Что является символом рима. Капитолийская волчица. Падение Западной Римской империи

«Древний Рим МХК» - Древний Рим. План Рима. Пантеон. Материалы к уроку МХК в 10 классе. Реконструкция. Форум Траяна Реконструкция. Римский форум в IV веке. Форум. Колонна Траяна 114г. до н.э. Около 125г. Форум Августа. На купол и стены приходится ровно по половине высоты всего здания, которая равна диаметру основания. Интерьер Пантеона.

«Римская Империя» - Система налогообложения, элементы государственного аппарата. Ослабление центральной власти. Романизация. ЗАДАНИЕ №1.Закончить предложение: Назад. Латинский язык: основа современных европейских языков романской группы. Основные причины кризиса Римской империи: Отчуждение римской армии от интересов гражданского римского населения.

«Искусство Древнего Рима» - Около 114 г. до н.э. Рим. В течение нескольких столетий Форум неоднократно перестраивался. Архитектура Древнего Рима. Презентация МХК по программе Даниловой 10 класс. Воздвигнута по приказу императора на месте холма такой же высоты. Колонна Траяна. Римский Форум -. Развитие художественной культуры Древнего Рима.

«Архитектура Древнего Рима» - Древний Рим дал миру немало уникальных архитектур-ных памятников. Здание выполненное в виде портика. Дорический. Несмотря на зна чительные разрушения,Колизей сохранился до наше-го времени. В Древней Греции выде-ляли колонны 3 типов. Архитектура Древней Греции и Древнего Рима. Храм Парфенон. Ионический.

«Культура Рима» - Базилика Цезаря- здание, предназначавшееся для судебных заседаний, парадных собраний. Придумать миф с участием римских богов. Периоды возникновения Римской культуры: Форум Траяна в Риме. Христианство стало ведущей мировой религией. Колизей- величественный амфитеатр, где проходили гладиаторские бои. Рассказать о культурном памятнике или о выдающемся деятеле эпохи.

«Римская республика» - Плебеи. Другие города. Пунические войны. Римская республика. Октавиан Август-император(27 г до н.э-14 г. н.э.). Карфаген был повержен и разрушен. 1. За равноправие. 1. Диктатура Суллы -83-78 гг. до н.э 2. Триумвират -60-49 гг. до н.э.(Помпей, Красс, Цезарь) 3. Диктатура Юлия Цезаря- 49-44 гг. до н.э.

Всего в теме 19 презентаций

Знаки и символы правят миром, а не слово и закон

Конфуций

«С древнейших времён человека сопровождают символы, с их помощью он пытался и пытается сделать видимыми и узнаваемыми свои идеи. Люди до сих пор сражаются и умирают под эмблемами и знамёнами, имеющими символическое значение» 1 . Всякий символ несёт смысловую нагрузку по определению. Особенно это касается религиозных и государственных символов, несущих в себе мировоззренческие мотивы. Герб государства как визуальный символ воздействует на сознание непосредственно, почти «магически» возбуждая у соотечественников чувство единения, их патриотизм. Эта «магичность» (метафизичность, мифичность) государственного герба делает последний объектом самого пристального внимания служителей культов, будь то церковные иерархи или масонские магистры. В итоге герб обретает конкретные видимые черты (например, христианские или антихристианские) в зависимости от того, кто (Церковь или масонство) в данном европейском государстве контролирует духовную власть.

Орёл - властелин воздуха - один из наиболее однозначных и универсальных государственных символов, воплощающих силу, величие и власть 2 . Символом Римской империи (27г. до н. э. - 395 г.) со времён Юлия Цезаря стал императорский жезл с фигурой орла - священной птицы Юпитера. Как известно, империя, при всех её недостатках, является лучшей из форм государственного устройства многонационального и многоконфессионального образования. Римская империя по праву оставалась в античные времена лучшим европейским образцом такой формы. Посему герб 3 величественной Римской империи навсегда сохранил свою сакральную привлекательность, востребованность.

Итак, одноглавый римский орёл воплощает мощь, имперское величие, претензию на мировое господство, вселенскую культурную значимость. Это так. Но это ещё не всё. В Римской империи был рождён Иисус Христос, изменивший на тысячелетия мировоззрение и духовный мир европейцев, отделив раз и навсегда истину от лжи, праведность от греховности. Римская империя отличилась Его распятием. И потом ещё три века преследовала и казнила последователей Христа. Одноглавый Римский орёл стал поневоле олицетворять уже не только мощь, величие и власть, но ещё и откровенное антихристианство (богоборчество), проявляемое, прежде всего, ненавистью к ортодоксальному христианству. Одноглавый орёл символически освобождает политику и политиков империи от христианской нравственности. Последнее обстоятельство сделало одноглавого римского орла самым сакрально привлекательным символом европейских богоборцев (прежде всего, масонов), который впоследствии стал самым раскрученным мировым геральдическим брендом 4 .

Но вернёмся к началу средних веков. К четвёртому веку нашей эры Римская империя состояла из четырёх частей и некоторое время имела четырёх императоров. Став в 323 г. единовластным императором, Константин Великий в 330 году перенёс столицу империи из Рима в Константинополь («Новый Рим» или «Второй Рим») и сделал христианство официальной религией всей Римской империи. В отличие от языческого одноглавого орла, символизирующего, в числе прочего, богоборчество, Константин Великий вводит в 330 году новую имперскую эмблему - двуглавого орла, визуализировавшего не только светскую власть императора (первая голова орла), но и духовную власть Церкви (вторая голова) 5 . Вторая голова орла символизирует нравственную составляющую имперской политики, она как бы обязывает государственных мужей быть нравственными в христианском понимании нравственности. Двуглавый орёл становится на вечные времена бинарной оппозицией орлу одноглавому.

«Второй Рим» сделал всю Европу христианской. До XI века христианская Церковь была единой, то есть не было деления на католиков и православных. Но западные иерархи Церкви, ведомые властолюбием и политическими интригами, учинили её раскол, противопоставив свою Римскую Церковь (Католическую) Константинопольской (Православной). Запад, попавший под власть золотого тельца, постепенно становился христианским вероотступником. К началу XIII века в Константинополе было больше золота, чем во всей западной Европе. Алчный Запад с подачи венецианских купцов и по благословению Папы Римского вероломно нападает на Константинополь, разграбляет его и зверски уничтожает местное население. Византийская империя 6 пала в 1204 г. под натиском рыцарей-крестоносцев (по сути профессиональных боевиков, киллеров, фанатично преданных своим католическим орденам и иерархам) и по-настоящему более уже не восстановилась 7 . В результате этой трагедии Европе и христианству были нанесены раны, которые, как выяснилось со временем, оказались неизлечимыми 8 . Крестоносцы показали себя отнюдь не благочестивыми ревнителями христианской веры, а, наоборот, алчными, беспринципными и кровожадными захватчиками. В 1204 году они рассеяли ореол святости Католической Церкви



1. Герб Священной Римской империи с 962 г. по 1440 г.

2. Герб Ромейской (Византийской) империи


и всего западного благочестия. Это было первое, на уровне мирового катаклизма, символическое нападение Запада на двуглавого орла. Заметим, что объединённый Запад XII-XIII веков ассоциируется в значительной степени со Священной Римской империей, гербом которой был одноглавый орёл.

Дальновидные греки (титульный этнос Византийской империи) ещё задолго до заката своей выдающейся империи, просуществовавшей одиннадцать веков, духовно и культурно выстроившей всю европейскую цивилизацию, успели подготовить себе реально преданного преемника - Русь. Греки обеспечили мощный и на редкость талантливый русский этнос своей грамотой (Кирилл и Мефодий), культурной традицией (Феофан Грек) и самое главное - православной верой. Позднее Русь при Иване III после венчания в 1472 г. с греческой принцессой Софьей Палеолог приняла и Византийский герб - двуглавого орла как символ преемственности величайшей цивилизации и православной веры. Имперский символ на Руси позднее стал полностью соответствовать своей сути. В 1704 г. царь Петр I принимает титул императора. Россия стала новой православной империей, а её столица Москва - символическим «Третьим Римом».


1. Печать Ивана III

2. Герб Петра I


Двуглавый орёл вновь воспарил над Европой как символ подлинной христианской империи, политического игрока высшего европейского эшелона, претендуя на преемство европейской цивилизации и на её новый духовный центр.

В это же время на Западе начался официальный процесс расставания с христианской традицией. Во Франции в конце XVIII века происходят революции, организованные масонством. В числе прочего, революции несли в себе откровенно антихристианское мировоззрение. К власти приходит Бонапарт Наполеон, военный гений и атеист. Наполеон контролировал масонскую «Великую ложу Франции», едва ли не самую могущественную политическую организацию того времени. Отказ от Бога и Его заповедей составляет одно из оснований идеологии бонапартизма. Нравственность Наполеона со всей очевидностью противоречит христианским заповедям «Не возведи себе кумира...», «Не убий» и в целом христианской морали. Именно поэтому русский народ, обладавший духовным зрением, увидел в Наполеоне прообраз антихриста и справедливо окрестил его таковым. Создавая свою империю, Наполеон должен был определиться с её символом, олицетворяющим имперскую мощь, величие, власть и... богоборчество. Именно таким символом уже был Римский одноглавый орёл, который вполне логично становится гербом империи Наполеона. Последний ликвидировал оставшиеся западноевропейские империи: Австро-венгерскую и Священную Римскую империю германской нации, имевшие своими гербами двуглавых орлов. Одноглавый орёл Наполеона метафизически «отрезал» вторые головы орлов конкурирующих империй, как бы стараясь предать забвению их духовную христианскую составляющую.



Следует отметить, что западноевропейские двуглавые орлы как символы, скорее были данью исторической традиции, претензией на преемство величественной Византии, чем отражением христианского духа. Но даже такая формальная (как бы по инерции) западная преемственность Византийской империи была Наполеону противна. Всё, что касалось Византийской православной империи, должно было быть масонами стёрто из памяти поколений. Так, в наше время легко и просто найти информацию обо всех императорах Древнего Рима, культурных памятниках, философах и поэтах. Культурные Памятники Древней (дохристианской) Греции также бережно сохранены Западом. О ромеях (в переводе - римлянах, так себя называли греки Византии) информация практически стёрта, несмотря на то, что «Второй Рим» просуществовал вдвое дольше Рима «первого», а к началу XIII века в одном Константинополе было больше культурных достижений и учебных заведений, чем во всей Западной Европе вместе взятой. Как видим, «ничего личного», ничего национального, только откровенные богоборческие мотивы.

Однако на востоке Европы оставался последний двуглавый орёл как герб Российской империи, которая что в религии, что во внешней политике непоколебимо оставалась преданной преемницей Византии. Схватка орлов становилась неизбежной. Император Наполеон должен был покончить с этим оплотом православия и государственной независимости. Одноглавый орёл должен был «разобраться» с двуглавым, последним имперским, оставшимся в Европе. Войска Наполеона пошли войной на Москву («Третий Рим»).



Однако проект Наполеона по покорению Руси (включая подчинение Церкви Папе Римскому) разбился вдребезги о мощь православного русского духа, который Наполеон как раз и намеревался искоренить. Вселенская схватка орлов закончилась полной победой двуглавого орла, на столетие отбив охоту у одноглавого хищника меряться силой.

Не рассчитывая более на военную победу, одноглавый хищник «решает» действовать хитростью и уничтожить двуглавого орла революционными вирусами. План удался на славу. Революционные «вирусы» 1917 года «заразили» двуглавого орла, который «приболел» на долгие десятилетия. Но метафизически он оставался живым, пока были живы его носители - души человеческие. Иосиф Сталин неожиданно для Запада начал восстанавливать преемственность СССР от Российской империи. Вернулись ордена и погоны царской армии, понятия «офицер» и «офицерская честь», вернулась преемственность ратной истории, разрешены ранее уничтоженные духовные семинарии и т.п. Двуглавый орёл начал медленно метафизически выздоравливать, временно не являя себя миру. Советский Союз всё более и более начинал соответствовать имперской сути двуглавого орла. Запад это увидел. Увидел и возненавидел.

Ненависть привела к тому, что империя англосаксов (США, Великобритания и их вассалы) реанимировала Германию, чтобы направить её военную мощь на уничтожение СССР - преемника имперской России. Так в Европе появился новый одноглавый орёл как символ вновь созданной нацистской Германской империи (Третий Рейх). Быстро овладев Европой, Гитлер направил объединённую европейскую мощь против СССР, почти полностью повторяя наполеоновский сценарий.



Даже конкордат (соглашение с Папой Римским), суть которого в подчинении Православной Церкви Ватикану, был почти такой же, как у Наполеона. Проект Гитлера по покорению советской России, как и в случае с Наполеоном, также вдребезги разбился о мощь русского духа, который оставался неискоренимо православным.

Опять не получилось победить силой преемника двуглавого орла. Поэтому «вирусный» сценарий Западу позднее пришлось повторить. В борьбе с Советским Союзом на этот раз использовался либеральный «вирус». Квазиимперия - СССР была этим «вирусом» уничтожена в 1991 году, подобно результату «вирусной инъекции» 1917 года. Развал державы обусловил появление множества проблем и конфликтов, подчинение экономики и идеологии мировому гегемону - империи англосаксов. В этом развале, правда, произошло одно весьма знаменательное явление: формально восстановился прежний российский герб - двуглавый орёл. Он, как бы выздоравливая, от формы переходя к сути, медленно расправляя свои имперские крылья всё шире и шире, начал всё более и более демонстрировать свой гордый, независимый нрав, свою имперскую православную суть, заставляя с 2014 года с собой считаться весь мир.

Вернёмся к рассмотрению ведущего мирового одноглавого орла, каков он теперь, какова его символическая нагрузка. Масоны (отцы - основатели США) не долго «ломали голову», каков будет герб новой империи, навязывающей миру свой «новый порядок»: единственным исторически привлекательным символом, олицетворяющим имперскую мощь, величие, власть и богоборчество, по - прежнему оставался одноглавый орёл Римской империи. В эмблему этого орла масоны добавили лишь некоторые сакральные для них элементы (например, орёл в одной лапе держит 13 стрел, в другой - оливковую ветвь с 13 листьями и 13 оливками; звезду «Давида» образуют 13 пятиконечных звёзд; на обратной стороне печати заявлено на латыни весьма однозначно: «Novus Ordo Seclorum» - «Новый порядок навеки»). Антихристианская суть орла была проявлена сразу же: «Новым порядком» были уничтожены десятки миллионов индейцев и завезены рабы из Африки. Революции в России, провоцирование двух мировых войн, ядерная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, цветные революции, арабский терроризм, локальные войны во Вьетнаме, Афганистане, Югославии, Ираке, Ливии, Сирии, Украине - вот неполный перечень преступлений, к которым причастна варварская империя одноглавого орла всего-то за 100 последних лет. При этом всякий раз возрастали прибыль и господство империи англосаксов, сделав последнюю к концу ХХ века мировым гегемоном.



Современная мировая империя одноглавого орла (США и их вассалы) - это всегда варварские цели и средства. Всегда море крови и людского горя при реализации их планов. Россия мешает абсолютно безнравственной гегемонии США, их планам покорения мира. Сегодня Россия показывает пример нравственной внешней политики, основанной не на праве силы (как у англосаксов), но на силе международного права. А раз так, то битва орлов становится вновь неизбежной ввиду их имперской и полной нравственной несовместимости.

Она и началась, эта очередная смертельная схватка двух орлов 9 . Одноглавого (США и вассалы) и двуглавого (Россия). Между «Новым порядком навеки» и «Удерживающим мировое зло». В гибридной войне, развязанной США против России, главная надежда возлагается на идеологические «вирусы» либерализма, фашизма (как диктатуры олигархии) и нацизма. Именно эти «вирусы» на наших глазах успешно «дожирают организм» Украины. «Иммунитетом» для России может быть только внятная идеология, «заточенная» на борьбу с информационным оружием врага, ориентированная на отеческую Традицию, формирующая высокую нравственность и патриотизм у соотечественников. Таковой является идеология многонациональной и многоконфессиональной империи, устанавливающая основным закон милосердной любви.

Двуглавый орёл может и должен предъявить миру свою неодолимую мощь, вновь становясь символом победы христианской любви над кровожадной богоборческой ненавистью одноглавого хищника. Стало доброй национальной традицией России побеждать объединённый Запад при его очередном нашествии. Но для победы одной военной мощи мало, надо соответствовать своему сакральному символу - двуглавому орлу, то есть вновь стать суверенной империей и духовным полюсом мира.

Фёдор Папаяни, эксперт «Изборского клуба Новороссии», Донецк

_____________________________

1 Тресиддер Д. Словарь значений символов, http://slovo.yaxy.ru/67.html.

2 В статье нас будут интересовать только имперские символы. Орлы как гербы не имперских государств или символы иной смысловой нагрузки нами не рассматриваются.

3 Термин «герб» появляется в конце средних веков и происходит от немецкого слова, означающего наследство. Однако в статье используется понятие «герб» и для более ранних периодов. Хотя понятия как такового ещё не было, но его эквивалентная смысловая символическая нагрузка была.

4 Римская империя. Бренд и его наследники,

5 Существует версия историков, что в 330 г. император Константин Великий ввёл новую эмблему - чёрного двуглавого орла на золотом фоне - как символ власти императора над Западом и Востоком. Оппоненты этой версии приводят контр - аргументы: во-первых, Константин Великий объединил четыре, а не две части империи, а, во- вторых, разделение Римской империи на Западную и Восточную произошло спустя 65 лет, в 395 году. Однако, если даже принять эту спорную версию, то следует признать, что впоследствии со становлением христианства в империи символизм орла изменился. Орёл перестал быть эмблемой только светской власти (первая голова орла); он стал однозначно эмблемой и власти духовной (вторая голова орла).

6 Константин Великий (Флавий Валерий Аврелий Константин, Константин I, Константин Великий, 272-337 г.г.) с 323 года был единовластным правителем всей Римской империи. В 395 г. произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. Западная Римская империя пала в 476 г., оставив Восточную Римскую империю исторической, культурной и цивилизационной преемницей Римской империи на протяжении почти десяти столетий. Восточная Римская империя была названа западными историками XVIII века как «Византийская империя», то есть, империи с последним названием на самом деле никогда не было; её граждане называли свою державу «Римской (по- гречески - Ромейской) империей». Тем не менее, название «Византийская империя» исторически устоялось и в данной статье поэтому используется. Имперским конкурентом Ромейской (Византийской) империи (395-1453 г.г.) становится «Священная Римская империя» (962 - 1512 г.г.), сменившая позднее название на «Священная Римская империя германской нации» (1512-1806 г.г.), охватывающая обширные территории западной Европы. В Священной Римской империи до 1440 года используется одноглавый орёл как герб государства. С 1441 года он меняется на двуглавого орла. Позднее двуглавый орёл стал гербом Австро-Венгерской и Российской империй.

7 формально Византийская империя просуществовала до 1453 г. и окончательно пала от турецкого нашествия. Но это лишь формально, поскольку после разгрома крестоносцами в 1204 г. империя являла собой лишь «остатки былой роскоши»; военная, экономическая и даже духовная мощь не были восстановлены.

8 Заборов М. Крестоносцы на востоке. http://enoth.org/Crusades2/Zaborov05_13.htm

9 Война имперских орлов-гербов понимается как символическое средство выражения идеологических, территориальных, имущественных и иных притязаний.

Каждая культура древности оставила после себя большое количество символов. Они возникали как способ изображения божеств, сверхъестественных и обычных явлений в жизни народа. Чаще всего символы были напрямую связаны с религией, с помощью которой носители той или иной культуры познавали и объясняли окружающий их мир. Замысловатые изображения использовались в различных ритуалах. Многие из них были разгаданы историками и археологами только после длительных исследований.

Древние славяне

Они известны своей любовью к различным изображениям. Древние символы этого народа можно найти на огромной территории от Волги до Германии и Балкан. Еще до того, как он разделился на племенные союзы и группы, в обиходе появились общие рисунки. Это в том числе и символы Древней Руси.

Большое значение в образах играло Солнце. Для него было несколько знаков. Например, это был колядник. Его носили в основном мужчины, которые хотели таким образом приобрести мудрость в бою и быту. Бог Коляда отвечал в славянском мировоззрении за постоянное обновление мира и победу света над тьмой.

Одолень-трава использовалась в качестве оберега от злобных низших духов. Ее носили на одежде, доспехах, оружии и т. д. Символы древних славян включали в себя ратиборец. Это был знак воина, для которого самым главным было мужество, отвага и честь. Считалось, что ратиборец дарует эти качества всем, кто искренне и пылко любит свою родину и дом. Чаще всего его изображали с помощью гравировки - искусства, в котором славяне знали толк. Как и многие другие древние символы, ратиборец представлял собой солярный знак, немного похожий на Солнце. В этом ряду особенно выделяется свастика, обозначавшая вечный круговорот Вселенной. Носивший ее человек признавал свое подданство перед высшими силами природы.

Символы древних славян отождествлялись и с семьей - самой маленькой ячейкой любого общества. Это был свадебник, означавший слияние тела, души, совести и духа тех, кто вступает в супружеский союз.

Символы стихий у славян

Многие древние символы происходили из традиции поклонения огню как величайшей стихии. Таких можно привести несколько. Яроврат носился почитателями Бога Яро, который с помощью сил огня управлял погодой, а значит, заведовал и урожаем. Поэтому желающие получить большое количество культур использовали этот знак. Духобор тоже символизировал огонь, но только огонь внутренний. Это было обозначение пламени жизни. Если в племени заболевал человек, его покрывали повязками с духобором. Грозовик помогал защитить храмы и дома от непогоды, грозы, шторма и других катаклизмов.

Символ земли у древних славян - это солард. Почва также ассоциировалась с культом материнства, который практиковался у некоторых племен. Процветание земли означало стабильный рост пищи и сытную жизнь рода.

Рунический алфавит

Скандинавские руны использовались многочисленными германскими племенами. У них была развитая мифология со своими уникальными образами, связанными с суровыми условиями жизни этого народа. Руны были не только символами, но еще и письменными знаками. Их наносили на камни, чтобы передать то или иное послание. Ими написаны эпические саги, повествующие об истории и мифах германцев.

Однако каждый знак, если рассматривать его отдельно, тоже имел свое значение. Рунический алфавит состоит из 24 рун, разделенных на три ряда по 8 в каждом. В мире найдено около 5 тысяч сохранившихся надписей на этом удивительном языке. Больше всего таких артефактов встречается в Швеции.

Примеры рун

Первая руна, Феху, означала домашний скот, а в широком смысле - любое личное имущество германца. Уруз символизировал собой быка или зубра. Таким образом, разница между первым и вторым знаком заключалась в том, что в одном случае имелось в виду домашнее животное, а во втором - дикое и свободное.

Турисаз обозначал собой острый шип или молот Тора - одного из главных богов германского пантеона. Его использовали для того, чтобы носящему человеку сопутствовала удача, а также защищенность от враждебных сил. Ансуз - изображение открытых уст, то есть реплики или сказанной мудрости. Кроме того, это знак осторожности, так как скандинавские народы считали, что умный человек никогда не будет опрометчивым.

Райдо - это повозка или путь, предстоящий страннику. Древние символы и их значение у германцев часто имели двойной смысл. Кеназ - знак огня. Но это пламя дружественное. Чаще всего такой огонь обозначал факел, который обогреет человека и даст ему ощущение комфорта и домашнего уюта.

Следующие две руны символизируют радость. Гебо - это дар и щедрость. Его изображали в знак добрых намерений. Если руны использовались в гаданиях, то выпавший Гебо был большой удачей для человека, которому предстоял приятный сюрприз в будущем. Древние знаки и символы и сейчас часто становятся материалом для оккультных служений неоязычников. Вуньо означает радость. Его часто использовали в связке с Гебо. Если его писали рядом с другой руной, то это означало успех или удачу в сфере, которую символизировал соседний знак. Например, Вуньо и Феху были предзнаменованием большого прибавления в домашнем поголовье скота.

Некоторые руны были синонимами их присутствие можно обнаружить почти у всех народов и культур. Например, Лагуз - это символ воды, озера или даже интуиции в переносном значении.

Развитие рунического письма

Интересно, что с течением времени общие руны распались на несколько вариантов алфавита для разных народов, от пределов Римской империи до крайнего приполярного севера Норвегии. Наиболее общим считается так называемый праскандинавский вариант, от которого пошли все последующие. Его использовали до VIII века нашей эры, что соответствует железному веку на этих территориях. Чаще всего такие руны встречаются на древнем оружии, доспехах и придорожных камнях. Такие символы использовались в магических и религиозных обрядах и в дальнейшем. Сакральные и мемориальные надписи встречаются и сейчас в некрополях и чащах.

В Восточной Европе распространение получили готские руны, привезенные сюда из Скандинавии. Их можно встретить даже на Украине и в Румынии. После того как некоторые германцы поселились на Британских островах, у них появилась своя вариация этой письменности. Связано это было с изолированностью от прежней родины и ассимиляцией с «аборигенами» - англами, саксами и т. д. У них появились новые руны, многие из которых стали обозначать двойные звуки в письменности (лингвисты называют их дифтонгами). Такие сохранились даже в современном немецком языке.

Особой экзотикой считаются Они появились на далеком острове, который тогда считался северо-западным краем мира. Для них характерно использование пунктирных линий. Эти руны были в обиходе вплоть до XIV века. Что касается скандинавских знаков, то они исчезли с появлением христианства в королевствах Швеции, Норвегии и Дании. Использование рун считалось ересью и жестоко наказывалось властями.

Древний Египет

Одним из самых известных символов Древнего Египта является Анх. Это крест, который сверху увенчивается кольцом. Он символизировал жизнь и вечность. Также существуют трактовки креста и кольца в качестве знаков восходящего солнца, соединения мужского и женского начал. Анх использовался в ритуалах захоронения, так как египтяне считали, что похороненный с Анхом в саркофаге получит вечную загробную жизнь.

В быту округленный крест означал также благосостояние и счастье. Его часто носили с собой в качестве оберега и талисмана на удачу. Анх использовался для защиты от темной магии. Кроме того, его изображения даже находили на стенах речных каналов. Египтяне очень зависели от того, как разольется Нил, каким будет урожай. Именно поэтому Анх рисовали внутри канала, чтобы с ним не случилось беды, а природные стихии оставались дружелюбными к жителям.

Любопытно, что после того, как древнеегипетская культура ушла в небытие, Анху удалось сохраниться. Некоторое время на берегах Нила торжествовала античная культура, а позже пришел ислам. Но еще в первые века нашей эры здесь появились христиане, основавшие свою коптскую общину. Именно они переняли Анх из-за его внешнего сходства с крестом.

Око Гора

Еще один важный египетский символ - это всевидящее око. Изображение раскрашенного глаза - это отсылка к богу Гору, который является хозяином неба. Спираль, которая рисовалась под оком, означала вечное движение энергии. Этот символ часто использовался в качестве оберега против неприятностей и злобных духов.

В мифологии Египта существует сюжет о битве Гора и Сета. Это распространенная метафора борьбы добра и зла. Так как Гор был олицетворением всего светлого, то его знак начали использовать знахари и жрецы для того, чтобы лечить больных и пострадавших в битвах. Также у египтян была развита математика. Око Гора и здесь нашло свое применение - оно обозначало дробь.

Скарабеи и Исида

Еще один популярный символ Древнего Египта - скарабей. Жуки, которые жили в навозе и лепили из него шарики, олицетворяли трудолюбие. Кроме того, их ассоциировали с богом Солнца - Ра, который, как и насекомые, каждый день перемещал этот источник света. Скарабеи были популярными талисманами, печатями и даже медалями за заслуги перед фараоном. Фигурки жуков использовали в загробных церемониях. Их вкладывали в саркофаг к мертвому или даже закладывали в то место, где раньше было сердце (все органы вырезались и раскладывались в отдельные сосуды). Древние символы часто имели такое двоякое применение - в быту и на похоронах. Жители берегов Нила имели трепетное отношение к смерти.

Фигурки богини Исиды часто попадались кладоискателям в сокровищницах. Это был символ земли, плодородия и зажиточности. Исида - один из самых почитаемых богов этого пантеона. Символ воды в Египте означал жизнь. И неудивительно, ведь эта культура была основана на берегах Нила, за пределами которого была мертвая и безжалостная пустыня.

Символы Древнего Египта вошли в современную культуру после того, как в начале XX века появилась мода на арт-деко. В 20-е годы вся Европа и США, затаив дыхание, следили за открытиями археологов. Это были пирамиды и скрытые гробницы, самой известной из которых является оставлялись на стенах в качестве сюжетов и предзнаменований.

Рим

Римская империя была построена вокруг ее столицы. На протяжении многих веков столица была символом центра античного мира. Поэтому в римском пантеоне существовал особенный культ этого города. Его символом являлась капитолийская волчица.

Согласно мифу, основатели Рима, братья Ромул и Рем, были царскими детьми. После того как к власти в ходе переворота пришел их дядя, тот приказал выкинуть младенцев в реку. Это было сделано, однако те выжили, после того как их нашла капитолийская волчица, которая их и выкормила. Когда дети выросли, Ромул основал Рим и стал царем нового государства, которое просуществовало еще целое тысячелетие.

Именно поэтому все символы Древнего Рима блекли перед волчицей. Ее бронзовая скульптура стояла на столичном форуме, где принимались самые важные государственные решения. Изображение стало культовым, его часто использовали горожане.

В Риме древние символы и их значение часто были связаны с властью. Например, когда это была еще только небольшая республика, в ней большую роль играли магистратуры. Это была выборная должность на один год. У ликтора был символ власти, который выделял его из общего ряда горожан. Это фасции - пучки березовых или вязовых прутьев, обтянутые ремнем или шнуром. В качестве символа также использовался топор, который означал, что носивший его человек мог казнить провинившихся.

Древняя Греция

Римская мифология во многом сформировалась под влиянием другой великой культуры - греческой. Поэтому некоторые обозначения Эллады были актуальны и для итальянцев.

Например, символы Древней Греции включают в себя изображение посоха Асклепия - бога медицины и врачевания. Согласно легенде, он был призван критским который попросил его воскресить преждевременно умершего сына. Асклепий шел во дворец с посохом в руке. В какой-то момент его атаковала змея, однако мужчина убил ее своей палкой. Следом за первой приползла вторая рептилия, у которой была трава во рту. С ее помощью она воскресила змею. Тогда Асклепий взял это растение с собой во дворец и помог Миносу. С тех пор посох со змеей стал

Другая вариация, существующая в современности, - это чаша Гигеи со змеей. Эта девушка была дочерью Асклепия. Символ стал международным знаком медицины.

Еще одно изображение посоха, распространенное в Греции и перенятое Римом, - Кадуцей. использовался глашатаями, которые сообщали о прекращении войны между государствами (например, между Афинами и Спартой). Поэтому Кадуцей стал как у греков, так и у римлян. Изображение перекочевало и в средневековую европейскую геральдику.

Древние символы любви Греции включали в себя бабочку. Это красивое насекомое ассоциировалось с семейной гармонией и счастьем.

За последнее время,в результате поисков, были обнаружены интересные древние римские монеты с армянской символикой и изображением армян.

Очень интересно видеть изображение армян и армянской символики на древних монетах других государств. В данной публикации представлены монеты Древнего , но поиски продолжаются.

Возможно в следующей статье будут предоставлены примеры изображения армян и армянской символики на монетах других близлежащих Армении империй например: персидских, ассирийских, греческих и других.


Римский Серебряный Динарий императора Августа (27 B.C.E.-14 C.E.), в ознаменование завоевания Армении. На оборотной стороне армянский лучник, стоящий лицом, держащий копье в правой руке, а в левой руке лук опирающийся на землю. Обратите внимание на накладку Mithraic — поклоняющийся Митре — Михру — арм. Мгер.
Левый портрет император Антонин Пий AD 138 -161, справа: Армянка в трауре сидящая на земле.
Левый портрет император Люций Верас AD 161-169, справа: Армянка в трауре, на заднем плане — щиты, vexillum и трофей.
Император Траян в военной одежде стоит, держа копье, у его ног фигуры армян, символически помещенные между Евфратом и Тигром, как географическое подтверждение Армении.
Римский Серебряный Динарий императора Августа (27 B.C.E.-14 C.E.), отмечающий победу над Арменией, с символами Армении: царская тиара и колчан с луком.
Римский серебряный Динарий Марка Антония (37 г. до н.э.), с армянской тиарой над луком и стрелой на обороте. Монета отлита в честь генерала Маркуса Антониуса, который в 37 г. до н.э. предательски вместе с Клеопатрой убил царя Армении победившего Марка Лициния Красса. Армянская тиара, а также лук и стрела являются древними символами Армении.
Римское золотая монета императора Ауреуса Августа (27 г. до н.э.-14 C.E.), пвыпущена в 19 г. до н.э., в честь победы над Арменией (Армения Капта) Изображения напоминают божество Митры (которое почиталось в древней Армении).

А.Е. Негин

Для превращения христианства из религии меньшинства в религию, признанную единственным законным культом, потребовалось почти сто лет, начиная со времен Константина, до смерти Феодосия в 395 г.

Это превращение не было ни прямолинейным, непрерывным процессом, ни какой-либо односторонней мерой государственных органов, преследовавших идеологические цели. Одним из наглядных показателей рывков этого развития является процесс замены в римской армии языческой символики христианской. Совершенно очевидно, что проходил он не так как был преподнесен христианскими авторами, а поэтапно и довольно медленно.

Согласно имеющимся в нашем распоряжении письменным источникам, замена старой языческой символики в римской армии произошла следующим образом. По словам Евсевия Константин в конце октября 312 г. постановил, чтобы крест стал отличительным знаком его легионов. Накануне битвы у Мильвийского моста, свидетельствует Евсевий, Константин увидел в небе огненный крест с греческой надписью En toutoi nika — «Сим победиши» (Euseb. Vita. Const. I. 28). Обычно традиция доносит эту фразу в латинской форме: In hoc vince, или In hoc signo vinces — «Под сим знаком победиши». Евсевий, являющийся единственным источником информации о данном видении, по его собственному признанию (Euseb. Hist. eccl. VIII. 2), склонен к назидательности: «Но зная, — уверяет он, — что император клятвенно подтверждал истинность этого сообщения мне, собиравшемуся писать эту историю... кто сможет в нем усомниться?» (ЕизеЪ. Уна. Сопзг. I. 28). На следующее утро, согласно Евсевию и Лактанцию (Euseb. Vita. Const. I. 29; Lact. De mort. persecut. XLIV. 5), Константин во сне слышал голос, повелевавший начертать на солдатских щитах так называемую «хризму» — символ Христа. Проснувшись, он поступил как было велено, а затем встал под стягом (известным с тех пор как labarum), на котором были изображены начальные буквы имени Христа, сплетенные с крестом. Данным действием Константин хотел показать, что решил разделить судьбу с христианами, которых было немало в его армии.

Это сражение стало поворотным пунктом в истории религии — битву у Мильвийского моста Константин выиграл. Впоследствии он повелел поместить монограмму Христа и на свой шлем (Euseb. Vita. Const. I. 31). Пруденций также повествует о помещении христианской монограммы на шлемы воинов, последовавших примеру своего предводителя (Prudent. Contra Symm. I. 489). Таким образом, согласно христианской традиции, крест вошел в военную символику. А ведь совсем еще недавно крест для солдат был олицетворением ужасной мученической смерти — распятия.

Однако если критически отнестись к сведениям христианских авторов и привлечь для рассмотрения этого вопроса иные источники, в т.ч. иконографические и археологические, перед нами предстает несколько иная картина проникновения христианской символики в римскую армию.

Монограмма Христа появляется на монете Константина в 315 г. После этого она быстро вошла в общее употребление и появилась на многочисленных предметах. На целом ряде монет, чеканенных в 315 г., можно видеть монограммы Христа, помещенные на лобной части или продольном гребне полусферических шлемов . В последнее время имеются и реальные находки пластинок с изображением монограммы, крепившихся к гребням шлемов. В середине 1990-х гг. в долине реки Маас (Нидерланды) был найден поздне-римский клад, содержавший остатки шлема с такой символикой. Две другие подобные пластинки, крепившиеся к гребням шлемов, были найдены в Сисаке (Хорватия) . Аналогичные броши обнаружены в Саварии (Сомбатхей) и Альшохетене . И, наконец, «хризма» помещена на наноснике шлема из Альшохетеня . В то же время, это не единственный вариант христианского символа, изображаемый на шлемах того времени. В 1909 г. в Интерцизе были найдены остатки 15-20 шлемов, из которых было собрано четыре целых экземпляра. Они украшены серебряной таушировкой в виде пары глаз на лобной части и полумесяцев . А на тулье одного из них отчетливо видны изображения четырёхлучевых звёзд. Если четырёхлучевые звезды интерпретировать как кресты, ведь они очень напоминают т.н. катакомбный крест, то такой декор представляется причудливым единением христианской и восточной культурных традиций, т.к. в Сасанидском Иране полумесяц являлся знаком бога луны . Другой разновидностью христианского креста, изображение которого появляется на шлеме из клада в болоте у Дёрне, является якорь — символ христианской надежды на будущее Воскресение, как говорит о том апостол Павел в послании к Евреям (Евр. 6:18-20).

Вопреки словам Евсевия, Лактанция и Пруденция о введении Константином традиции изображения христианской эмблемы на щитах (Prudent. Contra Symm. I. 488), мы не находим подтверждений этому утверждению в других источниках. Никакого намека на подобное украшение щитов нет ни на арке Константина (кстати, посвященной победе над Максенцием и изображающей эпизоды судьбоносной битвы у Мильвийского моста), ни на других памятниках первой половины IV в. Нет изображений монограммы Христа и на щитах армейских подразделений Западной и Восточной Римской империи IV в. в Notitia Dignitatum. Христианская монограмма, заполняющая всю поверхность щита, появляется на более поздних памятниках как специальный значок телохранителей императора,

например, на серебряном блюде из катакомбы на территории усадьбы Гордиковых в Керчи , колоннах Феодосия Великого и Аркадия , на диптихе пятого столетия , на мозаике церкви Сан Витале в Равенне . Если верить Notitia Dignitatum, то каждое подразделение продолжало использовать отличительную роспись на своих щитах, дабы быть отличимыми в бою от других. Хотя, вполне возможно, что солдаты могли изображать монограмму Христа на своих щитах очень маленькой. При этом, естественно, она оставалась неофициальным, хотя и разрешенным символом и изображалась без лаврового венка, который Лактанций не упоминает, и который был бы там весьма неуместным .


Гипотетическая реконструкция росписи позднеримских щитов с изображением христианской символики

Для данных реконструкций привлечены различные иконографические источники Западной и Восточной частей Римской империи. 1 — колонна Феодосия I; 2 — серебряное блюдо из Керчи; 3 — Notitia Dignitatum . Взята расцветка щита подразделения Vindices из состава Auxilia palatina (дворцовые подразделения); 4 — Notitia Dignitatum . Взята расцветка щита подразделения Celtae seniores из состава Auxilia palatina . В обоих последних случаях христианская символика добавлена гипотетически

Согласно описаниям Евсевия (Euseb. Vita. Const. I. 30; 31) лабарум (который он видел лично) имел следующий вид. На длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовывавшая с копьем знак креста, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа, из середины которых выходила буква «ро». Таким образом, на лабаруме была изображена та же «хризма» в том виде, в каком она получила впоследствии наименование «монограмма Константина».

Правда, Евсевий пишет, что лабарум существовал и до похода в Италию. Но из его рассказа, по-видимому, следует заключить, что это знамя стали выставлять во главе армий лишь через десять лет после того, как Константин объявил себя освободителем церкви (Euseb. Vita. Const. II. 7-9). Была ли изображена христианская монограмма на этом знамени до битвы у Мильвийского моста, неизвестно, так как у Евсевия ничего об этом не говорится.

В отличие от апологетов христианства один из наиболее информативных авторов описываемого времени Аммиан Марцеллин, сам служивший в армии, нигде не упоминает ни о символах христиан-воинов, ни о лабаруме. Более того, из его пассажей следует, что в качестве боевых значков продолжали использовать орлов и драконов (Amm. Marc. XVI. 12. 12). Причем упоминает он их неоднократно, и не только в связи с описанием времени кратковременной реакции Юлиана Отступника (Amm. Marc. XVI. 12. 39), но и в последующий период (Amm. Marc. XXVI. 2. 11). Трудно заподозрить автора в необъективности, особенно при описании военных реалий и быта. Поэтому, вполне очевидно, что и после появления константиновского лабарума не только воины, но и сам император продолжали использовать в качестве боевых значков и главного войскового императорского знамени орлов и драконообразный штандарт. Об изображениях христианской символики на предметах индивидуального снаряжения Аммиан Марцеллин, видимо, сознательно не упоминает, так как лично для него она не имела какого-либо сакрального содержания.

Из этого следует, что христианская символика появлялась в римской армии постепенно. Можно даже говорить о том, что она была лишь узаконена Константином, так как ей уже исподволь пользовались христиане его армии. Константин отринул языческий культ и идолопоклонство противоестественное для христианина, а именно это было наиболее страшным для крещенного. Недаром Тертуллиан в своем трактате «О венце», написанном еще около 211 г., со всей яростью обрушивается на солдат-христиан, одевающих на военных церемониях венки, которые напрямую были связаны с языческим культом, так как их носили Пандора, Геракл, Аполлон, Вакх и Осирис (Tertul. De cor. 1-11). Отсюда и вытекает та двойственность отношения христиан к службе в армии, где еще не были изжиты старые языческие культы, когда «религиозная» сторона армейской жизни рассматривалась многими христианами как чисто формальное и официальное дело . Как это видно на примере археологических находок, солдаты-христиане в индивидуальном порядке, следуя примеру Константина, стали помещать на свои шлемы и, возможно, шиты монограмму Христа, но прошло еще несколько десятилетий, прежде чем, на дошедших до нашего времени памятниках, появляются признаки некоего официоза, унификации и массового внедрения христианских символов в эмблематику армии. И это касается прежде всего памятников Восточной Римской империи. В конце IV в. щиты императорских гвардейцев и знамена с изображением монограммы Христа появляются на колоннах Феодосия Великого и Аркадия, известных по рисункам XVI в. из библиотеки Тринити колледжа в Кембридже. Таким образом, к концу IV в. процесс внедрения христианских символов был уже на завершающей стадии. В целом же этот процесс можно разделить на следующие этапы.

Сначала должно было проходить индивидуальное внедрение, когда крещеные солдаты стали помещать символы своей веры на доспехи. Еще апостол Павел в своих посланиях, хотя и не направленных непосредственно к солдатам, призывал облечься оружием света и правды, создав идею «духовного воинства», в котором воины вооружены «броней праведности», «шлемом спасения», «щитом веры», «мечом духовным, который есть Слово Божие» (Эф. 6:17). Разумеется, у Павла суждений непосредственно о войне, оружии, военной службе нет. Однако, он указывает христианам аналогию: «меч — это слово божие, шлем — надежда» и т.д. Иными словами, «не божьи» мечи и шлемы христианам не нужны. Однако, как известно, большая часть мученических смертей солдат-христиан приходится на рубеж III-IV вв., когда императорский культ достиг наивысшего расцвета, и когда индивидуальную присягу с принесением жертв статуе правителя должны были приносить не только офицеры, но и рядовые солдаты . Поэтому этап индивидуального внедрения мог начаться только после появления эдикта о веротерпимости по отношению к христианам, изданного императором Галерием в Никомедии 30 апреля 311 г. Отрезок времени от эдикта Галерия до победы у Мильвийского моста, несомненно, был очень важен, так как показал Константину, что надо проводить более гибкую политику, как в отношении христиан, так и приверженцев старых культов, дабы не оскорбить религиозные чувства ни тех, ни других.

С другой стороны, при отсутствии надежных данных, подтверждающих наличие христианской символики на предметах вооружения уже в конце первого десятилетия IV в., рассматривать данный этап довольно сложно и делать какие либо далеко идущие выводы в отношении данного этапа невозможно. Можно предположить полулегальный характер этой символики, которая могла появляться, например, на внутренней стороне щита или как элемент декора солдатской одежды. При этом она не была элементом культа, выставленным на показ, оставаясь сугубо личным связующим звеном между верующим и Богом. Более того, символы, позднее трактовавшиеся христианскими авторами как однозначно христианские, в эти годы могли иметь совершенно иное значение. Так, например, А. Донини интерпретировал слова Лактанция о перевернутой букве X с примятой вершиной (Lact. De mort. persecut. XLIV. 5) как изображение символа Непобедимого Солнца, который галльские отряды Константина начертали на своих щитах и который обнаруживается и на монетах галлов .

На втором этане Константин превратил крест в символ, окруженный религиозным почитанием. Таким способом Константину удалось добиться того, что знамя с изображением христианского символа стало для всех его солдат тем, чем были священные, окруженные почитанием и обладавшие, по мнению солдат, способностью отпугивать врага языческие культовые предметы. Однако на этом этапе продолжали существовать элементы язычества, так как поголовной христианизации не последовало. Именно этим можно объяснить отсутствие, в большинстве случаев, изображений христианской символики на пропагандистских памятниках константиновского времени, хотя именно на них она должна была появиться.

Здесь как нельзя сильнее видна двойственность Константина. Ярчайший пример тому арка Константина, возведенная в 315 г. Изображения на ней решающего сражения еще свидетельствуют об отношении Константина к Непобедимому Солнцу, но надпись-посвящение связывает достижения Константина с божественным вдохновением и величием духа правителя: «Императору Цезарю Флавию Константину, величайшему, благочестивому, счастливому Августу, сенат и народ Рима посвящает эту арку, потому что он благодаря божественному вдохновению и своему величию духа вместе с войском отомстил за город тирану и всей его клике в справедливом бою» . Очевидно, что выбрана формулировка, которая не провоцирует староверов, но и не исключает толкования в христианском смысле. На подобное направление указывают изображения и надписи на римских монетах, ведь изображения старых богов украшали монеты Константина до 321 или 322 г. Несмотря на свой новый союз — с Христом, Константин продолжал оставаться верховным жрецом и сохранил традиционные формы культа императора. Политик Константин не был готов к той последовательности в религиозной сфере, которую от него ждали христиане.

Последующие события показывают всю остроту борьбы христиан и староверов. Преемник Констанция II император Юлиан, прозванный Отступником за свое бескомпромиссное желание возродить старую религию, не делал никаких поблажек при воплощении этой своей идеи и христианская символика была на короткое время отринута.

Новое обострение религиозных столкновений произошло после поражения императора Валента у Адрианополя в 378 г., после которого уже христианские правители устроили гонения на тех, кто не имел истинной веры, против ариан и последних представителей старого культа. Тогда и начался третий этап внедрения христианских символов в армии, ознаменовавшийся еще более широкими преобразованиями. Именно тогда «хризма», как отличительный знак, часто изображается на щитах отдельных подразделений (прежде всего, императорских телохранителей); продолжает увеличиваться количество шлемов с изображением этого же знака на лобной части или на гребне и увеличивается количество изображений знамен с христианскими символами.

Как видим, появление в римской армии христианской символики не было одномоментным, а постепенное внедрение ее растянулось почти на все IV столетие. Однозначное суждение об этом процессе на основании только лишь трудов апологетов христианства, по меньшей мере, неразумно, ведь в этом случае неминуема аберрация в сторону легендарной части в истории.

Примечания

Alföldi A. The helmet of Constantine with the Christian monogram // Journal of Roman Studies. 1932. 22. P. 11.

Ibid. P. 11-23.

Prins J. The «Fortune» of Late-Roman Officer // Association pour l"Antiquité tardive. Bulletin. 1998. 7. P. 52-53; Kocsis L. A new Late Roman helmet from Hetény in the Hungarian National Museum // Libelli archaeologici. Ser. nov. 2003. 1. P. 533, 548-549. Fig. 9, 10.

Migotti B. Evidence for Christianity in Roman Southern Pannonia (Northern Croatia). A catalogue of finds and sites. BAR International Series 684. Oxford, 1997. P. 58; Kocsis L. Op. cit. P. 533, 547. Fig. 6, 7.

Sosztarits O. Urchristliche Kleidungsnadel aus Savaria // Specimina Nova Universitatis Quinqueecclesiensis XII. 1996. P. 311. Fig. 2-3; Kocsis L. Op. cit. P. 533, 547. Fig. 8.

Wypustek-Krzyzowski A. Chrzescjane a armia rzymska — "De corona militis" Tertuliana // Pod znakami Aresa i Marsa / Red. E. Dabrowa. Krakow, 1995. S.132.

Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана). М., 1979. С. 216.

«IMPERATORI CAESARI FLAVIO CONSTANTINO MAXIMO PIO FELICI AVGVSTO SENATVS POPVLVSQVE ROMANVS QVOD INSTINCTV DIVINITATIS MENTIS MAGNITVDINE CVM EXERCITV SVO TAM DE TYRANNO QVAM DE OMNI EIVS FACTIONE VNO TEMPORE IVSTIS REMPVBLICAM VLTVS EST ARMIS ARCVM TRIVMPHIS INSIGNEM DICAVIT».

Публикация:
Воин № 4, 2006, стр. 2-6