Какой вид научных исследований. Научное исследование. Виды научного исследования. Наука и научное исследование

Читайте также:
  1. I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ, ДИПЛОМНЫХ, НАУЧНЫХ РАБОТ
  2. ВОПРОС 2. Структура и состав современного культурологического знания. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.
  3. Вопрос 8: Изменение слуха при поражении звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов по данным камертонального и аудиометрического исследований.
  4. Гештальтпсихология: общий очерк развития, основные представители и направления исследований.
  5. Гидроэкология как наука, ее предмет, задачи и место в системе научных дисциплин.
  6. Гранты как форма поддержки инициативных научных исследований
  7. Деятельность бюджетных фондов поддержки научных исследований (РФФИ, РГНФ)

Научное исследование - процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.

Виды научных исследований:

1.Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.

2.Прикладное исследование, направлено преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей, решения конкретных задач.

3.Поисковое исследование, направлено на определение перспективности работы над темой, отыскивание путей решения научных задач.

4.Разработка - научное исследование, внедряющее в практику результаты конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

Типы научных исследований:

1.Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знания.

2.Прикладное исследование проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.

3.Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае - психологии).

4.Междисциплинарные исследования требуют участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин. К этой группе можно отнести генетические исследования, исследования в области инженерной психофизиологии, а также исследования на стыке этнопсихологии и социологии.

5.Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности.

6.Однофакторное, или аналитическое,исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

34. СУБЪЕКТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (от лат. sabjectum – лежащий в основании) – в философии науки в настоящее время трактуется в нескольких смыслах:

1) как отдельный ученый, с именем которого связано открытие;

2) как особое сообщество людей – ученых, специально занятых производством знания;

3) как все человечество, состоящее из отдельных народов, когда каждый народ, производя нормы, идеи и ценности, фиксируемые в его культуре, выступает в качестве особого субъекта познавательной деятельности. Субъекты научной деятельности имеют специальную подготовку, в ходе которой они использует свой запас знаний, осваивая средства и методы его получения, делает их своим достоянием на основе своих мировоззренческих, ценностных ориентаций, этических принципов и целевых установок, специфичных для данной области научного познания в исследованиях определённой эпохи. Подлинный субъект познания никогда не бывает только гносеологическим. Это живая личность с ее страстями, интересами, характером, темпераментом, талантом, волей и т.п. Но фактически под субъектом познания все-таки имеют в виду некий безличный логический сгусток интеллектуальной активности. Субъект и его познавательная деятельность могут быть адекватно поняты лишь в их конкретно-историческом контексте. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности, т.е. осмысление приемов, норм, методов исследовательской работы, традиций.



Субъекты познания различают на каждом этапе развития науки: классическом, неклассическом, постнеклассическом:

На этапе классической науки субъект познания представляет собой «гносеологического Робинзона» (это – субъект «вообще», вне социокультурных и субъективных характеристик; он познаёт объект «сам по себе», как бы в «чистом виде» без всяких посторонних привнесений, абсолютно объективно);



2) субъект неклассической науки уже не претендует на абсолютное знание, поскольку получаемое знание:

а) относительно, что часто понимается как субъективное,

б) инструментально, что означает, что это знание предназначено для решения определенных задач,

в) субъект познания – не созерцающая мир гносеологическая машина, а активно познающее существо, причем не только исследующее те или иные стороны объекта, но и формирующее сам объект познания,

г) субъект познания – не столько отдельный человек, сколько большие исследовательские коллективы;

3) характеристики субъекта постнеклассической науки аналогичен субъекту познания неклассической науки, однако есть и новые отличия: в связи с глобализацией научной деятельности, субъект познания выходит за рамки национальных границ и формируется интернациональный «научный этос» (Р.К. Мертон), который в состоянии решить современные задачи.

Как проводить научные исследования

Организация исследовательской деятельности 1.1 Понятие научного исследования. Виды исследований Формой существования и развития науки является научное исследование. В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» дано следующее определение: научная (научно-исследовательская) деятельность это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний . В общем случае под научным исследованием обычно понимается деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Любое научное исследование должно иметь свой предмет и объект, которые и задают область исследования. Объектом научного исследования выступает материальная или идеальная система, а в качестве предмета может быть структура этой системы, закономерности взаимодействия и развития ее элементов и т.п. Научное исследование отличается целенаправленностью, поэтому каждый исследователь должен четко сформулировать цель своего исследования. Целью научного исследования является проектируемый результат исследовательской работы. Это может быть всестороннее изучение какого-либо процесса или явления, связей и отношений с использованием разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Научные исследования классифицируются по различным основаниям. По источнику финансирования различают

    научные исследования бюджетные,

    хоздоговорные

    и нефинансируемые.

Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета РФ или бюджетов субъектов РФ. Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками по хозяйственным договорам. Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя. В нормативных актах о науке научные исследования делят по целевому назначению на

    фундаментальные,

    прикладные.

В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» даны понятия фундаментальных и прикладных научных исследований. Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Например, к числу фундаментальных можно отнести исследования о закономерностях становления и функционирования правового государства или о мировых, региональных и российских экономических тенденциях. Прикладные научные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей. Например, как прикладные можно рассматривать работы о методике оценки инвестиционных проектов в зависимости от их видов или работы, связанные с маркетинговыми исследованиями. Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач. Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований. По срокам выполнения научные исследования можно разделить на

    долгосрочные,

    краткосрочные

    и экспресс-исследования.

В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа. В теории познания выделяют два уровня исследования : теоретический и эмпирический. Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления. Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутствовать, но оно является подчиненным. Структурными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория. Проблема – это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые. Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами: 1) они возникли на базе определенной теории, концепции; 2) это трудные, нестандартные задачи; 3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия; 4) пути решения проблемы не известны. Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения. Гипотеза есть требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов. Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям: 1) релевантности, т.е. относимости к фактам, на которые она опирается; 2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы); 3) совместимости с существующим научным знанием; 4) обладания объяснительной силой, т.е. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий. Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов; 5) простоты, т.е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений. Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные. Описательная гипотеза – это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта. Объяснительная гипотеза – это предположение о причинно-следственных зависимостях. Прогнозная гипотеза – это предположение о тенденциях и законномерностях развития объекта исследования. Теория – это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности. Она обладает следующими свойствами: 1. Теория представляет собой одну из форм рациональной мыслительной деятельности. 2. Теория – это целостная система достоверных знаний. 3. Она не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. выявляет происхождение и развитие явлений и процессов, их внутренние и внешние связи, причинные и иные зависимости и т.д. 4. Все содержащиеся в теории положения и выводы обоснованы, доказаны. Теории классифицируют по предмету исследования. По этому основанию различают социальные, математические, физические, химические, психологические, экономические и прочие теории. Существуют и другие классификации теорий. В современной методологии науки выделяют следующие структурные элементы теории: 1) исходные основания (понятия, законы, аксиомы, принципы и т.д.); 2) идеализированный объект, т.е. теоретическую модель какой-то части действительности, существенных свойств и связей изучаемых явлений и предметов; 3) логику теории – совокупность определенных правил и способов доказывания; 4) философские установки и социальные ценности; 5) совокупность законов и положений, выведенных в качестве следствий из данной теории. Структуру теории образуют понятия, суждения, законы, научные положения, учения, идеи и другие элементы. Понятие – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений. Категория – общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений. Категории бывают философскими, общенаучными и относящимися к отдельной отрасли науки. Примеры категорий в юридических науках: право, правонарушение, юридическая ответственность, государство, государственный строй, преступность. ^ Научный термин – это слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в науке. Совокупность понятий (терминов), которые используются в определенной науке, образует ее понятийный аппарат . Суждение – это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо. Принцип – это руководящая идея, основное исходное положение теории. Принципы бывают теоретическими и методологическими. При этом нельзя не учитывать методологические принципы диалектического материализма: относиться к действительности как к объективной реальности; отличать существенные признаки изучаемого объекта от второстепенных; рассматривать предметы и явления в непрерывном изменении и др. Аксиома – это положение, которое является исходным, недоказываемым и из которого по установленным правилам выводятся другие положения. Например, в настоящее время следует признать аксиоматичными утверждения о том, что нет преступления без указания на то в законе, незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Закон – это объективная, существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая связь между явлениями, процессами. Законы могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, по основным сферам реальности можно выделить законы природы, общества, мышления и познания; по объему действия – всеобщие, общие и частные. Закономерность – это: 1) совокупность действия многих законов; 2) система существенных, необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон. Так, существуют определенные закономерности движения преступности в мировом масштабе: 1) ее абсолютный и относительный рост; 2) отставание социального контроля над нею. Положение – научное утверждение, сформулированная мысль. Примером научного положения является утверждение о том, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. ^ Идея – это: 1) новое интуитивное объяснение события или явления; 2) определяющее стержневое положение в теории. Концепция – это система теоретических взглядов, объединенных научной идеей (научными идеями). Теоретические концепции обусловливают существование и содержание многих правовых норм и институтов. Эмпирический уровень исследования характеризуется преобладанием чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов чувств). На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение. Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования заключается в том, что: 1) совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы; 2) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее; 3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений; 4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией. Структуру эмпирического уровня исследования составляют факты, эмпирические обобщения и законы (зависимости). Понятие «факт » употребляется в нескольких значениях: 1) объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действительности) либо к сфере сознания и познания (факт сознания); 2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана (истина); 3) предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов. ^ Эмпирическое обобщение – это система определенных научных фактов. Например, в результате изучения уголовных дел определенной категории и обобщения следственно-судебной практики можно выявить типичные ошибки, допускаемые судами при квалификации преступлений и назначении виновным уголовных наказаний. ^ Эмпирические законы отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим знанием не являются. В отличие от теоретических законов, которые раскрывают существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей. ^ 1. 2 Этапы научно-исследовательской работы Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности. Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования. Так, если оно проводится на технические темы, то вначале разрабатывается основной предплановый документ – технико-экономическое обоснование, а затем осуществляются теоретические и экспериментальные исследования, составляется научно-технический отчет и результаты работы внедряются в производство. В социально-правовом исследовании выделяются пять стадий: 1) подготовка программы; 2) социологическое наблюдение (сбор эмпирической информации); 3) обработка и обобщение полученных данных; 4) научный анализ и объяснение данных; 5) изложение итогов. Применительно к работам студентов на экономические темы можно наметить следующие последовательные этапы их выполнения: 1) подготовительный; 2) проведение теоретических и эмпирических исследований; 3) работа над рукописью и её оформление; 4) внедрение результатов научного исследования. Представляется необходимым сначала дать общую характеристику каждому этапу научно-исследовательской работы, а затем более подробно рассмотреть те из них, которые имеют большое значение для выполнения научных исследований студентами. ^ Подготовительный (первый) этап включает: выбор темы; обоснование необходимости проведения исследования по ней; определение гипотез, целей и задач исследования; разработку плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования (инструментария). Вначале формулируется тема научного исследования и обосновываются причины её разработки. Путем предварительного ознакомления с литературой и материалами ранее проведенных исследований выясняется, в какой мере вопросы темы изучены и каковы полученные результаты. Особое внимание следует уделить вопросам, на которые ответов вообще нет либо они недостаточны. Составляется список нормативных актов, отечественной и зарубежной литературы, при написании диссертационных исследований – список тем диссертаций, а при невозможности посмотреть весь текст диссертации можно в некоторых случаях ограничиться изучением авторефератов диссертаций. Разрабатывается методика исследования. Подготавливаются средства НИР в виде анкет, вопросников, бланков интервью, программ наблюдения и др. Подробнее процесс выполнения НИР в соответствии с ГОСТ 15.101-98 приведен в приложении А. Для проверки их годности могут проводиться пилотажные исследования. ^ Исследовательский (второй) этап состоит из систематического изучения литературы по теме, статистических сведений и архивных материалов; проведения теоретических и эмпирических исследований, в том числе сбора социально-экономической и статистической информации, материалов производственной практики; обработки, обобщения и анализа полученных данных; объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений. ^ Третий этап включает: определение композиции (построения, внутренней структуры) работы; уточнение заглавия, названий глав и параграфов; подготовку черновой рукописи и её редактирование; оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений. ^ Четвертый этап состоит из внедрения результатов исследования в практику и авторского сопровождения внедряемых разработок. Научные исследования не всегда завершаются этим этапом, но иногда научные работы студентов (например, дипломные работы) и результаты диссертационных исследований рекомендуются для внедрения в практическую деятельность органов управления и в учебный процесс. ^ 1.3 Метод и методология научного исследования Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций. В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования. Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т.д. В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней. К методам эмпирического уровня относят

    наблюдение,

    описание,

    сравнение,

    измерение,

    анкетный опрос,

    собеседование,

    тестирование, эксперимент,

    моделирование и т.д.

К методам теоретического уровня причисляют

        аксиоматический,

        гипотетический (гипотетико-дедуктивный),

        формализацию,

        абстрагирование,

        общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию) и др.

Методами метатеоретического уровня являются диалектический, метафизический, герменевтический и др. Некоторые ученые к этому уровню относят метод системного анализа, а другие его включают в число общелогических методов. В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы: 1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания; 2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках; 3) частные – для родственных наук; 4) специальные – для конкретной науки, области научного познания. От рассматриваемого понятия метода следует отграничивать понятия техники, процедуры и методики научного исследования. Под техникой исследования понимают совокупность специальных приемов для использования того или иного метода, а под процедурой исследования – определенную последовательность действий, способ организации исследования. Методика – это совокупность способов и приемов познания. Например, под методикой оценки эффективности инвестиций понимают совокупность правил, принципов, формул и приемов, позволяющих при определенных ограничениях корректно рассчитать эффективность инвестиционных проектов. Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологие й . Впрочем, понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях: 1) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.); 2) учение о научном методе познания. Выделяют следующие уровни методологии: 1. Всеобщая методология, которая является универсальной по отношению ко всем наукам и в содержание которой входят философские и общенаучные методы познания. 2. Частная методология научных исследований для группы родственных экономических наук, которую образуют философские, общенаучные и частные методы познания, например, экономических отношений в процессе производства. 3. Методология научных исследований конкретной науки, в содержание которой включаются философские, общенаучные, частные и специальные методы познания, например, методология политэкономии, методология менеджмента. ^ 1.3.1 Философские и общенаучные методы научного исследования Среди всеобщих (философских) методов наиболее известными являются диалектический и метафизический. Эти методы могут быть связаны с различными философскими системами. Так, диалектический метод у К. Маркса был соединен с материализмом, а у Г.В.Ф. Гегеля – с идеализмом. При изучении предметов и явлений диалектика рекомендует исходить из следующих принципов: 1. Рассматривать изучаемые объекты в свете диалектических законов: а) единства и борьбы противоположностей; б) перехода количественных изменений в качественные; в) отрицания отрицания. 2. Описывать, объяснять и прогнозировать изучаемые явления и процессы, опираясь на философские категории: общего, особенного и единичного; содержания и формы; сущности и явления; возможности и действительности; необходимого и случайного; причины и следствия. 3. Относиться к объекту исследования как к объективной реальности. 4. Рассматривать исследуемые предметы и явления: а) всесторонне; б) во всеобщей связи и взаимозависимости; в) в непрерывном изменении, развитии; г) конкретно-исторически. 5. Проверять полученные знания на практике. Все общенаучные методы для анализа целесообразно распределить на три группы: общелогические, теоретические и эмпирические. ^ Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия. Анализ – это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация. Например, метод анализа используют при изучении и классификации затрат, при формировании источников прибыли и т.п. Синтез – это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое. Так, соединение всех этапов создания и коммерческой реализации продукции было объединено в относительно новую дисциплину «Инновационный менеджмент». Индукция – это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее. Например, метод индукции используется в юриспруденции для установления причинных связей между явлениями, деянием и наступившими последствиями. Дедукция – это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей. Аналогия – это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках. Например, в юриспруденции пробелы в законодательстве могут быть восполнены применением закона по аналогии. Аналогия закона – это применение к неурегулированному нормой права общественному отношению нормы закона, регулирующей сходное отношение. ^ 1.3.2 Методы теоретического уровня К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа. ^ Аксиоматический метод – способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания. ^ Гипотетический метод – способ исследования с помощью научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета. Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный способ исследования, сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. В структуру гипотетико-дедуктивного метода входит: 1) выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях изучаемых явлений и предметов; 2) отбор из множества догадок наиболее вероятной, правдоподобной; 3) выведение из отобранного предположения (посылки) следствия (заключения) с помощью дедукции; 4) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий. Формализация – отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность. При формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусственных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность какого-либо положения. Формализация является основой для алгоритмизации и программирования, без которых не может обойтись компьютеризация знания и процесса исследования. Абстрагирование – мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей. Виды абстрагирования: отождествление, т.е. выделение общих свойств и отношений изучаемых предметов, установление тождественного в них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в особый класс; изолирование, т.е. выделение некоторых свойств и отношений, которые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования. В теории выделяют и другие виды абстракции: потенциальной осуществимости, актуальной бесконечности. Примером абстрагирования может служить процесс образования экономических понятий. Эти понятия являются содержательными научными абстракциями. Они не отражают всех существенных свойств экономических явлений и содержат только те признаки, которые существенны в определенном отношении. Обобщение – установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного. ^ Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности. ^ Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания состоит в том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность. ^ Системный метод заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов. Применение этого метода позволило ученым выделить следующие правовые системы мира: англосаксонскую, романо-германскую, социалистическую, религиозную, обычного права. Рассматривая деятельность организации как систему (с подсистемами управления кадрами, управления финансами, управления качеством и т.п.), находящуюся в более общей экономической системе, исследователи устанавливают особенности функционирования данной системы или проецируют общие, известные закономерности с учетом особенностей данной системы. ^ 1.3.3 Методы эмпирического уровня К методам эмпирического уровня относятся: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование. Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений. Как метод научного исследования наблюдение применяется, например, для сбора социологической информации или как метод установления норм труда (известен, в частности как «фотография рабочего дня») . Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально созданы исследователем, то оно будет считаться лабораторным. Результаты наблюдения могут фиксироваться в протоколах, дневниках, карточках, на кинопленках и другими способами. Описание – это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает: 1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта; 2) опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами (например, характеристики НЛО). Счет – это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства. Количественный метод широко применяется в экономической статистике, для изучения результатов деятельности отдельных организаций и экономических систем. Измерение – это определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном. В управлении качеством измерения используют для определения количественных характеристик качества объектов. Этими вопросами занимается специальная область науки – квалиметрия. Сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего. В научном исследовании этот метод применяется, например, для сравнения экономических систем различных государств. Этот метод основывается на изучении, сопоставлении сходных объектов, выявлении общего и различного в них, достоинств и недостатков. Таким путем можно решить практические задачи совершенствования государственных институтов, отечественного законодательства и практики его применения. Эксперимент – это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза. Эксперименты могут быть классифицированы по различным основаниям: по отраслям научных исследований – физические, биологические, химические, социальные и т.д.; по характеру взаимодействия средства исследования с объектом – обычные (экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с исследуемым объектом) и модельные (модель замещает объект исследования). Последние делятся на мысленные (умственные, воображаемые) и материальные (реальные). Приведенная классификация не является исчерпывающей. Моделирование – это получение знаний об объекте исследования с помощью его заменителей – аналога, модели. Под моделью понимается мысленно представляемый или материально существующий аналог объекта. На основании сходства модели и моделируемого объекта выводы о ней по аналогии переносятся на этот объект. В теории моделирования различают: 1) идеальные (мысленные, символические) модели, например, в виде рисунков, записей, знаков, математической интерпретации; 2) материальные (натурные, вещественные) модели, например, макеты, муляжи, предметы-аналоги для опытов при экспертизах, реконструкция внешнего облика человека по методу М.М. Герасимова. Экономико-математическое моделирование широко применяется в различных экономических исследованиях для описания разного рода процессов, закономерностей, отношений. Обобщенно сведения об исследовательских методах представлены в таблице 1. Таблица 1 - Основные исследовательские методы, используемые в экономике

Тема. Методологические основы научного исследования

Лекция 1. Научное исследование

План:

1. Понятие экспериментальной психологии.

2. Виды научного исследования.

Понятие экспериментальной психологии

Экспериментальная психология – общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов.

Применение эксперимента сыграло важную роль в преобразовании психологических знаний, в превращении психологии из отрасли философии в самостоятельную науку. Экспериментальная психология была подготовлена широко развернувшимся в середине прошлого века в физиологических лабораториях изучением элементарных психических функций – ощущений, восприятий, времени реакции и т.д. Эти работы обусловили зарождение идеи о возможности создания экспериментальной психологии как особой науки, отличной от философии и физиологии. Первый план разработки экспериментальной психологии выдвинул В. Вундт, создавший в 1878 г. в Лейпциге первую экспериментальную лабораторию и основавший экспериментальную психологию.

Термин «экспериментальная психология» в настоящий момент имеет несколько значений:

Под экспериментальной психологией понимают всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. Научная психология приравнивается к экспериментальной и противопоставляется философской, умозрительной психологии.

Экспериментальная психология трактуется как система экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях.

Понятие «экспериментальная психология» часто употребляется в расширительном значении для характеристики научной дисциплины, занимающейся проблемой методов психологического исследования в целом.

Под экспериментальной психологией понимают только теорию психологического эксперимента, базирующуюся на общенаучной теории эксперимента и включающую его планирование и обработку данных.

Виды научного исследования

Наука – сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Научный работник – профессионал, который строит свою деятельность, руководствуясь критерием «истинность-ложность». Истинность проявляется в практичности, полезности, эффективности научного знания.

Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказаний процессов и явлений. Высшей ступенью результативности научной деятельности является открытие законов – теоретическое объяснение действительности. Однако научное познание не исчерпывается теориями, оно предполагает активную эмпирическую работу. Поэтому, все получаемые результаты можно условно разделить на новое эмпирическое или теоретическое знание, например, в такой иерархии: отдельный факт, эмпирическое обобщение, модель, закономерность, закон, теория.

От любой другой сферы человеческой деятельности наука отличается своими целями, средствами, мотивами и условиями, в которых протекает научная работа. При этом цель науки – постижение истины, а способ постижения истины – научное исследование.

В современной науке выделяют следующие виды исследований.

Идеальное и реальное исследование. Исследование должно стремится к идеальному. Идеальное исследование – исследование, при котором результат не зависит от времени, пространства, типа объекта, типа субъекта исследования, т.е. объективное исследование. В реальности же разные моменты времени не идентичны, развитие мира необратимо, нет двух одинаковых объектов, все люди уникальны. Личностные черты экспериментатора влияют на ход исследования, его отношения с испытуемым, на точность регистрации и на особенности интерпретации данных. Реальное исследование не может и не должно полностью соответствовать идеальному, но научный метод должен давать результат, максимально приближенный к идеальному. Соответствие реального исследования идеальному называется внутренней валидностью . Соответствие реального исследования изучаемой объективной реальности – внешней валидностью . Отношение идеального исследования к реальности – это теоретическая или прогностическаявалидность .

Условно исследования разделяют на теоретические и эмпирические , хотя в большинстве случаев исследования бывают теоретико-эмпирическими.

По характеру можно разделить исследования на фундаментальные и прикладные . Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без учета практического эффекта применения знаний. Прикладное проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.

Монодисциплинарные и междисциплинарные исследования. Монодисциплинарное исследование всегда присутствует в рамках одной науки. Междисциплинарное – в рамках нескольких наук или отдельных отраслей наук; требует участия различных специалистов (генетические исследования, в области инженерной психофизиологии).

Аналитические и комплексные исследования. Аналитическое (однофакторное) исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности. Комплексное исследование проводится с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся изучить максимально возможное число значимых параметров изучаемой реальности.

По цели исследования делятся на поисковые, критические, уточняющие, воспроизводящие. Поисковые исследования – это попытка решить проблему, которую никто ранее не ставил или не решал подобным методом. Подобные исследования часто называют исследованиями «методом тыка». Данные исследования направлены на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области.

Критические исследования проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и т.д. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический опыт и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.

Уточняющие исследования – наиболее распространенный тип исследований. Цель – уточнение границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. В уточняющих исследованиях по сравнению с предыдущим исследованием, изменяются условия проведения, объект и методика, тем самым регистрируя, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание.

Воспроизводящее исследование имеет целью точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны повторяться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником соответствующей компетенции. Воспроизводящие исследования – основа всей науки.


Похожая информация.


Тема. Организация процессов создания новой промышленной продукции

Производство современной конкурентоспособной продукции невозможно без постоянных, ориентированных на долгосрочную перспективу научных исследований. Новые научные знания появляются как результат научных исследований, составляющих начальную стадию процесса создания новой продукции. В свою очередь для развития науки требуются современные средства измерения, промышленные установки и производственная база. Происходит взаимное проникновение науки, техники, производства и потребления, укрепление связей между ними.

Своеобразным «выходом» научных исследований становятся объективные законы в сфере общественного производства, законченные разработки принципиально новых объектов техники и технологических решений, формы и методы управления процессами производства и потребления, информация об объектах и средствах эксплуатации.

Научные исследования являются основой для быстрого развития техники, открывают новые возможности и потенциальные источники для коренного преобразования производства. В свою очередь, техника, развиваясь под влиянием производства и удовлетворяя его потребности, способствует развитию научных исследований. Наука, техника и производство находятся в постоянной связи и взаимодействии. К научно-исследовательским работам относятся фундаментальные, поисковые и прикладные исследования.

Фундаментальными называются исследования, которые изучают объективные явления и закономерности, открывают принципиально новые пути преобразования природы и общества, производительных сил, создания техники и технологии будущего, использования новых источников энергии. Они часто выполняются без учета возможных областей применения полученных результатов, хотя в процессе фундаментальных исследований можно получить и побочные результаты прикладного характера. На основе результатов фундаментальных исследований формируется комплекс научно-технических проблем прикладного характера применительно к потребностям конкретных областей науки, техники и производства. Фундаментальные исследования выполняются в основном в академических институтах, вузах, а в объединениях и на предприятиях не проводятся.

Поисковыми называются исследования, направленные на создание научного задела с целью его дальнейшего использования в прикладных исследованиях. Они выполняются, если отсутствуют готовые научные и технические решения, и направлены на поиск оптимальных решений возникшей научной проблемы. Поисковые исследования предназначены для изучения возможности создания новой техники, новых форм и методов организации производства на основе ранее выполненных исследований фундаментального характера, вновь открытых закономерностей и принципов. В них исследуются принципиально новые направления конструирования, технологии изготовления специального оборудования и материалов, прогнозируются и определяются пути развития технического прогресса в отрасли. Поисковые исследования выполняются в основном в отраслевых научно-исследовательских институтах, но нередко ведутся академическими институтами и вузами. Предприятия таких исследований не проводят.



Прикладными называются исследования, направленные на решение научно-технических и организационно-экономических задач в целях получения конкретного результата для непосредственного использования в проектных разработках. Прикладные НИР предназначены для определения наиболее совершенных методов создания новых изделий, новых технологических процессов, коренного улучшения уже выпускаемой продукции, материалов и способов их обработки. В ходе прикладных исследований изучается состояние, определяются пути и методы совершенствования организации и управления производством. Они ведутся в основном крупными объединениями, предприятиями, а также отраслевыми научно-исследовательскими институтами и вузами, которые заключают с предприятиями хозяйственные договоры на выполнение конкретных научных работ для непосредственного внедрения результатов в производство.

К НИР, выполняемым на предприятиях, условно относятся разработки по созданию нормативно-технических, проектных и информационных документов, подлежащих непосредственному внедрению в производство. Это стандартные, руководящие и научно-информационные, организационные проекты, справочники, материалы. Кроме того, ведутся организационно-методические и плановые работы исследовательского характера, вытекающие из общих задач научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, предприятий: разработка перспективных планов развития отрасли, подотрасли, объединения; разработка планов по стандартизации, надежности, технико-экономическим исследованиям; работы по анализу деятельности предприятий, научно-исследовательских и проектных организаций; составление экспертных заключений; подготовительные работы к составлению тематических планов.

Последовательность выполнения научно-исследовательской работы, количество этапов и их содержание зависят от направленности исследований, характера и сложности НИР, степени разработанности темы. Для поисковых НИР характерны следующие этапы: разработка технического задания, выбор направления исследования, теоретические и экспериментальные исследования, обобщение и оценка результатов исследований, приемка НИР. При выполнении прикладных НИР выбор направления исследования в самостоятельный этап не выделяется. При разработке технического задания допускаются исключение и дополнение отдельных этапов, их разделение или совмещение, а также уточнение их содержания. В техническом задании устанавливаются конкретные этапы для выполнения НИР указываются сроки их выполнения, исполнители и конечный результат.

Каждый этап НИР должен решать конкретные задачи, необходимые для успешного проведения последующего этапа и уточнения содержания и направления НИР в целом.

Техническое задание является важным исходным документом, в котором указываются цель, содержание и порядок работ, намечается способ реализации результатов исследования. При разработке тех задания необходимо использовать методы научного прогнозирования и анализа передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, результаты патентных исследований, учитывать требования заказчика. На этом этапе выполняется технико-экономическое обоснование работы, приводятся ожидаемые результаты, отмечаются преимущества новой техники перед существующими отечественными и зарубежными аналогами, рассчитывается ориентировочная экономическая эффективность работы. По своим технико-экономическим параметрам разрабатываемая новая техника должна соответствовать мировому уровню на период ее производства. Тех задание разрабатывает исполнитель НИР и согласовывает его с заказчиком, а в необходимых случаях – с ведущей организацией по данной продукции и с разработчиком программы по решению этой научно-технической проблемы. При выборе направления исследования способы решения поставленных задач. На этом этапе проводятся под сбор и изучение научно-технической литературы, нормативно-технической документации, информации об аналогах и других материалов по теме. Выполняются работы по патентным исследованиям. Составляется отчет о патентных исследованиях.

На этом этапе формируются возможные направления решения задач, поставленных в техническом задании; уточняется экономическая эффективность от внедрения новой продукции; определяются сроки освоения развернутого производства и морального старения продукции; разрабатывается общая методика проведения исследований; составляются программа работ, планы-графики и т. п.

Теоретические и экспериментальные исследования нужны для получения теоретических обоснований предлагаемых решений. При выполнении поисковых НИР на этом этапе выявляют необходимость проведения экспериментов для подтверждения отдельных положений теоретических исследований или для получения конкретных значений необходимых параметров; разрабатываются методики экспериментальных исследований, подготавливаются макеты и испытательное оборудование, проводятся эксперименты; результаты экспериментов сопоставляются с теоретическими исследованиями.

При выполнении прикладных НИР в связи с отсутствием здесь этапа «Выбор направления исследования» некоторые его работы проводятся вместе с теоретическими и экспериментальными исследованиями.

Прикладные НИР часто включают этап разработки, изготовления и испытания макета оборудования . Его проводят, если необходимо создать макет оборудования для исследования отдельных характеристик и режимов работы нового изделия. Для изготовления макета разрабатывают эскизную конструкторскую документацию. После изготовления и испытания макета проводят экспериментальные работы. Завершается этап разработкой предложений по технологии изготовления новой техники и оформлением протокола испытаний.

Обобщение и оценка результатов исследований предполагают составление и оформление отчета, который должен содержать обобщение результатов работ, проведенных на всех этапах НИР, и рекомендации по разработке новой техники. В этот период оценивается полнота решения поставленных задач. При необходимости проводятся дополнительные исследования. Если установлена целесообразность выполнения проектных работ, то разрабатываются проект технического задания на проведение опытно-конструкторских работ (ОКР) и предложения по стандартизации новой техники. Результаты НИР рассматриваются на научно-техническом совете или его секции.

Завершающим этапом является приемка НИР . На этом этапе готовятся к рассмотрению результатов НИР приемочной комиссией, которая назначается организацией-разработчиком или организацией-заказчиком (для подготовительных работ). Вид приемки устанавливается в техническом задании и зависит от важности исследования и его стоимости. Комиссия принимает НИР в соответствии с подписанной ею программой. Работы оцениваются путем сопоставления результатов с требованиями, установленными в техническом задании. По результатам приемки комиссия составляет акт, который утверждается ее специальным решением. НИР считается выполненной и принятой после утверждения решения по акту приемки организацией, назначившей комиссию, при наличии документа о положительном результате рассмотрения работы на научно-техническом совете или его секции и утвержденного отчета о НИР.

1. Наука и научное исследование.

2. Методологические принципы научного исследования.

3. Виды научного исследования.

4. Структура и этапы научного исследования.

1. Наука и научное исследование.

Наука – это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности.

Наука как система знаний и как результат человеческой деятельности характеризуется: полнотой, достоверностью, систематичностью. Научным признаётся такое знание, которое может быть опровергнуто (признано ложным) в процессе экспериментальной проверки. Знание, для опровержения которого нельзя придумать соответствующую процедуру, не может быть научным.

Научная деятельность – творческая деятельность, направленная на получение знаний о природе, человеке, общности и на использовании научных знаний для разработки новых способов их применения.

Цель науки – постижение истины, а способ познания истины – научное исследование.

Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности – научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели и задач исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.

Научное исследование – один из видов познавательной деятельности, заключающийся в выработке научных знаний, направленных на установление научной истины.

2. Методологические принципы научного исследования.

1. Принцип детерминизма

2. Принцип системности

3. Принцип развития

1. Принцип детерминизма

Детерминизм – один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий истолковать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов.

Детерминизм выступает в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.

Принцип детерминизма – общенаучный – организует различное построение знания в конкретных науках.

2. Принцип системности

Системность – объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства.

От научной мысли требуется, чтобы знание было выстроено по определенной логике и его различные фрагменты складывались в целостную картину – это принцип системности .

3. Принцип развития

Любое явление может получить адекватное объяснение, если оно становится предметом изучения в его развитии . Принцип развития – может и должен рассматриваться в единстве с двумя другими принципами построения научного исследования – детерминизма и системности.

3. Виды научного исследования.

1. По направлению исследования различают:

Эмпирические

Теоритические

Хотя разграничение это условно. Большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер.

2. По характеру исследования делят на:

    фундаментальные исследования, направленные на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний;

    прикладные исследования проводятся в целях получения знаний, которые должны быть использованы для решения конкретных практических задач;

    монодисциплинарные исследования, проводимые в рамках одной науки;

    междисциплинарные исследования, требующие участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин;

    комплексные исследования, проводимые с помощью системы методов и методик, по средством которых ученые стремятся охватить максимально возможное число значимых параметров изучаемой реальности;

    однофакторные (аналитические) исследования, направленные на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

3. По цели проведения исследования можно разделить на несколько типов:

1 тип. Поисковые исследования – попытка решения проблем, которые никто не ставил или не решал подобными методами;

2 тип. Критические исследования – проводятся в целях опровержения существующих теорий, моделей, гипотез, законов или для проверки того какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность;

3 тип. Уточняющие исследования – их цель – установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание;

4 тип. Воспроизводящие исследования. Их цель – точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов.

Результаты любого исследования должны повторяться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другими научными работниками, обладающими соответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики возникает множество воспроизводящих исследований, призванных проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящие исследования основа всей науки. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента должны быть интерсубъективными, т.е. операции, проводимые в ходе исследования, должны воспроизводиться любым квалифицированным исследователем.