Алексей человек божий житие. О чем молятся пред православной иконой алексея. Св. Блг. князь Борис

Святой Алексий родился в конце IV века в семье римского сенатора. Принципы жизни этого семейства были исключением из норм жизни Римской империи того времени, протекавшей в праздности и стремлении к роскоши. Евангельские заповеди воздержания, добротолюбия, благочестия соблюдались лишь немногими. Родители Алексия, Евфимиан и Аглаида, люди богатые и знатные, отличались добрым нравом и милосердием. Они всегда помогали бедным и привечали странников. Долгое время супруги не имели детей, очень скорбели об этом и молились Богу о родительском счастье. Бог внял их молитвам и даровал им сына, которого нарекли Алексием.

Мальчик с детства выделялся кротким характером, замечательным умом, чувствительным сердцем и имел особое стремление к духовной жизни: молитве, посту, церковным службам, чтению духовной литературы, посещению святых мест. Родители радовались таким склонностям сына, но боялись, что он может уйти в монастырь. Они решили женить его на красивой девушке из царского рода, надеясь, что этим им удастся удержать сына в миру.

Но не о семейном счастье думал Алексий. Видя падение нравов в Риме, он готовился к жизни христианского подвижника. Однако, видя огорчение отца и матери, он, как любящий сын, решил исполнить их просьбу. Молодые были тожественно обвенчаны в церкви Мученика Вонифатия на Авентинском холме в Риме. В тот же день вечером Алексий сказал молодой жене о своем твердом решении посвятить жизнь Богу и, переодевшись простолюдином, тайно ушел из дома. Такой поступок дался ему нелегко. Он скорбел о разлуке с родителями и супругой, но стремление к духовному подвигу было сильнее этих чувств. Он молился, чтобы ему, знатному римлянину, обладателю несметных богатств и тысяч рабов, на себе самом перенести все скорби, унижения и страдания, которым подвергался в Риме последний раб. Ему хотелось самому испытать всю вековую неправду железного Рима и искупить ее.

Алексий сел на корабль, отправлявшийся в Малую Азию. Прибыв туда, он посетил города Лаодикию и Колоссы, с которыми связана память об апостоле Павле, а далее его путь лежал в Палестину и Египет. Странствуя по Святой земле, он молился, чтобы Господь благословил его на жизнь лишений и подвигов во славу Его. После этого Алексий прибыл в город Эдессу, где хранилась плащаница с Нерукотворным Образом Господа.

Соприкосновение с великой святыней так вдохновило его, что он решил остаться в этом городе. Раздав последние деньги, надев рубище, он стал вести жизнь бездомного нищего, прося милостыню на паперти храма Пресвятой Богородицы, пребывая день и ночь в непрестанной молитве. Это было началом подвига, который он сам избрал себе. Алексий решил быть отшельником среди людей, являть собой пустыню среди шумной суеты города. Он отверг все заботы об удобствах жизни, вкушал только хлеб и воду. Если получал милостыню, то разделял ее с другими нищими, наиболее нуждающимися. Душою своею Алексий постоянно стремился к Небу, но очи его были всегда потуплены к земле. Так он прожил семнадцать лет.

Жители Эдессы привыкли к нищему, отмечая, что никто усерднее его не молился и никто не был смиреннее его. Однажды церковному сторожу во сне явилась Богородица и открыла, что нищий Алексий, стоящий при храме, есть человек Божий, который достоин Небесного Царствия. После этого видения, ставшего известным всем, горожане стали относиться к нищему с особым почитанием. Вскоре после этого тайная святая жизнь Алексия сделалась известна всем горожанам, они спешили видеть угодника и выразить ему свое уважение. Но слава от людей смущала сердце подвижника, он тяготился этими почестями. И Алексий решил продолжить свой подвиг в другом месте.

Он тайно оставил Эдессу, сев на судно, которое отправлялось в Киликию. Однако в пути неожиданно разыгралась буря, и море вынесло судно к берегам его родной Италии. Святой Алексий, узрев в этом Промысел Божий, пошел к отчему дому, надеясь остаться неузнанным, ведь от многолетней суровой жизни его облик очень изменился. Встретив отца своего, он попросил у него приюта. Тот, не узнав сына, проникся сочувствием к бедному страннику, предоставил ему место в сенях своего дома и велел носить пищу с хозяйского стола. Алексий остался жить в родном доме. Слуги из зависти часто оскорбляли нищего, смеялись над ним, но он принимал все издевательства молча и смиренно. Также с великим терпением он переносил страдания, сжимавшие его сердце при виде плачущих о нем родных. Алексий незримо жил своей внутренней, духовной жизнью, питаясь лишь хлебом и водой, в неустанной молитве за людей. Так прошло еще семнадцать лет. Только почувствовав приближение смерти, святой написал письмо, в котором подробно изложил свою жизнь и оставил доказательства, подтверждающие его личность.

В тот день Папа Римский Иннокентий совершал Божественную литургию в соборной церкви Святых Апостолов. Император Гонорий и множество народа присутствовали на богослужении. Вдруг в конце службы послышался чудный глас из алтаря: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Люди стали с молитвой просить указать, где искать этого человека. И получили ответ: «В доме Евфимиана человек Божий, там ищите». Император Гонорий и Папа Римский Иннокентий пришли в дом Евфимиана и рассказали о случившемся, но хозяин дома не знал, о ком идет речь. Один из слуг напомнил о нищем, живущем под лестницей, который много молится и постится. Все поспешили туда и увидели бездыханное тело святого. Лицо его сияло небесною благодатью и было подобно лицу ангела. В руке подвижника было зажато письмо. Из него все узнали, кем был человек Божий. Родители и супруга с рыданиями припали к телу вновь обретенного сына и мужа.

Чтимая икона прп. Алексия, человека Божия.
Храм иконы Божией Матери
"Всех скорбящих радость". Москва
Тело преподобного Алексия вынесли на главную площадь города, и от него стали происходить чудесные исцеления: слепые прозревали, слабоумные обретали разум, немощные начинали ходить. Перед погребением тело святого отнесли в собор, и в течение целой недели шел к нему поток людей, пока все страждущие не смогли прикоснуться к мощам и почтить память подвижника.

Значение иконы

На Руси Житие преподобного Алексия, человека Божия начало широко распространяться с X века и стало одним из самых любимых. Этот нищий праведник стал для русских людей символом отказа от преходящих земных материальных благ, образом смирения, кротости и нестяжательства.

Известный афонский старец Иосиф Исихаст говорил, что у настоящей праведности нет колокольчика, который бы звонил и привлекал к себе внимание. Настоящая праведность всегда смиренна, она не выставляется напоказ, и узнать о силе этой духовной жизни люди часто могут лишь после смерти святого.

Как в Европе, так и на Руси святой Алексий стал героем многочисленных духовных стихов. Ему была посвящена кантата Римского-Корсакова. В известном литературном произведении Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» история преподобного Алексия приводится в песне слепого солдата, который просит милостыню в городе Клин. Множество иконописцев в разные века стремились запечатлеть образ великого подвижника.

В наше время, возможно, кто-то расценил бы поступок святого Алексия как шаг сумасшедшего. Почему он делает такой решительный и бесповоротный выбор: тайно уходит из дома, где его любят, чтобы проводить суровую жизнь бездомного странника? Понять это можно, вспомнив о том, что уже в юности святой Алексий достиг духовных высот и стяжал благодать Божию. Он понимал, что, проводя жизнь в миру, ему будет сложно сохранить главное сокровище, которое он обрел, – сокровенную жизнь с Богом. Небесные дары несравнимо выше земных благ, поэтому для человека, познавшего радость связи с Высшим, выбор очевиден.

Святой Алексий примером своей жизни явил миру великие уроки. Он стал отшельником среди людей, чуждым соблазнов среди возможных искушений, стал человеком Божиим среди забывших Бога. Он явил достоинство души человеческой среди презираемой людьми нищеты и показал, что и в этих бедных созданиях, в которых сильные мира сего едва ли видят образ человека, могут проявиться благодать и великая сила Божия.

Сильны болезни нашего времени, но сильны и противодействия этим болезням – нравственные подвиги святых, просиявшие в веках. Велики лишения, которым они добровольно подвергали себя во имя высших духовных стремлений, чтобы явить миру торжество духа над временными мирскими удовольствиями.

Алексей человек Божий , (ДЕНЬ ПАМЯТИ 30 МАРТА ), наравне с бедным Лазарем, стали своими героями бедняков именно потому, что были нищими. Но в отличие от бедного Лазаря, Алексей добровольно отказался от всех благ земных. Русская «нищая братия» веками пела о его страданиях, как о своих.

В русских иконописных подлинниках отмечается сходство изображения Алексия с Иоанном Предтечей:


Слева святой Алексий справа Иоанн Предтеча

Алексей, человек Божий — святой, сын знатного римлянина, сенатора Евфимиана, живший во времена римского папы Иннокентия I (402-417) и его жены Аглаиды. В молодые годы Алексей покинул родные места, вначале он жил в Сирийском городе Латакия , пас там мулов и с погонщиками добрался до Эдессы. Долгое время нищенствовал при храме в г. Эдесса в Сирии (ныне это турецкий город Шанлыурфа, город пяти пророков в уотором по преданию родился Авррам ). Здесь Алексий раздал остатки имущества, оделся в лохмотья и стал просить милостыню. В течение последующих семнадцати лет Алексий жил милостыней, питался только хлебом и водой, а все ночи проводил в бдении и молитве. За эти годы святой так изменился внешне, что слуги, посланные его родителями на розыски пропавшего сына и посетившие в том числе Эдессу, подали ему милостыню, но не узнали его. По истечении семнадцати лет подвижничества молва о святости Алексия широко распространилась по всей Сирии. Более того, церковному сторожу в видении Пресвятая Богородица указала на Алексия как на человека Божия. Смущённый оказываемым ему всенародным почтением Алексий тайно бежал из Эдессы, намереваясь на корабле переправиться в Тарс . Но корабль попал в бурю и через много дней был прибит к итальянским берегам.

А затем возвратился в Рим, в родительский дом, где, не узнанный близкими и пренебрегаемый слугами, жил подаянием в доме родителей под лестницей. Наиболее тяжким испытанием для святого было слышать рыдания его матери и невесты, продолжавших его оплакивать. Так прошли ещё семнадцать лет.
Незадолго до кончины Алексея, во время богослужения в праздник Входа Господня в Иерусалим, когда на службе присутствовали императоры Аркадий и Гонорий, святой римский папа Иннокентий услышал голос от жертвенника: «Найдите человека Божия, который будет молиться за Рим. На рассвете в Пятницу он оставит тело, и Господь примет его приношение ». В четверг вечером папа, императоры и народ собрались в храме и стали молиться, чтобы Господь указал им на святого. В конце концов послышался голос: «В доме Евфимиана находятся его останки ». Сам Евфимиан понятия не имел, о ком идет речь, но прислужник рассказал своему господину про нищего, о котором ему когда-то поручил заботиться Евфимиан, и поведал о том, какую благочестивую жизнь вел тот нищий. Евфимиан побежал к святому, но тот уже умер. В руках покойного обнаружили свиток, однако вынуть этот свиток никто не мог. Тогда в дом к Евфимиану пришли императоры и папа Иннокентий . После молитв папа извлек из рук святого свиток, который оказался автобиографией. После ее прочтения обнаружилось, что святой Алексей был сыном Евфимиана.


Папа римский Иннокентий Первый и император Рима Гонорвий

Похоронен он был, вероятно, в римском храме Святого Петра, где на площади перед собором был выставлен гроб с телом Алексея, и при его гробе произошли многочисленные исцеления. Папа и император лично несли тело святого в погребальной процессии .


Позднее мощи святого Алексея были перенесены в храм Святого Вонифатия на Авентинском холме и ныне покоятся там же, под престолом в одной раке с мощами мученика св. Вонифатия . Храм святого Вонифатия был построен на том самом месте где находился дом родителей святого Алексея куда он и вернулся нищим после странствования по Сирии.


Церковь Вонифатия в которой покоятся мощи Алексея.

Широкое распространение получила история святого Алексия на православном Востоке. Первые упоминания о человеке Божием (пока что безымянном), жившем милостынею в Эдессе при епископе Раввуле (412 —435 ) и оказавшемся впоследствии родом из знатной римской семьи, встречаются уже в V веке в сирийских источниках.


Над алтарём католической церкви Вонифатия, та самая лестница под которой в доме родителей жил святой Алексий. Сейчас её только позолотили

До IX века включительно почитание святого Алексия распространяется сначала по Сирии, а оттуда по всей Византийской империи . Начиная с X века, имя святого Алексия появляется в римских святцах.


Колодец из родительского дома святого Алексия из которого святой пил воду. Колодец стоял у дома на месте храма


Эдесская икона Богородицы святого Алексея. Чудотворная икона находится в этом же храме и называется
Мадонна ди Сант-Алессио (Мадонна святого Алексея)

Возникновение культа святого Алексия на христианском Западе связывается с приездом в Рим сирийских священнослужителей, вынужденных бежать от мусульманских притеснений .


Церковь Вонифатия

В 977 году церковь святого Вонифатия была передана папой Бенедиктом VII митрополиту Сергию Дамаскскому . Сергий основал при церкви монастырь для монахов как греческого, так и латинского обрядов. Возникший монастырь прославился как «Обитель Святых », в последующие века обитель стала одним из центров благочестия, а её насельники вели миссионерскую работу в Восточной Европе. Наиболее известным выходцем этой обители был католический святой епископ Праги Адальберт .

Гробница с мощами Св.Алексея под престолом церкви в г.Риме.

В 1216 году мощи святого Алексия были обретены и положены под главным престолом церкви на Авентинском холме. Сама церковь уже с 986 года стала называться в честь уже двух святых — Вонифатия и Алексия их мощи и покоятся в одной гробнице под главным престолом.

Мощи святого Алексия были разделены: глава хранится в греческом монастыре Агиа-Лавра в Калаврите (по преданию подарена обители императором Мануилом II)


Золотой ковчег с головой св. Алексея

Из Византии почитание святого Алексия человека Божия перешло в Россию, где житие этого святого было одним из самых читаемых. Святому Алексию посвящена кантата Римского-Корсакова. В «Путешествии из Петербурга в Москву »


В новгородском соборе святой Софии хранилась рука святого, похищенная, согласно сказанию XVII века, из Рима новгородским купцом .
От мощей частицы отделяются и в настоящее время: например, в 2006 году в дар Иоанно-Предтеченскому монастырю из Италии была передана частица мощей святого Алексия .

Алексий был небесным покровителем царя Алексея Михайловича Романова . В этот период часто он изображался вместе с преподобной Марией Египетской (в её честь была названа первая супруга царя Мария Милославская) или с мученицей Натальей (небесная покровительница второй супруги царя Натальи Нарышкиной.

Святой Алексий является святым покровителем католического ордена алексиан (или целлитов), возникшего в Европе в XIV веке для помощи больным (особенно, душевнобольным) и борьбы с эпидемиями чумы. По данным Annuario Pontificio на 1997 г., в составе ордена находилось 124 чел. Алексиане опекали осуждённых на смерть, помогали психически больным, погребали умерших от чумы .


СВЯТЫНИ ХРАМА.
. Храмовая икона прп. Алексия человека Божия
. Икона Пресвятой Богородицы Грузинская
. Икона святителя Филарета Московского
. Мощи Киево-Печерских святых
. Мощевик Киево-Печерских святых храма прп. Алексия человека Божия
. Чудотворная икона "Целительница"
. Преподобномученица Великая княгиня Елисавета Федоровна .


Красивый храм 18 века в честь святого Алексея человека Божьего есть и в городе Костроме.

Всё это говорит, что святой из далёкого Рима, был очень почитаем и в России .


Возвысився на добродетель и ум очистив, /
к Желанному и Крайнему достигл еси, /
безстрастием же украсив житие твое, /
и пощение изрядное восприим совестию чистою, /
в молитвах яко безплотен пребывая, /
возсиял еси яко солнце в мире, /
преблаженне Алексие.

Код товара: 3.82_new

Ширина: 3,3см

Высота: 5см

Материал: латунь, горячие эмали

Святой Алексий – пример величайшего христианского смирения. После долгих лет странничества он вернулся в родительский дом, где, выдав себя за нищего, неузнанный, жил до самой кончины в неустанных молитвах, терпеливо перенося скорби. Молитва, обращенная к иконе Преподобного Алексия, поможет больным, страдающим психическими недугами, а также людям, испытывающим материальные трудности, нуждающимся в поддержке в тяжелых жизненных обстоятельствах.

В православных храмах икона Преподобного Алексия, человека Божия всегда помещалась рядом с образами самых почитаемых подвижников. Поклонение этому святому было особенно заметным во время правления русского царя Алексея Михайловича, который безмерно чтил своего небесного покровителя.
К образу Святого Алексия, человека Божия обращаются с молитвой о выздоровлении при душевных и физических заболеваниях. Его икона убережет от последствий тяжелых недугов, избавит от страха перед испытаниями судьбы, облегчит смиренное принятие непростых жизненных перемен.

Икона Святого Алексия, человека Божия направляет на праведный путь, помогает не привязываться к материальным благам и земным удовольствиям, не забывать о Боге.

Обращаясь к образу Преподобного Алексия, можно получить помощь в преодолении пагубных пристрастий и зависимостей, обретении решимости изменить свою жизнь в сторону духовного совершенствования.
Не убеждает ли нас жизненный опыт в том, что привязанность к телу, различным благам мира заставляет людей совершать злодеяния? Потому в наше время особенно ценен пример подвижников, которые силою духа стали выше земных привязанностей, мелких интересов и круто изменили свою жизнь во имя высших духовных стремлений.

Молитва :
О, великий Христов угодниче, святый человече Божий Алексие, душею на Небеси Престолу Господню предстояй, на земли же данною ти свыше благодатию различная совершаяй чудеса! Призри милостиво на предстоящия святей иконе твоей люди, умиленно молящияся и просящия от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящим утешение, бедствующим скорую помощь, всем же, чтущим тя, мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на страшнем Суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Богородице возлагаем, но буди нам помощник и покровитель во спасение, да, твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Житие святого преподобного Алексия, человека Божия

Святой Алексий родился в конце IV века в семье римского сенатора. Принципы жизни этого семейства были исключением из норм жизни Римской империи того времени, протекавшей в праздности и стремлении к роскоши. Евангельские заповеди воздержания, добротолюбия, благочестия соблюдались лишь немногими. Родители Алексия, Евфимиан и Аглаида, люди богатые и знатные, отличались добрым нравом и милосердием. Они всегда помогали бедным и привечали странников. Долгое время супруги не имели детей, очень скорбели об этом и молились Богу о родительском счастье. Бог внял их молитвам и даровал им сына, которого нарекли Алексием.

Мальчик с детства выделялся кротким характером, замечательным умом, чувствительным сердцем и имел особое стремление к духовной жизни: молитве, посту, церковным службам, чтению духовной литературы, посещению святых мест. Родители радовались таким склонностям сына, но боялись, что он может уйти в монастырь. Они решили женить его на красивой девушке из царского рода, надеясь, что этим им удастся удержать сына в миру.

Но не о семейном счастье думал Алексий. Видя падение нравов в Риме, он готовился к жизни христианского подвижника. Однако, видя огорчение отца и матери, он, как любящий сын, решил исполнить их просьбу. Молодые были тожественно обвенчаны в церкви Мученика Вонифатия на Авентинском холме в Риме. В тот же день вечером Алексий сказал молодой жене о своем твердом решении посвятить жизнь Богу и, переодевшись простолюдином, тайно ушел из дома. Такой поступок дался ему нелегко. Он скорбел о разлуке с родителями и супругой, но стремление к духовному подвигу было сильнее этих чувств. Он молился, чтобы ему, знатному римлянину, обладателю несметных богатств и тысяч рабов, на себе самом перенести все скорби, унижения и страдания, которым подвергался в Риме последний раб. Ему хотелось самому испытать всю вековую неправду железного Рима и искупить ее.

Алексий сел на корабль, отправлявшийся в Малую Азию. Прибыв туда, он посетил города Лаодикию и Колоссы, с которыми связана память об апостоле Павле, а далее его путь лежал в Палестину и Египет. Странствуя по Святой земле, он молился, чтобы Господь благословил его на жизнь лишений и подвигов во славу Его. После этого Алексий прибыл в город Эдессу, где хранилась плащаница с Нерукотворным Образом Господа.

Соприкосновение с великой святыней так вдохновило его, что он решил остаться в этом городе. Раздав последние деньги, надев рубище, он стал вести жизнь бездомного нищего, прося милостыню на паперти храма Пресвятой Богородицы, пребывая день и ночь в непрестанной молитве. Это было началом подвига, который он сам избрал себе. Алексий решил быть отшельником среди людей, являть собой пустыню среди шумной суеты города. Он отверг все заботы об удобствах жизни, вкушал только хлеб и воду. Если получал милостыню, то разделял ее с другими нищими, наиболее нуждающимися. Душою своею Алексий постоянно стремился к Небу, но очи его были всегда потуплены к земле. Так он прожил семнадцать лет.

Жители Эдессы привыкли к нищему, отмечая, что никто усерднее его не молился и никто не был смиреннее его. Однажды церковному сторожу во сне явилась Богородица и открыла, что нищий Алексий, стоящий при храме, есть человек Божий, который достоин Небесного Царствия. После этого видения, ставшего известным всем, горожане стали относиться к нищему с особым почитанием. Вскоре после этого тайная святая жизнь Алексия сделалась известна всем горожанам, они спешили видеть угодника и выразить ему свое уважение. Но слава от людей смущала сердце подвижника, он тяготился этими почестями. И Алексий решил продолжить свой подвиг в другом месте.

Он тайно оставил Эдессу, сев на судно, которое отправлялось в Киликию. Однако в пути неожиданно разыгралась буря, и море вынесло судно к берегам его родной Италии. Святой Алексий, узрев в этом Промысел Божий, пошел к отчему дому, надеясь остаться неузнанным, ведь от многолетней суровой жизни его облик очень изменился. Встретив отца своего, он попросил у него приюта. Тот, не узнав сына, проникся сочувствием к бедному страннику, предоставил ему место в сенях своего дома и велел носить пищу с хозяйского стола. Алексий остался жить в родном доме. Слуги из зависти часто оскорбляли нищего, смеялись над ним, но он принимал все издевательства молча и смиренно. Также с великим терпением он переносил страдания, сжимавшие его сердце при виде плачущих о нем родных. Алексий незримо жил своей внутренней, духовной жизнью, питаясь лишь хлебом и водой, в неустанной молитве за людей. Так прошло еще семнадцать лет. Только почувствовав приближение смерти, святой написал письмо, в котором подробно изложил свою жизнь и оставил доказательства, подтверждающие его личность.

В тот день Папа Римский Иннокентий совершал Божественную литургию в соборной церкви Святых Апостолов. Император Гонорий и множество народа присутствовали на богослужении. Вдруг в конце службы послышался чудный глас из алтаря: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Люди стали с молитвой просить указать, где искать этого человека. И получили ответ: «В доме Евфимиана человек Божий, там ищите». Император Гонорий и Папа Римский Иннокентий пришли в дом Евфимиана и рассказали о случившемся, но хозяин дома не знал, о ком идет речь. Один из слуг напомнил о нищем, живущем под лестницей, который много молится и постится. Все поспешили туда и увидели бездыханное тело святого. Лицо его сияло небесною благодатью и было подобно лицу ангела. В руке подвижника было зажато письмо. Из него все узнали, кем был человек Божий. Родители и супруга с рыданиями припали к телу вновь обретенного сына и мужа.

Тело преподобного Алексия вынесли на главную площадь города, и от него стали происходить чудесные исцеления: слепые прозревали, слабоумные обретали разум, немощные начинали ходить. Перед погребением тело святого отнесли в собор, и в течение целой недели шел к нему поток людей, пока все страждущие не смогли прикоснуться к мощам и почтить память подвижника.

Значение иконы

На Руси Житие преподобного Алексия, человека Божия начало широко распространяться с X века и стало одним из самых любимых. Этот нищий праведник стал для русских людей символом отказа от преходящих земных материальных благ, образом смирения, кротости и нестяжательства.

Известный афонский старец Иосиф Исихаст говорил, что у настоящей праведности нет колокольчика, который бы звонил и привлекал к себе внимание. Настоящая праведность всегда смиренна, она не выставляется напоказ, и узнать о силе этой духовной жизни люди часто могут лишь после смерти святого.

Как в Европе, так и на Руси святой Алексий стал героем многочисленных духовных стихов. Ему была посвящена кантата Римского-Корсакова. В известном литературном произведении Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» история преподобного Алексия приводится в песне слепого солдата, который просит милостыню в городе Клин. Множество иконописцев в разные века стремились запечатлеть образ великого подвижника.

В наше время, возможно, кто-то расценил бы поступок святого Алексия как шаг сумасшедшего. Почему он делает такой решительный и бесповоротный выбор: тайно уходит из дома, где его любят, чтобы проводить суровую жизнь бездомного странника? Понять это можно, вспомнив о том, что уже в юности святой Алексий достиг духовных высот и стяжал благодать Божию. Он понимал, что, проводя жизнь в миру, ему будет сложно сохранить главное сокровище, которое он обрел, – сокровенную жизнь с Богом. Небесные дары несравнимо выше земных благ, поэтому для человека, познавшего радость связи с Высшим, выбор очевиден.

Святой Алексий примером своей жизни явил миру великие уроки. Он стал отшельником среди людей, чуждым соблазнов среди возможных искушений, стал человеком Божиим среди забывших Бога. Он явил достоинство души человеческой среди презираемой людьми нищеты и показал, что и в этих бедных созданиях, в которых сильные мира сего едва ли видят образ человека, могут проявиться благодать и великая сила Божия.

Сильны болезни нашего времени, но сильны и противодействия этим болезням – нравственные подвиги святых, просиявшие в веках. Велики лишения, которым они добровольно подвергали себя во имя высших духовных стремлений, чтобы явить миру торжество духа над временными мирскими удовольствиями.

Преподобный Алексий, человек Божий, родился в Риме от знатных и благочестивых родителей. Отец его Евфимиан был сенатором. Он отличался душевной добротой, был милосерден к больным и страждущим, ежедневно устраивал у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих. У Евфимиана и жены его Аглаиды долго не было детей, и это омрачало их счастье. Но благочестивая Аглаида не оставляла надежды – и услышал ее Бог, и послал им сына. Отец назвал младенца Алексий (в переводе с греческого “защитник”). Святой Алексий рос здоровым ребенком, хорошо и прилежно учился. Когда же он достиг совершеннолетия, Евфимиан и Аглаида решили его женить. Они выбрали для сына девушку царской крови, очень красивую и богатую. Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: “Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью”. Потом он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом.

Сев на корабль, отплывающий на Восток, юноша прибыл в Лаодикию Сирийскую. Здесь он пристал к погонщикам ослов и добрался с ними до город Эдессы, где хранился Нерукотворный образ Господа, запечатленный на плащанице. Раздав остатки имущества, юноша оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храм Пресвятой Богородицы. Каждое воскресенье приобщался он Святых Христовых Тайн. По ночам Алексий бодрствовал и молился. Вкушал он только хлеб и воду.

Тем временем родители и жена святого Алексия, опечаленные его исчезновением, послали слуг своих на поиски. Были они и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы и подавали милостыню святому Алексию, не узнав его. Через некоторое время слуги вернулись в Рим, так и не найдя святого Алексия. И никому из родных не было откровения о нем. Тогда они смирились, и хотя продолжали скорбеть и тосковать о нем, но положились на волю Божию.

Преподобный Алексий провел в Эдессе семнадцать лет, прося милостыню в притворе храма Богородицы. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий. Когда же жители Эдессы стали чтить его, преподобный Алексий тайно бежал. Он думал отправиться в город Таре (в Малой Азии, родина святого апостола Павла), но корабль, на котором плыл преподобный, попал в сильную бурю и сбился с курса, долго блуждал и пристал наконец к берегам Италии, невдалеке от Рима. Святой Алексий, узрев в этом Промысл Божий, пошел к дому отца своего, ибо был уверен, что его не узнают. Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о кровных его, пребывающих в странствии. Тот рад был принять нищего, дал ему место в сенях своего дома, велел носить ему пищу с хозяйского стола и приставил слугу для помощи ему. Остальные слуги из зависти стали исподтишка оскорблять нищего, но преподобный Алексий прозрел в этом дьявольское наущение и принимал издевательства со смирением и радостью. Он по-прежнему питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился. Так прошло еще семнадцать лет. Когда же приблизился час кончины его, преподобный Алексий записал всю жизнь свою, и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое.

В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра совершилось чудо. От святого престола изошел глас свыше: “Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его”. Весь народ в ужасе и восторге пал ниц. В четверг вечером в соборе апостола Петра молили Господа открыть им человека Божия – и с престола изошел глас: “В доме Евфимиана – человек Божий, там ищите”. В храме присутствовали римский император Гонорий (395-423), а также Папа Римский Иннокентий I (402-417). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Тогда слуга, приставленный к святому Алексию, рассказал Евфимиану о его праведности. Евфимиан поспешил к преподобному Алексию, но уже не застал его в живых.

Лик блаженно почившего святого сиял светом нездешним. В руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и Папа Римский преклонили колена, прося святого разжать руку. И святой Алексий исполнил их просьбу. Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма во имя святого апостола Петра. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого горя многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такую благодать, император Гонорий и Папа Иннокентий I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Честные останки святого Алексия, человека Божия, погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта 411 года. В этот день празднуется память преподобного Алексия, человека Божия. В 1216 году были обретены мощи святого. Житие его исстари было одним из самых любимых на Руси.
Источники:
1. Минеи, март. М., 1997.
2. Православная энциклопедия, т.II, М. 2001