователи задают чаще всего: «А что нам грозит, если мы не будем разрабатывать проект ПДВ и не получим разрешение на выбросы?» При отсутствии разрешений выбросы могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. К тому же согласно ст. 31 Федерального закона № 96-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, согласно ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа :

  • на граждан — от 2000 до 2500 руб.;
  • на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 4000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Е.Н. Колчина, эколог-эксперт ГК «Браво Софт»

Название документа:
Номер документа: 183
Вид документа:
Принявший орган: Правительство РФ
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 02 марта 2000
Дата начала действия: 02 марта 2000
Дата редакции: 14 июля 2017

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него


Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года N 229 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 17, 23.04.2007);
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 года N 351 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 18, 04.05.2009, (ч.II));
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 9, 28.02.2011);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 37, 10.09.2012);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.06.2013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.07.2017, N 0001201707190045).
____________________________________________________________________

В целях реализации статей 12 и 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

2. Определить, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (абзац в редакции ; в редакции :

разрабатывает и утверждает методы (методики) определения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух и временно согласованных выбросов; *2.1.2)
(Абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 78 ; в редакции, введенной в действие с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841 .

утверждает предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, за исключением предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий, оказывающих отрицательное влияние на здоровье людей, методы определения этих нормативов и виды источников, для которых они устанавливаются;

абзац утратил силу с 27 июля 2017 года - .

3. Пункт утратил силу с 27 июля 2017 года - постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841 ..

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

ПОЛОЖЕНИЕ о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 марта 2000 года N 183

1. Настоящее Положение определяет порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов, а также выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841 .

2. В соответствии с Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха" в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы выбросов:

технический норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух (далее именуется - технический норматив выброса);

предельно допустимый выброс вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух (далее именуется - предельно допустимый выброс).

3. Технические нормативы выбросов для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаются техническими регламентами (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года N 229 .

4. Пункт утратил силу с 27 июля 2017 года - постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841 ..

5. При разработке нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух применяются методы определения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Разработка нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух осуществляется в соответствии с методами определения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установленными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды , утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р .

При разработке нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух применяются методы (методики), утверждаемые Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841 .

6. Предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица, индивидуального предпринимателя в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя или их отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841 .

Соответствие предельно допустимых выбросов санитарным правилам определяется исходя из соблюдения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха.
(Абзац дополнительно включен с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841)
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года N 229 ; в редакции

7. В случае невозможности соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования могут устанавливать для указанных источников по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти временно согласованные выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - временно согласованные выбросы).

Для установления временно согласованных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем разрабатывается и утверждается план уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов (далее - план), а также подготавливаются предложения по возможным срокам поэтапного достижения предельно допустимых выбросов (далее соответственно - предложения по срокам достижения нормативов, сроки достижения нормативов).

Предложения по срокам достижения нормативов для иных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не могут превышать 7 лет.

План и предложения по срокам достижения нормативов направляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, который представляет предложения по срокам достижения нормативов в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации на утверждение с приложением плана.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня получения предложений по срокам достижения нормативов, направляет в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования утвержденные сроки достижения нормативов или мотивированный отказ в их утверждении.

Представление указанных документов и информации может осуществляться в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841 .

7_1. Основаниями для отказа органами государственной власти субъектов Российской Федерации в утверждении сроков достижения нормативов является предоставление неполной, недостоверной или искаженной информации, а также:

а) несоблюдение сроков достижения нормативов, указанных в плане, утвержденном на предыдущий год;

б) повторное включение в план мероприятий, не выполненных в ходе реализации плана, утвержденного на предыдущий год;

в) включение в план мероприятий, не обеспечивающих достижения предельно допустимых выбросов.
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841)

7_2. Временно согласованные выбросы на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов устанавливаются территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня получения утвержденных органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков достижения нормативов.
(Пункт дополнительно включен с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841)

8. Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841 .

Разработка предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ обеспечивается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющим стационарные источники выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841 .
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 78 .

9. Нормативы предельно допустимых выбросов и временно согласованные выбросы (за исключением радиоактивных веществ) устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Нормативы предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника и их совокупности (организации в целом).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841 .

9_1. Для установления нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности заявление об установлении нормативов предельно допустимых выбросов, содержащее следующие сведения:

а) полное и сокращенное наименования в соответствии с учредительными документами, организационно-правовая форма, место государственной регистрации, место нахождения, телефон, адрес электронной почты (при наличии), основной государственный регистрационный номер, индивидуальный номер налогоплательщика - для юридического лица, а также фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, телефон, адрес электронной почты (при наличии), реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, индивидуальный номер налогоплательщика - для индивидуального предпринимателя;

б) место нахождения отдельных производственных территорий;

в) информация о фоновом загрязнении атмосферного воздуха, на основании которой производился расчет концентраций вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе;

г) наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
(Пункт дополнительно включен с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841)

9_2. К заявлению прилагаются следующие материалы:

а) данные инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности либо данные проектной документации - в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности;

б) проект предельно допустимых выбросов.
(Пункт дополнительно включен с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841)

9_3. Для установления временно согласованных выбросов юридические лица, индивидуальные предприниматели помимо сведений, указанных в пункте 9_2 настоящего Положения, также представляют проект плана.
(Пункт дополнительно включен с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841)

9_4. Для установления нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов указанные юридические лица, индивидуальные предприниматели могут направлять заявление и документы в виде электронного документа, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
(Пункт дополнительно включен с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841)

9_5. Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования рассматривают представленные юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заявление, материалы и проект плана для установления нормативов предельно допустимых выбросов или временно согласованных выбросов и принимают решение об установлении нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов либо решение об отказе в их установлении (с мотивированным обоснованием).
(Пункт дополнительно включен с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841)

9_6. Основаниями для отказа в установлении нормативов предельно допустимых выбросов являются предоставление неполной, недостоверной или искаженной информации, а также:

а) наличие подтвержденных результатами государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха сведений о недостоверности представленных данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов, а также о характеристиках источников выбросов);

б) несоответствие данных, используемых при разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов, данным проектной документации (в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) или данным инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности), в том числе указание неполного перечня выбрасываемых вредных (загрязняющих) веществ;

в) наличие арифметических ошибок в разработанных проектах нормативов предельно допустимых выбросов (с учетом погрешности измерений);

г) наличие в разработанных проектах нормативов предельно допустимых выбросов веществ, объем или масса выбросов которых превышают предельно допустимые выбросы.
(Пункт дополнительно включен с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841)

9_7. Основаниями для отказа в установлении временно согласованных выбросов являются:

а) предоставление для установления временно согласованных выбросов неполной, недостоверной или искаженной информации;

б) мотивированный отказ органов государственной власти субъекта Российской Федерации в утверждении сроков достижения нормативов;

в) указание в качестве конечных показателей плана объемов или масс выбросов вредных (загрязняющих) веществ, превышающих предельно допустимые выбросы.
(Пункт дополнительно включен с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841)

9_8. Установление нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) оформляется решением территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по форме, утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841)

9_9. Нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) устанавливаются на 7 лет.

Временно согласованные выбросы (за исключением радиоактивных веществ) устанавливаются на сроки достижения нормативов, утвержденные органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Установление нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) оформляется решением территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по форме, утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841)

9_10. Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 5 рабочих дней после установления нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) направляют копию решения об их установлении в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также информируют территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об установлении временно согласованных выбросов и сроках достижения нормативов.

Территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору информируют орган государственной власти субъекта Российской Федерации о нормативах предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух, установленных для стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности.

Выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, выдается одновременно с установлением нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов.

Разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух выдается на срок, соответствующий сроку, на который установлены нормативы предельно допустимых выбросов.

Разрешение на временно согласованные выбросы (за исключением радиоактивных веществ) выдается на 1 год при условии выполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем плана и достижения запланированных показателей поэтапного уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Выбросы радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащие региональному государственному экологическому надзору, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
(Пункт дополнительно включен с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841)

10. Форма разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года N 229 ; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 года N 351 ; дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 78 .

Порядок выдачи и форма разрешений на выбросы радиоактивных веществ в атмосферный воздух утверждаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 78).

11. Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и перечни вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, для юридических лиц, территории городских и иных поселений и их частей, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года N 229 ; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 года N 351 .

12. Нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются разрешениями, выдаваемыми Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по утвержденной соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека форме.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года N 229 ; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 года N 351 ; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 78 ; в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 882 ; в редакции, введенной в действие с 18 июня 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476 .

13. За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух могут взиматься сборы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него (с изменениями на 14 июля 2017 года)

Название документа: О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него (с изменениями на 14 июля 2017 года)
Номер документа: 183
Вид документа: Постановление Правительства РФ
Принявший орган: Правительство РФ
Статус: Действующий
Опубликован: Собрание законодательства Российской Федерации, N 11, 13.03.2000, ст.1180
Дата принятия: 02 марта 2000
Дата начала действия: 02 марта 2000
Дата редакции: 14 июля 2017

Одним из жизненно необходимых природных компонентов несомненно можно назвать атмосферный воздух. Негативное воздействие на окружающую среду в подразумевает его загрязнение в том числе. Не трудно догадаться, к чему это может привести: начиная от дискомфорта для живых организмов, заканчивая заболеваниями и отравлением природы в целом. Загрязняющие воздух вещества имеют множество источников. В основном – это предприятия, деятельность которых подразумевает выбросы загрязняющих веществ.

В этом материале мы дадим ответы на множество волнующих вопросов: Как образуются выбросы? Какая экологическая отчетность обязательна для предприятий, осуществляющих выбросы? Что можно сделать для того, чтобы сократить негативное воздействие на окружающую среду?

1. Общая информация

В Федеральном законе от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об охране атмосферного воздуха» дается наиболее точное понятие того, что такое вредное (загрязняющее) вещество – химическое или биологическое вещество, либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Государством установлены нормативы выбросов, превышение которых принято считать загрязнением воздуха. Для каждого источника устанавливается предельно допустимый норматив вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) – это показатель допустимого вредного вещества в атмосферном воздухе. Показатель включает в себя максимальные объем или массу загрязняющих веществ и микроорганизмов, которые допустимы для выброса в атмосферу стационарными источниками, чтобы не нарушать экологические нормативы качества воздуха. Если значение норматива ПДВ соблюдается, значит, соблюдаются требования в области охраны атмосферного воздуха. В общем смысле понятие норматива означает ряд действий, которые требуется обязательно выполнить, чтобы они привели к ожидаемому результату.

Каждому объекту, осуществляющему выбросы загрязняющих веществ, необходимо иметь проект ПДВ. В случае, если проект отсутствует – предприятию грозит штраф до 250 тыс. руб., либо приостановление деятельности до 90 дней .

2. Как образуются выбросы загрязняющих веществ?

Вот перечень того, какими бывают источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу:

  • Организованные

Те источники выбросов загрязняющих веществ, поступающих в воздух через специально сооруженные технические устройства.

  • Неорганизованные

Источники, выбросы из которых поступают в виде ненаправленных потоков газа, когда нарушается герметичность оборудования, или возникают ошибки в работе оборудования по сбору газа в местах загрузки, выгрузки, хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ.

  • Точечные

Это организованные источники выбросов. При этом, вредные загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия.

  • Линейные

Выбросы из таких источников поступают в атмосферу по установленной линии.

  • Площадные

Это неорганизованные источники, выбросы загрязняющих веществ из которых поступают в воздух с установленной ограниченной поверхности.

  • Передвижные

Источники с организованными или неорганизованными выбросами в процессе его передвижения в окружающей среде.

Важно отметить, что существует две основных характеристики выбросов. Данные характеристики описывают то, какие вещества и как именно поступают в атмосферный воздух:

– Количественные характеристики выбросов (перечень веществ и их количество в год и секунду);

– Качественные характеристики выбросов (применяется только к организованным источникам – скорость, температура, объем в сек.).

Как правило, перед тем как определить качественный и количественный состав выбросов загрязняющих веществ из источников необходимо обосновать метод определения состава и количества вредных выбросов. Далее оборудуются места отбора проб в соответствии с законом. После чего и определяются характеристики выбросов в соответствии с принятым методом (а также разовое (г/с) и валовое (т/г) значения выбросов).

3. Расчет выбросов загрязняющих веществ

На сегодняшний день активно развивается нормативно-методическая база по охране атмосферного воздуха. Это включает в себя множество вопросов: инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух с использованием как инструментальных, так и расчетных методов, организации и проведения расчетов загрязнения атмосферы, формирования предложений по нормативам допустимых выбросов (НДВ), а также определению периодичности производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов и объемов регулирования выбросов в периоды НМУ.

Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу – это несложный, но требующий особого внимания к деталям процесс. В начале на предприятии проводится инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В результате данной процедуры выявляются источники выбросов (о которых мы рассказывали ранее). Инвентаризация выбросов проводится согласно требованиям ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 29.07.2018; далее - Федеральный закон № 96-ФЗ).

С 26 апреля 2019 года начал действовать новый порядок проведения инвентаризации стационарных источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Инвентаризация ВЗВ), установленный Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 . Инвентаризацию проводят экологи на предприятии, либо же данную услугу можно заказать у специализированной организации, которая занимается разработкой проектной документации в сфере экологии. По итогам инвентаризации составляется отчет.

Далее, под каждый из источников подбирается своя методика расчета. Отметим, что так как для каждого источника выбросов существует своя методика, необходимо запросить данные для расчета. Как правило, расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу проводится с помощью программ Интеграла.

Разработка проекта ПДВ

Как мы и рассказывали ранее, ПДВ – это показатель допустимого вредного вещества в атмосферном воздухе, который отражает объем и массу ЗВ, допустимых для выброса стационарными источниками.

Нормативы допустимых выбросов, в широком смысле, устанавливаются для того, чтобы регулировать экологическую безопасность в стране. Масса вредных веществ измеряется в граммах, концентрация вредных веществ – в миллиграммах на кубометр, концентрация на выходе из источника – в граммах на кубометр.

От того, насколько точно определяются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (и, следовательно, проводятся расчеты для инвентаризации), зависит точность результатов расчета нормативов выбросов загрязняющих веществ.

Особо следует обратить внимание на учет нестационарности выбросов во времени. Отсутствие информации о временных режимах работы цехов, участков предприятий, изменчивости во времени количественных и качественных характеристик выбросов на стадиях крупных технологических процессов нередко приводит к неоправданному завышению выбросов и нормативов ПДВ и ВСВ.

4. Новые требования для объектов I-IV категории

С 1 января 2019 года нормирование и контроль субъектов хозяйственной деятельности производится на основе нового подхода, который подразумевает присвоение предприятиям определенных категорий как объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Всего таких категорий 4, отличаются они степенью воздействия на окружающую среду. Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 устанавливает критерии разделения объектов на категории.

На основании действующих изменений объектам I категории разрешено осуществлять выбросы только на основании комплексного экологического разрешения (КЭР ). Объектам II категории для осуществления выбросов нужно иметь декларацию о воздействии на окружающую среду (ДВОС ). III категория готовит отчет о выбросах вредных веществ. IV категории негативного воздействия достаточно провести инвентаризацию объекта.

Выбросы загрязняющих веществ – особенно злободневная тема для экологии. Нарушения предприятий и производственных объектов, касаемо осуществления выбросов, серьезно пресекаются надзорными органами. Помимо Вашего бюджета и репутации может пострадать окружающая среда.

Специалисты ЭкоПромЦентра настоятельно рекомендуют обратить особое внимание на то что и как «выбрасывает» Ваше предприятие. Разработку и, самое главное, согласование всей необходимой экологической отчетности Вы можете доверить нам. Достаточно лишь сделать один клик.

Описание контент-сета

Набор данных «Выбросы наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников» содержит информацию о количестве выбросов наиболее распространенных в атмосферу загрязняющих веществ на территории города Москвы. Данные приводятся на основании ежегодного статистического сборника «Состояние атмосферного воздуха города Москвы», издаваемого территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по г. Москве (Мосгорстат). Показатели приведены по юридическим лицам, имеющим стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Основные понятия:

источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества

стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника

Современная ситуация в России.

На сегодняшний день в России наблюдается снижение выбросов загрязняющих веществ.Динамика и изменение общей структуры выбросов вредных веществ представлена в Российском статистическом ежегоднике Федеральной службы государственной.

По данным регулярных наблюдений Росгидромета за период 2011 – 2015 гг. средние за год концентрации взвешенных веществ, диоксида азота, оксида азота, диоксида серы и оксида углерода снизились на 8-15%.

Современная ситуация в Москве.

По данным Мосгорстатана территории Москвы функционирует 457 предприятий, на которых зарегистрировано менее 30 тыс. стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. На данный момент на территории города Москвы наблюдается отрицательная динамика численных показателей характеризующих выброс наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников 6,9% период с 2014 по 2016 год.

Табл. «Выбросы наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников» г. Москва. (тысяч тонн).

Годы

Всего

в том числе:

выбросов

твердых

газообразных и жидких

из них


диоксида серы

оксидов азота

оксида

углерода

углеводорода (без летучих органических соединений)

летучие органические соединения

2011

61,2

59,6

13,2

35,4

2012

71,6

70,3

17,3

36,5

2013

66,0

64,7

12,9

33,1

2014

67,7

66,1

10,7

33,0

10,0

2015

63,2

61,6

29,7

2016

63,0

61,5

31,5

10,3

А знаете ли вы что?

В Москве реализуется закон «Об экологическом мониторинге в городе Москве» и постановлением Правительства Москвы от 08.11.2005 № 866-ПП «О функционировании Единой системы экологического мониторинга и практическом использовании данных экологического мониторинга» наиболее значимые с точки зрения антропогенного воздействия на окружающую среду. Промышленные предприятия обязаны создать автоматизированные системы прямых инструментальных измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на организованных источниках.

Оборудованию средствами автоматизированного контроля подлежат источники выбросов загрязняющих веществ, на которых с наибольшей вероятностью могут происходить сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, а также источники, используемые в мероприятиях по снижению выбросов загрязняющих веществ, при неблагоприятных метеорологических условиях.

Автоматизированные системы локального экологического мониторинга обеспечивают непрерывный автоматический контроль основных характеристик выбросов загрязняющих веществ – величины выбросов диоксида и оксида азота, оксида углерода, хлористого водорода, диоксида серы, суммы взвешенных веществ, смеси предельных углеводородов С1-С5, сероводорода, расхода, линейной скорости и температуры отходящих дымовых газов. Перечень контролируемых параметров определяется индивидуально с учетом состава выбросов промышленного предприятия. Результаты измерений передаются в режиме реального времени в информационно-аналитический центр Единой государственной системы экологического мониторинга города Москвы, функции которого выполняет ГПБУ «Мосэкомониторинг».

На данный момент системами локального экологического мониторинга оснащены 55 промышленных предприятий города Москвы: 51 предприятие теплоэнергетического комплекса (11 московских ТЭЦ, 40 районных тепловых станций), 3 мусоросжигательных завода и одно нефтеперерабатывающее предприятие АО «Газпромнефть-МНПЗ».

Анализ работы систем контроля демонстрирует их эффективность по предотвращению несанкционированных сверхнормативных выбросов. Так в 2016 году по результатам работы систем контроля зафиксировано 3 случая превышения норм ПДВ на источниках выбросов предприятий, что в 15 раз меньше аналогичного показателя в 2011 году. При этом общий суммарный сверхнормативный выброс в 2016 году сократился по сравнению с 2011 годом более чем в 100 раз (с 1317 кг до 13 кг).

Материал подготовлен на основе информации: http :// data . mos . ru /, http://moscow.gks.ru, Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году».