«Быть знаменитым некрасиво…», анализ стихотворения Пастернака. Быть знаменитым некрасиво! Злая шутка Пастернака Быть популярным некрасиво

В этих строках своего знаменитого стихотворения "Быть знаменитым некрасиво" Борис Пастернак поднимает проблему потери истинного, высокого смысла творчества для человека, проблему духовного искушения славой, являющуюся одновременно главной идеей произведения и злободневной проблемой всего человеческого общества.

Автор обращает наше внимание на фразу "ничего не знача" - нет ничего привлекательного в том, чтобы прославиться, не совершив никаких значимых, достойных поступков; напротив, это стыдно. Позорно, чувствовать себя знаменитостью и осознавать, что ни одно благое деяние этому не предшествовало.

Да, я полностью разделяю позицию писателя. Ведь понятие "деятельность" и "творчество" предполагают определенное поведение, поступки человека, направленные на преобразование окружающей среды и создание чего-то нового соответственно. Однако незаслуженная, пустая слава не подразумевает под собой никакого преобразования окружающей среды, никакого создания культурных или материальных ценностей. У людей, прославившихся не за какое-то благородное действие, как правило, нет совести; таким людям стыд и позор.

Возьмем современный шоу-бизнес. Звезды российской эстрады зачастую прославляются не за счет своего таланта, а за счет внешности, каких-то экстравагантных поступков на сцене, в конце концов, связи решают многое, если не все. А настоящих талантливых людей очень мало.

Истории плохих людей - еще один рок данной проблемы. Ведь, как показывает история, прославиться можно как хорошими поступками, так и плохими. Истории Наполеона, Гитлера, Чикатило, Бони и Клайда тому примеры.

Таким образом, прославляться лучше хорошими поступками, добродетелями. Плохие поступки и слава любыми способами - это аморально. Данная проблема все еще актуально, так как прославиться в интернете мечтают многие, а для этого есть много способов, в том числе и позорных.

Славу каждый переносит по-разному – кто-то одевает доспехи гордыни, другой старается пройти мимо лавров незаметно, не отвлекаясь от служения музе. Ко второму типу относил себя Борис Пастернак, не принимающий известности, считая творчество, а не знаменитость целью.

Эта позиция хорошо просматривается в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво», анализ которого я и предлагаю. Уже во втором четверостишье Пастернак чётко обрисовывает цель творчества:

Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.

Без самоотдачи знаменитость растает, как лёд под июльским солнцем – разовые лавры нельзя примерять долго, а лучше вообще пройти мимо них. Стихи написаны в 1956 году, за два года до Нобелевской премии, не столько для читателей, сколько для коллег по цеху. Многие из них гонятся за известностью, как кот за мышью, теряя в этой беготне идеалы и размазывая себя во времени. Скорое вручение премии подтверждает правоту поэта.

Пастернак жил сложной жизнью, стараясь не поступаться идеалами и не закрываться в раковину самодостаточности. Именно Пастернак заступился за мужа Ахматовой, когда тот был арестован и никто не подавал голоса в его защиту. Борис Леонидович написал несколько стихотворение Сталину, а после попал в опалу, которая отразилась на стилистике творчества.

Эти моменты важны для глубокого анализа строк, так как помогают понять жизнь Пастернака и те условия, в которых строки пишутся. В стихотворении «Быть знаменитым» поэт выражает своё мнение насчёт знаменитости и делится им с коллегами по поэтическому цеху. Он не обвиняет их, не указывает путь, а просто выражает своё мнение, которое он перенёс на свою жизнь. Автор призывает жить честно, работать на максимуме самоотдачи и не почивать на лаврах. По мнению Бориса Леонидовича, жизнь и творчество неразрывны – нельзя поступать подло, но быть великим поэтом!

Вызывают интерес строки:

Другие по живому следу
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

Много будет тех, кто попытается скопировать путь знаменитости, взять её мысли и идеи, изложив их в своей форме. Это плагиат и не надо на него обращать внимания, выиграл ты или проиграл в битве творчества, решит будущее. Не стоит самому относить себя к лику гениальных людей – суд свершит день завтрашний.

Самое важное, самое сокровенное, Пастернак оставил на последнее четверостишье:

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Живым и только до конца.

Самое главное в творчестве – оставаться живым и не отступаться от пути под влиянием внешних обстоятельств. Оставаясь человеком в первую очередь, можно быть и хорошим поэтом, став плохим человеком, нельзя рассчитывать на восторг публики. Идти по жизни с поднятой головой, не прятать стыдливо взгляд, ошибаться, исправлять ошибки и идти дальше с открытым забралом, не снижая самоотдачи в творчестве при успехе – вот основной посыл стихотворения.

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Отлично выражает смысл стихотворения Михаил Казаков, послушать которого и предлагаю напоследок.

Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво” является его программным произведением: в нем автор высказывает свои мысли о том, каким должен быть творческий человек, описывает свои взгляды на литературное творчество. Используя краткий анализ “Быть знаменитым некрасиво” по плану на уроке литературы в 9 классе, можно легко и доступно объяснить школьникам суть этих взглядов.

Краткий анализ

История создания – написанное в 1956 году, оно вошло в поэтический сборник “Когда разгуляется”, вместе с другими произведениями, написанными Пастернаком за три плодотворных года.

Тема стихотворения – сущность творчества и кодекс жизни поэта.

Композиция – произведение можно разделить на три тематических части. В первой поэт рассуждает о том, что творец не должен стремиться к признанию публики, это не является целью творчества. Вторая часть раскрывает мнение о том, как именно должен жить поэт, а в последней, завершающей части композиции Пастернак говорит о том, что следование кодексу жизни в итоге приведет творческого человека к литературному бессмертию.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – сложный, Борис Пастернак использует переходы от одного размера к другому по схеме спондей — пиррихий — пиррихий — ямб.

Метафоры – “оставлять пробелы в судьбе “, “быть притчей на устах у всех “,

Эпитеты – “жизни целой “, “живому следу “, “единой долькой “.

Сравнения – “как прячется в тумане местность “.

Антитеза – “поражения – победа “.

История создания

Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво” было написано после целой череды событий в жизни поэта – его признали, он стал членом Союза писателей, умер “вождь народов”, но общая окололитературная суета волновала его все меньше, в основном Пастернак занимался переводами. В то же время он много размышлял о сути творчества, результатом этих размышлений и стала выстраданная истина, облеченная в поэтическую форму в 1956 году.

Существует относящаяся к истории создания гипотеза, что этим произведением, которое без преувеличения можно назвать программным, Борис Пастернак продемонстрировал неприятие творческого выбора Владимира Маяковского, который в то время считался лучшим поэтом современности и личностью чуть ли не неприкосновенной.

Стихотворение поэт включил в свой сборник “Когда разгуляется”, который наполнился более чем сорока стихотворениями в период с 1956 по 1958 годы.

Тема

Общая тема – это суть творчества и путь творческого человека, его предназначение, однако Пастернак также размышляет о смерти и жизни, о судьбе, о целях творчества в самом широком смысле.

Композиция

Композиционное строение стиха достаточно несложное – он трехчастный. В первой части поэт как будто выливает на читателя ушат ледяной воды, говоря о творцах, которые являются притчей у всех на устах, ничего при этом не знача.

Вторая часть представляет собой рразмышления о том, каким все-таки должно быть человеку. занимающемуся творчеством, – Пастернак видит его человеком, живущим без самозванства, но ради вечности. Он должен оставлять свою жизнь как будто за кадром, показывая только результат своего творчества, а не свою личность.

И третья часть – это указания другим поэтам, что нужно сделать для того, чтобы остаться в вечности, а не приобрести только сиюминутную славу. По мнению Пастернака, для этого необходимо обязательно быть живым до самого конца. При этом его наставления нельзя воспринимать высокомерные нравоучения – поэт сам всегда следовал тем заповедям, которые изложены в “Быть знаменитым некрасиво”.

Основной мотив произведения – познание и поиск себя.

Жанр

Это философское произведение, послание Пастернака к современникам и потомкам, его поучение, где сам поэт выступает в роли наставника. Он показывает другим тот путь, который сам считает истинным – не к признанию современниками, но к чему-то далекому и вечному. Пастернак использует сложные переходы от одного размера к другому, спондей сменяется пиррихием, а том, в свою очередь – ямбом. Это позволяет ему достаточно свободно выражать свои мысли, не ощущая скованности формой. Рифма же вежде одинаковая – перекрестная.

Средства выразительности

Пастернак в основном использует глаголы, чтобы передать движение, стихотворение изобилует деепричастными оборотами – все это делает его очень энергичным. В то же время поэт не отказывается от классических выразительные средств, таких как:

  • Метафоры – “ оставлять пробелы в судьбе “, “ быть притчей на устах у всех “,
  • Эпитеты – “ жизни целой “, “ живому следу “, “ единой долькой “.
  • Сравнения – “ как прячется в тумане местность “.
  • Антитеза – “ поражения – победа “.

Все выразительные средства использованы максимально гармонично – они работают на раскрытие общей идеи. Пастернак создал произведение, которое представляет собой идеальное сочетание содержания и формы.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 22.

Быть знаменитым некрасиво анализ стихотворения Пастернака по плану

1. История создания . Произведение "Быть знаменитым некрасиво" (1956 г.) относится к позднему периоду творчества Б. Пастернака. К этому времени он уже много испытал в жизни, получил возможность сравнить свою судьбу с остальными собратьями по перу. Произведение можно считать программным заявлением автора по поводу творчества в целом.

2. Жанр - лирическое стихотворение.

3. Главная тема произведения - творческая деятельность. Уже в первой строке появляется определяющая для всего стихотворения фраза - "быть знаменитым некрасиво". Скорее всего, автор имеет в виду бесконечное число "творческих деятелей" Советского Союза, которые на самом деле не представляют собой ничего примечательного. Всесоюзного успеха они добились не творчеством, а покорностью и бесчисленными похвалами политическому руководству страны. Идеологическая подоплека произведения на так важна.

Пастернак напоминает, что главной целью любого автора является "самоотдача". К сожалению, часто все происходит по иному. Добившись определенного успеха, поэт или писатель наслаждается славой и почетом. В дальнейшем его творчество уже будет подчинено поддержанию этого положения ("быть притчей на устах у всех"), а не высшим творческим целям.

Пастернак был уверен, что настоящее признание должно прийти к творцу гораздо позже, со стороны благодарных потомков. В порыве вдохновения поэт способен порвать границы времени и пространства. Только в этом случае его творчество будет иметь настоящую ценность. Призывая коллег "окунаться в неизвестность", автор обличает бездарных бумагомарателей, которые склонны к опубликованию объемных воспоминаний и автобиографий.

Задача творческого человека состоит в создании новых миров, а не в возвеличивании своей собственной убогой и никому не интересной судьбы. Особенно важным Пастернак считать уменье не отличать "пораженья от победы". Каждый автор должен совершенно отрешиться от житейских благ путем полной самоотдачи, оставаясь при этом самим собой. Только устранив свою зависимость от окружающих соблазнов или опасностей, творец сможет считать себя "живым".

4. Композиция стихотворения последовательная.

5. Размер произведения - четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

6. Выразительные средства . Все стихотворение построено на антитезе. Автор противопоставляет "самоотдачу" "шумихе" и "успеху", "самозванство" - "любви пространства". Образность произведению придают фразеологизмы ("притчей на устах", "за пядью пядь") и метафоры ("будущего зов", "пробелы в судьбе"). Финал усилен трехкратным повторением эпитета "живой".

7. Главная мысль произведения - истинное творчество не может быть зависимо от преходящих ценностей.

Лирическое стихотворение Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…» , по иронии судьбы, знаменито, как и сам её автор. Давно ставшая афоризмом первая строчка является примером, доказывающим, как важно, чтобы начало литературного произведения мгновенно захватывало читателя и заставляло с жадностью читать текст дальше до самого конца. По сути, уже в первой строке своего программного стихотворения автор формулирует художественную и личностную позицию, весьма небанальную для поэта. Ведь известно, что люди творчества во все времена остро нуждались в понимании и успехе. Часто во всём сомневающиеся, именно благодаря восторженному отношению к себе они понимают, что творят не напрасно. Однако Пастернак чётко разграничивает понятия «шумиха» и «любовь пространства» («будущего зов» ). Это основная антитеза стихотворения, и она интонационно подкрепляется перекрёстной рифмой.

Поэт подчёркивает: признание, если уж оно и пришло, должно быть естественным следствием «самоотдачи» в искусстве, а не «самозванства» . Он словно предвидит грядущую славу настоящего творца:

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,

И тут же настаивает на том, что человек «не должен отличать» «пораженья от победы» . Ему необходимо полное принятия всего, что с ним происходит как знака судьбы.

Скромность и достоинство - вот чему учит своего читателя Борис Пастернак. И кажется, что одновременно он обращается и к самому себе, своему внутреннему голосу и возможным порывам честолюбия в собственной душе. Так ли это? … Посмотрим, в какое время и при каких обстоятельствах жизни поэта создавалось это стихотворение.

Датированное 1956 годом, произведение появилось на свет в поздний период жизни и творчества Бориса Пастернака. К этому моменту уже ушёл из жизни «великий вождь советского народа» И. Сталин, которого ещё несколько лет назад прославлял романтически настроенный поэт. Уже остался позади недолгий период общественного признания Пастернака в Советском Союзе и членства в Союзе писателей. Поэт отошёл от общей окололитературной суеты и всё чаще посвящал себя переводам произведений зарубежных авторов и рискованной деятельности по защите и поддержке опальных друзей, среди которых были и Ахматова с её сыном. В жизнь писателя вошло переосмысление событий прошлых лет и своего пути, и в этом смысле, не было бы ошибочным предположить, что «Быть знаменитым некрасиво…» - напоминание и самому себе, и своим собратьями по перу об истинных ценностях и, безусловно, читателям, которые, собственно, и создают губительную шумиху вокруг своих кумиров.

Литературные критики предполагают, что в этом стихотворении Борис Пастернак откровенно отмежёвывается от творческого пути другого знаменитого своего современника и в прошлом единомышленника - Владимира Маяковского . Его к тому времени было принято восхвалять, не зная меры, как «лучшего поэта современности». Слова принадлежали Сталину, что надолго определило «неприкосновенность» Маяковского, ставшего в глазах народа уже культовым поэтом. В этом «придворном пути» Пастернак видел страшную опасность для творческого человека. И всё же лирический герой его стихотворения вовсе не истекает слюной злословия и не утаивает в своих словах и интонациях обиды на весь мир за собственную непризнанность.

В каждой фразе слышится осознанная и выстраданная истина. Это строгая проповедь, обращённая к тем, кто владеет божественным даром вдохновлять и «поднимать ввысь» и кто забыл или может забыть своё предназначение на земле. «Не надо заводить архива , - пишет автор, - Над рукописями трястись» . И открыто выносит приговор

Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Некоторое утрирование отрицания дара в данном случае должно сработать как ушат холодной воды. Это начало пробуждение от сна, и оно композиционно выражено в первых двух строфах. Далее автор всё-таки переходит к рассуждениям о том, каким всё-таки должно быть поэту (и в узком, и в широком смысле этого слова).

Стихотворение, написанное сложным, постоянно меняющимся стихотворным размером (спондей - пиррихий - пиррихий - ямб), не имеет внешнего сюжета - лишь внутренний. Это движение мысли поэта-философа от отрицания славы к утверждению великой силы дара

…оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг.

Метафора «пробелы» здесь обретает смысл недосказанности, мотива к познанию и поиску себя, а лексический повтор слова «живой» убеждает читателя в необходимости стремиться к духовной жизни - «и только» !

Морозова Ирина

  • «Доктор Живаго», анализ романа Пастернака
  • «Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле...), анализ стихотворения Пастернака