2. Наталья часто посещает выставки и художественные галереи. Искусство дает возможность глубже понимать себя и мир. Особенность искусства как средства познания состоит в том, что оно
1) опирается на формы чувственного познания
2) нацелено на постижение истины
3) использует художественные образы
4) во всех своих формах доступно для понимания
3. Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия появилась вместе с государством.
Б. Религия является неотъемлемой частью культуры.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4. Василий учится в школе и помимо учебы увлекается рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными словами, поле его деятельности широко. Какие компоненты входят в структуру деятельности? Выберите из приведённого списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.
4) способности
5) результаты
5. Равновесная цена в рыночной экономике - это цена совпадения
1) денежной и товарной массы
2) спроса и предложения
3) производства и сбыта
4) производства и потребления
6. Что такое дивиденд?
1) доход владельца акций
2) процент по вкладу в банке
3) доход от сдачи в аренду недвижимости
4) ставка ипотечного кредита
7. На графике отражена ситуация на рынке импортной обуви: линия предложения S переместилась в новое положение S 1 (P - цена товара, Q - количество товара.
Это перемещение может быть связано прежде всего с (со)
1) обострением конкуренции между производителями
2) установкой нового оборудования на обувных фабриках
3) созданием филиалов крупных предприятий в ряде регионов
4) повышением ввозных пошлин
8. Верны ли следующие суждения об экономической культуре личности?
А. Экономическая культура личности предполагает связь сознания и практической деятельности.
Б. Экономические знания выступают важным компонентом экономической культуры личности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
9. Владелец парикмахерской уплатил проценты по кредиту, взятому в банке. Какие дополнительные постоянные издержки ему приходится нести в краткосрочном периоде? Выберите из приведенного ниже списка постоянные издержки и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) арендные платежи
2) затраты на покупку фенов
3) зарплата парикмахерам
4) коммунальные платежи
5) расходы на приобретение средств по уходу за волосами
6) уплата страховых взносов
10. Что из перечисленного служит показателем социальной мобильности?
1) расширение социальных контактов
2) смена места жительства
3) пополнение семьи
4) переход в новую страту
11. Верны ли следующие суждения о социальной роли?
А. Роль выступает образцом поведения, которому должна следовать личность, занимающая соответствующее положение.
Б. Требования, вытекающие из социальной роли, целиком подчиняют себе поведение человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
12. В ходе социологического опроса его участникам предлагалось ответить на вопрос: "Что Вас более всего привлекает в работе?" Отдельные результаты опроса приведены в таблице (в%; участники опроса могли выбирать несколько ответов).
Варианты ответов | 1998 г. | 2010 г. |
Хорошая оплата | 21 | 29 |
Соответствие моим способностям | 25 | 30 |
Возможность профессионального продвижения | 3 | 8 |
Близость к месту жительства | 30 | 31 |
Удобный режим работы | 27 | 23 |
Хороший коллектив | 22 | 24 |
Возможность проявлять самостоятельность, инициативу | 5 | 8 |
Какие выводы можно сделать на основе данных таблицы? Выберите нужные позиции из приведённого списка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Приоритеты в оценке привлекательности работы за период между опросами не изменились.
2) Условия работы большинством опрошенных ценятся выше, чем её возможности для творческого и профессионального роста.
3) За прошедший между опросами период менее всего выросло число тех, кто заинтересован в хорошем коллективе.
4) Опрос показал тенденцию к снижению значения творческого потенциала работы.
5) За период между опросами больше всего выросло число тех, кто ценит достойный заработок.
13. Согласно Конституции РФ государственный бюджет разрабатывает
1) Президент РФ
2) Государственная Дума РФ
3) Правительство РФ
14. Вновь созданная партия разделяет идеи рыночной экономики при активной роли государства, которое должно всесторонне поддерживать людей труда, слабо защищённые социальные группы. Её главные политические принципы - равенство и социальная справедливость. Данная партия придерживается идеологии
1) либерализма
2) консерватизма
3) социал-демократизма
15. Верны ли следующие суждения о политическом поведении?
А. Инновационные формы политического поведения закрепляют уже сложившиеся образцы.
Б. Наиболее массовыми формами политического поведения являются выборы и референдумы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
16. В государстве Z существует частичный запрет на деятельность оппозиции. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в государстве установился авторитарный политический режим?
1) власть носит публичный характер
2) сложилась система правоохранительных органов
3) все стороны жизни подчинены единой идеологии
4) большое влияние имеет церковь как общественный институт
5) для удержания власти используются силовые структуры
6) контроль над экономикой полностью централизован
17. Какие данные вносятся в трудовую книжку?
1) о наградах и поощрениях
2) о дисциплинарных взысканиях
3) об изменении семейного положения
18. Кооператив "Спектр" предъявил иск акционерному обществу о возмещении убытков в связи с нарушением сроков поставки комплектующих деталей. Полученные результаты не удовлетворили руководство кооператива, и оно потребовало возврата перечисленных учреждению средств. Этот спор может быть рассмотрен судом
1) мировым
2) арбитражным
3) общей юрисдикции
19. Верны ли следующие суждения о правоотношениях?
А. Правоотношения неразрывно связаны с юридическими нормами.
Б. Правоотношения помимо отношений между людьми регулируют отношения человека и животного.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
20. Найдите в приведённом ниже списке правовые способы обеспечения исполнения обязательств. Запишите цифры, под которыми они указаны.
3) поручительство
4) угроза разорением
5) задаток
21. Согласно Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов Федерации находятся
1) федеративное устройство и территория РФ
2) установление правовых основ единого рынка
3) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями
4) общие вопросы воспитания, образования
5) оборона и безопасность
6) уголовное законодательство
22. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Структура деятельности
23. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) статусный набор; 2) личный статус; 3) основной статус; 4) социальный статус; 5) статусная иерархия.
24. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к социальному контролю.
1) санкция; 2) социальная ценность; 3) суверенитет; 4) требование морали; 5) потребность личности; 6) правовая норма.
Найдите два термина, "выпадающих" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
25. Установите соответствие между видами рынков труда и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
26. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) На рубеже первого тысячелетия нашей эры появляется христианство. (Б) Шесть веков спустя в Аравии, среди арабских племен, рождается ислам. (В) Религиозное миросозерцание подразумевает веру человека в нечто сверхъестественное, не поддающееся объяснению с помощью имеющихся способов познания мира. (Г) Религиозные вероучения духовно обогатили человечество, способствовали созданию могучих государств. (Д) Трудно согласиться с мнением, что мировые религии есть нечто отжившее, устаревающее.
Определите, какие положения текста имеют
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
27. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.
"Форма государства, независимо от того, как она выражается, всегда имеет непосредственную связь с государственной ________ (А). Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному _________ (Б). В первом случае мы имеем монархию, во втором ________ (В). Парламентская монархия отличается тем, что _________ (Г) монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть принадлежит ________ (Д), исполнительная - _________ (Е). Парламентские монархии в научной литературе зачастую именуют конституционными монархиями".
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) федерация
2) правительство
3) президент
4) парламент
6) выборный орган
7) политика
9) республика
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
А | Б | В | Г | Д | Е |
ЧАСТЬ 2
Для записи ответов на задания этой части (28 - 36) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 28 - 31.
Некоторые считают, что поскольку мышление - сложный процесс, его изучение выходит за пределы наших технических возможностей и нашего понимания. Такой аргумент есть немного правда и немного ложь. Трудно не признать, что многие особенности нашего мышления остаются тайной, но верно и то, что достижения психологии дали нам замечательный арсенал методов и моделей, способных приоткрыть некоторые факты, относящиеся к мышлению. Мышление участвует в решении задач и формировании понятий.
Формирование понятий (или усвоение понятия) относится к умению выяснять свойства, присущие некоторому классу объектов или идей. Понятие можно определить как совокупность определенных существенных признаков и правил, связывающих эти признаки. Признаки означают некоторые характеристики объектов, относящихся и к другим объектам. Подвижность, например, это признак автомобиля, но подвижностью обладают и другие объекты - поезда, птицы. Человек определяет, насколько существенен данный признак для этого объекта на основе определенных критериев. Признаки можно различать как на количественной, так и на качественной основе. Так, подвижность - это качественная черта, которую можно измерить количественно. К примеру, автомобиль данной марки обладает этим признаком в большей степени, чем автомобили других марок.
Формирование понятий - одна из самых важных познавательных функций человека. В большинстве наук в период их становления формирование понятий играет решающую роль в организации данных. Расположение элементов в химии, разработка филогенетической классификации в биологии, классификация видов памяти в биологии - все это примеры формирования понятий, способствующих лучшему пониманию предмета.
Если мы представим себе мириады различных объектов и событий, с которыми встречаемся в повседневной жизни, то задача приобретения понятий может оказаться слишком сложной, и все же эта поразительная задача выполняется относительно легко. Вполне может быть, что постижение мира возможно только через развитие познавательных структур, которые связывают кажущиеся рассеянными объекты и события в единое понятие. Таким образом, изучение формирования понятий не изолировано от основного потока повседневной жизни, но находится прямо в центре её.
Термины "мысль" и "мышление" означают общий процесс рассмотрения в уме какого-либо вопроса; логика - это наука о мышлении, изучающая его законы. Два человека могут думать об одном и том же, но их выводы, полученные посредством мышления, могут отличаться; одно будет "логичным", другое - "нелогичным".
29. Как связаны мышление и логика? Почему выводы размышлений при наличии одного предмета рассмотрения или одной темы могут отличаться у разных людей?
30. Автор отмечает, что понятие определяется через совокупность существенных признаков. Опираясь на обществоведческие знания, укажите один существенный признак любых трёх понятий, относящихся к различным сферам общества.
31. Существует точка зрения, согласно которой абстрактные умозаключения не способны приводить к правильным выводам без включения непосредственного наблюдения, чувственных данных. Приведите два аргумента в поддержку этой позиции и один аргумент - против.
32. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие "социальная роль"? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о ролевой системе, и второе предложение, содержащее информацию о ролевом конфликте.
33. В рыночной экономике с определённой периодичностью наблюдаются спады и подъёмы производства и деловой активности. Дайте три пояснения причин циклического развития экономики в условиях рынка. Конкретизируйте любую из этих причин.
34. Коммерческое предприятие "Сигма" занимается разработкой и распространением программного обеспечения для компьютеров. Получаемая от реализации продукции прибыль распределяется в соответствии с размером вносимого каждым членом коллектива пая и долей его трудового участия. Какова организационно-правовая форма этого предприятия? Укажите два признака, по которым вы это установили. Назовите ещё один дополнительный признак этой организационно-правовой формы, не указанный в условии задачи.
35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме "Политическое сознание". Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Выполняя задание 36, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (36.1 - 36.5).
36. Выберите ОДНО из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
36.1 | Философия | "Поиск истины важнее, чем обладание ею". (А. Эйнштейн). |
36.2 | Экономика | "Бережливость - важнейший источник благосостояния". (Цицерон) |
36.3 |
Социология, социальная психология |
"Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них - родиться в нужной семье". (Д. Трампт). |
36.4 | Политология | "Большая политика - это всего лишь здравый смысл, применимый к большим делам". (Наполеон) |
36.5 | Правоведение | "Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения в законодательстве". (Г. Филдинг). |
Для записи ответов на задания этой части (28 - 36) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 28 - 31.
Некоторые считают, что поскольку мышление - сложный процесс, его изучение выходит за пределы наших технических возможностей и нашего понимания. Такой аргумент есть немного правда и немного ложь. Трудно не признать, что многие особенности нашего мышления остаются тайной, но верно и то, что достижения психологии дали нам замечательный арсенал методов и моделей, способных приоткрыть некоторые факты, относящиеся к мышлению. Мышление участвует в решении задач и формировании понятий.
Формирование понятий (или усвоение понятия) относится к умению выяснять свойства, присущие некоторому классу объектов или идей. Понятие можно определить как совокупность определенных существенных признаков и правил, связывающих эти признаки. Признаки означают некоторые характеристики объектов, относящихся и к другим объектам. Подвижность, например, это признак автомобиля, но подвижностью обладают и другие объекты - поезда, птицы. Человек определяет, насколько существенен данный признак для этого объекта на основе определенных критериев. Признаки можно различать как на количественной, так и на качественной основе. Так, подвижность - это качественная черта, которую можно измерить количественно. К примеру, автомобиль данной марки обладает этим признаком в большей степени, чем автомобили других марок.
Формирование понятий - одна из самых важных познавательных функций человека. В большинстве наук в период их становления формирование понятий играет решающую роль в организации данных. Расположение элементов в химии, разработка филогенетической классификации в биологии, классификация видов памяти в биологии - все это примеры формирования понятий, способствующих лучшему пониманию предмета.
Если мы представим себе мириады различных объектов и событий, с которыми встречаемся в повседневной жизни, то задача приобретения понятий может оказаться слишком сложной, и все же эта поразительная задача выполняется относительно легко. Вполне может быть, что постижение мира возможно только через развитие познавательных структур, которые связывают кажущиеся рассеянными объекты и события в единое понятие. Таким образом, изучение формирования понятий не изолировано от основного потока повседневной жизни, но находится прямо в центре её.
Термины "мысль" и "мышление" означают общий процесс рассмотрения в уме какого-либо вопроса; логика - это наука о мышлении, изучающая его законы. Два человека могут думать об одном и том же, но их выводы, полученные посредством мышления, могут отличаться; одно будет "логичным", другое - "нелогичным".
29. Как связаны мышление и логика? Почему выводы размышлений при наличии одного предмета рассмотрения или одной темы могут отличаться у разных людей?
30. Автор отмечает, что понятие определяется через совокупность существенных признаков. Опираясь на обществоведческие знания, укажите один существенный признак любых трёх понятий, относящихся к различным сферам общества.
31. Существует точка зрения, согласно которой абстрактные умозаключения не способны приводить к правильным выводам без включения непосредственного наблюдения, чувственных данных. Приведите два аргумента в поддержку этой позиции и один аргумент - против.
32. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие "социальная роль"? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о ролевой системе, и второе предложение, содержащее информацию о ролевом конфликте.
33. В рыночной экономике с определённой периодичностью наблюдаются спады и подъёмы производства и деловой активности. Дайте три пояснения причин циклического развития экономики в условиях рынка. Конкретизируйте любую из этих причин.
34. Коммерческое предприятие "Сигма" занимается разработкой и распространением программного обеспечения для компьютеров. Получаемая от реализации продукции прибыль распределяется в соответствии с размером вносимого каждым членом коллектива пая и долей его трудового участия. Какова организационно-правовая форма этого предприятия? Укажите два признака, по которым вы это установили. Назовите ещё один дополнительный признак этой организационно-правовой формы, не указанный в условии задачи.
35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме "Политическое сознание". Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
36. Выберите ОДНО из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Прочитайте текст и ответьте на вопросы С1-С4
Личность
«…каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?
По существу, существует два основных критерия. Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.
Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность": человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование . Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности…
Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. п. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый , но не реально действующий , т. е. мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, - не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания , или проживания . Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.
Рассмотрим этапы формирования личности. Остановимся на самых главных и очень крупных этапах. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность "рождается" дважды.
Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иными словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.
Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.
Между прочим, ее обязательность зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответственность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового человека, достигшего совершеннолетия».
(Ю.Б.Гиппенрейтер)
С1 |
Автор высказывает свою точку зрения на то, какого человека можно считать личностью, выделяет критерии личности. Укажите два критерия с опорой на текст и охарактеризуйте каждый из них. Сформулируйте свой критерий личности человека, кого, на ваш взгляд, можно назвать личностью.
Баллы | |
элементы : 1) Приведены авторские критерии личности с опорой на текст, например: - «человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого», если его поведение социально значимо; - человека можно считать личностью, если он способен «к сознательному руководству собственным поведением», человек руководствуется сознательными мотивами деятельности, обладает самосознание. 2) Сформулирован свой критерий личности, допустим: - личностью можно считать человека, обладающего знаниями, жизненным опытом, умением жить среди людей, обладающего нравственными принципами, в соответствии с которыми он действует. Могут быть приведены и иные критерии личности. | |
Приведены два авторских критерия и один собственный. | |
Приведены один авторский критерий личности и один собственный ИЛИ два авторских критерия, собственный критерий не приведен ИЛИ авторские критерии не приведены, но приведен один собственный. | |
Приведен один авторский критерий ИЛИ ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 2 |
С2 |
Укажите с опорой на авторский текст отличия поведения человека, соответствующего первому и второму критериям. Приведите, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и социальную практику, два примера проявления «стихийной нравственности» в поведении людей.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы: 1) Приведены отличия в поведении людей , допустим: – «…от первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов…»; – «просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов…»» - «…во втором признаке имеется в виду опосредствованное поведение», сознательное опосредствование действий людей». 2) Приведены два примера проявления «стихийной нравственности», допустим: - оказать помощь пожилому человеку при переходе улицы; - остановить машину и помочь на дороге человеку, просящему о помощи; - помочь соседу по даче в ремонтных работах или работе по саду и прочее. Могут быть приведены иные адекватные примеры. | |
Приведены три отличия и два примера | |
Приведены два отличия и два примера ИЛИ три отличия и один пример ИЛИ одно отличие и один пример ИЛИ два-три отличия без примеров ИЛИ отличия не указаны, но приведен один пример. | |
Приведено одно отличие, ИЛИ Ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 2 |
С3 |
Автор, ссылаясь на психолога А.Н. Леонтьева, указывает основные этапы формирования личности. Приведите указанные в тексте этапы, и, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и практику, проиллюстрируйте каждый из этапов характерным для него конкретным «приобретением» для личностного становления.
Баллы | |
В правильном ответе должны быть приведены элементы: Приведены указанные в тексте этапы формирования личности(два ее рождения) и иллюстрирующие их «приобретения», допустим: 1) первый этап (первое рождение) - дошкольный возраст, который «знаменуется установлением первых иерархических отношений, мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам»; - «приобретения»: - ребенок-дошкольник осознает, что не все свои потребности он может удовлетворить, если они противоречат интересам близких, например, не может добиться покупки игрушки, если у родителей нет необходимой суммы денег, пойти гулять на улицу к друзьям, если больна бабушка и не может проводить его во двор и т.д.; - ребенок-дошкольник уже осваивает необходимость согласования своих интересов с близкими, друзьями; - ребенок- дошкольник осваивает нормы этикета, поведения в общественных местах, экологического поведения в природной среде и др. 2) второй этап (второе рождение) – «начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению». - «приобретения»: - подросток осознает свои способности, определяет, какую профессию он хотел бы получить в будущем, в соответствии с этим он делает ответственный и осознанный выбор профиля образования; - подросток начинает осваивать новые социальные роли (труженика, собственника), принимать решения по обслуживанию сой собственности, например, мопеда, скутера и т.д. - подросток, к примеру, приняв решение идти в профильный математический класс, в свободное время будет заниматься математикой, а прежние его привязанности, например, дворовый футбол, прогулки с друзьями, могут отойти на второй план и т.д. . Могут быть приведены иные адекватные «приобретения», характерные для каждого этапа. | |
Приведены два этапа и иллюстрирующие их «приобретения». | |
Приведены два этапа и одно «приобретение ИЛИ один этап и одно приобретение ИЛИ этапы не указаны, но приведены два «приобретения». | |
Приведены два этапа без «приобретения» ИЛИ этапы не указаны, но приведено одно «приобретение». | |
Приведен один этап без «приобретения» ИЛИ Ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 3 |
С4 |
Автор отмечает: «…Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания , или проживания …». Поясните авторскую мысль. Опираясь на знание курса, собственный жизненный опыт и социальную практику, приведите два проявления возникновения новых потребностей и мотивов личности.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы : 1) пояснение , например: Автор подчеркивает , что человек может обрести новые мотивы и потребности только через обретение нравственного опыта, эмоционального сопереживания, прочувствования и проживания каждой жизненной ситуации. Одного накопления знаний, представления о действии недостаточно. Знать недостаточно, важно эмоционально сопереживать, сочувствовать. 2) приведены два проявления , допустим: – только пережив личную жизненную драму, потерю близких, конфликты с друзьями, измену друзей, человек способен по-настоящему понять и сопереживать беде другого; – человек может иметь умозрительные представления о добре и зле, но важно самому оказаться в ситуации выбора, когда самому человеку предстоит приять решение: идти ли на компромисс с совестью или не идти, совершать постыдный поступок или нет; именно этот момент и будет определяющим для формирования нравственного опыта личности. Может быть приведено иное пояснение, указаны иные проявления. | |
Приведено пояснение, приведены два проявления. | |
Приведено пояснение, приведено одно проявление ИЛИ пояснение приведено неявно, но приведены два проявления. | |
Приведено пояснение ИЛИ одно проявление. | |
Ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 3 |
С5 |
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «человеческая деятельность» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о человеческой деятельности.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «человеческая деятельность – целенаправленная, осознанная активность человека, выдвигающая в качестве цели удовлетворение разнообразных потребностей, преобразование сил и веществ природы». Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2) два предложения с информацией о человеческой деятельности, опирающейся на знания курса, например: – «Человеческая деятельность носит преобразовательный и творческий характер, только человек способен создавать то, что не имеет аналогов в природе». – «Только в деятельности могут проявиться интеллектуальные, творческие качества человека, его нравственный потенциал, личностные ресурсы». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о человеческой деятельности. | |
Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте. | |
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия. | |
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, ИЛИ ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 2 |
С6 |
Ученые утверждают, что практически в каждой профессии, каждом виде деятельности человек способен действовать творчески, создавать новое. Приведите три любых вида деятельности людей и проявившегося в ней творческого начала.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе должны присутствовать элементы: Приведены три вида деятельности и проявившегося в ней творчества, допустим: 1) деятельность ученого (например, открытие ученым-химиком нового вещества и изучение его свойств); 2) деятельность архитектора (например, разработка проекта застройки нового квартала с использованием инновационных идей, новых материалов, экологических стандартов); 3) деятельность учителя (например, использование авторских инновационных методик преподавания предмета, позволившего улучшить качество знаний и умений учеников). Могут быть приведены другие виды деятельности и другие примеры. | |
Приведены три вида деятельности и иллюстрирующие их примеры. | |
Приведены два вида деятельности и иллюстрирующие их примеры. | |
Приведен один вид деятельности и иллюстрирующий их пример. | |
Приведен один вид деятельности без примера, ИЛИ один пример, ИЛИ, ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 3 |
С7 |
Российский публицист и мыслитель XIX в. В.Г.Белинский писал:
«Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоятельств».
Содержание верного ответа и указания к оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : Сформулировано три пояснения связи человека и общества, например: 1) человек «болеет недугами общества», допустим, в фашистской Германии многие немцы поддерживали Гитлера и его деятельность, либо молчаливо принимали происходящее, не пытаясь сопротивляться, тем самым становясь пособниками фашистов; - человек «мучится страданиями общества», допустим, в начале XX века многие представители интеллигенции сознавали кризисное состояние общества, несостоятельность самодержавия, находились в мучительных поисках выхода, думали о том, что делать. Выходы при этом находили разные, уходили в революцию, в либеральную оппозицию, раскол и метания страны переносились в умы и души отдельных людей; - человек «цветет здоровьем общества, блаженствует его счастьем», допустим, бывают времена общей радости, торжества, единения человека с обществом вследствие каких-то общих побед, например, каждый советский человек был сопричастен победе над фашизмом, первому полету человека в космос. В таком случае радость общества становится радостью и отдельного человека. Могут быть указаны и иные пояснения (аргументы). | |
Указаны три пояснения (аргумента). | |
Указаны два пояснения (аргумента). | |
Указано одно пояснение (аргумент). | |
Ответ неверный. | |
Максимальный балл | 3 |
С8 |
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Деятельность и ее роль в становлении человеческой личности» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о деятельности. 2) Отличительные признаки деятельности человека (отличия деятельности человека от активности животных): а) целенаправленность; б) осознанность; в) представление идеальной модели результата; г) преобразовательный, творческий характер. 3) Основные виды деятельности человека: а) игровая; б) учебная; в) трудовая. 4) Деятельность духовная и практическая и ее проявления в обществе. а) духовная деятельность (исследовательская, прогностическая, познавательная, ценностно-ориентировочная); б) практическая деятельность (материально-производственная, социально-преобразовательная). 5) Деятельность и общение. 6) Деятельность и творчество. 7) Роль деятельности в преобразовании природных задатков человека в способности. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. | |
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. | |
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов). | |
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы | |
Максимальный балл | 2 |
Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из представленных ниже высказываний
С9 |
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт:
№ | Критерии оценивания ответа на задание С9 | Баллы |
К1 | Раскрытие смысла высказывания | |
Смысл высказывания в раскрыт, ИЛИ содержание ответа дает представление о его понимании. | ||
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании. | ||
К2 | Представление и пояснение собственной позиции выпускника | |
Представлена и пояснена собственная позиция выпускника | ||
Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания) ИЛИ собственная позиция выпускника не представлена. | ||
К3 | Характер и уровень приводимых суждений и аргументов | |
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются несколько аспектов проблемы. | ||
При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений, выводов. ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке фактической или теоретической аргументации | ||
Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация. | ||
Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису. | ||
Максимальный балл | 5 |
Раздел «Духовная культура»
Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!
Камилла
Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!
Айрат
Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!
Лейсан
Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!
Дмитрий
Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!
Виолетта
"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!
Олеся
В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!
Артем
Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!
Дима
Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!
Некоторые считают, что поскольку мышление - сложный процесс, его изучение выходит за пределы наших технических возможностей и нашего понимания. Такой аргумент есть немного правда и немного ложь. Трудно не признать, что многие особенности нашего мышления остаются тайной, но верно и то, что достижения психологии дали нам замечательный арсенал методов и моделей, способных приоткрыть некоторые факты, относящиеся к мышлению. Мышление участвует в решении задач и формировании понятий.
Формирование понятий (или усвоение понятия) относится к умению выяснять свойства, присущие некоторому классу объектов или идей. Понятие можно определить как совокупность определенных существенных признаков и правил, связывающих эти признаки. Признаки означают некоторые характеристики объектов, относящихся и к другим объектам. Подвижность, например, это признак автомобиля, но подвижностью обладают и другие объекты - поезда, птицы. Человек определяет, насколько существенен данный признак для этого объекта на основе определенных критериев. Признаки можно различать как на количественной, так и на качественной основе. Так, подвижность - это качественная черта, которую можно измерить количественно. К примеру, автомобиль данной марки обладает этим признаком в большей степени, чем автомобили других марок.
Формирование понятий - одна из самых важных познавательных функций человека. В большинстве наук в период их становления формирование понятий играет решающую роль в организации данных. Расположение элементов в химии, разработка филогенетической классификации в биологии, классификация видов памяти в биологии - все это примеры формирования понятий, способствующих лучшему пониманию предмета.
Если мы представим себе мириады различных объектов и событий, с которыми встречаемся в повседневной жизни, то задача приобретения понятий может оказаться слишком сложной, и все же эта поразительная задача выполняется относительно легко. Вполне может быть, что постижение мира возможно только через развитие познавательных структур, которые связывают кажущиеся рассеянными объекты и события в единое понятие. Таким образом, изучение формирования понятий не изолировано от основного потока повседневной жизни, но находится прямо в центре её.
Термины "мысль" и "мышление" означают общий процесс рассмотрения в уме какого-либо вопроса; логика - это наука о мышлении, изучающая его законы. Два человека могут думать об одном и том же, но их выводы, полученные посредством мышления, могут отличаться; одно будет "логичным", другое - "нелогичным".
29. Как связаны мышление и логика? Почему выводы размышлений при наличии одного предмета рассмотрения или одной темы могут отличаться у разных людей?
30. Автор отмечает, что понятие определяется через совокупность существенных признаков. Опираясь на обществоведческие знания, укажите один существенный признак любых трёх понятий, относящихся к различным сферам общества.
31. Существует точка зрения, согласно которой абстрактные умозаключения не способны приводить к правильным выводам без включения непосредственного наблюдения, чувственных данных. Приведите два аргумента в поддержку этой позиции и один аргумент - против.
32. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие "социальная роль"? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о ролевой системе, и второе предложение, содержащее информацию о ролевом конфликте.
33. В рыночной экономике с определённой периодичностью наблюдаются спады и подъёмы производства и деловой активности. Дайте три пояснения причин циклического развития экономики в условиях рынка. Конкретизируйте любую из этих причин.
34. Коммерческое предприятие "Сигма" занимается разработкой и распространением программного обеспечения для компьютеров. Получаемая от реализации продукции прибыль распределяется в соответствии с размером вносимого каждым членом коллектива пая и долей его трудового участия. Какова организационно-правовая форма этого предприятия? Укажите два признака, по которым вы это установили. Назовите ещё один дополнительный признак этой организационно-правовой формы, не указанный в условии задачи.
35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме "Политическое сознание". Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Выполняя задание 36, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (36.1 - 36.5).
36. Выберите ОДНО из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
36.1 | Философия | "Поиск истины важнее, чем обладание ею". (А. Эйнштейн). | ||
36.2 | Экономика | "Бережливость - важнейший источник благосостояния". (Цицерон) | ||
36.3 | Социология, социальная психология | "Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них - родиться в нужной семье". (Д. Трампт). | ||
36.4 | Политология | "Большая политика - это всего лишь здравый смысл, применимый к большим делам". (Наполеон) | ||
36.5 | Правоведение | "Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения в законодательстве". (Г. Филдинг). | ||
Тест № 2 | ||||
|
||||
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Тип | Условие | ||||||||||
B26 | B 26 № 5236. (А) Государственный бюджет - это принятый высшим законодательным органом годовой финансовый план. (Б) В нашей стране проект государственного бюджета ежегодно обсуждается и принимается в форме закона Федеральным Собранием РФ. (В) Анализ бюджета показывает, что бóльшая часть доходов формируется за счёт налогов. (Г) В государственную казну также поступают неналоговые доходы: прибыль государственных предприятий, доходы от государственных облигаций и др. (Д) Сознательное отношение граждан к уплате налогов не может не привести к экономическому процветанию государства. Определите, какие положения текста имеют 1) фактический характер 3) характер теоретических утверждений Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
|
Тип | Условие | ||||||||||||
B27 | B 27 № 507. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы.
Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в ___________ (А), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные ___________ (Б).
Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций. Мировые религии, т. е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, ___________ (В), ___________ (Г).
Все религии можно также объединить в две большие группы ___________ (Д), т. е. признающие
существование единого Бога и ___________ (Е), признающие множество богов».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один
раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
|
|
||||
|
||||
|
||||
|
Тип | Условие |
C9 | C 9 № 1813. Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных ниже высказываний (СЭЛ-С9.3). Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. С9.1 Философия: «Человек - всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он - тростник мыслящий». (Б. Паскаль) С9.2 Социальная психология: «Для человека нет ничего более интересного в мире, чем люди». (В. Гумбольдт) С9.3 Социальная психология: «Человек может лишь активно собрать себя в личность». (М. Шелер) Тест № 3 |
Тип | Условие |
B16 | B 16 № 2564. Выберите из предложенного проявления деятельности институтов гражданского общества. 1. Межрегиональный профсоюз водителей-дальнобойщиков обратился с инициативой изменения расположения складских помещений и стоянок близ столичного мегаполиса. 2. Министерство по делам печати и информации объявило конкурс на производство серии художественных фильмов о формировании гражданской идентичности. 3. Правозащитная организация «Свобода слова» выступила в поддержку журналистов и предложила принять законы, направленные на гарантию безопасности их деятельности. 4. Ассоциация творческих учителей начала на своем информационном портале проект консультирования молодых учителей по методическим вопросам. 5. Следственный комитет Российской Федерации принял к рассмотрению дело о нападении на известного журналиста. 6. Президент страны инициировал создание нового инновационного научного центра в подмосковном Сколково. Ответ запишите цифрами без пробелов. Ответ: |
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Тип | Условие | ||||||||||
B25 | B 25 № 4432. Установите соответствие между примерами и элементами статуса налогоплательщика: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
|
Тип | Условие | ||||||||
B26 | B 26 № 1394. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А)В органы ЗАГС пришли совершеннолетние Иван и Наталья, чтобы подать заявление о государственной регистрации брака. (Б)Сотрудник ЗАГС отказался принять это заявление, потому что Иван признан судом недееспособным. (В)Наталья, знавшая об этом и руководствовавшаяся желанием зарегистрироваться в квартире Ивана, поступила безнравственно. (Г) Опекунам Ивана следует лучше следить за ним. Определите, какие положения текста носят 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
|
Тип | Условие |
B27 | B 27 № 3276. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Современное общество отличается высоким уровнем ________ (А), в нём каждый имеет множество возможностей переменить свое положение: можно переселиться из города в деревню, из маленького городка - в громный мегаполис, сменить место работы или профессию.
Важнейшую роль в достижении ________ (Б) имеет уровень образования, профессионализма. Без глубоких знаний невозможно найти стабильную, хорошо оплачиваемую работу, занять ________ (В), стать незаменимым для коллег.
В процессе рыночных реформ, происходящих в нашей стране в 1990-е годы, российское общество резко разделилось по _______ (Г). В настоящее время сохраняется существенный разрыв между небольшим количеством сверхбогатых людей, активно скупающих недвижимость за рубежом, возводящих особняки, и значительной массой населения страны, живущей чуть выше или на уровне _______ (Д). А вот «_______ (Е)», который представляет собой стабилизирующую силу общества в развитых странах, у нас находится только на стадии становления».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один
раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова. |