Император михаил 3. Михаил – император Византии. Павел БезобразовМихаил – Император Византии

Михаил III Пьяница - византийский император в 840-867 гг., сын и преемник императора Феофила (821-842). Официально получил власть в возрасте четырех лет, до 856 г. разделял власть со своей матерью Феодорой и еще тремя членами совета регентов, назначенными его отцом перед своей смертью. Несмотря на заботы Феодоры о воспитании сына, руководство которым было поручено его дяде Варде , Михаил оказался человеком неспособным, слабохарактерным и развратным. Личного участия в делах управления он почти не принимал. После сложения в 856 г. регентских полномочий августой Феодорой реальное управление государством перешло всецело в руки Варды, получившего титул кесаря в 862 г. Варда довольно удачно вел дела государства, но в результате интриги Василия Македонянина , фаворита императора Михаила, кесарь Варда был убит в апреле 866 г., а Василий в мае того же года провозглашен кесарем и соправителем императора. Своего фаворита Михаил женил на своей же бывшей любовнице Евдокии Ингерине. Затем в отношениях Михаила и Василия стала нарастать неприязнь. Михаил во время одного из своих пьяных загулов пригрозил низложить Василия I (866- 886), а тот вскоре организовал убийство своего бывшего покровителя. В 867 г. доверенный слуга Василия Македонянина зарезал императора Михаила III в ходе пьяной оргии, в которую превратился примирительный ужин василевса и симвасилевса. Василий стал единовластным государем в Византии, а тело бывшего императора закопали без особых церемоний. Впоследствии император Лев VI Мудрый (870-912), официально считавшийся сыном Василия I, но на самом деле, вероятно, бывший сыном убитого Михаила, став самодержцем, приказал вырыть труп Михаила III, положить в саркофаг из кипариса, привезти в столицу и похоронить с царскими почестями.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.62.

Вовсе не пьяница?

Михаил III (Mixanl) (9.I.840 - 23.IX.867) - византийский император с 842 года. Из Аморийской династии. До 856 года правила его мать Феодора, восстановившая иконопочитание (март 843 года). С 856 по 865 годы правление фактически находилось в руках дяди Михаила III - Варды. В царствование Михаила III было отражено нападение Руси на Константинополь (860), арабы были оттеснены за Евфрат. Михаил III был убит своим приближенным Василием I. Основываясь на характеристике, данной Михаилу III сторонниками Македонской династии, историческая литература рисует его пьяницей, мало интересовавшимся государственными делами. С попыткой опровергнуть традиционную оценку Михаила III выступил в конце 20-х - начале 30-х годов 20 века в ряде работ бельгийский историк А. Грегуар.

М. Я. Сюзюмов. Свердловск.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.

Михаил как зрелище, игрушка и посмешище

Михаил III Пьяница - Византийский император Аморийской династии, правивший в 842-867 гг. Сын Феофила. Род. ок. 839 г. + 24 сент. 867 г.

Михаил наследовал императорскую власть через три года после того, как был произведен на свет своей матерью Феодорой. Всеми делами стали заправлять его опекуны и радетели, которых, умирая, назначил Феофил. Это были евнух Феоктист, брат августы патрикий Варда и магистр Мануил, приходившийся Феодоре дядей по отцовской линии. В марте 843 г. созванный по их инициативе и при поддержке императрицы церковный собор низложил патриарха Иоанна Грамматика и восстановил иконопочитание. В 856 г. Варда велел убить Феоктиста, а Феодору вынудил удалиться в монастырь, и с этого времени управление государством сосредоточилось в его руках. В 862 г. император пожаловал ему титул кесаря.

Сам Михаил всегда избегал серьезных занятий и целыми днями занимался пирушками, пьянками, любовным беспутством, срамными рассказами, а также возницами, лошадьми, колесницами и происходящим от них безумством и сумасбродством. Как никто другой он увлекался конными ристаниями и даже сам не отказывался от управления колесницей, становясь для всех, по словам своего жизнеописателя, зрелищем, игрушкой и посмешищем. Вступив во владение казной, он растратил и растранжирил на пустяки многие богатства, накопленные его родителями. Был он кумом всех своих товарищей по цирку и после каждых крестин дарил по 50, 40, самое меньшее 30 литр золота. Своему любимому собутыльнику, Имерию Грилу, испускавшему из брюха ветры такой силы, что гасил ими пламя свечи, он за это необыкновенное искусство пожаловал однажды 100 литр золота. Под стать этому Грилу была и вся компания императора: все сатиры и разнузданные сквернословы. Часто, облачившись в монашеские одежды, они самым непристойным образом исполняли священные обряды, причем Грила именовали патриархом, а одиннадцать остальных - митрополитами самых значительных и сиятельных престолов. Издеваясь над непорочным таинством, они наполняли золоченые сосуды перцем и горчицей и причащали всех желающих. Даже тогда, когда император по виду брался за серьезные дела, все выходило у него дурно и нелепо. В походах он участвовал несколько раз и всегда терпел неудачи. В 859 г. ромейское войско осадило Самосату. Но в то время, когда военачальники собрались к причастию, арабы вдруг со всех сторон выступили из города. При их виде все ромейское войско обратилось в бегство. Михаил едва успел сесть на коня и с трудом спасся, бросив все шатры и имущество. Еще более позорно закончился его второй поход в 861 г. - разбитый арабами в долине Келарий, он скрылся, переодевшись в простое платье, и только таким образом избежал плена.

Увлеченный пирами и шутовскими проделками, Михаил по легкомыслию выпустил из рук императорскую власть. В апреле 866 г., после того как по его приказу убили кесаря Варду, он усыновил одного из своих собутыльников, паракимоменона Василия, пожаловав ему сан магистра. В мае того же года он объявил его августом и своим соправителем. Вскоре он, правда, раскаялся в своем выборе и захотел объявить императором другого своего любимца, гребца Василикина. Но было уже поздно - Василий не в шутку, а всерьез прибрал к своим рукам всю власть. Узнав, что Михаил думает покуситься на его величие, он составил против него заговор. 24 сентября 867 г., в третьем часу ночи, заговорщики ворвались в спальню Михаила и зарезали его. С его смертью пресеклась Аморийская династия (Продолжатель Феофана: 4; 1, 20- 21, 23-24, 26, 38, 41, 44 ).

Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия. Константин Рыжов. Москва, 2001.

Михаил III Пьяница (ок. 840 - 867, имп. с 842, факт. - с 856)

Михаил, прозванный современниками Пьяницей, составлял разительный контраст со своим отцом Феофилом. Почти до самого конца правления Михаил III мало участвовал в политике, предпочитая делам грубые удовольствия: пьянство, охоту, ристания, маскарады. По свидетельству Симеона Магистра, "предавшись всякому распутству, Михаил растратил огромные суммы, которые сберегла его мать. Принимая от святого крещения и усыновляя детей наездников цирка, он дарил им то по сто, то по пятьдесят номисм. За столом в пьяной компании товарищи его пиршеств состязались в бесчинствах, а царь любовался этим и выдавал награду до ста золотых монет самому грязному развратнику [Продолжатель Феофана называет его - патрикий Имерий по кличке Свинья. - С.Д.], который умел испускать ветры с такой силой, что мог потушить свечу на столе. Раз он [царь] стоял на колеснице, готовый начать бег, в это время пришло известие, что арабы опустошают Фракисийскую фему и Опсикий и приближаются к Малангинам, и протонотарий в смущении и страхе передал ему донесение доместика схол. "Как ты смеешь, - закричал на него император, - беспокоить меня своими разговорами в такой важный момент, когда все мое внимание сосредоточено на том, чтобы тот средний не перегнал левого, из-за чего я и веду это состязание!" Но самое худшее - это было его сообщество, в котором он любил вращаться: сатиры и бесстыдники, способные на самые грязные выходки" (). Ватага собутыльников юного василевса буйствовала на константинопольских улицах, устраивая шутовские мистерии, переодетые участники которых изображали вельмож, клир и даже патриарха. Случалось, что маскарадное шествие, во главе с "патриархом" Феофилом по прозвищу Грилл ("поросенок") - главным скоморохом императора, встречало процессию настоящего духовенства и осыпало "конкурентов" бранью и насмешками. Шутники причащали зазевавшихся прохожих уксусом и горчицей. Однажды, пародируя самого Христа, василевс с друзьями ввалился к какой-то бедной женщине и потребовал ночлега для себя и своих "апостолов", чем привел ее в немалое смущение.

Михаил III сам выступал на ипподроме в качестве возницы под цветами "голубых", а когда многие стали открыто выражать недовольство по такому поводу, устроил закрытый ипподром и состязался там.

К матери, любившей беспутного сына несмотря на все его увлечения, Михаил относился без должного уважения. Как-то он сообщил императрице, что ее ожидает патриарх. Когда благочестивая женщина прибыла в указанную залу, она увидела на патриаршем престоле закутанную с ног до головы в священные одежды фигуру. Феодора, не подозревая об обмане, подошла испросить благословения, и переодетый Грилл (а это был он), вскочив, показал августе зад "и испустил зловонный грохот и безобразные речи" (Прод. Феоф., ). Михаил, наблюдая ужас и обиду матери, от души потешался.

После 856 г. политику двора определял дядя императора, Варда (с 862 г. - кесарь). Второй дядя царя, Петрона, стратиг Фракисийской фемы, занимался делами военными. В 856 г. он нанес удар павликианам Тефрики. Спустя некоторое время Карвей с арабами ответил набегом на империю. В 860 г. Михаил лично повел армию на восток, но неожиданно вернулся, получив известие о нападении руссов на Византию - первый поход русских князей на Константинополь. Руссов отразили, император снова отправился воевать с арабами, был разбит и чудом избежал плена. Через три года, 3 августа 863 г., Петрона в жестоком бою в Армении рассеял отряды арабов и павликиан. Карвей и эмир Мелитины Омар-ибн-Абд-Аллах пали в сражении.

Если на востоке военные действия шли в целом не совсем плохо, на западе ромеи терпели неудачи. В 859 г. пала крепость Кастроджованни. Греческий флот, посланный к берегам Сицилии, был потоплен неприятелем. В 859 - 864 гг. империя вела изнурительную войну с ханом Болгарии Борисом 1) .

Активность Варды была противоположностью праздности императора. Однако синклитики, которым приходилось терпеть могущество доместика схол, делали это с явным неудовольствием. Сначала основную ставку оппозиция делала на патриарха Игнатия 2) . Возбудить Игнатия, сурового аскета, против Варды оказалось чрезвычайно легко, ибо последний вел жизнь, далекую от канонов официальной морали. В 857 г. патриарх не допустил Варду до причастия, обвинив его в тяжком грехе - сожительстве со вдовой сына. Результат оказался неожиданным - Игнатий был немедленно смещен, а на его место Варда предложил избрать светского чиновника Фотия. В нарушение всех правил поставления патриарха, тот за неделю прошел все ступени посвящения в духовный сан и занял кафедру. Византийское духовенство и миряне разделились на группировки сторонников нового и старого патриархов.

Волей истории фотианский раскол стал событием международного масштаба. Игнатий не переставал жаловаться на незаконность своего низложения, взывая к правосудию. В дело вмешался властный папа Николай I и потребовал пересмотра решения. Весной 861 г. в Константинополе при участии папских представителей состоялся собор, подтвердивший легитимность избрания Фотия. Папа, не ожидавший такого от своих легатов (говорили, что византийцы купили их согласие), наказал их и созвал в Риме свой собор, который объявил Фотия низложенным.

Михаил III поначалу был настроен к церковным проблемам безразлично и даже как-то с издевкой заметил, что "мой патриарх - это Феофил [скоморох Грилл. - С.Д.], кесаря [Варды] - Фотий, а у народа патриарх Игнатий" (), однако со временем, возмущенный настойчивыми попытками Николая I диктовать восточной церкви свои условия, выступил в защиту Фотия и в письме к папе довольно резко заявил, что не признает примата римского епископа. Константинопольский собор 867 г. отлучил папу от церкви как еретика - предлогом послужил вопрос о нисхождении Святого Духа (Византия не признавала формулы filioque - "от Отца и Сына", принятой на Западе); произошел церковный раскол.

Фотий же остался в истории как одна из самых блистательных личностей на патриаршем троне византийской столицы. Но не политические интриги составили ему добрую память человечества, а его научно-энциклопедическая работа. По инициативе ученейшего Фотия и при его непосредственном участии был составлен "Мириобиблион" - комментарий к рукописям 279 (!) древних авторов, имевшимся в столичной библиотеке, с обширными выписками из оригиналов. Сами эти сочинения впоследствии в значительной части погибли, и мы имеем возможность получить представление о них лишь благодаря сохранившемуся труду Фотия.

По инициативе патриарха и Варды была возрождена к жизни константинопольская высшая школа. Отныне она стала действовать во дворце Магнавра, и ректором ее был сделан Лев Математик. В Магнаврском университете изучали семь свободных наук 3), философию, юриспруденцию, медицину и, конечно же, богословие. На фоне темного варварства, властвовавшего на Западе, византийская образованность тех лет - явление уникальное. Ромейский двор под руководством Варды использовал культуру и как важнейший внешнеполитический инструмент. В 863 г. началась деятельность просветителей Константина (Кирилла) и Мефодия среди славян - Константинополь утверждал свое влияние на севере.

Столичная знать не прекращала попыток избавиться от Варды. На следующем этапе этой борьбы главным действующим лицом оказался новый фаворит Михаила III, Василий Македонянин. Последнему удалось убедитт автократора, человека, несмотря на недостатки, незлобного, все-таки расправиться с кесарем. Для этой цели, чтобы изолировать Варду от многих его приверженцев в Константинополе, был даже начат поход на Крит. 21 апреля 866 г. на стоянке в Малой Азии кесарь, безуспешно моливший о пощаде, был изрублен мечами Македонянина и его сообщников у ног императора. Многие из народа осуждали это ничем не обоснованное убийство. Когда Михаил III однажды проезжал через город Акриты (на азиатском берегу Пропонтиды), какой-то смельчак влез на камень и стал кричать василевсу, указывая на следовавшую за ним пышную свиту: "Ты неплохой парад устроил, ты, который пролил кровь своего дяди. Горе тебе, горе тебе, горе тебе!"

Спустя некоторое время Василий сделался магистром, а вскоре и соправителем Михаила III. Отношения между двумя императорами стали быстро портиться. В сентябре 867 г. во время пиршества Михаил III, по обыкновению сверх меры нагрузившись, скинул с себя императорские туфли (кампагии) и приказал надеть их своему новому любимцу, патрикию Василикину. Указывая на него, император со смехом заметил, обращаясь к окружающим, что Василикину они идут больше, чем Василию, и пора бы сделать его соправителем. Встревоженный такой перспективой, Василий I решил действовать наверняка. 23 сентября 867 г., когда Михаил III после обильного возлияния в загородном дворце Маманта отправился спать, подручные Василия ворвались с мечами в опочивальню императора. Тот, очнувшись, пробовал было защищаться, но один из нападавших отсек василевсу обе руки. Михаил III, обливаясь кровью, осыпал проклятиями вероломного друга и соправителя. Заговорщики, посовещавшись, зарезали Михаила, а труп, глумясь, завернули в лошадиную попону. Утром тело оплакали вызванные из Гастрии мать и четыре сестры-монахини. Похоронили Михаила без торжеств на загородном берегу Босфора.

Оценивая Михаила III, следует, однако, учитывать то обстоятельство, что историки времен Македонской династии, желая оправдать Василия III, всячески чернили его предшественника. Один из летописцев, например, утверждал, что император, растратив казну на кутежи, распорядился перелить в монеты золотой платан Льва Математика и приказал разломать световой телеграф, дабы неприятные известия не мешали столичной черни развлекаться на ипподроме. Однако этот платан и световой телеграф существовали и позднее, так что, может быть, и иные рассказы о бесчинствах Михаила - лишь дошедшие до наших дней отголоски давно забытой политической борьбы. 

Примечания

1) По установлении мира Борис торжественно крестился, приняв имя василевса – Михаил.

2) Игнатий, в миру Никита, сын Михаила Рангаве, вместе с братом Феофилактом был оскоплен после низложения отца и пострижен в монахи, патриарший трон занял по инициативе Феодоры в 847 г.

3) Тривиум: грамматика, риторика, диалектика и квадривиум: арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Использованы материалы кн.: Дашков С.Б. Императоры Византии. М., 1997, с. 157-160.

Далее читайте:

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

В 830 г. мачеха Феофила Ефросинья объявила смотр невест для императора. В Константинополь съехались красавицы со всей империи. Среди них умом и красотой выделялись две, Кассия и Феодора, обе - дочери знатных родителей. Василевсу очень понравилась Кассия, и он уже подошел к ней с яблоком, которое предназначалось избраннице. Но Кассия, по словам Георгия Амартола, «уязвила сердце его словом», и яблоко досталось пафлагонянке Феодоре .

После кончины мужа Феодора была объявлена императрицей-регентшей при четырехлетнем сыне Михаиле III.

Используя содействие константинопольской знати, она немедленно организовала подготовку к восстановлению иконопочитания. Одним из первых пострадал Лев Математик, лишившийся в год смерти своего покровителя Феофила поста митрополита Фессалоники. 4 марта 843 г. в Константинополе состоялся церковный собор. Патриарх Иоанн Грамматик был отрешен от кафедры, его место занял хитрый интриган Мефодий. 11 марта собор объявил о полном торжестве иконопочитания.

От мягкого отношения к еретикам при императорах-иконоборцах теперь не осталось и следа. Для начала грандиозные репрессии правительство Феодоры применило к павликианам. В области их поселений на востоке страны отправились с карательными экспедициями три военачальника: Аргир, Судал и Дука. Павликиан жгли, топили, прибивали к столбам. Во имя торжества православия погибло до ста тысяч человек - жестокость, доселе неслыханная. Протомандатор стратега Анатолика, некто Карвей, павликианин, увел из-под меча палачей императрицы несколько тысяч своих единоверцев и отдался с ними под покровительство мелитинского эмира. Изгнанники выстроили крепость Тефрику и основали в ней свою колонию, солдаты которой оказались не лучше своих противников, принимая самое деятельное участие в набегах свирепых мусульман на империю.

Большое влияние на вдовствующую императрицу имел логофет дрома Феоктист - человек грубый, заносчивый и властный. Бездарный военачальник, Феоктист неоднократно проигрывал сражения арабам. После очередного его разгрома в 844 г. Византии пришлось заключить невыгодный мир, и с восточными соседями она не воевала семь лет. Зато с 850 по 852 г. империи пришлось отбиваться от нападений болгарского хана Бориса.

В 852 г., зная о тяжелом положении халифа ал-Муттавакиля, который с трудом удерживал власть, ромеи совершили удачный рейд в нильскую дельту, разорив Дамиетту.

Недовольство части столичного нобилитета тиранией Феоктиста вызвало заговор, во главе которого встал брат василисы, честолюбивый и притом небесталанный доместик схол Варда. В начале 856 г. Феоктист был убит, а Феодору вынудили отказаться от регентства. Оставляя трон, она дала отчет синклиту о состоянии государственной казны, где, как выяснилось, были скоплены огромные средства. После отречения Феодоры Варда заставил сестру и четырех незамужних ее дочерей удалиться в монастырь Гастрии.

Михаил III Пьяница (ок. 840 - 867, имп. с 842, факт. - с 856)

Михаил, прозванный современниками Пьяницей, составлял разительный контраст со своим отцом Феофилом. Почти до самого конца правления Михаил III мало участвовал в политике, предпочитая делам грубые удовольствия: пьянство, охоту, ристания, маскарады. По свидетельству Симеона Магистра, «предавшись всякому распутству, Михаил растратил огромные суммы, которые сберегла его мать. Принимая от святого крещения и усыновляя детей наездников цирка, он дарил им то по сто, то по пятьдесят номисм. За столом в пьяной компании товарищи его пиршеств состязались в бесчинствах, а царь любовался этим и выдавал награду до ста золотых монет самому грязному развратнику [Продолжатель Феофана называет его - патрикий Имерий по кличке Свинья. - С.Д.], который умел испускать ветры с такой силой, что мог потушить свечу на столе. Раз он [царь] стоял на колеснице, готовый начать бег, в это время пришло известие, что арабы опустошают Фракисийскую фему и Опсикий и приближаются к Малангинам, и протонотарий в смущении и страхе передал ему донесение доместика схол. «Как ты смеешь, - закричал на него император, - беспокоить меня своими разговорами в такой важный момент, когда все мое внимание сосредоточено на том, чтобы тот средний не перегнал левого, из-за чего я и веду это состязание!» Но самое худшее - это было его сообщество, в котором он любил вращаться: сатиры и бесстыдники, способные на самые грязные выходки» (). Ватага собутыльников юного василевса буйствовала на константинопольских улицах, устраивая шутовские мистерии, переодетые участники которых изображали вельмож, клир и даже патриарха. Случалось, что маскарадное шествие, во главе с «патриархом» Феофилом по прозвищу Грилл («поросенок») - главным скоморохом императора, встречало процессию настоящего духовенства и осыпало «конкурентов» бранью и насмешками. Шутники причащали зазевавшихся прохожих уксусом и горчицей. Однажды, пародируя самого Христа, василевс с друзьями ввалился к какой-то бедной женщине и потребовал ночлега для себя и своих «апостолов», чем привел ее в немалое смущение.

Михаил III сам выступал на ипподроме в качестве возницы под цветами «голубых», а когда многие стали открыто выражать недовольство по такому поводу, устроил закрытый ипподром и состязался там.

К матери, любившей беспутного сына несмотря на все его увлечения, Михаил относился без должного уважения. Как-то он сообщил императрице, что ее ожидает патриарх. Когда благочестивая женщина прибыла в указанную залу, она увидела на патриаршем престоле закутанную с ног до головы в священные одежды фигуру. Феодора, не подозревая об обмане, подошла испросить благословения, и переодетый Грилл (а это был он), вскочив, показал августе зад «и испустил зловонный грохот и безобразные речи» (Прод.Феоф., ). Михаил, наблюдая ужас и обиду матери, от души потешался.

После 856 г. политику двора определял дядя императора, Варда (с 862 г. - кесарь). Второй дядя царя, Петрона, стратиг Фракисийской фемы, занимался делами военными. В 856 г. он нанес удар павликианам Тефрики. Спустя некоторое время Карвей с арабами ответил набегом на империю. В 860 г. Михаил лично повел армию на восток, но неожиданно вернулся, получив известие о нападении руссов на Византию - первый поход русских князей на Константинополь. Руссов отразили, император снова отправился воевать с арабами, был разбит и чудом избежал плена. Через три года, 3 августа 863 г., Петрона в жестоком бою в Армении рассеял отряды арабов и павликиан. Карвей и эмир Мелитины Омар-ибн-Абд-Аллах пали в сражении.

Если на востоке военные действия шли в целом не совсем плохо, на западе ромеи терпели неудачи. В 859 г. пала крепость Кастроджованни. Греческий флот, посланный к берегам Сицилии, был потоплен неприятелем. В 859 - 864 гг. империя вела изнурительную войну с ханом Болгарии Борисом .

Активность Варды была противоположностью праздности императора. Однако синклитики, которым приходилось терпеть могущество доместика схол, делали это с явным неудовольствием. Сначала основную ставку оппозиция делала на патриарха Игнатия . Возбудить Игнатия, сурового аскета, против Варды оказалось чрезвычайно легко, ибо последний вел жизнь, далекую от канонов официальной морали. В 857 г. патриарх не допустил Варду до причастия, обвинив его в тяжком грехе - сожительстве со вдовой сына. Результат оказался неожиданным - Игнатий был немедленно смещен, а на его место Варда предложил избрать светского чиновника Фотия. В нарушение всех правил поставления патриарха, тот за неделю прошел все ступени посвящения в духовный сан и занял кафедру. Византийское духовенство и миряне разделились на группировки сторонников нового и старого патриархов.

Волей истории фотианский раскол стал событием международного масштаба. Игнатий не переставал жаловаться на незаконность своего низложения, взывая к правосудию. В дело вмешался властный папа Николай I и потребовал пересмотра решения. Весной 861 г. в Константинополе при участии папских представителей состоялся собор, подтвердивший легитимность избрания Фотия. Папа, не ожидавший такого от своих легатов (говорили, что византийцы купили их согласие), наказал их и созвал в Риме свой собор, который объявил Фотия низложенным.

Михаил III поначалу был настроен к церковным проблемам безразлично и даже как-то с издевкой заметил, что «мой патриарх - это Феофил [скоморох Грилл. - С.Д.], кесаря [Варды] - Фотий, а у народа патриарх Игнатий» (), однако со временем, возмущенный настойчивыми попытками Николая I диктовать восточной церкви свои условия, выступил в защиту Фотия и в письме к папе довольно резко заявил, что не признает примата римского епископа. Константинопольский собор 867 г. отлучил папу от церкви как еретика - предлогом послужил вопрос о нисхождении Святого Духа (Византия не признавала формулы filioque - «от Отца и Сына», принятой на Западе); произошел церковный раскол.

Фотий же остался в истории как одна из самых блистательных личностей на патриаршем троне византийской столицы. Но не политические интриги составили ему добрую память человечества, а его научно-энциклопедическая работа. По инициативе ученейшего Фотия и при его непосредственном участии был составлен «Мириобиблион» - комментарий к рукописям 279 (!) древних авторов, имевшимся в столичной библиотеке, с обширными выписками из оригиналов. Сами эти сочинения впоследствии в значительной части погибли, и мы имеем возможность получить представление о них лишь благодаря сохранившемуся труду Фотия.

По инициативе патриарха и Варды была возрождена к жизни константинопольская высшая школа. Отныне она стала действовать во дворце Маг-навра, и ректором ее был сделан Лев Математик. В Магнаврском университете изучали семь свободных наук , илософию, юриспруденцию, медицину и, конечно же, богословие. На фоне темного варварства, властвовавшего на Западе, византийская образованность тех лет - явление уникальное. Ромейский двор под руководством Варды использовал культуру и как важнейший внешнеполитический инструмент. В 863 г. началась деятельность просветителей Константина (Кирилла) и Мефодия среди славян - Константинополь утверждал свое влияние на севере.

Столичная знать не прекращала попыток избавиться от Варды. На следующем этапе этой борьбы главным действующим лицом оказался новый фаворит Михаила III, Василий Македонянин. Последнему удалось убедил автократора, человека, несмотря на недостатки, незлобного, все-таки расправиться с кесарем. Для этой цели, чтобы изолировать Варду от многих его приверженцев в Константинополе, был даже начат поход на Крит. 21 апреля 866 г. на стоянке в Малой Азии кесарь, безуспешно моливший о пощаде, был изрублен мечами Македонянина и его сообщников у ног императора. Многие из народа осуждали это ничем не обоснованное убийство. Когда Михаил III однажды проезжал через город Акриты (на азиатском берегу Пропонтиды), какой-то смельчак влез на камень и стал кричать василевсу, указывая на следовавшую за ним пышную свиту: «Ты неплохой парад устроил, ты, который пролил кровь своего дяди. Горе тебе, горе тебе, горе тебе!»

Спустя некоторое время Василий сделался магистром, а вскоре и соправителем Михаила III. Отношения между двумя императорами стали быстро портиться. В сентябре 867 г. во время пиршества Михаил III, по обыкновению сверх меры нагрузившись, скинул с себя императорские туфли (кампагии) и приказал надеть их своему новому любимцу, патрикию Василикину. Указывая на него, император со смехом заметил, обращаясь к окружающим, что Василикину они идут больше, чем Василию, и пора бы сделать его соправителем. Встревоженный такой перспективой, Василий I решил действовать наверняка. 23 сентября 867 г., когда Михаил III после обильного возлияния в загородном дворце Маманта отправился спать, подручные Василия ворвались с мечами в опочивальню императора. Тот, очнувшись, пробовал было защищаться, но один из нападавших отсек василевсу обе руки. Михаил III, обливаясь кровью, осыпал проклятиями вероломного друга и соправителя. Заговорщики, посовещавшись, зарезали Михаила, а труп, глумясь, завернули в лошадиную попону. Утром тело оплакали вызванные из Гастрии мать и четыре сестры-монахини. Похоронили Михаила без торжеств на загородном берегу Босфора.

Оценивая Михаила III, следует, однако, учитывать то обстоятельство, что историки времен Македонской династии, желая оправдать Василия III, всячески чернили его предшественника. Один из летописцев, например, утверждал, что император, растратив казну на кутежи, распорядился перелить в монеты золотой платан Льва Математика и приказал разломать световой телеграф, дабы неприятные известия не мешали столичной черни развлекаться на ипподроме. Однако этот платан и световой телеграф существовали и позднее, так что, может быть, и иные рассказы о бесчинствах Михаила - лишь дошедшие до наших дней отголоски давно забытой политической борьбы.

fРоман русского писателя Павла Безобразова посвящен личности легендарного византийского императора Михаил IV Пафлагона. Правивший вскоре после 1000-го года этот монарх был отмечен особым даром судьбы – он поднялся из низов в императорские покои, расположил к себе всесильную императрицу Зою и, выгодно затем на ней женившись, сделал себе блестящую карьеру. Однако его правление было омрачено многочисленными войнами и восстаниями.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Михаил – император Византии (П. В. Безобразов, 1892) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Проснувшись, Михаил все еще не мог успокоиться. Он припоминал видения и не мог понять их. Должен же быть какой-нибудь в них смысл. Так, без причины, ничего не бывает. Это предсказание. Вчерашнее происшествие волновало его еще больше. Это грех, тяжкий грех, как там ни говори. Его не поправить; надо отмолить его, надо покаяться. Михаил решил пойти к исповеди и тем облегчить свою душу.

Около полудня к нему пришел придворный служитель, присланный его братом Иоанном. Он сообщил, что указ о даровании ему, Михаилу, чина протоспафария уже написан в императорской канцелярии. Сегодня же сановник, заведующий царскою чернильницей, поднесет документ к подписанию императору, и он запечатлеет на нем свое имя. Спальник Иоанн просит Михаила быть наготове, так как во всякую минуту его могут позвать во дворец. Михаила это известие очень, обрадовало, но не может же он явиться во дворец в этом хитоне, в каком ходит дома. Он сейчас же пошел к малоазиатским купцам подобрать себе подходящую материю. Но так как он был малосведущ в этих делах, то и зашел за своим приятелем Константином Пселлом. Это был 17-ти летний юноша, сын очень бедных родителей, но, несмотря на это, получивший хорошее образование. Пселл отвел Михаила к одному знакомому купцу, выбрал ему материю и даже попросил свою мать Феодоту сшить Михаилу платье, так как она была отличная мастерица и прекрасно кроила и шила.

Через три дня пришла из дворца новая весть. Император согласился зачислить Михаила в императорскую канцелярию, так что он сразу получит и чин и место. Это было во вторник, в четверг же ему приказано было явиться во дворец, где он должен был получить из рук царя чин протоспафария.

В четверг, в третьем часу, Михаил был во дворце. Тут встретил его Иоанн и объяснил ему все, что нужна делать. Михаил так робел, что готов был бы отказаться от места и чина, только бы ему не представляться царю.

– Какие пустяки! – говорил Иоанн. – Я много говорил о тебе императору. Если ты сделаешь какую-нибудь неловкость и в чем-нибудь ошибешься, самодержец простит тебя, как не привыкшего еще к церемонии. Пойдем, сейчас начнется церемония.

Иоанн привел брата в небольшую залу и сказал ему: "Стой тут, пока за тобой не придут, а мне надо занять свое место в царской свите". Михаил остался один в пустой зале; прошло несколько минут мучительного ожидания, наконец, растворились серебряные двери, ведшие из комнаты, где стоял Михаил, в парадную залу, называвшуюся хрисотриклином.

Михаил вошел и был поражен блеском зала. Весь пол был покрыт мозаикой из разноцветного камня, на нем были изображены цветы и деревья. Посреди залы на золотом троне сидел император Роман в пурпурном одеянии, усыпанном каменьями, в пурпурных туфлях, со скипетром в руке. За ним стояла его почетная стража, с секирами на плече. Направо и налево от трона полукругом разместились придворные и сановники.

Как только они сделали несколько шагов по зале, Михаил встал на колени и поклонился царю. Затем его подвели почти к самому трону. "Со страхом Божиим, справедливо и нелицеприятно, – сказал ему император, – исправляй вверенную тебе должность. Никогда и ни в чем не отступай от закона, помни, что за всякую несправедливость, содеянную тобою здесь, тебе будет воздано сторицею на том свете. Будь внимателен и добр к сослуживцам, будь почтителен к начальникам. Не бери мзды незаконной, помни заповеди Божии, соблюдай их, и благо ти будет".

На это Михаил ответил, как научил его брат: "Боговенчанный, державнейший, божественнейший царь и самодержец! Как солнце сияешь ты на небе, освещаешь и согреваешь своими лучами всю подвластную тебе вселенную. Ты пример неизреченной доброты, ты образец высшей справедливости; мы будем подражать этому высокому образцу, хотя он для нас, смертных, недосягаем, будем стараться уподобиться тебе, царю человеколюбивейшему, царю справедливейшему, царю выше всех стоящему, превосходящему добродетелью великого Константина".

После этого царь вновь сказал ему, встав с трона: "Во имя Господне Богом данная царственность моя жалует тебя асикритом". Царь сел, а Михаил пал ниц, опять поклонился, и, подойдя к трону, еще раз стал на колени и поцеловал ногу императора.

Логофет громогласно объявил: "Священный царь наш, руководимый Богом, пожаловал Михаила в асикриты!" Все придворные хором проговорили многолетие императору, а затем и "многие лета асикриту Михаилу".

Логофет поднес царю на серебряном блюде золотую цепь, украшенную драгоценными камнями. Император собственноручно возложил цепь на Михаила. Логофет провозгласил, что царь жалует Михаила чином протоспафария, и опять пропели многолетие. Царь сошел с трона и, сопровождаемый свитой, прошел в спальню, прилегавшую к хрисотриклипу.

– Ну, ты доволен? – спросил Иоанн, выходя с братом после церемонии.

– Теперь доволен, что все закончилось, а было не по себе. Какая красивая цепь! – Михаил, как ребенок, не мог оторваться от блестевшего на груди золота. – Я могу все время ходить в этом украшении?

– Да, имеешь право. Ведь цепь эта и есть знак, присвоенный чину протоспафария. Но дома ее никто не носит, ее надевают только во дворце и вообще в торжественных случаях. Ну, теперь следуй за мной, ты должен явиться к императрице.

В это время пришел один из спальных евнухов и доложил:

– Державная царица ждет асикрита и протоспафария Михаила.

Иоанн повел брата в гинекей, на женскую половину дворца, он ввел его в залу, где сидела императрица, и, низко поклонившись, ушел. Царица Зоя сидела на кресле с удлиненной высокой спинкой; это был трон, на котором она восседала, когда принимала гостей.

Михаил поклонился в пояс и сказал заученную фразу: "Приветствую тебя, державнейшая царица, тебя, верную спутницу великого царя, луну нашего солнца, бросающую и на него, и на нас свой мягкий свет. Дивлюсь твоей красоте, не только телесной, но умственной и душевной. Если бы присутствовали здесь Гомер или Гезиод, даже они не сумели бы воспеть твоих добродетелей; нет слов для выражения твоей доброты, чистоты твоих помыслов, возвышенности твоей души, всей твоей прелести нравственной и физической. Чувствуя себя сравнительно с твоею недосягаемою высотой ничтожнейшим из смертных, я умолкаю, пожелав тебе, державнейшая, мудрейшая, человеколюбивейшая царица, царствовать и здравствовать многие, многие лета".

– Ты прекрасно говоришь, протоспафарий Михаил, – ответила Зоя на это приветствие. – Я рада, что самодержец почтил тебя чином. Брата твоего мы давно знаем, – достойный, хороший человек. А зная его, мы и к тебе чувствуем расположение.

– Благодарю, державная царица, – сказал Михаил, кланяясь. Он боялся пристально смотреть на Зою, но ему хотелось рассмотреть ее получше, потому что ему показалось, будто она похожа на ту женщину, что он видел во сне.

– Скажи, протоспафарий Михаил, – продолжала царица, – царь пожаловал тебя асикритом, как мне говорили, какие же будут твои обязанности?

Михаил покраснел от смущения. Он совсем не знал, какие обязанности у асикрита, но нашелся и сказал:

– Служба моя нелегкая, но, во всяком случае, почетная, ибо возложена на меня самодержцем. Главная обязанность чиновника состоит в том, чтобы исполнять волю царя; об этом я буду заботиться прежде всего и надеюсь заслужить милость царскую.

– Старайся и ты можешь быть уверен, что мы не оставим тебя. Самодержец человеколюбив и он расточает свои милости достойным. В таком красивом теле, как у тебя, должна быть и красивая душа. Доволен ли ты судьбой, Михаил?

– Приближаться к царям есть блаженство, как же не благодарить мне судьбу?

– Еще не то увидишь ты, протоспафарий Михаил. – При этом Зоя бросила на юношу нежный взгляд. – Знай, – продолжала она, – что мы всегда готовы принимать тебя и способствовать твоему счастью. Когда у тебя будет какая-нибудь нужда к нам, предупреди об этом брата твоего Иоанна и он доложит нам. А теперь иди с миром, памятуя наши слова.

Михаил поклонился и вышел. Зое хотелось поговорить с ним подольше, – очень понравились ей румяные щеки и статный рост Михаила, но этикет не позволял этого. Она хлопнула в ладоши три раза и в комнату вошла ее приближенная патрикия Евстратия.

– Готовы ли жаровни? – спросила она вошедшую.

– Все готово, державная царица.

– Привезли ли с востока амбры, алоэ и других ароматов?

– Нет, не привезли, но есть еще остаток амбры и алоэ.

– Это ужасно, это опять какая-нибудь интрига царя. Он находит, что я трачу слишком много денег на ароматы. Он забывает, что я дочь великого Константина, что он попал на престол и может распоряжаться государственною казной только потому, что я согласилась выйти за него замуж.

– Самодержец стар и не может понять желаний и стремлений царицы.

– Да, ты права, Евстратия, но это непоправимо.

– Царица, на свете нет ничего непоправимого; что произошло, то может уничтожиться.

– Лучше не думать о неприятном. У меня был сейчас Михаил, брат нашего Иоанна.

– Слыхать о нем слыхала. Что, каков он?

– Красив, очень красив; он похож на статую Ахилла, которая стоит в спальне императора. Ты знаешь Константина Мономаха? Его все считают красавцем, а Михаил не хуже его. Только молод он очень.

– Ну, что же, это преимущество. Лет двадцать ему будет?

– Двадцать? – да, но не более. Ну, пойдем, Евстратия, пора приниматься за дело.

В соседней комнате были расставлены жаровни и императрица, окруженная придворными дамами, начала приготовлять ароматы.

Словник : Михаила орден - Московский Телеграф . Источник: т. XIXa (1896): Михаила орден - Московский Телеграф, с. 479-482 ()


Михаил. - имя нескольких византийских императоров. Когда в 811 г. булгарский хан Крум разбил наголову византийцев и император Никифор I погиб на поле битвы, а сын его, Ставратий, хирел от полученной им неизлечимой раны, недруги последнего, ненавистного всем развратника и неспособного тирана, избрали на престол М. I Рангависа, мужа царевны Прокопии Никифоровны, человека честного и прямого, но слабохарактерного на столько же, насколько жена его отличалась энергиею и желанием участвовать в правлении. На войско М. совсем не имел влияния; между политическими партиями он колебался, духовенству покровительствовал, отменил все финансовые меры, направленные против него, был крайне щедр к клиру, монастырям и благотворительным учреждениям, дал возможность преп. Феодору Студиту вернуться и под его влиянием открыл гонение на иконоборцев и стал преследовать павликиан в Азии и во Фракии. В 812 г. Крум наводнил своими полчищами Фракию и Македонию; после победы его при Версиникии (близ Адрианополя) над М. (813) войско восстало и избрало императором армянина Льва (см. Лев V). За М. стояли церковь, сенат и народ, но он не хотел кровопролития и пошел в монастырь, где, разведенный с женою, прожил еще более 32 лет. М. II Косноязычный был возведен на престол (820) прямо из тюрьмы, в которой содержался за заговор против своего предшественника, Льва V. Человек низкого происхождения и плохо образованный, он удержался на престоле до самой смерти, хотя не имел удачи во внешних делах. Серьезная опасность угрожала ему со стороны старого соратника его Фомы , по происхождению славянина, который при помощи арабов и других восточных народов поднял мятеж в 822 г., завладел большею частью Малой Азии, принял в Антиохии из рук патриарха венец, привлек на свою сторону стоявший у Лесбоса имп. флот и осадил столицу. М. удалось, однако, сжечь его флот у стен Константинополя; Фома, разбитый булгарским ханом Мортогоном, взят в плен М. и казнен (824). В это же время далматинские города объявили себя независимыми от Византии; их примеру последовали соседние славянские жупаны. В 825 г. арабы овладели Критом и стали истинным бичом для побережий Архипелага. С трудом удалось первому греческому моряку этого времени, Орифе, отстоять остальные греческие о-ва Эгейского моря. В 827 г. арабы заняли часть Сицилии. Во внутренней политике М. старался действовать в духе Льва V, поддерживая правосудие и дисциплину в войске и администрации. В религиозных вопросах он был индифферентен; он вернул из изгнания преп. Феодора Студита и другого вождя православных, Никифора, но подтвердил прежние законы против почитания икон и стоял за полное равенство перед законом обеих враждующих сторон. Умер в 829 г. Внук его M. III по смерти своего отца, имп. Феофила (842), остался в возрасте 4 лет, и управление перешло к его матери, Феодоре, при которой был совет из трех лиц (в том числе брат императрицы, Варда). Несмотря на заботы Феодоры о воспитании сына, руководство которым поручено было Варде, М. оказался человеком неспособным, слабохарактерным и развратным; в цирке он часто сам выступал возничим. Личного участия в делах управления он почти не принимал. Управление Феодоры ознаменовалось прежде всего восстановлением на Константинопольском соборе иконопочитания, при чем был установлен праздник «торжества православия». Сарацины все больше и больше распространяли свою власть в Сицилии; греки удержали в своих руках только восточную часть острова с Таорминой и Сиракузами. Борьба с арабами на восточной границе и поход против арабских корсаров, занимавших о-в Крит (844), были неудачны. Война с Борисом Сулгарским окончилась в 852 г. мирным договором. После низвержения Феодоры (856) управление перешло всецело в руки Варды (с 862 г. - «кесарь»). Низложение Вардою патриарха Игнатия (см.) и возведение на его место Фотия (в конце декабря 857) повело к распре с Папой Николаем I, имевшей громадные последствия (см. Разделение церквей). В 864 г., после новой войны, вторично был заключен с болгарами мир; царь Борис принял крещение, последовав примеру Ростислава Моравского, который (в 862 г.) обратился к М. с просьбой послать ему способных учителей веры, в ответ на что были посланы в Моравию св. Константин (Кирилл) и Мефодий. На В. борьба против арабов продолжалась. Союзниками мусульман были здесь преследуемые византийским правительством павликиане. Византийский полководец Лев успешно боролся с арабами, но походы самого М. оканчивались неудачно. Победа, одержанная братом Варды над эмиром Омаром Мелитенским (863), надолго обеспечила грекам спокойствие на В. К 865 г. относится известное нападение на Константинополь русских, опустошивших окрестности столицы, но вскоре принужденных удалиться. Заслугу Варды составляли его заботы о распространении образования. Так, он учредил в Константинополе новую светскую академию, во главе которой был поставлен ученый Лев (бывший архиепископ Фессалоникский). В апреле 866 г. Варда погиб от руки нового любимца М. - Василия Македонянина, которого М. в мае 866 г. сделал кесарем и своим соправителем. 23 сент. 867 г. М. был убит в пьяном виде клевретами Василия (см.). - M. IV Пафлагонянин (прозванный так по происхождению) был младшим братом влиятельного при Романе III Аргире евнуха Иоанна Орфанотрофа, доставившего брату место во дворце. Императрица Зоя (см.) увлеклась М., который и стал ее любовником. По смерти императора Романа III (вероятно, отравленного с ведома Зои и М.) Зоя вышла замуж за М., который был провозглашен императором (1034). Болезненный М. был человек умный и доброжелательный, но не вступался в дела государственного управления, которое перешло всецело в руки Иоанна Орфанотрофа. Последний старался выдвигать своих родственников и друзей, которые и позволяли себе всякие злоупотребления. Кроме знати, недовольной возвышением худородных «пафлагонян», правление Иоанна вызывало сильное неудовольствие в народе, страдавшем от возвышения податей: в Сербии и Болгарии возникли восстания. В царствование М. IV греки должны были бороться на В. с арабами, на З. с арабами в Сицилии и с норманнами в Южной Италии. В Сицилии счастливо боролся Георгий Маниак, но почти все его завоевания были потеряны сменившим его Стефаном. Борьба с норманнами в Южной Италии шла неудачно: к концу царствования М. IV греки владели в Апулии лишь 4 значительными городами. Тоанн Орфанотроф, стремившийся упрочить престол в своем доме, добился того, что Зоя усыновила племянника Михайлова, Михаила Калафата, который и был в конце 1034 или в начале 1035 г. наречен «кесарем» и наследовал М. IV, умершему в 1041 г. - М. V Калафат, презираемый аристократией, как незнатный выскочка, стал искать расположения народных масс, чтобы, опираясь на них, упрочить свою власть. Для этого ему пришлось пожертвовать своими родственниками, ненавидимыми народом. Иоанн Орфанотроф был удален от дел и сослан; сосланы или оскоплены были также и многие другие родственники М. Отстранив Зою сначала фактически от управления, М. решился удалить ее и формально; ее обвинили в волшебстве и составлении ядов, которыми она хотела будто бы отравить императора, сослали на остров Принца и постригли. Неблагодарность М., осмелившегося нарушить права законной императрицы, происходившей из уважаемого народом македонского дома, вызвала народный бунт. Разъяренная толпа ворвалась в казнохранилище и уничтожила ненавистные писцовые книги. Чтобы успокоить население Константинополя, М. возвратил из ссылки Зою, но было уже поздно. Партия Зои и ее сестры Феодоры одержала верх. Император, объявленный низложенным, бежал в Студийский монастырь, где и постригся (1042), но был ослеплен и отправлен в ссылку. М. VI Стратиотик, в молодости отличившийся как воин (откуда его прозвание), был уже стариком, когда его, еще при жизни императрицы Феодоры, объявили ее преемником и провозгласили императором (1056). Дела шли при нем в том же направлении, как и при Феодоре. Недовольные императором военачальники составили заговор с целью возвести на престол Исаака Комнена. 8 июня 1057 г. Исаак Комнин (см.) был провозглашен в Малой Азии императором. Войско Стратиотика, высланное против мятежников, было разбито около Никеи. М. VI вошел в переговоры с победителем, предлагая ему усыновление, звание кесаря и даже приобщение к императорской власти. Комнен готов был принять эти предложения, но в Константинополе произошло восстание: М. был низвержен, пострижен и скоро умер. М. VII Дука , по прозванию «Парапинак», сын имп. Константина X Дуки, был воспитан ученым Михаилом Пселом и со времени смерти отца (1067 г.) носил титул императора вместе с братьями Андроником и Константином. Когда имп. Роман Диоген (2-й муж матери М., Евдокии) был взят в плен турками, управление было отдано Михаилу, сначала вместе с матерью; но вскоре Евдокия была пострижена и императором провозглашен М. (1071), имевший тогда около 20 лет от роду. Освободившийся из плена и пытавшийся вернуть престол Роман Диоген вынужден был отказаться от престола и обещал постричься, за что получил гарантию личной безопасности; тем не менее его ослепили и так неумело, что он вскоре умер. М. VII посвящал свое время изучению риторики и писанию стихов, управление же находилось в руках его советников, влиянию которых он вполне подчинялся. В Азии дела империи шли все хуже и хуже; сельджуки помогли императору против претендента на престол, Иоанна Дуки, но получили за то часть Мал. Азии. Новое восстание поднял Никифор Вриенний, который был провозглашен императором и в 1077 г. вступил в Адрианополь, а брат его Иоанн подошел к самому Константинополю, но должен был отступить. Дела Никифора Вриенния принимали неблагоприятный для него оборот, но в то же время М. VII приходилось считаться с другим мятежом, возникшим на В.; там императором был провозглашен Никифор Вотаниат. За него была сильная партия и в столице, состоявшая из недовольных отнятием церковных имуществ духовных и многих знатных светских лиц. Никифору сочувствовала, по-видимому, даже часть родни М. В марте 1078 г. Никифор Вотаниат подступил к Никее, а 25 числа этого месяца многие духовные и сенаторы провозгласили его в Константинополе императором. 31 марта мятежники заняли дворец; Михаила постригли и отправили в Студийский монастырь. См. Н. Скабаланович, «Византийское государство и церковь в XI в.» (СПб. 1884). М. VIII Палеолог, из знаменитого рода, начиная с Алексия III находившегося в родстве с царским домом, после смерти Феодора Ласкариса (1259) привлек на свою сторону высшие классы, армию и клир и по общему желанию в сане деспота призван был в опекуны малолетнего Иоанна IV; на монетах М. изображался с младенцем Иоанном на руках. Ему удалось добиться торжественного венчания императорскою короною, но заранее он клятвенно обещал патриарху Арсению, что по совершеннолетии Иоанна передаст ему корону. Прежде всего М. обратился против главного представителя греческого партикуляризма, деспота Михаила II Ангела Эпирского, который заключил союз с Манфредом, королем сицилийским, и с Вильгардуеном, князем Ахайским. Искусно воспользовавшись распрями между союзниками, М. при помощи своей легкой конницы из сельджуков, славян, куманов и вифинских стрелков, нанес эпиротскому ополчению страшное поражение при Пелагонии. Поражение главного полководца М., Стратигопула, при Трикорифе (1260) дало деспоту возможность отстоять самый Эпир, но восточные части его государства попали в руки М.; Вильгардуен был взят в плен и уступил М. часть своих владений. В 1260 г. М. лично предпринял поход через Геллеспонт, взял последние франкские крепости и угрожал Галате. В 1261 г. он заключил в Нимфеоне договор с генуэзцами, с 1255 г. боровшимися против венецианцев в сирийских водах. Генуя обязалась помогать грекам своим флотом, а М. дал ей за это свободную торговлю во всей империи, почти всю Смирну и самосуд во многих местностях; венецианцы изгонялись со всех рынков империи. В 1261 г. войскам М. удалось овладеть Константинополем; латинский император Балдуин II бежал, храброе сопротивление немногих франков и венецианцев было сломлено поджогом их домов. Народ ликовал, современники говорили о воскресении империи. Несчастия империи, однако, не миновали. В 1262 г. известие, что М. велел ослепить Иоанна IV, привело к восстанию в Вифинии. Та же причина вызвала несогласие между М. и патриархом Арсением, кончившееся ссылкою последнего и рядом замешательств в среде духовенства. Самый характер М. изменился; он сделался суровым, подозрительным деспотом. В то же время пришлось прибегать к ненавистным народу фискальным мерам для пополнения государственной казны, истощенной расходами по восстановлению разграбленной столицы, на войско и т. п. Поборы стали тяжелыми и жестокими; император чеканил плохую монету, в которой на 15 частей золота приходилось 9 частей разного сплава. В 1265 г. Михаил II Эпирский признал верховенство М. Когда генуэзцы сделали попытку изменить ему, он в 1264 году выслал всех итальянцев из столицы и с тех пор, пользуясь временно услугами генуэзцев и венецианцев, не давал чрезмерных преимуществ ни тем, ни другим. Когда слепой Иоанн Ласкарис бежал к Карлу Анжуйскому, завладевшему частью Албании, а Венеция готовилась вместе с Папою к войне с М., император решился отсрочить опасность подчинением Папе. 6 июля 1274 г. послы М. на соборе в Лионе произнесли символ веры по западному тексту и поклялись от имени императора признать верховенство Папы. Эта «уния» возбудила страшное неудовольствие в народе, еще более увеличившееся, когда патриарх Иосиф за сопротивление унии был смещен и заменен Векком. Успехи искусной внешней политики лишь отчасти искупали внутренние неудачи. У итальянцев удалось отнять часть Евбеи; в 1275 г. Иоанн Палеолог одержал морскую победу над евбейскими патинами; греческие корсары наносили сильный вред франкам на о-вах; в 1281 г. греки одержали в Эпире блестящую победу над франко-албанским войском Карла. Новый Папа, Мартин IV, оказался врагом М. и снова попытался создать могущественную лигу против Византии; дипломатии М. удалось отвратить эту опасность, заключением союза с Арагониею. Сицилийская вечерня 1282 года довершила ослабление злейшего врага Византии - Карла Анжуйского. Внутри государства беспорядки росли. Церковная политика М. и тяжесть налогов ожесточили против него население; от произвола и притеснений чиновников многие бежали даже в турецкую область; население безучастно смотрело на то, как турецкие кочевники переселялись в область истоков Риндака, Макеста и Меандра. М. умер в 1282 г. - М. IX Палеолог, сын Андроника II, при жизни отца получил титул императора (1295) и носил его до самой своей смерти (1320); неудачно воевал с турками; коварно умертвив вождя каталонцев, пришедших помогать Андронику, вызвал опустошительную войну их с империею.


Михаил пришел к власти малолетним, поэтому с 842 до 856 года фактически правила за него мать, Феодора, основным помощником которой был министр финансов Феокрит. Одним из первых шагов нового правительства стало прекращение борьбы с культом святых образов. Синод в марте 843 года восстановил иконопочитание. С патриаршего престола был низложен Иоанн Грамматик, и его место занял сначала Мефодий, а с 847 года - монах Игнатий, оскопленный сын императора Михаила Рангаве.

Так закончилась длившаяся на протяжении нескольких поколений борьба за правильное понимание второй заповеди. Несмотря на одержанную иконопочитателями победу, следы этого многолетнего противостояния видны и поныне: в восточной церкви, в отличие от католической, до сих пор не допускается поклонение любым скульптурным изображениям, любым фигурам. А память Феодоры православные ортодоксы чтят и ныне.

Тем временем с переменным успехом продолжались войны с арабами в Малой Азии. На короткое время византийцы сумели даже отбить у них остров Крит. Удалось заставить покориться Византии славянские племена на Пелопоннесе.

Делались попытки искоренить ересь павликиан в Малой Азии. Своими корнями это еретическое учение восходило к возникшим за сотни лет до этого манихейству и гностицизму. Павликиане утверждали, что существуют два Бога. Один - добрый, евангельский Господь, создатель небес и людских душ. Второй - злой ветхозаветный Яхве, творец материи и страданий. Часть павликиан ушла на земли северной Месопотамии, находившиеся под властью арабов, а часть была насильственно переселена во Фракию. Здесь на основе павликианства возникла болгарская секта богомилов, придерживавшаяся тех же религиозных взглядов, но кроме того, выступавшая еще и против всех церковных институтов и церковного имущества. В свою очередь, учение богомилов стало тем фундаментом, на котором впоследствии в Западной Европе создавали свои доктрины движения катаров и альбигойцев - их церковь искореняла с редкостной яростью и невообразимой жестокостью. Богомилы тем временем заселяли Балканы, обосновавшись в основном на землях современной Боснии и Герцеговины. Когда впоследствии эти территории оказались захвачены турками, именно богомилы сравнительно легко и наиболее охотно переходили в ислам. Последствия всех этих религиозных распрей очевидны и поныне.

В марте 856 года Михаил и его дядя по материнской линии, Варда, совершили дворцовый переворот. Феоктист был казнен, а Феодора заточена в монастырь. Варда, фактически правивший с момента переворота, в мае 862 года получил титул кесаря. Это был прекрасно образованный человек с широким кругом интересов. По его инициативе в столице возродился университет, основанный еще императором Феодосием II, но фактически прекративший свою деятельность во времена правления Фоки.

Одним из профессоров возрожденного университета стал Фотий. Это был, пожалуй, наисветлейший ум своей эпохи во всей Европе. Неутомимый читатель, глубокий мыслитель, прекрасный преподаватель (так отозвался о нем Эдуард Гиббон), Фотий в то же время был одним из выдающихся дипломатов и государственных деятелей того времени. Опосредованные результаты его деятельности и сегодня заметны в разных областях, в том числе в богословии и истории церкви. Но для европейской науки наиважнейшим его произведением и поныне остается знаменитая «Библиотека» - огромный сборник комментариев и извлечений из более чем 280 книг, написанных прозой со времен античности до современной автору Византии. Фотия прежде всего интересовали история и богословие, но этим его интересы не ограничивались - в их круг входили и красноречие, и писательский труд, и философия, и даже медицина. Учитывая, что многие из прочитанных Фотием книг впоследствии были утрачены, наши знания о литературе (прежде всего классической) без его «Библиотеки» были бы значительно беднее.

В 858 году Игнатий под нажимом правительства вынужден был оставить патриарший престол Константинополя и отправиться в ссылку, а его место занял Фотий. Поскольку до сих пор он был человеком светским, это назначение вызвало резкий протест части восточного духовенства и осуждение папы Николая I. В 863 году латеранский синод признал выбор Фотия недействительным. Это решение придало возникшей проблеме новый оттенок, и теперь вопрос ставился уже иначе: а является ли римский епископ главой всей церкви и имеет ли он право принимать решения по поводу выбора иных патриархов? В период борьбы с императорами-иконоборцами часть византийцев, и прежде всего монашество, охотно обращались к авторитету папы за поддержкой. Но теперь внутренние разногласия ушли в прошлое, и в византийском обществе постепенно крепло ощущение собственной независимости и отчуждения от Рима.

В том же 863 году византийцы одержали великолепную победу над арабами, прорвавшимися в глубь Малой Азии. Это позволило и правительству, и патриарху Фотию сконцентрировать свое внимание на славянском мире - не только в плане политики и войн, но и в области религии.

Неожиданное и лишь чудом отраженное нападение на Константинополь русских, пришедших из Киева, парадоксальным образом привело к установлению более близких связей с этим молодым государством, а также к первым попыткам обращения русских в православие. Миссионеры отправились и в страну хазар. Этими миссионерами были братья из Фессалоники, Константин (принявший позднее в Риме монашеское имя Кирилл) и Мефодий.

И когда моравский князь Ростислав обратился в Константинополь с просьбой прислать к нему учителей православия, выбор Фотия снова пал на братьев, которые уже знали македонско-болгарскую разновидность славянского языка (Кирилл и Мефодий родом были из района, где расселилось много славян). Они стали апостолами славянского мира. Константин приспособил греческое письмо к требованиям местных. На славянский язык было переведено Священное Писание. Богослужение в славянских землях также совершалось на местном наречии.

Когда в 869 году Константин (Кирилл) умер в Риме, его брат, возведенный в сан епископа, продолжил свой труд в Моравии, но встретил яростное сопротивление германского духовенства. Мефодий даже провел два года в темнице. В конце концов, папа издал строгий запрет проводить богослужения на славянском языке, и ученики Константина были выдворены из Моравии.

С историей этой миссии связан и важный вопрос, споры о котором ведутся до сих пор. Касается он зачатков христианства в южных районах Польши, на землях вислян, которые в течение некоторого времени были подвластны Моравии. Наблюдая за продолжающимися на протяжении нескольких поколений дискуссиями на эту тему, трудно не прийти к вполне определенному мнению. Некоторые исследователи занимают весьма интересную позицию: поскольку нет неопровержимых доказательств того, что христианство пришло в Краков из Моравии в православном варианте со славянскими богослужениями, значит, оно оттуда прийти и не могло, тем более что настоящее христианство могли принести лишь западные миссионеры.

В 864 году в Византии принял крещение болгарский царь Борис, взяв при крещении христианское имя Михаил в честь императора. Часть родовой болгарской знати встретила этот акт с большим неодобрением, полагая (и вполне справедливо), что вслед за этим усилится влияние византийской культуры и еще более ускорится языковая славянизация остатков этнических болгар-завоевателей, еще сохранявших свои обычаи. Несколько десятков бояр поплатились жизнью за свою верность старым традициям. А вскоре разгорелся внутрицерковный спор между Константинополем и Римом: под чьей церковной юрисдикцией должны находиться новообращенные территории?

Новый элемент в споры между двумя столицами внесли богословские выступления Фотия. Патриарх доказывал: утверждение римской церкви, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына, противоречит православию - ведь в Никейском Символе веры речь идет лишь о Боге-Отце. Расхождение взглядов по этому вопросу получило условное название Filioque - «и от Сына». И именно вопрос Filioque послужил причиной того, что Константинопольский собор 867 года объявил папу римского Николая I еретиком и подверг его анафеме.

Тем временем в стране назревал серьезный политический кризис. В 866 году фаворит императора, Василий, собственноручно лишил жизни кесаря Варду - с согласия самого Михаила и в его присутствии. После этого Василий стал соправителем, а в сентябре 867 года по его приказу пьяный император был убит в собственном дворце своими придворными.