В чем основная идея произведения вафельное сердце. Рецензии на книгу «» Мария Парр. Книга "Вафельное сердце"

Книга Марии Парр «Вафельное сердце » не менее хороша - тем же, чем "Тоня": воспеванием настоящей, близкой к природе жизни, описанием наших современников, которые все еще не «зависают» в интернете, а ведут простой и здоровый, «деревенский» образ жизни, ненавязчивым юмором (и описание навозного дождя меня совершенно не покоробило, в отличие от многих взрослых людей, чьи рецензии я читала, прежде чем самой приобрести книгу) и, наконец, тем, что книга эта - не пустое описание детских приключений и травм (вот, кстати, с сотрясениями мозга все-таки перебор, на мой взгляд), а тихий душевный разговор о жизни и смерти, любви и счастье.

А как приятно, что в книге совершенно гармонично и естественно показана детская вера - это так редко сейчас встречается. А если и встречается, то несколько нарочито, навязчиво. Здесь вера - настоящее состояние человека, то, что помогает в трудных ситуациях, поддерживает и приводит на новые какие-то ступени взросления. Вообще трудный процесс роста ребенка - не физического, а именно роста души - здесь настолько хорошо виден, что даже слог у книги становится более сдержанным и серьезным к концу повествования.

«- Я получил наследство. Мне разрешили взять из дома бабы-тети одну вещь, которая будет только моя. - Ты мог выбрать любую вещь? - уточнила Лена. Я кивнул. - И что ты выбрал? Диван? - Я выбрал Иисуса. Он висит у меня над кроватью. И я могу не бояться».

И еще много чего хорошего можно было бы сказать и о главном герое - мальчике Трилле, и о его подружке Лене, жизнь которых просто переполнена приключениями, но при этом чудесным образом у них остается время съездить к старой бабушке, рассказать друг другу о картине со Христом, утешить деда и поговорить о самом важном друг с другом - не в многих словах, но, может, много слов и не нужно, если есть любовь и понимание, и верность? «Если кому-то грустно оттого, что он скучает без кого-то, значит, он этого кого-то любит. А любовь к кому-то - это самое-самое прекрасное на свете чувство. Те, без кого нам плохо, у нас вот тут! - и он с силой стукнул себя в грудь. - Ох, - вздохнул я и вытер глаза рукавом. - Дед, но ведь ты не можешь играть с тем, кто у тебя здесь, - и я тоже ударил себя в грудь и вздохнул».

После первого прочтения мне показалось «неидеальным», что доминантный характер главной героини создает явное ее превосходство над мальчиком-рассказчиком. Почему-то автор не дала ему отличиться даже на пожаре, когда, казалось бы, он проявил себя настоящим героем. Там в последний момент является Лена и снова берет инициативу на себя. Вообще-то, исходя из мягкого характера Трилле, его тонкой душевной организации, это даже гармонично. Я очень хорошо понимаю, что автор, будучи талантливой и честной, просто нарисовала ту картину, которая развивается на ее глазах. Но мне хотелось в «педагогических» целях, да и по промыслу, дать шанс мальчишке почувствовать себя героем и мужчиной. Кстати, и моя восьмилетняя дочка отметила: «А чего только этот мальчик какой-то девчонский?». Нет, я понимаю, что в жизни все случается. И моя старшая дочка была в свое время предводительницей «шайки» из трех своих братьев, но…

Зато со временем я прочувствовала, что именно в сегодняшнем мире это и есть правдивое отображение действительности. Сегодня мальчику позволено быть тонким и чутким, понимающим и внимательным. При этом он может отличиться и на пожаре, если девочка его не опередит. Кстати, здесь тоже все сходится: женские реакции бывают более быстрыми. Пока мужчина соображает умом, женщина скоро чувствует сердцем.

«Когда он закончил, я разрыдался. Я рыдал до икоты. Я плакал о том, что у Лены нет папы, и что баба-тетя умерла, и что мой лучший друг уехал, не сказав даже «прощай». - Я никогда больше не вылезу из кровати! Ничего страшного, он будет носить мне еду прямо в постель, пообещал папа, а я могу спокойно лежать здесь до конфирмации. Я зарыдал еще пуще. Получалась какая-то кошмарная жизнь. - Я больше никогда, никогда не буду радоваться? - спросил я».

Получается, что это книга еще и о современной мужественности, которая все-таки не заключена в грубости или агрессии. Особое мужество нужно для того, чтобы оставаться собой в сложных ситуациях.

Быть собой и понимать других - этому и учат книги Марии Парр.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» Исследовательская работа Анализ повести М. Парр «Вафельное сердце» Разработчик: Приймакова Ирина, учащаяся 6а класса Руководитель: Сычёва М.Л., учитель русского языка и литературы

2 слайд

Описание слайда:

Цель работы: выполнение анализа произведения норвежской писательницы Марии Парр, используя план комплексного анализа работы с текстом.

3 слайд

Описание слайда:

1. поближе познакомиться с творчеством Марии Парр; 2. сравнить творчество Марии Парр, Астрид Линдгрен и Т. Янссон; 3. дать характеристику главным героям произведения; 4. выбрать из текста самые значимые цитаты, раскрывающие сущность произведения; 5. выявить особенность книги (книга для взрослых или для детей); 6. попробовать написать свою легенду о вафельном сердце. Задачи:

4 слайд

Описание слайда:

сочетание волшебства и глубокой жизненной философии с реальностями жизни; отражена детская психология; - показаны характеры детей; - юмористические мотивы. Особенности скандинавской литературы

5 слайд

Описание слайда:

Книга о дружбе или о любви? книга о забавных приключениях двух детей; о настоящей дружбе; о ценностях семьи; о горьких расставаниях и необратимых потерях; о ненужной старости и детской беззащитности; о заботе и способности сопереживать и любить.

6 слайд

Описание слайда:

Книга о дружбе или о любви? «Книга о настоящей дружбе, о детской фантазии и о том, что ничего на свете не надо бояться, особенно когда у тебя есть верный друг. Если в жизни есть хотя бы один такой друг, то это уже настоящий подарок и счастье!» Иванова Екатерина

7 слайд

Описание слайда:

Трилле и Лена - как лучшие друзья, их взаимоотношения пропитаны любовью. Родительская любовь: Магнуса, Мину, Трилле и Крёлле. Мама Лены нашла себе новую любовь, пусть и с помощью Лены, которая всей душой желает маме счастья. Книга о дружбе или о любви?

8 слайд

Описание слайда:

Рецепт истинной дружбы между мальчиком и девочкой или рецепт будущей крепкой, верной любви мужчины и женщины, а может быть, это рецепт радости, добра, счастья. Книга о семейных ценностях (родители любят своих детей, принимают их такими, какие есть; смерть Бабы-Тёти, как важно в трудный момент иметь поддержку семьи; плохо, когда нет папы, когда стариков сдают в дома для престарелых; важно, когда есть мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки, домашние животные). Книга о дружбе или о любви?

9 слайд

Описание слайда:

Жанр произведения «Вафельное сердце» Повесть «сюжет произведения можно наблюдать в окружающей действительности»; «действительность воспринимается как реальность, раскрывающаяся в виде последовательности событий»; «через поступки, приключения, которые происходят с героями, можно судить о характере героев, об их внутреннем мире». Литературоведческий словарь

10 слайд

Описание слайда:

Образ сердца Баба-Тётя пекла вафли в форме сердца. Образ-символ заключается в теплых чувствах к человеку, хрупкости отношений между людьми. Образ сердца появляется в произведении через синонимичные замены, то есть присутствует в повести скрытно (неслучайно встречается всего лишь 11 раз). Эпитет «горячее сердце» понимается как сердце, наполненное состраданием. Образ сердца - олицетворение теплых чувств, хрупкости отношений, сердце в повести – это символ дружбы и любви.

Эта книга произвела на меня сильное впечатление. Она очень трогательная и уютная, безумно смешная, простая и глубокая, и очень-очень добрая. Я смеялась и плакала, когда ее читала. Мне очень хотелось скорее предложить ее своей дочери. И поэтому я стала с ней читать ее раньше среднешкольного возраста, на который рассчитана книга - в 7 лет. И мне было приятно, что она радуется и горюет вместе со мной, вместе с этой книгой. Потому что мне кажется, что из ребенка, который прочитал «Вафельное сердце», не может вырасти плохой взрослый.

Про что она? Про дружбу детей и детей со взрослыми, про сумасшедшее веселое озорство, про то зачем нужен папа, про первую любовь, про жизнь и смерть... Действие происходит на отдаленном Норвежском хуторе, главные герои - девятилетние друганы, соседи - мальчик и девочка. Девочка Лена - страшная сорванец и выдумщица, мальчик Трилле ведется на Ленины проделки, хоть иногда и трусит, потому как он же лучший друг. Чего только они не совершали: строили канатную дорогу между своими домами, организовывали ноев ковчег, затащив на катер кучу животных, пели на улице, чтоб заработать на мяч, устроили дом для престарелых лошадей и даже спасли старую клячу из горящей конюшни.

У Лены есть только мама, а у Трилле - и мама, и папа, брат, две сестры, дед и еще приезжающая в гости баба-тетя. Дед - он такой свой, все без слов понимающий, сообщник проделок. «Он самый-самый лучший в мире взрослый». Он может, взяв фонарик, подкраться к маме со словами «Руки вверх! Кофе или жизнь!» Он возит Трилле с Леной в ящике мопеда, хоть это строго-настрого запрещено мамой, а еще может нарядиться в невесту на Иванов день. Родная сестра деда - баба-тетя - запасная бабушка. По словам Трилле, он как увидел ее, так внутри стало тепло. Неугомонная, как дед. Однажды когда дед детьми играли в осаду от разбойников, а бабе-тете назначили роль старой дочери главаря разбойников, она выманивала их из дома своим фирменным способом - пекла вафли. Именно в честь названия ее вафель книга и названа. «Часто говорят, что лучше этого нет ничего на свете. Так вот лучше вафель бабы-тети на самом деле нет ничего на свете». Она вяжет всем на рождество свитера, а еще ей никогда не бывает страшно. «Потому что когда она спит, ее стережет Иисус» (картина над кроватью).

Герои этой книги встречаются с настоящими серьезными недетскими горестями. Это разлука друг с другом и потеря близкого человека. Часто от детей прячут такие темы, но это не значит, что дети не думают о них. А здесь о смерти написано как-то очень хорошо, очень легко. И даже когда и взрослые, и дети плачут, читая эту книгу, это очень хорошие слезы. «Я пообещал бабе-тете приехать, когда ляжет снег. В воскресенье пошел снег. И умерла баба-тетя». «- Дед, а правда, что баба-тетя на небе? Дед сидел в кресле-качалке в своем парадном костюме и смотрел перед собой. - Это ясно как день, дружище Трилле! Теперь у ангелов отличная компания. А мы тут... И больше он ничего не сказал... Я посмотрел на небо. Теперь там гуляет баба-тетя вместе с ангелами и Иисусом. Она наверняка подарила всем вязаные свитера на Рождество...»

В самом конце книги у Лены появляется папа. Причем изначально она никак не могла понять, зачем он нужен, а Трилле толком не мог объяснить и рассказал только, что папы едят вареную капусту. Это оказался ценный аргумент, так что Лена после этого даже написала объявление «возьму папу в хорошие руки...». Когда Лена уехала в другой город и Трилле невыносимо грустил, папа очень поддержал его. «В тот вечер мне было так грустно, что я вообще не знал, как жить дальше. И пока зимний ветер задувал на улице, а в доме все спали и видели сны, папа спел мне «Грустит папа, грустит сын». Мне было почти не видно его в темноте. Я только слышал. Внезапно я понял, для чего мне папа».

Я встречала на эту книгу много положительных отзывов, но и негативных тоже хватало. Главное обвинение в последних - это отсутствие изысканности и использование якобы нелитературных слов типа «навозный дождь» и «кучи какашек» на катере-ковчеге. Лично меня даже близко все это не покоробило. Все-таки описывается деревенский быт, и все это дела житейские, к тому же повествование ведется от лица 9-летнего мальчишки, который привык называть вещи своими именами. Второе обвинение - это использование жаргонизмов. Как жаргон воспринимаются фразы «бабушка в костюме выглядела как жирный пингвин», «если у тебя башка в брюхе, можно подсматривать в пупок», а еще слова «уродина» и «вонища». Если вы считаете, что этого нужно пугаться и от этого ограждать детей, то да, конечно, берегитесь и бойтесь этой книги.

Мария Парр

ВАФЕЛЬНОЕ СЕРДЦЕ

ДЫРА В ЖИВОЙ ИЗГОРОДИ

После обеда в первый день летних каникул мы с Леной провели между нашими домами канатную дорогу. Переправиться первой, как всегда, решила Лена. Она бесстрашно забралась на карниз, двумя руками схватилась за веревку, а босые ноги закинула наверх, сцепив их в замок. Тут я понял, что она вряд ли сумеет остаться в живых. Пока она карабкалась в сторону своего дома, все дальше и дальше от нашего окна, я не дышал. Лене скоро девять, и у нее сил поменьше, чем у тех, кто немного побольше.

Примерно на середине пути ее ноги, прошуршав веревке прощальное «ш-ш-шур», соскользнули вниз. И вот Лена болтается на высоте второго этажа, цепляясь за веревку только руками. У меня громко застучало сердце.

Ой, - сказала Лена.

Вперед! - крикнул я.

Двигаться вперед не так легко, как могут подумать некоторые, которые пялятся из окна, было мне разъяснено.

Тогда виси! Я тебя спасу.


У меня вспотели ладони, так я думал. Я только надеялся, что у Лены они по-прежнему сухие. Страшно представить, если она грохнется с высоты второго этажа. Тут я и сообразил про матрас.


И пока Лена висела изо всех сил, я стащил с кровати папы и мамы матрас, вытянул его в коридор, столкнул вниз по лестнице, пропихнул в тесную прихожую, распахнул дверь на улицу и поволок его вниз в сад. Это был ужасно тяжелый матрас. Походя я сшиб фотографию прабабушки, и она разбилась вдребезги. Но лучше уж чтоб она разбилась, чем Лена.


По Лениным гримасам я понял, что когда я наконец появился в саду, она как раз собиралась падать.

Ползаешь как черепаха, - просипела она сердито.

Две черные косички топорщились на ветру где-то в вышине. Я притворился, что ничего не услышал. Зависла она точно над живой изгородью. Пришлось мне положить матрас туда же. На изгородь. Не было смысла класть его в другое место.


Теперь Лена Лид смогла наконец расцепить руки и шлепнуться вниз, как перезревшее яблоко. Она приземлилась с мягким хрустом. Два куста в живой изгороди сломались мгновенно.

Я тихонько вздохнул. Сердитая Лена бушевала, выпутываясь из колючих веток испорченной изгороди.

У, черт! Все ты, Трилле, виноват, - сказала она, выбравшись целая и невредимая.

Может, не я один виноват, подумал я, но вслух этого не сказал. Я очень радовался, что она жива. Все было как обычно.

ДРУЖИЩЕ ТРИЛЛЕ И СОСЕДСКАЯ КНОПКА

Мы учимся в одном классе, Лена и я. Она у нас единственная девочка. Лена говорит, что если б сейчас не начались каникулы, она б упала в кому и так померла.

Ты и так бы упала в кому, если б я матрас не подстелил, - сказал я ей вечером, когда мы снова пошли посмотреть на дырищу в изгороди.

Но Лена сказала: вряд ли. Ну в крайнем случае заработала бы себе сотрясение мозгов. Подумаешь. Это у нее уже было. Два раза.


Но я все равно не мог не думать, что было бы, если б она упала, пока я тащил матрас. Как-то грустно, если бы она взяла и так померла. И у меня не стало бы Лены. А она мой лучший друг, хотя и девчонка. Я ей этого никогда не говорю. Не решаюсь сказать, потому что не знаю: а вдруг она меня своим лучшим другом не считает? Иногда я верю, что считает, а иногда - нет. Это по-разному бывает. Но я много об этом думаю, особенно когда с ней что-нибудь случается, например, она падает с канатной дороги на подложенный мною матрас; тогда мне все-таки очень хочется, чтобы она назвала меня лучшим другом. Не вслух, конечно, и не при всех, а так - шепнула бы просто. Но от Лены такого не дождешься. У нее не сердце, а камень, такое закрадывается подозрение.


А вообще-то у Лены зеленые глаза и семь веснушек на носу. Она очень худая. Дед говорит, что она - конь-девица, хотя на вид она больше похожа на велосипед. И в борьбу на руках Лена всем проигрывает, но это просто потому, что все жухают, говорит она.


Сам я, по-моему, выгляжу как все, у меня светлые волосы и ямочка на щеке. Необычного во мне только имя, но этого снаружи не видно. Мама с папой назвали меня Теобальд Родрик. И тут же пожалели об этом. Нехорошо давать маленькому малышу такое большое имя. Но было поздно: что сделано, то сделано. Так что я уже прожил Теобальдом Родриком Даниельсеном Уттергордом девять лет. А это немало. Это вся моя жизнь. К счастью, все зовут меня Трилле, поэтому имя мне мало мешает, разве что Лена спросит иногда:

Трилле, опять забыла, как тебя зовут?

Теобальд Родрик.

Тогда Лена долго и заливисто хохочет. Иногда даже шлепает себя по бокам.


Изгородь, в которой мы с Леной проломили дыру, - граница между нашими участками. В маленьком белом домике с той стороны живут Лена и ее мама. Папы там никакого не имеется, хотя Лена говорит, что для одного место вполне бы нашлось, если разобраться в подвале. В большом рыжем доме с этой стороны живу я. У нас три этажа и темный чердак, потому что нас очень много: мама, папа, Мина четырнадцати лет, Магнус тринадцати, Трилле девяти и Крёлле - ей только три. Плюс дедушка в подвале. Как раз народу, говорит мама, чтобы успевать за всеми присмотреть, чтобы все шло своим чередом. Но когда приходит Лена, народу становится слишком много, и присмотреть за всеми уже не получается, поэтому все немедленно идет наперекосяк.

Слушай, - сказала Лена, - по-моему, пора пойти посмотреть, не собирается ли кто-нибудь у вас пить кофе с плюшками.


И что вы думаете, она оказалась права: как раз пришел дед попить кофейку. Дед худой, лицо в морщинах, и волосы у него как сено. Он самый-самый лучший в мире взрослый.

Дед скинул деревянные башмаки и сунул руки в карманы рабочего комбинезона. Он всегда ходит в комбинезоне.

Так-так… Дружище Трилле и соседская кнопка, - сказал он и поклонился нам. - Похоже, мы здесь за одним и тем же.


Мама в гостиной читала газету. Она не обратила внимания на то, что в кухне толпится народ. Это обычное дело - дед и Лена вечно толкутся у нас, хотя здесь и не живут. Но все время приходят. Лена проводит у нас столько времени, что стала сама себе соседкой.

Дед взял фонарик, лежавший на скамейке в кухне, и на цыпочках вошел к маме.

Руки вверх! - закричал он и навел на маму вместо пистолета фонарик. - Кофе или жизнь, фру Кари!

И плюшек! - крикнула Лена для порядка.

Лена, дед и я - мы умеем добыть кофе с плюшками почти всегда, когда захотим. Потому что у мамы нет сил говорить нам «нет». Особенно если мы просим воспитанно и вежливо. Уж не говоря о случаях, когда мы угрожаем ей карманным фонариком.

Книжного Шкапа - это "Вафельное сердце" - дебют молодой норвежской писательницы Марии Парр, которую критики дружно называют новой Астрид Линдгрен.

На самом деле "Вафельное сердце" - это не книга. Это - билет в детство. Это свежий ветер в лицо, когда мчишься с горы на всех парах навстречу приключениям. Это сладкий запах бабушкиной выпечки. Это дух беззаботных глупостей. Это то самое, непередаваемое словами, когда читаешь, и кажется, что тебе снова девять и ты открыт всему миру, и у тебя конечно есть самый лучший друг на свете, с которым возможно все.
Можно построить на дереве шалаш-обсерваторию, и каждый вечер смотреть оттуда на звезды в дедов бинокль. Целую неделю клеить огромный барабан для игры в Поле Чудес, а потом с криком "Вот это колесо!" спустить его с горы за секунду. Переправляться по льду на необитаемый остров посреди реки, везя с собой провизию на санках. Сговорившись, подарить мамам на Новый год по два кролика. Съезжать с песчаных дюн в речном порту на двери от старого холодильника или лететь без рук на велосипеде по тоненькой доске, перекинутой через канаву. Тайно держать на два дома ежика, а весной отпустить. Разослать друзьям по почте карту пиратских сокровищ и закопать на месте Х настоящее сокровище - коллекцию фантиков Turbo. Раздать всему двору от мала до велика билеты на концерт в первом подъезде, и прочитать наизусть "Сын полка"...
Но всего этого в книге нет. Это все - в моем собственном детстве, которое накрывает с головой, как только переворачиваешь последнюю страницу.

А что же есть? Есть мальчик Трилле и его одноклассница Лена, которые живут в бухте Щепки-Матильды, «где между домами и морем - огромные поля». Им по девять лет и они - лучшие друзья. Трилле - добрый, верный и надежный парень, но у него постоянно дрожат коленки. А Лена Лид - бойкая, непоседливая и хулиганистая девчонка, которой не сидится на месте. Вместе они сооружают канатную дорогу между домами, сгоняют животных на катер, как Ной в свое время, пишут объявление "в хорошие руки возьмем папу", едут на заработки, чтобы купить новый мяч и "делаются поп-звездами", зарывают в землю от "фашистов" всю имеющуюся в доме радиотехнику, открывают "дом для престарелых лошадей", стаскивают через открытое окно вафли, цепляя их на крючок и много чего еще, похлеще. Не последнюю роль в проделках играет «самый лучший в мире взрослый» - дед-авантюрист.

И тем не менее история не о забавных приключениях. Точнее, не только о них. Она о творчестве и фантазии, настоящей дружбе и ценности семьи, горьких расставаниях и необратимых потерях, ненужной старости и детской беззащитности, заботе и способности сопереживать и любить. О серьезных вещах написано просто, душевно и непосредственно. Поэтому книга такая добрая, трогательная, смешная и грустная, а еще - очень искренняя, пронизанная детством, как солнечным светом, а значит близкая каждому.

"Вафельное сердце" - нечто гораздо большее, чем рецепт вафель Бабы-Тети, которые, кстати, невероятно быстро исчезают с тарелок.

Как же сделать "Вафельное сердце"?
Рецепт: 1 ст. муки, 3 яйца, 150-200 г маргарина, 1 ст. сахара, 1 ст молока.
Взбейте яйца с сахаром, добавьте растопленный маргарин, молоко, в последнюю очередь муку. Хорошенько перемешайте. У вас должна получиться однородная масса без комков. Выпекайте вафли по 2-3 мин, пока они не станут золотистыми.

Вкусного вам чтения...











Качество издания замечательное - удобный немного уменьшенный (дорожный) формат, твердая обложка, белоснежные офсетные страницы, четкий шрифт. Перевод Ольги Дробот оценить не могу, так как нет альтернатив, а язык оригинала мне неподвластен, местами по тексту я спотыкалась. Черно-белые иллюстрации Софьи Касьян очень гармонично дополняют текст. А на обложке плещется море...