СКР типа «Ураган»
Проект разработки 1938-1939 гг., к июню 1941 года всего заложено 14 кораблей, но в связи с началом ВОВ , заказы на 8 кораблей были аннулированы. Головной корабль «Ястреб» вступил в строй 23.2.1945 года, остальные 5 кораблей были достроены после войны по откорректированному проекту «29К» (усилено зенитное вооружение, установлены РЛС и ГЛС).
ТТХ: Водоизмещение стандартное 916,7 т, нормальное 1091 т, полное 1266,2 т; длина 85,74 м, ширина 8,4 м, осадка 2,89 м. Мощность ТЗА 2x13 000 л. с.; скорость полного хода 31,3 уз., экономическая 15,5 уз.; дальность плавания 2160 миль. Вооружение: 3×1 100-мм АУ Б-34, 4×1 37-мм автомата 70-К, 3x2 12,7-мм пул. ДШК, 2 бомбосбрасывателя, 24 якорные мины. Экипаж 174 человека.
- «Ястреб» ††1956
- «Орёл» ††1958
- «Коршун» ††1958
- «Зоркий» ††1956
- «Альбатрос» ††1956
- «Буревестник» ††1956
Проект 42 («Ястреб»)
Строились в 1949-1953 годах. Всего было построено 8 единиц.
Проект разработки 1947 - 1949 гг. По сравнению с проектом 29 - новый корабль имел большие размерения, цельносварной гладкопалубный корпус, повышенную мореходность, усиленное вооружение. Однако, правительственная комиссия сочла водоизмещение неприемлемо большим, и от крупносерийной постройки кораблей проекта 42 отказалась.
ТТХ: Водоизмещение стандартное 1339 т, нормальное 1509 т, полное 1679 т; длина 96,1 м, ширина 11 м, осадка 3,96 м. Мощность ТЗА 2x13910л. с.; скорость полного хода 29,65 уз., экономическая 13,7уз.; дальность плавания 2810 миль. Вооружение: 4×1 100-мм АУ Б-34У-СМ, 2×2 37-мм АУ В-11М, 1×3 533-мм ТА, 2×16 РБУ-2500 (128 РГБ-25), 4 БМБ-1, 2 бомбосбрасывателя. Экипаж 211 человек.
- «Сокол» ††1961, вторично в 1971 году.
- «Беркут» ††1965
- «Кондор» ††1970
- «Гриф» ††1961, вторично в 1977 году.
- «Кречет» ††1956, вторично в 1977 году.
- «Орлан» ††1960, вторично в 1976 году.
- «Лев» ††1961, вторично в 1971 году.
- «Тигр» ††1961, вторично в 1974 году.
Проект 50
Строились в 1952-1958 годах. Всего было построено 68 единиц.
Проект разрабатывался, в качестве альтернативного проекту 42. Уменьшение водоизмещения обеспечивалось применением линейной схемы ГЭУ (вместо эшелонной) и сокращением количества 100-мм АУ до трёх… Ходовые качества и мореходность оказались весьма хорошими. При модернизации в 1959-1960 гг., все корабли проекта 50 оснастили трёхтрубными ТА и двумя бомбометами РБУ-2500. Помимо 68 ед. СКР советской постройки, 4 корабля были построены по лицензии СССР, в КНР.
ТТХ: Водоизмещение стандартное 1050 т, нормальное 1116 т, полное 1182 т, наибольшее 1337 т; длина 90,9 м, ширина 10,2 м, осадка 2,9 м. Мощность ПТУ 2x10015 л. с.; скорость полного хода 29 уз., экономическая 15,1 уз.; дальность плавания 2200 миль. Вооружение: 3×1 100-мм АУБ-34УСМ-А и 2×2 37-мм АУВ-11М, 1×2 533-мм ТА, 1×6 РБУ-200 и 4×1 БМБ-1, до 26 якорных мин. Экипаж 168 человек.
Проект 159, 159-А, 159-АЭ, 159-М
Строились в 1958-1976 годах. Всего было построено 45 единиц, которые были построены на следующих судостроительных заводах:
- ССЗ № 340 «Красный металлист» , («Им. А. М. Горького», г. Зеленодольск, Татарской АССР);
- ССЗ № 638 (368) («Им. С. М. Кирова», г. Хабаровск).
По проекту 159, строились в качестве малых противолодочных кораблей (МПК), по водоизмещению приблизились к СКР проекта 50. Состав артиллерийского и противолодочного вооружения - почти аналогичен ВПК проекта 61. Применена комбинированная, дизель-газотурбинная (ДГТУ)ГЭУ (дизели работают на средний вал, ГТУ- на бортовые).
По усовершенствованному проекту 159-А, строились 29 кораблей завершающей серии: РБУ-2500 заменены на более мощные РБУ-6ООО, установлен второй ТА, модернизированы системы РЛС.
По проекту 159-АЭ, строились экспортные корабли, которые имели аналогичный состав вооружения, но с бомбометами РБУ-2500.
ТТХ: Водоизмещение стандартное 938 т, полное 1077 т; длина 82,3 м, ширина 9,2 м, осадка 2,85 м. Мощность ДГТУ 2x15000 и 1x6000 л.с.; скорость полного хода 33 уз., экономическая 14 уз.; дальность плавания 2000 миль. Вооружение: 2×2 76-мм АУ АК-726, 1(2)×5 400-мм ТА, 4×16 РБУ-2500 (РБУ-6000). Экипаж 168 человек.
- СКР-1 ††1987
- СКР-38 ††1990
- СКР-17 ††1990
- СКР-9 ††1990
- СКР-22 ††1991
- СКР-333 ††1990
- СКР-34 ††1991
- СКР-29 ††1991
- СКР-103 ††1991
- СКР-18 ††1989
- СКР-41 ††1987
- СКР-11 ††1991
- СКР-43 ††1989
- СКР-3 ††1990
- СКР-46 ††1989
- СКР-23 ††1989
- СКР-78 ††1990
- СКР-21 ††1991
- СКР-36 ††1989
- СКР-92 ††1991
- СКР-92 ††1991
- СКР-120 ††1991
- СКР-128 ††1991
- СКР-47 ††1992
- СКР-26 ††1993
- СКР-33 ††1995
- СКР-27 ††1992
- СКР-40 ††1994
- СКР-16 ††1992
- СКР-106 ††1993
- СКР-110 ††1994
- СКР-112 ††1993
- СКР-87 ††1992
- СКР-123 ††1992
- СКР-126 ††1992
- СКР-133 ††1994
- СКР-138 ††1994
Проект 35
Всего было построено 18 единиц. Строились в 1961-1968 годах.
- СКР-7 ††1987
- СКР-20 ††1989
- СКР-32 ††1989
- СКР-39 ††1990
- СКР-86 ††1990
- СКР-49 ††1990
- СКР-53 ††1990
- СКР-24 ††1990
- СКР-83 ††1991
- СКР-48 ††1990
- СКР-35 ††1990
- СКР-6 ††1990
- СКР-13 ††1991
- СКР-90 ††1990
- СКР-117 ††1990
- СКР-84 ††1992
- СКР-12 ††1992
- СКР-19 ††1992
Проект 1135 («Буревестник»)
Всего был построен 21 корабль проекта.
- «Бдительный» ††1996
- «Достойный» ††1993
- «Бодрый» ††1997
- «Свирепый» ††1993
- «Сильный» ††1994
- «Доблестный» ††1992
- «Сторожевой» ††2002
- «Разумный» ††1998
- «Разящий» ††1992
- «Дружный» ††1999. С 2003 года находится на хранении у стенки СМП в Москве
- «Деятельный» ††1995
- «Жаркий» ††2002
- «Ретивый» ††1995
- «Ленинградский комсомолец» «Лёгкий» с 1992; ††2003
- «Беззаветный» ††2001
- «Летучий» ††2005
- «Пылкий»
- «Задорный» ††2005
- «Безукоризненный» ††1997
- «Порывистый» ††1994
Проект 1135М
Всего построено 11 единиц. Строились в 1973-1981 годах.
- «Резвый» ††2001
- «Резкий» ††1995
- «Разительный» ††1997
- «Грозящий» ††1995
- «Неукротимый» ††2009
- «Громкий» ††1998
- «Бессменный» ††1998
- «Горделивый» ††1994
- «Рьяный» ††1997
- «Ревностный» ††2003
- «Пытливый»
Проект 1135.1 («Нерей»)
Пограничный сторожевой корабль (ПСКР), спроектирован на базе СКР пр.1135. Строились в 1981-1990 годах. Всего построено 8 единиц, в том числе 7 ед. введено в состав Морских частей Пограничных Войск КГБ СССР (затем РФ). Ещё один корабль («Гетман Сагайдачный », бывший "Киров") входит в состав ВМС Украины .
- «Менжинский» ††2000
- «Дзержинский» в составе БО ФПС России
- «Орёл» в составе БО ФПС России
- «Псков» ††2003
- «Имени 70-летия погранвойск» ††2000
- «Кедров» ††2003
- «Воровский» в составе БО ФПС России
Проект 1154
Строились в 1987-2009 годах. Всего построено 2 единицы.
- «Неустрашимый» в составе ВМФ РФ.
- «Ярослав Мудрый» в составе ВМФ РФ.
- «Туман» достраивается.
Проект 11540 («Ястреб»)
По своим ТТХ аналогичен фрегатам морской зоны.
Проект 11661 типа «Гепард»
Официально отнесен к классу «Фрегат».
Проект 11661К
Построено 2 единицы.
- «Татарстан» в составе ВМФ РФ.
- «Дагестан» в составе ВМФ РФ.
Проект 12441 («Гром»)
Достраивается как учебный сторожевик.
Проект 20380 («Стерегущий»), экспортный вариант - («Тигр»)
Официально классифицирован как «Корвет». Построена 3 единицы, ведётся строительство ещё 2.
ТТД:
Водоизмещение: 3200 т.
Размеры: длина - 123 м, ширина - 14,2 м, осадка - 4,28 м.
Скорость хода максимальная: 32,2 узла.
Дальность плавания: 5000 миль при 14 узлах.
Силовая установка: 2 ГТУ по 18000 л.с. (форсажный режим, маршевый - по 6000 л.с.), 2 винта фиксированного шага
Вооружение: УРПК-5 "Раструб" (4 ПУ), 2х2 76,2-мм артустановки АК-726, 2х2 ПУ ЗРК "Оса-МА-2" (40 ракет 9M-33), 2х4 533-мм торпедных аппарата, 2х12 реактивных бомбомета РБУ-6000
Экипаж: 197 чел.
История корабля:
Сторожевой корабль пр.1135
Первый в серии сторожевой корабль пр.1135 вошел в состав отечественного ВМФ в декабре 1970 года. Новый корабль по сравнению с его предшественниками имел более высокие мореходные качества. Он имел втрое большее водоизмещение, вооружение также было мощнее, что придавало ему более высокую боевую устойчивость при действии в морской зоне.
Проект 1135 "Буревестник" возник как бы на перекрестке двух направлений в эволюции противолодочных кораблей нашего флота - малых (проекты 159 и 35) и больших (проект 61). В то время Советский ВМФ выходил в мировой океан, и его главной задачей считалась борьба с атомными подводными лодками потенциального противника. Именно тогда были созданы первые противолодочные корабли океанской зоны - крейсера-вертолетоносцы, БПК 1 ранга и БПК 2 ранга. Но их высокая стоимость вынудила руководство флотом дополнить арсенал противолодочных сил меньшими по водоизмещению и менее дорогостоящими кораблями ближней зоны, способными при этом действовать и в удаленных районах океана.
Первоначально разработку будущего корабля поручили Зеленодольскому КБ (в то время - ЦКБ-340). Тем временем промышленность приступила к разработке новых средств противолодочной борьбы - ракетоторпедного комплекса "Метель" и весьма совершенных для своего времени гидроакустических станций "Вега" и "Титан". Сочетание подкильной и буксируемой ГАС обещало увеличить дальность обнаружения ПЛ в три раза и устойчиво держать контакт с подводной целью на дистанциях до 100 кбт. Все это выводило будущий сторожевой корабль на качественно иной уровень, но одновременно влекло за собой значительный рост водоизмещения. А поскольку ЦКБ-340 традиционно специализировалось на создании малых боевых кораблей, разработку проекта передали в Ленинград, в ЦКБ-53 (впоследствии Северное ПКБ). Главным конструктором был назначен Н.П. Соболев, главным наблюдающим от ВМФ - И.М. Стецюра. Общее руководство осуществлял начальник ЦКБ-53 В.Е. Юхнин.
Тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку проекта 1135 было выдано флотом в 1964 году. Основное назначение сторожевого корабля - "длительное патрулирование с целью поиска и уничтожения подводных лодок противника и охранение кораблей и судов на переходе морем". Первоначально ТТЗ предусматривало следующий состав вооружения: один ПЛРК, один пятитрубный 533-мм ТА для противолодочных торпед, два РБУ-6000, один ЗРК "Оса" и две спаренные 76-мм артиллерийские установки. В качестве основного средства обнаружения ПЛ предполагалась ГАС "Титан". Водоизмещение ограничивалось величиной в 2100 т, но после окончательного утверждения в качестве ПЛРК комплекса "Метель" его пришлось увеличить до 3200 т. Это, в свою очередь, позволило разместить два ТА и два ЗРК "Оса", а также дополнить гидроакустические средства буксируемой ГАС "Вега". Кроме того, уже на стадии проектирования оговаривалась возможность замены 76-мм артиллерии на 100-мм.
Впервые на кораблях данного класса предполагалось разместить автоматизированный боевой информационный пост (БИП), прообраз будущих боевых информационно-управляющих систем (БИУС); на головном корабле даже был открыт штат офицера-вычислителя. В целом же корабль и по размерам, и по возможностям настолько перерос своих "одноклассников", что его уже на стадии проектирования переклассифицировали в БПК. Вновь в класс СКР корабли проекта 1135 вернули лишь в июне 1977 года.
По архитектуре корпус корабля проекта 1135 выделялся удлиненным полубаком, округлыми обводами, клиперским форштевнем, большим развалом шпангоутов в носовой оконечности, плоской низкой кормой и строительным дифферентом на нос. Набор корпуса смешанный, отношение длины к ширине - 8,6. Характерная особенность обводов - малые углы заострения ватерлиний. Корпус - из стали марки МК-35; 13 стальных переборок делят его на 14 водонепроницаемых отсеков. По расчетам, корабль должен был оставаться на плаву при затоплении трех смежных или пяти несмежных отсеков. Палубные надстройки и внутренние переборки помещений изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61.
Служебные и жилые помещения находятся на главной палубе под полубаком. Здесь расположены каюты офицеров и мичманов, камбуз и матросская столовая. По главной палубе проходит сквозной коридор от юта в нос, раздваиваясь вокруг шахт ЗРК. В кормовой части находится помещение БУГАС "Вега" с оригинальным подъемно-опускным устройством ПОУКБ-1. Эта разработка Зеленодольского ПКБ обеспечивает открытие и закрытие транцевой крышки, погружение в воду, буксировку, подъем и установку на штатное место тела буксируемой ГАС на ходу корабля не менее 9 узлов.
Диаметр циркуляции корабля - 4,3 кбт за 130 с на скорости 32 узла. Рысканье - не более 2°. Инерция с полного хода до остановки - 1940 м за 524 с. Начальная поперечная метацентрическая высота составляет 1,4 м. Наибольший кренящий момент - 85°, запас плавучести - 6450 т. Угол заката статической диаграммы остойчивости - 80°.
Мореходность "одиннадцать-тридцать пятого" заслуживает высокой оценки. Корабль хорошо всходит на волну; заливаемость и забрызгиваемость на всех скоростях практически отсутствует. Небольшая забрызгиваемость кормовой части палубы наблюдается лишь при скоростях более 24 узлов и на циркуляции при курсовом угле 90° к волне. Мореходные качества обеспечивают использование всех видов оружия на всех скоростях при состоянии моря до четырех баллов без успокоителей качки и более пяти баллов с их включением.
Газотурбинная энергетическая установка СКР проекта 1135 включает в себя два агрегата М7К, каждый из которых состоит из одной маршевой газовой турбины ДО63 и одной форсажной ДК59. Маршевые двигатели мощностью по 6000 л.с. монтируются на подвесных платформах. Форсажные мощностью по 18 000 л.с. подключаются на валопроводы через шинно-пневматические муфты. Все турбины имеют газовый реверс. Новшеством стала маршевая редукторная приставка, позволяющая работать на оба вала как обоим маршевым двигателям, так и каждому двигателю в отдельности. Это улучшило экономичность ГЭУ на 25%.
Время пуска турбин из холодного состояния - не более трех минут. Полный запас топлива - 450-550 т., расход топлива на одну милю на технико-экономическом ходу (14 узлов) - 100 кг, на оперативно-экономическом (17 уз.) - 143 кг, на полном (32,2 узла) - 390 кг. В среднем суточный расход топлива в походе - около 25 т. Дальность плавания полным ходом - 1290 миль, оперативно-экономическим - 3550 миль, технико-экономическим - 5000 миль.
Гребные винты - четырехлопастные, малошумные, переменного шага, с обтекателем. Вес каждого 7650 кг, диаметр 3,5 м. Число оборотов гребного вала - 320 об/мин.
При проектировании особое внимание уделялось снижению физических полей корабля и уровня помех работе ГАС. Были рименены двухкаскадная амортизация главных механизмов, вибродемпфирующие покрытия, установлена система пузырькового облака "Пелена". В результате СКР проекта 1135 имели для своего времени очень низкий уровень акустического поля и были самыми малошумными надводными кораблями советского ВМФ.
Главное оружие СКР проекта 1135 - противолодочный управляемый ракетный комплекс УРПК-4 "Метель" с автономной системой управления "Муссон". Комплекс состоит из твердотопливной телеуправляемой ракеты 85Р с боевой частью - самонаводящейся противолодочной торпедой, пусковых установок, корабельной системы наведения и предстартовой автоматики.
Пусковые установки КТ-106 имеют четыре контейнера и наводятся в горизонтальной плоскости, что позволяет производить атаку без дополнительного маневрирования. Стрельба УРПК-4 производится двухракетными залпами или одиночными ракетоторпедами поданным собственных ГАС и внешних источников целеуказания - кораблей, вертолетов или гидроакустических буев на дальностях от 6 до 50 км. Система управления позволяет корректировать траекторию полета ракеты в зависимости от изменения текущего акустического пеленга на цель.
В качестве боевой части ракеты 85Р используется самонаводящаяся торпеда АТ-2УМ. По команде корабельной системы управления торпеда в расчетной точке нахождения ПЛ отделяется от ракеты и приводняется на парашюте, затем заглубляется, проводит циркуляционный поиск системой самонаведения и поражает цель. Глубина погружения торпеды АТ-2УМ - 400 м. Скорость в режиме поиска - 23 узла, в режиме наведения - 40 узлов. Дальность хода - 8 км. Радиус реагирования активно-пассивной системы самонаведения торпеды - 1000 м, масса заряда ВВ - 100 кг.
Дальнейшим развитием УРПК-4 стал комплекс УРПК-5 "Раструб" с ракетоторпедой 85РУ, способной поражать не только подводные, но и надводные цели (так попытались скомпенсировать отсутствие противокорабельных ракет). При этом целеуказание может поступать со всех радиолокационных станций корабля. Боевая часть ракетоторпеды - торпеда УМГТ - по сравнению с АТ-2УМ имеет большие скорость хода и радиус реагирования системы самонаведения.
В дополнение к комплексу УРПК корабли пр.1135 получили по две реактивные бомбометные установки РБУ-6000 "Смерч-2".
Корабль оснащен двумя ЗРК "Оса-М". Зенитные ракетные комплексы малой дальности "Оса" для сухопутной армии и «Оса-М» для ВМФ создавались по единому ТТЗ и без существенных различий. Обе модификации ЗРК используют одну и ту же ракету 9М33. В состав комплекса, помимо пусковой установки, входят средства сопровождения целей, визирования ракет и подачи команд, а также РЛС обнаружения. Дальность обнаружения цели, летящей на высоте 3,5 - 4 км, составляет около 25 км, на больших высотах - до 50 км. Возможен прием целеуказания и от корабельной РЛС воздушного наблюдения. Координаты опознанной цели поступают в систему сопровождения для наведения антенного поста по пеленгу и допоиску по углу места. Совмещение режимов обнаружения и захвата сокращает время реакции комплекса на 6 - 8 с.
После пуска первой ракеты происходит поворот барабана, обеспечивающий выход на линию заряжания очередной ракеты, а после пуска второй пусковые балки автоматически становятся вертикально, поворачиваются к ближайшей паре барабанов, и подъемная часть ПУ опускается за очередной парой ракет. Время перезаряжания установки - 16 - 21 с, скорострельность - 2 выстр./мин по воздушным целям, 2,8 - по надводным.
В 1973 году на вооружение поступил усовершенствованный вариант ЗРК "Оса-М2", а в 1979-м - "Оса-МА". У последнего минимальная высота поражения уменьшилась с 60 до 25 м. В первой половине 80-х годов комплексы прошли модернизацию с целью повышения эффективности борьбы с низколетящими противокорабельными ракетами. Модернизированный ЗРК "Оса-МА-2" мог поражать цели на высотах от 5 м.
Артиллерийское вооружение СКР проекта 1135 - арткомплекс АК-726-МР-105, состоящий из двух 76,2-мм спаренных автоматизированных артустановок АК-726. Начиная с 22-го корабля серии вместо комплекса АК-726-МР-105 устанавливался АК-100-МР-145 из двух 100-мм одноорудийных артиллерийских установок АК-100.
На всех СКР установлено по два 533-мм четырехтрубных торпедных аппарата ЧТА-53-1135. Типы используемых торпед - СЭТ-65 или 53-65К. В кормовой части палубы имеются минные рельсы, на которые можно принять 16 мин ИГДМ-500, 12 КСМ или 14 КРАБ.
Говоря о сторожевиках пр.1135, их командиры проявляют редкое единодушие в положительной оценке этих кораблей. Все отмечают высокую надежность, управляемость, мореходность, хорошие бытовые условия. Минимальные отличия между серийными кораблями свидетельствуют об оптимальности конструкции. "Одиннадцать-тридцать пятый", безусловно, являлся образцом самой передовой техники своего времени. Перечень примененных на нем новшеств поистине впечатляющ: оригинальная газотурбинная энергоустановка, маршевая редукторная приставка, подкильная и буксируемая ГАС, перспективный ЗРК, "длинная рука" для охоты за вражескими атомными субмаринами - ПЛРК "Метель" и многое другое.
Сторожевой корабль "Ладный" был зачислен в списки кораблей 17.02.1978 г. и 25.05.1979 г. заложен на стапеле ССЗ “Залив” в Керчи (заводской номер №16). Спущен на воду 07.05.1980 г., вступил в строй 29.12.1980 г. и 25.02.1981 включен в состав КЧФ.
07.08 - 10.08.1981 нанес визит в Варну (Болгария);
18.06 - 22.06.1996 -в Пирей (Греция).
В 1991 и 1993 гг. завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ), а в 1994 г. - приз ГК ВМФ по артподготовке (в составе КУГ).
В 1994 г. участвовал в совместных учениях с кораблями ВМС стран НАТО, а 08.05.1995 г. - в международном морском параде в С.-Петербурге, посвященном 50-летию Победы в Великой Отечественной войне.
27.07.1997 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.
СКР "Ладный" в 2005-2006 году прошел плановый ремонт в Туапсе.
В августе 2008 г. корабль принимал участие в совместной со странами НАТО антитеррористической операции "Активные усилия", осуществляя контроль над судоходством в районе Суэцкого канала.
07.08.2009 г. в составе группы кораблей Черноморского флота "Ладный" вышел из Севастополя для осуществления межфлотского перехода по маршруту Севастополь-Балтийск для участия в учениях "Запад-2009". Однако по приказу командования он был задействован в поисково-спасательной операции по обнаружению пропавшего сухогруза "Arctic Sea" с российским экипажем, бесследно исчезнувшего в районе побережья Португалии на пути в Гибралтар. 16.08.2009 г. сторожевой корабль "Ладный" обнаружил сухогруз в 300 милях от Островов Зеленого мыса, высадив на него досмотровую группу. По данным следствия, "Arctic Sea" был захвачен восемью гражданами Эстонии, Латвии и России.
В период с по 16.08.2010 г. по 17.09.2010 г. корабль находился в Средиземном море, принял участие в совместном российско-итальянском учении "Иониекс-2010"; так же совершил деловые заходы в порты Греции, Франции, Ливии и Италии.
В период с 04.12.2011 г. по 15.01.2012 г. "Ладный" выполнял задачи в составе корабельной авианосной группы ВМФ России в Средиземном море, посетив с деловыми заходами порты Франции, Мальты, Испании и Сирии. За время похода корабль прошел около 6000 морских миль.
В период с 06.02.2015 г. по 26.05.2015 г. корабль действовал в составе постоянного соединения Военно-Морского Флота России в Средиземном море.
В настоящее время находится в составе 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота РФ и интенсивно используется в боевых службах.
Командиры корабля в разное время:
- капитан 2 ранга Андрей Дмитриев;
- капитан 2 ранга Александр Шварц;
- капитан 2 ранга Олег Князев.
Оригинал записи и комментарии на
И для охраны морской границы . Как самостоятельный класс, корабли противолодочной обороны были введены в 1-ю мировую войну , в связи с тем, что подводные лодки, которые первоначально предполагалось использовать в ограниченных целях вблизи баз, с первых дней войны показали свои высокие тактические качества и боевую эффективность. Впервые возникла острая потребность в менее крупных и менее дорогостоящих, по сравнению с эсминцами , кораблях, способных противостоять подводному противнику. Потребовался специальный корабль, способный вести поиск подводных лодок, конвоировать транспорты, нести дозорную службу вблизи военно-морских баз. Эти задачи могли успешно решать эсминцы, но их явно не хватало количественно. Обладая значительной огневой мощью, эсминцы привлекались, в основном для других боевых задач, сектор которых чрезвычайно расширился.
Англия, первой была вынуждена начать интенсивный поиск сил и средств для борьбы с германскими подводными лодками, вырабатывать тактику противолодочной борьбы, совершенствовать противолодочное оружие и средства. Таким образом, впервые в мире, первые противолодочные корабли появились в британском флоте , в ходе 1-й мировой войны, в связи с активными действиями германских подводных лодок. Тогда в Англии приступили к постройке патрульных кораблей - «Пи-ботс», с носовым стальным бивнем (водоизмещением 573 тонн, скорость полного хода - 22 узлов, одно 100-мм орудие, два 2-фунт. орудия, две торпедные трубы, глубинные бомбы).
Для американского флота, по примеру англичан, в срочном порядке, заложили около 60-ти единиц кораблей, аналогичных СКР - типа «Игл».
В середине 1930-х годов, для морских пограничных сил СССР был введён новый подкласс сторожевых кораблей - «Пограничный сторожевой корабль» (ПСКР) или «Малый сторожевой корабль».
Для противолодочной обороны баз ВМС СССР, были спроектированы и построены ПСКР типа «Рубин» (Проект 43), несколько меньших размеров по сравнению с типом «Ураган», с дизельной энергетической установкой (водоизмещение примерно 500 т, скорость 15 уз; вооружение: 1×102-мм; 2×37-мм зенитных автомата; противолодочное вооружение). Однотипный СКР «Бриллиант»: заложен в 1934 году; построен и введён в строй в 1937 году; водоизмещение 580 т; размерения: 62×7,2×2,6 м; 2200 л.с; максимальная скорость - 17,2 уз; дальность плавания (экономической скоростью) - 3500 миль; вооружение: 1×102-мм, 2×45-мм, 1×37-мм, 2×12,7-мм, 2-бомбомёта; до 31-мины, экипаж- 61 чел.
В 1935 году, для обеспечения морской пограничной охраны НКВД СССР , Дальневосточного пограничного округа, были введены в строй СКР типа «Киров». Всего два корабля этого типа, по советскому заказу, были построены в Италии (заложены и спущены на воду в 1934 году; водоизмещение нормальное - 1025 т; размерения: 80×8,3×3,75 м; мощность ГЭУ - 4500 л.с; скорость - 18,5 уз; дальность плавания - 6000 миль; вооружение: 3×102-мм, 4×45-мм, 3×12,7-мм, 3×7,62-мм, 24-мины, глубинные бомбы (10-больших и 35-малых), в процессе службы, вооружение модернизировалось.
В 1937 году, для службы в арктических широтах, в СССР был спроектирован ПСКР типа «Пурга» (Проект 52), корпус ледокольного типа. Головной корабль был заложен на Ленинградском заводе «Судомех» 17.12.1938 года, спущен на воду - 24.04.1941 года.
Накануне Второй мировой войны в ВМС Великобритании были введены новые классы кораблей охранения: «Эскортный эсминец», «Фрегат » и «Корвет », которые значительно отличаясь по своим тактико-техническим элементам (ТТЭ), имели общее основное назначение. Поэтому, в системе классификации ВМС СССР, эти корабли были условно отнесены к классу СКР, предназначенных для сопровождения конвоев в прибрежных водах, противовоздушной и противолодочной обороны.
Во время 2-й мировой войны, «Сторожевики» находились в составе всех флотов. Их боевая деятельность наиболее ярко проявилась в Заполярье, где кроме «настоящих» СКР активно использовались мобилизованные рыболовные траулеры (РТ), ледоколы и суда других гражданских ведомств, на которые устанавливалось лёгкое вооружение. Кроме того, численность СКР пополнили пограничные корабли (ПСК).
Вторая мировая война подтвердила ценность СКР в составе флотов. Эти корабли, с первого до последнего дня, несли боевую службу: охота и уничтожение подводных лодок; постановка мин заграждения; высадка десантов; доставка продовольствия, боеприпасов, горючего в осаждённые города, эвакуация раненных и гражданского населения, набеги на ближайшие коммуникации противника, экскортирование транспортных судов.
После второй мировой войны, во флотах ряда государств, боевые корабли, которые с позиции советской классификации, аналогичны классу СКР, фактически классифицируются или как «Эскортный эсминец» или как «Фрегат » или «Корвет », в зависимости от индивидуальных характеристик. Корвет, как правило меньшего водоизмещения и менее дорогой при постройке. Эти корабли весьма многочисленны. В начале 1970-х годов, в состав флота США кораблей аналогичных СКР насчитывалось 63 единицы и 124 единицы находились в резерве. В Англии, их число составляло 65 единиц, во Франции - 28 единиц.
В современных условиях, корабли аналогичные СКР предназначены главным образом для обеспечения противолодочной обороны кораблей и судов в море, могут привлекаться для обороны соединений кораблей и конвоев на переходе морем, для участия в противолодочных операциях в составе специальных групп, для обеспечения десантных операций, несения патрульной и спасательной службы.
С учётом опыта 2-й мировой войны и послевоенного развития ракетного оружия, общей тенденцией в развитии СКР является совершенствование систем зенитного вооружения, способного эффективно противодействовать главному противнику надводных кораблей - воздушным средствам нападения: самолётам, управляемым снарядам, крылатым ракетам.
Статистически, современные сторожевые корабли (экскортные миноносцы, корветы и фрегаты) имеют водоизмещение до 4 000 тонн, главная энергетическая установка (ГЭУ), развивается и совершенствуется в направлении перехода от дизельной и паротурбинной, к более мощной газотурбинной установке, скорость 30 - 35 узлов, вооружены противокорабельными и зенитными ракетными комплексами, артиллерийскими установками , аппаратурой поиска подводных лодок и противолодочным оружием , радиоэлектронными комплексами наблюдения, связи, навигации и управления оружием.
По состоянию на год, система классификации боевых кораблей ВМФ Российской Федерации предполагает замену советского классификационного термина «Сторожевой корабль» на термин «Корвет».
См. также
Примечания
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Сторожевой (сторожевой корабль)
- Сторожевые корабли проекта 11661 «Гепард»
Смотреть что такое "Сторожевой корабль" в других словарях:
СТОРОЖЕВОЙ (корабль) - «СТОРОЖЕВОЙ», противолодочный корабль ВМФ СССР, на котором в 1975 году произошло антисоветское выступление капитана 3 го ранга В. М Саблина. 8 ноября 1975 в годовщину Октябрьской революции «Сторожевой», стоявший на рейде в рижском порту,… … Энциклопедический словарь
Сторожевой корабль - боевой корабль, предназначенный для несения дозорной службы, охранения кораблей (судов) от атак подводных лодок, надводных кораблей, катеров и авиации противника на переходе морем в прибрежных районах и на открытых рейдах. Один из наиболее… … Морской словарь
Сторожевой корабль - (СКР) надводный боевой корабль, предназначенный для охранения крупных кораблей и транспортов от атак подводных лодок, самолётов и катеров на переходе в море и при стоянках на открытых рейдах, несения дозорной службы на подходах к своему… … Большая советская энциклопедия
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ - боевой корабль для несения дозорной службы, охранения кораблей и судов от атак подводных лодок, торпедных катеров и самолётов противника. Водоизмещение 1,5 2 тыс.т. Вооружение: орудия калибра 76 127 мм, торпедные аппараты, реактивные бомбомётные… … Большой энциклопедический политехнический словарь
Сторожевой (корабль) - … Википедия
Сторожевой (сторожевой корабль) - «Сторожевой» Служба … Википедия
Сторожевые корабли проекта 50.
Сторожевые корабли проекта 50, создавались как альтернатива кораблям проекта 42, по сравнению с ним, у данного проекта было уменьшено водоизмещение. Головной корабль «Горностай».
Сторожевой корабль СКР-5
Сторожевой корабль СКР-5 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 1 сентября 1958г., и вступил в строй 31 декабря 1958г., и уже 17 января 1959г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 30 июня 1963г. законсервирован, но 1 июля 1981г. расконсервирован и вновь введен в строй. Бортовые номера: 309, 721(1982), 748. Списан: 1989г.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............
Сторожевой корабль Туман
Сторожевой корабль СКР-52 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 15 апреля 1955г., и вступил в строй 26 ноября 1955г. и уже 6 декабря 1955г. вошел в состав Черноморского Флота, а 18 июля 1960г. перешел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ) и летом 1960г. совершил межфлотский переход вокруг Европы из Севастополя в Североморск. 8 августа 1961г. переименован в «Туман» . В 1964г. переведен в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). Бортовые номера: 668(Туман), 600(1971), 653(1972), 661(1973), 651(1975), 615(Туман), 732(1989). Списан: 1989г
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............
Сторожевой корабль СКР-60.
Сторожевой корабль СКР-60 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 13 апреля 1956г., и вступил в строй 29 июня 1956г., и уже 10 июля 1956г. вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). 10 октября 1956г. совершил переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск, где был зачислен в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ).
Списан: 1988г.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............
Сторожевой корабль Иркутский Комсомолец .
Сторожевой корабль СКР-62 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 27 июня 1956г., и вступил в строй 25 сентября 1956г., и уже 5 октября 1956г. вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). 14 февраля 1957г. перешел в состав Северного Флота. В том же году совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск, а 14июля 1957г. перешел в состав Тихоокеанского Флота (ТОФ). 27 октября 1969г. переименован в «Иркутский Комсомолец».
Бортовые номера: 663(1989).
Списан: 1989г.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............
Сторожевой корабль
Комсомолец
Литвы.
Сторожевой корабль СКР-64 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 1 августа 1956г., и вступил в строй 31октября 1956г., и уже 12 ноября 1956г. вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). 12 октября 1962г. был переименован в «Комсомолец Литвы». Бортовые номера: 642, 717, 752, 541. Списан: 1987г
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............
Сторожевой корабль СКР-68.
Сторожевой корабль СКР-68 - Построен по проекту 50. Cпущен на воду 27 октября 1956г., и вступил в строй 23 марта 1957г., и уже 2 апреля 1957г. вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). 30 октября 1960г. законсервирован, но 1 октября 1972г. расконсервирован и вновь введен в строй. Бортовые номера: 334, 541(1981), 500(1988). Списан: 1989г.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............
Сторожевой корабль СКР-70.
Сторожевой корабль СКР-70 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 19 февраля 1957г., и вступил в строй 20 июня 1957г., и уже 30 июня 1957г. вошел в состав Северного флота (СФ) и в этом же году совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. 29 октября 1963г. перешел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ), и 21 декабря 1965г. вновь вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). Бортовые номера: 901(1978), 906(1990). Списан: 1991г.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............
Сторожевой корабль Архангельский Комсомолец.
Сторожевой корабль СКР-76 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 16 декабря 1957г., и вступил в строй 15 июня 1958г., и уже 28 июня 1958г. вошел в состав Северного флота (СФ) и в этом же году совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. 25 декабря 1965г. перешел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ), и 24 июня 1967г. вновь вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). 25 октября 1968г. переименован в «Архангельский Комсомолец» . Бортовые номера: 901(1985), 986(1988). Списан: 1989г.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............
Сторожевой корабль Советский Дагестан.
Сторожевой корабль СКР-77 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 20 января 1958г., и вступил в строй 29 июня 1958г., и уже 9июля 1958г. вошел в состав Северного флота (СФ) и в этом же году совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. 1 октября 1959г. законсервирован и поставлен на отстой, а 14 июля 1961г. расконсервирован и вновь введен в строй. 28 февраля 1969г. перешел в состав Краснознаменного черноморского флота (КЧФ) и в этом же году совершил межфлотский переход вокруг Европы из Кольского залива в Севастополь. В октябре 1973г., выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии. 19 апреля 1979г. переименован в «Советский Дагестан» . 7 августа 1979г. перешел в состав Краснознаменной Каспийской флотилии. 12 июля 1989г. передан морскому клубу «Арга» в г.Махачкале для использования в учебных целях. Бортовые номера: 439, 418(1979), 421(1987). Списан: 1989г.
Данный знак ошибка - подписи "МТ" -минный тральщик, не должно быть.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............
Сторожевой корабль Росомаха.
Сторожевой корабль Росомаха - Построен по проекту 50. Спущен на воду 16 августа 1953г., и вступил встрой 30 апреля 1954г. и уже 17 мая 1954г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). 30 ноября 1973г. перешел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). Бортовые номера: 455(1961), 541, 552?, 639, 717(1978), 540(1984), 507(1984). Списан: 1989г.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............
Сторожевой корабль Барс.
Сторожевой корабль Барс - Построен по проекту 50. Спущен на воду 25 июля 1953г. , и вступил в строй 30 июня 1954г., и уже 9 июня 1955г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). Списан: 1990г.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............
Сторожевой корабль Кугуар.
Сторожевой корабль Кугуар - Построен по проекту 50. Спущен на воду 31 декабря 1953г, и вступил встрой 31 августа 1954г. и уже 4 января 1956г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 24 марта 1958г. перешел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ), а 4 марта 1988г. после межфлотского перехода вокруг Скандинавии из Североморска в Балтийск возвращен в состав ДКБФ. Бортовые номера: 325, 587, 857(1968), 959(198). Списан: 1989г.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............
Сторожевой корабль Барсук.
Сторожевой корабль Барсук - Построен по проекту 50. Спущен на воду 27 февраля 1954г., и вступил в строй 15 сентября 1954г. и уже 4 января 1956г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). Бортовые номера: 272(1956). Списан: 1980г.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............
Сторожевой корабль Кобчик.
Сторожевой корабль Кобчик - Построен по проекту 50.Спущен на воду 2 ноября 1954г., и вступил в строй 31 мая 1955г. и уже 4 января 1956г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). В ноябре 1985г. продан ВМС Болгарии и переименован в «Бодри». Бортовые номера: 302, 639(1972), 647(1973), 712, 728(1983), 743(1985). Списан: 1986г.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............
Сторожевой корабль Волк.
Сторожевой корабль Волк - Построен по проекту 50. Спущен на воду 23 июля 1953г., и вступил в строй 31 октября 1954г., и уже 10 ноября 1954г. вошел в состав Черноморского флота (КЧФ). С 1 ноября 1970г. по 1 марта 1971г., выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В 1984г. учавствовал в учениях "Океан". Бортовые номера: 851(1979), 819(1979), 855(1980), 817(1985). Списан: 1988г.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............
Сторожевой корабль Пантера.
Сторожевой корабль Пантера - Построен по проекту 50. Спущен на воду 20 августа 1952г., и вступил в строй 21 мая 1954г., и уже 31 мая 1954г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). С 5 августа по 15 декабря 1970г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 7 июля 1977г. был переименован в «Советский Туркменистан». 21 июня 1977г. перечислен в состав ККФ. Бортовые номера: 724, 403(1981). Списан: 1988г.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............
Сторожевой корабль Ягуар.
Сторожевой корабль Ягуар - Построен по проекту 50. Спущен на воду 14 февраля 1953г., и вступил в строй 24 апреля 1954г., и уже 30 апреля 1954г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 25.10.1968г. был переименован в «Комсомолец Грузии». В начале июня 1967г. и 1 октября 1970г. по 1 марта 1971г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. Бортовые номера: 897(1977). Списан: 1987г.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............
Сторожевой корабль Рысь.
Сторожевой корабль Рысь - Построен по проекту 50. Спущен на воду 31 декабря 1952г., и вступил в строй 21 мая 1954г., и уже 31 мая 1954г. включен в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 1 декабря 1962г. законсервирован, но 18 января 1982г. расконсервирован и вновь введен в строй.
Бортовые номера: 838(05.1985). Списан: 1990г.
Сторожевой корабль СКР-6 был 10.04.1963 г. заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде (заводской № 182). Спущен на воду 06.02.1964 г. и 12.03.1966 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Вступил в строй 30.11.1966 г. и 12.12.1966 г. включен в состав ДКБФ.
Водоизмещение: 1140 т.
Размеры: длина - 82,4 м, ширина - 9,1 м, осадка - 3 м.
Скорость хода максимальная: 32 узла.
Дальность плавания: 2000 миль при 14 узлах.
Силовая установка: ГТУ 2x18000 л.с., дизеля 2x6000 л.с.
Вооружение: 2x2 76-мм артустановки АК-726, 2x5 400-мм торпедных аппарата, 2x12 реактивных бомбомета РБУ-6000 (120 РГБ-60).
Экипаж: 96 человек
История корабля:
Сторожевой корабль пр.35
В конце 50-х годов постоянно велись исследования по разработке мощного морского охотника, получившего номер проекта 159. Новый вариант этого корабля получившего номер проекта 35, вначале классифицировался как большой охотник, затем - как МПК, а позже - как СКР. Эти сторожевики отличались от своего прототипа более мощной ГЭУ и оригинальным гидротурбинным движителем: вращаемые дизелями гребные винты были помещены в трубы, в которые нагнетался воздух, создавая дополнительную тягу. В таком режиме скорость возрастала до 32 узлов; без применения форсажа она составляла 20 узлов.
При сохранении главных размерений проекта 159, состав вооружения данного корабля отличался заменой четырех РБУ-2500 на второй пятитрубный 400-мм торпедный аппарат и на 2 РБУ-6000. Вместо РЛС "Фут-Н" устанавливалась РЛС "Рубка", на части кораблей устанавливалась РЛС управления "Турель".
Головной корабль проекта 35 вступил в строй 25 декабря 1964 года. Вся серия из 18 кораблей была построена до 1967 года. Затем, по модернизируемому проекту 35М было предусмотрено снять кормовой 400-мм торпедный аппарат, дополнительно разместить 2 РБУ-6000 и вместо ГАС "Титан" с "Вычегдой" установить новые - подкильную "Платина-МС" и буксируемую "Рось-К". За период с 1973 года по 1978 год было модернизировано 8 кораблей.
Сторожевой корабль СКР-6 был 10.04.1963 г. заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде (заводской № 182). Спущен на воду 06.02.1964 г. и 12.03.1966 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Вступил в строй 30.11.1966 г. и 12.12.1966 г. включен в состав ДКБФ.
До 19.05.1966 г. относился к подклассу ПЛК. 28.07.1967 г. перечислен в состав КЧФ и летом 1967 г. совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Севастополь.
01.06 - 31.06.1967 г. и 01.01 - 31.12.1968 г., находясь при несении боевой службы в зоне военных действий на Средиземном море, выполнял задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта.
С 19.07.1976 г. по 02.03.1978 г. и с 23.01.1984 г. по 08.04.1986 г. на “Севморзаводе” им. С.Орджоникидзе в Севастополе проходил капитальный ремонт.
Сторожевой корабль СКР-6 непосредственно участвовал в нашумевшей операции по выдворению из советских территориальных вод в районе Фороса американских военных кораблей.
В начале февраля месяца 1988 года стало известно о предстоящем заходе в Черное море ракетного крейсера "Йорктаун" и эсминца "Кэрон" из состава 6-го флота США. Американские корабли, пройдя турецкие проливы, 12 февраля вошли в Черное море. Их сразу же взяли под наблюдение корабли разведки Черноморского флота. В тот же день командующему Черноморским флотом адмиралу Михаилу Хронопуло был отдан приказ действовать в соответствии с ранее полученной директивой - в случае нарушения ими госграницы действовать решительно, вплоть до навала на данные корабли.
В эту операцию были назначены два сторожевых корабля: "Беззаветный" и СКР-6. Двум СКР Черноморского флота надлежало стать основной силой, предназначенной для пресечения возможных действий по нарушению границы территориальных вод страны.
По данным центрального командного пункта (ЦКП) ВМФ СССР, события в районе между Ялтой и Форосом, куда пришли американцы, выглядели следующим образом. В 09.45 12 февраля 1988 года, т.е. за полчаса до предполагаемого входа американцев в форосский залив, с "Беззаветного" открытым текстом передали на "Йорктаун": "Ваш курс ведет к пересечению территориальных вод СССР". Предлагаю лечь на курс 110." Сигнал был оставлен без ответа.
Тогда начальник штаба ЧФ приказывает командиру "Беззаветного" передать на американский крейсер следующее предупреждение по радио: "По существующим советским законам, право мирного прохода иностранными военными кораблями в этом районе запрещено. Во избежание инцидента, настоятельно рекомендую изменить Ваш курс с целью предотвращения нарушения территориальных вод СССР". В 10.15 с "Йорктауна" поступил ответ: "Вас понял. Я ничего не нарушаю. Действую согласно международным правилам".
Тогда в дело вмешался сам командующий ЧФ адмирал Хронопуло. По его приказу "Беззаветный" передает на американский крейсер предупреждение: До входа в территориальные воды СССР-20 кабельтовых. В случае нарушения Вами территоиальных вод имею приказ вытеснять Вас вплоть до навала". В 10.45 "Йорктаун" вновь отвечает на "Беззаветный" стандартной фразой: "Курс менять не буду. Пользуюсь правом мирного прохода. Ничего не нарушаю". И тут же пересекает границу территориальных вод СССР. Вслед за ним это делает и следовавший в кильватер ракетному крейсеру эсминец "Кэрон". Пограничный СКР "Измаил" поднимает сигнал: "Вы нарушили границу территориальных вод СССР".
Тем временем СКР-6 стал догонять американский эсминец, который уклонился от навала увеличением скорости хода. Однако СКР-6 продолжал следовать за эсминцем. Тут же все советские корабли подняли сигнал: "Вы нарушили государственную границу СССР. Требую немедленно покинуть воды СССР". "Беззаветный" в это время находился на траверзе левого борта "Йорктауна", а СКР-6 следовал в кильватер эсминцу "Кэрон". Американские корабли продолжали двигаться в сторону крымского побережья. Вероятно, изменение курса не предусматривалось планами американской стороны или же это было уже вне компетенции командиров кораблей.
В 10.56 эсминец "Кэрон", заметив решительный маневр догонявшего его СКР-6, который находился в 150 метрах, поспешно поднял сигнал:" Не подходить к борту!" В это же время "Беззаветный" следовал всего в полусотне метров от "Йорктауна". Последовал последний обмен сигналами. И вновь на сообщение "Беззаветного" о нарушении границы с "Йорктауна" ответили отрицательно. И тогда оба черноморских сторожевика, резко увеличив ход, начали навал на вдвое более крупные американские корабли. "Беззаветный" постоянно докладывал на командный пункт флота в Севастополе дистанцию: "до крейсера 20 метров, 10 метров…". На кормовой палубе "Йорктауна", столпились у борта матросы. Одни фотографируют приближение "Беззаветного", другие просто смотрят. Но вскоре всем им стало не до шуток - прямо на леера надвигался нос советского сторожевика. В 11.02 "Беззаветный" навалился на левый борт крейсера, со скрежетом он прошелся по леерам и пусковой установке ракет "Гарпун", смяв их.
Тем временем СКР-6 навалился на левый борт в кормовой части эсминца "Кэрон", повредив ему ему шлюпку и шлюпбалку. На СКР-6 был смят фальшборт и погнуты леерные стойки. Только точный расчет и мастерство командиров обоих кораблей позволили выполнить непростой приказ, продемонстрировав решительность собственных намерений, не переходя при этом опасную грань.
Одновременно с этим, в этой сложной ситуации все же удалось избежать более серьезных повреждений и человеческих жертв. В 11.40 адмирал Хронопуло передал на "Беззаветный" и СКР-6 приказ из Москвы: "Отойти от кораблей США, передать им требование покинуть территориальные воды СССР. Быть готовыми к повторному навалу. Отойдя от американских кораблей на безопасное расстояние, оба сторожевика продолжили сопровождение нарушителей в полной готовности к повторению маневра. Однако необходимость в этом отпала. Оба американских корабля легли на курс выхода из территориальных вод, не рискнув возвращаться тем же путем, как они это практиковали прежде. Выйдя в нейтральные воды, они легли в дрейф, ведя активные переговоры по радио со своим начальством. Затем оба корабля взяли курс в сторону Босфора, не заходя более в советские территориальные воды.