Сущность развития личности по к хорни. Подробно – социокультурная теория личности к.хорни:основные положения. Я-образ, как ключевое понятие в теории личности К.Хорни

Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни.

Во-первых, она отвергала высказывания 3. Фрейда относительно женщин, и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Когда 3. Фрейд , анализируя развитие и формирование женственности, утверждал, что основной движущей силой в развитии женщин является желание стать мужчиной, вне всякого сомнения, при этом речь шла об эмансипированных женщинах, у которых действительно присутствует внутреннее желание сравняться с мужчиной, достичь его духовной и нравственной свободы. Но женственная женщина не испытывает ни малейшей потребности в эмансипации. И поэтому, когда американский психоаналитик К. Хорни отвергает взгляд 3. Фрейда на психологию женщины, на ее стремление приобрести атрибуты мужского пола, стать мужчиной, то она говорит, что женщина, физически созданная для специфически женских функций, в психологическом аспекте не может быть детерминирована желанием иметь атрибуты другого пола. Можно предположить, что при этом она говорит об истинной женщине, имеющей небольшой процент мужественности или вообще не проявляющей таковую. Желание взрослых женщин быть мужчиной, утверждает К. Хорни , характерно лишь для невротичных женщин. Такие проявления, как склонность к диктаторской власти, честолюбию, к тому, чтобы завидовать другим и бранить их, – это элемент неврозов нашего времени как у женщин, так и у мужчин.

Равным образом А. Адлер полагает, что желание женщины быть мужчиной может быть связано с желанием иметь все привилегии, которые в нашей культуре считаются мужскими, такие как сила, смелость, независимость, успех, сексуальная свобода, право выбора партнера.

И если во время Фрейда считалось, что женщине свойственны также мазохизм и боязнь потерять любовь, то К. Хорни отрицает подобный взгляд на женщину, она говорит, что мазохизм не является изначально женским феноменом. К. Хорни считает, что причины не в биологии, а в культуре.

Мазохизм, утверждает она, это проявление попытки достичь безопасности и удовлетворения в жизни благодаря собственной незаметности и зависимости, такой способ помогает достичь господства над другими через слабость и страдание. Боязнь потерять любовь также заложена в культуре. На протяжении веков труд женщин ограничивался семейным кругом. Любовь и преданность стали рассматривать как специфические женские добродетели. К. Хорни считает, что существуют две причины недовольства женщины своей женской ролью: в обществе, где нарушены человеческие взаимоотношения, трудно достичь счастья в жизни; подобная ситуация и порождает чувство неполноценности, а значит, недовольство собой как женщиной. Пока ведение домашнего хозяйства считалось серьезным делом, количество детей не ограничивалось, женщина чувствовала себя конструктивным фактором экономического процесса. Эта основа исчезла, и женщина утратила свой фундамент. Любой человек чувствует себя недостойным, если его не любят и не очень ценят. Подобное обесценивание изначальной женской роли мы наблюдаем в настоящее время и в нашей культуре. У женщин, выброшенных из социума по различным причинам, появляется чувство ненужности, снижается самооценка, развиваются депрессивные состояния.

Во-вторых, Хорни была убеждена, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума.

В-третьих, клинические наблюдения над ее пациентами показали глубокие различия в их личностной динамике в зависимости от культурной среды, в которой они жили (Европа, США), что было подтверждением культурных факторов в развитии личности. Отмечая, как и 3. Фрейд, значение детских переживаний в формировании структуры личности взрослого человека, Хорни утверждала, что детству характерны две потребности:

Потребность в удовлетворении;

Потребность в безопасности.

Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т.д. И хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной, по ее мнению, в развитии ребенка является потребность в безопасности. Основополагающий мотив при этом – быть любимым, желанным, защищенным. Если родители и ближайшее окружение не удовлетворяют эти потребности, то подавленные чувства обиды, негодования, враждебности проявляются во взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем (базальная тревога – «ощущение беспомощности перед лицом потенциально опасного мира») .

Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности, беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, использует эти потребности негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей. Здоровый же человек легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства.

Хорни впоследствии разделяет все потребности на три основные категории, каждая из которых представляет собой стратегии оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с людьми.

Ориентация на людей: уступчивый тип личности. Эта ориентация предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность, беспомощность. Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали, руководили им.

Такие люди завязывают отношения с единственной целью – избежать чувства одиночества, беспомощности, ненужности.

Ориентация от людей: обособленный тип. Эта ориентация обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки «мне все равно». Такие люди руководствуются ошибочным убеждением: «если я отстранюсь, со мной будет все в порядке».

Для такого типа личности характерна установка – никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям. Для них характерны стремления к уединенности, независимости, самодостаточности.

Ориентация против людей: враждебный тип. Для этого стиля поведения характерны доминирование, враждебность, эксплуатация. Этот человек действует исходя из иллюзорного убеждения «у меня есть власть, никто меня не тронет». Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь – это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции «что я буду от этого иметь?», независимо от того, о чем идет речь – деньгах, престиже, контактах или идеях. Хорни отмечала, что этот тип личности способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все его потребности вращаются вокруг желания повысить собственный престиж, статус, удовлетворить личные амбиции. То есть основная потребность этого типа – эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение.


Карен Хорни (1885-1952) - немецко-американский исследователь, практикующий психоаналитик, последователь З. Фрейда. Работы Карен Хорни посвящены невротической личности. Она определяет невроз как "психическое расстройство, вызываемое страхами и защитами от них, а также попытками найти компромиссные решения конфликта разнонаправленных тенденций". Одним из критериев определения невроза она считает отклонения от общепринятого в данной культуре образца. Однако, признает К. Хорни, само понятие нормы относительно. Существует определенная вариативность в пределах нормы. Сами нормы различны в разных культурах, для разного времени, сословий, для людей разного возраста и пола. Необходимы социальные и психологические критерии для выделения невротической личности, поскольку можно быть полностью адаптированным к среде и страдать тяжелым неврозом, а можно вести образ жизни, отличный от большинства и не страдать им.


Еще одна особенность невротической личности - ригидность реакций. Она лишена спонтанности, естественности, непосредственности, она не позволяет себе быть самой собой. Невротическую личность отличает также противоречивость желаний и противоречивый, компромиссный способ решения проблем. Еще одна ее характерная особенность - ее возможности, как правило, больше ее достижений. Одна из причин этого - многочисленные внутренние барьеры. Самыми главными ее характеристиками являются нарушенные отношения к себе и другим людям. Карен Хорни выделяет пять видов отношений людей. Это - отношения любви, привязанности и расположения человека, отношения, связанные с оценкой Я, отношения, связанные с самоутверждением, с агрессией, с сексуальностью. Относительно первой группы отношений невротика характеризует неразборчивый голод на благорасположение и высокую оценку вне зависимости от места, которое занимает данный человек в его жизни. Часто они сами не осознают эту свою особенность, но выдают ее особой чувствительностью к любому отказу. Кроме того, их отличает противоречие между желанием получать любовь и неспособностью ее отдавать. Вторые отношения характеризует чувство неполноценности и несоответствия, которые могут выражаться явно, а могут быть скрыты за компенсаторными потребностями в самовозвеличивании.


Третья группа отношений характеризуется внутренними запретами: например, им трудно попросить кого-либо, сказать "нет", сделать что-либо в своих интересах, высказать мнение или обоснованную критику. Часто они не способны планировать и проявляют пассивность даже в таких важных сферах как выбор спутника жизни и профессии. Ими движут в первую очередь невротические страхи. В группе отношений, связанных с агрессией невротические личности проявляют два противоположных способа поведения: склонность быть агрессивным и, наоборот, чувство, что они постоянно подвергаются обману, унижению, дискриминации. То же наблюдается и в сексуальной сфере, которая у невротиков нарушена. Это либо повышенная активность в этой области, либо запрет на нее. Карен Хорни выделяет два типа неврозов: ситуативные и неврозы характера. Во-первых, как только становится понятной ситуация, вызвавшая временную дезадаптацию, так проблема и благополучно разрешается. Личность в этих случаях сохранна. Во-вторых, существуют сильные барьеры для осознания, их характеризует измененная структура личности. Как правило, неврозы характера берут начало с детства. Ребенок сталкивается с ситуациями, которые в силу своего возраста оказывается не способным разрешить или разрешает ценой невротического развития. Обычно он имеет родителей, которые в силу собственного невроза, не способны ему дать чувства опоры в самом себе, принятия себя. Такие родители могут решать свои проблемы за счет ребенка. Например, свое нереализованное стремление к успеху. Причем на пути к успеху зачастую не учитываются возможности, интересы, способности ребенка. Часто такие родители не чувствительны к индивидуальным особенностям ребенка, придерживаются воспитательных теорий, не имеют четких требований, фрустрируют удовлетворение потребностей ребенка, разрушают его дружбу, ломают его волю.


Как правило, они не имеют удовлетворительных эмоциональных и сексуальных отношений с другими людьми, и все свои неудовлетворенные потребности обращают к ребенку, ограничивая его общение вне семьи. Ребенок только первый год или два года испытывает физическую зависимость от родителей, дальше он попадает в зависимость психологическую. Невротические родители отличаются повышенной чувствительностью и малой способностью к равным отношениям. Понятно, что такие тесные условия жизни как в семье могут вызывать ситуации, в которых дети испытывают отрицательные чувства по отношению к родителям, но эти чувства находятся под запретом и вытесняются. Культурная норма - что родители всегда правы- заставляет ребенка принять вину на себя, понижая его самооценку. Болезненная чувствительность, авторитарность, негибкость невротичных родителей заставляет ребенка приспосабливаться к ним, не позволяя быть самим собой. Страх родителей перед жизнью способствует гиперопеке. Менее самостоятельный и менее умелый ребенок становится и менее уверенным в своих силах. Итак, невротическое развитие личности берет свое начало, как правило, в детстве. Карен Хорни согласна с З. Фрейдом в его оценке влияния ранних отношений с близкими людьми на становление личности. Но ее теория более оптимистична. Она предполагает возможность изменений в личности. Отрицательное влияние родителей может нейтрализовать влияние среды (например, ему может посчастливиться встретить близкого друга, может быть счастливый брак). Сама жизнь часто бывает лучшим лекарем, единственно, что нет гарантии, что ее воздействие будет благотворным. Одна из основных особенностей невротической личности - неустойчивость ее самооценки. Каким бы уверенным ни казалось его поведение, невротик крайне чувствителен к оценке окружающих. Беззащитность невротической личности и ее страх перед жизнью проявился в рисунке, который попросила К.Хорни сделать одну из таких женщин. Когда она рисовала себя, то изобразила маленького голого ребенка, окруженного многочисленными чудищами, протягивающими к ней лапы. Как правило, сама такая личность очень плохо осознает свои особенности. Раздутый, нереальный образ себя, мечты о грядущих успехах помогают ей примириться с жизнью и с собой. Но это очень шаткая основа для самооценки. Чувствуя свою слабость, невротическая личность пытается других заставить взять ответственность за ее жизнь.


Для этого она использует одну из трех стратегий: движение к людям; движение против людей; движение от людей. Если в норме все эти три стратегии имеют место, то невротическая личность в силу своей ригидности делает одну из них способом жизни. Испытывая повышенную потребность в успехе (за которой лежит потребность решить вопрос с принятием себя), такая личность может бросить все силы на его достижение, фрустрируя удовлетворение других своих потребностей. На пути достижения успеха ей могут мешать нацеленность на успех, на себя, а не на дело и многочисленные внутренние барьеры. Невротическая личность не зрела. Эгоцентризм сближает ее с ребенком, сознание собственной исключительности с подростком. Страхи, защитные механизмы, внутренние барьеры, незнание и неприятие себя и других, нарушенные отношения и нарушенная коммуникация стоят на пути приобретения ею зрелости. Где-то в глубине души она понимает свои особенности. Ее раздвоение: для себя и для других, ее защита требуют очень много сил, понижают ее эффективность и возможность быть счастливой.


Синельникова С. С.


Заключительные комментарии

Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния вза имодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формиро вания личности. Его принципиальный тезис заключался в том, что структура ха рактера (типы личности) связана с определенными социальными структурами.

254 Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности

Придерживаясь гуманистических традиций, он также утверждал, что в результате радикальных социальных и экономических изменений можно создать общество, в условиях которого удовлетворялись бы и индивидуальные, и общественные потребности.

К сожалению, большинство теоретических убеждений Фромма, особенно его теория развития характера, были сформулированы настолько глобально, что они недоступны эмпирическому изучению. Фактически, было сделано очень мало подобных попыток . Изучение клинических случаев и на блюдения над другими культурами представляет собой единственный источник подтверждения его концепции. Тем не менее, книги Фромма не утратили своей популярности как в профессиональной среде, так и среди простых читателей во всем мире. Бесчисленное множество людей считают его убедительные и наталки вающие на размышления комментарии по широкому спектру социальных проблем созвучными современности.

Карен Хорни так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основополага ющим принципам теории Фрейда. Наиболее важный вопрос, по которому она

дискутировала с Фрейдом, -это решающая роль физической анатомии в обус ловливании психологических различий между женщинами и мужчинами. Хорни

полагала, что высказывания Фрейда о психологии женщины, особенно его заявле ния о том, что женщинами движет ≪зависть к пенису≫, являются нелогичными и привязанными к культуре Вены XIX века. Хорни также возражала против его теории инстинктов и считала, что психоанализ должен придерживаться более ши рокой социокультурной ориентации.

В своих работах Хорни подчеркивала важность культурных и социальных

влияний на личность. Хотя ее теория относится в большей степени к больным

неврозами, чем к здоровым личностям, многие из ее идей привели к значительным

открытиям в понимании индивидуальных различий и межличностных отношений.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Карен Хорни (Karen Homey), урожденная Даниэльсон, родилась в Германии, не подалеку от Гамбурга в 1885 году. Ее отец был морским капитаном, глубоко веру ющим человеком, убежденным в превосходстве мужчин над женщинами. Ее мать, датчанка, привлекательная и свободомыслящая женщина была на 18 лет моложе

своего мужа. Большую часть детства и отрочества Хорни мучали сомнения в сво их достоинствах, усугублявшиеся ощущением внешней непривлекательности.



Чувство своей малоценности она компенсировала, став превосходной студенткой.

Позднее она призналась: ≪Поскольку я не могла стать красавицей, я решила стать умной≫ .

В 14 лет Хорни приняла решение стать врачом. Цель была достигнута в 1906 году, когда она поступила в Университет во Фрайбурге и стала первой жен Карен Хорни: социокультурная теория личности 255

Карен Хорни (18854952).

щиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину. Там она встретила

Оскара Хорни, студента-политолога, и вышла за него замуж в 1910 году. Хорни

получила медицинскую степень в Берлинском университете в 1915 году. В тече ние следующих пяти лет она изучала психоанализ в Берлинском психоаналитиче ском институте. Почти все это время Хорни страдала от тяжелых приступов де прессии и однажды, как сообщают ее биографы, была спасена мужем при попытке

самоубийства .

К 1926 году брак Хорни начал разрушаться по мере того, как росла лавина ее

личных проблем. Скоропостижная смерть брата, развод родителей и их смерть в течение одного года, растущие сомнения в ценности психоанализа все это при вело ее к совершенно подавленному состоянию. Тем не менее, после развода с

мужем в 1927 году она начала делать успешную карьеру как психиатр. Она рабо тала в Берлинском психиатрическом институте и была очень увлечена преподава нием, написанием научных работ и путешествиями.

В 1932 году, во время Великой депрессии, Хорни переселилась в Соединенные

Штаты. Она была принята на должность помощника директора в Чикагском психо аналитическом институте. Спустя два года она переехала в Нью-Йорк, где читала

лекции в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Усиливающееся расхож дение ее взглядов с доктриной Фрейда вынудило сотрудников института дисквали фицировать ее как инструктора по психоанализу в 1941 году. Вскоре после этого

она основала Американский институт психоанализа. Хорни была деканом этого

института до самой своей смерти от рака в 1952 году.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТЕОРИЯ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ

Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три

основных соображения Хорни. Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда

относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая

256 Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности природа предопределяет зависть к пенису. Это была отправная точка в ее расхож дениях с ортодоксальной фрейдовской позицией. Во-вторых, во время пребывания

в Чикаго и Нью-Йорке она обменивалась мнениями с такими выдающимися учены ми, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря им окрепла

ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние

на развитие и функционирование индивидуума. В-третьих, клинические наблюде ния над пациентами, которых она вела в Европе и Соединенных Штатах, показали

поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением

влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межлич ностных отношений.

Развитие личности Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для фор мирования структуры и функционирования личности у взрослого .

Несмотря на общность основных позиций, оба ученых расходились во мнениях по

вопросу о специфике формирования личности. Хорни не приняла утверждений

Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальная анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейше го развития личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии

личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности [Ногпеу, 1939]. Удовлетворение

охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Хотя Хорни

придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического

выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В дан ном случае основополагающий мотив -быть любимым, желанным и защищен ным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении

этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей.

Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем

самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероят нее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родите лей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно

патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей мо гут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сума сбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а так же оказание явного предпочтения его братьям и сестрам [Ногпеу, 1945]. Однако

основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей явля ется развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребе нок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время

испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт

приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате

поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направля ется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психо Карен Хорни: социокультурная теория личности 257

логической защиты, цель которой -подавление враждебных чувств по отноше нию к родителям, чтобы выжить [Ногпеу, 1950, р 18].

К сожалению, подавленные чувства негодования и враждебности, причиной

возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они про являются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базаль ная тревога, ≪ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциаль но опасного мира≫ [Ногпеу, 1950, р. 18] Базальная тревога -это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности -является одной из осново полагающих концепций Хорни

Базальная тревога: этиология неврозов

В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым ком понентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. В об щем, по мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощуще ние безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге Соответственно, этио логию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях меж ду ребенком и родителем. Как вы помните, если ребенок ощущает любовь и Согласно Хорпи, базальная тревога

развивается на основе чувства

одиночества, беспомощности и заброшенности во враждебном

окружении.

(Е. Budd Giay Jeioboam)

258 Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться

нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце

концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждо го. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к фор мированию невроза у взрослого.

Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги

Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получив ших название невротических потребностей, или невротических тенденций

Они представлены в табл. 5-3 вместе с соответствующими стиля ми поведения.

Таблица 5-3. Десять невротических потребностей, описанных Хорни

Избыточная потребность

1. В любви и одобрении

2. В руководящем партнере

3. В четких ограничениях

4, Во власти

5. В эксплуатировании других

6. В общественном признании

7. В восхищении собой

8. В честолюбии

9. В самодостаточности и не зависимости 10. В безупречности и неопро вержимости Проявления в поведении

Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со сто роны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к крити ке, отверганию или недружелюбию

Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться

в одиночестве; переоценка любви -убежденность в том, что любовь

может решить все

Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное

значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребователь ность, довольствование малым и подчинение другим

Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное

отношение к слабости Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть ≪тупым≫ в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их Желание быть объектом восхищения со стороны других; представле ние о себе формируется в зависимости от общественного статуса

Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостат ков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны

окружающих

Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия;

страх неудачи

Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких либо обязательств; дистанцирование от всех и вся

Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отноше ниях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

Карен Хорни: социокультурная теория личности 259

Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они по могают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, ис пользует их негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возмож ных потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если

этого требуют меняющиеся обстоятельства. Например, когда возникает потреб ность в любви, здоровый человек пытается ее удовлетворить. Когда возникает

потребность во власти, он также пытается ее удовлетворить и так далее. Хорни

поясняет, что невротик, в отличие от здорового, избирает какую-то одну потреб ность и использует ее без разбору во всех социальных взаимодействиях. ≪Если он

нуждается в любви, то должен получить ее от друга и врага, от работодателя и чистильщика обуви≫ [Ногпеу, 1942, р. 39]. Короче говоря, потребность определен но имеет характер невротической, если человек неутомимо пытается превратить

ее удовлетворение в способ жизни.

Ориентация на людей, от людей и против людей

В своей книге ≪Наши внутренние конфликты≫ (1945) Хорни разделила список

из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий пред ставляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью дос тижения чувства безопасности в окружающем мире. Иначе говоря, их действие

заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жиз ни. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.

Ориентация на людей: уступчивый тип. Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешитель ность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому

типу, руководит иррациональное убеждение: ≪Если я уступлю, меня не тронут≫ [Ногпеу, 1937, р. 97].

Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защища ли и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажет ся, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим

поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость.

Ориентация от людей: обособленный тип. Ориентация от людей как стра тегия оптимизации межличностных отношений обнаруживается у тех индивидуу мов, которые придерживаются защитной установки: ≪Мне все равно≫. Такие

люди, которых Хорни относит к обособленному типу, руководствуются ошибоч ным убеждением: ≪Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке≫ [Ногпеу, 1937, р. 99].

Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя

увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они

утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным

наслаждениям -они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии

характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

260 Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности Ориентация против людей: враждебный тип. Ориентация против людей - это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждеб ность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, ис ходя из иллюзорного убеждения: ≪У меня есть власть, никто меня не тронет≫

Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь -это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он

рассматривает с позиции: ≪Что я буду от этого иметь?≫, независимо от того, о чем

идет речь -деньгах, престиже, контактах или идеях. Хорни отмечала, что враж дебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге

всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все направлено на

повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций.

Таким образом, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать дру гих, получать общественное признание и восхищение.

Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных

стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного соци альными влияниями в детстве. С точки зрения Хорни, эти основополагающие

стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас.

Более того, по Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии

конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых

этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у

больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он спосо бен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сде лать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встаю щие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только

одну из трех стратегий совладания, годится она в данном случае или нет. Из

этого следует, что невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя и менее гибко, и не так эффективно при решении жизненных проблем.

Психология женщины

Как упоминалось выше, Хорни не соглашалась почти ни с одним утверждением

Фрейда в отношении женщин [Ногпеу, 1926]. Она полностью отвергала его взгляд, согласно которому женщины завидуют мужскому пенису и упрекают сво их матерей за то, что лишены этого органа. Она также считала ошибочным мнение

Фрейда, утверждавшего, что женщина неосознанно стремится родить сына и та ким образом символически обрести пенис. Хорни выразила протест против подоб ного унизительного для женщин взгляда в своих рассуждениях о том, что мужчи ны испытывают зависть к матке, в чем выражается неосознанная ревность муж чин к способности женщин рожать и кормить детей. Наконец, Хорни пришла к

заключению, что психоанализ был создан ≪мужским гением, и почти все, кто раз вивал идеи психоанализа, были мужчинами≫ [Ногпеу, 1926/1967, р. 54]. Надо

отметить, что оппозиция Хорни взглядам Фрейда на женщин в то время вызвала

большую полемику. Ее дисквалифицировали как инструктора по психоанализу и в конце концов отстранили от этого преимущественно мужского научного на правления. Однако, будучи первой крупной феминисткой, она добилась большего, Карен Хорни: социокультурная теория личности 261

чем просто критика Фрейда. Она выдвинула свою теорию психологии женщины, содержащую новый взгляд на различия между мужчинами и женщинами в кон тексте социокультурных влияний.

Хорни настойчиво утверждала, что женщины часто чувствуют себя неполно ценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на эконо мической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически

сложилось так, что к женщинам относились, как к существам второго сорта, не

признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они

признавали мужское ≪превосходство≫. Социальные системы, с их мужским доми нированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несо стоятельными. Хорни доказывала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными, но не из зависти к пенису. Она рассматривала ≪переоценку≫ жен щинами маскулинности скорее как проявление стремления к власти и привилеги ям. ≪В желании быть мужчиной может выражаться проявление желания обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маску линными -такими как сила, смелость, независимость, успех, сексуальная свобо да, право выбирать партнера≫ [Ногпеу, 1939, р. 108].

Хорни также обращала внимание на ролевые контрасты, от которых страдают

многие женщины в отношениях с мужчинами, в особенности выделяя контраст

между традиционной женской ролью жены и матери и такой более либеральной

ролью, как выбор карьеры или достижение других целей [Ногпеу, 1926/1967].

Она полагала, что этот ролевой контраст объясняет те невротические потребности, которые мы можем увидеть у женщин в любовных отношениях с мужчинами.

Идеи Хорни, подчеркивающие значение культуры и половых ролей, хорошо

согласуются с сегодняшним феминистским мировоззрением .

Хорни приветствовала стремительные изменения в ролевом поведении и отноше ниях между полами, наблюдающиеся в современном обществе. Ее многочислен ные статьи, посвященные психологии женщины, часто цитируют современные

исследователи.

Заключительные комментарии

Теория Хорни почти целиком основана на клинических наблюдениях. Ее объяс нение неврозов как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся опи санием клинических случаев, можно считать наиболее значительным вкладом в современную теорию личности. Тем не менее, интерес Хорни почти исключительно

к клиническим проявлениям неврозов, к патологии, существенно снижает сферу

применения ее теории. К чести Хорни, она всегда стремилась к точности и ясности в рассуждениях о причинах и развитии неврозов. В ее размышлениях чувствуется

также оптимистический взгляд на человечество, основанный на убеждении в том, что у каждого человека есть способности к позитивному личностному росту.

К сожалению, в литературе, посвященной экспериментальным исследованиям, не встречается ни прямых доказательств ее концепций, ни опровержений. Но, не смотря на это, ее теоретические и клинические идеи имеют огромный отклик. Она

много писала специально для людей, не имеющих профессиональной подготовки в этой области, и ее книги пользуются сегодня большой популярностью. Таким обра зом, подход Хорни к личности представляет не только исторический интерес.

262 а Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности РЕЗЮМЕ

Различные теоретики постфрейдистского направления, пересматривая психоана литическую теорию, придавали особое значение эго и его функциям. Эрик Эрик сон, один из наиболее выдающихся эго-психологов, сделал упор на динамику раз вития эго на протяжении жизненного цикла. Он рассматривал личность как

объект влияния социальных и исторических сил. В отличие от Фрейда, у Эриксо на эго предстает как автономная личностная структура. Его теория сфокусирова на на качествах эго, появляющихся в предсказуемые периоды жизни. Значение

социальных и культурных влияний в формировании личности характерно и для

теорий Эриха Фромма и Карен Хорни.

Эриксон утверждает, что эго проходит в своем развитии через несколько универ сальных стадий. Согласно его эпигенетической концепции развития человека, каж дая стадия жизненного цикла наступает в оптимальное время. Последовательное

развертывание жизненных стадий -результат взаимодействия биологического со зревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей.

С точки зрения Эриксона, жизненный цикл человека включает восемь психосо циальных стадий. Для каждой из них характерен определенный тип кризиса или

решающий этап в жизни человека. Стадии описаны в терминах ведущих психоло гических конфликтов: 1) базальное доверие -базальное недоверие; 2) автоно мия -стыд и сомнение; 3) инициативность -вина; 4) трудолюбие -неполно ценность; 5) эго-идентичность -ролевое смешение; 6) интимность -изоляция;

7) продуктивность -инертность, застой; 8) эго-интеграция -отчаяние. Инди видуальное своеобразие личности зависит от разрешения этих конфликтов.

Теория Эриксона опирается на его исходные положения о природе человека.

В его психосоциальной теории нашли выражение:

Сильная приверженность принципам холизма, инвайронментализма (преоб ладание влияния социальных факторов) и изменяемости;

ш умеренная приверженность принципам детерминизма, рациональности, объективности, проактивности, гетеростаза и познаваемости.

Исследования, посвященные оценке эмпирической валидности теории Эриксона, рассматривались в аспекте таких понятий и явлений, как формы эго-идентичности, достижение идентичности и способность к интимности. Было отмечено, что теория

Эриксона послужила стимулом для очень небольшого количества исследований.

Применение теории Эриксона обсуждалось в связи с проблемой понимания

поведения подростков в американском обществе. Разные аспекты поведения под ростков -проблема выбора карьеры, членство в группе сверстников, употребле ние алкоголя и наркотиков -объяснялись как частичное отражение кризиса

идентичности.

Эрих Фромм продолжил постфрейдистскую тенденцию в персонологии, уде ляя особое внимание влиянию на личность социальных и культурных факторов.

Он утверждал, что пропасть между свободой и безопасностью дошла до такого

предела, что сегодня одиночество, ощущение собственной незначимости и отчуж денность стали определяющими признаками жизни современного человека. Опре деленной частью людей движет желание бегства от свободы, которое осуществля Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни ш 263

благодаря спонтанной активности.

Фромм описал пять экзистенциальных потребностей, присущих исключитель но человеку. Эти потребности базируются на конфликтующих между собой стрем лениях к свободе и безопасности: потребность в установлении связей, потребность

в преодолении, потребность в корнях, потребность в идентичности и потребность

в системе взглядов и преданности.

Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием

способа удовлетворения экзистенциальных потребностей, предоставляемого соци альными, экономическими и политическими условиями. Непродуктивные типы

характера -рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный.

Продуктивный характер, согласно теории Фромма, представляет собой цель раз вития человечества; в его основе лежат разум, любовь и труд.

Карен Хорни отвергла постулат Фрейда о том, что физическая анатомия опре деляет личностные различия между мужчиной и женщиной. Она утверждала, что социальные отношения между ребенком и родителями являются решающим факто ром в развитии личности. Согласно Хорни, в детстве основными являются потреб ности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует

удовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальной

враждебности, а та, в свою очередь, ведет к базальной тревоге. Базальная трево га -ощущение беспомощности во враждебном мире -является основой невроза.

Хорни описала 10 невротических потребностей, которые люди используют с

целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными

базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики, реагируя на раз личные ситуации, опираются только на одну потребность. Впоследствии Хорни

объединила невротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения: ориентация ≪от людей≫, ≪против людей≫ и ≪к людям≫. У невротиче ской личности обычно преобладает одна из них.

Хорни не соглашалась с Фрейдом по вопросу о зависти женщины к пенису;

она предложила вместо этого версию о том, что мужчины испытывают зависть к

женщинам из-за способности последних рожать и кормить детей. Она также

считала, что женщины могут испытывать чувство неполноценности вследствие

своей экономической, политической и психологической зависимости от мужчин.

Хорни уделяла особое внимание социокультурным влияниям, особенно мужскому

доминированию и дискриминации женщин, в объяснении развития личности жен щины.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Каким образом теория Эриксона модифицирует и/или расширяет психоаналитиче ский подход Фрейда к личности?

2. Согласны ли вы с Эриксоном в том, что главным кризисом в подростковом возрасте

является эго-идентичность-ролевое смешение? Как вы полагаете, вы сами в какой-то

степени испытывали этот кризис? Если да, то как, по-вашему, он мог повлиять на

другие сферы вашей жизни (например, выбор карьеры, отношения с родителями, любов ные отношения)?

264 Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности 3. Эриксон утверждает, что достижение эго-идентичности -это борьба на протяжении

К. Хорни соглашалась с мнением З. Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого, но не принимала утверждения З. Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальная анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейшего развития личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развития личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Согласно К. Хорни, для детства характерны две потребности: потребность удовлетворении и потребность в безопасности . Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Хотя Хоря придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физически выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив - быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. К. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, оказание явного предпочтения его братьям и сестрам. Основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базалъной враждебности. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувством беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой – подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить.

Итак, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Соответственно, этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем. Если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого. С точки зрения К. Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.


Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности, враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям, которые получили название невротических потребностей (табл. 6-4).

Таблица 6-4. Десять невротических потребностей, описанных К. Хорни

Избыточная потребность Проявления в поведении
1. В любви и одобрении Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию
2. В руководящем партнере Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви - убежденность в том, что любовь может решить все
3. В четких ограничениях Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим
4. Во власти Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости
5. В эксплуатировании других Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их
6. В общественном признании Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса
7. В восхищении собой Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих
8. В честолюбии Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи
9. В самодостаточности и не­зависимости Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся
10. В безупречности и неопро­вержимости Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

К. Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они по­могают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неиз6ежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, использует их негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если того требуют меняющиеся обстоятельства.

Все десять потребностей можно разделить на три основные категории. Каждая из категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Иначе говоря, их действие заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жизни. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.

Ориентация на людей: уступчивый тип. Предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком, которого К. Хорни относит к уступчивому ту, руководит иррациональное убеждение: «Если я уступлю, меня не тронут». Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью – избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим бдением часто скрываются враждебность, злость и ярость.

Ориентация от людей: обособленный тип. Обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: «Мне все равно». Люди, которых К. Хорни относит к обособленному типу, руководствуются ошибочным убеждением: «Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке». Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям - они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

Ориентация против людей: враждебный тип. Это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждеб­ность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, ис­ходя из иллюзорного убеждения: «У меня есть власть, никто меня не тронет». Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь - это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: «Что я буду от этого иметь?», независимо от того, о чем идет речь - деньгах, престиже, контактах или идеях. К. Хорни отмечала, что враж­дебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций. Таким образом, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать дру­гих, получать общественное признание и восхищение.

Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного соци­альными влияниями в детстве. С точки зрения К. Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас. Более того, по К. Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он спосо­бен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сде­лать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встаю­щие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий совладания, годится она в данном случае или нет. Из этого следует, что невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя и менее гибко, и не так эффективно при решении жизненных проблем.

Выводы:

1. З. Фрейд считал движущей силой развитая либидо и выделял следующие стадии развития человека: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная.

2. А. Фрейд выделяла стадии развития либидозной потребности (оральная, анальная, фаллическая, латентная, предпубертатная и пубертатная) и агрессивности (кусание, плевание, цепляние; разрушение и жестокость; властолюбие, хвастовство, зазнайство; дисоциальные начала). Кроме того, развитие происходит с развитием защитных механизмов и интериоризацией родительского авторитета.

3. Э. Эриксон считает, что развитие продолжается всю жизнь, и выделяет восемь стадий развития.

4. К. Хорни считала, что не существует стадий психического развития, и что решающую роль в развитии играет удовлетворение родителями потребности ребенка в безопасности. Если эта потребность не удовлетворяется, то возникает базальная тревога, которая компенсируется одной из 10 защитных стратегий. Каждой стратегии также сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми