Еще земли печален вид тютчев рисунок. Анализ стихотворения Тютчева Еще земли печален вид…. Одно из лучших

Стихотворение, "Еще земли печален вид", написанное в жанре этюда-зарисовки, поражает своей глубиной и скрытой идеей. Тютчев, как поэт-философ, выражает свои глубокие мысли о связанности окружающего мира и человеческой души в пейзажной лирике.

Тема этого произведения – приход весны. Этого радостного события для всех без исключения. Поэт очень красочно и с чувством описывает этот прекрасное время года:

А воздух уж весною дышит…

Еще природа не проснулась

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она,

И ей невольно улыбнулась…

В создании картины прихода весны помогают образы стебля, земли, елей:

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит…

Здесь создается странный контраст слов “мертвый” – “колышет”, он олицетворяет борьбу жизни и смерти, живительной силы весны с губительным опустошением зимы. Это же подчеркивает противопоставление в начале стихотворения:

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит…

Композиционно стихотворение разделено на две части. Первая – описание природы. А во второй части – описание состояние души человека:

Душа, душа, спала и ты…

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?...

Природа и человеческая душа испытывают одинаковые чувства, и они оба спят зимой и просыпаются с приходом весны:

Но сквозь редеющего сна,

Весна послышала она,

И ей невольно улыбнулась…

Душа, душа, спала и ты….

Природа улыбается весне, радуясь жизни и веселья всего живого. Даже воздух и тот дышит весною, настолько велика ее сила:

А воздух уж весною дышит…

Главная идея стихотворения – душа и природа очень похожи, они испытывают одинаковые чувства в связи с приходом весны, оба пробуждаются от долгой спячки, а значит, они единое целое. Они неотделимы друг от друга, так как душа и природа живут в гармонии с друг другом, сливаясь друг с другом. Образ души очень тонко проработан писателем и описывается через риторические вопросы и явления природы:

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?

Блестят и тают глыбы снега,

Блестит лазурь, играет кровь…

Или весенняя то нега?...

Или то женская любовь?...

Частые риторические вопросы во второй части стихотворения притягивают внимание, будят мысли, рождают образы и идеи в голове читателя, настраивая его на философский лад или заставляя думать о родстве души и природы. Многоточие придает картине незаконченность, позволяя читателю домыслить ее. Для создания более полного и красочного образа весны автор использует олицетворение (“воздух дышит”, “еще природа не проснулась”, “послышала она и ей улыбнулась”), эпитеты (“редеющего сна”, “весенняя нега”, “женская любовь”, “мертвый стебль”), метафоры (“золотит твои мечты”, “играет кровь”).

Стихотворение Тютчева “Еще земли печален вид” имеет яркую самобытную идею, которая раскрывается во всей лирике поэта. Стремление понять человека через природу и увидеть их сходство было использовано многими писателями еще до Тютчева, но столь широкое раскрытие данная поэтическая идея получила только в лирике Тютчева.

(Восприятие, истолкование, оценка.)

Федор Иванович Тютчев является поэтом–философом. Прежде всего глубокие мысли о взаимоотношении мира и человеческой души отражаются в его пейзажной лирике. Изображение природы и переживание о ней здесь едины. Пейзажи Тютчева символические.

Так, в стихотворении «Еще земли печален вид…» перед нами возникает следующая картина: природа в ожидании весны. Но это кажется лишь на первый взгляд. Композиция тютчевских стихотворений, как правило, двухчастна. Это произведение не стало исключением. Сначала дается образ весны:

Еще земли печален вид,

А воздух уж весной дышит…

На обнаженную черную землю, которая осталась без прекрасного, пушистого, снежного покрывала, действительно грустно смотреть. Зато какие ароматы идут от влажной почвы, каким густым и свежим становится воздух! Юный мечтатель, весенний ветер, пытается оживить даже засохший стебель и будит застывшие в своем величии ветви елей.

Природа отвечает приподнятому настроению лирического героя. Пусть все вокруг пока не столь красиво, но тяжелый зимний сон кончается, это уже радует:

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…

Противопоставление и отрицание в конце первой строфы выражают борьбу весны с зимой, такую незаметную в начале, но такую благодатную, важную для всего живого мира. Автор очень тонко показывает завершение зимнего сезона с помощью эпитета «редеющий» («сон»). Вообще вторая часть строфы, я бы сказал, изящно «выписана» Тютчевым. Он подбирает такую лексику («послышала», «невольно»), которая подчеркивает легкое, почти неуловимое ощущение весны, ее предчувствие, что едва-едва осознается и человеком, и природой.

Пейзаж динамичен, благодаря обилию глаголов, но движения образов особенные: ласковые и нежные. Да, это весна, самое приятное время года. Природа не может ей не улыбаться. Человек – тоже. Весна рождает особое состояние души. Мы становимся мечтательными, романтичными. Лирический герой стихотворения задумчив, об этом свидетельствуют многоточия во всем тексте. Мысли этого человека раскрываются во второй части произведения:

Душа, душа, спала и ты…

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?..

Блестят и тают глыбы снега,

Блестит лазурь, играет кровь…

Или весенняя то нега?..

Или то женская любовь?..

Здесь происходит осмысление образа весны. Человеческая душа чутко отзывается на это время года. Мы пробуждаемся, ждем чего-то нового, светлого. Я думаю, Тютчев показывает, что человек как часть природы весной обновляется, возрождается вместе со всем живым миром. Однако он порой не понимает, что творится в его душе. Так и здесь. Обращаясь ко внутреннему миру, лирический герой задает несколько риторических вопросов. Он пытается разобраться в себе, но не может, это выше его сил. Почему?

Трагедия человека, по мнению поэта, в разладе с природой. Мы не осознаем и отказываемся принять общие для всего живого мира законы. Отсутствие единого с природой языка и приводит к подобным вопросам. Но хорошо уже то, что герой задает их.

Человек стремится познать окружающий мир, его душа открывается навстречу весне, значит, когда-нибудь он найдет истину.

А может быть, даже и не это главное. Важно то, что герой наслаждается весной. Его душа переполнена противоречивыми чувствами, среди которых радость, тревога, смятение, трепет, блаженство, любовь. Я думаю, это замечательно, потому что человек осознает, насколько богат его внутренний мир. Все остальное менее существенно. Нет, не случайно стихотворение заканчивается риторическими вопросами. Очарование произведения как раз и состоит в тайне. Загадкой является, наверное, как сама весна, так и ее отражение в душе лирического героя. Человек грезит о чуде. Пусть сбудутся его мечты!

В этом произведении Тютчев, как мне кажется, воспевает не приближение весны, а отношение к такому событию человека. Вот в чем заключается идея стихотворения. Не менее важна здесь и другая мысль: стремление героя найти гармонию с природой. Особенно ярко автор изображает это, соединяя в одной строке блеск небесной лазури и игру человеческой крови.

Меня привлекла неоднозначность произведения, красота, оригинальность образов, выразительность и меткость языка. Но самое интересное в стихотворении – изображение пограничного, переходного момента в природе и сознании человека. В этом виден истинный творец и незаурядная личность.

Ода единству с природой
Федор Иванович Тютчев – известный поэт, который в своем творчестве часто обращался к глубоким философским размышлениям, в особенности во взаимоотношениях между душой человека и окружающим миром.
Стихотворные пейзажи Тютчева очень символичны, в них отчетливо отражаются философские мысли, а изображение природы неразрывно с внутренними переживаниями самого автора. Стихотворение «Еще земли печален вид…» - яркое тому подтверждение. В первой половине этого стихотворения автор описывает состояние природы ранней весной, ее пробуждение. А во второй – о пробуждении души человеческой.
Природа ранней весны, в описании Тютчева, показана в самом начале своего пробуждения:
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит
Весна еще не пришла, «…еще природа не проснулась», но весть о ее приходе уже наполняет все вокруг. Ее дыхание уже близко. Сон, которым спит все вокруг, уже не столь крепкий каким был зимою. Здесь автор использует сравнение «редеющий» сон, сквозь который немного слышится то, что происходит вокруг. Весенний ветерок, легким дуновением пытается коснуться каждой веточки, каждого стебелька, чтобы пробудить ото сна и сообщить радостную весть – приход весны. И природа отвечает взаимностью, эта новость ее радует:
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась…
Во второй части стиха автор обращается к своей душе, которая подобно зимней природы, тоже спала, но общее пробуждение коснулось и ее. Пробуждение своей души, Тютчев описывает очень романтично и нежно, используя такие глаголы: волнует, ласкает, целует, золотит. Душа человеческая, как и сама природа, с приходом весны обретает некое особенное состояние мечтательности и романтичности – она оживает. Душа чутко отзывается на приход весны, ожидая изменений в лучшую сторону, ожидая чего-то светлого и чистого. Здесь автор использует сравнение весеннего обновления природы, и человека, указывает на живую связь между ними. Несколько раз, используя многоточие, Тютчев призывает поразмыслить, увидеть и понять ту неразрывную нить, которая соединяет воедино все живое. Идея единства человека и природы проходит через все творчество поэта.

Еще земли печален вид Тютчев анализ стихотворения по плану

1. История создания . Стихотворение "Еще земли печален вид..." представляет собой яркий образец ранней лирики Ф. И. Тютчева. Оно написано в 1836 г., но впервые было издано лишь спустя 40 лет.

2. Жанр произведения - пейзажная лирика.

3. Основная тема стихотворения - сопоставление человеческой души с природными явлениями. относился к природе не просто с любовью, он считал ее живым организмом, стоящим наравне с человеком. В первой части произведения поэт описывает первые признаки наступающей весны.

Явных изменений в природе пока еще нет: "земли печален вид". О долгих суровых морозах напоминает "мертвый в поле стебль". Однако спящая до сих пор природа уже начинает волшебное преображение. Об этом свидетельствует неуловимое дыхание весны, разлитое в свежем воздухе.

Человек с чуткой и отзывчивой душой способен разглядеть невольную улыбку природы, с которой она встречает долгожданную гостью. От описания пейзажа автор переходит к прямым аналогиям с человеческой душой, которая также периодически впадает в долгую "спячку". Человек настолько связан с природой, что под влиянием "весенней неги" у него неизбежно просыпаются волшебные мечты и надежды. К тому же весна традиционно считается временем любви и расцвета всех жизненных сил.

Тютчев ставит в один ряд природные явления ("тают глыбы снега") и человеческие ощущения ("играет кровь"). Благодаря этому достигается полное единение человека с окружающим миром.

4. Композиция . Стихотворение по смыслу четко делится на две части. Первая целиком посвящена описанию пейзажа. Во второй части автор напрямую обращается к человеческой душе.

5. Размер произведения - четырехстопный ямб. В первых трех четверостишиях рифмовка опоясывающая, в последнем - перекрестная.

6. Выразительные средства . Главным средством художественной выразительности в стихотворении является сравнение (весны с душой человека). В первой части последние признаки уходящей зимы противопоставляются первым проявлениям весны. Эпитетов немного, но они очень выразительны: "мертвый... стебль", "редеющий сон".

Авторскую мысль подкрепляют олицетворения: "природа... не проснулась", "послышала", "улыбнулась". Большое значение имеют риторические вопросы в конце произведения. Они подчеркивают, что человек часто даже не осознает зависимость своего настроения и общего состояния от природы.

7. Основная мысль автора заключается в том, что человек всегда должен стараться жить в полной гармонии с природой. Связь душевного состояния с природными явлениями настолько очевидна, что ее просто глупо отрицать. Самым ярким доказательством является весеннее преображение.

Животный и растительный мир естественным образом начинает новый жизненный цикл. Человеку же свойственно предаваться ненужным философским размышлениям. Вместо этого достаточно просто признать, что весна, как и любовь, полностью преображает внутренний мир человека, дает небывалый толчок для развития всех его жизненных сил.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.