Тема: Мир образов Николая Гумилева. «Мотивы и образы лирики Н. С. Гумилева Шел я по улице незнакомой

Мир образов Николая Гумилева


Акмеизм Модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла. Akme – (греческое) острие, вершина. Молодые поэты были близки к символизму, посещали «ивановские среды» - литературные собрания. В октябре 1911 года организовали свое объединение «Цех поэтов», его руководителями стали Н.Гумилев и С.Городецкий. Из декларации: «Борьба между акмеизмом и символизмом есть прежде всего борьба за этот мир во всей совокупности красот и безобразий».


1) Какова композиция стихотворения, сколько в нем строф, сколько предложений в каждой строфе? 2) Определите виды рифм, назовите рифмующиеся слова. 3) Приведите примеры звукописи. 4) Приведите примеры эмоционально окрашенной лексики. 5) Как выражается художественное пространство? 6) Для чего автор использует сложные языковые синтаксические конструкции? 7) Найдите ошибку в употреблении деепричастного оборота. Почему эта стихотворная строчка - одна из самых завораживающих в тексте?






Восторженное воспевание опасности, борьбы, края бездны стало неизменным свойством поэзии Гумилева. Первые сборники 1905 г. - «Путь конквистадоров», 1908 – «Романтические цветы», 1910 – «Жемчуга». Подчеркнутая отчужденность от пошлой современности, влечение к романтической экзотике, яркие декоративные краски и звучный стих



МБОУ «Красноподгорная средняя общеобразовательная школа»

Республики Мордовия

Урок литературы в 11 классе

Подготовила и провела: Ермакова Л.А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Красноподгорная СОШ»

Краснослободского муниципального района

Республики Мордовия

2017 год

Тема: «Мир образов Николая Гумилева»

Цели:

    познакомить с биографией и творчеством поэта;

    пробудить интерес к уникальной личности поэта, показать ее многогранность;

    выявить эстетическое воздействие поэзии Гумилева;

    обучать приемам анализа стихотворения;

    развивать творческое мышление;

    формировать умение чувствовать красоту, изысканность и глубину поэтического текста.

Используемые технологии: технология критического мышления.

Методические приёмы: маркировочная таблица, приёмы «Кластер», «Синквейн».

Оборудование: презентация, портрет Николая Гумилева, карточки со стихотворениями Николая Гумилева.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Он любил три вещи на свете: За вечерней пение, белых павлинов И стертые карты Америки...

А. Ахматова

Ход урока

    Организационный этап.

    Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

    Раскройте смысл понятия «акмеизм».

    В чем вы видите отличия акмеизма и символизма? Что общего у этих двух направлений?

    Назовите поэтов, входивших в группу акмеистов.

    Какие стихи Николая Гумилева вы знаете? Какие прочитали, готовясь к этому уроку?

Итак, сегодня мы будем говорить о замечательном поэте Николае Степановиче Гумилеве . Яркий представитель поэтов русского "серебряного века", переводчик, критик, теоретик литературы, один из метров акмеизма, Николай Степанович Гумилев многое успел за недолгую жизнь.

В качестве эпиграфа урока взяты строки стихотворения А. Ахматовой.

Как вы поняли эти строки? Что является характерными чертами Гумилева-поэта?

/Любовь к возвышенному ("за вечерней пение"), экзотическому ("белых павлинов"), страсть к путешествиям, озаренная Музой Дальних Странствий ("стертые карты Америки")? /

- Знакомясь сегодня с творчеством Н. Гумилева, мы с вами сможем убедиться, насколько верно это замечание Ахматовой.

- Каким предстает лирический герой Гумилева? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока

    Просмотр презентации по творчеству Н. Гумилева, сопровождающийся сообщениями заранее подготовленных учащихся

Остальные учащиеся делают записи.

Учитель. В жизни и смерти Н.С. Гумилёва, в его стихах, взглядах, поступках нет ничего случайного. И быть не могло. Он сам строил свою судьбу, как строят дом, сам её складывал, как складывают книгу. Давайте вместе прикоснёмся к страницам таинственной книги под названием «Страна Н.С. Гумилёва», страна, в которой «только усталый достоин молиться Богам, только влюблённый – ступать по весенним лугам». Ребята представят вам некоторые страницы этой книги, а вы слушайте и заполняйте кластер. Итак, страница первая. Слайд №3

Сообщения учащихся . Н.С. Гумилёв родился в семье корабельного врача Степана Яковлевича, отличавшегося упорством в достижении цели и необыкновенным трудолюбием, и Анны Ивановны, представительнице рода князя Милюка (слайд №4). Родился ночью, в Кронштадте, 3(15) апреля 1886 года, в часы шторма. Старая нянька, глядя на разыгравшуюся бурю, простодушно увидела в том некий своеобразный знак, сказав, что у родившегося «будет бурная жизнь». Она оказалась права.

Гумилёв вопреки застенчивости старался быть раскрепощённым. Вопреки слабостям и болезням верховодил, завоёвывая право на первенство. Вопреки неуклюжести и некрасивости… По вечерам закрывал дверь и, стоя перед зеркалом, гипнотизировал себя, чтобы стать красавцем. «Я твёрдо верил, что могу силой воли переделать свою внешность».

Читать он выучился довольно поздно: в 6 лет, но уже к 12 годам перечитал обширную библиотеку родителей и то, что могли предложить друзья и знакомые. С тех пор его комната стала наполняться книгами. Чтение становится любимым занятием, любимым писателем – Пушкин, наукой – наука о литературе.

Начитанность и образованность его были удивительны, современники отмечают, что, казалось, не было таких вещей, о которых он ничего не знал, начиная от французского сыра или итальянских вин и кончая сложнейшими философскими вопросами. Немногими словами он мог очертить любую историческую эпоху так, что слушателю казалось, будто он сам побывал в том времени.

Странно, но в гимназиях, в том числе и Царскосельской, директором которой был И.Анненский, учился не совсем хорошо, не закончил курса ни Сорбонны, ни Петербургского университета – и в это тоже трудно поверить, настолько не похож на недоучку автор классических «Писем о русской поэзии», блистательный переводчик, историк и теоретик искусства, знаток не только европейской, но и африканской, и восточных культур.

Страница вторая (слайд №5)

Ещё мальчишкой он увлекался зоологией и географией, а когда читали описание какого-нибудь путешествия, всегда следил по карте за маршрутом путешественников. Он бредил «Музой Дальних странствий».

В 1906 году Н.С. Гумилёв совершает своё первое путешествие – в Париж, где учится в Сорбонне, затем – Италия, Греция, Константинополь, Швеция, Норвегия, Африка. Он ловил акул в южных морях, углублялся в джунгли и пустыни, охотился на львов, переправлялся через реку с крокодилами. Однажды в пути караван встретился с двумя абиссинцами, которые шли к пророку Гуссейну. Николай Степанович заинтересовался и отправился к жилищу пророка. Гуссейн принял европейцев с почётом, позволил всё осмотреть. Для испытания греховности человека служили два больших камня, между которыми был узкий проход. Надо было раздеться догола и пролезть между ними. Если кто застревал, он умирал в страшных муках, и никто не смел протянуть ему кусок лепёшки или подать стакан воды. В этом месте валялось много черепов, костей. Как только ни отговаривал Гумилёва племянник, он всё – таки решил пролезть между камнями. Всё закончилось благополучно, и племянник поспешил увести караван подальше, пока дядюшка не выдумал ещё что-нибудь проверить.

Учитель. Послушайте стихотворение и скажите, какое впечатление произвело оно на вас.

Чтение учащимся наизусть стихотворения «Как в этом мире дышится легко»)

Страница третья (слайд №6)

Для него словно не существовало несбыточного.

Он встретил её в 1903 году, в Царскосельской гимназии, где они учились. Ему было 17 лет, а ей – 15. Начиналось всё подобно тысячам начал, как гимназическая полудружба – полулюбовь: вместе ходили на каток, на детские балы, на гастроли знаменитой балерины Айседоры Дункан… Её фамилия была - Горенко, Анна Горенко. В октябре 1905 года он стал наконец бывать в её доме, познакомился с семьёй. Несколько раз делал предложение и… получал отказ за отказом. После одного из них он отправился к морю сводить счёты с жизнью. Но…был задержан полицейским, принявшим его за бродягу. В другой раз выпил яд – но яд оказался старым, и его нашли без сознания в Булонском лесу. Казалось, судьба его хранила.

Наконец 25 апреля 19010 года в Николаевской церкви они обвенчались. Но счастья не было.

Из воспоминаний Анны Горенко.

Во время развода он очень выдержан был. Никогда ничего не показывал, не сердился, хотя расстроен был очень. Только раз он заговорил об этом. Когда мы сидели в комнате. А наш сын разбирал перед нами игрушки, - мы смотрели на него, он внезапно поцеловал мою руку и грустно сказал: «Зачем ты всё это выдумала?»

Затем появилось прекрасное стихотворение «Соединение». Постарайтесь понять чувства лирического героя.

Чтение наизусть стихотворения «Соединение»

Страница четвёртая (слайд №7)

В детстве он любил играть оловянными солдатиками: придумывал сложные военные операции, обучал солдат храбрости и бесстрашию. А 24 августа 1914 года записался добровольцем в Действующую армию. Как воевал? О храбрости его ходили легенды. Но удивительнее храбрости было, пожалуй, другое: он, человек, привыкший к комфорту, безропотно сносил все тяготы похода: ему приходилось не есть по нескольку дней, стаскивать сапоги с распухших ног, разрезая голенища.

Отразились ли эти факты биографии в творчестве Гумилёва, вы узнаете, прослушав стихотворение «Наступление».

Чтение стихотворения «Наступление» (слайд 8)

24 декабря 1914 года он был награждён Георгиевским крестом четвёртой степени, 15 января 1915 года за отличие в делах против германцев произведён в унтер-офицеры. За бой 6 июля 1915 года представлен ко второму Георгиевскому кресту и произведён в прапорщики. Георгиевскими крестами награждали только за особое мужество и бесстрашие.

Страница пятая (слайд 9)

Из рассказа Владимира Шилейко

Николай Степанович почему-о думал, что умрёт пятидесяти трёх лет: «Смерть надо заработать, природа скупа, и с человека все соки выжмет и, выжав, бросит». Особенно любил он это повторять во время войны. «Меня не убьют, я ещё нужен». Но не в пятьдесят три года умер Гумилёв. Судьба, с которой он любил играть, тоже сыграла с ним шутку, поменяв цифры местами. Смерть он встретил в тридцать пять лет. В остальном же – всё сбылось:

И умру я не на постели,

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Потонувшей в густом плюще

Гумилёв был расстрелян в августе 1921года, как утверждалось долгие годы – за участие в контрреволюционном Таганцевском заговоре. Сейчас установлено, что преступление Гумилёва заключалось в том, что он не донёс органам советской власти о предложении ему вступить в заговорщицкую организацию. Один из чекистов, участвующих в расстреле, сказал: «Я завидую тому, как умирал Гумилёв. За несколько минут до казни попросил папиросу, стоял улыбаясь».

    Первичная проверка понимания

Слово учителя.

Итак, мы побывали в загадочной стране, «Стране Н. С. Гумилёва». Ваше понимание личности хозяина этой страны представьте в кластере.

Пример кластера : Н.С. Гумилёв (поэт, воин, книголюб, путешественник, человек несгибаемой воли, человек чести)

    Развитие навыка анализа лирического произведения.

Прослушивание стихотворения «Жираф»

Анализ стихотворения.

- Каково настроение стихотворения?

(оно грустное, почти тревожное)

- Где происходит действие? Как оно происходит?

(Маленькая комната, дождь за окном. Маленькая хрупкая девушка, обнимая колени, сидит на диване. Рядом с ней юноша. Читатель переносится на самый экзотический континент - Африку.)

- Когда происходит действие?

(Сегодня. Но время как будто остановлено. Сегодня равно сейчас, в любое мгновение).

- Кто ведет повествование?

(Лирический герой.)

- Каким вы представляете его себе?

(Он романтичен, одновременно реален, только опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной. Он нежный, терпеливый, мудрый. Его любимая нуждается в утешении и поддержке, поэтому нужна СКАЗКА… про ЖИРАФА… про черную деву. И все это для того, чтобы отвлечь возлюбленную от грустных мыслей в пропитанной дождями и туманами России).

- Что можно сказать о героине?

(Женщина, погружённая в свои заботы, грустная, ни во что не хочет верить.)

- Как вы считаете, рассказ героя выдумка?

(Некая сказочность в стихотворении "Жираф" проявляется с первых строчек:

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Гумилёв пишет, казалось бы, абсолютно нереальные картины:

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полёт…

Трудно сразу поверить, что такая красота может существовать в реальности.

Но это не выдумка, а воспоминание человека, действительно наблюдавшего необыкновенные для глаза, привыкшего к спокойному русскому пейзажу, картины.

Но сам рассказ о «изысканном жирафе» волшебен. Герой преображает и без того прекрасную реальность.

Поэт предлагает читателю взглянуть на мир по-иному, понять, что "много чудесного видит земля", и человек при желании способен увидеть то же самое. Поэт предлагает нам очиститься от "тяжёлого тумана", который мы так долго вдыхали, и осознать, что мир огромен и что на Земле ещё остались райские уголки.

- Что можно сказать о композиции стихотворения?

(Кольцевая. Создаётся впечатление, что поэт может рассказывать об этом экзотическом континенте ещё и ещё, рисовать пышные, яркие картины солнечной страны, выявляя в её обитателях всё новые и новые, невиданные прежде черты. Кольцевое обрамление демонстрирует желание поэта снова и снова рассказать о "рае на Земле", чтобы заставить читателя взглянуть на мир по-иному).

- С помощью каких средств художественной выразительности автору удается преобразить рассказ?

Эпитеты: «грациозная стройность», «волшебный узор», «цветные паруса», «мраморный грот», «немыслимые травы».

Сравнения: Одним из наиболее примечательных средств создания образа этого экзотического животного является приём сравнения: волшебный узор шкуры жирафа сопоставляется с блеском ночного светила, "вдали он подобен цветным парусам корабля", "и бег его плавен, как радостный птичий полёт".

- Помогла сказка?

(Нет, любимая плачет. Волшебная сказка лишь усугубляет одиночество. Последние строки стихотворения почти повторяют окончание первой строфы, но уже почти безнадежно)

Основная мысль – выражен идеал красоты автора. Красота экзотического животного здесь – спасение от скуки городов, скудного земного существования.

    Подведение итогов урока.

Вернемся к вопросу, поставленному в начале лекции. Посмотрите свои записи и ответьте на вопрос:

- Каким предстает лирический герой Гумилева?

    Мечтатель

    Страстный влюбленный

    Путешественник

    Патриот

    Мужественный человек

    Романтик

- В чем же особенности поэтического творчества Н. Гумилева?

Произведения Гумилёва отмечены романтическим мировосприятием, стремлением противопоставить будничному миру обыкновенных людей свой мир.

Во-первых, романтический дух большинства произведений поэта.

Во-вторых, в творчестве поэта видно пристрастие к экзотике, африканской мифологии и фольклору, яркой и буйной растительности экваториального леса, необычным животным.

Герои созданы по контрасту с современниками, они одухотворены идеями дерзкими, рискованными, они идут к победе над внешним миром, даже если победа достигается ценой их жизни.

В-третьих, стихам Гумилева присуща отточенность, филигранность формы, изысканность рифм, гармония и благозвучность звуковых повторов, возвышенность и благородство поэтической интонации.

Как особенности поэтического творчества Н. Гумилева перекликаются с той характеристикой, которую дает поэту А. Ахматова в строках, взятых эпиграфом к нашему уроку?

/ - Все творчество Н. Гумилева созвучно той характеристике, которую дает ему Ахматова./

- Понравились ли вам стихи Н. Гумилева?

VII . Информация о домашнем задании.

Выучить наизусть стихотворение «Жираф»

VIII . Рефлексия (подведение итогов занятия)

1. Беседа.

2. Синквейн: итоговый вывод - впечатление о Николае Гумилеве.

Сочинение

Николай Степанович Гумилев родился в Кронштадте 3(15) апреля 1886 года. Отец его служил военным врачом на флоте. Детские года писатель провел в Царском Селе, потом вместе с родителями жил некоторое время в Тифлисе (именно там 8 сентября 1902 года в газете “Тифлисский листок” появилось его первое напечатанное стихотворение). В 1906 году, закончив гимназию, он уехал в Париж. К этому времени он уже был автором книги “Путь конкистадоров”, замеченной не только в кругу знакомых, но и одним из законодателей русского символизма В. Бросовым. В январе 1908 года вышла вторая книга стихов Гумилева “Романтические цвета”, о которой сочувственно писали Брюсов и Анненский, увидевшие в сборнике не только “искания красоты, но и красоту исканий”. За внешней бутафорией стихов внимательные читатели замечали ту “иронию, которая, по словам Гумилева, составляет сущность романтизма и в значительной степени обусловила название всей книга”.
Покинув Париж, Гумилев поселился в Царском Селе и был зачислен в Петербургский университет на юридический факультет. С весны 1909 года он принимает активное участие в подготовке к изданию журнала “Аполлон”, где становится одним из основных сотрудников, ведя регулярный раздел “Письма о русской поэзии”.
Осенью 1911 года он вместе с С. М. Городецким организует “Цех поэтов”, в недрах которого зародилась программа нового литературного направления акмеизма, впервые продекларированного в феврале 1912 года. Акмеистические тенденции творчества Гумилева ощущались уже в сборнике “Чужое небо” (1912), но окончательно они утвердились, пожалуй, в цикле итальянских стихов, написанных во время путешествия по этой стране весной 1912 года.
В 1918-1921 года Гумилев был одной из наиболее заметных фигур в литературной жизни Петрограда. Он много печатается, работает в издательстве “Всемирная литература”, читает лекции, руководит воссозданным “Цехом поэтов”, а в 1921 году Петроградским отделением Союза поэтов. Под руководством Гумилева работала переводческая студия, он был наставником молодых поэтов из студии “Звучащая раковина”, редактировал многие переводы.
Стихи этих лет собраны в сборнике “Огненный столп”, вышедшем в августе 1921 года и почти единодушно был признан лучшей книгой его стихов.
3 августа 1921 года Гумилев был арестован по обвинению в участии в антисоветском заговоре.
Постановление Петроградской губчека о расстреле 61 человека за участие в так называемом “Таганцевском заговоре” датировано 24 августа 1921 года; точная дата расстрела неизвестна; по словам А. А. Ахматовой, казнь произошла близ Бернгар-довки под Петроградом.
Среди образов, объединяющих поэзию Гумилева и его непосредственных предшественников - символистов, особенно заметны астральные, космические - звезды, планеты и их “сад” (иногда “зоологический” - сад “небесных зверей”, как они названы в прозе Гумилева), Млечный Путь, кометы. Уместно поэтому будет заимствовать из этой же области уподобление для того, чтобы охарактеризовать поэтическую судьбу самого Гумилева, развитие его дара. Оно напоминает взрыв звезды, перед своим уничтожением внезапно ярко вспыхнувшей и пославшей поток света в окружающие ее пространства.
Гумилев удивительно поздно раскрывается как большой поэт. Это надо иметь в виду и теперь, когда с ним начинают заново знакомиться и знакомить. Итак, предложенное сравнение со вспыхнувшей звездой не лестно для раннего Гумилева, в чьих сборниках мы найдем только материал для того, что потом взорвется.
Многие теперь согласятся с тем, что “Огненный столп” и непосредственно примыкающие к этому сборнику стихи неизмеримо выше всего предшествующего. Он учился у Блока, как все крупные поэты его поколения, и.у этих последних, но это стало видно лишь в поздних стихах, Гумилев одновременно и акмеист, и футурист (притом крайний), и имажинист.
В чем секрет поздних стихов Гумилева? Они отличаются необычайной мощью, притом такой, которая смещает все привычные представления и внутри каждого стихотворения. Посмотрим на то, как изменились повседневные категории пространства и времени в стихотворении “Заблудившийся трамвай”. Лучше всего смещение пространственно-временных представлений видно в строфе, где возникают события недавнего прошлого:
И, промелькнув у оконной рамы,
Бросив нам вслед пытливый взгляд
Нищий старик,- конечно, тот самый,
Что умер в Бейруте год назад.
Предвидение собственной смерти в “Заблудившемся трамвае”, где он сам собирается отслужить в Исаакиевском соборе панихиду по себе, сопровождается удивительным открытием:
Понял теперь я: наша свобода -
Только оттуда бьющий свет...
Исследователя русской поэзии XX века в этих строках поражает перекличка с Блоком. В цитированных строках - при разнице темперамента - прямой отзвук блоковских мотивов:
И к вздрагиваниям медленного хлада
Усталую ты душу приучи,
Чтоб бычо здесь ей ничего не надо,
Когда оттуда ринутся лучи.
Подобные бесспорные совпадения именно у позднего Гумилева делают очевидным возраставшее влияние на него Блока.
Его собственная смерть, о которой Гумилев заранее пишет в стихах (“Костер”, “Я и вы”),- не такая, как у других:
И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели.
Утонувшей в густом пяюще,
Чтоб войти не во всем открытый
Протестантский, прибранный рай,
А туда, где разбойник, мытарь
И блудница крикнут: вставай!
Тема романтического отъединения поэта в этом стихотворении относится не только к смерти, но и ко всей жизни, к художественным вкусам, занятиям, любви. Гумилев неожиданно противостоит буржуазной прибранности и правильности:
...Имне нравится не гитара,
А дакарский напев зурны.
Отчуждение от “нормального” европейского быта увело поэта на Восток не просто в мечтах, айв его кипучей жизни. Оттого и экзотичность такого позднего его африканского цикла, как стихи, вышедшие в сборнике “Шатер”. Его последние стихи об Африке, как и все, что написано в поздний период творчества, отличаются достоверностью и деталей, и самого отношения к Африке:
Как картинка из книжки старинной,
Услаждавшей мои вечера.
Изумрудные эти равнины
И раскидистых пальм веера.
И каналы, каналы, каналы,
Что несутся вдоль глиняных стен,
Орошая Дамьетские скалы
Розоватыми брызгами пен.
Одним из первых Гумилев увидел в своем Египте то, что в то время еще далеко не всем было заметно:
Пусть хозяева здесь англичане.
Пьют вино и играют в футбол
И халифа в высоком Диване
Уж не властен святой произвол.
Пусть, но истинный царь над страною
Не араб, и не белый, а тот,
Кто с сохою иль с бороною
Черных буйволов в поле ведет.
Одно из поздних стихотворений Гумилева “Память” (из “Огненного столпа”) посвящено как бы общему обзору биографии поэта. Он обозревает срезы своей жизни, называя их “душами”, меняющимися, притом единым остается только тело:
Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.
Начинает Гумилев с самых ранних воспоминаний своего детства:
Самый первый: некрасив и тонок,
Полюбивший только сумрак рощ,
Лист опавший, колдовской ребенок,
Словом останавливавший дождь.
Дерево да рыжая собака,
Вот кого он взял себе в друзья...
Детство, проведенное наедине с собакой и растениями, сменяется совершенно отличным от него срезом жизни, изображенным иронично и отчужденно. Этот следующий образ поэта, или “душа”, сменяющая душу ребенка, зрелому Гумилеву несимпатичен:
Он совсем не нравится мне, это
Он хотел стать Богом и царем.
Он повесил вывеску поэта
Над дверьми в мой молчаливый дом.
Романтизация боя, подвига была особенностью творчества Гумилева. Современники называли его поэтом-воином. В сборнике “Колчан” начинает рождаться новая для Гумилева тема - тема России.
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки,
Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь.
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.
Опыт лет, проведенных Гумилевым - бесстрашным бойцом на фронтах первой мировой войны, куда он ушел добровольцем, подготовил его и для последующих испытаний.
В поздних стихах Гумилев подходил к выработке совершенно нового стиля, быть может, предугадывая и будущий путь развития тех больших поэтов, с которыми вместе основал акмеизм.
Среди напечатанных посмертно “Отрывков 1920-1921 гг.” есть такие строки:
А я уже стою в саду иной земли,
Среда кровавых роз и влажных лилий,
И повествует мне гекзаметром
Виргилий О высшей радости земли.
Если ранний Гумилев интересен как материал, из которого родится вспышка звезды, то затем нельзя не видеть и постепенного увеличения воздействия тех поэтов, которые искали новые формы. Его манит верлибр, путь которого наметил Блок:
Я не оскорбляю их неврастений,
Не унижаю душевной теплотой,
Не надоедаю многозначительными намеками
На содержимое выеденного яйца,
Но когда вокруг свищут пули,
Когда волны ломают борта,
Я учу их, как не бояться,
Не бояться и делать, что надо.
Среди символистов, оказавших воздействие на поэтику Гумилева, наряду с Брюсовым и Вяч. Ивановым, не говоря уже о Блоке, следует назвать и Андрея Белого. Его влияние сказалось в подходе Гумилева к ритмике:
Неведомых материков
Мучительные очертанья...
Однако от откровенных ритмических экспериментов в духе Андрея Белого Гумилев постепенно уходил. Символисты и особенности их поэтических сочинений для Гумилева были школой, пройдя которую он шел дальше.
Гумилев ощущал себя сыном своего века и наследником многих, бывших задолго до него.
Тема слова - центральная в творчестве Гумилева: и его жиз-нестроительство в конечном счете подчинено Слову. Поэтому стихотворение “Слово” с его несколько неожиданным концом остается одним из завещаний Гумилева.
В оный день, когда над миром новым
Бог склоняч лицо свое, тогда
Солнце останавливали Словом,
Словом разрушали города.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных дорог
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово - это Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Несомненно, что Николай Гумилев оставил нам интересное наследие, оказал огромное влияние на многих поэтов разных поколений. Считая преданность искусству превыше всего, он сумел подняться над обыденностью мира и увидеть истинную его красоту. До сей поры он остается в русской литературе великим мастером слова.

Сочинение

Поэт Николай Степанович Гумилев. «Угрюмый и упрямый зодчий». Удивителен, ярок, неповторим его творческий путь, трагична судьба. Две особенности определили, по сути, всё его творчество. Он очень русский поэт самой революционной эпохи в жизни России. Но как же можно гово­рить «русский» о поэте, которого почти сразу назвали иностранцем? А что касается революционной эпохи, то она сразу обернулась для поэта траги­чески: в 1921 г. Гумилев был расстрелян.

Слава пришла к Гумилеву задолго до смерти, его узнали как автора нескольких книг, и он уже при жизни был знаменитым русским поэтом.

Мотивы и образы лирики Н. С. Гумилева разнообразны. Стихи его первых сборников - «песни битв». Так появилось самое главное начало, характеризующее романтизм Гумилева, - начало действенности позиции героя, активности, неприятие серости, обыденности существования, воли. Это начало уже никогда не уйдет из его поэзии.

В 1902 г. в «Тифлисском листке» появилось первое стихотворение гим­назиста Гумилева «Я в лес бежал из городов…»:
Я в лес бежал из городов,
В пустыню от людей бежал…
Теперь молиться я готов,
Рыдать, как прежде не рыдал.

Но бежал герой Гумилева не просто в лес из «неволи душных горо­дов». Романтический «лес» Гумилева - это особая условная страна, стра­на только его мечты. Такая, как в сборнике «Пути конквистадоров». Кон­квистадор - это человек, открывающий новый, необычный, романтиче­ский мир:
И если нет полдневных слов звездам,
Тогда я сам мечту свою создам
И песней битв любовно зачарую.

Таков романтический герой Гумилева. Мечта героев Гумилева не про­сто бесплотность и отвлеченность, это не только отлет от настоящего, но и полет в будущее. «Людям настоящего», обреченным «быть тяжелыми ка­меньями для грядущих поколений», противостоит обращение к «людям будущего»:
Но вы не люди, вы живете,
Стрелой мечты вонзаясь в твердь.

Восток и больше всего Африка были мечтой поэта. Гумилев поэт в своих стихах об Африке, ярко, празднично воспринимая мир, оставаясь романтиком и мечтателем, был уже и профессионалом-исследователем. В поэме «Мик» рассказывается о бесстрашном мальчике, который еще маленьким был взят в плен. В этой поэме утверждается право человека на независимость, право на борьбу. В поэме очень ярко показана природа Африки, ее экзотика.С годами мир романтической поэзии Гумилева продолжал оставаться романтическим, но не современным. И он это ощущал:
И понял, что я заблудился навеки
В слепых переходах пространств и времен,
А где-то струятся родимые реки,
К которым мне путь навсегда запрещен.

Но Николай Гумилев - истинно русский поэт. К России обращены проникновенные строки лучшего сборника его стихов «Огненный столп» (1921):
О Русь, волшебница суровая,
Повсюду ты свое возьмешь.
Бежать? Но разве любишь новое
Иль без тебя да проживешь?

Нет, не проживет поэт без России, потому что «…золотое сердце Рос­сии мирно бьется в груди моей». Русь действительно брала «свое»: в творче­стве поэта появляются вот такие мотивы и образы: «Детство», «Городок», «Андрей Рублев».

О расцвете родной земли, о расцвете родной страны мечтал поэт. В по­ру рождения нового мира Гумилев мучился ощущением рождения нового, «шестого» человеческого чувства и пытался сложить грандиозную карти­ну бытия и осмыслить связь времен и пространств.

В современном читательском сознании Николай Гумилев таков, каким он представил себя в стихотворении «Мои читатели»:
Я не оскорбляю их неврастенией,
Не унижаю душевной теплотой,
Не надоедаю многозначительными намеками
На содержимое выеденного яйца,
Но когда вокруг свищут пули,
Когда волны ломают борта,
Я учу их, как не бояться,
Не бояться и делать, что надо.

Может быть, именно поэтому велико влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX в.

ПЛАН РЕФЕРАТА

1. Образ времени в произведениях поэтов Серебряного века.

2. Творческая биография Гумилева:

а. Становление поэта: 1-й сборник стихов.

б. Ранний романтизм: 2-й сборник стихов.

3-й сборник стихов.

4-й сборник стихов.

в. Война в жизни поэта.

г. 5-й сборник стихов.

д. 6-й сборник стихов.

е. Три последних года жизни Н.С.Гумилева.

7-й последний сборник стихов.

3. Анализ творчества Н.С.Гумилева:

а. Образы мировой культуры.

б. Поэзия в разные периоды творческой жизни Н.С.Гумилева.

4. Заключение:

Гумилев – один из лучших русских поэтов начала ХХ века.

I Образ времени в произведениях поэтов

Серебряного века.

Литература ХХ века развивалась в обстановке войн, революций, а затем становления новой послереволюционной действительности. Все это не могло не сказаться на художественных искания авторов этого времени. Социальные катаклизмы начала нашего столетия усилили стремление философов, писателей понять смысл жизни и искусства, объяснить постигшие Россию потрясения. Поэтому неудивительно, что любая область литературы начала ХХ века поражает необычностью и разнообразностью авторских мироощущений, форм, структур. Литературные течения, противостоящие реализму назывались модернистскими. Модернисты (с французского «новейший», «современный») отрицали социальные ценности и старались создать поэтическую культуру, содействующую духовному совершенствованию человечества. Каждый автор представлял это по-своему, вследствие чего в модернистской литературе образовалось несколько течений. Основными были: символизм (в этом направлении форма преобладает над содержанием. Представители этого течения отказались от наследия прошлого. Главное – теория символа, символика, в которой раскрывается их отношение к действительности), акмеизм и футуризм (от слова «футурум» - будущее. Русский футуризм характеризуется противоречивостью:

1. с одной стороны, это реакционные мотивы, которые уводили в сторон от реальности.

2. с другой стороны, бунтарские мотивы, направленные против буржуазной действительности.

Футуристы создавали свой мир, показывая свою необычность и враждебность общественным и литературным правам). Также существовали художники слова, организационно не связанные с этими литературными группами, но внутренне тяготевшие к опыту той или другой (М.Волошин, М.Цветаева и др.).

Развитие модернизма имело свою весьма напряженную историю.

В острой полемике, одно течение сменялось другим. Период творчества основных представителей модернизма принято называть «серебряным веком» по аналогии с «золотым» XIX веком в русской литературе. Действительно, никогда прежде не было такого множества талантливых авторов. Условно началом «Серебряного века» принято считать 1892 год, когда идеолог и старейший участник движения символистов Дмитрий Мережковский прочитал доклад «О причинах упадка и о новых течениях современной литературы». Так в первые модернисты заявили о себе.

Одним из наиболее известных направлений в модернистской литературе был акмеизм . Объединение акмеистов выдвинуло свою эстетическую программу взаимодействия с миром, свое представление о гармонии, которую оно стремилось внести в жизнь. Из Энциклопедического Словаря:

«Акмеизм (от греческого akme – высшая степень чего- либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910 годов (С.Городецкий, М.Кузьмин, ранние Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мендельштам);

Однако «земной» поэзии акмеистов присущи модернистские мотивы, склонность к эстетизму, намеренности или к поэтизации чувств первозданного человека».

Идея такого нового направления в литературе впервые была высказана Михаилом Кузьминым (1872 – 1936) в его статье «О прекрасной ясности (1910). В ней были изложены все основные постулаты будущих акмеистов. Собственно акмеистическое движение возникло 1913 году на почве авторского объединения «Цех поэтов», в который входили Н.Гумилев,

С.Городецкий (1884 – 1967), Анна Ахматова (1889 – 1966) и Осип Мандельштам (1891 – 1938).

Первые манифесты акмеизма появились в журнале «Аполлон» (модернистском литературном журнале начала века) в январе. В своей статье «Наследие символизма и акмеизм» Н.Гумилев подверг символистов сильной критике; С.Городецкий в статье «Некоторые течения в современной русской литературе» высказывается еще более резко, декларируя катастрофу символизма. И хотя акмеисты, как объединение просуществовали недолго, всего 2 года, они, без сомнения, внесли огромный вклад в русскую литературу. Н.С.Гумилев был одним из видных представителей модернизма.

II Творческая биография Н.Гумилева.

Становление поэта . Он родился 3 апреля 1886 года в Кронштадте в семье морского врача. Раннее детство поэт провел в Царском селе, куда родители переехали после увольнения отца с военной службы. Учился Коля вначале у домашнего наставника – студента Б.И. Галазона, а затем в Петербургской гимназии, руководимой известным педагогом Я.Г.Гуревичем

В эту пору у мальчика пробудилась большая страсть к чтению, в основном приключенческой литературе и Пушкина. С 12 лет он сам начинает писать стихи и помещает в гимнастическом рукописном журнале свой 1-й рассказ. 1900г. семья Гумилевых переезжает на Кавказ и Николай поступает вначале во 2-ю, а затем в 1-ю гимназию Тифлиса. Он увлеченно пишет стихи о Грузии и о ранней любви. Первое стихотворение Гумилева, напечатанное в тифлисской газете (1902), носит романтический характер и рисует устремившегося из «города в пустыню» лирического героя, которого влекут к себе неуспокоенные «люди с пламенной душой» и с «жаждой добра» («Я в лес бежал из городов…»). В1903г. Гумилевы окончательно поселяются в Царском селе, и юноша переводится в 7-й класс Николаевской царско-сельской гимназии, которую возглавлял поэт И.Ф.Ананенский. В эту пору завязывается дружба Николая сначала с Андреем Горенко, а затем и с его сестрой Анной, будущей поэтессой Ахматовой, которой он начинает посвящать свои лирические стихи. Будучи еще гимназистом, Н.Гумилев создает на средства родителей свою 1-ю книгу стихов «Путь конквистадоров» (1905). Этот юношеский сборник великолепно отражал романтическую настроенность и складывающийся героический характер автора: книга была посвящена отважным и сильным героям, весело идущим на встречу опасностям, «наклоняясь к пропастям и безднам». Поэт прославляет волевую личность, выражает свою мечту о подвиге и геройстве. Он находит для себя своеобразную поэтическую маску – конквистадора, смелого покорителя дальних земель («Сонет»). Это стихотворение автор считал программным. В нем он уподобляет самого себя древним завоевателям, осваивающим новые земные пространства. С этого сравнения начинается произведение: тяжеловесно и грузно, резко и внушительно звучат гумилевские стихи: «Как конквистадор в панцире железном / Я вышел в путь…». Прославленная строка повторяется в стихотворении, и на этот раз она звучит еще определеннее, поскольку грамматическое сравнение снимается: «Я, конквистадор в панцире железном». Степень отождествления усиливается и симметрично расположенные стихи, словно крепким обручем, охватывают первые 2-е строфы. На смену двум четверостишиям приходят два трехстишия, в которых воспевается мужественный поединок со смертью (Я с нею буду биться до конца…») и неустанное движение к намеченной цели. Об этом говорится на традиционном романтическом языке, и не случайно здесь возникает образ заветной голубой лилии, добываемой рукой мертвеца. Написанное в форме сонета («сонет, от итал. Sonetto - твердая форма: стих из 14 строк, образующих два четверостишия (на 2 рифмы) и два трехстишия (на 2-3 рифмы). Возник в 13 веке в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма.»), стихотворение интересно прославлением смелого риска, отваги, преодоления преград, борения «у бездны на краю» (А.С.Пушкин). Вот от чего конквистадор готов идти вперед, «наклоняясь к пропастям и безднам». При этом герой Гумилева лишен хмурой серьезности, грозной сосредоточенности: он шагает «весело», «смеясь» невзгодам, отдыхая «в радостном саду». В стихотворении говорится, об открытии новых поэтических материков, о мужестве в освоении новых тем, форм, эстетических принципов. Для Гумилева в этот период единственной реальностью является мир мечты. И ею он окрашивает свое раннее романтическое стихотворение, исполненное готики. Сборник был замечен виднейшим поэтом – символистом В.Брюсовым, который поместил в своем журнале «Весы» рецензию на первый опыт начинающего автора. Брюсов заметил, что «в книге есть и несколько прекрасных стихов, действительно удачных образов. Предположим, что она только путь нового конквистадора и что его победы и завоевания впереди». Этот отзыв окрылил юношу, стал поводом для начавшейся активной переписки поэтов, и дальнейший рост Гумилева в значительной степени определялся воздействием В.Брюсова, которого молодой автор считал своим учителем. Известное влияние оказал на начинающего поэта и И.Анненский, творчество которого Гумилев хорошо знал и ценил. Окончив в 1906г. гимназию, Гумилев сразу же отправляется в Париж, где он продолжает образование в Сорбонне, издает журнал «Сириус» (1907), пишет ряд новелл («Принцесса Зара», «Золотой рыцарь», «Скрипка Страдивариуса», «Последний придворный поэт»), осваивает стихотворную технику, увлекается живописью и театром, создает пьесу «Шут короля Батиньоля». А, возвратившись в Россию (1908), поступает в Санкт – Петербургский университет, в котором учится в начале на юридическом, а потом на историко-филологическом факультете, где слушает лекции выдающихся профессоров Д.К.Петрова, В.Ф.Шишмарева, специалистов по романо-германской культуре. Так начиналась творческая жизнь Гумилева, исполненная горения, тяги к обширным знаниям, неустанного поэтического вдохновения.