Преподобный стефан махрищский, иеросхимонах. Преподобный стефан махрищский Молитвы святителю Стефану, игумену Махрищскому, чудотворцу

Икона Образ Преподобный Стефан, Махрищский чудотворец

Молитва преподобному святителю Стефану, игумену Махрищскому, чудотворцу

Всеблаженне и Преподобне Отче Стефане, прославленный угодниче Пресвятыя Троицы, престолу Ея предстоя с лики святых ангел и всех святых, помяни нас, в бедах и скорбех припадающих к цельбоносному твоему гробу и молящихся тебе: услыши молитвы наша и принеси к престолу Триипостасного Бога, прося у Него нам богатыя милости, здравия душам и телесем нашим, наипаче же отпущения грехов, благодати и спасения. Ты бо, имея дерзновение к Нему, можеши умолити Его, да подаст нам в житии нашем благая и вся, яже на пользу нашу и во уготовление к вечному животу. О, благий и верный рабе Божий, истинный учениче Христа, избранный сосуде Святаго Духа, Чудотворче Стефане! Молим тя усердно: сотвори нас грешных причастники бытии благодатных дарований, ими же тя Бог обогати, и буди нам по Бозе наставник к богоугодному житию, утишитель бури страстей, помощник в скорбех и бедах, и заступник от враг видимых и невидимых; да и мы, богоугодно прешедше поприще сея жизни, твоим предстательством и богоприятными твоими молитвами, будем наследницы царствия Божия и сподобимся вкупе с тобою предстояти престолу Царя славы. Ему же подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.

Молитва преподобному Стефану, Махрищскому чудотворцу, составленная игуменом Саввой

О великий угодниче Божий, отче наш преподобный Стефане! Веруем убо, аще ты и многими веками от нас отдаленный, но любвеобильным твоим духом не отлучаешься от места земнаго твоего подвига, ты с нами грешными всегда пребываешь; мы же, благодарящее о сем Господа, благоговейно покланяемся святым твоим мощам и любезно целуем твой образ. О великий наш ходатай, веруем твоему о нас предстательству и просим тебя со слезами умиления: моли Господа Вседержителя, всем предстоящим во святом храме сем и на всяком месте призывающим тебя на помощь, даровать в настоящей жизни оставление грехов, мир душевный, благое жительство, вожделенное здравие и многия лета; а в будущем веке, удостой нас чад своих узреть тебя лицеем к лицу и услышать о нас вожделенный твой глас: Се аз и дети их же ми дал еси, и да сподобимся купно с тобою предстать престолу Царя небесного и улучить радость конца неимущую, аминь.

Тропарь преподобному Стефану Махрищскому

Тропарь, глас 8:
Православия ревнителю,/ благочестия наставниче и чистоты,/ ищущим спасения путеводительный светильниче,/ монашествующих богодухновенное удобрение,/ преподобнаго Сергия духовный собеседниче, Стефане премудре,/ ученьми и добродеяньми твоими души просветил еси/ и пустыни населил еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:
Чистотою душевною божественно вооружився,/ блаженную жизнь совершил еси,/ в пустыню, яко в рай, вселився,/ благодать приял еси от Бога/ исцеляти различные недуги приходящим к честней раце твоей,/ и души молитвою возводити к божественной высоте,/ темже имеяй дерзновение ко Святей Троице,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:// радуйся преподобне Стефане, постников удобрение.

Величание:
Ублажаем тя, преподобне отче наш Стефане, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Преподобный Стефан Махрищский, один из мно­гих почитаемых русских святых, являет собой «ревните­ля православия и наставника чистоты, ищущим спасе­ния – путеводительный светильниче... преподобного Сергия духовный собеседниче», как величает составлен­ный сему преподобному мужу тропарь .

Преподобный Стефан Махрищский.
Иконописная мастерская Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Преподобный Стефан явился основателем Троицко­го Стефано-Махрищского монастыря, расположенно­го недалеко от Троице-Сергиевой лавры и его обитель стала одной из многих святых обителей Северо-Восточ­ной Руси, вошедших впоследствии в сеть пустынных монастырей школы преподобного Сергия.

Выбор данной темы нашего исследования не был слу­чайным. Представляется интересным показать взаимо­связь местного монашества с Троице-Сергиевой лаврой на примере отношений духовных братьев, поскольку учение монаха-пустынника, ушедшего от мира в пустынь, оказало на мир воздействие огромной преображающей силы, в том числе и на преподобного Стефана. Он, в свою очередь, явился духовным наставником монашеской жизни в нашем крае и за его пределами, непосредствен­но способствуя возникновению пустынных монастырей.

Показательно, что Троицкий Стефано-Махрищский монастырь на протяжении всего дальнейшего своего существования, вплоть до сегодняшнего дня постоян­но находился и находится в тесном соприкосновении с Сергиевой обителью. Определить, а по возможности и прокомментировать наиболее важные моменты взаимо­отношения двух святых обителей и является целью на­шего исследования.

Наиболее существенными источниками в изучении данной темы оказались жития святых: житие преподоб­ного Сергия Радонежского, написанное Епифанием Премудрым, Стефана Махрищского, Григория и Кассиана Авнежских, сохранившихся в списках XVI в.

Вполне понятно, что житие – источник очень спе­цифичный. Еще в 1871 г. В.О. Ключевский в своем тру­де «Древнерусския жития святых как исторический ис­точник» писал: «... во-первых, этот источник не так свеж и обилен, как о нем думают, во-вторых, его небогатым историческим содержанием нельзя воспользоваться без особого предварительного изучения его в полном объе­ме» .

К большому сожалению, очень часто невозможно проверить житие показанием другого источника. Что касается жития Стефана Махрищского, то его написа­ние относится к так называемому «Макарьевскому» вре­мени и написано оно иеромонахом Иоасафом, который в середине XVI в. был автором жития Григория и Кассиана Авнежских. Ключевский датирует время написа­ния жития Стефана Махрищского между 1580 и 1583 годами .

Таким образом, самая ранняя, дошедшая до нас ре­дакция жития святого появилась почти через полторас­та с лишним лет после смерти святого.

Судя по записи, Иоасаф при работе пользовался древними свитками и хартиями, которые были написа­ны современником Стефана Серапионом. «Они же принесоша мни из монастырская ксенодохия свитцы на хар­тиях написаны бяху прежде много времени из некоего старца саном суща священника тоя обители именем Серапиона» . Этот факт дает нам основание с большим доверием относиться к житию святого, составленному Иоасафом, поскольку его написание основано на труде священника, знавшего лично преподобного Стефана. В.О. Ключевский к тому же утверждает, что при напи­сании Иоасаф пользовался сведениями из жития Сер­гия Радонежского, Кирилла Белозерского, современни­ков и друзей Стефана .

Мы в своем изучении данного вопроса пользовались одной из самых ранних редакций жития Стефана Махрищского. Это: «Жития святых русских. Апокалипсис толковый» XVI в., хранящийся в РГБ в отделе рукопи­сей. Фонд 304/1 № 692. Здесь же хранятся служба Сте­фану Махрищскому и более поздние редакции жития 1632 и 1677 годов . При сравнении житий XVI-XVII вв. с изданиями текста жития XIX в. мы обнаружили некото­рые разночтения. Так в работе Филарета, архиепископа Черниговского, «Русские святые, чтимые всею церко­вью или местно» , а затем и в работе Д.И. Протопопова «Жития святых, чтимых православною российскою цер­ковью» , цепь событий жизни святых изменена, упоми­нание об основании Авнежского монастыря Стефаном в их изложении идет прежде описания прихода препо­добного Сергия в Махрищскую обитель, а в житии XVI в. Стефан с Григорием уходят в вологодские земли после того, как его монастырь посетил Сергий Радонежский . Кроме того архиепископ Филарет уточняет, что посвя­щение в игумены Стефана не могло быть при митропо­лите Феогносте (как это сказано в житии), а случилось оно при митрополите Алексии. Вызывает интерес вопрос о времени обретения мо­щей преподобного Стефана. В работах Н.П. Барсукова «Источники русской агиографии» , Л.И. Денисова «Пра­вославные монастыри российской империи» это собы­тие датируется 1550 г., у М.В. Толстого «Книга глаголемая описание о российских святых» – 1654 г. (скорее всего это опечатка). В житии XVI и XVII вв. обретение мощей относятся к времени постройки каменной церкви Живоначальной Троицы, то есть к 1557 г. Имея в виду раз­ночтения, в сфере нашего изучения оказались жития со­временников Стефана Махрищского, поскольку самые первые документы, характеризующие хозяйство, монас­тыря относятся к 30-м годам XV в.

Акты из монастырского архива, относящиеся к XV-XVI вв., подразделяются на категории: жалованные вели­кокняжеские и царские грамоты, то еесть акты государ­ственной власти, и частные акты. Последние в зависимости от характера совершаемой сделки, делятся на данные, то есть фиксирующие дарение, купчие, меновые и выкуп­ные. Особую категорию составляют докладные, разъез­жие, судные грамоты монастырской администрации . Важные сведения имеются и в материалах Вкладной кни­ги Махрищского монастыря, относящихся ко второй по­ловине XVI-XVII вв.

Среди изданий XIX-XX вв. занимают работы, непос­редственно касающиеся истории жизни Стефана Махрищского и его обители. В 1852 г. вышла небольшая работа С.К. Смирнова «Историческое описание Махрищского монастыря» , к 500-летию кончины преподобного из­дана небольшая брошюра «Преподобный Стефан Мах­рищский» (1906). Наиболее полное описание жизни преподобного имеется в работе А. Воскресенского «Свя­тыни Стефано-Махрищского общежительного мужско­го монастыря» . Издана в 1914 г.

Иллюстративным материалом к данному сообщению явилась житийная икона Стефана Махрищского XVII в., хранящаяся в фондах музея-заповедника «Александров­ская Слобода», а также гравюра Шелковникова «Препо­добный Стефан встречает преподобного Сергия» и фо­тографии Троицкого Стефано-Махрищского монасты­ря дореволюционного времени.

Основатель Махрищской обители Преподобный Сте­фан начало своему иноческому житию положил в Киево-Печерской лавре, основанной в 1051 г. Антонием и Феодосием Печерскими. Становление Стефана как ино­ка было обусловлено порядками и законами данной оби­тели, старающейся поддерживать суровое аскетическое житие, и соблюдать общежительный устав. По мнению исследователя А.В. Карташова, «Киевский Печерский монастырь был в подлинном смысле монастырем мона­шеского строения, воздвигнутым без предварительных денежных средств, одним трудом и подвигами братии» . Именно здесь, при необходимом испытании, принял иноческое пострижение Стефан.

Достаточно зрелым, с определенным запасом зна­ний, опытом монашеской жизни св. Стефан в годы го­нения на православие при короле польском Казимире вынужден был покинуть Киев . Преподобный Стефан направился на север Руси к Москве: «Исходит блажен­ный тогда из Киева и пути водящего к северным стра­нам пресловущаго града Москвы касается...» Можно предположить, что его выбор не был случайным. Имен­но в то время происходила острая борьба за единство русской митрополии, сам митрополит Алексий приез­жал в Киев, и вполне вероятно, что Стефан был пригла­шен в Москву, поскольку у него было четкое представ­ление об отношении московского князя к христианской вере... «слыша тамо непоколебимую христианскою благостию, христианскую православную веру» . Естествен­но, что Стефан был носителем традиций Киевско-Печерской лавры. И тот факт, что его, монаха, лично принимает московский князь Иоанн Иоаннович Крот­кий говорит об авторитете, которым Стефан обладал еще в Киеве. Судя по житию, великий князь имел с ним ча­стые беседы. Но «Блажен же Стефан из младенчества ненавидя славы и любя безмолвие и смирение и зазираша себе о сем и начал молити самодержца...» .

Получив разрешение на поселение в пустыне в пре­делах московского княжества, Стефан прежде всего на­правился, видимо, в обитель Сергия Радонежского. Встреча двух святых была просто неизбежна. В службе Стефану Махрищскому XVI-XVII вв. преподобный Сте­фан назван собеседником св. Сергия «И во благодеянии прекрасного преподобного Сергия спостника же и со­беседника божественного в пустынных удолиях» . В то время Троице-Сергиев монастырь становится оплотом духовной мощи нашей земли. Высокая добродетельная жизнь преподобного сделалась известной не только в России, но и за пределами нашего государства. Именно преподобного Сергия выбрал Стефан себе в собесед­ники, поскольку он привлекал и вдохновлял его муд­рым, глубоко назидательным словом и примером. Жажда совершенного уединения влекла преподобного Стефа­на в безмолвие пустыни. Таким образом, в 35 верстах от Сергиевой обители, в волости Кинельской, в лесном урочище, именуемом «Махрище», появилась пустынь с устоями во многом сходными с устоями и Киево-Печерской лавры и Троице-Сергиева монастыря: служение Богу, скромность, нестяжание, постоянный физический труд.

Преподобный Стефан, так же как и преподобный Сер­гий Радонежский, представлял собой основной тип рус­ского монашества, как он сложился еще в Киеве XI в. В них обоих проступает образ Феодосия Печерского. Фе­одосия напоминают и телесные труды преподобных, и сама их телесная сила и крепость и «худые ризы». Сми­ренная кротость – основная духовная сила личности святых Стефана и Сергия.

Когда к св. Стефану собралось достаточное количе­ство иноков, он построил храм «в славу Живоначальная и неразделимая Троица» , братские келии и общую тра­пезу. Митрополит посвятил его в игумены и в иеромона­ха. Это было, вероятно, в 1354-1358 гг., по житию – св. Стефан посвящен митрополитом Феогностом, но так как Феогност умер прежде великого князя Иоанна, то посвящение его в игумены было при митрополите Алек­сии . В монастыре был введен общежительный устав. И одним из значимых деяний Стефана Махрищского, так же как и Сергия Радонежского, является восстановле­ние общежития. Троицкий Стефано-Махрищский мо­настырь становится достойным сотрудником святой обители Сергия, и преподобный Стефан проповедовал иноческое служение не словами, а делами.

Не только близость расположения двух монастырей и близость уставов, но и духовная дружба связывала преподобного Стефана и Игумена Земли Русской пре­подобного Сергия. Преподобный Стефан принимал в своем монастыре преподобного Сергия. Описание этой встречи имеется и в обоих житиях святых. Сопостав­ляя оба рассказа, мы получаем содержание происходив­ших событий. Когда на преподобного Сергия воздвиг­лась внезапно буря искушений в его собственной обители от родного брата, он решил удалиться из мо­настыря. И скорее всего, не случайно св. Сергий при­шел в Махрищскую обитель, именно там он мог встре­тить понимание и поддержку. Узнав о прибытии Сергия, преподобный Стефан велел ударить в било и со всей бра­тией вышел навстречу к нему. Пробыв в обители не­сколько дней, преподобный Сергий с иноком Симоном отправился дальше в путь и на берегу р. Киржач по бла­гословению митрополита Алексия положил основание Благовещенской обители, в которой прожил около трех лет.

Важно то, что каждый вновь основанный Сергием и его последователями монастырь был ростком будущего города. Вокруг монастыря возникал поселок, селились ремесленники, приезжали купцы.

Как правило, монастыри подчиняли себе окрестные земли и население. Источниками роста монастырского землевладения были покупки, обмены, вклады «по душе». Монастыри получали право сбора пошлин в свою пользу. Формирование вотчин Махрищского мо­настыря происходило в результате перераспределения земли среди различных землевладельцев-феодалов, будь то купля, дарение или какая-либо другая форма отчуж­дения. Одно из первых упоминаний о земельных вкла­дах в монастырь мы находим в житии Стефана Махрищ­ского: событие это можно продатировать концом 60-х годов XIV в. Некто Григорий передал в монастырь свое имение, усадьбу с засеянными полями, находящимися в версте с небольшим от монастыря: «Дает тот Григорий селитву свою с настоянными нивами преподобному Стефану и молит его же сотворите инока» . Соседи Гри­гория из с. Юрцева Алексей, Федор, Иван, Петр вос­противились этому, опасаясь, что князь Дмитрий Ива­нович, покровитель Стефана, передаст в монастырь их землю. Они угрожали Стефану смертью.

Преподобного ожидала судьба во многом сходная с Сергиевой, хотя по другим причинам. Святой Стефан пытался успокоить «тревоги корысти», но не смог. «Бог да простит вас, чада, и не вы сие творите, но лукавый диавол» . Вручив управление монастырем старейшему из иеромонахов Илии, преподобный Стефан со своим учеником Григорием ушел из обители. Это случилось около 1370 г. Как можно объяснить эти поступки пре­подобных? Оставить свой пост, оставить наставниче­ство? Вероятно, здесь ясная святая вера, что так будет лучше. Если зажглись страсти, зависть, ненависть, то их нужно устранить: «Пусть я уйду, не сооблазняю и не раз­жигаю. Если меня любят, то любовь свое возвиет – пусть медленно. Если Бог так повелевает, значит, он уже знает – нечего раздумывать» .

Стефан с Григорием отправились в вологодские зем­ли. Около 1370 г. преподобные основали новую Авнежскую обитель, «...крест водрузиша, потом же под нех пении церковь поставляют во славу святыя живоначальныя Троица» .

Далеко разнеслась слава о новом монастыре. Достиг­ла она и князя Дмитрия Ивановича, приславшего на ус­троение обители богатые вклады (а Стефану повелел явиться в Москву). По великому уважению к святому старцу великий клязь пожаловал Махрищской обители многие урочища, озера и реки, указав Стефану снова вступить в управление ею. Преподобный Стефан, так же как и преподобный Сергий, вернулся в свою обитель, к искренней радости братии. Несомненно, это возвра­щение было огромной победой, но победой простой и тихой, без насилия. И действия преподобных были не как начальников, а как святых. И этим они освятили еще больше свой облик, вознеся и само православие, пред­почтя внешней дисциплине – свободу и любовь.

Преподобный Сергий был родоначальником ново­го направления монашеской жизни, а преподобный Стефан его достойным последователем. Сразу огово­римся, что учеником в подлинном понимании этого значения Стефана назвать трудно. Его мировоззрение сложилось еще в Киеве, и вряд ли выбор пустыни в Махрище обусловлен прямым влиянием Сергия. Но препо­добный Сергий был величайшим из святых Древней Руси. Большинство святых XIV и начала XV вв. являют­ся его учениками или «собеседниками», то есть испы­тавшими его духовное влияние. Тем не менее справед­ливость требует указать, что аскетическое движение пробуждается одновременно в разных местах и препо­добный Сергий как бы возглавляет его. И новое подвиж­ничество со второй половины XIV в., существенными чертами отличается от древнерусского. Это подвижни­чество пустынножителей. Все известные нам монасты­ри Киевской Руси были городские или пригородные. Большинство святых XIV в. уходят из городов в лесную пустынь, «Излюбивши пустынь; они явили большую от­решенность от мира и его судьбы, чем подвижники ки­евские: в этом могло сказаться культурно-общественное потрясение татарской эпохи, но, взяв на себя трудней­ший подвиг, и притом необходимо связанный с созер­цательной молитвой, они поднимают духовную жизнь на новую высоту, еще не достигнутую на Руси» .

Изучая и сравнивая жития преподобных, мы нахо­дим между ними много общего, духовную взаимосвязь, и видим, насколько влияние Сергия было огромным и всеобъемлющим, что и позволило отнести преподобно­го Стефана к плеяде последователей.

Возвратясь в Махру, Стефан продолжил духовную жизнь, как жил всегда. Предчувствуя приближение кон­чины, Преподобный собрал братию, преподал им пос­леднее наставление, как проводить богоугодную жизнь, облекся в великую схиму и 14 июля 1406 г. предал дух Господу. С течением времени память о преподобном Стефане не исчезла, несмотря на то, что в конце XV в. пожар уничтожил все постройки Махрищского монас­тыря. Согласно житию, это было наказанием за не со­всем благочестивую жизнь его насельников . В первые годы после смерти Стефана в обители ежегодно отмеча­ли день преставления Первоначальника. Было установ­лено почитание его памяти как чаемого святого» . За­тем забыто и восстановлено после совершившихся при его гробе чудес и утверждено игуменом Троице-Сергиева монастыря Арсением Сахарусовым (1525-1527), о чем в житии сказано: «В то же время приде живоначальная Троице-Сергиева монастыря игумен Арсений на Махрище... и повеле поставити гробницу (палатку) над фобом преподобного Стефана, и гроб покрыли покровом и све­шу велику поставити, сам совершив божественную служ­бу соборные и братию вельми учередив, и устави паки о том преподобному Стефану» . Празднование памяти Стефана как святого было установлено несколько позже.

При игумене Варлааме (1557-1570 гг.) совершилось обретение мощей святого Стефана, и он составил служ­бу и житие преподобного, которые представил царю Ивану Васильевичу и митрополиту Макарию. Именно в этот период в русской церкви была проделана огром­ная работа по канонизации русских святых. Причисле­ние Стефана Махрищского к лику святых относится к времени от Макарьевских соборов 1547 и 1549 гг. до уч­реждения св. Синода (1721).

Митрополит Макарий после представления ему игу­меном Варлаамом жития и службы Стефану поручил иеромонаху Данилова монастыря Иоасафу придать это­му житию литературную форму, что им и было испол­нено. Высшая церковная власть контролировала состав­ление служб и житий «по подобию» то есть чтобы они были составлены более или менее удовлетворительно по своим литературным качествам. Многочисленность под­вижников, причтенных к лику святых для местного и общего почитания за вторую половину XVI и весь XVII в. объясняется большой миссионерской активностью рус­ской церкви с ее монастырями и строгой школой мона­шества.

Время канонизации Стефана Махрищского совпа­ло с временем правления царя Ивана Васильевича IV Грозного, загородная резиденция которого находилась в 12 верстах от Махрищского монастыря, в Александро­вой Слободе. Царь Иван IV благосклонно относился к монастырю, делая пожертвования на восстановление обители. Согласно записям Вкладной книги царь лич­но был в монастыре на богомолье 5 раз, делая при этом богатые вклады, в том числе и 200 рублей на строитель­ство каменной церкви в 1557 г.

В 1571 г. монастырю Иваном Васильевичем дана несудимая грамота на все владения Махрищского монас­тыря при игумене Гурии, которую затем подтвердили цари Федор Иоаннович в 1584 г. при игумене Антонии и Борис Федорович в 1599 г. при игумене Порфирии. Милостями царскими была обеспечена обитель.

Во время польско-литовской интервенции Махрищ­ский монастырь был разорен, разграблен и почти дотла сожжен. Сохранился до сегодняшнего дня рассказ о том, как «злодейская святотатственны руки, прикоснувши­еся к гробнице преподобного Стефана, попалены были огнем и как враги церкви Божией, устрашенные этим чудом, разграбив монастырь, разбежались и оставили святую обитель...» .

Со временем основания Махрищского монастыря постоянно существовала неразрывная связь с Троице- Сергиевой лаврой: в 1615 г. по указу царя Михаила Фе­доровича обитель поступила в ведомство Троицкой лав­ры, вместе с монастырем Авнежским.

«... И ныне де по нашему указу тот монастырь веле­но ведать и строить имъ Троицы Сергиева монастыря Архимандриту Дионисию, да Келарю старцу Аврамию Палицыиу...»

Монастырь после разгрома не мог оправиться, Тро­ицкая лавра была занята устройством своей обители, после того же польского погрома. И только при митро­полите Платоне, который обратил внимание на Мах­рищский монастырь, приступил к устройству св. хра­мов и ограды этой обители. Обитель обнесена высокой каменной оградой, и в монастыре устроено несколько храмов. Наибольший расцвет монастыря связывают с именем о. Саввы, которого в пятидесятых годах XIX в. Учрежденный лаврский собор назначил в Махру строи­телем.

В 1922 г. монастырь был закрыт. В 1993 г. епископом Владимирским и Суздальским Евлогием на территории монастыря был водружен деревянный крест в честь 600-летия со дня представления преподобного Сергия, бы­вавшего в этой обители. Вслед за этим в разрушенном корпусе, примыкавшем к храму апостолов Петра и Пав­ла, поселились первые насельницы со старшей сестрой монахиней Елисаветой, ставшей вскоре их настоятель­ницей.

В настоящее время в монастыре проживает 35 насельниц, несущих повседневные монастырские послу­шания. Служащий священник и настоятель храма свя­тых апостолов Петра и Павла – игумен Порфирий – в прошлом насельник Троице-Сергиевой лавры, где в те­чении 20 лет нес монашеское послушание. Духовник монастыря – насельник Лавры преподобного Сергия, архимандрит Варфоломей.

Полным ходом идет восстановление храма преподоб­ного Сергия. 18 июля 1998 г., в день обретения мощей св. Сергия, был проведен первый молебен. Освящение храма планировалось на 8 октября 1998 г.

И до сего времени не ослабевает влияние Лавры на Троицкий Стефано-Махрищский монастырь, основа­теля которого можно поставить в один ряд крупных ду­ховных и политических деятелей таких, как Сергий Ра­донежский, Кирилл Болозерский, Стефан Пермский.

Крат-кое жи-тие пре-по-доб-но-го Сте-фа-на Махри-щско-го

Друг и со-бе-сед-ник пре-по-доб-но-го Сер-гия Ра-до-неж-ско-го. Ро-дом из Ки-е-ва. При-нял мо-на-ше-ство в Ки-е-во-Пе-чер-ском мо-на-сты-ре. Вслед-ствие уси-ле-ния го-не-ний на пра-во-слав-ных со сто-ро-ны ка-то-ли-ков, ища без-мол-вия, свя-той уда-лил-ся в ме-стеч-ко Махри-ще (в 35 вер-стах от Тро-и-це-Сер-ги-е-вой Лав-ры) и здесь не позд-нее 1358 г. по бла-го-сло-ве-нию свя-ти-те-ля , мит-ро-по-ли-та Мос-ков-ско-го, ос-но-вал оби-тель в честь Св. Тро-и-цы.

Нена-висть со-сед-них вла-дель-цев зем-ли за-ста-ви-ла пре-по-доб-но-го Сте-фа-на уда-лить-ся на ре-ку Ав-не-жу, где в 60 вер-стах от Во-лог-ды свя-той ос-но-вал дру-гую оби-тель Св. Тро-и-цы.

Вер-нув-шись в Махри-щскую оби-тель, св. Сте-фан учре-дил в ней об-ще-жи-тие и под-ви-зал-ся до сво-ей кон-чи-ны, по-сле-до-вав-шей в 1406 г.

В 1550 г. бы-ли об-ре-те-ны нетлен-ные мо-щи пре-по-доб-но-го, про-сла-вив-ши-е-ся мно-ги-ми чу-де-са-ми. Од-но из них про-изо-шло, ве-ро-ят-но, в 1557 г., ко-гда по мо-лит-ве к пре-по-доб-но-му про-изо-шло чу-дес-ное умно-же-ние хле-ба на 2000 бо-го-моль-цев, и остат-ков со-бра-ли столь-ко, что бра-тия пи-та-лась еще три ме-ся-ца.

Пол-ное жи-тие пре-по-доб-но-го Сте-фа-на Махри-щско-го

Пре-по-доб-ный Сте-фан был совре-мен-ни-ком и бли-жай-шим со-бе-сед-ни-ком пре-по-доб-но-го Сер-гия Ра-до-неж-ско-го. Ро-дил-ся и вос-пи-тал-ся он в Ки-е-ве, при-нял ино-че-ство в Пе-чер-ской оби-те-ли, где про-во-дил жизнь в стро-гом воз-дер-жа-нии, непре-стан-ной мо-лит-ве и пол-ном по-слу-ша-нии у стар-цев. Несколь-ко лет свя-той Сте-фан про-жил в Ки-е-во-Пе-чер-ском мо-на-сты-ре, все бо-лее со-вер-шен-ству-ясь в ино-чес-ких по-дви-гах. Но мир-ное те-че-ние мо-на-ше-ской жиз-ни в Ки-е-ве бы-ло на-ру-ше-но под-чи-не-ни-ем юж-ной ча-сти Рос-сии кня-зьям ли-тов-ским, а за-тем - поль-ско-му ко-ро-лю. Ка-то-ли-ки уси-ли-ли свое вли-я-ние и ста-ли при-тес-нять пра-во-слав-ных: от-би-ра-ли у них хра-мы и устра-и-ва-ли в них ко-сте-лы, не до-пус-ка-ли пра-во-слав-ных до зна-чи-тель-ных долж-но-стей, бра-ни-ли и да-же из-би-ва-ли свя-щен-ни-ков и мо-на-хов. Го-не-ние на пра-во-сла-вие осо-бен-но уси-ли-лось в се-ре-дине XIV ве-ка. В то вре-мя мно-гие ино-ки в Ки-е-ве и его окрест-но-стях по-ки-ну-ли свои мо-на-сты-ри и уеди-ни-лись в без-вест-ных де-брях и пу-сты-нях для по-дви-гов по-ста и мо-лит-вы. Пре-по-доб-ный Сте-фан так-же ушел из Ки-е-во-Пе-чер-ской Лав-ры и от-пра-вил-ся на се-вер, в пра-во-слав-ную Моск-ву.

Свя-той Сте-фан при-был в сто-ли-цу Рус-ско-го го-су-дар-ства в кня-же-ние ве-ли-ко-го кня-зя Иоан-на II (1353-1359), сы-на Ка-ли-ты и от-ца св. бл-гв. кн. Ди-мит-рия Дон-ско-го (па-мять 19 мая/1 июня), ко-то-рый пред-ло-жил по-движ-ни-ку из-брать для жи-тель-ства лю-бой мо-на-стырь в Москве. Но свя-той Сте-фан ре-шил по-се-лить-ся в пу-стыне и от-пра-вил-ся на се-ве-ро-во-сток, где из-брал се-бе ме-сто в лес-ном уро-чи-ще Махри-ще, в 35-ти вер-стах от оби-те-ли пре-по-доб-но-го Сер-гия. Во-дру-зив де-ре-вян-ный крест, по-движ-ник сру-бил се-бе кел-лию, вы-кор-че-вал во-круг лес для воз-де-лы-ва-ния зем-ли и стал жить там, под-ви-за-ясь в по-сте, мо-лит-ве и тру-дах. Ко-гда о свя-том от-шель-ни-ке ста-ло из-вест-но в окрест-но-стях, к нему на-ча-ли при-хо-дить рев-ни-те-ли бла-го-че-стия. Сна-ча-ла пре-по-доб-ный Сте-фан, стре-мясь к без-мол-вию, не раз-ре-шал им по-се-лить-ся око-ло него, но за-тем усту-пил их прось-бам. Не позд-нее 1358 го-да по бла-го-сло-ве-нию свя-ти-те-ля , мит-ро-по-ли-та Мос-ков-ско-го († 1378; па-мять 12/25 фев-ра-ля), пре-по-доб-ный Сте-фан ос-но-вал мо-на-стырь. Бра-тия по-стро-и-ли храм во имя Жи-во-на-чаль-ной Тро-и-цы, тра-пез-ную и кел-лии, ко-то-рые об-нес-ли огра-дой. Свя-ти-тель Алек-сий ру-ко-по-ло-жил пре-по-доб-но-го Сте-фа-на во иеро-мо-на-ха и по-ста-вил игу-ме-ном но-вой оби-те-ли.

Устро-ен-ная пре-по-доб-ным Сте-фа-ном оби-тель чрез-вы-чай-но рас-про-стра-ни-лась, ру-ко-во-ди-мая им по уста-ву об-ще-жи-тия. Неле-ност-но крот-ки-ми и ти-хи-ми на-став-ле-ни-я-ми по-учал бра-тию пре-по-доб-ный о пу-тях спа-се-ния, о бла-го-чи-нии цер-ков-ном и обя-зан-но-стях ино-ка, на-по-ми-ная им сло-ва Гос-под-ни: «На ко-го воз-зрю, ес-ли не на крот-ко-го и мол-ча-ли-во-го и тре-пе-щу-ще-го Мо-их сло-вес» (). Еще бо-лее, чем сло-вом, по-учал игу-мен при-ме-ром, ни-чем не от-ли-ча-ясь от бра-тии в одеж-де и пи-ще, об-ле-чен-ный в ру-би-ще, как бы один из по-след-них, пер-вен-ствуя толь-ко на мо-лит-ве, ибо всех пре-ду-пре-ждал в хра-ме Бо-жи-ем и ни-ко-му не усту-пал в тру-дах. Не толь-ко ино-ки, но и ми-ряне сте-ка-лись к нему из окрест-но-стей для ду-хов-но-го со-ве-та, по-се-щал для на-зи-да-тель-ной бе-се-ды и пре-по-доб-ный Сер-гий Ра-до-неж-ский, Лав-ра ко-то-ро-го уже воз-ни-ка-ла по со-сед-ству, в со-ро-ка вер-стах от Махри-щи. Но од-на-жды при-шел к пре-по-доб-но-му Сте-фа-ну ве-ли-кий спо-движ-ник Сер-гий, ута-ив от него ви-ну сво-е-го при-хо-да - огор-че-ние от бра-тии, вы-ну-див-шее его уда-лить-ся на вре-мя от сво-ей оби-те-ли. Узнав о при-ше-ствии пре-по-доб-но-го Сер-гия, пре-по-доб-ный Сте-фан ве-лел уда-рить в би-ло цер-ков-ное и встре-тил его со сво-ей бра-ти-ей, ибо еди-но-душ-ны бы-ли оба тру-же-ни-ка; еди-ную во-лю тво-ри-ли они Гос-по-да сво-е-го и друж-но воз-де-лы-ва-ли ду-хов-ную браз-ду, по-се-вая в ней се-мя сло-вес-ное. Встре-тив-шись, по-кло-ни-лись они вза-им-но до зем-ли, про-ся друг у дру-га мо-литв и бла-го-сло-ве-ния, вме-сте во-шли они в цер-ковь для крат-кой мо-лит-вы. Несколь-ко дней про-был пре-по-доб-ный Сер-гий в Махри-щской оби-те-ли, об-хо-дя с ним пу-сты-ню и ве-се-лясь ду-хов-но о ее про-цве-та-нии. На-ко-нец, от-крыл пре-по-доб-ный Сер-гий ему же-ла-ние сво-е-го серд-ца: «Же-лал бы я, от-че, с по-мо-щью Бо-жи-ей об-ре-сти се-бе ме-сто уеди-нен-ное, где бы без-молв-ство-вать. Про-шу твою лю-бовь да-ро-вать мне од-но-го из уче-ни-ков тво-их, зна-ю-щих пу-стын-ные ме-ста». Пре-по-доб-ный Сте-фан с лю-бо-вью ис-пол-нил прось-бу ав-вы Сер-гия и, от-пу-стив с ним доб-ро-де-тель-но-го уче-ни-ка сво-е-го Си-мо-на, про-во-дил его до ис-точ-ни-ка, за три вер-сты от оби-те-ли. Позд-нее на ме-сте рас-ста-ва-ния свя-тых стар-цев, над ис-точ-ни-ком, бы-ла по-став-ле-на ча-сов-ня. Си-мон, обо-шед-ши с пре-по-доб-ным Сер-ги-ем мно-гие ме-ста пу-стын-ные, ука-зал ему вы-со-кое пре-крас-ное ме-сто на ре-ке Кир-жа-чи. Оно по-лю-би-лось от-шель-ни-ку Ра-до-неж-ско-му, и там ос-но-вал пре-по-доб-ный но-вую оби-тель во имя Бла-го-ве-ще-ния Бо-го-ма-те-ри, где вре-мен-но во-дво-рил-ся, до-ко-ле бра-тия пер-во-на-чаль-ной Лав-ры его не по-чув-ство-ва-ли горь-ко-го ли-ше-ния и раз-лу-ки с та-ким пас-ты-рем и не умо-ли-ли его воз-вра-тить-ся, уже чрез по-сред-ство свя-ти-те-ля Мос-ков-ско-го Алек-сия.

Вско-ре и са-мо-го Сте-фа-на по-стиг-ло та-кое же ис-ку-ше-ние от бра-тии, и он пос-ле-до-вал сми-рен-но-му при-ме-ру со-бе-сед-ни-ка сво-е-го, пре-по-доб-но-го Сер-гия. Некто Гри-го-рий, жив-ший неда-ле-ко от Тро-иц-кой оби-те-ли, пе-ре-дал мо-на-сты-рю свою зем-лю и дру-гое иму-ще-ство, при-нял мо-на-ше-ство и стал усерд-ным уче-ни-ком игу-ме-на. Пре-по-доб-ный вско-ре по-слал его к свя-ти-те-лю Алек-сию, ко-то-рый ру-ко-по-ло-жил Гри-го-рия во пре-сви-те-ра и воз-вра-тил в оби-тель. Меж-ду тем при-со-еди-не-ние к оби-те-ли пре-по-доб-но-го Сте-фа-на неко-то-рых зе-мель вы-зва-ло раз-дра-же-ние жив-ших непо-да-ле-ку че-ты-рех бра-тьев Юр-ков-ских, опа-сав-ших-ся, что их име-ние мо-жет отой-ти к мо-на-сты-рю. С це-лью за-ста-вить пре-по-доб-но-го уй-ти из этих мест они гро-зи-ли убить его. Ни-ка-кие вра-зум-ле-ния свя-то-го не по-мо-га-ли. То-гда пре-по-доб-ный Сте-фан, оста-вив вме-сто се-бя свя-щен-но-и-но-ка Илию, тай-но оста-вил мо-на-стырь вме-сте с лю-би-мым уче-ни-ком сво-им Гри-го-ри-ем. В 60-ти вер-стах от Во-лог-ды, в древ-нем Ав-неж-ском кня-же-стве, он ос-но-вал Тро-иц-кую Ав-неж-скую пу-стынь. Пер-вым по-стри-же-ни-ком оби-те-ли стал мест-ный земле-вла-де-лец Кон-стан-тин Дмит-ри-е-вич, ко-то-рый, же-лая под-ра-жать по-дви-гам пре-по-доб-но-го Сте-фа-на, од-ну часть сво-е-го име-ния раз-дал бед-ным, а дру-гую по-жерт-во-вал но-во-му мо-нас-ты-рю и при-нял мо-на-ше-ский по-стриг с име-нем Кас-си-ан (впо-след-ствии по-стра-дал вме-сте с пре-по-доб-ным Гри-го-ри-ем в 1392 го-ду; па-мять их 15/28 июня). Со вре-ме-нем сла-ва об Ав-неж-ских ино-ках до-шла до Моск-вы. Бла-го-вер-ный ве-ли-кий князь Ди-мит-рий Иоан-но-вич Дон-ской, узнав о ме-сте пре-бы-ва-ния пре-по-доб-но-го Сте-фа-на, вы-звал его к се-бе, а в мо-на-стырь сде-лал бо-га-тый вклад бо-го-слу-жеб-ны-ми кни-га-ми и дру-ги-ми по-жерт-во-ва-ни-я-ми. Пре-по-доб-ный Сте-фан, по-ру-чив паст-ву свою пре-по-доб-но-му Гри-го-рию, а ке-лар-ную служ-бу - пре-по-доб-но-му Кас-си-а-ну, по-шел в цар-ству-ю-щий град.

По до-ро-ге в Моск-ву пре-по-доб-ный Сте-фан по-се-тил Махри-щскую оби-тель, где с ра-до-стью был встре-чен бра-ти-ей, умо-ляв-шей его не остав-лять их бо-лее и возв-ра-тить-ся к ним из сто-ли-цы.

Ми-ло-сти-во при-нял его там свя-ти-тель Алек-сий, глу-бо-ко ува-жав-ший его доб-ро-де-тель, и лю-би-тель бла-го-ле-пия цер-ков-но-го ве-ли-кий князь, ко-то-рый снаб-дил Мах-ри-щскую оби-тель мно-ги-ми зем-ля-ми и льго-та-ми и ве-лел пре-по-доб-но-му Сте-фа-ну опять в ней во-дво-рить-ся.

Бу-дучи в Москве, пре-по-доб-ный об-рел там бу-ду-ще-го све-тиль-ни-ка Рос-сий-ской Цер-кви. Юно-ша-си-ро-та Кос-ма, срод-ник ве-ли-ко-кня-же-ско-го бо-яри-на и околь-ни-че-го Ти-мо-фея Ва-си-лье-ви-ча Ве-лья-ми-но-ва, сла-вив-ше-го-ся бо-гат-ством, меч-тал быть ино-ком. Но его вли-я-тель-ный род-ствен-ник не со-гла-шал-ся от-пу-стить его в мо-нас-тырь. Узнав о свя-том Сте-фане, Кос-ма по-шел к нему и со сле-за-ми стал про-сить о по-мо-щи. Пре-по-доб-ный Сте-фан, про-ви-дя в юно-ше ве-ли-ко-го по-движ-ни-ка, по-стриг его в ря-со-фор и пред-на-рек ему имя Ки-рилл. За-тем пре-по-доб-ный от-вел Кос-му в Си-мо-нов мо-на-стырь, где пре-по-доб-ный Фе-о-дор (впо-след-ствии ар-хи-епис-коп Ро-стов-ский, † 1394; па-мять 28 но-яб-ря/11 де-каб-ря) по-стриг его в ман-тию. Это был пре-по-доб-ный Ки-рилл Бе-ло-е-зер-ский († 1427; па-мять 9/22 июня).

Вер-нув-шись в Махри-щскую оби-тель, пре-по-доб-ный Сте-фан ввел в ней об-ще-жи-тель-ный устав и в те-че-ние мно-гих лет мир-но и муд-ро управ-лял бра-ти-ей. По вре-ме-нам он при-хо-дил для бе-се-ды к ве-ли-ко-му чу-до-твор-цу Сер-гию.

До-стиг-нув глу-бо-кой ста-ро-сти, пре-по-доб-ный Сте-фан пе-ре-дал игу-мен-ство стар-цу Илии и при-нял ве-ли-кую схи-му. В ско-ром вре-ме-ни, чув-ствуя при-бли-же-ние сво-ей кон-чи-ны, он со-звал ду-хов-ное ста-до и в по-след-ний раз по-учил бра-тию по-дви-гам ду-хов-ным, стра-ху Бо-жию и непре-стан-ной па-мя-ти смерт-ной, люб-ви нели-це-мер-ной, воз-дер-жа-нию и ко-неч-но-му от-ре-че-нию от ми-ра. И при-ча-стив-шись Свя-тых Хри-сто-вых Та-ин, пре-дал пре-по-доб-ный Сте-фан чи-стую свою ду-шу Бо-гу июля в 14-й день 1406 го-да. Бла-го-уха-ние свя-той его жиз-ни по-ве-я-ло от свя-тых его мо-щей, сви-де-тель-ствуя о бла-го-при-ят-ном пред-ста-тель-стве его пред ли-цем Бо-жи-им. Со сле-за-ми бра-тия по-греб-ли его в со-здан-ной им оби-те-ли Жи-во-на-чаль-ной Тро-и-цы.

Мно-го лет по-сле пре-став-ле-ния бла-жен-но-го Сте-фа-на жил в его оби-те-ли некто бла-го-го-вей-ный ста-рец инок Гер-ман, уже сто-лет-ний, днем и но-чью пред-сто-яв-ший в мо-лит-вах Бо-гу. Од-на-жды но-чью вы-шел он из сво-ей кел-лии и уви-дел над гро-бом пре-по-доб-но-го огонь. Ужас-нул-ся ста-рец и по-спе-шил воз-ве-стить о том игу-ме-ну Ионе, ко-то-рый уви-дел из ок-на сво-е-го тот же огонь, как бы луч све-та, си-яв-ший от гроб-ни-цы. При-шел в то вре-мя из Лав-ры пре-по-доб-но-го Сер-гия игу-мен Ар-се-ний и, услы-шав о чуд-ном яв-ле-нии, ду-хов-но ура-зу-мел зна-ме-ние бла-го-да-ти Бо-жи-ей. Он ве-лел по-ста-вить над мо-ги-лой гроб-ни-цу, осе-нить ее по-кро-вом и пред нею воз-жечь неуга-си-мую лам-па-ду. С то-го вре-ме-ни воз-об-но-ви-лось по-чи-та-ние свя-то-го, уже по-чти за-бы-то-го, и бы-ло уста-нов-ле-но еже-год-ное ему празд-но-ва-ние.

В 1550 го-ду при по-строй-ке но-во-го ка-мен-но-го хра-ма во имя Жи-во-на-чаль-ной Трои-цы мо-щи пре-по-доб-но-го Сте-фа-на бы-ли об-ре-те-ны нетлен-ны-ми, но остав-ле-ны в но-вом хра-ме под спу-дом. От ко-жа-но-го па-ра-ман-да, най-ден-но-го на пер-сях мо-щей и вло-жен-но-го в се-реб-ря-ный крест, по-сле-до-ва-ли ис-це-ле-ния для при-ка-сав-ших-ся к нему с ве-рою.

По мо-лит-вам пре-по-доб-но-го про-ис-хо-ди-ли и дру-гие чу-де-са. Од-на-жды в празд-ник Пя-ти-де-сят-ни-цы в оби-тель со-бра-лось до двух ты-сяч бо-го-моль-цев. В тот год (по неко-то-рым ис-точ-ни-кам, 1557 г.) был го-лод и в оби-те-ли бы-ло ма-ло хле-ба. Игу-мен Вар-ла-ам (1557-1570), же-лая ис-пол-нить за-вет пре-по-доб-но-го, учив-ше-го пи-тать всех при-хо-дя-щих в мо-на-стырь, не знал, как быть. С ве-рою он об-ра-тил-ся в мо-лит-ве к свя-то-му Сте-фа-ну, про-ся у него по-мо-щи. За-тем игу-мен по-ве-лел мо-на-ху Си-мео-ну, слу-жив-ше-му за тра-пе-зой, весь имев-ший-ся хлеб раз-де-лить и раз-ло-жить на сто-лы. Си-ме-он мыс-лен-но осу-дил игу-ме-на, по-ла-гая, что та-кой по-сту-пок не толь-ко не на-кор-мит мно-же-ство на-ро-да, но и ли-шит бра-тию завт-раш-не-го про-пи-та-ния, од-на-ко он ис-пол-нил по-ве-ле-ние, и по мо-лит-ве свя-то-го Сте-фа-на про-изо-шло чу-до: не толь-ко все па-лом-ни-ки на-сы-ти-лись, но еще оста-лось столь-ко хле-ба, что бра-тия пи-та-лись им три ме-ся-ца.

Игу-мен Вар-ла-ам стал пер-вым со-би-ра-те-лем све-де-ний о жиз-ни пре-по-доб-но-го Сте-фа-на. Он разыс-кал за-пис-ки о свя-том у сво-е-го пра-де-да Се-ра-пи-о-на, лич-но знав-ше-го пре-по-доб-но-го Сте-фа-на, и за-пи-сал из-вест-ные ему чу-де-са, про-ис-хо-див-шие у свя-тых мо-щей. На ос-но-ве этих за-пи-сей игу-мен Да-ни-ло-ва мо-на-сты-ря Иоасаф (впо-след-ствии епи-скоп Во-ло-год-ский) по бла-го-сло-ве-нию мит-ро-по-ли-та Мос-ковс-ко-го Ма-ка-рия († 1563; па-мять 30 де-каб-ря/12 ян-ва-ря) со-ста-вил жи-тие и служ-бу пре-по-доб-но-му Сте-фа-ну. Служ-ба свя-то-му бы-ла со-став-ле-на так-же Си-мео-ном По-лоц-ким.

Кондак преподобному Стефану Махрищскому, глас 8

Чистото́ю душе́вною боже́ственно вооружи́вся,/ блаже́нную жизнь соверши́л еси́,/ в пусты́ню, я́ко во град, всели́вся,/ благода́ть прия́л еси́ от Бо́га/ исцеля́ти неду́ги приходя́щим к честне́й твое́й ра́це/ и всех возвыша́ти к Боже́ственней высоте́,/ те́мже, име́я дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ помина́й нас, чту́щих па́мять твою́, да зове́м ти:// ра́дуйся, преподо́бне Стефа́не, по́стником удобре́ние.

Перевод: Чистотой душевной с Божией помощью вооружившись, блаженную жизнь ты прожил, в , как в городе, поселился и получил от Бога исцелять болезни приходящих к почитаемой раке твоей, и всех поднимать на Божественную высоту, потому, имея ко Святой Троице, вспоминай нас, почитающих память твою, да взываем к тебе: «Радуйся, преподобный Стефан, постников украшение».

Молитва преподобному Стефану Махрищскому

Всеблаже́нне и преподо́бне о́тче Стефа́не, просла́вленный уго́дниче Пресвяты́я Тро́ицы, Престо́лу Ея́ предстоя́ с ли́ки святы́х А́нгел и всех святы́х, помяни́ нас, в беда́х и ско́рбех припа́дающих к цельбо-но́сному твоему́ гро́бу и моля́щихся тебе́, услы́ши моли́твы на́ша и принеси́ к Престо́лу Триипоста́снаго Бо́га, прося́ у Него́ нам бога́тыя ми́лости, здра́вия душа́м и телесе́м на́шим, наипа́че же отпуще́ния грехо́в, благода́ти и спасе́ния. Ты бо, име́я дерзнове́ние к Нему́, мо́жеши умоли́ти Его́, да пода́ст нам в житии́ на́шем блага́я и вся, я́же на по́льзу на́шу и во уготовле́ние к ве́чному животу́. О благи́й и ве́рный ра́бе Бо́жий, и́стинный учениче́ Христа́, избра́нный сосу́де Свята́го Ду́ха, чудотво́рче Стефа́не! Мо́лим тя усе́рдно: сотвори́ нас гре́шных прича́стники бы́ти благода́тных дарова́ний, и́миже Бог тя обогати́, и бу́ди нам по Бо́зе наста́вник к богоуго́дному житию́, утиши́тель бу́ри страсте́й, помо́щник в ско́рбех и беда́х и засту́пник от враг ви́димых и неви́димых, да и мы, предста́тельством и богоприя́тными твои́ми моли́твами бу́дем насле́дницы Ца́рствия Бо́жия и сподо́бимся вку́пе с тобо́ю предстоя́ти Престо́лу Царя́ сла́вы, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Преподобный Стефан Махрищский, иеросхимонах (+ 1406)

ДЕНЬ ПРЕСТАВЛЕНИЯ 14/27 ИЮЛЯ;
СОБОР ВЛАДИМИРСКИХ СВЯТЫХ;
СОБОР РАДОНЕЖСКИХ СВЯТЫХ;
СОБОР МОСКОВСКИХ СВЯТЫХ


Преподобный Стефан был сподвижником и собеседником преподобного Сергия Радонежского.

Родился он в Киеве, принял постриг в Печерской обители и провел там несколько лет в подвигах послушания и молитвы. В то время Южная Русь была завоевана литовцами, и русские терпели от них притеснение. Поэтому Стефан, будучи уже иеромонахом, пришел в Москву. Великий князь Иоанн II Добрый (сын святого Иоанна Калиты и отец святого Димитрия Донского) принял подвижника с радостию и посоветовал ему поселиться в месте, называемом Махрищи, в 35 верстах от Радонежа. Своими руками он рубил лес и обрабатывал землю, чтобы иметь пропитание.

Вскоре преподобные Стефан и Сергий духовно сблизились, и авва Сергий стал частым гостем святого Стефана. Преподобный Стефан был очень строг к себе, нестяжательность его была необыкновенна: он ходил в рубище. В то же время он отличался большой добротой и мягкостью к другим и никогда никому не отдавал приказаний.

Желая сохранить безмолвие, Стефан сначала не хотел принимать приходивших к нему, но потом уступил их просьбам и в 1358 году основал обитель. Преподобный Стефан примером своей жизни, кроткими наставлениями учил братию монашескому деланию. Строгий к себе, он был снисходителен к другим, ни на кого не гневался и трудился более других иноков. Показывая пример нестяжания, преподобный носил грубую и ветхую одежду, покрытую заплатами.

Когда преподобный Сергий Радонежский удалился из своей обители, то пришел к преподобному Стефану, который духом провидел его приближение, велел ударить в монастырское било и со всеми своими иноками вышел навстречу святому гостю. Увидев друг друга, оба игумена поклонились до земли, и долго никто из них не хотел вставать, прося у другого благословения. С трудом Стефан убедил великого авву преподать благословение ему и братии.

Преподобный Сергий просил у него одного из иноков, который помог бы ему найти уединенное место в окрестных лесах. Преподобный Стефан с любовию исполнил просьбу аввы Сергия и, отпустив с ним добродетельного монаха Симона, проводил его до источника, за три версты от обители. Позднее на месте расставания святых старцев над источником была поставлена часовня, к которой ежегодно из Махрищской Сергиевой приходской церкви совершался крестный ход.

Живший близ Махры благочестивый человек отдал обители Махрищской свою усадьбу с засеянными полями, сам принял иночество с именем Григория и был любимым учеником Стефана. (Впоследствии он принял мученическую кончину от татар.) Это было не по сердцу соседним владельцам: они знали уважение великого князя Димитрия к Стефану и опасались, чтобы земли, которыми они владели, не перешли во владение монастыря. Четверо из них, братья Юрцовские, подняли гонение на игумена и грозили убить его, если он не уйдет из Махры. Чтобы не быть причиной раздоров, преподобный покинул те края.

В 60 верстах от Вологды, в древнем Авнежском княжестве, он основал Троицкую Авнежскую пустынь. Первым пострижеником обители стал местный землевладелец Константин Дмитриевич, который, желая подражать подвигам преподобного Стефана, одну часть своего имения раздал бедным, а другую пожертвовал новому монастырю и принял монашеский постриг с именем Кассиан (и впоследствии пострадал вместе с преподобным Григорием). Со временем слава об Авнежских иноках дошла до Москвы. Благоверный великий князь Димитрий Иоаннович Донской, узнав место пребывания преподобного Стефана, вызвал его к себе, а в монастырь сделал богатый вклад богослужебными книгами и другими пожертвованиями.

По дороге в Москву преподобный Стефан посетил Махрищскую обитель, где с радостью был встречен братией. В Москве святой Стефан познакомился с великокняжеским окольничим Тимофеем Васильевичем Вельяминовым, у которого жил родственник-сирота по имени Косма. Косма мечтал быть иноком, но его влиятельный родственник не соглашался отпустить его в монастырь.

Узнав о святом Стефане, Косма пошел к нему и со слезами стал просить о помощи. Преподобный Стефан, провидя в юноше великого светильника Русской Церкви, постриг его в рясофор и нарек ему имя Кирилл. Затем преподобный отвел Коему в Симонов монастырь, где преподобный Феодор (племянник преподобного Сергия, а впоследствии святитель Ростовский) постриг его в мантию. Это был преподобный Кирилл Белоезерский.

По просьбе великого князя Московского преподобный Стефан вернулся в Махрищскую обитель. Он ввел в ней общежительный устав и в течение многих лет мирно и мудро управлял братией. Достигнув глубокой старости, преподобный Стефан передал игуменство старцу Илии и принял великую схиму. В скором времени, 14 июля 1406 года, он, приобщившись Святых Христовых Таин, мирно отошел к Богу. От тела почившего исходило благоухание.

В 20-х годах XVI века игумен Махрищского монастыря Иона и инок, столетний старец Герман, видели над могилой преподобного Стефана огонь, который озарял обитель. Так возобновилось почитание святого, к тому времени уже почти забытого. Над могилой его было поставлено надгробие и зажжена неугасимая лампада.

В 1550 году при постройке нового каменного храма в честь Живоначальной Троицы мощи преподобного Стефана были обретены нетленными. От святых мощей совершались исцеления больных. По молитвам преподобного происходили и другие чудеса. Однажды в праздник Пятидесятницы в обитель собралось до двух тысяч богомольцев. В тот год (по некоторым источникам 1557) был голод и в обители было мало хлеба. Игумен Варлаам, желая исполнить завет преподобного, учившего питать всех приходящих в монастырь, не знал, как быть.

С верою он обратился в молитве к святому Стефану, прося у него помощи. Затем игумен повелел монаху Симеону, служившему за трапезой, весь имевшийся хлеб разделить на малые части и разложить на столы. Симеон мысленно осудил игумена, полагая, что такой поступок не только не накормит множество народа, но и лишит братию завтрашнего пропитания. Однако он исполнил повеление и по молитве святого Стефана произошло чудо: не только все паломники насытились, но еще осталось столько хлеба, что братия питалась им три месяца.

Игумен Варлаам стал первым собирателем сведений о жизни преподобного Стефана. Он разыскал записки о святом у своего прадеда Серапиона, лично знавшего преподобного Стефана, и записал известные ему чудеса, происходившие у святых мощей. На основе этих записей игумен Данилова монастыря Иоасаф по благословению митрополита Московского Макария составил житие и службу преподобному Стефану. Служба святому была составлена также Симеоном Полоцким.


Преподобне отче наш Стефане, моли Бога о нас!


Тропарь, глас 8:

Православия ревнителю, / благочестия наставниче и чистоты, / ищущим спасения путеводительный светильниче, / монашествующих богодухновенное удобрение, / преподобнаго Сергия духовный собеседниче, Стефане премудре, / ученьми и добродеяньми твоими души просветил еси и пустыни населил еси. / Моли Христа Бога / / спастися душам нашим.


Кондак, глас 8:

Чистотою душевнаго божественно вооружився, / блаженную жизнь совершил еси, / в пустыню, яко во град вселився, / благодать приял еси от Бога исцеляти недуги приходящим к честной твоей раце, / и всех возвышати к Божественней высоте. / Темже имея дерзновение ко Святей Троице, / поминай нас, чтущих святую память твою, да зовем ти: / / радуйся, преподобне Стефане, постником удобрение.

Преподобный Стефан, Махрищский чудотворец

реподобный Стефан, великий угодник Божий и чудотворец, был духовным другом и собеседником преподобного Сергия Радонежского, первым наставником преподобного , святым, которого лично знали и почитали великие князья Симеон Иоаннович Гордый и , к советам которого прислушивался святой благоверный князь , к гробнице которого совершал паломничество царь Иоанн Васильевич Грозный.

детстве и юности будущего подвижника известно очень немногое. Родился он в Киеве в самом начале XIV века и немало лет подвизался в Киево-Печерском монастыре, где принял постриг с именем Стефан, вероятно, в честь первомученика архидиакона Стефана (мирское же имя святого осталось неизвестным). Родители Стефана, люди богобоязненные и благочестивые, в отрочестве отдали сына «в учение чтению и письму Божественных книг» , в чем он легко преуспел еще до поступления в святую обитель. Начав же подвизаться в монастыре под руководством опытных старцев, Стефан, как говорится в древнем житии, приучился к воздержанию от страстей, непрестанному посту, неусыпной молитве и беспрекословному послушанию, подавая пример строгой иноческой жизни и более старшим насельникам. Прежде всех приходил он в храм и последним выходил из него, на молитве в церкви стоял неподвижно, не переходя с места на место до окончания пения или чтения, не приклоняясь к стене, не переминаясь с ноги на ногу, имея руки согбенны, стоял, как бы осужденный. Наставников своих он слушал беспрекословно и служил всем так безропотно и кротко, что за смирение свое приобрел любовь и доверие братии.

Рождество прп. Стефана Крещение прп. Стефана

Современниками преподобного Стефана были многие прославленные в лике святых преподобные, чьи нетленные мощи до сего дня почивают в Дальних пещерах Лавры. Среди них – преподобный Силуан схимник, архимандрит Игнатий, затворники Лаврентий и Руф, Ипатий целебник, воин Тит, Арсений трудолюбивый, диакон Макарий, канонарх Леонтий… Пострижениками Киево-Печерского монастыря, подвизавшимися в то же время, были святители Дионисий Суздальский и Арсений Тверской.
В середине XIV столетия преподобный Стефан оставляет родную Киево-Печерскую обитель и направляется в Московскую землю. По всей видимости, причиной ухода преподобного Стефана из Киева было начавшиеся уже в то время притеснение православных от униатов на юге Руси. В Москву преподобный пришел, вероятно, еще при митрополите Феогносте, который и благословил подвижника на подвиг пустынножительства. Несмотря на уговоры великого князя Московского Иоанна Иоанновича Кроткого (1353-1359) остаться в любом из московских монастырей, преподобный Стефан испросил дозволения поселиться в безлюдном и уединенном месте.

Подвижник отправился на северо-восток и после долгих поисков избрал себе тихое место в дебри лесной, в 35 верстах от обители преподобного Сергия Радонежского, в бывшем княжестве Переяславля-Залесского, в волости Кинельской, при маленькой речке Махре. Здесь он водрузил крест, соорудил убогую келью и стал возделывать землю. Спустя время, стали стекаться сюда окрестные жители, нуждавшиеся в духовном совете и благословении. Вняв неотступным просьбам, преподобный позволил поселиться рядом тем, кто желал разделить с ним труды и скорби пустынного жития. А вскоре (не позднее 1358 г.) святитель Московский благословил грамотой освящение церкви во имя Святой Живоначальной Троицы и учреждение при ней иноческой обители, самого же Стефана рукоположил во иеромонаха и поставил игуменом собранной братии. От великого князя Иоанна преподобный Стефан получил дарственную грамоту на пользование землей и значительные пожертвования на строительство монастыря.

Беседа с Иоанном Кротким Преподобный Стефан
воздвигает крест
Приход ученика Григория

лизость расположения двух монастырей и духовная дружба тесно связывали преподобного Стефана и игумена Земли Русской преподобного Сергия. Они посещали друг друга, имели всякий раз между собой добрые и продолжительные беседы, взаимно утешавшие их в земных скорбях. Однажды, терпя скорби от братии, преподобный Сергий покинул родную обитель и пришел в Махрищскую пустынь. В ожидании его Махрищский игумен благословил ударить в било и со всею братиею вышел к нему навстречу. Поклонившись взаимно до земли, подвижники просили друг у друга благословения, не желая по великому смирению принять на себя первенства. Едва был умолен преподобный Сергий как гость благословить Стефана и братию, после чего преподобные вошли в церковь и, по совершении молебного пения, долго беседовали о спасении души. Несколько дней пробыл преподобный Сергий в Махрищском монастыре, после чего с иноком этой обители Симоном, хорошо знавшим окрестные места, отправился далее в путь и в живописной местности на крутом берегу реки Киржач по благословению митрополита Алексия основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором и прожил около трех лет. Сам преподобный Стефан проводил своего друга за три версты от монастыря. У источника, на том месте, где они расстались, позднее была поставлена часовня, к которой ежегодно до революции совершался крестный ход из Махрищской приходской церкви во имя преподобного Сергия.

Преподобный Стефан Встреча преподобных
Стефана и Сергия
Преподобный Сергий

Немало скорбей пришлось претерпеть и преподобному Стефану в деле устроения монастырской жизни. Крестьяне деревни Юрцово воздвигли гонение на преподобного, боясь, что он овладеет их землями. Не внимая кротким увещеваниям Стефана, они грозились убить его, если он не уйдет из Махрищской пустыни. «Бог вас простит, чада», - смиренно ответил святой, - «не вы это злобствуете, но лукавый диавол!» С этими словами преподобный покинул обитель, поручив управление ею священноиноку Илии. Тайно ночью с учеником своим Григорием он вышел из монастыря, отправившись на север, где в 60-ти верстах от древнего города Вологды, в удельном княжестве Авнежском, близ реки Сухоны, (около 1370 г.) основал Троицкую Авнежскую пустынь. Шедрым жертвователем новой обители стал богатый местный землевладелец Константин Димитриевич, впоследствии постриженный преподобным Стефаном в монашество с именем Кассиан. Первые насельники Авнежского монастыря – Григорий и его ученик Кассиан были умерщвлены татарами в 1392 году во время нашествия татарского князя Бехтута, посланного Тохтамышем в северную Русь. Мощи преподобномучеников, открытые в 1524 году, почивали в приходском храме упраздненного монастыря.

Уход преподобного
Стефана из
Махры
Основание
Авнежского
монастыря

Далеко разнеслась слава о новоустроенной обители и достигла великого князя Димитрия Донского, повелевшего преподобному Стефану прибыть в Москву и пожаловавшему обоим его монастырям земельные и лесные угодия и озера. Житие упоминает и о том, что великий князь много раз призывал преподобного для духовных бесед, а последняя их беседа продолжалась столь долго, что многие из вельмож дивились такому почитанию князем Махрищского игумена.

Известный во многих московских княжеских домах подвижник, преподобный Стефан не отказывал в беседах и наставлениях тем, кто приходил к нему с верою. Промыслом Божиим было устроено так, чтобы в некоем человеке по имени Косьма, ищущем духовного совета, опытный старец прозрел будущего великого подвижника и угодника Кирилла Белозерского. Воспитанник и сродник великокняжеского окольничьего Тимофея Васильевича , Косьма был казначеем его имения, но с юных лет имел тайное желание удалиться в монастырь. Косьме было уже около сорока лет, когда (около 1380 года) в Москву прибыл преподобный Стефан. Узнав об этом, Косьма искал встречи с ним и со слезами просил игумена Махрищского постричь его в монахи, вопреки воле Тимофея Васильевича. Преподобный Стефан облек его в иноческие одежды (в рясофор) без произнесения подобающих обетов, но нарек ему новое имя – Кирилл, а непреклонному опекуну представил дело так, будто бы Косьма уже пострижен в монахи. Гнев окольничьего был страшен, видимо, он даже не побоялся оскорбить преподобного, и только богобоязненная жена его Ирина смягчила суровость Тимофея Васильевича. Опомнившись, тот вернул Стефана, примирился с ним и, уступив его просьбе, позволил Косьме удалиться в святую обитель.

Стефан же поручил Кирилла архимандриту московского Симонова монастыря Феодору, племяннику и ученику преподобного Сергия Радонежского, который и совершил его монашеский постриг.

По повелению великого князя Димитрия из Москвы преподобный вернулся в Махрищскую пустынь, где игуменствовал уже до конца дней своих. Жил же он, по свидетельству жития, «сколько строгий к себе, столько снисходительный к другим, он не гневался на проступки других и трудился для обители более прочих; усердно наставлял братию путям спасения, но говорил наставления кротко и тихо. Одежда на нем была самая худая - в заплатах и грубая. Обитель его, по его молитвам и трудам, пришла в цветущее состояние; - братия ревновала о благочестии, многие из мирян приходили для молитвы и выслушать совет блаженного игумена» .

Достигнув глубокой старости, предчувствуя приближение своей кончины, преподобный дал последнее наставление братии, поручая управление обителью священноиноку Илии. Облекшись в великую схиму, 14 июля (н.с. 27 июля) 1406 г. преподобный Стефан предал дух Господу. Погребли его у стены срубленного им храма. Благоухание, исходившее от тела преподобного, уверило осиротевшую братию в святости их игумена, укрепив в ней ревность и стремление жить по заветам отошедшего в вечность старца: хранить страх Божий, нести неустанный монашеский подвиг, помнить час смертный, иметь нелицемерную любовь в общежитии и всецелое отречение от мира.

осле преставления преподобного Стефана основанная им обитель переживала разные времена. Были в ее истории и периоды упадка, и периоды расцвета. Но всегда на этом святом месте ощущались присутствие и благодатная помощь стяжавшего дерзновение ко Святой Троице игумена Махрищского преподобного Стефана.

Первые преемники святого Стефана – игумены Илия и Николай – строго соблюдали заветы преподобного, а день его праведной кончины, по установленному обычаю, освящался сугубой молитвой.

Преставление преподобного
Стефана

Однако последующие настоятели не соблюдали во всей строгости устав, введенный Стефаном, при них не столь ревностным стало и почитание памяти первоначальника обители. В конце XV века в монастыре случился сильный пожар, уничтоживший храм, трапезную и келии. Но и в эти годы люди приходили поклониться могилке преподобного старца, над которой, по преданию, выросли из одного корня три березки, сомкнувшиеся и сросшиеся кронами. Этот зеленый шатер, раскинувшийся над местом упокоения праведника, явился как бы прообразом того Троицкого храма, который, спустя время, был возведен на этом месте. Сохранилось предание, относящееся к первой трети XVI века, о столетнем старце Германе, дни и ночи проводившем в молитве и удостоенном дивного видения. Однажды ночью, выйдя из своей кельи, старец увидел на могиле преподобного Стефана горящий огонь, который озарял своим светом всю обитель. Изумленный старец поспешил разбудить игумена, а тот, собрав братию в церкви, совершил молебное пение святой Живоначальной Троице. Вскоре посетил обитель игумен Троице-Сергиева монастыря Сахарусов, его повелением над местом погребения преподобного Стефана была поставлена гробница, покрытая пеленой, а на ней большая свеча.

Святитель Варлаам, ставший игуменом монастыря в 1557 году, с особым усердием собрал все сведения о жизни святого первоначальника обители и преподнес свой труд митрополиту Московскому Макарию. По благословению святителя иеромонах Данилова монастыря составил службу и житие преподобному Стефану, а царь Иоанн Васильевич Грозный пожертвовал средства на строительство каменного храма в честь Святой Живоначальной Троицы. При этом строительстве чудесным образом были обретены мощи святого. Когда был открыт гроб, поверх мощей обнаружили черный кожаный пояс с изображением двунадесятых праздников, подобные пояса носили монахи Киево-Печерского монастыря. Пояс этот был вложен в серебряный с позолотой крест, от которого многие стали получать исцеления.

Над мощами преподобного Стефана была сооружена каменная церковь в его честь, ставшая северным приделом нового Троицкого храма. Придел был освящен в 1558 году в присутствии самого государя Иоанна Грозного и царицы Анастасии, пожертвовавшей облачения на престол, пелены к иконам и покров на раку преподобного.

Рака над мощами преподобного
Стефана, XVI век

Множество исцелений совершалось у гроба преподобного Стефана: бесноватые, расслабленные, немые, сами приходившие или приводимые в монастырь родными, получали благодатную помощь. Некоторые из чудесно исцеленных навсегда оставались в обители или ежегодно приходили сюда на поклонение святому.

В 1997 году над местом упокоения преподобного Стефана был восстановлен храм в его честь, разрушенный в 1942 году, а над почивающими под спудом мощами поставлена рака. Память святого преподобного Стефана Махрищского и всея России чудотворца совершается 14/27 июля.

Святый преподобный Стефан, игумен Махрищский. М., 1894. С. 7.